Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. | |
Идут сборы на Earth Under Siege: Flashpoint | |
Фантастический данжен кроулер с фокусом на стелсе. | |
Идут сборы на Master of Orion: Ad Astra | |
Классика 4х жанра - теперь и на столе. | |
Идут сборы на Grimcoven | |
Новый гримдарковый босс баттлер от Awaken Realms. | |
Предзаказ на «Brass. Бирмингем» | |
Новый тираж игры №1 в мире по версии BGG. |
Сегодня у нас в гостях kil_q, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1 000 дней на сайте!
— Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.
— Всем привет. Зовут меня Константин, родом из города Саров, но проживаю в Нижнем Новгороде больше 15 лет. Работаю обычным сисадмином, но в трудовой книжке пишут, что я — инженер ТП.
Как и большинство людей? с настолками знаком с детства, но это в основном были кинь-двинь (помню, как в библиотеку бегали играть в особо понравившийся вариант, но уже не помню, про что конкретно была игра), шашки-шахматы-нарды, карточные (помню, как папа учил в японского дурака, не знаю, откуда название взялось, сейчас оно видится, как чья-то переработка «Уно»), было ещё что-то щелчковое (дед какую-то игру из своего деревенского прошлого для нас с двоюродной сестрой сделал из веточки дерева). В текущем этапе к играм вернулся в декабре 2015, когда решил на очередные посидушки под пиво с друзьями прикупить на пробу игру, получается, новой «первой» настолкой у меня стал «Шакал».
— Расскажи историю происхождения твоего ника.
— Тут всё просто. Какой-то кликухи во дворе у меня не было, а в тех же ПК-играх периодически надо вводить имя персонажа. Вот в такой из моментов ник и появился. Само собой, он немного видоизменялся и вот пришёл к виду kil_q, а по факту — это сокращение названия одной из любимых песен Killer Queen одной из любимых групп Queen.
— Зачем ты играешь в настольные игры?
— Для развлечения и для общения. Был в моей жизни период запойного играния в ММО, по выходу из которого для себя решил, что оно не для меня и вообще не для хорошей жизни. Слишком много времени оно сжирает совсем ни на что. А через какое-то время (пара-тройка лет) появились в моей жизни настолки. Они заняли и игровую часть (головоломки я и так всегда любил, а евро — это по сути соревновательная головоломка с целью), и ту часть непринуждённого общения, которая ушла из жизни вместе с ММО.
— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
— Начиналось всё с игротек в «Цитадели», потом вот в «Башню мага» переехал народ, за Sergeant82 потянулись, но туда ездить далековато. «Цитадель» мне была удобнее. На данный момент всё чаще по квартирам получается собираться на поиграть. Ну и, конечно, настолкемпы разные.
Вообще, в последний год что-то «отяжелел», собралась довольно хорошая игровая ячейка, с которой выезды на выходные в коттедж организовывали, в которой игры вскладчину покупаем (вот «7 континент,» купленный на семерых, скоро должен приехать). Вот среди этой ячейки и играю в основном. В свет всё реже выхожу.
— Чего, на твой взгляд, больше всего не хватает нижегородскому настольному движению? Или тебя полностью устраивает текущее положение дел?
— Рекламной поддержки, а ещё было бы неплохо отъехать всем городом от Москвы ещё километров на 200–300. :)) Серьёзно, я по другим представителям индустрии развлечений давно заметил, что к нам всё приходит позже, чем в более удалённые города. Это, как мне кажется, от того, что дешевле сгонять в Москву и вкусить всего, чем строить это с нуля в НиНо. А тут ещё и поезда ускоряются, 3 часа — и ты в столице.
А если чуть локальнее взглянуть... У нас всё развивается на энтузиазме, в том числе и все магазины-клубы настолок. У людей едва хватает средств, чтобы покрывать аренду, а не то, чтобы закупать нормальную рекламную кампанию, да ещё и на продолжительный срок. Так, листовочки пораздавать, кросс-мерчендайзинг с комиксами, пиццериями и т.д. — этого хоть отбавляй. О каком-нибудь «Дне игры» пока только и мечтаем. В прошлом году ходили пересуды, что такое может случиться. Я в надежде поучаствовать в этом сделал себе выставочный вариант «Кодовых имен» 2х2 метра, но всё заглохло. «Кодовые имена» теперь просто по кемпам катаются со мной.
Ещё было бы неплохо доходы населения поднять, чтоб больше людей могло не жалеть денег на картон, а ещё время чуть вперёд перемотать, чтоб наше хобби успело пустить корни поглубже.
— Исходя из твоего опыта, как лучше всего привлекать людей в наше хобби?
