-AdRiver-
sputnik1818 написал 5 минут назад к статье Клинок и колдовство! Впечатления: # Очередной, но достойный внимания) Не проходной, как минимум. Всё в иг...
Siar написал 9 минут назад к статье Клинок и колдовство! Впечатления: # Ну, больше тактических возможностей и более умные монстры чем скажем в...
onlyan написал 15 минут назад к игре Hunt for the Ring: # На этой карте написано "ПРОМО"
16mk16 написал 18 минут назад к игре Hunt for the Ring: # Подскажите, пожалуйста. С коробкой игры получил отдельно карту Фродо. ...
Mathias написал 22 минуты назад к игре XenoShyft: Onslaught: # "Молодой человек, который чрезвычайно убедительно доказывал свою значи...
«Шерлок Холмс, детектив-консультант»
«Шерлок Холмс» — неустаревающий прародитель жанра «настольных» детективов — уже ...
С миру по нитке [12.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Cosmodrome Games ...
«Место преступления» на CrowdRepublic
На CrowdRepublic запустился предзаказ на настольную игру «Место преступления»!
Портал в мир приключений [11.10.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: H...
Голосуем кошельком [10.10.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

Ksedih

Обзор Voyages of Marco Polo

21 июня 2017

Есть такой автор настольных игр по имени Simone Luciani. Обладает сей индивид чрезвычайно интересным дизайнерским почерком, который окончательно приобрёл очертания в моей голове только в этом году, когда, наконец, была опробована четвёртая его топовая настолка – Voyages of Marco Polo. Сегодня о ней и пойдёт речь, ведь желание поделиться назревало давно, а тут локализация за локализацией, так можно и не успеть влезть хотя бы в последний вагон обзорщиков, так что держите мой опус по этой игрушке.

 

На самом деле начинала писаться статья не как обзор, а как очерк и сравнение некоторых игр этого интересного автора, но жизнь внесла свои коррективы, поэтому решил по-быстрому переделать этот очерк в обзор, а кое-что оставить для более узконаправленного материала. Так что пока держите первую статью.

 

Интересно, что поначалу коробка меня совершенно не интересовала: тема оставляла равнодушным; жанр – ну, евро и евро, мало ли что там рекламируют все кому не лень; даже на настолкэмпе, достав и развернув на столе поле, посмотрели-порылись в компонентах, да и убрали обратно в коробку, разбираться лениво было, настолько непривлекательно казалось. А потом я сыграл. Увидел кто автор, оказалось тот самый итальянец, настолки которого в прошлом году стали лично для меня открытием на поле жёсткого евро.       

 

 

 

О чём это?


В тринадцатом-четырнадцатом веках жил-был итальянец Марко Поло, путешествовал с папашей-купцом и дядей по Востоку в поисках рынков сбыта товара и прибылей. Мало того, написал ещё и знаменитую книгу об этом многолетнем путешествии. Своим трудом мужик оказал влияние на поколения будущих путешественников, мореплавателей и причастных, поэтому и знаменит. Вот даже настолочку о его «приключениях» сделали, тема-то благодатная – любимая геймдизайнерами торговля + хождения по маршрутам-дорожкам между городами Великого шёлкового пути.

 

Замечательно то, что в игре Voyages of Marco Polo отображены оба аспекта приключений Марко – как сам процесс торговли шелком/бумагой/золотом, так и путешествие. И оба они не для красного словца, настолка на самом деле имеет право носить своё название, так как действительно раскрывает не только торговлю, читай перегон ресурсов в ПО, но и дополнительный путь к победе – исследование земель на Великом шёлковом пути – выражающийся в хождении по карте и строительстве своих торговых домов в различных городах, дающих за это всякие привилегии.   

 

 

 

Что в коробке?


