-AdRiver-
hickname написал 2 минуты назад к новости С миру по нитке [13.07.2018]: # Асмодей просто хочет быть премиум-сегментом, но пока получается только...
Ktm написал 5 минут назад к новости Может ли смерть умереть?: # Видимо просто пластик завозить из-за санкций нельзя, решили в виде мин...
Avalanch написал 10 минут назад к игре MTG взгляд 10 лет спустя: # Скажите здесь продолжение про кодекс будет? (на правах шутки) ---- Нед...
Machairod написал 19 минут назад к новости «Владыки Эллады» на CrowdRepublic: # Спасибо!
hickname написал 20 минут назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # Оно просто работает в зависимости от фазы луны.
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 
С миру по нитке [13.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...

Ksedih

Обзор — Twilight Imperium 3rd Edition

Лучная глобальная америтреш стратегия про космос, 14 августа 2014

Twilight Imperium – игра, можно сказать, легендарная. Во всех смыслах этого слова. Любой настольщик, с каким-никаким стажем, что-то слышал о ней. Хорошее ли, плохое ли — неважно. Эту игру знают, эту игру обожают, в эту игру тыкают пальцем и кричат, что в это невозможно играть. Но кто бы что не говорил, лично я заявляю – это лучшая глобальная космическая америтрешевая стратегия на сегодняшний день. Здесь есть всё и даже больше, что нужно человеку, желающему управлять космической цивилизацией, не вставая с дивана и переставляя пластиковые фигурки кораблей по картонной карте космоса.

 

Первая редакции игры вышла еще в 1997 году, в те времена, когда компания FFG начинала свой подъем на вершины настольно-игровой индустрии. Мы же сегодня будем говорить о последнем эволюционном витке этой игры на этот момент, Twilight Imperium 3rd edition.

 

Игра глобальная, игра с неустаревающей тематикой, игра красивая и, ко всему прочему, просто хорошая стратегия. Поставляется потребителю в FFG’шном «гробу» - огромной прямоугольной коробке с шикарным оформлением.

 

 

 

Про компоненты от фирмы FFG даже говорить не стоит, они практически идеальны («практически» потому, что идеального ничего не существует). Кроме того, их, как и бывает обычно в таких коробках, очень много. Выше на фото вы можете видеть весь набор миниатюр (включая дополнение) - 504 штуки! Такого сейчас не делают *вздыхаю*. И сейчас мы будем с вами разбираться по ходу дела что, зачем и как это вообще играется.

 

Первое что мы будем изучать для подготовки к игре – это правила. Они очень объёмны и довольно таки сложны поначалу, все таки сорок четыре страницы текста с иллюстрациями.

 

 

 

После того как проберемся через все многообразие возможностей игры, описанных в книге, и хоть немного поймем о чём там говорится, соберем от 3 до 6 человек на партию (желательно, конечно, играть максимальным составом (который с дополнениями вырастает до 8 человек), но и вчетвером идет хорошо, втроем, лично мне, не понравилась ни разу, но многие не имеют ничего против и такого варианта игры), мы начнем готовиться к игре.

 

Для начала игра предоставляет вам выбор между десятью различными расами (с дополнениями рас становиться 17). Сказать тут можно только одно: шииикарно! Пришельцы на любой вкус и цвет, причем каждая раса отличается от другой, возможно, не кардинально, но довольно сильно. Кто-то лучше торгует, кто-то воюет, кто-то исследует технологии, кто-то ворует, кто-то пользуется спецспособностями… В общем, настоящего америтрешера, разнообразие очень порадует.

 

 

 

Что особенно классно: на оборотной стороне каждого расового листа написана история расы, ее устои, политика и цели, которые она преследует. Так что не только механически и визуально игра прекрасна, авторы поработали еще и над внутриигровой историей так, что объём текста на оборотных сторонах этих листов превышает объём правил многих игр.

 

Теперь случайно определяем игрока-спикера (первого игрока), которому выдаем большой жетон «Speaker» и начинаем создавать карту галактик.