— Если без вложений, то только собственным примером. Друзей подёргать, предложить им попробовать, детей приучать к настолочкам сызмальства, может, даже родителям пару коробок подогнать. Всё остальное связано с клубами-магазинами, где можно что-то опробовать перед покупкой, которые могут нагнать хайпа и шумихи. Рекламы не хватает и обсуждения в основном потоке информации. Сарафанное радио хорошо, но маловато. Надо, чтобы люди видели, что настолизм — он для каждого может подойти в качестве траты свободного времени и денег.
— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
— В первую очередь евро. В компьютерных играх любил строить и настраивать всё, так и в настольных тоже. На втором месте, пожалуй, «Легаси», как формат. Потом квесты, пока на основе «Тайм Сториз» — и ждём «Детектив» вот, и «Шерлока», и «Истории Аркхэма». Всё остальное эпизодически. Это если по жанрам.
По тематике... Любимой, как таковой нет, но есть те, которых сторонюсь. Например, зомби задолбали повсюду, так что сопротивляюсь масскульту. Ну и космос, не сказать, что сильно цепляет.
— Какая из игр-квестов произвела на тебя наибольшее впечатление?
— А их много? Я бы не назвал ни Exit, ни Unlock и т.д. квестами. Они — просто набор головоломок, кое-как увязанных друг с другом. В «Шерлока» и «Истории Ктулху» не играл, не довелось. Вот и остаётся только «Агентство «ВРЕМЯ» (хотя мне привычнее «Тайм Сториз», так как большую часть историй мы проходили на английском). Вот только «Тайм Сториз» и вызвал эмоции, но зато так, что я в него погрузился с головой.
— Чем тебя так зацепило «Агентство «ВРЕМЯ»? Многие считают, что игра переоценена и стоимость базы и дополнений слишком высоки, что ты можешь ответить сторонникам этого мнения?
— Стоимость безусловно высока. Но, учитывая, что всё, кроме базы, мы покупали на четверых, то у каждого набегала не такая страшная сумма, плюс, последующая перепродажа снижала траты, а после локализации оно ещё и подешевело для нас. Вообще, вопрос о цене и ценности сильно дискуссионный. Не могу говорить за всех, но у меня получается так, что в жизни я и так периодически трачу деньги на ещё менее нужные вещи. Так что не особо переживаю о потере денег на покупку картона вообще.
Про переоценённость могу только сказать, что кому-то игра заходит, у кого-то вызывает рвотный рефлекс, всяко бывает. Ничто не обязано нравится всем. Лично для меня, «ТС» — это в первую очередь хорошая интерактивная история. Мне нравится смесь сюжета, исследования, головоломок и игры со временем. Из того, что мне доводилось играть, «ТС» — больше всего похожа на старые добрые квесты на ПК, которые я весьма любил. Да и сама задумка хороша: «Вот вам рельсы, а паровоз можете сами построить». Ну а когда, ещё до официальной локализации, делал переводы допов для пнп-сообщества, дополнительно проникся идеей.
— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия чтобы победить в партии?
— Участие, естественно. Поначалу ещё за победу сильно боролся. Потом, когда ячейка утряслась по людям, сам факт сбора и общения стал превалировать. Да, общение за настолкой — это далеко не тоже самое, что общение за рюмкой коньяка, но всё же.
— В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?
— Я, по мере возможности, стараюсь посещать турниры, проходящие у нас в НиНо. Не для победы даже или участия, а в основном для массовки. Я, так сказать, из пассивно поддерживающих распространение настольного хобби. В октябре у нас в городе проходило аж три турнира (обычно гораздо реже они). Я побывал на парном турнире по «Каркассону» с весьма странными правилами. На турнир по «Покорению Марса» не пошёл, для турнира было бы неплохо хотя бы знать, какие карты могут прийти, а я играл в «Марс» всего раза 2–3. И ещё пропустил турнир по «Колонизаторам», там и реклама, и информационное сопровождение слабым были, что о турнире многие узнали за 2 дня до его начала, да и у меня были другие планы. Впредь так и планирую посещать что могу по более-менее играемым мной играм.
— Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?
— Пожалуй, самые запоминающиеся — это повороты сюжетов в легаси-играх, но их не хочется спойлерить. Расскажу случай в партии, после которого один из участников хотел писать на «Тесеру» статью о кингмейкерстве и в примере кингмейкера вывесить мою фотку. :)) Было это в партии по Forbidden Stars. Ближе к эндшпилю я находился дальше всех от победы. Последний раунд, у всех по 3 цели выполнено, у меня 2. Мой флот разгромлен, планет под контролем мало. Можно было просто сложить лапки и не рыпаться, но по просчёту получалось, что есть небольшая вероятность получить 2 жетона целей даже при помощи того, что имелось. Ну, раз есть, то надо пытаться, да и просто номер отбывать не пришлось бы в таком случае. Пока я просчитывал себя, на конкурентов не особо смотрел. Там, по сути, тоже шла борьба за получение 2 жетонов разом, ибо по четвёртому и так каждый из них легко зарабатывал. Вот одному из охотников за 5 жетоном я и перешёл дорожку. У него почему-то было столько удивления, он явно не ожидал, что я куда-то буду рыпаться, видимо, поэтому и считал, что я просто решил помешать хоть кому-то. Да, он тогда проиграл — и винил в проигрыше меня. В общем, эмоций было много.
