Оценка пользователей
8.7033
Оценить:
-
-AdRiver-

Из зимы в лето: часть 2 - варгеймы

время: 12 августа 2014

Военно-исторические игры по- прежнему остаются для меня лакомым кусочком.  За прошедшее время было сыграно не так много партий, однако они были разные и для разных аудиторий. Пройдусь по ним в хронологическом (в рамках истории) порядке. 

Полтава

Первая по списку это «Полтавское сражение» от единственного,  выпускавшего военные игры в России и ныне почившего, издательства «Статус белли». Картонная папка с картой и фишками способствует отличной бюджетной цене для варгейма по отечественной истории. Стоит отметить, что тема для игры не простая. Русская армия обладала настолько большим преимуществом над шведской, что сбалансировать стороны крайне сложно. Видимо именно по этому, автор в первоначальном варианте оставил все как есть. Немногочисленная, но сильная шведская армия, противостоит многочисленной, усиленной укреплениями и артиллерией  армии Петра I. В базовой комплектации победить шведами мягко говоря крайне сложно. Позже автор предложил изменения, призванные хоть как то подравнять шансы, но само по себе «Полтавское сражение» не та игра, в которую прямо хочется переигрывать раз за разом при наличии других военных игр, так что ценность «костыля» не так уж и велика. Однако, какие бы не были у игры недостатки, партии проходят весьма увлекательно. В этот раз моя шведская машина решила перемолоть редуты, вместо того что бы просто прорваться через них. Наказание за это решение последовало безотлагательно. Штурмы были проведены крайне неудачно,  части в синих мундирах мешали друг другу и плохо кидали кубики. В довершении всех бед, за линией редутов нас уже ждали драгуны Меньшикова, которые перед своей гибелью успели потрепать как нервы так и без того невеликие силы шведского короля.

Залп!

В итоге, выстроившаяся цепь остатков шведских пехотинцев представляла собой не то что «тонкую синюю линию, превращающаяся в пунктирную», а банальное кривенькое тире.  Но даже в таком составе они могли устроить русским кровавую баню в рукопашной. Однако царь Петр, построив свои силы в несколько линий, выдал фантастический по точности залп. Из 8 кубиков на 6 выпали шестерки, столь необходимые для попадания! Когда дым рассеялся, взору Карла предстали жалкие крохи его великой армии находящиеся в вертикальном положении. Все остальные лежали плотными рядами. Пуля оказалась совсем не дурой. В таких условиях, героические усилия шведской кавалерии, сдерживающей свежие силы русских драгун, были бесполезны, времени и самое главное армии способной уничтожить массы русской пехоты уже не было.

Поражение

«Полтавская битва» отлично идет как иллюстративный материал к учебнику истории, относительная скоротечность партии (в районе 2-3 часов), не сложные правила и человеческая стоимость игры, вполне подходит для демонстрации классического варгейма неискушенной публике. Даже дисбаланс игры отлично вписывается, достаточно игроку более плотно знакомому с таким типом игр взять под командование шведскую армию.

Французы рвут линию

Следующая по списку оказалась Flying Colors, морские сражения времен наполеоновских войн от компании GMT. Имея опыт всего одно обучающегося сценария, в этот раз решительно взялись уже за полноценное сражение. Выбор пал на бой у Мыса Генри. Относительно небольшое количество кораблей в флотах противоборствующих сторон и самое главное ограничение сценария по ходам, оставляло надежду, что уложимся в приемлемые временные рамки. Сразу скажу, действительно удалось осуществить задуманное. Справились за  3 с лишним часа.

