С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
Спрос рождает предложение… Да! Пожалуй, так и начну свой обзор. И хотя беглое гугление выдало множество результатов, что дело обстоит как раз наоборот, оставлю именно это утверждение в начале.
Пару месяцев назад на вторичном рынке настольных игр наблюдалась весьма интересная ситуация, когда две игры компании Crowd Games внезапно стали торговаться чуть ли не в 3 раза дороже своей розничной цены в магазине. Конечно же, это «Брасс» и, неожиданно, «Гранд-отель «Австрия». Но надо отдать должное, увидев такую нездоровую ситуацию на рынке, Crowd Games оперативно среагировала на неё. И если «Брасс. Бирмингем» ещё только ожидает нового тиража, то «Отель» уже (а точнее, ещё, учитывая как мало коробок осталось) доступен в магазине. Вот оттуда-то я и добыл свою коробочку этой весьма и весьма занимательной игры.
Как можно догадаться из названия, наша игра посвящена управлению отелем. У отеля есть крыша, которая не только защищает от дождя, но и служит местом для крепления табличек с памяткой. Ну, чтобы путешественники, пролетая на дирижабле, знали, за что, чего и сколько полагается владельцу отеля.
Под крышей отеля весьма логично расположились этажи отеля, общим количеством четыре штуки. На этажах же, продолжая логичный ряд, располагается по 5 номеров отеля. Причём эти номера отнюдь не одинаковые. Как и в любом уважающем себя отеле, номера делятся по классности. Синие у нас выступают в роли люксовых номеров — в них обычно селится разного рода аристократия (парочку раз там даже принцесса с принцем останавливались), жёлтые номера — полулюксы и предназначены для людей искусства, ну а красные номера по удобствам и ценам вполне подойдут для обычных горожан.
На цокольном этаже у нас расположилась кухня, где готовят и хранят блюда и напитки, кафе для вновь прибывающих постояльцев и кабинет директора с сейфом, в котором хранятся деньги для найма персонала и подготовки номеров.
Если играют новички, то играть вполне можно абсолютно одинаковыми отелями с одинаковым взаимным расположением номеров. А для профессионалов планшеты отелей можно повернуть на обратную сторону и добиться асимметричного старта — теперь у каждого будет уникальный отель с различным расположением номеров.
Почему это так важно? Дело в том, что в наших отелях несколько номеров одного цвета, расположенных по соседству, образуют группу номеров. Заселив постояльцев во все номера одной группы, мы получаем бонус согласно табличкам на крыше нашего отеля. Поэтому для разных отелей приходится выбирать разные стратегии развития — если в отеле намечается много аристократов, то мы вполне сможем разжиться дополнительными победными очками. Горожане хоть и не принесут победных очков напрямую, но обеспечат неплохую прибыль. Закрыв же жёлтые номера, мы прославимся перед императором, но об этом ниже.
Что самое важное в бизнесе? Кто сказал «прибыль»?! Ну вот как можно быть таким меркантильным? Самое главное в бизнесе, а особенно в сфере услуг — это сделать так, чтобы клиент был доволен.
Клиенты нашего отеля — это его постояльцы. В игре они представлены в виде карт постояльцев. Цвет скатерти на их столике указывает на сословие, к которому принадлежит наш гость. С красной, жёлтой и синей скатертью всё ясно — её цвет совпадает с цветом номера отеля, в который мы поселим этого постояльца, а вот зелёный цвет означает, что к нам в отель пожаловал турист. Осмотрев и сфотографировавшись около всех достопримечательностей в округе, он уже находится в благостном настроении, и ему абсолютно всё равно, номер какого цвета ему предоставят — он может заселиться в абсолютно любой.
Также на карточке гостя, помимо его сословия, указаны его титул или занятие, бонус, который он может дать при заселении, и его заказ. Дело в том, что, прибыв в отель, каждый постоялец не идёт сразу смотреть предоставленный ему номер, а сперва занимает столик в нашем кафе на цокольном этаже и терпеливо ждёт, пока кухня отеля соизволит выполнить его заказ. Причём эти люди настолько принципиальны, что будут сидеть в кафе до победного, если нужно — хоть всю партию. Освободить столик для новых гостей возможно только полностью выполнив заказ предыдущего гостя и заселив его в один из подходящих номеров. Ни выгнать его из отеля, ни подсадить за его столик ещё одного постояльца, увы, не получится. Так что приглашая того или иного клиента в своё кафе, следует очень и очень хорошо подумать, а нужно ли нам это.
Как и в любом другом предприятии, в нашем отеле работает персонал. Всего в игре 48 уникальных карт персонала.