— Что должно произойти, чтобы ты сел играть в варгейм?
— А можно назвать варгеймом Rivet Wars или меня камнями закидают? Просто «Риветов» я почти всех собрал, кроме кик-эксклюзивов, больно уж они дороги. Не часто играю, правда, но бывает.
А если серьёзно, то формат наших сборов «на поиграть» чаще всего подразумевает 3+ человека, поэтому что-то дуэльно-тактическое маловероятно. На Axis & Allies как-то пытался подписаться разок, но не сложилось что-то. По сути, у меня нет каких-либо предрассудков о варгеймах, просто нужен человек в ячейке, который будет иметь варгейм и продвинет тему его попробовать.
— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?
— Сошлюсь на услышанное от кого-то: главное, чтобы не мешало жить. Чтобы не коробки повсюду. Остальное по желанию. Для меня — это где-то 100 тайтлов. Периодически порываюсь проредить, но к этой сотке один фиг прихожу с новыми покупками.
— Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?
— Веду, на BGG, на уровне «где, когда, во что и сколько партий». Непонятно, зачем, ни разу ей не пользовался, видимо, просто из любви к систематизации.
— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?
— Основных разочарований два: «Иниш» и «Гавр». Не могу прям вот досконально объяснить почему, но «Иниш» просто негативные эмоции во мне пробуждает по отношению к себе (не ощущения от партии, а от того, как игра построена), а «Гавр» оказался для меня очень уж скучным и монотонным, в то время как ожидания были весьма высоки.
А вот в обратную сторону ничего не вспоминается. Да и трудно меня уговорить делать то, чего не хочу, особенно если упрусь рогом.
— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация — очень хочется, но получается совсем редко или не получается?
— Почаще в хорошие, а пореже в плохие. В то, что мне не понравилось, я и не играю, поэтому первая часть вопроса отпадает, а почаще хотелось бы в некоторые долгие евро, типа «Галлериста», «Анахронии», «Лиссабона» и т.д. Но те, с кем чаще всего играю, тяготеют больше к амери, поэтому постоянно приходится искать компромиссы.
— Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?
— Самый сложный вопрос. :)) Даже не знаю, как ответить. Я вполне осознаю, за что могут другим людям нравиться игры, которые не зашли мне. И наоборот. Поэтому я могу рассуждать об играх только в категории нравится/не нравится, но не переоценённая/недооценённая.
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?
— Прям чтобы очень-очень, чтобы в календаре красный крест нарисовать и каждое утро проверять, сколько осталось дней до релиза — нет таких. Но есть интересующие проекты. Это новые допы к «Тайм Сториз». Жду, когда доедут «Детектив» и «7 континент». Заинтересовали Azul 2, Newton и Black Angel. О, ещё просто жду всего нового от Mindclash Games, больно уж нравится мне, как эти ребята игры строят, правда «Церебрию» брать не стал из-за обязательности формата 2х2 (костыли для 1х1 и 1х2 — это всё же костыли). Значит, получается, что жду Transhumanism от них.
— Назови лучшую для тебя игру 2018 года и почему она заняла это место.
— «Брасс. Бирмингем». Очень понравилось ощущение от игрового процесса. Вроде и правила за 5 минут объясняются, но игра сразу даёт понять, что она весьма непроста. Нравится динамика изменения ситуации на поле. Нравятся моменты, которые игра постоянно подкидывает, когда ты выбираешь из множества опций, которые кажутся одинаково полезными. Ни у плюс ко всему, ещё и оформление хочется отметить.
— Какие игры войдут в топ-3 этого года для тебя? И назови свой топ-3 всех времен на данный момент.
— Топ-3 из того, что я играл в 2018, я бы пока не закрывал, всё же «Эссен» впереди, что-то да успеет до нас доехать, но на данный момент это второй сезон «Пандемии», «Брасс. Бирмингем» и «Декрипто» без распределения по местам. За все времена... снова без мест: оба сезона «Пандемии», «Агентство «Время» и «Замки Бургундии».
— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
— На данный момент чаще всего покупаю у наших локализаторов. Что-то периодически заказываю с Philibert. Раньше участвовал в совместных закупках, но сейчас только в совместных закупках внутри ячейки. Участившиеся локализации отбивают желание предзаказывать что-то более-менее громкое с «Кика» или из зарубежных магазинов. Зачастую забугорное издание получается ощутимо дороже. Разве если нет желания чего-то долго ждать, тогда на «Филибер» иду, оттуда доставка по соотношению скорость/цена меня вполне устраивает.
