-AdRiver-
IGROKRATIYA написал 25 минут назад к игре The Resistance (3rd edition): # Кто может перевести правила игры на русский и если возможно пнп сделат...
IGROKRATIYA написал 25 минут назад к игре The Resistance: Hidden Agenda: # Кто может перевести правила игры на русский и если возможно пнп сделат...
IGROKRATIYA написал 26 минут назад к игре One Night Revolution: # Кто может перевести правила игры на русский и если возможно пнп сделат...
IGROKRATIYA написал 26 минут назад к игре The Resistance: The Plot Thickens: # Кто может перевести правила игры на русский и если возможно пнп сделат...
IGROKRATIYA написал 27 минут назад к игре The Resistance: Hostile Intent: # Кто может перевести правила игры на русский и если возможно пнп сделат...
С миру по нитке [05.06.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» изд...
«Выше и ниже» в предзаказе!
Долгожданная локализация игры Райана Лауката.
«Неустрашимые. Нормандия». Предзаказ стартовал!
Открыт предзаказ на лучший варгейм 2019 года.
Голосуем кошельком [04.06.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [03.06.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки — «Доббль...

sputnik1818

Интервью с директором направления настольных игр «Звезды»

01 апреля 2020

Информация

добавить
персоны Константин Комаров
компании Звезда
Дата: 01 апреля 2020
Оценка пользователей
8.0055
-

Всем привет!

 

Сегодня в эфире новый гость — Константин Комаров, старший по настолочкам в компании «Звезда», но, если официально, то директор направления настольных игр. (Ниже на фото Костя изучает новую игру в домашних условиях.)

 

 

— «Звезда» как-то активизировалась в этом году или мне кажется? Очень уж много новинок уже вышло и обещано в первом полугодии...

 

— Как я уже много раз рассказывал, мы наконец-то вышли из кризиса 2014 года, когда нам полностью пришлось перестраивать управление внутри компании и вырабатывать новые стратегии развития в условиях скудного финансирования и резко возросшей конкуренции. Мы шли к этому 4 года, а с 2018-го начали взвинчивать обороты. Результат виден невооружённым взглядом — до конца 2019 года была объявлена 1/3 программы 2020. Надеюсь, мы и дальше сохраним хороший темп, несмотря на общую экономическую рецессию.

 

— Как происходит круговорот «Экзитов» в природе? Вы постоянно печатаете новые, а старые продаются со складов? Или самые первые тоже допечатываете по мере необходимости? Как это устроено?

 

— На самом деле EXIT ничем не отличается от любой другой игры из нашего собственного ассортимента. Мы каждый год добавляем новинки в ассортимент, но пока ещё не снимали с производства ни одной игры, выпущенной ранее. Да, действительно, есть такая практика, как ротация ассортиментной матрицы, когда старые позиции снимаются с производства на 1–2 года, а потом допечатываются ограниченным тиражом время от времени. К счастью, все линейка «Экзит» чувствует себя прекрасно, а первая игра — «Заброшенный дом» — до сих пор является хедлайнером всей серии с наибольшими продажами. У всех компаний есть свой порог рентабельности тиража; как только игра достигает нижней границы — поднимается вопрос о целесообразности наличия этой игры в активном ассортименте. Но бывают и исключения, когда наличие даже плохо продающегося продукта важно политически / стратегически.

 

— На какую аудиторию рассчитана новая игра, которая скоро появится на полках — «Поселенцы: Северные империи»? Вопрос от заинтересовавшегося лица лицу сыгравшему...

 

— На всех, кому интересен мир «Поселенцев» по предыдущим играм, ведь эта серия является логическим продолжением с развитием многих мелких решений базовых «Поселенцев» в полноценные ветки механик.

 

 

— Знаю, что «Амон Ра» и «Тикаль» — это небольшой тираж игр больше для портфолио. Ну, и как успехи? Сложно продавать специфические дорогие игры? Будут ещё такие проекты?

 

— Всё уже продано; и если «Амон Ра» теперь ещё очень долго не будет, то «Тикаль» рынок попросил ещё — пришлось привезти ещё. Но, конечно, это очень короткая история для ностальгирующих ценителей в основном. «Королева Мисиссипи» из той же истории — вот её будет один тираж, и всё. Если подвернется ещё что-то, почему бы и не попробовать. Есть хорошие старые игры, в которые интересно играть до сих пор, а с новым качеством компонентов они ещё краше становятся.

 

— В таком случае не рассматривал ли для локализации другие части Mask Trilogy? Речь про игры Mexica (в первую очередь) и Java.

 

— Рассматривал, в этой трилогии одна стоящая игра, остальное уже прошлое, которое не стоит и возвращать.