 

 

 

Вообще, процесс подготовки к игре довольно длительный: надо разложить все жетончики в легкодоступных местах, раздать всем игрокам фигурки, расставить все это по местам на карте (предварительно созданной игроками), выдать соответствующие карточки технологий, составить колоду заданий и прочая-прочая…

 

Заключается создание галактики в постепенном построении космоса из гексов, выданных в равном количестве игрокам на руки случайным образом перед партией, вокруг центральной планеты Мекатол Рекс. На этих самых гексах могут быть изображены: пустые участки космоса, от одной до трех планет, α- и β-сингулярности, астероидные поля, туманности, сверхновые и т.д. В общем, все то, что и должно находиться в космосе. Карта создается по определенным правилам (например, нельзя ставить подряд несколько беспланетарных систем), в которые придется вникнуть на этапе изучения рулбука.

 

В конечном итоге получится что-то типа такого:

 

 

 

На фотографии начинается игра на четырех участников: об этом мы узнаем по четырем «домашним» гексам участвующих рас по краям карты с желтой каемкой, в которых расставляются начальные юниты каждого игрока, состав коих указан на листе расы.

 

Карта практически всегда выглядит так, как на фотографии выше. То есть: по центру располагается планета Рекс, а вокруг выстраивается три кольца других гексов. В третьем кольце находятся домашние системы игроков на равном удалении друг от друга. Только на троих и восьмерых игроков карта будет отличаться. На троих: космос резко уменьшается для создания конфликтности, и галактика будет похожа больше на треугольник. На восьмерых же: добавится четвертое кольцо вокруг Мекатол Рекса и начальные планеты игроков будут располагаться именно в нем.

 

Когда, наконец, космос ляжет на стол правильной геометрической фигурой, а жетоны будут легкодоступны для каждого игрока, начинается собственно игра (хотя игра началась уже на этапе создания карты, так как надо максимально выгодно для себя расположить пришедшие на руку гексы космоса и максимально эффективно поднагадить этими же гексами противникам).

 

Цель игры: стать самой уважаемой и влиятельной расой в галактике и сесть на трон галактического правителя на центральной планете, Мекатол Рекс. А достигается оно, как обычно, набором победных очков.

 

 

 

Есть колода заданий, которые постепенно открываются в течение игры, и за которые по треку очков бежит флажок вашей расы. Раса, чей флажок первым добежит до отметки «10», объявляется Императорами Всея Галактики. Второй вариант окончания игры – вскрытие из колоды заданий карты «Imperium Rex» (то есть, острая необходимость народов галактики посадить кого бы то ни было на трон и прекратить весь этот бардак в космосе), которая тут же завершает партию. Победителем в этом случае становится игрок с максимальным количеством победных очков.

 

Колода заданий – основной способ получения очков, но есть и парочка дополнительных. Например, у каждого игрока на руках есть карта секретного задания, выполнив которое, можно получить 2 очка, что очень неплохо. Есть и другие, но о них, если не забуду, будет упомянуто ниже.

 

 

 

На фото  выше мы видим некоторые задания: красные – это секретные задания, одно из которых случайным образом выдается каждому игроку в начале партии, выполнить его довольно сложно; желтые – это самые простые задания, за которые можно получить по одному очку и которые постепенно (одно в год) открываются первые шесть лет игры; синие – это сложные задания, которые открываются в последние годы игры и могут принести от 2-3 очков до победы в игре! В синих заданиях так же замешана карточка ImperiumRex, которая при вскрытии может внезапно закончить игру.

 

Итак, наша цель – набирать очки. Но цель наших противников точно такая же 😀 Здесь важно оказаться первым, пользуясь любыми способами: задания бываю как мирно характера – накопи столько то ресурсов или столько-то определенных планет, так и не очень мирного – захвати что-то у противника, слетай с «мирной» миссией в гости к противнику.

 

 

А теперь о самом процессе завоевания космических просторов

 

Вся игра делится на раунды (игровые годы). Год делится на три фазы: стратегическую, фазу действий и фазу статуса.

 

Стратегическая фаза: здесь игроки по часовой стрелке, начиная со спикера, выбирают себе одну из восьми стратегических карт. Эта механика похожа на систему выбора ролей из других игр (Puerto Rico, Race for the Galaxy). Карты эти дадут какой-то бонус в  течение текущего года владельцу и возможность воспользоваться усеченным вариантом бонуса другим игрокам за определенную плату.

Фаза действий: основная фаза, в которую и происходит всё действо игры. Во время нее игроки отдают приказы своим флотилиям о передвижениях, захватывают планеты, строят корабли и занимаются другими будничными делами правителя галактической цивилизации.