Что по поводу цен. Активно закупать настолки я начал в тот момент, когда бакс скакнул в 2 раза. Так что для меня не было такого казуса, как резкое повышение цен, сразу покупал задорого. Из-за чего и сформировалась привычка к текущей цене. Для меня даже наоборот, непривычно было покупать что-то задёшево, когда небольшие магазины сливали остатки. «Бургундию» с «Летописью» за 2к в сумме, «Терра Мистику» и «Агриколу» за 2к каждая, ну и так далее.
— Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки.
— Неудачно, это когда ты покупаешь игру за рубежом за пару дней до объявления её локализации. Да даже и не за пару. Например, есть у меня полный набор «Виноделия», собранный по частям из английских и немецких коробок, и вот вроде хочется его продать, так как не тянет на «Виноделие» больше, но уплочено было 7000+, а продавать придётся гораздо дешевле. Обидно. Ту же зарубежную «Анахронность» (только базу) вот никак не могу продать.
А вот забавный момент получился с «Агриколой». Я её купил локализованную, только ещё ту, которая до появления крауд-систем была. Её уже не производили, а я купил из остатков магазина. В коробке не хватало планшета для 5 игрока. Я связался с продавцом, который, похоже, сам был не в курсе, что продаёт, ибо мне в ответ прислали второй набор дерева для игры, причём ещё и за мой счёт почему-то. После повторного обращения к продавцу мне прислали второй набор картона для игры, не весь набор целиком, а все планшеты и, почему-то, два листа со зданиями. В этот раз всё было на месте, а я в итоге получил почти полный второй комплект «Агриколы».
— Сейчас, когда игры стали дороже возникла, система обмена играми — «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам? Какие видишь способы улучшить «Маттрейд» и избежать ситуаций с участниками, которые не выполняют свои обязательства?
— Думаю, что «Маттрейд» возник не из-за того, что игры стали дороже, а из-за того, что их просто стало больше на руках. Участвовал в трёх уже, но прям ценного ничего не выменял. А вот, с учётом того, что я пишу отчёты о личных впечатлениях об играх после первых партий в них, я таким образом за недорого получаю эти самые новые игры взамен на те, которые не зашли, и это клёво.
Улучшить? Не задумывался, поэтому навскидку. Мне было бы удобнее разбираться в гигантском списке игр на обмен, если бы там было больше фильтров. Например, по цене, жанру, тематике, оценке на «Тесере» или BGG. А в случае ситуаций с невыполнением обязательств — или брать с каждого человека за вход в «систему» денег в качестве залога, или как-то юридически прописывать обязательства (что, естественно, и дюже неудобно, и народ отпугнёт).
— Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаешься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?
— Как уже обмолвился выше, болен покупкой сомнительной продукции. Сомнительной в первую очередь по необходимости конкретно мне. Могу, вполне, игру купить по понравившемуся арту и наличию в описании определённых ключевых слов. Правда, сейчас это в основном выражено в покупке на «Кикстартере» разных PnP. А потом приходит к тебе твой PDF, переводишь правила для него — и всё, отпускает, запал на полный перевод пропадает, а на английском делать не очень хочется. Хотя, пожалуй, пора уже и на английском печатать, вроде более-менее игровая ячейка его подтянула.
Продаю игры спокойно, без особых эмоций. Для меня коробка с игрой — это прежде всего картон. Чем-то важным его может сделать только игра в него или хотя бы ожидание игры. Из-за этого игры, которые нравятся, но на которые не получается собрать народ, пока лежат в ожидании чуда, а всё, что не вызывает желания поиграть лично у меня — сливаю. Кроме PnP, как-то неуютно их выставлять на барахолку и непонятно, как оценивать.
— Насколько, на твой взгляд, неотъемлемая часть настоящего гика — это стремление постоянно пробовать что-то новое? Нет ощущения, что сейчас, с выходом большого количества новых игр, у многих появляется «гонка за новинками», когда люди, не успев распробовать одну игру, уже покупают следующую?
— А у нас есть определение «настоящего гика»? Стремление к новому — это одна из черт, присущих человеку вообще. Стимулы могут быть разные, угасание может начаться в разное время, но, в среднем по больнице, оно присуще всем.
Постоянное стремление к новому, это уже мания какая-то. Понятно, когда это происходит в начале увлечения, когда ты попадаешь в новый для себя мир и начинаешь столовыми ложками, а то и половниками его пробовать. Это важная часть развития, на основе которой ты определяешь в первую очередь себя — что нравится, что цепляет, а что вызывает отторжение. Со временем это стремление обычно проходит, но не у всех. Кто-то «по работе» продолжает всё новые и новые игры через себя пропускать, у кого-то просто склад характера такой, кто-то, видимо, бежит за мечтой в надежде найти ту самую настолку, которая заменит ему все остальные, а может, он просто шопоголик.