Наполнение плотненькое и сочное. Во-первых, это игровое поле, изображающее географическую карту с нанесёнными на неё четырнадцатью городами и множеством путей между ними, плюс области со слотами под кубики действий, на которых основан механизм игры:

 

 

Планшеты игроков, на которых вы храните свои ресурсы, деньги, контракты, и где находится ваш запас торговых домов до того как они выставлены на поле:

 

 

Плашки персонажей, придающие уникальных особенностей каждому игроку:

 

 

Жетоны бонусов городов:

 

 

Шестигранные разноцветные кубики, домики-торговые дома, и фишки-человечки игроков, в четырёх разных цветах:

 

 

Тайлы контрактов, с помощью которых мы зарабатываем очки, продавая требуемые товары:

 

 

Карты городов, делающие каждую партию отличающейся от другой, так как рандомизируют возможности городов на карте, и игроков, строящих свои торговые дома в каждом конкретном городе. Главное правильно построить свою стратегию и воспользоваться этими бонусами на благо себе:

 

 

Карты целей, раскрывающие аспект путешествия в игре. Две тайные выдаются в начале партии каждому игроку, если вы построите свои торговые дома в указанных там городах, то получите неплохой бонус к своему финальному счёту:

 

 

Куча деревяшек-ресурсов, которые будем собирать, а потом сторговывать за победные очки по контрактам:

 

 

Ну и всякая фигня, типа маркера первого игрока, карточек +50/+100 очков, выдающихся после прохождения круга по треку очков и прочие памятки с монетами. А, ещё нейтральчные чёрные кубики и домики:

 

 

В целом душа радуется, когда открываешь и раскладываешь эту коробочку – всё такое красочное, всего этого кучи и всё это, что самое главное, необходимо и плотно увязано в игровом процессе.

 

 

Как в это играть?


Итак, каждый игрок берёт на себя роль средневекового торговца, желающего наладить рынки сбыта товаров на Великом шелковом пути и стать самым богатым и известным, наверное, если победные очки можно так интерпретировать. Делается это несколькими способами (несколько путей набора победных очков), но сначала поговорим о центральной механике Voyages of Marco Polo – выполнение действий при помощи кубов.

 

В начале каждого раунда игроки бросают свой набор из пяти шестигранников и затем по очереди начинают выставлять их в доступные слоты-действия. Цифры на кубах показывают эффективность действия. Низкие значения компенсируются бонусными ресурсами в начале раунда, ну, и плюс, изредка низкие значения полезны.

 

 

Набор доступных действий таков:

 

а) собрать ресурсов (есть несколько вариантов-слотов как их получить), нужны для выполнения контрактов и, соответственно, получения победных очков; также некоторые используются для других целей, как то перемещение по карте (монеты и верблюды), манипуляции с кубиками (верблюды), возможность попасть в слот, уже занятый кубиком оппонента (монеты);  

 

Простая матрица показывает, что вы получите, установив кубы в соответствующий ряд.

 

 

б) подвигаться по карте – необходимо, чтобы строить в городах свои торговые дома, что расширяет для построившего количество возможных действий, так как каждый город в начале партии получает случайное уникальное свойство-карточку, также активируемую кубиком. Плюс за торговые дома можно хапнуть очков в конце партии (если 8 или 9 домов построите).

 

 

в) получить новый контракт – тут понятно зачем, получаем контракты, потом добываем для них необходимый сет ресурсов и, собрав нужное количество, выполняем = получаем очки и бонусы;

 

Если брать контракты за пятёрку или шесётрку, можно получить бонусных верблюдов или монет. 

 

 

г) использовать уникальное действие в каком-то городе – как уже сказано выше, торговый дом в городе позволяет активировать какое-то уникальное умение города. Кстати, города делятся на два типа, малые и большие, свойствами обладают только большие, малые же просто дают пассивную прибыль в начале каждого раунда тем, кто застолбил поселение как свою торговую точку.

 

В этой партии Александрия позволяла за двух верблюдов делать дополнительные перемещения.

 

 

Вот собственно и все правила: бросаем пять кубов в начале раунда, после чего выполняем ими действия, выставляя на общее поле. Берём ресурсы, перегоняем их в очки, получаем контракты, собираем монеты с верблюдами и двигаемся с их помощью по карте, чтобы выставлять домики на игровое поле и активировать города, позволяющие более эффективно действовать / получать прибыль пассивно. Остальное нюансы.