Фаза статуса: итоговая фаза, в которой подводятся итоги года, проверяется выполнил ли кто-нибудь задания и совершаются другие необходимые подсчеты и манипуляции.

Первая и третья фазы пролетают буквально за минуту. Вторая же, основная, длится различное количество времени, в зависимости от разворачивающихся действий на карте и «скорости думалки» игроков. Весь экшен происходит именно в фазу действий.

 

 

Управление

 

Всё в игре управляется с помощью отдачи приказов своим юнитам: «летите туда-то», «захватите то-то». Приказы отдаются посредством так называемыми «командных маркеров», картонных треугольников с эмблемой расы на них. Треугольников этих ограниченное количество: 16 на расу. Причем в начале партии каждому игроку выдается всего 8 штук.

 

При этом треугольники распределяются между тремя зонами на листе расы (пропорция, в которой ваши треугольнички распределятся между этими тремя зонами, остается на совести правителя расы, вас то есть; только в начале игры она задана практически для всех цивилизаций - 2/3/3):

 

 

 

«Command Pool» — именно с помощью треугольников из этой зоны вы будете отдавать приказы о передвижении ваших войск в космосе и строительстве новых юнитов.

 

«Fleet Supply» — количество треугольников в этой зоне ограничивает размер вашего флота в каждом отдельном гексе космического пространства.

 

«Strategy Allocation» — отсюда маркеры тратятся для применения особенностей стратегических карт, отступлений из битв и способностей некоторых рас.

 

В свой ход игрок, в большинстве случаев, делает выбор между двумя действиями: переместить/построить войска или разыграть стратегическую карту.

 

Чтобы что-то сделать в определенном гексе галактики, нужно «активировать» его, то есть, положить на него треугольник своей расы из «Command Pool». После чего можно перемещать туда корабли, захватывать там планеты, воевать и строить. После того, как вами активирован какой-то гекс, он становится неактивным для вас до конца года и больше там нельзя совершать никаких действий.

 

 

 

Эта система очень удобна на практике. Особенно это будет заметно тем игрокам, которые играли в более ранние версии Сумеречной Империи. Вдвойне это удобно еще и тем, что ход каждого игрока как бы поделен на серию микродействий: другим участникам игры не приходится ждать одного игрока, который сидит и «тупит», к тому же у каждого будет возможность вмешаться в планы противников.

 

Здесь же всплывают интересные моменты по стратегическому планированию своего хода: строить сейчас или подождать дополнительного притока ресурсов от торговли; исследовать ли технологию, потратив стратегический маркер, или оставить его для какого-то другого действия; стоит ли приобретать дополнительные треугольники, или влияние потребуется для присоединения планеты… В общем, моментов очень много, это просто надо попробовать, чтобы понять всё богатство выбора.

 

Розыгрыш стратегической карты (выбранной в начале года) – это отдельное действие, которое дает какие-то хорошие бонусы. Например, позволяет бесплатно исследовать технологию; или же аннексировать близлежащую планету без лишнего шума и войны; или собрать заседание галактического совета, на котором можно будет выдвинуть какой-то закон на голосование, меняющий правила игры.

 

 

 

Всего стратегических карт восемь (с дополнениями появлялись их вариации). Тут стоит упомянуть одну немаловажную деталь: в базовой коробке карточка под номером восемь оказалась самой несбалансированной и неиграбельной, о чем возопили все игроки в 2005 году. Она практически ломала игру. Сразу же были введены всевозможные хоумрулы, меняющие всё в лучшую сторону. Производитель же, очень оперативно (в 2006 году), выпустил дополнение (Twilight Imperium: Shattered Empire), которое оказалось по совместительству еще и патчем к игре. В коробке с дополнением среди прочего богатства лежали новые восемь стратегических карт, правящих баланс и ускоряющие темп партии. Основной интерес, конечно же, представляла собой восьмая карта, которая позволила вздохнуть игрокам с облегчением: наконец-то игра приобрела нужную и завершённую форму.

 

Тем же, кто не разжился или не собирается разживаться дополнениями, можно просто посоветовать  трактовать текст восьмой карточки по-другому (так как он трактуется в дополнении), и всё будет прекрасно, гарантирую.