«Гонка за новинками» — это от избытка возможностей, в первую очередь от того, что локализации хлынули по довольно привлекательным (в сравнении) ценам, во вторую, от наличия свободных денежных средств у таких личностей. Сам болен этим, но постепенно сходит на нет. Для меня наступает время, когда можно отделять зёрна от плевел, продавать лишнее и концентрироваться на определённых настолках... надеюсь.
— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?
— Самый бесполезный вопрос. Если бы, да кабы... Этого не будет (если только не амнезия, но и тогда с опытом не прокатит). И даже если потенциально, менять в прошлом даже мелочь весьма опасно. Всё бы оставил как есть.
— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
— Хорошо оцениваю. Популяризация настолок — это хорошо. А если учесть, что игр вообще больше иностранных (по месту разработки), чем СНГ-шных, то практически невозможно не купить игру локализованную. Это если в сегменте не трешовых и не детских игр. Я не особо слежу за рынком совсем-совсем филлеров, детских игр, а также игр «чтобы отработать лицензию», может, там наших разработок уже больше стало, чем зарубежных.
Под локализацию в первую очередь хочется Лацерду (да «ц», я так привык). Больно уж автор самобытный. Не для себя, а в народ. Сам-то я себе и на английском куплю.
— Как тебе кажется, смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?
— Вообще вопрос не про меня. Из ЖКИ играл только 1 партию в The Lord of the Rings, да 1 партию в Ashes: Rise of the Phoenixborn (оно ЖКИ вообще?). Даже до «Аркхэма» карточного так и не добрался ещё. На данный момент не ощущаю себя любителем данного жанра.
— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.
— Не могу говорить обо всех российских играх вообще, но из тех, во что играл: «Город великой машины» (думаю, скоро выйдет), «Наместник», «Стань суперзлодеем», «Бронза».
— Что ты можешь рассказать об игре «Город великой машины»? Она упоминается уже не в первый раз, но информации о ней нет никакой.
— О, про неё больше сможет рассказать Sergeant82. Он плотно занимается тестами для Moroz Publishing, где эта самая «Великая машина» и проходит обкатку, уже очень долго проходит, надо сказать. По участию в тестах, было ощущение, что почти всё уже готово, но авторы продолжают дорабатывать.
«Город Великой машины» — это полу-кооператив. Один игрок отыгрывает за грозный механизм, остальные за сопротивление. Как по мне, игра получается весьма занимательной. Тут и силы персонажей сопротивления разнообразны, и поле модульное, которое ещё и изменяется в процессе игры, и необходимая атмосфера безысходности и ощущения себя мелкой пылинкой в сравнении с силами машины (а в итоге ты и ещё несколько таких же пылинок её перебарываете). :) Насколько мне известно, а мне известно довольно мало, подобных продуктов от российских разработчиков ещё нет, вроде и про разработку аналогий не слышно. Для нас плохо только то, что игра разрабатывается сразу на английском и для «Кикстартера», как было и с «Суперзлодеями».
— Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?
— Seafall. Только сначала разработчика бы попинал, чтобы он механику докрутил. Люблю легаси, правда «Чартерстоун» доказал, что не каждое легаси. На данный момент лучшее легаси из остальных для меня — это оба сезона «Пандемии». Именно, что из остальных, так как «Пандемиям» нет достойного конкурента. Со стороны истории Seafall интереснее в разы, но вот со стороны механики всё не так радужно. И да, издал бы не из коммерческих соображений, я ж не могу прикинуть, принесёт оно барыши или нет, так как не знаю всех трудностей и фишек издания игр. Издал бы, так как таких игр на российском рынке просто нет.
— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
— Ну-с, софинансированием это назвать тяжело. Всё чаще это именно и чисто предзаказ. Поэтому я назову больше, объединив их с хотелками для обычной локализации: Trickerion, Quebec, Seafall, Gallerist, СО2, Lisboa, Fuse и Flatline (эти в первую очередь, а то народ даже и не знает о таких классных играх), Ulm, Oracles of Delphi, Troyes (ну или дождаться Black Angel), Hansa Teutonica, Archipelago, Aquasphere, To Many Bones (просто хочу попробовать её, но ценник за рубежом сильно кусается), Heaven & Ale, Merchants and Marauders, Tyrants of the Underdark. Как ни странно, многое из этого у меня есть, так что к локализации это хочется больше для того, чтобы оно пошло в народ.
