![]() |
Идут сборы на Heroes of Might & Magic III: The Board Game с дополнениями |
Настольная версия "Героев меча и магии" со всеми городами и прочими дополнениями... | |
![]() |
Идут сборы на серию Thunderstone Quest |
Колодостроительный данжен кроулер со множеством разнообразных квестов. | |
![]() |
Предзаказ на Small World: Речной мир |
Новое дополнение к потасовкам фэнтезийных народцев на слишком тесной карте. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на HEXplore It: The Mountains of Godai |
Новая часть HexploreIt - башенная защита в мезоамериканской стилистике. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Catacombs Fortress of Nazemoor |
Щелчковый данжен кроулер на ловкость. |
![]() |
9.0336 |
![]() |
- |
Здесь я перевёл две небольшие заметки из личного блога Бруно Файдутти. Они мне показались любопытными по нескольким причинам. Во-первых, сравнение мужских и женских образов в настольных играх — это достаточно редкая тема, чтобы проходить мимо. Во-вторых, кроме того, что и редкая, так и крайне любопытная. Подобным образом можно проанализировать более широкий спектр игр и, в принципе, защитить на этом небольшую диссертацию. В-третьих, Бруно интересен не только своими играми, но и отношением к жизни. Периодически можно натолкнуться на рассуждения о пользе вина во время партий в настольные игры или впечатления (крайне неформальные) от сыгранных партий.
От себя отмечу, что английский у Файдутти довольно странный — очень сух и академичен. Кроме того, что он частенько пропускает буквы и нарушает правила пунктуации, так и запутывает применением более или менее известных идиом. Всё это можно списать на то, что родной язык всё-таки итальянский или французский. Забавно то, что чтение тех же заметок на французском выявило несколько несоответствий с английским вариантом. Они не критичны, но всё же забавны.
С самого начала я старался передать слова автора наиболее точно и живо. В последствии, к середине повествования, позволил себе несколько вольностей и упущений в пользу удобоваримости чтения. Прошу за это не судить строго и воспринять русский текст таковым, какой он есть.
Сами статьи можно найти тут и вот тут. Надеюсь, эта тема покажется вам интересной настолько, что можно будет обсудить некоторые моменты в комментариях. Приятного вам чтения =)
Я уверен, что подобно тому, как это было с Valley of the Mammoths несколько лет назад, игра Speed Dating может быть обвинена в сексизме. Мои друзья знают, что вопросы сексизма, феминизма и женской самоидентификации я могу обсуждать часами. Они не будут удивлены моей попытке, и надеюсь, я смогу оправдать себя в их глазах.
Мужское превосходство, подобно нескольким другим факторам, оставило сильный след в истории западной культуры. Вот почему сексизм нередко становится синонимом женоненавистничества, презрения или враждебности по отношению к женщинам. Подобные обвинения не пройдут с игрой Speed Dating. Дело в том, что эту игру я разработал вместе с женщиной, Натали, и игра будет издана другой женщиной —Стэфани. Конечно же, если только вы считаете, что в этом утверждении больше смысла, чем в классической фразе: «Некоторые из моих лучших друзей — чёрные».
Приведу более веский аргумент: 150 карт игры высмеивают женщин, а 150 других — мужчин, и очень похожим образом. В игре Speed Dating соблюдена пропорция мужских и женских образов, гораздо более строго, чем в «Цитаделях», которые никогда и не были заподозрены в сексизме, несмотря на то, что 16 персонажей в игре мужские и только 2 — женские.
Строго говоря, сексизм не является женоненавистничеством и лишь указывает на различия между разными полами или позволяет верить в себя, используя мужские и женские стереотипы. В Speed Dating есть нечто большее, чем использование поверхностных женских и мужских клише, за исключением нескольких гомосексуальных. С другой стороны, я сильно сомневаюсь, что любой, кто сможет сыграть в эту настолку, воспримет эти клише всерьёз. Дело в том, что эти клише — основной двигатель игры, и он работает только благодаря пародийности этих образов. Попробуйте сыграть в Speed Dating на полном серьёзе, и вам это скоро наскучит.
Я уже недавно писал в нескольких статьях о месте женщин в мире настольных игр. Пока их меньшинство, но число их быстро растёт среди игроков, гейм-дизайнеров и издателей. Так что же с ролью женского образа в самих настольных играх? Вот немного статистики о распределении мужских и женских образов на иллюстрациях карт и жетонов некоторых из моих игр:
Не обязательно доказывать, что я жуткий шовинист. После проверки карт игры Knock-knock, я также подсчитал карты в Fantasy, карточной игре, разработанной моим другом, Сильвией Барк (Sylvie Barc), и изданной во Франции в той же серии. Выбор Сильвии не многим отличается от моего в лучшую сторону: 40 мужчин и 15 женщин в Knock-Knock, 40 мужчин и 16 женщин в Fantasy. Это совсем не как в романах, где женских персонажей гораздо больше, чем мужских. Я никогда не старался специально сделать большинство персонажей моих игр мужскими — за очевидным исключением в Mystery of the Abbey. В некоторых играх, таких, как Chicago Poker, Lost Temple или Tomahawk, распределение было сделано не мной, а иллюстратором, и результат не различается статистически. Это очень мало говорит обо мне самом и моих играх, но говорит о нашем воображаемом мире мужчин и женщин. Ну и что? Устаревший сексизм может объяснить дисбаланс в Castle или «Цитаделях». В средневековом сеттинге, даже слегка фантастическом, дисбаланс может быть меньше, чем в современном обществе.
