С миру по нитке [09.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Куча предзаказ... | |
Предзаказ фандопов к Древнему Ужасу | |
Запустил сбор на несколько дополнений к Древнему Ужасу и сейчас о них расскажу. ... | |
Предзаказ на вторую редакцию Pathfinder | |
Вторая книга обновленной второй редакции Pathfinder. | |
Предзаказ на Worms | |
Червяки - теперь и на столе. | |
С миру по нитке [01.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы игры от... |
Пару недель назад задумался, о чём бы написать большой текст на 9 мая. Стал перебирать в голове варианты, а потом понял, что ответ лежит на поверхности. Это Stalin's War. Во-первых, я играл в неё относительно много и относительно недавно. Впечатления свежи, эмоции тоже. Во-вторых, так случилось, что GaGa выпустила на русском языке сразу две игры, с которыми Stalin's War удобно сравнивать: это «Пути славы» и «Ни шагу назад!». Товарищам, которые интересуются коробкой и играли в локализации, будет проще понять, что это за зверь такой, а мне проще написать. В-третьих, больших обзоров по Stalin's War на русском языке я не нашёл, хотя игре больше десяти лет, и она, на мой взгляд, заслуживает внимания.
В 2010 году создатель «Путей славы» Тед Рейсер переработал свой шедевр под тематику Второй мировой. Игроки, знакомые с «Путями славы», найдут в правилах Stalin's War много пересечений с игрой-предшественницей.
Мы видим то же перетягивание каната на шкале победных очков и тот же карточный движок. Вариантов розыгрыша карты традиционно несколько: событие, очки пополнений, подкрепления или очки операций. Как и в «Путях славы», игроки разыгрывают события, постепенно повышая уровень вовлечённости в войну. Но в «Путях славы» это была отдельная игра в игре, потому что игрок мог достичь уровня тотальной войны и получить доступ к более сильным картами значительно раньше оппонента. В Stalin's War колоды всего две (блицкриг и тотальная война), а игроки входят в стадию тотальной войны одновременно. Так что гонки вооружений и необходимости подогреть общественное мнение в Stalin's War нет, что вполне объяснимо особенностями конфликта.
Есть отличия и в расходовании очков операций. Теперь войска перемещаются бесплатно, а сами очки расходуются только на битвы и выход из зоны контроля противника, что развязывает руки игрокам и существенно добавляет мобильности подразделениям. По сравнению с почти статичными фронтами «Путей славы» здесь картина меняется регулярно. Кроме того, больше нет лимита, когда за раунд подразделение может либо переместиться, либо атаковать. Игравшие в «Пути славы» знают, как непросто в игре внезапно атаковать противника. Пока ты выводишь войска на позицию для атаки, соперник может подтянуть подкрепления или вообще выйти из-под удара. Но в Stalin's War войска перемещаются и тут же атакуют, а танки могут развивать наступление, игнорируя зоны контроля.
В угоду мобильности Тед Рейсер также отказался от карты в стиле point-to-point и нарисовал поле с использованием стандартной для многих варгеймов по Второй мировой гексагональной сетки. В результате вместо позиционной борьбы «Путей славы» в Stalin's War мы получили войну моторов. Тематично, бодро. Вроде бы всего несколько изменений, а ощущается игра абсолютно по-другому.
Не раз встречал мнение о том, что «Ни шагу назад!» — это лайт-варгейм, а вот Stalin's War — суровая штука для продвинутых игроков. Честно говоря, абсолютно не понимаю, откуда взялся такой посыл. Про кривые правила НШН, наверное, наслышаны все. В Stalin's War, напротив, с этим полный порядок: всё логично и по полочкам. Правила Stalin's War понятны интуитивно, чего нельзя сказать про «Ни шагу назад!».
По большому счёту, «Ни шагу назад!» проще только тем, что в ней сильно меньше фишек. Карл Паради сознательно укрупнил масштаб: с советской стороны в игре фронты, с немецкой — армии и танковые группы. В Stalin's War всё немного детальней: с обеих сторон — армии и корпуса. Если садиться за Stalin's War сразу после НШН (как произошло со мной), то обилие фишек поначалу вводит в ступор, но это дело привычки.
Таблицы результатов боя Stalin's War, как мне кажется, реалистичней. В «Ни шагу назад!» довольно мало шансов получить серьёзную «ответку» даже во время не слишком удачной атаки: только если нарваться на обмен или контратаку. В большинстве случаев в результате неудачной атаки просто ничего не происходит. Динамика игры проседает, да и вообще странно, когда войска два месяца атакуют город, и это никак не сказывается на боеспособности ни защитников, ни атакующих. В Stalin's War кубик кидают оба игрока и оба в равной степени могут понести потери. Даже при подавляющем перевесе атакующего у защитника есть пусть мизерный, но шанс нанести кое-какие потери неприятелю.
Минус Stalin's War по сравнению с НШН — это отсутствие сценариев. Все мои партии в Stalin's War заканчивались уже в 1942 году (не позднее 6 хода). Прочувствовать полную кампанию не получилось, и хотелось бы иметь возможность начать партию в 1942 и 43-м.
Stalin's War кажется более глубокой игрой по сравнению с «Ни шагу назад!». В игре много долгоиграющих событий, которые будут влиять на игру длительное время (например, «Эвакуация советской промышленности» или «Гитлер принимает командование»).
Чтобы отразить особенности конфликта, обоим авторам пришлось взяться за напильник и обточить базовые правила различными исключениями. В Stalin's War исключений ощутимо больше. Особенно их много в первые четыре хода. Это и правило советской мобилизации, и первая зима Вермахта, и повышенная мобильность немецких танковых корпусов летом 41 года. Нельзя сказать, что все исключения удобно отражены на треке ходов. Нам, чтобы комфортно играть, пришлось выписать их все на отдельный лист. Все эти правила одного-двух ходов интересны и оправданы и создают для игроков условия, максимально приближенные к историческим.
У немцев есть четыре способа закончить партию досрочно, у СССР — пять. Если до конца 18 хода досрочной победы не случается, побеждает игрок за Германию. В игре есть несколько развилок, которые надо пройти игрокам. Например, игроку за немцев до конца 4 хода нужно пересечь линию Паулюса, иначе — досрочное поражение. Эти стимулирует «немца» стремительно лететь к Москве. И порой в этой гонке он вынужден разыгрывать ценные карты событий (например, «Зимнее обмундирование») за очки операций.
По времени партии: 4 стартовых хода мы отыгрывали за 2,5 часа. Всего в игре 18 ходов. Так что полная кампания займет целый день, что не так уж и долго для подобных игр. Stalin's War — отличный симулятор Великой Отечественной войны, чуть более сложный, но при этом более логичный и понятный, чем «Ни шагу назад!».
Оригинал материала: «Уютные настолочки»