![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... | |
![]() |
С миру по нитке [05.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов... |
игры |
Космический контакт
|
компании |
Hobby World
Fantasy Flight Games |
Дата: | 08 января 2021 |
![]() |
8.3847 |
![]() |
- |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Космический контакт»
Космическое разнообразие
Новенькие межзвёздные корабли ярко переливались на солнцах, блики сверкающей обшивки плясали по взлётной полосе. Космические врата уже нацелены на галактику Слаабак, до вылета осталось совсем немного. Умудрённый опытом пилот прощался с сыном, которому через семь фаз третьего светила предстоит пройти обряд совершеннолетия.
— Отец, зачем ты летишь, ведь шансов вернуться почти нет?
— Таково наше предназначение, я жил и учился ради этого дня и возможности стать пилотом, чтобы основать новую колонию.
— Но ведь наши учёные уже давно доказали бессмысленность этой борьбы! Для выживания нашей расы необходима уникальная экосистема из четырёх солнц, двух лун и оксида магния, которым мы дышим. Изучение сотен тысяч галактик показало, что нет ни одной планеты, подходящей для комфортного существования нашего вида; колонизация не имеет смысла!
— Сын, с годами к тебе придёт мудрость, и ты осознаешь, что всё существующее на нашей планете ничто по сравнению с болью от осознания факта, что Империя Слашееф владеет большим количеством колоний. Утри слёзы, сын, ведь это единственный путь приглушить боль нашего народа!
«Космический контакт» — настольная игра с историей. Годами старушка способна потягаться не только с конкурентами по полке, но и многими издательствами, да что там — игроками. Страшно подумать, первая редакция вышла в далёком 1977 году, претерпев за это время множество изменений и переизданий. Из раза в раз игра дорабатывалась и перерисовывалась, и вот перед нами 42-е юбилейное издание знаменитой коробки, под эгидой издательства FFG «Космический контакт» оказался переведён и издан на русском языке. До локализации я несколько раз слышал об этой игре: многие авторы хвалили её, часто присуждая лидирующие позиции в различных рейтингах и топах. Наконец, и я добрался до коробки и спешу поделиться впечатлениями.
Стартовая раскладка.
Главное, что вам нужно знать о «Космическом контакте», игра имеет поразительно простые правила, а игровой процесс крайне интенсивен и конфликтен. Также для игры требуется какая-никакая, а компания: сыграть могут от 3 до 5 игроков, но, на мой взгляд, троих недостаточно. Правила просты, ходы проходят молниеносно, при этом простые, казалось бы, правила чётко разделены на множество мелких фаз — подспорье для любителей поспорить о правилах! Давайте разбираться, как проходит партия.
Колода судьбы — именно она определяет, с кем предстоит сразиться активному игроку.
Каждый игрок выкладывает перед собой 5 планет своего цвета, на которых выставляет по 4 корабля. Цель игры — первым обосновать 5 колоний на чужих планетах. В начале хода открывается верхняя карта колоды судьбы, цвет которой определяет противника для действующего игрока. Агрессор выбирает одну из планет соответствующего цвета, выкладывая перед ней жетон космических врат, на который помещается от 1 до 4 своих кораблей. Далее каждый из активных участников, по очереди, может пригласить в союз остальных игроков. Союзничество — дело добровольное, но рискованное. При победе вашей стороны получите ощутимые бонусы (за помощь агрессору, например, вы вместе с ним получите новую колонию, а победа на стороне защиты принесёт дополнительные карты контактов), однако невыгодные, а зачастую и попросту предательские союзы — верный путь растерять весь флот в кратчайшие сроки. Итак, врата нацелены, орудия заряжены, союзы заключены, время для главного этапа противостояния — розыгрыша карт контактов.
Поле варпа, оно же счётчик захваченных колоний.
В игре всего три вида карт контактов: красные боевые с числами от 1 до 40, зелёные карты дипломатии и полиморф, которая попросту копирует карту, выложенную противником. Если оба игрока разыграли красные карты (пожалуй, самая распространённая ситуация), подсчитывается сила каждой из сторон, складывающаяся из числа на карте контакта и отправленных в бой кораблей, каждый из которых считается за единичку. У кого сила больше, того и планета: все корабли проигравшей стороны отправляются в варп. В случае если один из игроков разыгрывает карту дипломатии, то сражение он автоматически проигрывает; за уничтожение дипломатической миссии полагается штраф — за каждый отправленный в варп корабль дипломат тянет по карте из руки соперника. Наконец, третий, самый редкий исход контакта — розыгрыш обеими сторонами карт дипломатии. В таком случае игроки в течение минуты пытаются заключить сделки путём обмена карт или колоний, причём условия договора могут быть грабительскими: главное, чтобы участники пришли к соглашению. Помимо карт контактов в колоде имеются различные модификаторы, способные повысить вашу боевую силу уже после вскрытия карт, а также артефакты, так или иначе влияющие на итог столкновения.