К сожалению, это не оправдывает ситуацию с Lost Temple, и ещё меньше — c Mission Red Planet, с её Femme Fatale, что должно быть воспринято с долей сомнения. Я мог бы выбрать в моих играх строгое равенство между мужчиной и женщиной. Я помню, что рассматривал такую возможность, когда работал над «Цитаделями» и «Затерянным Храмом». Не делал же этого специально, так как побное равенство, как и в политике, загадка и выглядит искусственным и неестественным. Так что об этом не стоит даже и беспокоиться.
До сих пор я только считал долю женских персонажей на картах моих игр, но могу также обсудить образ женщины, изображаемый на них. Об этом я напишу в своём блоге в течение нескольких ближайших дней. Я нашел некоторые компрометирующие фотографии в глубине своего жёсткого диска. Естественно, во всём я буду винить иллюстраторов.
Изначально я решил сравнить изображения мужских и женских персонажей на картах, но по некоторым причинам решил ограничиться только женскими. Во-первых, так гораздо веселее. Во-вторых, слишком много мужских образов, чтобы сделать исчерпывающий и представительный список, а это довольно легко сделать для женских образов. Последний и не менее важный довод: образы мужчин не только более многочисленны, но и во многих играх более разнообразны и менее стереотипны. Один и тот же художник изображает ведьму или воительницу, прежде всего как женщину, тогда как волшебник или воин в первую очередь изображается как колдун или истребитель. Это подводит меня к увлекательной проблеме. Почему в нашем западном мире есть отдельное и самостоятельное понятие женской идентичности и нет похожей мужской идентичности? (После окончания Первой мировой войны? После падения коммунизма? Об этом можно написать отдельную книгу, но у меня есть много других дел.) Тем лучше для меня, тем меньше сравнивать, тем лучше я себя чувствую.
«Долина Мамонтов» является исключением: мужчины выглядят так же нелепо, как и женщины. Женщины могут иметь как очень классические и общепринятые роли (на трёх верхних картах), так и могут действовать более активно и неожиданным образом (три карты ниже).
Изображения семи женских персонажей в Castle поданы в более традиционном ключе — ведьмы, принцессы, куртизанки, матроны... Королева не так уродлива, как ей подобная в «Цитаделях», но и она выглядит тоже не очень приятно. Не удивительно, что король предпочитает Фаворитку.
Ведьма и Королева из «Цитаделей». В базовой игре нет ни одного женского персонажа, но и две женщины из дополнения не скажут большего о «прекрасном поле».
Престарелая Сара и три Амазонки в игре Draco & Co. Удивительно, но только один мой друг был вдохновлён Престарелой Сарой. Возможно, жёлтые доспехи Амазонок и могут помочь в переговорах с Драконом, но вот в настоящем бою от них вряд ли будет толк.
Жульен Делвал (Julien Delval) также проиллюстрировал этих трёх женских персонажей для игры Fist of Dragonstones. Все три выглядят сексуально, но очень по-разному. Ведьма так же зла, как и такие же персонажи в Castle или «Цитаделях». Они очень разные.
Королева и Фаворитка из Queen’s Necklace. Несмотря на то, что внешне игра выглядит чисто женской (я имею в виду белую и розовую коробку), на самом деле в ней встречается всего два женских персонажа.
Персонажи игры Mission: Red Planet. Найдите лишнее!
Три ведьмы из французского издания "Knock Knock!".
Иллюстрации с коробки игры Boomtown (та, что справа) и карт «Динамит» и «Держись». Не было особой необходимости рисовать на картах легко одетых прекрасных брюнеток, но уж больно они мне по душе.
Удивительно, что есть только две звезды женского пола в карточной игре Hollywood, в то время как они, вероятно, составляют половину фактических кинозвезд. Кроме того, Алтея Уимбл (Althea Wimble) — единственная чернокожая женщина во всех моих до сих пор изданных играх, но, учитывая, что у многих игр европейский исторический сеттинг, это не так важно.
Образы женщин из игры Tomahawk. На выбор: Отмеченная Молнией, Пузырящийся Ручей, Разъярённый Олень, Сытный Обед, Мудрая Выдра, Подобная Медведю и Нескушный Вечер.
В игре Chicago Poker в каждой банде, состоящей из 15 человек, есть только две женщины. Жена босса —блондинка и вторая по старшинству карта в масти. Вторая женщина — брюнетка с тёмными глазами, самая младшая карта.
С тремя мужчинами и тремя женщинами-агентами Double Agent имеет идеальный баланс. Игра также имеет меньше стереотипных представлений о женщинах, чем большинство игр. Причина в том, что образы являются более реалистичными, вдохновлёнными друзьями авторов и иллюстратора.
Две женщины среди десяти персонажей игры Lost Temple.