С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Орлеан
|
персоны |
Reiner Stockhausen
|
компании |
GaGa Games
|
Дата: | 09 октября 2017 |
9.02108 |
- |
Всем привет. У меня есть настольные игры, которые практически навечно попадают в коллекцию. Как такие определить? Существует верная примета: если после пары партий я лезу на BGG, перечитываю все форумы, изучаю описание дополнений, читаю комментарии на «Тесере» — значит, игра действительно зацепила и, скорее всего, она уже не покинет коллекцию. Это случается не так часто, но с Orleans после двух партий на троих именно так всё и произошло...
Многие знакомые гики считают, что я люблю только евро. На самом деле это не совсем так. Евро я очень люблю, но и другие жанры уважаю. Отношу себя к всеядным игрокам. Но что не отнять, так это то, что в евро я разбираюсь больше, чем в америтреше или пати. Повидал тьму самых разных механик. Удивительное дело, но с механикой Bag Building на практике столкнулся впервые. Это стало ещё одним плюсиком «Орлеану». Уникальная механика построения своего мешка и... ещё пара игр отправляется на продажу, дабы освободить место на полке под «Орлеан»!
Автором «Орлеана» является немецкий геймдизайнер Райнер Штокхаузен. До 2014 года был не сильно известен в широких кругах и выпускал игрушки даже не второго, а третьего эшелона. Лучшими играми до «Орлеана» были Siberia и Siberia: Card Game. 2863 и 2929 места BGG.
Райнер по совместительству является управляющим директором издательства dlp Games, в арсенале которого лучшей игрой является, естественно, «Орлеан». Тем не менее, самой продаваемой игрой автора является Fußball-Ligretto (150 000+ копий), которая впоследствии была переиздана под именем Crazy Kick. Самое забавное, что Райнер на BGG зарегистрирован под ником CrazyKick.
Идея основополагающей механики «Орлеана» у автора появилась более 10 лет назад. Вначале это было всё абстрактно. Игрок имел некоторые цвета — он должен был тратить эти цвета с умом, чтобы выполнять какие-то действия. Если цвет задействуется в каком-то действии, то он уже нигде не мог использоваться.
Райнер попробовал эту концепцию в игре Siberia, но на SPIEL-2011 коробка была не до конца готова к релизу, к SPIEL-2012, когда Siberia наконец вышла, шумиха вокруг неё прошла. Siberia хорошо продавалась, но не взлетела... В «Сибири» была одна сумка на всех игроков. В «Орлеане» каждый управляет своим собственным мешком.
Во время этапа тестирования «Орлеана» автор попросил скептиков найти самую убойную стратегию, которая ломала бы игру. После сотен партий идеальная стратегия так и не была найдена. На каждую стратегию находился контр-аргумент. Если два игрока следовали какой-то одной стратегии, то шансы на победу у них были 50 на 50. Лишь с одним жетоном здания он поначалу промахнулся, сделав его убер-сильным. Это были «Бани». Но во втором издании, которое у нас и издала GaGa Games, проблема была решена путём ослабления «Бань».
Когда выбирали название, с периодом времени автор определился сразу — это должно было быть средневековье. У него хорошо увязывались рыцари, монахи и т.п. именно с этим временем. Потом он начал искать подходящий регион. Основное требование было, чтобы в этом регионе можно было путешествовать по морю и суше. Наконец, остановились на французском Орлеане и районе вокруг реки Луара.
Для оформления игры был приглашён Клеменс Франс, который идеально подходил со своим спокойным мультяшным стилем. По оформлению «Орлеана» узнаёте любимого художника Уве Розенберга? («Агрикола», «Каверна» и т.п.). Для dlp Games Франс тоже «родной» художник, который оформлял и будет оформлять другие работы Райнера (ту же Altiplano, которая выйдет в этом году).
Игра длится 18 раундов. Каждый раунд происходит 7 фаз. Но почти все фазы формальные (вроде перехода хода или получения/потери монетки за трек фермера) и выполняются за 5 секунд. Исключение:
Многие из стартовых действий пополняют мешок новыми жетонами. Таким образом, игрок как бы создаёт свой собственный пул жетонов, которые он достаёт каждый раунд, использует на действия и кидает назад в мешок. Это и есть принцип построения мешка — Bag Building!
В «Орлеане» много картона: жетоны, монеты, шестерёнки. Русская версия печаталась в Китае на заводе Matagot, там же, где печатался и оригинал. И качество вырубки — отличное (сужу по двум коробкам!).