Авангард Британцев под плотным огнем

По сценарию французские и английские корабли двигаются встречным курсом, соответственно в бой вступали последовательно. Французам удалось выгадать дебют, разрезав линию британцев и нанеся их головных кораблям серьезные повреждения. Впрочем не обошлось и не без потерь. На одном из судов возник пожар, которые здорово подпортил нервы, а затем  и поспособствовал гибели этого линейного корабля. Я не буду расписывать маневры флотов, для этого нужно или рисовать схемы или прикреплять больше фото, а было вовсе не до того. Напряжение колоссальное, выгадывания галсов, стремления сосредоточить огонь которое с случае неудачи грозит не просто разрушением строя, но полным разбродом своих кораблей и как следствие их уязвимости в следующий ход. Залпы, обездвиживающие гигантов, превращающие их плавучие батареи, к которым так удобно подбираться со стороны уязвимой кормы.  Картечь, сметающая с палубы все живое и судорожные маневры в надежде избежать абордажа, резонно полагая, что остаткам команды не светит в бою со свежим противником. Тревога, когда горящий флагман британцев, проходит проверку на сцепку с целехоньким французом. Впечатлений море. Игра мне очень нравится. Правила, не смотря на отнюдь не простые формулировки, тем не менее не перегружены лишними деталями и достаточно последовательны. Я по прежнему не уверен, проведен ли мы хоть когда- нибудь Трафальгар или Славное Первое июня, все таки это по настоящему масштабные сражения, съедающие в рамках игры очень много времени, но то что мы переберем все битвы где с каждой стороны не более 7-10 кораблей, в этом не сомневаюсь.  Игра не простая, требующая внимательности, усидчивости и времени. Просто так ее доставать из коробки не будешь. Желательно обладать общим интересом к теме сражений парусных судов.

Батарея! Огонь!

Сommand and Colors:Napoleonics: доиграли все сценарии базовой коробки и дополнения «Русские», а также приступили к свежеизданным «Австрийцам». Игра, несмотря  на то, что, периодически вызывает полярные чувства – отличная.  Отдельно отмечу значительное количество сценариев и великолепно проведенную работу по «расовым»  отличиям дополнений.  Конечно, австрийцев еще не испытали по полной программе, но не верю, что на них система даст сбой. А так, каждая коробка – отдельная песня. Русские, цепляющиеся зубами за свои позиции и портящие гениальные планы по прорыву кавалеристами или занятию ключевых мест. Англичане, от которых постоянно приходится ожидать сметающего все и вся ружейного огня, отсюда чересчур аккуратное маневрирование, а это чревато потерей как инициативы так и хороших карт. Испанцы, периодически переворачивающие партию с ног на голову с их партизанщиной.   Ну и конечно, французы. Паровым катком пехоты и массовыми атаками кавалерии при поддержки батарей способные смять любого противника.  Безусловно, в игре достаточно и негатива. В первую очередь достопамятные кубики, способные выдать из 7 (при шансах на успех 75%) абсолютный ноль и карты, (точнее их отсутствие в нужный момент) иногда низводящие оппонента в ранг зрителя, наблюдающего за безнаказанным истреблением своих деревянных блоков.

Французские драгуны кружат вокруг австрийцев

Есть вопросы и к сценарием, какие то даже поражают пропастью дисбаланса, другие вызывают недоумения. Так, судя по коробке «Русские», Наполеон в 1814 году, только что Москву не взял, ибо в каждом из предложенных сражений, русские терпят поражения (согласно историческому сценарию). Ну ладно, я и так  знаю, что в 1814 году именно русская армия взяла Париж, причем действительно после тяжелого сражения.  Что  помешало сделать финальный сценарий – «Штурм Парижа»,  то ли стремление не задеть чувства многочисленных наполеонофилов, искренне полагающих, что подчас императору  не хватало «еще одного батальона» для безоговорочной победы, или же решили приберечь для коробок «Пруссаки» или «Эпические сражения»? Однако подобные помарки и действительно раздражающие кубики, отступают перед истинным предназначением игры.