— Мне кажется, что в этом году несомненно самое значимое событие в нашем настольном сообществе — локализация «Глумхевена». Насколько ты согласен с этой точкой зрения. Что эта локализация значит для тебя лично? Принял ли ты участие в кампании по сбору средств на игру? Да/нет и что повлияло на это решение?
— Я бы не стал выделять только «Глумхевен», но и «Магорыцаря» бы тоже приплёл, ещё бы и «Войны Ктулху» прошлогодние вспомнил, и МоМ2 грядущий вкупе с «Ребелионом». В целом, явление говорит о том, что наш рынок просто вырос до необходимых размеров. Когда-то, помню, мы обсуждали в ячейке, насколько целесообразно выпускать ТС в локализации у нас. Тогда мы решили, что рано, но через полгода кампания по сбору средств нам доказала обратное. Если выпускают — значит, хватает людей, у которых хватает денег на картон, чтобы такие локализации окупались.
Лично я прошёл мимо. У «Глума» очень долгая кампания, в нашей ячейке его многие брали для игр в семье, где сопартиец всегда под рукой. К тому же, у нас что Seafall, что «Пандемии» почти на год растягивались, а значит, «Глум» затянулся бы на неприлично долгий срок. Есть вариант соло-игры, но это не мой вариант. Соло я предпочту поиграть на ПК, если вообще буду именно играть, а не заниматься чем-то другим вместо этого.
— Насколько ты согласен с мыслью, что нынешний момент можно назвать «золотым веком» настольных игр у нас, когда локализуется большинство современных мировых хитов и игр, прошедших проверку временем, да и отечественные разработки сделали качественный шаг вперёд?
— Не думаю, что уже пришло время собирать камни. Вот грепанёт глобальный кризис или третья мировая, тогда будет не до картона. А вот когда всё это перегниёт после долгого роста, цветения и плодоношения, тогда и посмотрим, в каком периоде этого процесса мы жили. На данный момент виден лишь повышающийся интерес к нашему хобби, во что это в итоге выльется, увидим.
— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?
— Насчёт работы на издательство не уверен, никогда не работал на творческой должности и плохо себе представляю, как оно происходит, когда творишь из-под палки. А вот свободным художником, может, и заделался бы. На позиции разработчика. Но пока не рискую браться прям за создание настолки. Начать решил с разработки своей ветки сценариев для «Агентства «Время». Первый доп уже готов в основном. Механика, вроде, отлажена, а вот с графикой проблемы, художник и дизайнер из меня никакой. Сейчас нахожусь в процессе разработки второго допа. Всё ближе и ближе к работе с графикой подбираюсь. Глядишь, к концу года можно будет на первые тесты выкатывать.
— Поскольку ты так или иначе занимаешься разработкой настольной игры, не могу не спросить: общаешься, советуешься ли ты с кем-то из наших авторов или идёшь своим путём, методом проб и ошибок?
— В «ГРаНИ» не состою, да и на группу их только недавно подписался, когда анонсировали открытие нижегородской ячейки. Других групп по разработке настолок даже и не знаю. Делаю сам по себе. На BGG других дополнений к ТС от российских юзеров не видать, так что не с кем особо поговорить предметно. Да и нужно ли? Всё таки ТС — игра одноразовая, сразу должна цеплять или не цеплять. Второй забег сам по себе не требуется, а что-то кардинально изменять не приходилось, так, чтобы человек прям совсем по-новому игру ощутил.
На этапе подготовки вообще ни с кем не советуюсь, чтоб не заспойлерить ничего, хочу собрать весь спектр эмоций людей от игры — от тематики и оформления, до качества загадок и истории. После первого прогона сидим и обсуждаем, что и где подтянуть, что понравилось, что нет. На форуме «Боардгеймера» PDF-ка с допом лежит, там вот тоже несколько комментариев о том, что можно поправить обрёл.
— С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чём поговорить?
— Люди могут сильно отличаться от их творений, и уж тем более от наших ожиданий, так что прям встретиться и пообщаться — ни с кем. Зато сходил бы на лекции по геймдеву от Фельда и Лацерды.
— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
— В моей утренней подборке просматриваемых сайтов сейчас всего 2 настольных ресурса: «Настольные игры в Латвии» и «Настольные игры: Nастольный Blog». Бегло на английском читать не могу, поэтому на зарубежные ресурсы лезу только по необходимости, а не в качестве чтива под кофе. По поводу «прислушиваешься» — пожалуй, нет таких. Не задавался поиском схожих со мной по ощущениям от игр блогеров. Если верить «Тесере», то с тем же Sergeant82 у меня максимальная из всех других схожесть по интересам, но на деле это не совсем так. А уж если с другими этой схожести ещё меньше, то, видимо, так и предстоит мне ориентироваться только на себя.
— Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твоё к ним отношение?