На карточке служащего указана должность, которую он занимает, цена найма и эффект от его работы. Некоторые сотрудники приносят очки в конце игры, некоторые дают единовременный, но весьма существенный разовый бонус. Часть работников имеют постоянный эффект, влияющий — и опять же весьма существенно — на какой-то аспект работы нашего отеля. А есть работники, которые раз в раунд производят некое полезное действие, которое тоже бывает весьма кстати.
Каждый отельер начинает игру с шестью картами сотрудников на руках. С помощью некоторых гостей это количество можно увеличить. Именно вокруг карт персонала и в меньшей степени вокруг конфигурации комнат отеля обычно и выстраивается стратегия на игру. Во многом благодаря своевременному розыгрышу карты того или иного сотрудника и достигается победа в партии.
Игра длится ровно 7 раундов. И в каждом раунде каждый игрок совершает ровно 2 хода, стремясь заработать как можно больше победных очков. Очки тут даются за заселённых постояльцев, за выполнение условий на картах политики, за заселение всех номеров в синих группах комнат в нашем отеле и… Во время императорского подсчёта очков.
Императорский подсчёт очков производится с помощью шкалы императора в конце 3, 5, 7 раундов. И по своему опыту скажу: недооценивать этот аспект игры очень и очень накладно. Дело в том, что во время императорского подсчёта можно не только разжиться дополнительными очками, но и получить бонус или штраф.
Казалось бы, вот шкала, вот моя фишка на ней, что тут такого страшного произойти может? А ведь происходит! Фишка сдвигается назад на число делений, равное номеру только что закончившегося раунда, и если она остается в жёлтой зоне шкалы — мы получаем бонус, если в нейтральной — ничего не получаем, но и не теряем. А вот если мы слетим до нуля… Разгневанный император может приказать изъять из нашей кассы часть наличности или выбросить с кухни и даже со столов гостей кафе все блюда и напитки, а то и вовсе лишит нас множества победных очков. В общем, даже если у вас всё хорошо во всех аспектах кроме этой шкалы — рано праздновать победу, вполне возможно, вы уже проиграли, но только не знаете об этом. :)
Разобравшись с отелем, клиентурой, персоналом и целью игры, осталось только понять, за счёт чего можно заставить это всё вертеться и работать на благо нашего выигрыша. Играть во всё это мы будем совершая ходы.
У нас есть поле действий и кубики. В начале каждого раунда первый игрок кидает все кубики, участвующие в игре, распределяет их по ячейкам действия согласно числу, выпавшему на них, и совершает свой первый ход. После этого ход совершает второй игрок, третий, и так до четвёртого (если, конечно, играют четверо, а не двое). А затем вторые ходы совершаются в обратном порядке.
В свой ход прежде всего можно взять карту нового постояльца. Если, конечно, хочется и можется найти для него в нашем кафе свободный столик и заплатить цену за таргетированную рекламу нашего отеля именно этому гостю.
После этого можно приступать к действиям. Всего в игре 5 основных действий, указанных на нашем поле. Совершать каждое из них можно только в том случае, если на нём есть хотя бы 1 кубик.
А вот количество кубиков указывает на силу того или иного действия. Первые два действия позволяют сготовить на кухне столько еды или напитков, сколько кубиков лежит на этом действии. Правда, почему-то наша кухня не может сготовить больше пирожных, чем штруделей, а кофе — больше, чем вина. С чем это связно — загадка, но факт остаётся фактом.
Количество кубиков с цифрой 3 показывает количество номеров, которое за раз можно подготовить в нашем отеле для приёма новых постояльцев. Кстати, не забудьте отдать цену подготовки каждого номера согласно прейскуранту на этаже. Почему она растёт с ростом этажа — не очень понятно, но спишем это на операционные расходы за пользование грузовым лифтом. :)
Действие с номером 4 простенько, но со вкусом позволяет продвинуться по шкалам наличности в сейфе и императора на основном поле. А действие 5 даёт возможность нанять ещё 1 узкого специалиста в штат. Причём цена найма рассчитывается как число на карте сотрудника минус число кубиков на действии 5.
А шестёрки играют роль джокеров. Заплатив 1 крону, можно выполнить любое из 5 предыдущих действий, причём считая, что там лежит число кубиков с 6, а не с тем числом, которое там лежит на самом деле.
Кстати, при совершении основного действия каждый игрок забирает с поля один соответствующий кубик, оставляя конкурентам меньше возможностей для манёвра.
Правда, если ширина манёвра игрока не устраивает, он может сказать «пас», дождаться, пока сходят или спасуют его соперники, и перекинуть оставшиеся кубики, убрав один в сброс. Если узкость не преодолена, то можно спасовать ещё раз… И ещё… Пока расклад нас не устроит, ну, или пока будет что бросать.