Жетоны сами выпадают, стоит их чуть задеть. Никаких заусенцев. Никакой пожёванности. Я ко многим европейским коробкам могу предьявить претензии. Например, допы к «Стамбул»у, «Момбаса» — никакого «европейского качества» там и близко нет. Жетоны выдавливаются не так легко. А вот в локализации «Орлеана» всё просто супер. Это радует.
Качество компонетов: 10 из 10.
Первые две партии впечатления оказались скомканные. Мы играли втроём: Оля (жена), Арсений (Sir_vershitel) и я. Арсений оба раза выиграл. Особенно много очков он набрал во второй партии, где прокачался чуть ли не по всем трекам и лабораторией улучшил почти всё. И нам с Олей показалось, что что-то здесь нечисто.
Оказалось, что мы не учитывали ОЧЕНЬ важный нюанс. Если какого-либо жетона нет на планшете с треками, то действие в принципе нельзя выполнять. И второе правило, которое мы недоглядели: при игре на 2–3 нужно убирать часть жетонов из игры. Это настолько важные моменты, что все дальнейшие партии по правильным правилам мне показались в 2 раза лучше.
«Орлеан» вдруг предстал отличной соревновательной и даже кризисной игрой! Если ударишься в рыцарей (чтобы тащить больше жетонов из мешка), то можешь профукать отличные здания. Если ударишься в здания, то можешь потерять очков 15 на фермерах или упустить шестерёнки улучшений.
К сожалению, правила «Орлеана» написаны хоть и понятно, но содержат несколько важных нюансов. Мой вам совет — читайте их внимательно! И после первой партии обязательно перечитайте, чтобы ничего не упустить. Я считаю, что это неправильно, когда важные правила написаны в конце, но при этом в тексте нигде больше не упоминаются.
Время партии. Первую-вторую партию расcчитывайте играть примерно 1 час 20 минут на двоих, 1 час 40 минут на троих и 2 часа на четверых. В дальнейшем время партии существенно сокращается до 1 часа на дуэль и 1,5 часа на четверых.
А вот сетап в «Орлеане» довольно долгий. Нужно раскидать жетончики по типам, расставить персонажей, разложить случайные товары на карте с путешествиями. Минимум 10–15 минут на начальную раскладку надо закладывать.
«Орлеан» — это игра на умение и удачу. Нельзя сказать, что никакого рандома нет. Всё-таки механика построения мешка тем и примечательна, что теоретически купленный жетон может так и не выпасть вам в течение всей игры. Жетоны каждый раунд выходят на игру и большая часть из них чаще всего возвращается обратно в мешок. Опять же в теории можно постоянно доставать одни и те же жетоны. Но мозги в «Орлеане» тоже необходимо включать и постоянно отслеживать жетоны, которые прокручиваются между мешком и планшетом действий.
Есть и очень крутые стратегические элементы. Если хорошо понимать свой мешок, то можно прокручивать забавные финты с жетонами. Например, специально не выполнять какие-то действия в одном раунде, чтобы накидать больше жетонов и выполнить одновременно массу действий в нужном порядке.
Взаимодействия в «Орлеане» выше крыши. Большинству евроигр такое и не снилось. Движение на карте, где игроки борются за более вкусные товары. Борьба за жетоны, после полного истощения которых выполнять связанные с ними действия нельзя. Борьба за места и человечков-множителей на поле добрых дел. Борьба за человечков на треках. Несмотря на такое взаимодействие в «Орлеане» почти всё можно делать одновременно, а следовательно, даунтайма практически нет.
После нескольких партий у меня сложилось впечатление, что некоторые здания лучше других. Например, лабораторию я считаю самым сильным зданием. Кто-то считает бани сильными... На этот случай есть официальное правило: перед партией каждый игрок решает какое здание он хочет исключить из игры. Бам... и проблема решена. Но даже если играть со всеми зданиями и опытными игроками, на мой вкус, откровенно читовых зданий нет.
Перед нами отличное евро на 1–1,5 часа! «Орлеан» при этом уникален за счёт своей центральной механики. Абсолютно заслуженное 25 место на BGG среди всех настольных игр. Также заслужены все награды и номинации, которые «Орлеан» имеет. Рекомендую!
Продолжение следует... (Во второй части речь пойдёт о дополнениях и улучшениях «Орлеана». Не переключайтесь.)
Полезные ссылки: