Поддавшись общему увлечению делать годовые рейтинги, я собрал всю сохранившуюся информацию о том, во что мы играли в клубе «Пунктум» за прошедший год. Список получился весьма неполноценный, т.к информация сохранилась только за начало года и за его окончание, итого ~20 игротек, т. е. примерно половина.
Стоит еще отметить некоторые особенности клуба. Во-первых, в клуб приходят как постоянные игроки, разной степени хардкорности, так и совсем новички, которые кроме Алиаса ни во что не играли. Во-вторых, среди тех, кто ходит постоянно, есть тенденция играть в основном в новые игры, поэтому, если какую-нибудь игру разложили дважды — это уже успех.
Ну, а теперь, собственно, топ, точнее два топа – для коротких игр и для игр со временем игры час и больше. Приведенные цифры — это не количество партий, а количество игротек, на которых игра раскладывалась.
Топ-5 коротких игр.
1 место:
Race for the Galaxy – 10 игротек.
Чаще всего игралась локализованная база — с более-менее новичками, пару раз с дополнением Alien Artifacts (но без исследования Сферы), несколько чаще — с дополнениями Gathering Storm и Rebel vs Imperial. Я зарекся объяснять эту игру новичкам, которые не играли в Пуэрто Рико. Первая партия растягивается часа на полтора-два, против стандартных ~15 минут. А вот после Пуэрто игра идет на ура. Карточное дополнение из Alien Artifacts отлично идет среди тех, кто не пробовал первую арку. А вот исследование Сферы, к сожалению, никто не выдерживает больше одного раза, видимо, потому, что пропадает присущий RftG минимализм. То ли еще будет, когда придет к нам RollFTG…
2 место:
Dominion – 7 игротек.
А вот тут наоборот, даже новички въезжают довольно быстро. Хотя в основном, естественно, игралась в ожидании кворума.
3 место:
Star Realms/Jaipur – 6 игротек.
Как ни странно, на третьем месте — игры для двоих, использовались также или в ожидании кворума, или когда кто-то приходил после того, как тот самый кворум уже начинал играть во что-нибудь более эпичное и надо было дождаться следующей игры. Честно говоря, обе игры мне лично заметно поднадоели. Star Realms, вроде, хороша, но если уж есть 15 минут и тяга к космосу, это явная заявка на тот же RftG.
4 место:
Love Letter/Splendor – 5 игротек.
Love Letter – хит начала года, сошел на нет, когда одна карточка барона была нещадно помята:) Купил на замену Lost Legacy, которая не понравилась вообще никому, была сыграна пару раз и забыта как страшный сон (хотя по прочтении правил была еще надежда). И по атмосфере и по процессу – все, на мой взгляд, стало куда хуже. То ли дело Splendor – такое мини-евро, даже нет, микро-евро, то же настраивание движка, тот же вопрос, когда начинать гнаться за очками, но коротко и объясняется за три минуты. Все просто, кроме одного, ответить на вопрос «О чем эта игра?». Кстати, вопрос-то важный, особенно для новичков, та же Энергосеть становится хитом именно потому, что всем понятно, что они делают, какую «жизненную» ситуацию проигрывают. На это зачастую забивают авторы «хадкора» (в Тесеровском определении «игры для игроков»), типа Терры Мистики. Ну а со Splendor’ом возникает такой маленький когнитивный диссонанс, игра то – явный гейтвэй.
5 место:
Battle line – 3 игротеки.
Так как игра для двоих, тоже выступала как игра-в-ожидании, но для более продвинутых игроков. На мой взгляд, одна из идеальных игр Книции: понятная, элегантная, абстракт, но с каким-то небольшим тематическим хвостом. Единственный минус – слишком открытая ситуация в начале, возникает провисание. В отличие, к примеру, от того же Книциевского Самурая, но он и в целом заметно проще.
Топ-3 не таких коротких игр.
1 место:
Ginkgopolis/Battlestar Galactica – 5 игротек.
Присутствие BSG в этом списке да на первом месте – для меня неожиданность. Но, действительно, в начале года заигрывались, даже специально вне стандартных игротек собирались один раз, но когда появилась еще пара дополнений, время игры стало затягиваться, объяснять правила новичкам стало сложнее, в итоге все как-то скукожились и хозяйка коробок, наш администратор, унесла их домой. Мораль сей истории очевидна.
Ginkgopolis – вроде и бывалые люди один-два раза сыграть не брезгуют, и для новичков хороший вариант. И нашим, и вашим – но после нескольких партий начинает в глаза бросаться, что больно она уж какая-то плоская. Впрочем, все равно, в качестве семейной игры – хороша. А еще мне нравятся технические детали, на мой взгляд, именно элегантность технической стороны – почерк этого автора.
2 место:
Roborally/7 Wonders/Puerto Rico/Innovation/Stone Age/Lewis&Clark – 4 игротеки.
Опять же, не знаю, как сюда попала Roborally, но да, играли, она веселая, но беспощадная. В первую очередь, беспощадная ко времени при всей незамысловатости процесса и результата. Т.е. как бы филлер, но часа на два, если не больше.
Stone Age в основном предлагался новичкам. С одной стороны, проще некуда, с другой – симпатичная и с кубиками, что многим импонирует (такая видимость азарта), а с третьей – просто мне самому эта игра нравится, она элегантная, и с изюминкой – «управляемым рандомом». Только вот самому в нее не с кем играть, продвинутые игроки в нее играть не будут, а с новичками особо не посоревнуешься.
7 Wonders не знал, сюда включить или в первый топ. Я вот, кстати, не понимаю людей, которые говорят, что идеальная игра для гейтвея – правила людьми, которые особо ни во что не играют, понимаются обычно очень не сразу, та же Stone Age гораздо яснее. В итоге для новичков теперь часть правил объясняю сначала, а часть – после первой эпохи.
Puerto Rico – на мой взгляд, идеальное евро. Не в смысле, что она лучше всех, но соотношение простоты правил/процесса/тематичности/отсутствия сурового даунтайма – то что надо, и в качестве гейтвея подходит, и в качестве простой игры для бывалых уже игроков. До недавних пор единственной сложностью был текст для незнающих английский язык. Так что HW огромный респект, выбор для локализации отличный.
Innovation – на случай, когда уже ни на что другое сил не хватает. Но бывают и захватывающие партии, одна партия так совсем удалась, гонка вооружений, страх атомной войны, «We’ll Meet Again». Вот уж не думал, что Инновация бывает атмосферной.
Lewis & Clark очень понравилась, здесь есть все, что я так люблю: колодостроение, цепочки, вариативность в стиле игры, и в конце концов, красивая она. Вот только в начале была допущена непростительная ошибка, вопреки первому же предостережению из правил, за нее сели в первый же раз пять человек. В конце многие плевались, их правда, партия длилась очень долго. Хотя следующая партия, на троих – всего 40 минут. Вариативность, конечно, тут главный конек – дополнительные члены экспедиции определяют стиль игры – кто-то умудряется почти не ходить в деревню, кто-то закупается мощными картами передвижения, кто-то чистит колоду (хотя, казалось, бы здесь это не так необходимо), сейчас все не вспомню, но вариантов было действительно много и иногда люди просто ошарашивали своей изобретательностью во всевозможных комбах. Кстати, игра и для двоих вполне неплохо идет, поэтому дома я больше партий сыграл, чем в клубе.
3 место:
Power Grid/Lords of Waterdeep/Imperial Settlers/Eclipse/Notre Dame/Kemet – 3 игротеки.
Power Grid – вот на что клюют новички, которые при этом согласны потратить на игру часа два. Красивая карта, деньги как в Монополии, сильный компенсирующий эффект, понятный процесс, главное – не перегружать объяснение техническими деталями. Недовольных, вроде бы, не было.
Notre Dame – я хорошо к Фельду отношусь, но эта игра разочаровала, как-то все прямо и плоско. Может, дело в завышенных ожиданиях, мне ее и хвалили, и поле такое – радость геометра. Хотя, при случае, сыграл бы еще, вдруг чего-то не понял.
Eclipse – желающие есть почти всегда, и почти всегда их недостаточно для эпичной партии, в итоге возникают смешанные чувства. Да, евро, космос, эпик, элегантная система action-point’ов, но всегда какое-то маленькое разочарование в глубине души к концу партии. И ужасный рандом с выходящими тайлами и бонусами. Последний шанс – пришла Rise of the Ancients, будем пробовать.
Lords of Waterdeep – была не клубная, но пока лежала «до востребования», поиграли. Евро для тех, кто не любит евро. В итоге они все равно продолжают не любить евро. Странно делать игру с таким прицелом и изображать людей кубиками, «предположим для простоты, что человек имеет форму шара». Хотя сама игра мне понравилась, ходы быстрые, выбор действия часто неочевидный, есть тайные цели. Я правда, сам только один раз вписался в партию, за остальными только наблюдал.
Kemet – не люблю. Он, конечно, большой, и на момент появления в клубе был почти свежий, поэтому шансов не попробовать не было. Да, механизм действий – совсем как в евро (хотя куда топорнее, чем в том же Eclipse), боевка необычная. Но я не люблю прямую агрессию в играх (благодаря тому, что не все такие мирные, игра и попала в этот топ), меня фрустрирует эта куча улучшений (я когда Каверну увидел, мне сразу поплохело от дежавю) и нескончаемые тяжеловесные партии. Киклады после Кемета – просто рай, они хотя бы на эпичность не претендуют, и на то, что в них сыграют сыграют столько раз, чтобы выучить нюансы, новичков за Киклады, кстати, вполне можно сажать, хоть пачками:)
Imperial Settlers – одно из последних приобретений. С момента появления в клубе на всех игротеках ее раскладывали. Первый раз как-то удивил, непонятно что и для чего делать, жалкие 30 очков в конце. Потом посмотрели колоды, собрались с силами, и вот тут-то стало ясно, что игра хороша. Сразу надо сказать, что в New Era я играл немного: как достанешь коробку, все сразу морщатся от омерзения:( А тут – и нашим и вашим. С другой стороны, эта половинчатость ощутима. А впрочем, нам на НГ подарили аддон, так что будет еще в чем покопаться.
Ну и топ-3 событий клуба за прошедший год, начнем с конца:
3 место – тут несколько претендентов, но мой выбор пал на посещение нас авторов из ГРаНей, Вадима Лобова и Алексея Громова, с (на тот момент) совместным проектом «СОН». Было долго, эпично и, на мой взгляд, хорошо. Надеюсь, не последний раз:)
2 место – Игросутки на день рождения клуба. Нельзя в жизни без эпики, с 10-00 до 10-00.
1 место – это, конечно, переезд. В принципе переезд, как известно, равен двум пожарам. А когда приходит милиция и говорит, что у вас два часа, а потом мы всех прогоним, все опечатаем, а дом снесем, становится совсем не хорошо. Ну, в итоге, на выезд дали таки день, а еще через день мы нашли новое пристанище – вместо подвала на Новослободской, квартира с камином на Тверской. Хотя людей стало ходить меньше, наверное, андерграунд он такой андерграунд.
Отсюда снова мораль, и снова на ваш выбор. А нас, что не убивает, то просто не убивает:)
Фото - ptaha_boo (большое-пребольшое спасибо, кстати), dashka_s_kosi4kami и мои.
Скажите, к вам имеет смысл приходить одному? Есть шанс, что найдется компания на поиграть? А то у меня друзья к настолкам охладели, а мне все еще интересно играть, только вот теперь не с кем.
Да, к нам часто приходят по одному. Компания зависит от игры, у нас в основном сейчас играются евро-игры, но, если хочется чего-то еще, можно кинуть клич в Контакте, к примеру, посмотреть, отзовется ли кто на конкретную интересующую вас игру.
Информация о нас есть в списке игротек, вот здесь: https://vk.com/igropunkt и вот здесь: http://punktum.ru/archives/7892. Если интересуют какие-то конкретные игры, лучше уточняйте.
отличная заметка, с интересом прочитал!
теперь еще больше хочется купить русскую Puerto Rico :)
Пуэрто Рико берите, не пожалеете, на мой взгляд. Если нет совсем уж отвращения от игр европейской школы, must have.
для меня пока Пуэрто Рико номер 1 в списке хотелок, еврогеймы очень люблю, думаю попроробовать онлайн версию, но боюсь, что будет, как с "Замками Бургундии" - сыграл раз 15 в онлайн версию, увидел, насколько она может быть агрессивна на 2-х игроков, и со своими менее опытными друзьями стало не так интересно играть)
На счет Notre Dame. Это несложная стратегия, достаточно прямолинейная, но у нее есть большой плюс - время партии. Играется без проблем в пределах часа, иногда быстрее. Механика достаточно интересная, не сказать, что игра уж очень вариативная, но можно добывать очки разными путями, плюс приходится бороться с крысами :) Очень нравится драфт, пусть и карт всего три и после 10 партий игра уже не столь вариативна, но процесс приятный. Ну и мне нравится отсутствие конфликтности - помешать можно, но не сильно, хотя на двоих уже больше влияния на оппонента. Спокойная игра, не сильно глубокая, но не лишенная определенного шарма.
ну и еще добавлю, что Notre Dame и Tiket to ride: Europe - это две любимые игры моей супруги :) Она постоянно предлагает Notre Dame, когда возникает вопрос "во что поиграть?", плюс почти всегда выигрывает - может поэтому ей и нравится эта игра :)
Вы на двоих играете? Мне как раз на двоих меньше всего понравилось, подумал даже ввести хоумрул, брать из трех карт одну из колоды бота. Но опробовать не пришлось - жена наотрез отказывается.
На самом деле Notre Dame мне симпатична, но пока от технических элементов я получаю больше эстетического удовольствия, чем от самой игры, что, на мой взгляд, не очень хорошо:(
играл на двоих один раз, а играем зачастую на троих-четверых
просто в партии на двоих показалось, что можно хоть как-то повлиять на соперника, хотя и в ущерб себе - например, не дать карту Нотр Дама, но и самому не активировать ее из-за отсутствия монет)
Жесть сколько противоречий самому себе) Ну да и ладно. Сложные мы люди)
По 100+ очков в RftG у нас набирать получалось, но чтобы за 15 минут отыграть партию - ниразу
Базу на двоих можно и минут за 10 сыграть. Но, судя по 100+, речь не о базе и не о двоих.