 

 

Мирно-экономический аспект

 

Система экономики проста и удобна. Каждая планета имеет два числовых параметра: влияние и ресурсы. Варьируются эти параметры в основном от 0 до 3. Ресурсы нужны для трат на постройку юнитов и исследование технологий. Влияние учитывается во время заседаний Галактического Совета и принятия законов,  и требуется для приобретения дополнительных командных треугольников, которые очень споро расходуются, а восстанавливаются сами по себе очень НЕ быстро. Так же влияние применяется в ряде других случаев, например, при присоединении мирным путем нейтральных планет.

 

 

Часть заданий так же требует траты ресурсов и влияния. Так что при планировании всегда стоит держать в голове, что неплохо бы не только штамповать военные корабли, но и подумать о том, что мирному населению галактики тоже требуется ваше внимание (и деньги), а иначе они не будут голосовать за вас на выборах императора (не дадут вам победных очков за задания).

 

Самое же классное во всей этой системе – это способ траты наших двух ресурсов. При захвате планеты, игрок получает карточку этой планеты, на которой и напечатаны два необходимых значения, например «Ресурсы-1 / Влияние-2». Когда вам требуется что-то потратить (ресурсы или влияние) вы просто переворачиваете карточки планет рубашкой вверх до тех пор, пока не наберете нужную сумму.  Обратно перевернуть карточки можно будет только в конце года. Просто, удобно, гениально.

 

Кроме ресурсов, «добываемых» на планетах, есть универсальная валюта – товары. Товары – это такие жетончики, хранящиеся на складах игрока (отдельная зона на листе расы в правом верхнем углу). Товары могут выступать как в качестве ресурсов, так и в качестве влияния. Получить же эти прекрасные жетоны можно в основном с помощью торговли с другими расами, заключив торговые соглашения. Делается это посредством стратегической карточки номер 5, «Торговля». У каждой расы свой экономический потенциал и доход от торговли от расы к расе разнится.

 

 

 

Тратить ресурсы можно в основном на изучение технологий и штамповку космических кораблей. О технологиях будет рассказано ниже. А вот про строительство поговорим сейчас. На любой планете можно построить один Космический Док, в котором впоследствии будут производиться все остальные юниты в игре. Количество производимых доком юнитов за раз вычисляется по простой формуле: ресурсная мощь планеты + 2. Например, планета с ресурсным показателем 1, может производить 3 юнита за раз. И, естественно, за каждую произведенную боевую единицу надо заплатить.

 

И напоследок, есть ограничение на общее количество каждого типа юнитов у игрока. Только Истребители и Пехота могут строиться в неограниченных количествах на протяжении всей игры (в коробке для этого есть картонные жетоны-множители, соответственно для Пехоты и Истребителей). Остальные же юниты ограничены количеством пластиковых миниатюр в коробке.

 

 

Военно-захватнический аспект

 

Тут всё еще шикарнее. Девять типов юнитов в базовой коробке (с дополнениями 11). Боевые Звезды, Линкоры, Крейсера, Эсминцы, Пехота, ПВО, Транспортные корабли, Истребители, Танки, Флагманы и Космические доки. Плюс всё это разбавляется при желании героями-лидерами рас и наёмниками. Если у вас еще не капает слюна, а правая рука не заказывает игру в интернет магазине, то эта игра не для вас =)

 

Все одиннадцать типов юнитов представлены в игре пластиковыми миниатюрками: на расу приходится более шестидесяти миниатюр. Наборов в базовой коробке шесть. В первом дополнении лежит еще два набора миниатюр.

 

 

 

Каждый юнит обладает своими показателями скорости и атаки. Плюс дополнительными возможностями: Линкоры – корабли с хорошей атакой и тяжелой броней, способные выдержать два попадания и имеющие возможность бомбардировать планеты, Транспортники – могут выступать перевозчиками наземных подразделений, а могут быть авианосцами с истребителями на борту; ПВО ведет огонь по войскам противника с безопасного расстояния и всячески помогает вам обороняться/атаковать, а так же защищает планету от бомбардировок; и т.д.

 

Система же боя проста до безобразия. У каждого боевого юнита есть показатель атаки, например «7». Чтобы этот юнит попал по противнику нужно выкинуть на десятиграннике число не меньше этого самого показателя. Все отряды, участвующие в конкретной битве, одновременно бросают кубики, подсчитывается число попаданий. Противник должен распределить соответствующее число ран по своим кораблям в битве. Кубикобросательство продолжается до тех пор, пока одна из сторон или не будет полностью уничтожена, или не решит отступить из боя.

