С миру по нитке [07.09.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе «... | |
Предзаказ на «Красное знамя над Парижем» | |
Варгейм про конфликт между Парижской Коммуной и французским правительством в 187... | |
Турнир по Танчикам 21 сентября 2024 г. В Санкт-Петербурге | |
21 сентября в Санкт-Петербурге в компьютерном клубе «Кибер Кот» совместно с изда... | |
Предзаказ на игру «Палитра»! | |
«Палитра» – это абстрактная игра для 2–4 игроков, в которой вы выступите в роли ... | |
Завершение предзаказа на «Третий крестовый поход»! | |
«Третий крестовый поход» – это оригинальный контроль территорий на механике скры... |
Январские праздники для многих игроков являются временем, на которое запланированы партии в новые настолки, для которых не находилось времени. Но в то же время для любителей турнирной «Войны Кольца» — это время начала нового соревновательного сезона.
Начинаются турниры мирового уровня — лиги, ладдеры, чемпионаты. Нас интересует открытый чемпионат среди русскоговорящего сообщества. Их прошло уже три, я принимал участие в двух.
Таблица с почти 6 000 матчей, зарегистрированных только за этот год
Начать играть несложно — достаточно просто подать заявку. Даже умение играть необязательно. Очевидно, в таком случае придётся отказаться от каких-то спортивных амбиций, но зато можно сыграть с сильными игроками (уверяю, даже одна такая партия сильно продвинет в понимании правил и механик).
Турнир проходит онлайн, на энтузиазме любителей игры. Отсюда некоторые проблемы в организации игр и коммуникациях между игроками, но об этом позже.
Для матчей существуют две площадки: ТТС и специальный Java-клиент. Моё личное мнение, для турниров подходит только приложение, так как оно способно обеспечить необходимый уровень безопасности от недобросовестных игроков, плюс в нём сохраняются логи, что полезно для контроля и отсмотра партий, и многие другие плюсы. Удобство крайне субъективно, но хочу сказать, что когда я играл первые партии в клиенте, то был крайне им недоволен, но сейчас настолько привык, что играю в ТТС, только если у оппонента нет возможности и желания играть в клиенте.
Так выглядит игровое поле клиента. Похоже на 2D-шахматы.
Последний турнир длился с января по август, запомнился он мне каким-то запредельным количеством ливеров (игроки, которые покинули турнир, не доиграв все обязательные 8 партии). Из 38 начавших турнир покинуло 16. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что предварительный этап проходил по швейцарской системе. Кто знает, как она работает, тот понимает, какие проблемы для оставшихся игроков создают недоигравшие. Поэтому на этот турнир планируются некоторые нововведения, например невозвращаемый залог: покинул турнир — деньги идут на сувениры победителям, — и игра только в клиенте. Это отсечёт «мимокрокодилов».
Но не будем о грустном! Больше расскажу про то, для кого этот турнир. Каждый год регистрируются новые люди, некоторые покидают чемпионат досрочно, кто-то отыгрывает до конца, но понимает, что это не его (не любит играть за компьютером, нет времени и прочие моменты), но каждый год появляются несколько игроков, кто остаётся в сообществе. Они быстро изучают игру, и если сперва от них сыпались вопросы по правилам в чатах, на «Тесере», то потом эти же люди уже сами с лёту отвечают на однообразные вопросы новичков, которые появляются после очередного издания игры. Один из таких игроков я сам. Для этих людей и проводится турнир.
Преодолев групповой этап, где надо было сыграть 8 игр за почти полгода, 8 лучших вышли в плей-офф и продолжили соревнования. Уже три года подряд первое место у нас занимает один и тот же игрок — Александр «Skaarj» Сергеев. Его вечный оппонент — Николай «GBM» Петухов, он же организатор многих наших турниров, не только по ВК. Они сошлись в финале, запись которого вы сможете увидеть тут. Там пример полностью записанной партии, геймплей в клиенте и прочие интересные моменты с моими комментариями (в рамках доступного мне на тот момент понимания игры). Если заинтересует игра в клиенте, то вот видео по установке и русификации и чат в телеге, где вы можете задавать вопросы по турниру и игре.