 

— Так «Мексику» же в красивом дизайне переиздавали. 7,2 на BGG...

 

— «Мексика» самая слабая, на мой взгляд, не как игра, а как продукт. Учти, что все мои ответы — это взгляд продюсера на продукты, а не редактора на игры.

 

 

— У вас несколько игр в графике релизов отмечены как собственная разработка, а авторы указаны какие-то зарубежные... Костя, где ты их откапываешь? Только не говори, что на «Граниконе». Юргена Хиила и Йонона Кона я там не встречал...

 

— Аха-ха-ха, помимо «Граникона», есть общие выставки: «Эссен», «Нюрнберг», «Дженкон». А также специализированные в Гёттингене, например, на манер «Граникона». Вот в рамках этих выставок и общаемся с авторами. Помимо этого весь год идёт работа по селекции проектов, в день на почту приходит 2–3 предложения с новыми или не очень идеями.

 

— Какие-нибудь безумные идеи присылали? Или только очередные «Монополии» шлют?

 

— Были безумные с точки зрения технического исполнения, но в основном 50 процентов — это «Мафии» и «Монополии» со свистелками и... как говорит Коля Пегасов...

 

Но было одно предложение, которое нам показалось безумным сначала — сделать российский аналог «Кифорджа», карточную игру с уникальными колодами. Но сейчас спустя полгода, изучив наши возможности и подготовив производство, я верю, что игра будет в скором времени издана. Название пока не знаю, но предварительно — «Сталежог». Мы ещё проведем конкурс на лучшее название.

 

— Иностранцы писали вам на почту? «Посмотрите нашу игру!»?

 

— А что здесь необычного? За 20 лет работы у нас куча контактов — и зачастую авторы, с которыми мы уже работали, советуют другим, к кому можно обратиться. Мы выставлялись на «Эссене» с 2004 года ещё с «Эпохой битв» и «Кольцом власти». А настолки на Запад начали делать в 2008 году. Так что знают нас там хорошо и пишут нам регулярно.

 

— Всё ли сказано в серии игр «Азул»? Как думаешь, будут ещё самостоятельные игры серии?

 

— Думаю, что глобально да, будут ещё, конечно, мелкие допы как Crystal Mosaic или кроссоверы, как например, 5211 Azul Edition, которую мы выпускаем в этом году. Но в целом даже я бы сказал: хватит трёх.

 

 

— Игра, которая за последний год убила у редакции больше всего нервов и добавила седых волос?

 

— «Сумерки Венеции». Вообще вся линейка дуэльных игр очень ресурсоёмкая. Когда делаешь что-то новое, требуется очень много итерации и в иллюстрациях, и в дизайне, в вёрстке и редактуре, чтобы финальный результат устроил всех и продукт понравился игрокам. Я даже советовался с коллегами по цеху из других компаний по оформлению всей серии и этой игры в частности. Ребята, всем большой пасиб!

 

— Я знаю, что игра «Чфырчка» про несуществующие слова. Дай официальное определение слова «чфырчка». Так сказать, назвал, будь добр — объясни.

 

— Всё просто: это пати-гейм на ассоциации. :)

 

— Покажите мне, пожалуйста, Чфырчка!

— Будьте здоровы! Что вам, говорите, показать?

 

— Максим, в прошлом интервью так и не ответил мне на вопрос: в чём смысл совместных локализаций? У вас был опыт таких игр («Гонконг во тьме», «Формула скорости»)... Может, ты просветишь?

 

— Отвечу честно: политика. В любом мало-мальском бизнесе всегда присутствует политика. Для кого-то это уровень: узнать, на какой овощебазе Арсен берёт зелень. В мире настолок вот такие коллаборации — часть закулисья. Вдаваться в подробности не буду, на самом деле всё всегда на поверхности, как в любом симбиозе.

 

— В нынешней ситуации в мире нельзя не спросить про будущее. Как повлияет нынешний кризис на планы компании «Звезда»? Есть уже какие-то прогнозы?

 

— Если скажу, что не повлияет, то совру, а как конкретно... сейчас сложно сказать. Точно поедут сроки выхода игр, которые производятся за рубежом. Насколько, пока тяжело предположить. Мы пока ни от чего не отказались, но и нового ничего не подписываем. Сейчас любые активности, которые требуют денег вперёд, заморожены. Уже видно, что курс валюты ещё долго не вернётся к прежним значениям, поставщики картона уже объявили о скором поднятии цен на 10–20 %, придётся пересматривать ценообразование в конце года. А пока будем терпеть за счёт уменьшения маржинальности. Честно сказать, если я бы мог дать правильный прогноз такому глобальному фактору влияния, то, наверное, сидел бы где-нибудь в правительстве.