Раш по центру

Это не симулятор полководца и не историческая реконструкция, это чистый фан. Весело, бодро и реиграбельно. К примеру мы несколько раз переигрывали сценарий «Битва при Красном», было очень интересно, как же русские могут помешать стремительно отступающим французам или проигранное мной в пух и прах Ватерлоо. Зудит, нужно повторить, чтобы уже теперь, бегство Веллингтона, а не Наполеона, прикрывали несгибаемые гвардейцы.  ССN – лучшая из исторической Борговской серии, гораздо более сложная как правилах так и в возможностях чемМемуары 44 и более комплексная чем  уже не так сильно уступающая ей Сommand and Сolors:Anticients. Игровой обгрызок в виде выпущенной Звездой «Самураев» как конкурента вообще на рассматриваем, так же как и уже «древний» «Battle Cry». Сомнительно, что игра хорошо пойдет в качестве «детской», все таки многообразие отрядов и тактик, требует гораздо более вдумчивой игры, чем те же Мемуары, но благодаря своей «фановости», вполне подходит для соперников вовсе не увлеченных наполеоникой.

Штурм

World at war – третья мировая война в альтернативном 1985. Достаточно неожиданно, превратилась в одну из самых ходовых игр в прошлом году и коробку, которую раскрывали в этом, увы, слишком мало. Отличное сочетание качественных и не сложных правил с динамичными боями в прекрасно исполненном антураже. Просто огромное количество разнообразных сценариев (больше, наверно, только в ASL), для уже затянутых в эту пучину и великолепные базовые коробки. Предлагающие на выбор как короткие боестолкновения, так и достаточно масштабные (в рамках рота, батальон, полк) побоища. Т-62, уязвимые, но многочисленные, гвардейские Т-80, молниеносные и смертоносные, против угрожающе беспощадных Абрамсов и Леопардов. Десятки типов танков, бронемашин, наличие вертолетов и авиа поддержки, артиллерийские удары, химическое оружие, управляемые противотанковые ракеты и прочая, прочая. Скучных сценариев нет в принципе. То наводишь мосты через Рейн и пытаешься выдавить из ключевого города окопавшихся там британских пехотинцев, то прорываешься из готового схлопнуться мешка, остатками панцергренадерского полка, то штурмуешь прибрежные городки в Швеции силами доблестной морской пехоты, то вступаешь в противостояние с бывшими союзниками, когда после заключенного перемирия, подразделения Бундесвера вынуждены атаковать отступающих янки. В качестве вишенки на торте, пытаешься силами десантников и «Альфы» перехватить спасающегося бегством из Парижа самого Франсуа Миттерана.

соотношение потерь

Многочисленные броски кубиков на атаку и защиту, парадоксально мало влияют на динамику игры, настолько они удачно вписываются в общую напряженность партии. Грамотный маневр и опора на сильные стороны своих подразделений вполне способны нивелировать неудачные броски кубиков.  Игра – однозначный хит, с колоссальной поддержкой как издателя, так и сообщества. Единственно, вот лежат у меня две коробки –допы. «Paris is burning» и «Into the breach», а базовой , игры, в которой были напечатаны значительное количество юнитов задействованный в этих допах, у меня нет. Вот и маюсь, то ли отдать кому они нужнее, то ли придержать? Для знакомства с игрой отлично подойдут коробки  »Blood and bridges» или «Eisenbach Cap» . Несложные правила, но при этом глубокий игровой процесс и разнообразие сценариев способны зацепить  не только неискушенных варгеймами игроков. Конечно, интерес к  антуражу лишним не будет. Вполне подходит для привлечения к игре новых участников, хотя желательно способных отличать Т-80 от Абрамса и знающих, что такое НАТО и Варшавский   договор.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Tanone написал 5 лет назад: # скрыть ответы

По что вы так самураев то?
В Борговской версии он примерно такой же как СС:A... Только вариативности мало, но это особенность Японии, а не игры.

А арт оф тактикс в самураях очень достойная. Дырок мало и они лечатся. И прямо скажем мне нравится больше борговской части (вовсе не потому что я Борга терпеть не могу), такого опыта ни один варгейм не даёт.

UncleL написал 5 лет назад: # скрыть ответы

я у себя на сайте про Самураев подробно расписал, почему не стал покупать. А Звездовские правила мне все не по душе. Да и в данной заметке, касательно "огрызка" я вел речь сугубо по Борговской составляющей коробки. А это реально обгрызок, без всяких шансов на поддержку издателя и последующие расширения.

