| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| игры |
Цивилизация Сида Мейера: Новый рассвет
|
| компании |
Hobby World
|
| Дата: | 28 ноября 2018 |
![]() |
| 6.69109 |
![]() |
- |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Цивилизация Сида Мейера: Новый рассвет»
Смешение истории
«Шумеры переносят свою столицу в Буэнос-Айрес! Основной мотивацией данного решения стало желание шумерского конгресса установить прочные политические взаимоотношения с королём США — Рузвельтом Вторым. Аналитики предрекают успех и значительный экономический скачок обеих сверхдержав».
Бастьен Люмер, старый французский чиновник, отложил газету и встал из-за стола. За его окном текла Темза, по которой неспешно плыло несколько барж, гружённых ацтекским металлом и мрамором, так необходимым для возведения Эйфелевой башни прямо посреди столицы Франции — Лондона!

Настольные игры в своё время оказали огромное влияние на мир современных видеоигр, подарив множество ролевых и экономических систем, успешно перенесённых на экраны мониторов. Большинство подобных заимствований претерпели такое количество изменений, что найти первоисточник стало практически невозможно, хотя есть и исключения, например, свежая Call of Cthulhu, авторы которой вовсе не скрывают, что попытались перенести в игру одноимённую ролёвку. Аналогичная история и с недавней Divinity: Original Sin 2 — Definitive Edition, к которой даже полноценный режим гейммастера прикрутили. Похожих примеров при желании вы сможете найти неограниченное количество, а вот случаев, когда видеоигра оказывала воздействие на настолку, лично я знаю не так уж много. Точнее, не так уж много их было до недавнего времени; сегодня же — вот вам настольный Horizon, Assasin's Creed или близкий сердцу постапокалиптический Fallout, да ещё и в нескольких вариациях. Однако сегодня мы поговорим о несколько ином продукте, новой редакции известной «Цивилизации» Сида Мейера, получившей подзаголовок «Новый рассвет».

Зелёные ведут!
«Цивилизация», или в простонародье «Цива», сменила множество изданий, в формате видеоигр актуальная часть игры носит шестой порядковый номер, а «Новый рассвет» является переосмыслением комплексной настольной «Цивилизации Сида Мейера». Новая игра кардинально отличается от предшественницы, тут вам не просто перерисовка иллюстраций да вычитка опечаток в правилах. Изменилось всё — от оформления, которое выполнено в стиле шестой части видеостратегии, до времени партии, сократившегося до номинальных полутора часов.

Разнообразие наций
Главной фишкой всей серии «Цивилизации» была возможность кардинально переписать историю, причём не столько путём воздействия на какие-то важные события, сколько полным изменением привычного нам восприятия мира. В мирах, создаваемых «Цивой», абсолютно нормальной историей будет противостояние альянса второсортных стран в виде России, США, Франции чудовищной сверхдержаве — Шумерскому государству, занимающему половину земного шара. Причём Россия может вдруг оказаться буддистской демократией, а в США к власти придут коммунисты, а воевать альянсу придётся копейщиками с кавалерией против шумерских танков. Подобное дикое смешение культур и эпох характерно для любой версии «Цивилизации», и, наверное, это одна из причин, почему эта игра неизменно привлекает множество новых игроков.

На поле зачастую бывают крайне тесно
В «Цивилизации» Сида Мейера «Новый рассвет», как и в оригинале, игрок должен возглавить одну из предложенных наций (в игре присутствуют как привычные французы, американцы или римляне, так и более экзотические ребята вроде скифов или ацтеков), чтобы привести последнюю… Нет, не к миру и процветанию, а к мировому господству! Достигается эта светлая цель путём выполнения задач, которые выбираются на игру случайным образом, причём даже среди выбранных целей есть некая вариативность.

Чудеса света, природа и караваны...
Основным игровым инструментом являются карты действий, которых в игре всего пять штук: каждая отвечает за определённое направление развития вашей цивилизации. Например, «экономика» позволяет добиться успехов на политической арене (получить карты дипломатии), а также усиливает другие действия; благодаря «науке» можно улучшить другие карты отрасли развития (карты действий). «Ремесло» позволяет возводить новые города и чудеса света, а вот «культура» в этой игре исключительно насаждается: разыграв данную карту, игрок может выложить вокруг своего города несколько соответствующих жетонов, которые используются в основном для получения близлежащих ресурсов. С помощью последнего действия — «войны» — игрок может либо напасть на противника (в качестве которых помимо других цивилизаций могут выступать нейтральные города-государства, либо варвары, досаждающие всем участникам партии), либо «защитить» свои жетоны культуры, предотвратив тем самым неожиданное нападение. Центральной механикой, вокруг которой строится игра, является то, что указанные карты действий выкладываются под специальной линейкой, имеющей пять делений; чем дальше на шкале расположена соответствующая карта, тем более сильный эффект при розыгрыше получит игрок. Например, при розыгрыше «войны» игрок получает такое количество боевой силы, либо усиливает столько жетонов культуры, какое положение занимала соответствующая карта действия. После выполнения эффекта использованная карта отправляется на первое деление «линейки», а все остальные сдвигаются направо.

Развитый город
Могу сказать, что мне очень понравилась данная механика: во-первых, она позволяет предугадывать ходы соперников; во-вторых, заставляет планировать игру на несколько шагов вперёд, например, через два хода вам нужно эффективно использовать карту «ремесло», но и впустую их тратить явно не стоит. Учитывая не самую большую сложность в освоении, а также наличие этакого тренажёра «Цивилизация» может стать хорошим стартом в мире настольных игр для тех игроков, которые желают познакомиться с чем-то более-менее сложным, комплексным и разнообразным, тем более что этому вполне способствует сеттинг.

Основной инструмент игрока — линейка и карты действий
Мне, как более опытному игроку, «Цива» понравилась за достаточно высокую реиграбельность уже в базовой коробке, что редкость для игр данного издателя: тут вам и модульное поле, и куча карт целей, и цивилизаций разных подвезли. Единственное, чего мне бы ещё хотелось: большего разнообразия в развитии карт действий, хотя бы по две на эпоху, пусть и не сильно различающихся; как по мне, такое нововведение могло бы здорово пойти игре на пользу. Также не могу не похвалить местную конфликтность — хоть боевая система и использует кубики, тактическому подходу здесь найдётся место, тем более, что при игре большим составом кровопролития избежать точно не удастся.

В игре внушительное количество чудес света, имеющих достаточно разнообразные способности
Подводя итог, хочется пожелать, чтобы таких удачных переносов видеоигр в настольный формат становилось только больше. Благодаря им мы получаем добротные, достойно оформленные настолки, которые могут похвастаться приличной историей за спиной, способной привлечь новых игроков, и не банальным «фермерским» или «средневековым» сеттингом, набившим оскомину.

Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (название кликабельно)