 

— В связи с ситуацией в России ты испытал уже все прелести удалённой работы... как оно?

 

— Прелестями это назвать тяжело; я, например, «очень офисный человек» — мне сложно работать на удалёнке. Особенно это чувствуется при работе с дизайном: то, на что в офисе за монитором с коллегами уходит от силы 5 минут, сейчас занимает добрых 2 часа на переписку, комментарии и утряску «видений». К тому же у меня трое детей, это тоже накладывает свой отпечаток. Короче, как шутят сейчас в интернете, «вариант «Б».

 

— Давай поговорим на неудобные темы. Имеют ли право на жизнь продажные обзоры? Речь о тех обзорах, которые случайным образом появляются в момент старта очередных предзаказов...

 

— Не бывает неудобных тем. :) Давай сначала проведём границу, что есть продажный обзор, а что нет? Каковы критерии? Считается ли обзор продажным, когда блоггеру заплатили за монтаж видео (самую ресурсоёмкую часть работы) 2–3 тысячи, или достаточно того, что ему издатель коробку с игрой подогнал? Ведь и в первом, и во втором случае это может быть как разносторонний почти объективный обзор, так и однобокий хвалебный отзыв. Не стоит забывать и про вкусовщину: если игра зашла обзорщику и он аж брызжет слюной, какая она хорошая — это тоже продажность или человек просто хочет поделиться своими впечатлениями? А что касается времени, то это уже издатель решает, когда и что должно публиковаться. Ведь это реклама его будущего продукта, ему важно осветить это в нужный момент.

 

— Не является ли честным помечать такие обзоры «На правах рекламы»?

 

— Тогда на любое мнение любого человека надо ставить: «На правах рекламы». Я считаю, что опытные настольщики смогут сами найти в обзорах зерно истины и сделать выводы для себя. А для новичков любой обзор полезен, так как информации про игры очень мало и собирать отзывы в чатиках телеги, где по 1 000 разных коментов за день, то ещё удовольствие.

 

— Честно скажу, не особо слежу за российским настольным видеоблогингом. Вы в редакции, наверняка, следите. На какой канал мне надо идти, чтобы посмотреть хвалебные обзоры продукции «Звезды», и какой блогер вас больше всего критикует?

 

— Нас можно найти практически везде: это и «Твой игровой», и ОМGames, и «Гикмедиа», и Family Play, и I'm Geek Now, и канал Ольги Дворецкой :); даже на канале Hobby World в новогоднем выпуске с подборкой лучших новинок 2019. Что касается критики, то тут мы никому не запрещаем нас критиковать, но просим, чтобы была объективность и моменты с критикой были разобраны: почему по мнению блогера что-то плохо. А там уже пусть зрители принимают решение, действительно ли это плохо или придирки и субъективное мнение.

 

— Твоё отношение к тому, что текстовые блогеры становятся вымирающим видом? Сейчас на одну игру может приходиться 2–3 видеообзора, пять летсплеев и 1 текстовая заметка на сайте. Уже встречал подобное.

 

— Мне очень жаль, я из той группы людей, которым проще читать, чем смотреть. Я всеми руками поддерживаю тех, кто до сих пор пишет.

 

 

— Берёте ли вы на аутсорс настольщиков или специалистов в узких темах со стороны? Допустим, для переводов...

 

— Да, берём на регулярной основе, вот в январе-феврале даже дизайнера на аутсорс взяли, такой вал работы был.

 

— Как ты относишься к песне Найка Борзова «Верхом на звезде»?

 

— «Вцепившись в лучи, с луной на поводке, в ночи-и-и ...» — я прям пропел.) Обожаю эту песню и вообще Борзова.

 

— В Hotness BGG в топ-4 сейчас игра The Crew. «Звезда» её скоро выпускает на рынок. Откуда такой хайп? Кому порекомендуешь срочно обратить своё внимание?

 

— Прежде всего, это игра для тех, кому слова преферанс, клабр, ю, марьяж, «тысяча» или на худой конец «червы» не пустой звук и вызывают только хорошие ассоциации. «Экипаж» — это игра на взятки, прекрасная своей кооперативностью и сдобренная хорошей порцией различных микро-условий, меняющих рисунок сложности от миссии к миссии. И всё это упаковано в достаточно интересную истории об экспедиции к 9-й планете, скрытой во тьме космоса. Наверное, именно эти характеристики, которые я описал, и создали такой ажиотаж вокруг игры. Я, как фанат всех названных карточных игр, именно поэтому влюбился в The Crew после первой взятки.

 

 

— Ты любишь взятки?😂

 

— Игры на взятки, на минуточку. 😂

 

— Косте спасибо за интервью! Вам спасибо, что прочитали :) Играйте в отличные игры!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Alex2015 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

sputnik1818 -а чего не спросил про два допа к игре Терра мистика-будут ли издавать?А то хорошая игра,не надо ее забывать.

sputnik1818 написал полтора месяца назад: #

Честно говоря, даже не подумал про эту игру. На мой взгляд этап уже пройденный и игру вряд ли вспомнит "Звезда" для локализации.
Что базу, что допы...
А игра хорошая, никто не спорит... Единственный шанс, что Терра Мистику когда-нибудь переиздадут на русском - это какой-нибудь Big Box, но в это не верится...

sputnik1818 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Сталежога не будет

Надеюсь, все прочитавшие всё-таки осознали, что про Сталежог абзац полностью выдуман, как дань первому апреля)

Arhiserg написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Ну, так себе первоапрельская шутка...

sputnik1818 написал 2 месяца назад: #

Ваше мнение очень ценно для нас (с)

Eldrich написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

не люблю этого издателя. До сих пор помню Спартака.

Tormental написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

В "Спартаке" качество компонентов неплохое, но стоит мне увидеть на карточке богомерзкое "а так же" вместо "а также", как сразу хочется натравить Тварь-из-Ямы на локализаторов и поставить всё золото на обезглавливание.

Azrail написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Да там больше проблема что есть косяк в правилах (ставка на обезглавливание). А так же что обещали выпустить доп, а после кинули базу на массовую распродажу.

Понятное дело что про доп надо бы забыть. Хотя, те кто не в теме, находят ту новость про локализацию допа и радуются пока не узнают продолжение истории.:)

Tormental написал 2 месяца назад: #

Ну вот, вы тоже насыпали соль на мою незаживающую граммарнацистскую рану!

Историю про доп я помню, но для меня стало новостью, что его кто-то до сих пор наивно ждёт. Более показательно, что отличная игра, к сожалению, вышла в России с дурацкими опечатками и парой серьёзных ошибок, из-за которых пришлось делать эррату. Хорошо, конечно, что вообще вышла, но ведь можно было бы с первого раза всё правильно напечатать...

mistermaxim написал 2 месяца назад: #

Да с допом пролетели знатно. Базу покупал только только после обещания выпустить локализацию волков и змей. Помню писали все уже едет, вот вот будет и на тебе локализация отменяется нас кинули поставщики компонентов))

sputnik1818 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Напомнило "Я не злопамятный. Я просто злой и память у меня хорошая"
Ох, сочувствую я таким людям... люди, будьте добрее) не понимаю, как можно обиду держать за игру на всю компанию на долгие годы. Это настолько мелко что-ли...

Tormental написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

А что вас удивляет-то? Предположим, вы однажды пошли в ресторан и отравились - логично, что если вас позовут туда ещё раз, вы вряд ли примете приглашение, а скорее будете обходить это заведение десятой дорогой. Так же и здесь - плохое забывается медленно, поэтому если кто-то выпустил сырую локализацию (или, о ужас, недоложил одного мипла в коробку, или, совсем мрак, рекламу на борту напечатал), потребители об этом не забудут. Это не мелко и не крупно, это психология.

Если что, я принципиальной ненависти к "Звезде" не питаю, хотя локализацию "Спартака" она запорола. Это тот случай, когда пианист играет, как умеет.

Kuroi написал 2 месяца назад: #

Отравление связано с угрозой здоровью и жизни. Так что сравнение некорректно.

И если нет иных доступных путей к приобретению желаемого, то можно закрыть глаза на "грешки" производства. Или в противном случае требуется закупка зарубежного издания и самостоятельная локализация. Или p-n-p.

Ogro написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Не люблю людишек. Эти мерские вонючие куски мяса. До сих пор помню яблоко.

scafandr написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Червячок-сын спрашивает у червячка-отца:
- Папа, а правда что червяки в яблочках живут?
- Да, сынок, правда.
- Пап, а правда, что червячки и в мяске живут?
- Да, сынок, правда
- Пап, так почему же мы тогда с тобой в дерьме живем?
- Потому что это наша Родина, сынок

Kuroi написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

К чему анекдот не уловил. Можно "соль" здесь или в лс?

zool_dd написал 2 месяца назад: #

Они глисты

kenny_smarts написал 2 месяца назад: #
Спасибо!

Интересное интервью! Информативное.

snowbody написал 2 месяца назад: #

Спасиба, интересна. Хотя понятно, что из-за ситуации эксклюзивной информации о локализациях грядущих мало... А жаль. ;(