— Сейчас не смотрю. В начале увлечения пересмотрел всё, что было в рунете, благо тогда было всего меньше, а то б ещё больше всего занёс в хотелки. Зарубежку не смотрел и не смотрю, английский у меня не на том уровне, поэтому здесь и далее только о русском сегменте. Сейчас каналов поразвелось, но я их пропускаю мимо себя, даже не всегда знаю, что какой конкретный канал производит. Видео для меня неудобно: летсплеи — скучно; мнения — перелистывать неинтересные части неудобно; просто шутки-прибаутки — надоело. Мне проще работать с текстом, где и гиперссылочки, и поиск работает, и пролистать просто. А если всё это ещё и свёрстано грамотно — вообще круть. Охарактеризую кратко, к видеоблогерам я индиферрентен.
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
— Чаще всего захожу, чтобы написать отчёт, поискать правила игры и просмотреть подборку новинок на «Кикстартере». В момент знакомства с «Тесерой» перечитал все материалы по геймдеву, чтобы просто разобраться что к чему тут, но потом подотпустило. Затем долгое время читал отчёты по партиям и игротекам, но в итоге забил, много «воды» (сам этим тоже грешу, само собой), да и понял, что встречается крайне мало нового в отчётах по одной и той же игре, чаще приходится пролистывать одинаковую информацию, что уж поделаешь, люди бывают в среднем очень похожи, если брать большую выборку.
— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
— Учитывая, что я там не особо зависаю, то и потребностей нет больших. Из того, что хотелось бы — ничего оригинального: удобная статистика партий; оповещалка об ответах в твоей теме или твоей ветке комментариев; мне не критично, но, похоже, было бы полезно, чтобы можно было скрыть комментарии людей из чёрного списка (но это уже пальцем в небо).
— Ты автор множества дневников о настольной жизни в НН. Что побуждает тебя стараться ежемесячно публиковать их? Не думал попробовать какой-то другой формат для повествования?
— Ежемесячность уже в истории, теперь по мере накопления. А началось с того момента, как я начал активно настолками увлекаться. Не прошло и года после первой покупки игры, как появилось желание выбраться из квартирного пространства игротек. На тот момент у нас было не очень много клубов в городе, часть ещё не открылись, часть уже закрылись. Так совпало, что когда у меня появилась такая потребность, тогда и у Sergeant82 возникло желание раскачать немного настольное сообщество в НиНо. Так начались наши еженедельные игротеки в «Цитадели».
С одной стороны несколько тоже «больных» нашлись сами по себе, но нам было мало. Решили, что наши отчёты на «Тесере» с наших мероприятий будут хорошей рекламой и нашим заявлением, что мы есть. Со временем концепт сменился, в основном из-за того, что по несколько раз писать про одни и те же игры было неинтересно и муторно. В итоге решили писать только про новинки для нас, я остался на «Тесере», а Сергей теперь периодически пописывает в «Играем в настолки».
Что для меня эти отчёты? Точно сказать трудно. С одной стороны, это помогает лучше определить своё отношение к игре, с другой — как-то самовыразиться. Но какой-то строго определённой цели на данный момент нет. Лично я не вижу людей, появляющихся в нашей игровой ячейке, которые пришли, узнав о нас из этих отчётов. В смысле развития настольного сообщества я больше помогаю, просто собирая в кучу информацию обо всех настольных активностях в НиНо, и подвешивая её в группе в ВК, которую курирую.
Новые форматы? Ну, я ради интереса пробовал на одном из нижегородских форумов создать отдельную тему про настолки. Даже оплатить пришлось добавление нового раздела. Надеялся, что люди привлекутся, а потом я их перекину на наше сообщество в ВК, и там оно уже само у них пойдёт. Написал несколько постов, но никакой реакции не увидел, потом отвлёкся на очередные переводы правил, потом ощутил, что продолжать писать там «в стол» не имеет смысла, так всё и зачахло. Отдельно вести блог, для этого надо чаще играть и иметь больше желания и умения писать. Я в себе всего этого в сумме не ощущаю. Да и боюсь, что от больших объёмов в моих текстах прибавится только количество воды.
— Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать чтобы улучшить ситуацию?
— А их количество уменьшилось? Никогда не отслеживал. Сейчас залез на сайт, просмотрел список статей и список дневников, довольно много из них имеют рейтинг 8+ и даже 9+, можем сделать вывод, что они есть, и людям они нравятся.
Большие новостные топики типа «С миру по нитке» и «Портал в мир приключений» очень хорошо оттягивают на себя всю скучную работу по шерстению кучи профильных ресурсов; в том числе из-за них пропала необходимость во многих мелких статьях и заметках. Вот вам и уменьшение общего количества. Всё потихоньку развивается, главное, чтоб новая кровь поступала, а она, вроде, поступает. Увлечение настолками ширится, а «Тесера» — самый большой портал в России, все новые адепты рано или поздно попадают сюда, и, вероятно, тоже внесут лепту в развитие ресурса. Кстати, а карты-визитки «Тесеры» до сих пор кладут в игры некоторых наших издательств?
