| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
| Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum | |
| Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
Статья посвящена получению мной долгожданных авторских экземпляров.
Начнём с самого уязвимого: я — молодой автор. Но в сентябре 2011 года, когда была придумана эта игра, до столь высокого звания мне было ещё далеко. В то время я ещё был совершенно зелёным автором с опытом игры в «Манчкин» и собственные самоделки. А из опыта общения с издателями в моём багаже был лишь 30-минутный разговор с Сергеем Абдульмановым («Мосигра»).
Известный факт: чем вы зеленее, тем проще вам открывать Америки. Так, в один из прекрасных дождливых октябрьских дней мне довелось во второй раз придумать "Cluedo". Однако и оригинальные идеи тоже приходят в вашу голову, потому что нет зашоренности, ограниченности фанатазии, связанной с ранее полученным опытом.
Таков и «Мой любимый Франкенштейн». Несмотря на некоторые недостатки, что-то в нём есть этакое самобытное. Недавно я возвращался к нему и даже придумал альтернативные правила, однако звёзды не встали в нужный рисунок, и альтернативные правила остались неопробованными.

Суть игры заключается в том, чтобы из игровых карт, представляющих отдельные части тела, собрать своего Франкенштейна. В игре есть Профессор, который делает это в открытую, и бакалавры, которые собирают своего монстра втихую.
Преимущества бакалавров заключаются в том, что их много, что они могут тащить у Профессора со стола что ни попадя, да и карт из колоды в свой ход они получают две, а Профессор только одну. Преимущества Профессора в том, что он «работает» с каждым бакалавром, и в случае, если они не дают ему требуемые карты, отнимает Уважение, что в итоге может привести к отставке бакалавра.
2 октября 2011 года на Игротеке авторов в Москве я представлял эту игру внушительному собранию столпов отечественного игростроя и блогописания. С презентациями у меня вообще слабовато, но немного помог листочек А4, который я заполнил, как очень дисциплинированный автор, при подаче заявки на участие в конкурсе. Между прочим, я представлял тогда три игры, однако, какой-никакой отклик получил только «Франкенштейн».
Кто-то из высокой аудитории спросил меня на презентации, не знаю ли я об игре «Казаам», на что я честно сказал, что нет. Впоследствии я находил ещё несколько аналогов игры, но все они были симметричными, то есть игроки выполняли одинаковые роли.

Авторский вариант «Франкенштейна»
После игротеки авторов «Франкенштейн» был взят на тесты «Магеллана»/«Мосигры», которые происходили без моего участия, и во время которых в правила были внесены существенные изменения. Я согласовал эти изменения, тем более, что они мне и самому понравились, и...
Далее наступила томительная тишина. Как я теперь понимаю, тесты проводились в октябре. Затем игру поставили в очередь на издание, и она легла в долгий ящик. В долгий для меня, потому что (очевидно) какое-то время ушло на подготовку дизайна. Кстати, многие отмечают хороший арт игры. О художнике я знаю только то, что её зовут К. Лемешева. Здесь на «Тесере» создана её карточка, но не дано никакой информации. В любом случае, мне, наверное, следует сказать спасибо за вложенные художником в игру силы и талант. Вот я и говорю: «Спасибо!».
С ноября я бомбардировал штат «Магеллана» бессмысленными вопросами: «Ну когда же уже?» А потом устал. В январе я ещё надеялся на издание, но в марте я был уверен, что проект «зарубили». И вот внезапно наступил апрель.
Как Вы понимаете, в апреле игра была напечатана, а в мае появилась в продаже. Но, надо сказать, никакого триумфа я не почувствовал, разве что торжествующую радость. Томительное ожидание сделало своё чёрное дело, подточив мою любовь к собственному детищу, и, кроме того, имеется ещё одно обстоятельство, омрачившее мою радость.
Дело в том, что игра была издана с «сырыми» правилами (неточности формулировок, неясности условий победы в игре и т.д.). Вы, конечно, можете усомниться в этом факте, но за полгода активного геймдизайна моё представление о том, как писать правила, значительно изменилось. Поэтому то, что мне казалось вполне удобоваримым в октябре 11 года, в мае 12-го уже вызывало отторжение.
К чести «Магеллана» надо сказать, что сейчас этот недостаток устранён издателем (не без моего участия), и второй тираж игры вышел с правилами вполне понятными. С другой стороны, есть же поговорка про первый блин.

Франки в клубе «Геймтаун»
Что ещё по этому поводу сказать? Если Вы купили экземпляр игры из первого тиража и Вам не удалось получить от неё удовольствие, попробуйте поиграть в неё по тем правилам, которые выложены здесь на «Тесере». Советую также играть не на очки, а просто до сборки Франкенштейна, и относиться к игре попроще, она ведь задумывалась как времяпрепровождение, не более того.
Кстати, есть ещё одно серьёзное замечание. Дело в том, что Франкенштейн в игре — это монстр, которого мы собираем. В то время как в оригинальном произведении Франкенштейн — это как раз профессор. Что тут сказать? Виноват. Так получилось...
Теперь немного о тактике в игре. В некоторых отчётах мне попадались ссылки на то, что Профессор всегда выигрывает, если просто играет на отставку бакалавров. Для этого ему достаточно каждый раз просить туловище или голову (которых в колоде мало). Однако против такой «читерской» тактики Профессора требуется соответствующая тактика бакалавров. Вместо того, чтобы тянуть карты из колоды, лучше «кормить» профессора лишними (штрафными) картами. Их в игре более чем достаточно. В итоге Профессору придётся самому раздавать эти карты бакалаврам за Уважение, что позволит бакалаврам быстренько сварганить своего простенького монстра. Обе тактики игру затягивают, но одна стоит другой. Есть и другой способ бороться с этой тактикой — добавить в колоду ещё 2 головы и 2 туловища. Собственно, в своей домашней колоде я так и сделал. Но у меня была возможность — в наличии несколько экземпляров игры.
Возможно, я сам становлюсь понемногу гиком, и поэтому моя собственная игра сейчас вызывает скорее улыбку, чем восторг. И всё-таки «Мой любимый Франкенштейн» — моя первая изданная игра. И я, конечно, испытываю чувство благодарности по отношению к ней и к её издателю. Это факт. И, конечно, я благодарен моим друзьям, которые тестировали самые первые варианты игры, и «геймтаунцам» (кировскому клубу настольных игр) за поддержку.
Если у Вас будет возможность, опробуйте игру. Сомневаюсь, что она Вас затянет, но некие необычные ощущения от процесса гарантирую. И не забудьте, у Франкенштейна может быть только одно туловище, от второго придётся избавляться.