Но вернёмся к соревновательной игре. Это вообще отдельное понимание настольных игр, когда геймплей важнее всего. Это отдельные эмоции, когда решение, которое ты принимаешь, имеет гораздо большее значение, чем в простых играх. Пусть это абстрактный «респект» внутри маленького сообщества, но даже это существенно меняет восприятие игры. Также соревнования помогают преодолеть проблему «местечкового метагейма», если для вас это проблема.
Разумеется, это надо не всем. Надо любить соревноваться, не бояться проигрывать и любить саму игру!
Если вы хотите принять участие в таком турнире, то вступайте в эту группу, вся информация тут!
Ниже для вас будет представлено краткое интервью с топ-3 прошлого турнира, да и в принципе топ-3 русскоязычных игроков: Skaarj — 1 место, GingerBreadMan — 2 место, Gileforn — 3 место.
— Привет! Когда первый раз сыграл в «Войну Кольца»? Сразу ли понравилась игра?
[Skaarj]: Привет. Первый раз сыграл в 2018 г. Одним из постоянных соперников по игре был, собственно, Николай «GingerBreadMan», организатор наших российских турниров, с которым мы давно знакомы. Игра понравилась сразу, впечатлив прежде всего своим масштабом.
[GingerBreadMan]: В новогодние праздники в 2018 году. Игра сначала не понравилась. Дал ей второй шанс в декабре того же года и сыграл более осмысленно.
[Gileforn]: Привет! Помню замечательно этот момент. Приятный вечер в клубе на «Лесной». Герман Тихомиров из своего здорового рюкзака достаёт коробку и предлагает сыграть. Поскольку люблю практически все сложные настолки, то с радостью соглашаюсь. Выбираю сторону народов — и погнали.
Как отмечает Герман, расстановка юнитов по книге правил — это почти экзамен на знание Средиземья. Но мы справились довольно быстро. Собственно, все ж олдскульные знатоки)
Игра зацепила сразу. Конечно, первые впечатления были не по стратегии или тактике. Атмосфера. Ощущение эпического приключения, совмещённое с борьбой десятков армий. Действительно, будто парил над Средиземьем.
К слову, в той игре почти выиграл по войне, если бы осознал, что можно разделить армию на две при приказе флагом. Но тогда полностью этот момент был не очень понятен. А вот ощущения запомнились.
— Чем нравится «Война Кольца»?
[Skaarj]: О, очень многими моментами. Как уже сказал, масштабом, эпичностью происходящего. Обилием возможностей, стратегий, разнообразием партий. Необычной асимметрией сторон, и вообще самой концепцией, тем, как игровые механики здесь наложены на тему, я бы в этом смысле назвал «Войну Кольца» без всякого преувеличения уникальной игрой, в которой нет ничего лишнего.
[GingerBreadMan]: Жёстким стратегическим дуэльным противостоянием.
[Gileforn]: Раньше или сейчас? Поскольку перешёл в своеобразный спортивный формат, то многовариативностью, возможностью разыгрывать не только дебюты, но и придумывать довольно оригинальные ходы.
Балансом. Вот тут могут не согласиться, но статистика ТОП-10 игроков, куда периодически попадаю, показывает, что среди людей, знающих игру, разница побед за ту и другую сторону примерно 49,8 против 52,2.
Конечно, нравится сам мир и возможность взглянуть на историю Средиземья под другим углом. Но это если на столе и в удовольствие.
— Сколько на данный момент партий сыграно? Если не ведёшь статистику, то хотя бы примерно.
[Skaarj]: Где-то порядка 400–450. Из них больше 90% — онлайн.
[GingerBreadMan]: 217.
[Gileforn]: Не очень много, но уже и не так мало. Под восемь сотен примерно.
— Как часто получается играть в картонную версию?
[Skaarj]: Уже не очень часто; наверное, раз в несколько месяцев.
[GingerBreadMan]: Раз в месяц.
[Gileforn]: Картонно-пластиковую с бумажными картами? Очень редко, к сожалению. С одной стороны, не часто выходит собраться, с другой, в таком варианте она занимает гораздо больше времени. Но долгими зимними вечерами в своё удовольствие и с приятным оппонентом — отчего бы и не сыграть. Конечно, настольный вариант — это отдельная форма удовольствия и наслаждения.