 

 

 

Можно сказать, примитив системы боя может вызвать неприязнь у некоторых отдельных личностей, всячески ненавидящих кубики во всех их проявлениях (однако, зачем им играть в такую игру? Кстати, в моем личном окружении есть такой человек. Ненавидит кубики, но Сумеречную Империю обожает). Но по опыту, могу сказать, что в эту игру она идеально вписана.

 

 

Технологический аспект

 

Каждая раса начинает игру с заданным набором технологий (2-4 технологии), но по мере развития может получать доступ к любым другим. Все что для этого нужно – это ресурсы и время. Технологии представлены колодой карт четырех цветов (символизирующих различные направления науки, как то: красная — война, зеленая — биология, желтая — экономика, синяя — энергия). У каждого игрока есть своя собственная такая колода (идентичная другим) из 32 карт (по 8 карт в цвете).

 

 

 

Каждая карточка – это какое-то новое улучшение. Например, зеленые карты улучшают «биологию» расы: пехота попадает по врагу чаще, реже гибнет, мозги командования работают быстрее (восстановление треугольников идет быстрее), ученые становятся «умнее» и исследуют технологии дешевле и т.д. Синие, энергетические технологии, позволяют быстрее и эффективнее передвигаться кораблям по космосу. Красные улучшают точность, броню, возможности кораблей. Желтые улучшают приток ресурсов, управление производством.

 

Скажу сразу: за всю партию исследовать, обычно, получиться максимум несколько технологий, ибо процесс это дорогостоящий. Тем более, что подавляющее большинство (26 из 32) технологий требует кроме денег еще и наличие технологий-пререквизитов. То есть, если у вас нет, например, без «Отражателя материи», вы не сможете исследовать «XRD-транспортировку». Так что стоит сразу задуматься, что именно вы хотите получить в технологическом плане и нацеливаться именно на нужную ветку развития.

 

В последствии, в дополнениях были введены по две расовые технологии на каждую фракцию, которые может исследовать только конкретная раса. Эти две технологии, можно сказать, являются дополнительными особенностями расы с необходимостью их исследования.

 

 

 

На исследования можно получить скидки, захватив планеты, специализирующиеся на конкретном типе технологий (о чем можно узнать по цветной пиктограмме около названия планеты). Чем больше у вас таких планет, тем солиднее скидка. Так же скидку можно увеличить с помощью лидера-ученого вашей расы, отправив его на планету с нужной специализацией.

 

 

Политический аспект

 

В глобальной стратегии должна быть политика. И она, конечно же, присутствует и в Сумеречной Империи. Не только в виде устных договоров между игроками, но и в виде колоды карт политики (более 100 штук с дополнениями).

 

Каждая карточка политики – это какой-то отдельный закон, влияющий или на всю галактику в целом, или на какую-то расу в отдельности. Когда собирается Галактический Совет рас (стратегическая карта номер 3 «Политика/Ассамблея»), выдвигается какой-либо закон на обсуждение, по которому можно проголосовать несколькими способами (обычно это просто «за» или «против»). Каждая раса имеет право голоса, однако весомость этого голоса будет определяться суммой влияния всех планет под контролем этой расы. Во втором дополнении к тому же были введены канцлеры, по тр на расу, которые так же дают какие-то бонусы на заседаниях.

 

 

 

Вводимые законами правила бывают как не очень значительными, так весьма интересно и сильно влияющими в каждой конкретной партии на последующие события. Вообще, эта модель политического влияния очень интересна, однако, я довольно долго уже играю в эту игру и видел совершенно разное отношение к ней: от пренебрежительного, до восторженного. Могу сказать только одно: в руках опытного игрока, политика — сильное оружие, меняет течение партии медленно, но кардинально порой.

 

Сразу вспомнилась одна из последних моих партий, когда наш самый главный заядлый игрок-политик лишил неугодную ему расу сразу восьми(!) планет с помощью продвижения одного из законов. Продвигался он к осуществлению этого коварного плана около трёх игровых лет.

