С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
«...and everything under the sun is in tune
but the sun is eclipsed by the moon»
Pink Floyd
«Септикон» — игра российского автора Константина Селезнёва, отшлифованная более чем 12 годами и многими сотнями сыгранных партий. В 2011 году «Игрология» заметила эту оригинальную, но пугающую своей ни на что непохожестью и насыщенными деталями полем игру на московской «Игротеке авторов».
Почти год ушёл на формирование сеттинга, дизайн и доработку правил игры. И сейчас мы рады предложить её вниманию всех любителей настольных игр.»
Текст со странички игры на «Тесере». С ошибкой, кстати.
Итак, купившись на обещания необычайного игрового процесса, двенадцатилетнюю шлифовку и ретрофутуристичный дизайн (имею слабость), неделю назад я заказал себе «Септикон» — стратегическую новинку отечественного рынка. Заказ был обработан, забран, игра сфотографирована, облизана, обнюхана, сыграна первая партия.
Давайте посмотрим, что она из себя представляет.
Коробка, как говорится, стандартных размеров, лёгкая и полупустая. Оформление, действительно, интересное, под атомпанковскую рекламу (нечто похожее можно наблюдать в фоллаутовской и биошоковской сериях, чего авторы с гордостью и не скрывают): слоганы, офигенное лого, текст, рекламирующий добывающую станцию. Картинки мне нравятся, но рожа в скафандре вызывает сомнения — как-то не вяжется она, на мой вкус, с остальным стилем.
Посмотрим на оборот коробки.
Забавный и неплохо написанный текст, превозносящий возможности «Септикона».
А теперь откроем коробку.
Внутри нас ждут части игрового поля, правила, две памятки игрокам, «запись чёрного ящика» (более-менее художественно оформленное описание игрового процесса), пакетик с кубиками, пакет с тыщщей разноцветных деревяшек, два листа с картонными компонентами (уже выдавлены) и трогательный пакетик для них. Всё это уложено как надо, картонки выдавливаются относительно легко, но будьте аккуратны — я повредил два сателлита из-за спешки и небольшого расстояния между седалищем и верхними конечностями.
Рулы тонкие и читаются за десять минут, однако они не так хороши, как могли бы быть — и стилистика не везде выдержана: кубы упорно зовутся «генераторами случайных чисел», однако, игроков никто не называет, например, «хозяевами станций», да и изложены правила совсем не образцово - ниже вы найдете пример неверного понимания игрового механизма из-за неточно написанных правил. К «чёрному ящику» я имею те же претензии.
Поле в разложенном виде.
Поле сборное, а не раскладное, и места занимает прилично.
Оформление мне нравится, за исключением одного нарекания — квадраты на фоне лого совсем не смотрятся: границы плохо видны, а считать клетки придётся много. Неплохо было бы провести цифры ещё и по уровням пустого пространства.
К сожалению, здесь обнаруживается заметный недостаток. Одна из станций пострадала при печати и качество картинки на ней гораздо хуже.
На фотографии это не так заметно, но вы можете увидеть, как разнится текст слева и справа. В общем, МХ не пытается отойти от традиций.
Учитывая заявленный сеттинг, можно было бы ожидать, что нас ждёт подобие еврогейма с возможностью мирного развития или войны. Как бы не так, братцы, — хозяева «Септикона» не терпят других самцов на своей территории, поэтому цель игры состоит в уничтожении противника, а точнее, в доведении его базы до состояния, при котором он не сможет больше наносить вам урон. Это можно сделать разными путями: уничтожив всех его миплов-клонов, заблокировав все ресурсы, etc.
В начале игры противники выбирают себе сторону и цвет (естественно, равнозначные), забирают себе всех миплов-клонов одного цвета, выставляют пятерых из них на произвольные места на своей базе и наполовину заполняют склады ресурсов. Ход начинает игрок, «назвавший больше созвездий».
Всего в игре семь ресурсов (перечисляю слева-вниз-направо): кислород, ракеты, металл, энергия, биомасса, биодроны, уран. Энергия является основным ресурсом и поэтому имеет два склада. Большие красные кубы — атомные боеголовки, которыми можно нагрузить обычные ракеты.
Ресурсы используются для ремонта, производства других ресурсов, создания сателлитов, щитов и различного вооружения. Кислород, кроме того, расходуется на создание дополнительных клонов.
Сам процесс довольно прост: игрок кидает кубик и передвигает своего клона на выпавшее число клеток. Передвижение (если оно возможно) обязательно, клоны ходят ровно на столько клеток, сколько показывает д6. Затем ход передаётся второму игроку.
Кубик в игре — царь и бог. Выпавшее на нём в начале хода значение определяет количество клеток, на которые может ходить ваш клон и ваши дроны на вражеской станции, и расстояние, которое проходят десантные капсулы и ракеты. Кубик бросается один раз каждый ход и больше вы его не трогаете.
Разворачиваться и идти обратно нельзя. Клоны не могут ходить сквозь повреждённые сектора и вражеских дронов, останавливаться на клетках, занятых другими клонами, и заходить в складскую «трубу». Остановившись на клетке, клон ее активирует — производственные отсеки (два нижних уровня) в обязательном порядке, боевые (верхние уровни) — по желанию. Выведенные за пределы станции клоны используются как наводчики. Дальше поверхности (9 уровня) клоны не продвигаются.
Если в начале хода ваш клон стоит на шлюзе, вы можете его переместить на другой шлюз за одну единицу движения.
Типов вооружения в игре несколько. Лазеры потребляют одну единицу энергии и прожигают верхний неповреждённый отсек «Септикона» противника напротив вашего наводчика.
Ракета действует аналогично, но наносит поврежедения не сразу, а медленно и плавно двигается по космическому пространству в соответствии с выпавшими на кубе цифрами. Ракета останавливается не на первом целом отсеке, как лазер, а движется в соответствии с кубиком, то есть, может залететь вглубь станции противника вплоть до шести уровней.
Особый отсек позволяет начинить боеголовку мощной атомной взрывчаткой, которая разносит не только сам отсек, но и четыре клетки вокруг него.
Внимание! Во описании действия ракеты первоначально была допущена ошибка, на которую мне указал сам Константин Селезнёв - автор игры, весьма польщен. Ошибка состояла в том, что я посчитал ракету ухудшенной и медленной версией лазера, сжигающей первую неповрежденную клетку на своем пути. А упоминаю я об этом потому, что подобное недоразумение - следствие не моей оплошности, а неточности и мутности правил игры.
Цитирую описание отсека «Пусковая шахта»: «Когда движение ракеты завершается столкновением с «Септиконом» противника, фишка ракеты снимается; если отсек на котором остановилась ракета, не повреждён, — на этом месте устанавливается жетон повреждения. Если до «приземления» ракета останавливается на секторе, где находится клон, сателлит, ракета, биодрон, энергощит противника, — уничтожаются и эта цель, и сама ракета».
Как вы можете увидеть, рулы допускают, мягко говоря, неоднозначное толкование, во всяком случае, принцип действия ракеты неочевиден. И это, увы, не единственный пример невнятно написанных правил игры.
Десантная капсула позволяет высадить биодрона на станцию противника и двигается аналогично ракете. Биодроны резво бегают по станции противника и всячески мешают клонам работать. Более того, они могут заползать на склады и совершать там неприятные диверсии.
Термитная мина — самое замечательное оружие. Она наносит повреждение отсекам вражеской станции напротив наводчика на 1-6 уровне, в соответствии с числом, которое показал брошенный в начале хода кубик. Неплохая штука, позволяющая обойти заградительные системы противника.
Ход ракет, десантников и лазеров прерывается, если им на пути встретится различный космо-мусор: энергощит, сателлит, биодрон, клон, ракета и десантная капсула противника. Таким образом, можно прицельно сбивать вражеские снаряды. А можно и не сбивать.
Чтобы вам не было скучно читать, вот фотография кубиков и миплов на игровом поле.
Можно выставлять напротив наводчика энергощиты, блокирующие одно попадание за одну энергию (или уничтожающиеся за одно попадание, если энергии нет), и сателлиты, ведущие заградительный огонь по вражеским объектам на расстоянии трёх клеток. Огонь сателлитов не останавливает лазерные выстрелы, но сами сателлиты — могут. Также можно сбивать другие сателлиты (преимущество за текущим игроком, то есть кто выставил спутник — тот и уничтожает всё в зоне его досягаемости). Сателлиты и щиты выставляются — правильно — на расстоянии от наводчика, равном выпавшему значению на кубике (как и ракеты и десантные капсулы на первом ходу).
Уничтоженные сектора-клетки на станции противника препятствуют движению его клонов. А теперь внимание! Если подорван отсек складской «трубы», то до его починки игрок не имеет права забирать заблокированные (находящиеся между повреждением и стенкой) ресурсы. Более того, если между повреждённым сектором и «входом» нет кубиков ресурсов, данный склад считается разгерметизированным и игрок не имеет права производить соответствующие ресурсы, пока не отремонтирует поврежедение. Стратегия подавления противника, в общем-то, и основывается на блокировке и уничтожении его складов.
