В моей босоногой юности мне нравилась игра «SimCity» и совсем не нравилась «Цивилизация». И я не понимал почему так происходит пока не поиграл в «Поселенцы. Основатели империи».
«Поселенцы» - это «7 чудес» и «Сплендор» в одном флаконе, но это тот случай когда им стоило остаться в разных флаконах. Ну как клей «Момент» и зубная паста в одном флаконе вряд ли порадуют вас утром в ванной.
Собственно две вещи и не позволят игре стать нетленкой:
1. «Лучшее враг хорошего». Составление поля из тайлов добавило игре стратегии, жетоны телеги\монеты\войны\мастера добавили взаимодействия между игроками. Стало ли лучше? Настольный мир живет по принципу: «тупей и ещё тупее». В поселенцах вам вываливают на анализ около 30 тайлов с различными комбинациями ресурсов. Казалось бы ничего плохого, в «Спленодере» похожая ситуация, но... В «Сплендоре» вы по факту играете на 1-2 рядах, т.е на 4-8 картах, остальные вам либо совсем недоступны, либо даже даром не нужны. В «7 чудесах» и того меньше выбор. В «Поселенцах» вы будете «прокачивать» через свой мозг все 30 тайлов и это сожрет всю вашу оперативку. Добавьте к этому необходимость думать и над конфигурацией селения, т.е над размещением тайлов в деревне и вы поймете почему через 10 минут поселенцы для вас исчезнут с тайлов. Вы не будете видеть виноградники и рыбацкие хижины, останутся только коняки, рыбки, виноград и страшный стол похожий на ткацкий станок. И тут мы подходим ко второму пункту претензий.
2. «Сим Сити VS Цивилизации». В играх про цивилизации нет людей. Нет рыбаков, кузнецов и крестьян. Они для вас становятся рыбой, наковальней и конем. Я сильно подозреваю, что это то как нас видит родная партия и правительство. Но я не хочу быть конем! И не хочу, чтобы во мне видели коня. Ровно поэтому игры в цивилизацию омерзительны: в них правитель видит в людях только функцию, символ на тайле, карте или отчете росстата. В Сим Сити ты заботишься о людях: прокладываешь удобные дороги, снижаешь налоги, следишь за экологией и наличием рабочих мест. Ты не относишься к людям, как к коням, рыбам и прялкам. Игра «Поселенцы. Основатели империи» обманула меня и не дала главного: поселенцев, людей о которых надо заботится. Это оказалась игра о том как превращать людей в коней, рыбу и звонкую монету. В «7 чудесах» происходит кстати тоже самое, там люди совсем исчезают с карт, которые складываются одна на другую. В «Поселенцах» люди не прячутся и пасторальный арт призван создать ощущение расширяющейся и растущей деревни, но евроматематика и кони сжирают все и ощущения не возникает. Это не вина арта (он очень хорош). Это просто игра в Цивилизацию где нет людей и поселенцев.
У арта есть единственный косяк — ткацкий станок. Это просто ужас какой-то. Посмотрите «Путь в Индию», как там красиво изображены ткани. Но ваш ткацко-ацкий станок ни в какие ворота не лезет.
«Поселенцы» нравится детям. Этим любителям смешивать соленые огурцы c мороженным, чтобы получить зубную пасту. Им нравится «зацеплять» одно за другое не вдаваясь в то для чего это делается. Дети не играют в «Сим Сити» и «Цивилизацию», они просто собирают в карман фсе подряд няшки и шняжки, не сортируя и не парясь.
В общем получился эдакий пасьянс: «Найди пару своему коню и вырастишь рыбу».
Простенько и безвкусненько.

PS
Да и уважаемые создатели, раз уж вы придумали разный арт для разных тайлов, то надо было им как-то дать названия. Всем. Каждому тайлу, а то игра превращается в «вот эту фиговину дающую эту загагулину». Нужен был всего один лист в правилах с описанием названий тайлов, особенно очковых, а то кому все эти храмы и статуИ ведает только аллах.
Да и сама погоня за статуЯми, а не за поселенцами выглядит странно. Тогда игру надо было называть «СтатуИ. Основатели империи».
PPS
В ближайшее время Алексей Калинин собирается выпустить переработанное издание «Князей», а также три новые игры, в том числе космическую стратегию «Петля Ориона» и карточную цивилизацию «Государь».
Если государь опять будет видеть в подданых коней, а не людей, то...
> SimCity vs. Civilization
звучит прям как Дом 2 против Wormhole with Morgan Freeman =D
зачет по сравнению теплого с мягким сдан!
Не, лет 20 назад этот спор постоянно возникал.
Да не знаю уж: симсити, цезарь, центурион, империя и варлорды с цивилизацией были мало похожи в то время
Цивилизация (для меня лично, конечно же), была не про тактическое расположение городов и войск относительно друг друга, а про науки прежде всего. Немалую долю в этом играло что дерева наук не было, только пыльная цивилопедия. Создавался эдакий туман или горизонт открытий. Т.е. ты знаешь что математика после алфавита, но что дальше? Не дошел еще
Поэтому вспоминая свои впечатления от той первой цивилизации, мне прежде всего представляется восторженный ученый на фоне белоснежных колонн, и сценка с раскопками.