С улучшением, думаю, всё просто. Энтузиазм — сила непостоянная, а значит, если хотите много хороших статей, то авторов надо подбадривать как-то ещё. Хоть скидочными купонами, хоть настолками, хоть непосредственно деньгами. Мир у нас такой, что если хочешь лучше — готовься платить. Вот только не как это получается с обзорами игр для издательств. Тут надо что-то независимое иметь. Если «Игрология» хочет больше годного контента на «Тесере», ей следует нанять профильных журналистов, которые и писать умеют, и в теме разбираются. Само оно будет развиваться, но в разы медленнее. Возможно, стоит чуть больше развить практику выбора лучших статей/дневников, может быть, даже с призами.
— На «Тесере» токсичное комьюнити или вполне нормальное в духе современных реалий?
— Снова повторюсь, что на «Тесере» я не живу, поэтому для меня понятие «токсичности «Тесеровского сообщества» — это притча во языцех. На своей шкуре проверять не приходилось, но в этот миф верится. А может, просто поддался хайпу и пропаганде. Например, свой доп для «Тайм Сториз» на BGG я выложил уже давно, а на «Тесере» не создавал карточки для него. В итоге всё сделали за меня, получилось тихо и неприметно, не было кучи набежавших троллей. Но, судя по другим темам на сайте, посраться люди любят.
— На твой взгляд? тролли на «Тесере» — это обуза, от которой надо стараться избавиться, или фишка, придающая определённый шарм? Кто, на твой взгляд, за время пребывания на «Тесере» заслуживает звание «Тролль №1»?
— Меня это не особо касается на «Тесере», комментариев к моим отчётам обычно довольно мало. А вообще, тролли — это бич нашего времени, хотя они зачастую не особо хуже тех, кого они троллят. Манера общения в интернете, как по мне, весьма истерическая.
— Раньше на «Тесере» можно было минусовать комментарии. Насколько тебе не хватает этой функции сейчас?
— По большому счёту пофиг, я и плюсами-то не особо пользуюсь. Инструмент хорош, когда его в основном по назначению используют, а все эти минуса и лайки — они часто скатываются к выказыванию субъективного отношения к человеку, а не к его делу/труду/работе.
— Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы тебе хотелось прочитать интервью в этой рубрике? И какой вопрос ты бы ему задал?
— Судя по тенденции, интервью с любым, кто на это дело пойдёт. Я, в принципе, прочитываю все твои выпуски, но принуждать кого-то или вызывать не хочу.
— Есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
— Кино, сериалы и музыку можно отнести, пожалуй, не к хобби, а к фону жизни. А так чтобы хобби, чтобы с упоением и увлечением: во-первых, театр, он мне нравится больше, чем кино, интерактивность, что ли, больше за счёт того, что перед тобой живые люди. Часто хожу и на местные наши представления, и на приезжих.
Спорт посматриваю, в основном биатлон и «Формулу-1», но есть одна футбольная команда, за результатами которой слежу, но практически не смотрю матчи других команд. Вот такая выборочная любовь к футболу. Хотя в качестве развлечения и участвую в безставочных прогнозах, так, на интерес, и даже веду виртуальную Лигу чемпионов на нижегородском форуме.
Книги. Читаю, не сказать, что много, но по паре книг в месяц стараюсь. В основном, правда, ради развлечения, поэтому вещи не тяжёлые, последнее время Пехов, Корнев, Никитин, Перумов. Но бывает, и на утопии/антиутопии поглядываю.
С приходом настолок в мою жизнь ПК стало гораздо меньше. Отчасти настолки и были бегством от ПК. Всё же, чтобы поиграть, надо поднять жопу с компьютерного стула и либо пойти куда-то, либо подготовить квартиру к гостям. Плюс, общение вербальное очень сильно отличается от невербального. Помню, как полтора года зависал в «Аллодах Онлайн». Вроде и была куча контактов, но не идёт оно в сравнение с личным общением, пусть даже и более редким. Так что ПК есть, игры есть, но не фанатично в них рублюсь. А, да, когда учился и жил в общаге, мы там в «Доту» периодически играли, ещё 1.6, вот с тех пор иногда поглядываю соревнования по ней. Или это к спорту отнести надо было?
Наверное, тут ещё стоит упомянуть, что в основном для себя же, но занимаюсь переводами правил для игр. Иногда и самих игр, если прикуплю ПнП на «Кикстартере». Ну эти же самые ПнП и делаю тоже.
— Константин, большое спасибо за интервью! До новых встреч на просторах «Тесеры».