 

Иными словами, механизм в Voyages of Marco Polo хоть и накручен, а его детали плотно сплетены друг с другом в совершенно неразделимом плотном клубке, основа игры проста для понимания, чем очень сильно цепляет игрока. Поставили куб – совершили простое действие. Взяли второй – ещё раз. И из этого легкоусвояемого процесса складываются заковыристые цепочки, ведущие к большим наращиванию закромов товаров, обмену их на очки и, в итоге, к победе, если сумеете просчитать всё лучше, чем оппоненты.

 

 

Ещё одной замечательной особенностью настолки является непохожесть партий друг на друга, так как течение каждой зависит не только от расклада на поле и разнообразных дополнительных доступных действий, но и благодаря тому, что каждый игрок представляет собой в игре какого-то исторического персонажа, обладающего спецумением, как-либо меняющим правила игры для своего владельца. Например, кубик лишний у одного персонажа есть и бесплатные контракты каждый ход, у другого – возможность скакать через полкарты обходными путями, у третьего – пассивный приток ресурсов каждый раунд и т. д.

 

Всё вышеперечисленное делает партии в Voyages of Marco Polo протекающими по канве заданной автором механики, но сильно  отличающимися одна от другой в деталях, благодаря различным вариациям стартового множества изменяющихся элементов: разные свойства больших и малых городов, разные персонажи у игроков, выбирающихся драфтом, разные задания на пути. Ах, да, о последних не сказал – перед партией игроки получают по две карточки, так называемых заданий, в которых указано в каких четырёх городах необходимо построить свои торговые дома, чтобы получить нехилый бонус к очкам в конце игры.

 

 

И вот, представьте, всю эту комплексность приходится учитывать и увязывать в партии – вам нужно набирать ресурсы под контракты, попутно бодаясь с оппонентами за слоты действий, параллельно путешествуя по городам, дабы найти более выгодные действия и попытаться получить прибавку к ПО за правильно выстроенный маршрут. Жёстко, но увлекательно до безумия – если, конечно, любите подобный тип настолок с требованием максимально напрягать свою аналитическую часть мозга.

 

 

 

Впечатления


Очень-очень жёсткое евро на оптимизацию действий. Злое пассивно-конфликтное что просто ужас. В игре всего пять раундов, то есть фактически у вас примерно 25 действий на всю партию (5 ваших кубов в раунд, плюс есть возможность докупать нейтральные шестигранники, но некоторые действия требуют более одного куба), и с помощью них вы должны сделать как можно больше, выжать максимум.

 

Более того, с этим ограниченным количеством действий, вы еще и с противниками опосредованно бодаетесь, ведь жирные места на игровом поле занимаются мгновенно. Кто успел, тот и съел. Так что ещё очень важно в Voyages of Marco Polo перехватывать маркер первого игрока, для чего использовать слот-действие на поле.   

 

 

Оптимизация своих шагов и порядок выставления кубов, с учётом предполагаемых действий оппонентов – вот основа настолки. Для эффективной игры необходимо просчитывать весь раунд наперёд, а в идеале всю партию, насколько это представляется возможным при известных на данный конкретный момент данных. Марко Поло из серии коробок с полностью открытой информацией, где есть море возможностей для игроков, прозрачная математическая модель, на которой надо сыграть с эффективностью компьютера. Из похожего по духу на ум сразу приходит Terra Mystica, плюс другие коробки автора также основываются на аналогичных принципах – никакой пощады игроку, считай всё до монеты, игрок, или проиграешь.  

 

Собственно, все пять раундов протекают в напряжённом выставлении кубов по общим слотам действий и соревновании «кто успеет первым запихать свой куб на нужное всем место». Другие игроки туда тоже смогут прийти, но им придётся за это расплачиваться монетами, ресурсом, который добывается точно так же непросто, как и все остальные в этой настолке.

 

 

Так что ваши действия будут основываться не только на сиюминутной выгоде для себя, но и по принципу «нагадь соседу, ведь ему не хватит одной денежки, чтобы реализовать свой план». Естественно, таких манипуляций с собой допускать нельзя, поэтому вся партия проходит в расчётах своих и вражеских возможностей походить так или иначе. Конфликт на лицо. Кстати, один из доступных персонажей как раз игнорирует блокирование мест оппонентами и может использовать любые занятые места без проплаты денег – читер, что сказать, хотя другие тоже хороши.