Это совсем иные впечатления чем от затяжного рубилова с друзьями в империю и варлордов, или соло-кризисности симсити, центуриона и цезаря
У меня была распечатка дерева:)))
Сравнение чаще шло как раз с СимСити, хотя я по-любому был на стороне Цивилизации:)
Автор еще не играл в Imperial Settlers. Вот уж где люди это ресурс.
Да нет, вы же не людей на еду меняете, это просто люди ушли за едой (и не вернулись:), т.е. этот отрезок времени потратили на соответствующее занятие.
Еда съела людей?
Бывает и такое, но это была шутка, они просто за едой ходят, а возвращаются в фазе "дохода", это не новые приходят, будучи не в курсе, что вы их на еду и дерево переводите, а старые возвращаются. На самом деле, даже раньше возвращаются, просто они свалив поклажу идут отсыпаться до следующего хода.
Игорь, вот ты щас мне мозг взорвал )
блин, я опять не под тем логином ) ну ты понял...
:)))
Это я еще не написал, что те, кто вернувшись обнаруживают свои дома разрушенными врагом, уходят прочь, горестно влача вдали от цивилизаций свое одинокое существование.
Не все же только америтрешерам рассказывать, что они не просто так кубики кидают, а это сражения в забытых богами подземельях.
Жаль не во всех евро можно такие зацепки с реальностью провести.. Большинство - слишком сухие. Собственно Айс9 об этом вроде и пишет. Где-то с перегибом, конечно. Но в целом суть верна, я считаю.
Вот в Stone Age людишки точно притаскивают всё с собой домой)
правда за это время успевает сельское хозяйство развиться, новый мипл народиться, причем уже готовый к трудовой деятельности, плюс какая-нибудь культура обязательно разовьется - гончарное искусство, например, или письменность.
между одним и другим ходом в Стоун Эйдж проходят десятилетия =)
Этот комментарий для меня оказался интереснее статьи. А ведь как логично всё объяснил:)
Вначале хотел возмутиться закидыванию какашками весьма достойной игры, но потом посмотрел на автора опуса и понял, что все в порядке, своими экскрементами он лишь показывает, что игра на самом деле хороша.
Жаль не было пообъектного сравнения с Мистериумом, но в данном случае "сухарики" сушить в евро-играх именно так и приходится. Хорошо если там ещё "пробегают" некие миплики в форме людей или миниатюрки или на картах человечки, а то чаще всего кругляшочки, цилиндрики и чёткая математическая модель на которую со всей дури натянута иллюзорная история о той или иной сфере человеческой (и не только) деятельности.
Жизнь - боль))
От Калинина, как бы не ждешь такого сушняка. У него игры сплошные битвы между игроками и прямое взаимодействие.
Атмосфера+хардкор драк, а тут вдруг в него как-будто Боза вселился.
В защиту Бозы - у него не все игры явные семейки. В Призрачных Историях (ака Ghost Stories) особенно с Белым допом, у него отличная атмосфера получилась.. И драки там, и жуткие привидения да оборотни кушающие мирненьких деток да старушек.. кризис он и в России кризис.
Да и "Дух самурая" вроде тоже про драчки.. правда не играл, не могу утверждать.
Типа про драчки. Как бы да... но нет =). Слишком абстракно. Про Samurai Spirit я для себя всё поняла спустя десяток партий. Это Ghost Stories для казуалов, нацеленных на результат. В ней не получаешь удовольствие от процесса, потому что механика слишком проста и нет остросюжетных поворотов. Эти повороты также ломает наличие раундов, в конце каждого из которых ты внезапно понимаешь, что вы продули. Ghost Stories - это непрерывная история, где действия игроков тесно переплетаются в единый клубок событий. В Samurai Spirit сложно выиграть поначалу, но вот выиграл, превозмог и вроде как не хочется больше играть (реиграбельность под большим вопросом). В Ghost Stories смакуешь сам процесс.
А вообще, владельцам GS+WM стоит смотреть в сторону Самураев?
Гикам наверное будет не особо интересно.
Разве что для коллекции и играть с казуалами, которые не хотят сложностей, нюансов GS и тем более WM (проверено на людях). Эдакий компромисс, если если за одним столом оказывается гик и казуал. Гику будет достаточно интересно, а казуала не будут напрягать сложные правила. Хорошо пойдет как семейка (я предполагаю). Семейка в мире кооперативов с точки зрения правил, но в которую при этом достаточно сложно выиграть.
поиграйте в Through the Ages - это игра про таблетки
"One pill makes you larger
And one pill makes you small,
And the ones that mother gives you
Don't do anything at all".
"This is your last chance. After this, there is no turning back. You take the blue pill—the story ends, you wake up in your bed and believe whatever you want to believe. You take the red pill—you stay in Wonderland, and I show you how deep the rabbit hole goes. Remember: all I'm offering is the truth. Nothing more."
А потом Ice9 будет говорить, что не почувствовал этого в Through the Ages.
да просто что это - омерзительно, и все.
Айснайс не терпит сослагательных наклонений: только аксиоматические утверждения! только хардкор!
Сослагательные наклонения удел безусых мнительных юнцов, а у меня уже гхм-гхммм седеть начали :)
Про таблеточки не знаю, а ROLL THROUGH THE AGES мне понравилась и показалась очень цивилизованной Цивилизацией. Там в людях коней не видят.
Отсутствие сослагательного наклонения - удел "неиспорченных" культурой людей, а также тех, кто считает, что существует истина (по крайней мере в мире) или по старинке верит в идеал математических аксиом.
А еще способ сократить текст, если субъективность сама собой предполагается:)
Меня именно это и удивляет - люди приходят в ЛИЧНЫЙ дневник, и требуют от субъективного ЛИЧНОГО текста сослагательности...
Из коммента в коммент - нет истины в обзорах Айса.. Стоп, стоп. В каких таких обзорах?
ВТФ?
ну не в ЛИЧНЫЙ, а в игровой :)
Этот игровой дневник находится в подкаталоге под ником пользователя - читай личный, читай сугубо объективный.. Иначе бы это был обзор - в соответствующем разделе.
Но я вам по секрету скажу - в обзорах и от маститых обзорщиков субъективность тоже зашкаливает. И ничего, кушаем же, зная что это всё исключительно личные впечатления авторов..
*сугубо субъективный (tesera_style_editor )
А что мешает автору создать свой блог и резвиться там по самое нехочу? И никто не будет там приставать к нему с претензиями к сугубой субъективности...
Мне кажется, Тесера - хорошее место для блога на тему настольных игр. Наоборот, не удобно, что существует так много личных блогов, сложно информацию временами искать.
Именно так. Самое интересное, только на моей памяти некоторые настольщики решали вдруг открыть свой отдельный сайт-блог, который успешно захиревает от ненужности и лени. И спрашивается - нафига?)
Это необязательно должна быть ненужность и лень, есть ряд других причин =)
Причин-то множество, а результат один :)
Дак это уже неважно по какой причине)
Ну не буду ж я мониторить список из 30-40 сайтов-блогов, ожидая появления впечатлений раз в несколько месяцев. Обычно выбирается 3-4 источника, включая Тесеру, а остальным даже RSS не поможет(
Есть дайджест на той же Тесере. Но вообще да, нужна регулярность.
А от возраста никак не зависит, я видел и пожилых культурных людей.
А я признаться не считаю проявлением культуры употребление слов: "мне кажется", "по-моему мнению", "я думаю..." и т.п.
В этом нет культуры, а обычно либо жуткая мнительность-неуверенностьвсебе, либо жуткий апломб самомнения.
Любой человек в каждую секунду высказывает ТОЛЬКО свое мнение и ничего более. И тот кто каждой фразой это подчеркивает либо мнителен, либо пафосен. К культуре это отношения не имеет.
Просто человечество привыкло, что мнительные и стеснительные типа культурные, а это не так. Это просто одна из шор и заблуждений человечества.
Зря не считаете. Употребление подобных вводных конструкций называется тактичностью, нежеланием кого-то обидеть/оскорбить/унизить.
А вот говорить безапелляционно "это плохо", "это отстой", "это не вызывает эмоций и сухо" - как раз и есть, вашими же словами, жуткий апломб самомнения.
Да, второе тоже бывает. Но мнительность - это не однозначно плохо. Помните, как у Тарковского, дерево не ломается, пока оно молодое и гибкое.
Впрочем, меня, как правило, не раздражает ваш стиль, субъективность ваших высказываний очевидна:)))
"Помните, как у Тарковского, дерево не ломается, пока оно молодое и гибкое."
Мнительность не есть синоним гибкости.
Мнительность это синоним мнительности и ничего более.
Гибкость о которой говорил Тарковский это скорее умение признавать свои ошибки и видеть новые открытые двери и горизонты, незашоренность.
Уверенность и категоричность не означает зашоренность.
"субъективность ваших высказываний очевидна:)))"
Ну как бы я и не прячу свою субъективность. Более того мне кажется она самая явная и выпуклая на тесере в отличии от аксакалов маскирующих свой субъективизм. :)))
Это был не упрек.
Про Тарковского остаюсь при своем мнении.
употребление оборотов подобных "на мой взгляд", "по моему мнению" и т.п. (в том числе когда о себе в третьем лице), одно из требований к изложению работы, в том числе и для определения "конца цитаты" (это к фантазиям о ТОЛЬКО своем мнении).По крайне мере так было, сейчас не знаю... Каждый суслик -агроном.
Я, нередко,применяю сугубо по привычке. Отсутствие подобных фраз не раздражает, но читать газетные лозунги бывает тяжеловато.
Да уж какие там люди, там спички в дощечках
Седина не показатель )
"A pill to make you numb
A pill to make you dumb
A pill to make you anybody else"