Пример простенького контакта.
Вкратце, вот и основа игры. Если контакт прошёл успешно, то агрессор может вытянуть ещё одну карту судьбы и практически сделать дополнительный ход. Как видно, правила безмерно просты, и без главного нюанса игры «Космический контакт» представлял бы из себя проходной филлер. К счастью, это не так, благодаря 51 расе пришельцев, каждая из которых наделена уникальным, полностью ломающим баланс свойством.
Технически одна из рас — люди, так что космических уродцев тут всего 50.
К примеру, раса космических котов «Слаабаков» перед контактом может заявить, что в бою выигрывает, тот, чья боевая сила окажется меньше. «Зомби» не отправляют корабли в варп, так что готовьтесь к агрессивным атакам, а «Чародеи» могут поменять местами выложенные соперниками карты контактов. «Пустота» уничтожает корабли соперника навсегда, убирая их из игры, а «паразиты» не будут спрашивать вашего разрешения на участие в контакте в качестве союзника. Перечислять можно долго, после первых партий, вероятнее всего, вы займётесь изучением стопки карт и перейдёте к более близкому знакомству с особенностями каждой из рас.
Предательство!
Естественно, при таком разнообразии способностей, каждая из которых меняет правила игры, говорить о выверенном балансе не приходится. К примеру, уже упомянутая раса «Слаабак» попросту уничтожает «Макронов», особенность которых в том, что их корабли считаются за 4, а не за 1 боевую силу (напоминаю, способность «Слаабаков» в том, что выигрывает игрок с меньшей боевой силой), и противопоставить тут практически нечего! К счастью, разработчики эту проблему решили (не зря же перед нами 42 издание игры). Во-первых, с помощью колоды судьбы, благодаря которой объект нападения выбирает не игрок, а случай. Эта механика не позволяет совсем загубить отставшего участника, либо постоянно пользоваться своим преимуществом. Во-вторых, в коробке вы найдёте колоду комбинаций, на картах которой будут указаны расы, которые игрокам предстоит использовать. Эти карты, как правило, не только предлагают пришельцев, которые могут соперничать на равных, но и создают определённый настрой партии — будут ли все соперники быстры и агрессивны, либо эта партия будет посвящена играм разума и ежесекундному обману? По крайней мере, на первых порах отказываться от колоды комбинаций не рекомендую. Дополнительное разнообразие вносят карты вспышек, которые могут дополнительно усилить вашу расу, превратив вашу и так не слабую способность в орудие массового уничтожения. Также в коробке лежит мини-дополнение, вводящее механику технологий — ещё один способ неожиданно перевернуть ситуацию на поле.
Мой фаворит!
Впечатления от «Космического контакта» яркие. Каждая партия проходила шумно и оживлённо, лидеры меняются так же стремительно, как и появляются, а одна правильно разыгранная карта способна с треском разрушить самые далеко идущие планы. В одной из партий мне выпало играть за людей, не отличающихся какими бы то ни было изощрёнными особенностями, кроме небольшого бонуса к атаке; однако, если их ничем не привлекательную способность заморозить (считай, отменить), то опечаленные земляне от такой несправедливости впадают в ярость и получают автоматическую победу. Каково же было удивление моего соперника, когда я в третий раз за партию провернул этот трюк, не оставив остальным ни единого шанса на победу.
Фишки кораблей крайне приятны на ощупь, создают ощущение покерных.
От набора инопланетян часто зависит и время партии: если за столом собрались расы, способности которых направлены на увеличение боевой силы, то партия, скорее всего, завершится достаточно быстро: при должном умении и удаче колонии будут захватываться одна за другой. Но вот если за господство в галактике схлестнутся менее прямолинейные товарищи, заточенные на манипуляцию чужими и своими картами, то длительность и напряжённость возрастут, как минимум, вдвое.
«Космический контакт» — настоящая классика, не только в плане возраста и переизданий: партии в него по ощущениям неизменно напоминают «Билет на поезд», «Каркассон» и даже «Манчкин», да простится мне его упоминание всуе. «Космический контакт» — игра, преисполненная рандома, предательства и зачастую дисбаланса. И если в иных играх это является недостатком, то здесь — главная фишка.
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (ссылка на блог автора в ВК)