 

Как расставить свои кубы так, чтобы оказаться в итоге впереди остальных – вот вопрос, поставленный перед игроками автором Voyages of Marco Polo. Бросок сам по себе здесь ничего не значит – он всего лишь исходная позиция, с которой вы стартуете в раунде. Абсолютной аналогией может послужить бросок кубов в Замках Бургундии, хотя в Марко высокие значения всё таки куда желаннее низких, пусть вторые и компенсируются внутриигровым механизмом.  

 

 

Отличие партий на 2-х, 3-х и 4-х игроков очень заметны. Даже вдвоём ощущается конкуренция на поле, что уж говорить о полном составе. Марко Поло не про копание в своём огороде, все, кто сетует на подобный недостаток игр, должны быть чрезвычайно довольны этой настолкой. А ещё они будут скрежетать зубами, когда их станут подрезать по всем фронтам, ну, и радоваться удачно проведённому блоку оппонентов.

 

В итоге игра ощущается как плотно сбитое евро, радующее (меня по крайней мере) ещё и тематически подогнанными друг к другу путями набора победных очков. Уже говорилось выше, что помимо выполнения контрактов игроки получают очки за достижение своих личных целей постройкой домиков в заданных городах и путешествием до Пекина (города, посещение которого награждает любого игрока ПО). Можно и забить на путешествие, но лишаться отличного бонуса по очкам вовсе не хочется, да и не нужно, а нужно всё хорошенько посчитать и смочь ввести переезды из города в город в свою победную формулу-план на партию. Именно так, увязав и спланировав все аспекты странствия по Шёлковому пути можно добиться высокого значения на треке победных очков.      

 

 

 

Зачем в это играть?


Каждая партия – это оригинальная задачка с пачкой исходных данных, которые необходимо хорошенько проанализировать, после чего действовать согласно составленному плану. Соперники – это палки в колёса, которые тоже хотят выиграть и будут мешать вам всю игру, подрезая на поворотах, занимая полезные слоты и мешая вашей идеальной схеме. Voyages of Marco Polo – настолка для игроков, любящих красивые механизмы настольных игр, любящих выстраивать последовательность действий и умеющих на ходу подстраиваться под изменяющиеся условия.

 

 

Плюсы


Комплексность составляющих игру элементов, начиная от нескольких пересекающихся вариантов получения победных очков и заканчивая плотным взаимодействием участников партии.

 

Кризисность на фоне непродолжительности партии – пяти раундов хватает впритык в лучшем случае. Игра – настоящий вызов математикам-оптимизаторам.   

 

 

Разнообразие как в раскладках, так и в вариациях ваших возможностей за счёт персонажей (в дополнении, кстати, ещё четырех новых ввели). Наверное, это самый главный плюс настолки, партию за партией можно играть.

 

Время партии. Час-час с копейками. Хотя игра про просчёт, даунтаймить тут приходится нечасто, в основном в начале партии и в начале каждого раунда все прикидывают, куда будут кубы ставить, а потом по накатанной почти на автомате расстановка и получение плюшек происходит.  

 

 

Минусы

 

Может не понравится то, что опыт в игре решает, новичок не с первой и не со второй партии понимает приоритеты и что в игре важно делать – здесь это не совсем интуитивно. Хотя с другой стороны это же и признак добротной сложной игры, в которой невозможно победить, если не научиться верно действовать.

 

Что не понравилось лично мне, так это разные карты городов неравноценные – некоторые хлам-хламом на фоне аналогичных. И ладно если они выпадают в разных партиях, а вот если в одной – смотреть больно на убогость одной относительно соседней. Конечно, на баланс и прочее это никоим образом не влияет, так как условия для всех одинаковые, и что использовать каждый решает сам.