 

Политика сама по себе тоже способна принести победное очко: перед любым голосованием, игрок собирающий Совет, может потребовать предголосования за «Голос Совета». Это карточка, получив которую, игрок добавляет себе одно победное очко и (в фанатском сообществе игры) получает +n голосов на совете. К тому же есть некоторые законы на голосовании, которые могут добавить очки игрокам.

 

В этом же разделе хотелось бы рассказать о картах действия. Колода карт действий — очень увесистая пачка карт (170 с дополнениями) из которой каждой расе в конце года выдается по одной карточке. Как и в других играх, карты действия вносят разнообразие в партию (хотя  в Twilight Imperium его хватает и так с головой). Причем здесь этих карточек так много, что за всю игру не получится прокрутить и половину деки.

 

 

 

Влияние, оказываемое этими карточками на игру самое разнообразнейшее: от получения дополнительных единиц товаров и кораблей, до уничтожения живой силы противника на планете, от прибавки к меткости в бою своим кораблям, до сведения к нулю политического влияния противника на голосовании. В общем, это большой такой бонус к игре и так состоящей из одних бонусов =)

 

Карточками действий очень приятно пользоваться и очень неприятно, когда ими пользуется противник. Приток этих карт можно увеличить с помощью исследования технологий, кроме того есть и другие способы их получения (например, есть раса шпионов, которая получает по две карточки в конце года вместо одной и может воровать карточки у других игроков).

 

 

Всякие другие аспекты

 

Описать эту игру полно, без подробного объяснения правил, довольно сложно. Здесь очень много всяческих интересных нюансов. Тот, кого приводит в священный трепет словосочетание «глобальная космическая стратегия», полюбит эту игру, безусловно.

 

Тот, кто равнодушен к этим словам не сядет играть в эту игру по множеству причин:

 

— игра долгая (варьируется в зависимости от опыта игроков; мы играем за 6-7 часов)

— игра сложная (разобраться во всех хитросплетениях правил многие не захотят и, следовательно, не смогут)

— игра объемная (информации очень много, ее нужно знать и уметь пользоваться. Это относиться и к базовым способностям кораблей, и к особенностям рас)

 

 

 

В общем, осваивать все это для нефанатов будет очень лениво. Для первой же категории людей (которые до сих пор в трепете) расскажу еще немного о всяческих игровых плюшечьках-нюансиках.

 

  1. Начальное освоение миров бывает довольно болезненно, ведь на неисследованных планетах могут таиться различные угрозы (радиация, повстанцы, нейтральные ПВО, местное население, в конце концов, не желающее отдавать планету без боя). Чтобы сократить издержки, есть несколько способов: использование истребителей в качестве разведчиков (ведь порой на планете могут быть залежи ценных ресурсов), использование предварительной зачистки поверхности линкорами с помощью ковровой бомбардировки, применение дипломатии для безболезненного присоединения планеты, ну, и наконец, вы можете просто послать на планету несколько подразделений пехотинцев и посмотреть что получится – найдут ли они там халявные ресурсы или погибнут от рук местных аборигенов.

 

  1. У каждой расы есть по три фиксированных лидера. Это такие персонажи-герои. Этих ребят можно применять очень и очень эффективно, главное знать куда их отправлять в нужный момент. Герои бывают пяти различных классов.

 

Адмиралы ведут в бой космические флотилии, усиливая корабль, на котором летят, и, ловко управляя построением своего флота, не позволяют противнику отступить из битвы.

Генералы ведут в бой пехоту на планетах, увеличивая ее меткость и снижая потери в рядах подчиненных при планетарных бомбардировках.

Ученые удешевляют исследование технологий, строительство доков и улучшают системы ПВО.

Дипломаты позволяют пролетать сквозь вражеские кордоны и предотвращают попадание вражеских войск на подконтрольную дипломату планету.

Шпионы захватывают вражеские постройки на планетах и отключают ПВО, так же могут пожертвовать собой при необходимости отменить применение какой-либо карточки действия врагом.