Tanone написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Забавно. Пропустил этот пост. :)
На самом деле АртОфТактик в самураях самая вменяемая. На удивление. но я уже говорил это. :) Просто её надо попробовать с тем кто уже в ней разобрался. :) Одновременность действий кардинально меняет ощущения и тактику. И выносит мозг. :)
Честно говоря я бы не стал придираться к количеству сценариев. Просто потому что по Японии их вообще не так уж и много. У той же GMT их всего 13 на две коробки. При чем реально интересных из первой всего ОДИН из семи.
Главное что в Битвах Самураев есть возможность создавать скирмиши и свои сценарии.

UncleL написал 5 лет назад: # скрыть ответы

ну в GMT коробках масштаб, как ни крути иной. Другим сериям это простительно. А вот Борговской нет.
Уговорил, сыграть можно, но покупать все равно нет. :)
Меня, кстати, раздражает неспособность, в рамках АоТ, Звезды работать с масштабом. Поэтому играть в Дайме вышедшего по грибы в окрестности Фудзи и попавшего в засаду играть весело, но как то недостаточно эпично.

Tanone написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Гм. Масштаб тот же. Просто отрядов меньше.
Главное в АоТ не играть предложенные сценарии. :) Они все какие то странные.
Я пару раз раскладывал обучающий сценарий из борговской книги, но по правилам АоТ. Пришлось слегка модифицировать, но масштаб был очень даже эпичный. :) Правда у меня еще дополнительные отряды есть.

UncleL написал 5 лет назад: # скрыть ответы

я не точно выразился. Масштаб, в плане сколько человек в фишке/подставке, сколько метров гексе/дюйме. Скажем для Борговской системы это совершенно неважно, а вот для АоT это могло бы стать серьезным подспорьем. И потом, я скажем так, не любитель сходу придумывать сценарии. Я люблю распечатать коробку и получить готовый продукт, который затем, при желании можно дополнить или допилить. В случае с "Самураями", как впрочем, по всей видимости и прочими продуктами от Звезды данной направленности, получаем игру которую надо сразу приводить в порядок своими силами, твои слова о слабых готовых сценариях, косвенно подтверждают это. В принципе, ничего такого страшного в этом нет, просто это не устраивает именно меня.

Tanone написал 5 лет назад: #

Гм. Правила вполне приличные прямо из коробки. В последней версии немного вилизанные. Напильником нужно доработать только по вкусу. Просто меня некоторые моменты напрягают. :) Впрочем в любых играх есть такое.
Сценарии играбельные, но странные. Все со сложным ландшафтом и драками за реку. Ни одной реальной схватки. Потому я и использовал борговский сценарий. Можно играть как есть, но в АоТ стрелки бьют намного дальше. :)

Victor34 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Алексей, спасибо за отчет - с большим интересом прочитал! Сами рубимся в Наполеонику - дошли пока до середины базы и попробовали дополнение Русские. Ощущение очень схожие) Пара вопросов по Наполеонике: не в курсе, после Пруссаков что-то будет в серии? С этого сайта не пробовали еще сценарии разыгрывать - http://www.ccnapoleonics.net/section/1-unofficial-scenarios.html

Традиционно - какие игры в планах до конца года на поиграть и к каким присматриваешься для приобретения?

Flying Colors давно заинтересовала, но решил подождать выхода Blue Cross, White Ensign (вроде в октябре обещают).

Небольшое пожелание - пиши отчеты чаще)))

UncleL написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Как я понял разговоры ходят о дополнении La Grande Battles - что в принципе логично, считай до сих пор нет Аустерлица, Лейпцига, Дрездена, и второе Generals, Marshals, & Tactics. Причем, по словам Борга, дело близко к Р500. Видимо опять запустят сбор, на что первое соберут то и выпустят.
Я только на Sails of Glory, заглядывался. Теперь не знаю, может стоит дождаться расширения "Капитаны" для Flying Colors, всего то год-два ждать.
Постараюсь оставлять заметки почаще.

fonfrost написал 5 лет назад: # скрыть ответы

А ты не опасаешься, что это будет шляпа на подобие Iron and Oak. Как то поле из квадратов не очень внушает доверие по части симуляции маневрирования, которое из-за масштаба по идее должно быть достаточно подробным и одновременным.
Все таки количество "морских" систем с миньками и рулеткой под такой масштаб явно не с проста.

UncleL написал 5 лет назад: # скрыть ответы

скажем так, я этого не боюсь. В принципе, что квадраты, что гексы, что рулетка или карты одинаково условно способны симулировать морские маневры.
В катастрофические ошибки я не верю, все таки это фирмА, а условности готов потерпеть, если игра хорошая.

fonfrost написал 5 лет назад: #

Кстати, фишки кораблей то гексогональные. Возможно они могут по полю свободно перемешаться, не позиционируясь точно в квадрате. Ну а сами квадраты служат возможно для каких то подсобных целей. В тех же Парусах славы поле тоже в квадратах, но там линии нужны только для того, чтобы правильно позиционировать шаблон направления ветра по отношению к грот-мачте корабля.

SkyRover написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Очень хороший обзор/дайджест получился. Прочитал с удовольствием, много полезных для себя моментов уловил.

Полтавское сражение - мой первый варгейм - "любовь на века" :) Действительно очень хорошая игрушка получилась. Настоящий интро-варгейм.

"Сommand and Colors:Napoleonics" - отличный обзор. Теперь точно решил - беру, для игры с сыном.

UncleL написал 5 лет назад: #

бери, конечно. Только все таки учитывай, игра не такая простая. Ребенку, по честному, выиграть будет не так то и легко. Это все таки не Мемуары.

MoriQuessir написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за отчет! Мало стало интересных записей про варгеймы, приятно было почитать :)

UncleL написал 5 лет назад: # скрыть ответы

на здоровье, мало на варгеймы собираемся.Увы. Стыдно сказать, за этот год не разу Virgin Queen из коробки не доставали.

Alxin написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ну а кто ж вам виноват? :)

UncleL написал 5 лет назад: #

я же уточнил, что "стыдно". Значит все и никто :)

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы
Оффтоп

Вчера трепались на тему варгеймов с участниками Настолкомании. Внезапно:)
Так вот, неожиданно для себя узнал, что темы для варгеймов грешат мейнстримом. Хотелось игр о гуситах, а их нет. Игры про войны Моголов? Тоже нет. Нет игр о Суворове, если не ошибаюсь, Грюнвальд не востребован и тд.
Как бы понятно почему, но все равно обидно.

MoriQuessir написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Про Суворова с пылу, с жару: http://boardgamegeek.com/boardgame/156946/wise-bayonets.

А так, да, Battle of the Bulge превалирует :)

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: #

А Leks вчера говорил, что нихт...вот и верь людям после этого:)

Leks написал 5 лет назад: #

Ух ты, класс! Надо посмотреть. Спасибо.

fonfrost написал 5 лет назад: # скрыть ответы

И про Грюнвальд и про Суворова игры есть.
Моголы же, даже с точки зрения военного искусства, вряд ли будут кому то интересны.
Вообще когда я только начинал играть в варгеймы, я считал, что самые востребованные исторические темы среди игроков, это что-то навеянное приключенческой литературой, т.е. средневековье/возрождение/религиозные войны и эпоха разума/наполеоника. Ан нет, всем подавай почему то ВМ... На вышеперечисленные темы найти оппонента как днем с огнем...

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Я то нуб в этом вопросе., мне то подавай эмоции и переживания (плюс реконструкцию). Упомянутые выше Арденны мне не оч интересны как и весь 20 век (ну кроме буров наверно). Душа то просит именно чего-то такого. А вот Аурангазеб мне интересен, ибо с перчиночкой и попахивает некой романтикой.
Причем про 30летнюю войну есть игры, а о гуситах нет. Не странно ли?