 

 

К предыдущему пункту можно добавить, что многие, поняв как можно получать очки (контракты, задание на пути, свойства городов), решают удариться во что-то одно, как бы выбрав свою стратегию на партию. И порой разочаровываются, осознав, что в Voyages of Marco Polo на чём-то одном не выехать, а важно охватить как можно больше вариантов набора ПО, урвать в каждом как можно больше, потеряв где-то по чуть-чуть.  

 

 

Итог

 

Игра огненная. Для ерофилов, конечно. За этот месяц только сыграл 14 партий уже и не думаю останавливаться, хотя на полках лежат и иные достойные представители жанра. После завершения одной партии хочется раскладывать следующую, чтобы "попробовать вон того чувака, я кажется понял, как им играть".  Не зря коробка столько первых мест взяла.  

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
shta написал год назад: # скрыть ответы

Игра про страдания чувствовать себя старомодным купцом-путешественником на некомфортном верблюде без кондиционера, в которой вроде нужно куда-то двигаться, но это сложно и до пекина доберутся немногие, потом рассказывающие о том, что там товар в очки менять можно, но мы тут особо в такое не верим, продолжая делать бизнес контрактами. Компоненты раскладывать долговато. Похожа на цолкина авторским стилем, то есть там игра тобой может повертеть, а тут сдвинуться не просто. Правила так себе изложены и интегрированы. Что ещё можно добавить, не особо доверяйте про время на коробке, на четверых три часа легко съедает, но это частенько так.

WiNchiK написала год назад: # скрыть ответы

Мы на четверых меньше часа играли. Что там на три часа-то растягивать?...О_о

UAnonim написал год назад: # скрыть ответы

Собралось как-то 4 игрока с параличом анализа в Марко Поло сыграть...
Мы обычно тоже в час укладываемся, но пару раз с нами играл человек, у которого стратегия "ломалась" каждый раз, когда до него доходил ход, и он начинал думать всё заново. Тогда время партии росло до полтора часа +/-.

DIWolf написал год назад: # скрыть ответы

Интересно, какие результаты были у думающего игрока в этих партиях?

UAnonim написал год назад: # скрыть ответы

2-3 места, неплохие результаты для первых партий, но не уверен, что ключевую роль отыграл паралич анализа. Этот человек, играя в Каркассон энную партию, перебирает ВСЕ варианты выкладывания тайла, включая явно невозможные. А в Волшебный лабиринт с ним никто не играет, и не столько потому, что он всегда выигрывает, сколько потому, что любой ход может затянуться на 15 (пятнадцать) минут.

DIWolf написал год назад: #

Понятно. По-видимому, при игре с ним нужен контроль времени, как в шахматах. Наверное, забавно с ним было бы сыграть в какую-нибудь игру на реакцию, например, Доббль.

Ifikl написал полгода назад: #

Тоже недавно сыграли с таким, долгодумающим человеком. Но он в итоге выиграл. Правда, у него был маттео, и он играл на контрактах, в двое других пытались не кормить купца, потом в контракты не сильно шли.

import написал полгода назад: #

Спасибо за хороший обзор. Очень схожие впечатления. Очень долго обходил игру стороной. Вроде и тема скучновата. Но постепенно, взор за взором, летсплей за летсплеем, и игра заинтриговала. Скучать точно не даст. Реиграбельность зашкаливает. Исполнение игры, её арт - очень понравились. Красивая игра. Приятно смотреть на неё. С каменным веком похожа по оформлению.

DJem написал год назад: #

Ели бы я в нее не играл, то прямо бегом бы сейчас побежал покупать после такого обзора :)
Но оформление игры мне очень нравится, очень вкусно рисует художник.

Carrot83 написал год назад: # скрыть ответы

Как на двоих играется не посдкажете? Вскольз отмечено в обзоре, но не совсем-совсем скукота как в Терра Мистике или Blood Rage том же?

onlyan написал год назад: #

Не совсем скукота, но меньше взаимодействия, чем вчетвером.

likvi139 написал год назад: # скрыть ответы

Итог прямо уговаривает меня приобрести эту игру.
К тому же немаловажное замечание что игра для ерофилов - то что надо!

VolchyaKoshka написала год назад: #

"Еврофил" звучит почти как диагноз)))