А ещё в дополнение к основному действию можно совершить дополнительные действия. Раз за ход отдать крону и считать, что на нужном действии лежит на 1 кубик больше. Опять же за 1 крону можно заставить официантов принести с кухни до 3 блюд или напитков нашим гостям, сидящим за столиками в кафе. А ещё можно застолбить за собой места на картах политики, активировать карты персонала, что работают раз в раунд, и, наконец-то, полностью удовлетворённых клиентов отправить отдыхать в свои номера, предварительно получив с них бонусы.
Гранд-отель «Австрия» нам очень понравился. Казалось бы, ничего революционного в данной игре нет. Но все механики, что присутствуют в игре, весьма удачно дополняют друг друга, обеспечивая высочайшую реиграбельность.
Рандом в игре присутствует в достаточно большом количестве. Ну, а как иначе, если каждый раунд мы бросаем минимум 10 кубиков? Но наравне с большим количеством рандома в игре присутствуют и средства, как его нивелировать. Дополнительные действия, карты персонала и бонусы постояльцев достаточно часто дублируют те действия, кубиков для которых в этом раунде не выпало. Ну, а если совсем припрёт, можно и перебросить — что-нибудь полезное уж точно выпадет.
А с ростом числа нанятых сотрудников, накопленных денег и блюд с напитками можно крутить такие комбо, что результат может удивить даже того, кто их крутит, который продумывал их несколько минут до этого. Что уж говорить о соперниках.
Но эти комбо порождают и большой минус этой игры — даунтайм, порой очень неприличный. Даже опытные игроки порой сбиваются в счёте и начинают просчитывать всё заново. Прибавьте к этому то, что порой дебет с кредитом ну никак не хочет сходиться, и после нескольких минут раздумий игрок пасует, чтобы перебросить кубики и начать расчёты по новой. И таких итераций может быть не одна и даже не две. Поэтому, хоть игра и рассчитана максимум на 4 человека, но играть в неё таким большим составом — не самая удачная идея. Особенно, если в кампании присутствуют люди, которые очень любят просчитать всё и вся.
Ну и наконец, оформление. Я не знаю почему в Сети все ругают Клеменса Франца за его шутливую манеру рисовать персонажей игры. Фотореализм хорош в голливудских блокбастерах, а здесь нужны просто тематичные рисунки в сеттинге игры с понятной инфографикой. И с этим художник справился вполне себе хорошо. По крайней мере с условными обозначениями за пару партий мы вполне разобрались.
И кстати, именно такая цветовая гамма мне в играх нравится больше всего. Яркие сочные цвета, без «грязных» оттенков типа болотного, или тёмно-коричневого, или унылого серого, или чёрного цвета. В общем, моё тонкое и ранимое чувство прекрасного при игре в «Отель» никаких мук не испытывало.
А если ещё начать изучать изображения постояльцев… Тут Клеменс Франц резвился как мог. :) Среди постояльцев были замечены: брат Уве, фермер Франц из «Агриколы», каверн из «Каверны», Тескатлипока из «Цолькина» или «Теотиуакана». А также такие уважаемые люди как Е. Гипет, М. Поло и несколько других. Уж не знаю как вас, а меня эти персонажи очень позабавили. :) Правда, картинка на карточках иногда немного не соответствует заказам постояльцев. Ну вот скажите мне, как принцесса остаётся такой худой, если в кафе она заказывает 2 штруделя и кофе? :)
Фотограф и живописец сопьются… И как с такой диетой принцесса не толстеет???
В общем, единственная претензия к оформлению у меня заключается в следующем. Какой… нехороший человек придумал делать шкалу победных очков на 75 очков??? Не на 100 или 50, а именно на 75! Он сам ей пользовался хоть раз? Или он принципиально не пользуется таким важным достижением точных наук как сложение и отсчитывает по 1 очку каждый раз, тратя время, которого из-за даунтайма тут и так требуется немало… Как говорил персонаж фильма «Особенности национальной рыбалки»: «Хотел бы я посмотреть в глаза тому человеку, который придумал этот двигатель…»
Перед нами весьма и весьма годная евро-игра. Механики работают и хорошо сочетаются друг с другом, комбы крутятся, очки набираются. Игровой процесс увлекателен и не приедается. Лично я очень рад, что в моей коллекции имеется эта игра. Ну а вы поспешите — количество нераспроданных коробок, если верить сайту издателя, вполне можно показать на пальцах рук и ног.
Ну а для того, чтобы вас окончательно убедить в самых лучших качествах «Отеля», прикладываем традиционный летсплей.
Приятного просмотра!