— Почему стал играть в соревновательный формат?
[Skaarj]: Играть онлайн я, собственно, и начал сразу с соревнования; это был международный турнир BGG 2019 года. Николай обнаружил, что проводится такой ежегодный турнир, и нам стало интересно посмотреть, насколько партии там будут отличаться от наших «кухонных» метагеймов. Надо сказать, отличия были весьма существенны. После разгромных поражений в первом туре и за Светлых, и за Тёмных, возникло желание повысить уровень игры =) Так и втянулся в это дело. Но должен сказать, это, пожалуй, единственная игра, в которую я играю онлайн, так уж сложилось.
[GingerBreadMan]: Так интереснее.
[Gileforn]: Так получилось. Однажды в группе «Гаги» дал комментарий по одной из стратегий за народы. И тут неизвестный посетитель начал оппонировать мне. Мы с ним подискутировали, да и сыграли пару-тройку партий. Собственно, Саша и познакомил меня с клиентом, к которому долго не мог привыкнуть. И с мировой группой в дискорде тоже.
А дальше понёслось. В этой самой группе меня подхватил Cheech — один из сильнейших игроков на протяжении многих лет (который не участвует в турнирах и лигах, но в рейтинге бьётся). Он научил нюансам правил игры в клиенте и некоторым особенностям. С него я и начал рейтинговые игры.
Доступ к международной песочнице, где всегда есть игроки, подтолкнул к тому, чтобы чаще играть. Там довольно легко найти оппонента и поиграть.
Если соперник опытный, то на полноценную партию обычно уходит около 40–45 минут.
Поскольку в любой деятельности мне нравится соревновательный элемент, то обычно играю только рейтинговые игры, заодно участвую в турнирах, лигах и прочем. В этом году присвоят титул «мастера достижений» (такие там тоже есть), обогнал ближайшего игрока на десяток достижений.
— Не убивает ли игра за компьютером «настольный» дух?
[Skaarj]: Я бы не сказал. В конце концов всегда можно выбрать, в каком формате ты хочешь сыграть следующую партию. Конечно, при игре за компьютером тематичность может отходить на второй план, но зато появляется некий новый пласт, когда ты больше сосредоточен на том, чтобы посчитать разные варианты, найти эффективную стратегию, попытаться в чем-то перехитрить оппонента и т. д. «Война Кольца» хороша тем, что разные игроки могут играть в неё, как им хочется. Можно чисто по фану, можно жёстко соревновательно, — мне нравится, что глубина игры позволяет это.
[GingerBreadMan]: Не убивает )
[Gileforn]: Хм, любая компьютерная версия — это только блеклое отражение настольной действительности. Для меня игра в клиенте — это не настолка, а самостоятельная история. Некая механика в чистом виде. Атмосфера совсем иная.
— Что запоминаешь сильнее: ошибки или удачные действия?
[Skaarj]: Сложно сказать, бывают запоминающиеся моменты как со знаком плюс, так и со знаком минус. Наверное, больше всего запоминаются ходы, оказавшие влияние на исход опять-таки турнирных партий, у меня были такие памятные моменты.
[GingerBreadMan]: Ошибки.
[Gileforn]: Наша психика устроена так, чтобы слишком травмирующее мы забывали быстрее и помнили не так ярко. К тому же часто человек помнит не ошибки, а эмоциональную реакцию на то или иное событие.
Вот проиграл какой-нибудь игрок и переживает. Думаете, он из-за ошибок расстроен? Нет. Он обвиняет свою неудачу, удачу оппонента, ерундовую статистику и много чего ещё. Есть такие игроки.
Чтобы запомнить ошибку, нужно прежде всего признать, что эти ошибки были. Далеко не все так умеют. К тому же ошибки бывают комплексные. И сложно установить момент, на котором всё стало рушиться.
В игре ещё есть особенность, что некоторые действия не ошибочны, но рискованные и могут как получиться, так и провалиться. Наверное, такие истории больше всего запоминаются, причём неважно, за тебя или оппонента сыграла удача. Какие-то удавшиеся события с низкой вероятностью помнятся очень долго. Например, победа за Тень, когда братство в шаге от Ородруина. У него ещё в запасе шесть «здоровья», а игрок вытягивает проклятие Исильдура Шелоб и выкидывает на ней шестёрку. Вот это хорошо запоминается. Оказывался дважды в такой ситуации, причём по обе стороны.