 

 

 

  1. На некоторых планетах могут находиться артефакты, которые добавляют владельцу планеты 1 победное очко. Так же, в фанатсткой среде этой игры, артефакты дают скидку к технологиям, как и планеты со специализацией. Контроль этих планет с артефактами очень важен, так как позволяет приблизиться к победе без дополнительных затрат.  К победе вас приблизит и заброшенная космическая станция, которую можно обнаружить в космосе (из второго дополнения), уменьшив количество требуемых для победы очков.
  1. Наемники из последнего дополнения – шикарнейшие ребята, позволяющие практически нахаляву вершить героическое правосудие в галактике. Мало того, что стоят они относительно немного (фактически от 0 до 1 товара за каждый год службы), так еще и сами по себе являются неплохими боевыми единицами с порой выдающимися способностями.
  1. Одним из самых интересных моментов игры является разнообразие рас. У каждой расы есть свои способности, которые отличают ее от другой и при правильном применение приносят много пользы. С дополнениями в игру пришли дополнительные способности для каждой расы в виде расовых технологий (по 2 на фракцию). Однако, так как исследование даже простых технологий является делом дорогостоящим (а расовые дороже), то получить «свои» новые способности бывает сложновато. А получить хочется, ибо они интересны и действительно отличают одну расу от другой в плане выбора тактических и стратегических действий на карте. В фанатской среде уже давно используется хоумрул, по которому расовые технологии получаются игроком автоматически при достижении на треке очков необходимой суммы очков равной цене изучения этой технологии. Победные же очки дают скидку на исследование этих технологий. В общем, всё для того, чтобы сделать расовую технологию максимально быстродоступной, а расу привести к тому виду, в котором она и должна всем задать жару. Очень советую.

 

 

Как итог

 

В моем личном топе и топе нашей компании Twilight Imperium 3rd Edition занимает уже который год почетное первое место. Игра не на каждый день. Игра не для всех. Со множеством шероховатых моментов (типа времени партии, количества участников и прочего). Здесь нет места для тонкого просчета евро. Ее не предложишь сыграть случайному человеку. Нужно специально выделять день для партии. В конце концов, для нее нужно очень много места на столе.

 

Но несмотря на всё это, здесь есть то, ради чего вы будете доставать эту коробку раз за разом: потрясающая атмосфера, непревзойденная красота исполнения и, наконец, то, что так хочется получить – глобальность настоящего космоса.

 

 

 

***

 

Это мой старый обзор любимой игры. Появился он в феврале 2012 года в электронном журнале «Стратагема», посвящённом варгеймам. К тематике журнала относился постольку-поскольку — но война всё-таки =) Обзор, как мне представляется теперь, довольно поверхностный для подобной игры, то ли умения не хватало на тот момент, то ли ещё чего.

 

Игре, как никак, десять лет, но это эталон отличного америтреша. Это не Talisman и Runebound, где так же швыряем кубы и которые тоже америтреш, эта коробка даёт намного больше — настоящие живые впечатления. И захлёстывают они не потому, что присутствуют красивые картинки и исполнение компонентов, а ещё и потому, что это действительно Игра, а не просто набор картона и пластмассы. Здесь множество разных механик, огромное разнообразие, космическая настольная стратегия с большой буквы.

 

Таких игр больше не делают, да и раньше-то, честно говоря, редко что-то подобное можно было раздобыть. Наверное, именно поэтому и по сей день все равняются именно на Twilight Imperium 3rd Edition. Если вам кто-то предложит сыграть в какую-то коробку, отличную от TI, и скажет, что вот де, мол, настоящая эпичность, можете рассмеяться ему  в лицо  - он ничего не знает о настольной эпичности.

 

Тут можно настраивать сложность всех аспектов, начиная от получения очков, до процентной настройки неприятностей на нейтральных планетах (у нас, к слову, оно выставлено на «33%/67% — хорошие/плохие»). Здесь множество всяких мелких нюансов, которые превращают просто очередную настолку в легенду индустрии: лидеры, наёмники, модификаторы всего и вся, отлично работающие расовые способности, космические мины, прокачка пехоты и многое другое, — всё это и сделало Twilight Imperium самым проработанным по всем аспектам настоящим глобальным америтрешем. Игра совсем не про броски кубов, как это бывает в коробках, заявляющих, что они дескать треш. Тут очень много интересных решений и механик, а броски кубиков — это разрядка, придающая настоящего драматизма истории.

 

Когда в безмолвной пустоте космоса начинается адская пальба из десятков орудий всех калибров, лишь ваше правление, приведшее к битве, будет определяющим фактором триумфа или гибели представителей одной из двух цивилизации.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные