Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
Знаете, вообще я хотел сперва выпустить-таки продажный обзор на «Странствия Марко Поло» и «Серп», но… сердцу не прикажешь, а львиная доза адреналина, которая выплёскивалась в кровь в игровом процессе нашего сегодняшнего пациента, определила, в отношении какой игры это самое сердце сбоит чаще. *голосом Алекса Хирша* Behold! Настольный еврошутер (!), в котором знаменитый death match (!) играет первостепенную роль, — локализация «Адреналина» от GaGa Games!
Игра поставляется в большой коробке и воздуха в ней объективно многовато... если убрать удобный пластиковый органайзер, в котором предусмотрено по отдельному «саркофагу» для каждой миниатюры и отделения для карт и маркеров. И хотя органайзер сделан из откровенно тонкого прозрачного пластика (в сравнении, например, с «7 Wonders» или «Seasons»), неудобств не наблюдается. Главное, он реально спасает компоненты от рассыпания и перемешивания.
А вот и наша «лягушонка в коробчонке» пожаловала!
Внутри два больших и складных элемента игровой карты. Стороны с разными размерами комнат позволяют масштабировать карту по числу игроков. После раскладки поле легко стыкуется, части не скользят по столу, выгибания толстого картона не наблюдается и, невзирая на «складку», лежат абсолютно ровно. В общем, прямо как радиола «Ригонда» рижского радиозавода!
Компонентов много. Очень много! И это не ускоряет, конечно, сетап игры. Зато потом экшена будет хоть отбавляй!
Сбоку на это же поле выкладываются карты оружия и карты усиления, которые имеют целых три функции. Там же вы можете разместить и прозрачные пластиковые кубы, которые здесь символизируют боеприпасы. А вот тайлы боеприпасов надо разложить по клеткам, не связанным с респауном, рядом с полем разместятся их остатки и тайлы победных очков. На специальный сектор поля лягут и маркеры убийств, сделанные в виде «хрустальных черепов» кроваво-красного цвета (упс, кажется, я знаю, в какой игре Czech Games Edition они ещё фигурируют...).
Маркеры ранений, выполненные в виде капель крови, надо разложить рядом со своими планшетами, которые состоят из двух частей — основной и дополнительной, на которой обозначена подсказка с доступными для игрока действиями. Иконографика планшетов выполнена в лучших традициях зари письменности и, невзирая на свою условность, вполне понятна.
Как специалист по истории культуры, я скажу, что в эпоху верхнего палеолита наскальная живопись была куда как красочнее. Но сюжетный фонд приблизительно одинаков — на первом месте по-прежнему сцены охоты.
А вот задорные пиктограммы на картах оружия, кстати, могут вызывать по первости чувство недоумения и непонимания. Но уже к концу первой партии мы полностью разобрались. За нюансами, бывало, обращались к листу подсказки в течение ещё второй партии, но обошлось без обращений к рулбуку. Кстати, да! Он разделён на 2 части — правила и «двойной листок» с подсказками по оружию, регламенту хода и прочей первоочерёдно необходимой информацией. Собственно, рулбук при внимательном предварительном чтении уже в процессе партии вам будет, скорее всего, не нужен — подсказки вполне достаточно. Отдельно отмечу, что правила ОГРОМНЫ, с крупным шрифтом, обилием иллюстраций и, чёрт возьми, потрясающими ироничными вставками! Без косяка вёрстки не обошлось и издатель был вынужден положить в коробку листок с уточнениями по картам усиления. Жаль, конечно. Правда, этот листок опять же потребуется вам только один раз, чтобы разобраться как работают карты усиления.
(Пссс, у меня есть подозрение, что «дежурный косяк» издания у «ГаГи» — средство для отвлечения внимания ревьюеров. У меня так приятель делал на защитах курсовых, диплома и даже кандидатской.)
Ну что же, пора объяснить как играть.
Перед началом первой партии на уютном кухонном диванчике. Наши три «мушкетёра» как будто перефразируют Дюма: «Один на всех и все на всех!»
Игроки по очереди возникают на игровом поле, разделённом на несколько комнат разного цвета. В синей, красной и жёлтой комнатах точки респауна. Каждая комната состоит из отдельных клеток, по которым игроки и будут перемещаться.
Всего игрокам доступно 3 действия:
Рвануть (переместиться на 3 клетки).
Рвануть и схватить (переместиться на 1 клетку и подобрать то, что на этой клетке лежит: оружие или тайл боеприпасов; оружие в точках респауна вы можете подобрать, только если сразу способны его зарядить, зато его всегда 3 вида на выбор, а боеприпасы и карты усиления на прочих клетках подбираются без дополнительных требований).
Пальнуть (разрядить свою пукалку в кого-нибудь, кого вы видите).
За время сетапа два усталых преподавателя и 2 специалиста по охране культурного наследия могут успеть выпить первую кружку пива. Потом вторую — пока я объясняю правила (я не самый быстрый объясняльщик правил, увы). Хотя лектор вроде как неплохой =)
Действия можно повторять, поэтому обежать всю карту за 1 ход вполне возможно (но зачем?). Ну или устроить беспорядочную тарантиновскую пальбу по всему, что шевелится или подаёт признаки жизни. После завершения хода вы можете перезарядиться, если хватает боеприпасов, и получить ПО, если вы кого-нибудь убили. Упс, да, кстати, игра ведётся не на фраги, а на ПО. Можно считать это нетематичным недостатком, но мне так не кажется.
ПО здесь даются:
За первое ранение игрока.
Нанесение кому-нибудь наибольшего числа ран в сравнении с соперниками.
Собственно за убийство.
За зверство (нанесение «лишних» ран уже убитому игроку).
Поскольку за одно действие убить другого игрока «с нуля» попросту невозможно (вкупе с респауном это спасает игру и от потери динамики, и от чрезмерной задумчивости), то всё логично и тема по-прежнему на месте. Просто представьте, что ПО — это «голоса» зрителей этого адреналинового шоу, которые вы получаете, если доверчивый любитель насилия отправляет СМС на короткий номер 666 ($49,99 без НДС, точную стоимость узнавайте у своего оператора). Чем «зрелищнее» ваше поведение на арене, тем больше голосов вы получаете.
А вот теперь — понеслись!
У оружия есть 3 режима: основной, связанный с основным дополнительный, и альтернативный. Отличить их просто: основной всегда занимает середину карты, дополнительный — под ним и выделен серым фоном, альтернативный — размещён аналогично, но выделен белым фоном. Для дополнительного и альтернативного режимов обычно требуется потратить дополнительные боеприпасы.
У игры также есть несколько дополнительных режимов, кроме стандартного death match, но мы и после 5 партий не наигрались в основной режим, так что опробовать загадочные «турели» ещё только предстоит. Впрочем, по уровню продуманности основного режима я не предполагаю, что дополнительные разочаруют.
«А я сказал, что BFG10k круче, чем Калашников!»
Что до впечатлений, то мне «Адреналин» однозначно понравился. Начиная с оформления, заканчивая правилами. Кроме понятных аллюзий со второй «Квакой» и олдскульным ещё «Анрилом», он — внезапно! — напомнил мне старенькую недо-рпг с отлично продуманным тактическим режимом — «Горький-17». Судите сами, вы перемещаетесь по квадратным клеткам и подбираете оружие, которое имеет разные геометрические модели стрельбы, привязанные к той же октогональной системе координат. Правда, на этом сходство заканчивается. Но решать такие «головоломки» по оптимизации урона противникам и минимизации урона себе — моя давняя и отнюдь не тайная страсть. Так что не отметить этой, пусть и единственной, зато любимой общей черты я просто не мог!
Важный момент! У игры довольно своеобразная динамика, к которой ещё необходимо привыкнуть. Поначалу кажется, что ничего не происходит, и ты суетливо мечешься по карте, паля из мелкашки по носорогу — до чьей-нибудь насильственной смерти кажется всё далеко да далеко. Но потом происходит первое убийство… И вот тут начинается жаррррррра!.. Обычно за первым убийством следует и ещё пачка: игроки мрут и воскресают. А затем всё повторяется, правда, цикл занимает меньше времени, ведь первый умерший игрок к моменту смерти последнего обычно уже немного кровоточит. (— Are you alright? — Would be better.)
Партия уже закончилась, а фотограф всё не унимался. Ему просто понравилось фотографировать миньки.
Но вернёмся к вопросу, обозначенному в блоге Ю. Тапилина: что лучше, «Адреналин» или «Стальная арена»? (Кто круче: Россомаха или Дэдпул? Робокоп или Терминатор? Сталлоне или Шварценеггер?). Ничего. Игры разные. Формально у них много общего: перемещение по полю с подбиранием оружия, игра на ПО, а не на убийство, привязка (неполная) возможностей оружия к геометрии карты и т.д. Но всё упирается в разную ПАРАДИГМУ геймплея (уж простите мне этот неологизм), которая в свою очередь описывается двумя отличиями:
«Стальная арена» — это гексагональные шахматы, а «Адреналин» — тактический шутер. Просто по эмоциональной отдаче, чистый субъективизм.
В «Стальной арене», получая по роботизированным щщам, вы ТЕРЯЕТЕ что-то. В «Адреналине» — приобретаете адреналиновые действия, ваши возможности расширяются (ненадолго).
В итоге хотя и «Стальная арена» — игра не про то, как ввалить и не отхватить, а про то как ввалить мощнее, чем ввалят тебе, но играть приходится с перманентной оглядкой на то, что случится, если ты подставишься под противника тем или иным боком. И это делает её умнее, глубже, многослойнее… Но динамика и эмоции бешеной перестрелки передаются лучше «Адреналином».
«Поле зрения» в этой игре — отдельный интересный момент. Например, сейчас жёлтый и сиреневый игроки видят всех остальных участников, а серый — только зелёного, хотя жёлтый и стоит сразу за зелёным по прямой.
Итак, что можно записать в достоинства игры:
Красота. Не берусь судить о красоте «минек» — тут я абсолютный профан (но мне понравились!), но поле и прочие элементы сделаны на 5+. Кроме инфографики на картах оружия. Она «разговаривает» с игроком, но, пардон, шепеляво. Кроме того, изобилие красивых компонентов в сравнении с ближайшим российским конкурентом удлиняет сетап.
Это евро. Ну или гибрид, но игра прозрачна для расчётов и начисто лишена случайности на уровне результатов ваших действий.
Простые правила. Написанные, кстати, с юмором.
Хорошая динамика и расширение возможностей игроков после ранения.
Это же DEAAAAATH MAAAATCH! Агррр!
Отличная реиграбельность. Наличие нескольких режимов игры.
PvP! PvP! (Ну да, death match это уже подразумевает, но PvP в целом шире.)
Гибкая система начисления победных очков позволит вам выигрывать хитрым способом даже тогда, когда никого забить прикладом до смерти ну никак не получается.
Бар, где мы сыграли 3 первые партии в «Адреналин», называется, кстати, «Питер-паб». Ответственно заявляю: в Питере можно не только пить, но и играть! Тихо, большие столы, уютные книжные полки с Пастернаком вперемешку с учебниками по Adobe Photoshop 7.0 на стенах.
Недостатки:
Огромная, слабо транспортабельная коробка (но это же шикаааарно!).
Это евро. Ну или гибрид, но от евро в этой игре довольно много всего (честно говоря, важнее, что в ней весело).
Необходимость постоянно сверяться с подсказкой по оружию в течение всей первой и, возможно, второй-третьей партий. Иконографика не радует глаз (вот тут преходящий, но объективный недостаток).
Периодическое субъективное «подтормаживание игры». Не в смысле падения FPS, а в смысле того, что кажется, будто ничего не происходит (к специфической динамике и развитию партии очень быстро привыкаешь).
Я как, вне всякого сомнения, продажный блогер, считаю, что игра стоит своих денег. Красивый гибридный death match с миньками за приличные деньги (и в смысле абсолютного размера, конечно, но и для своей комплектации всё равно цена всё равно остаётся в пределах приличий). Неглупый, с богатыми тактическими возможностями и беспредельно фановый. Так сказать, double kill!