Конечно, красивые победы за народы по войне тоже хорошо запоминаются своей эпичностью.
— Быстро ли привык к клиенту? Какие были первые впечатления от клиента?
[Skaarj]: Очень быстро, за одну партию. Оно на первый взгляд выглядит странно, но на самом деле очень удобно.
[GingerBreadMan]: Быстро. Было не очень удобно вроде.
[Gileforn]: Партий за двадцать. Сперва было непривычно, некрасиво, грустно. А потом весело и удобно. Это как 2D-шахматы, те, что в виде задачек в журналах и книгах, например. Очень удобны, чтобы видеть всю ситуацию на поле, понимать всё и не отвлекаться на внешний вид. Так же и здесь.
— Являешься ли ты любителем творчества Толкина? Важно ли это для большего погружения в процесс игры?
[Skaarj]: Должен признаться, не являюсь и с лором знаком в пределах знаменитой кинотрилогии. С другой стороны, для кого-то это будет плюсом, так как этих знаний для получения удовольствия от игры вполне достаточно.
[GingerBreadMan]: Являюсь. Важно.
[Gileforn]: Хе-хе, олдскульный любитель. Да. Правда, сейчас боюсь прикасаться к творчеству, боюсь, что может что-то измениться в восприятии. Сейчас лежит и ждёт своего часа «Падение Гондолина» в оригинале. Когда-нибудь решусь, полагаю.
— Как сильно рандом влияет на результат, по твоему мнению?
[Skaarj]: Я думаю, что не слишком сильно. Мне кажется, в этой игре очень хороший баланс рандома и управляемости. Многие, кто считает, что игра слишком рандомна, не используют её возможности по полной. Рандом, конечно, может решить, но в партии между равными игроками высокого уровня.
[GingerBreadMan]: На 70%.
[Gileforn]: Вся игра — это рулетка в Мордоре)
Но даже понимая это, всё равно играешь)
Случайность больше всего влияет в партиях, где игроки примерно одного уровня. Там она больше всего заметна. Случайность сама по себе может быть больше или меньше управляемой. Вот «кинь-двинь», они же «змеи и лестницы» — игра с неуправляемой случайностью. Есть те, где она минимальна и сильно контролируемая. В ВК смещение, на мой взгляд, от центра в сторону управляемости.
Здесь три основные случайности. На бросках кубиков действия, на боевых кубиках и на жетонах. Собственно, последние две довольно неплохо управляемы. Первая сложнее. Но она вообще про другое. Кубики действий говорят игроку: думай тактически, будь гибким — учись подстраиваться под то, что тебе выходит. Иногда получается, иногда нет)
Сильно ли влияет на игру? Можно обратиться к мировому рейтингу и статистике. За этот год она уже на основе около 5 000 партий. Топовых игроков крайне сложно обыграть тому, кто находится даже в середине рейтинга. А это ещё раз говорит о том, что вероятность вероятностью, но опыт и мастерство решают многое. Иногда важно где-то притормозить, а где-то ускориться. В этом суть. Иногда получается улучшить вероятность, но всё равно проигрываешь. С другой стороны, это лучше, чем не пытаться и проиграть.
Удача улыбается сильнейшему) Бывают, конечно, исключения😉
Блиц:
— Финал турнира на ПК или дружеская партия в картон?
[Skaarj]: Ну если мирового турнира — то ПК :)
[GingerBreadMan]: Финал турнира за ПК.
[Gileforn]: ПК.
— Свет или Тьма?
[Skaarj]: Свет.
[GingerBreadMan]:Свет.
[Gileforn]: Свет.
База или дополнения?
[Skaarj]: База или база + «Владыки».
[GingerBreadMan]: База.
[Gileforn]: «Владыки».
— Играл с «Воинами Средиземья»?
[Skaarj]: Пока нет. Надо бы, конечно, хоть попробовать…
[GingerBreadMan]: Не играл.
[Gileforn]: Толком нет.
— Клиент или ТТС?
[Skaarj]: Клиент.
[GingerBreadMan]: Клиент.
[Gileforn]: Клиент.