Pirx написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Нуу, гуситские войны вообще-то сильно раньше были, и именно с 30летней я бы не стал сравнивать.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Я помню когда были и те, и другие)))
На БГГ один товарищ тож спрашивал о гуситах и ему порекомендовали именно о 30летней. Уай? Ай донт ноу)))
Но факт остается фактом.

Pirx написал 5 лет назад: #

Очень странный совет, как по мне.
А в целом поддержу автора поста: стратегия из гуситоа получилась бы интересная, кризисная и асимметричная. Тактически отдельные баталии - фиг знает, мои познания об этом аспекте ограничиваются схемой применения вагенбурга из учебника истории.

UncleL написал 5 лет назад: #

да не особо странно. Боюсь гуситы, хоть и более известны чем моголы, продукт для внутреннего потребления. А чехи, в отличии от тех же поляков, как то к варгеймом судя по всему прохладно относятся. Хотя согласен, по Гуситским войнам стратегическую игру, было бы интересно посмотреть.

Scorpius написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Варгеймов про украинских казаков точно нет :(....

Alxin написал 5 лет назад: #

http://boardgamegeek.com/boardgame/158416/kircholm-1605
Из вики: "...в решающей атаке также принимали участие запорожские казаки, более приспособленные к маневрированию и имевшие не меньшее значение в схватке."

Вообще, если так дело дальше пойдет, то период этот французы закроют плотно, а там с казаками сражений много.

Leks написал 5 лет назад: # скрыть ответы

А кому интересны стычки по 300 человек англичан и индейцев? Так нет же, с завидным постоянством выходят такие варгеймы, а некоторые временные периоды и сражения просто как- то игнорятся.

Alxin написал 5 лет назад: #

Наверно интересны жителям континента, где это происходило и кто разрабатывает львиную долю варгеймов, ага?

Tanone написал 5 лет назад: # скрыть ответы

На самом деле думается для разработки многих таких не мейнстримных игр просто нету информации.

Я в конце зимы пытался собрать информацию по битвам времён Смуты и восстания Хмельницкого. Интересно же сделать модуль для МушкетоПики на эту тему. А информации то нифига нету.

Даже модуль про Лесную для Битв эпохи Просвещения сложно сделать. Информация что мне встретилась после долгих поисков недостаточно подробная. Придётся много фантазировать.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Думал уже об этом и возможной реакции игроков ("не тру!"), однако ж это было б лучше, чем ничего. Ясно дело, что чем ближе к дню нынешнему, тем больше инфы и можно описать хоть цвет исподнего у всех солдат воинского формирования "N", но...

Tanone написал 5 лет назад: #

Вот кстати даже Полтаву тяжело сделать. Если для шведов сохранились архивы полков и т.д. То архивы русских полков пропали во время Прутского похода, и численность подразделений точно не известна.
Любопытно что про кавалерию известно больше.

Michael написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Как нет про монголов? А это про кого, про русских что ли? http://boardgamegeek.com/boardgame/23615/kulikovo-1380-golden-horde

Leks написал 5 лет назад: #

Про Моголов, а не монголов:)

smerch написал 5 лет назад: #

Про Суворова есть еще сценарий в Nations in Arms: Valmy to Waterloo.

UncleL написал 5 лет назад: #

от чего же оффтоп, очень даже топ. Все представленные игры так или иначе действительно мейнстрим. Причины вполне себе на поверхности. Это ведь в евро или амертреше, можно что угодно и как угодно прикрутить, если процедура игры доставляет, то тематика идет сугубо прицепом. В качественном варгейме такой номер не пройдет. Как верно отметил Максим, многие конфликты прошлого темный лес и чтобы перелопатить и подготовить хороший проект по малоизвестным темам нужно быть очень большим фанатом. Про моголов, кстати, в P500 Берг готовит к изданию "Веллингтон в Индии", боюсь что это яркая иллюстрация, что Моголов можно продать только под хорошо знакомым соусом.

Alxin написал 5 лет назад: #

http://tesera.ru/game/153358/
Это про Грюнвальд.