Также игроки могут делать из вражеских клонов своих шпионов и переделывать шпионов обратно в лояльных миплов, переводить вражеские спутники под своё управление и различными способами ремонтироваться. В «шахте» между складами находятся отсеки с личным оружием. Если клон занимает такой отсек, то все миплы и дроиды игрока получаются соответствующее вооружение и могут уничтожать соседних с собой противников. Оружия всего три вида — бур, действующий на одну клетку в любом направлении (включая низ и диагональ), аналогичная ему вибропушка, бьющая на две клетки, и взрывчатка, позволяющая уничтожить сектор, на котором дрон или клон начинали свой ход (эдакая выжженая земля).
Парочка простых примеров.
Первый ход: на кубике выпала единичка и клон сходит с нижнего шлюза направо, активируя отсек «Очистка воздуха», который производит доп. кислород при наличии хотя бы двух синих кубиков. Теперь кислорода больше, чем действующих клонов, и игрок выставляет нового мипла на освободившийся шлюз.
Третий ход. Выпала четвёрка и игрок двигает клона с правого шлюза, запуская ракету от наводчика (которого вывел на поверхность вторым ходом). Красный кубик снимается со склада и выставляется на четыре деления от мипла на поверхности.
Разобравшись с правилами, я, конечно же, пожелал как можно скорее проверить «Септикон» в деле и уговорил своего приятеля, мистера I. быть моим оппонентом, и мы разложили игру в четверг.
«And all this science, I don't understand
It's just my job, five days a week
A rocket man, a rocket man»
Elton John
Самое начало партии. Правила объяснены, солдаты расставлены, лазеры готовы к бою.
Первые несколько ходов прошли неинтересно. I. производил ресурсы, я решил сделать ставку на толпу (решив, что так я буду иметь больше возможностей для движения) и родил двух новых клонов. Почти одновременно мы вывели наводчиков и обменялись симметричными лазерными выстрелами, потом симметрично же произвели ремонт. После этого I. запустил в капсуле одинокого дроида, а я начал выставлять мощное заграждение из сателлитов. В результате в короткое время перед моей станцией парили три охранных спутника, дроид был сожжён и по станции противника нанесён лазерный выстрел.
Мой оппонент быстро просёк, что с такими пирогами ему не с руки запускать дроидов, и начал жарить меня термоминами, существенно осложнив мой доступ к ресурсам. Я кое-как отремонитровался, истощил большую часть своих складов, зато вывел третьего наводчика и добил лазерами дырку до складов I.
Как видите, клоны моего противника оказались запертыми. Боковые отделения верхних отсеков и выходы на поверхность заблокированы, склады ракет и кислорода не функционируют.
После этого I. начал довольно бестолково метаться, не делая ничего полезного, и в результате дал мне пробить колодец до производственных отсеков. Увидев на следующий ход три ракеты, одновременно пущенные наводчиками, он развёл руками и сдался.
Виктория!
Всего партия заняла около часа, включая объяснения правил и подготовку к игре.
Я пока не могу поставить «Септикону» какую-либо оценку. Одной партии и детального разбора правил явно недостаточно для того, чтобы смело выносить какое-либо твёрдое суждение. Мне, как и мистеру I., «Септикон» показался любопытным — в нём есть место тактике, менеджмент сделан довольно интересно, ограниченность хода раззадоривает и добавляет азарта. Однако зависимость движения от случайного куба меня смущает. Этот игровой механизм выглядит странно в столь детальной, стратегической и, в общем-то, довольно современной игре и не позволяет толком просчитать ходы противника.
Однако автор утверждает, что игра прошла сотни партий и годы шлифовки, так что я пока придержу своё мнение до более глубокого знакомства с игрой.
Игра заслуживает, на мой взгляд, внимания и интереса. Но, честно говоря, я пока не вижу вокруг неё какого-либо ажиотажа — нет игровых заметок или каких-нибудь статей (хотя, возможно, я плохо гуглил). MoriQuessir в комментариях к карточке «Септикона» на «Тесере» сказал, что это «игра Шрёдингера». И правда, космическая (ретрокосмическая!) тематика, ориентация на гиков, два игрока, прямое противостояние — и она уходит в продажу. Печально, если «Септикон» пройдёт мимо, просто не попадая в тренд.