Siar написал 9 минут назад к игре Герои: # Сыграли одну партию на троих и в целом было даже интересно. Самая вовл...
Siar написал 10 минут назад к игре Мертвый сезон. Перекрестки: # «Мертвый сезон» стала для меня одной из самых первых настольных игр в ...
Angvat написал полчаса назад к игре Ужас Аркхэма. Карточная игра: # 5.Нарушенный круг. Не шибко люблю этот цикл, как по мне он несколько д...
Angvat написал полчаса назад к игре Ужас Аркхэма. Карточная игра: # Напоследок еще немного мыслей по поводу кампаний и что интересного в н...
NiL_Karpov написал полчаса назад к игре Кросмастер Бласт: # Нашли что искали? Сейчас тоже задумался о расширении игры на 4 игрока,...
С миру по нитке [09.10.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Куча предзаказ...
Предзаказ фандопов к Древнему Ужасу
Запустил сбор на несколько дополнений к Древнему Ужасу и сейчас о них расскажу. ...
Предзаказ на вторую редакцию Pathfinder
Вторая книга обновленной второй редакции Pathfinder.
Предзаказ на Worms
Червяки - теперь и на столе.
С миру по нитке [01.10.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Анонсы игры от...

Guautemock

Stalin's War: ни шагу назад на пути славы

09 мая 2023

Информация

добавить
игры Stalin's War
компании GMT Games
Дата: 09 мая 2023
Оценка пользователей
8.8752
-

Пару недель назад задумался, о чём бы написать большой текст на 9 мая. Стал перебирать в голове варианты, а потом понял, что ответ лежит на поверхности. Это Stalin's War. Во-первых, я играл в неё относительно много и относительно недавно. Впечатления свежи, эмоции тоже. Во-вторых, так случилось, что GaGa выпустила на русском языке сразу две игры, с которыми Stalin's War удобно сравнивать: это «Пути славы» и «Ни шагу назад!». Товарищам, которые интересуются коробкой и играли в локализации, будет проще понять, что это за зверь такой, а мне проще написать. В-третьих, больших обзоров по Stalin's War на русском языке я не нашёл, хотя игре больше десяти лет, и она, на мой взгляд, заслуживает внимания.

 

 

ПУТИ СЛАВЫ ВОЙНЫ МОТОРОВ

 

 

В 2010 году создатель «Путей славы» Тед Рейсер переработал свой шедевр под тематику Второй мировой. Игроки, знакомые с «Путями славы», найдут в правилах Stalin's War много пересечений с игрой-предшественницей.

 

Мы видим то же перетягивание каната на шкале победных очков и тот же карточный движок. Вариантов розыгрыша карты традиционно несколько: событие, очки пополнений, подкрепления или очки операций. Как и в «Путях славы», игроки разыгрывают события, постепенно повышая уровень вовлечённости в войну. Но в «Путях славы» это была отдельная игра в игре, потому что игрок мог достичь уровня тотальной войны и получить доступ к более сильным картами значительно раньше оппонента. В Stalin's War колоды всего две (блицкриг и тотальная война), а игроки входят в стадию тотальной войны одновременно. Так что гонки вооружений и необходимости подогреть общественное мнение в Stalin's War нет, что вполне объяснимо особенностями конфликта.

 

 

 

 

Есть отличия и в расходовании очков операций. Теперь войска перемещаются бесплатно, а сами очки расходуются только на битвы и выход из зоны контроля противника, что развязывает руки игрокам и существенно добавляет мобильности подразделениям. По сравнению с почти статичными фронтами «Путей славы» здесь картина меняется регулярно. Кроме того, больше нет лимита, когда за раунд подразделение может либо переместиться, либо атаковать. Игравшие в «Пути славы» знают, как непросто в игре внезапно атаковать противника. Пока ты выводишь войска на позицию для атаки, соперник может подтянуть подкрепления или вообще выйти из-под удара. Но в Stalin's War войска перемещаются и тут же атакуют, а танки могут развивать наступление, игнорируя зоны контроля. 

 

В угоду мобильности Тед Рейсер также отказался от карты в стиле point-to-point и нарисовал поле с использованием стандартной для многих варгеймов по Второй мировой гексагональной сетки. В результате вместо позиционной борьбы «Путей славы» в Stalin's War мы получили войну моторов. Тематично, бодро. Вроде бы всего несколько изменений, а ощущается игра абсолютно по-другому.

 

 

«НИ ШАГУ НАЗАД!» НА МАКСИМАЛКАХ

 

 

Не раз встречал мнение о том, что «Ни шагу назад!» — это лайт-варгейм, а вот Stalin's War — суровая штука для продвинутых игроков. Честно говоря, абсолютно не понимаю, откуда взялся такой посыл. Про кривые правила НШН, наверное, наслышаны все. В Stalin's War, напротив, с этим полный порядок: всё логично и по полочкам. Правила Stalin's War понятны интуитивно, чего нельзя сказать про «Ни шагу назад!». 

 

 

 

 

По большому счёту, «Ни шагу назад!» проще только тем, что в ней сильно меньше фишек. Карл Паради сознательно укрупнил масштаб: с советской стороны в игре фронты, с немецкой — армии и танковые группы. В Stalin's War всё немного детальней: с обеих сторон — армии и корпуса. Если садиться за Stalin's War сразу после НШН (как произошло со мной), то обилие фишек поначалу вводит в ступор, но это дело привычки.

 

Таблицы результатов боя Stalin's War, как мне кажется, реалистичней. В «Ни шагу назад!» довольно мало шансов получить серьёзную «ответку» даже во время не слишком удачной атаки: только если нарваться на обмен или контратаку. В большинстве случаев в результате неудачной атаки просто ничего не происходит. Динамика игры проседает, да и вообще странно, когда войска два месяца атакуют город, и это никак не сказывается на боеспособности ни защитников, ни атакующих. В Stalin's War кубик кидают оба игрока и оба в равной степени могут понести потери. Даже при подавляющем перевесе атакующего у защитника есть пусть мизерный, но шанс нанести кое-какие потери неприятелю.

 

Минус Stalin's War по сравнению с НШН — это отсутствие сценариев. Все мои партии в Stalin's War заканчивались уже в 1942 году (не позднее 6 хода). Прочувствовать полную кампанию не получилось, и хотелось бы иметь возможность начать партию в 1942 и 43-м.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

Stalin's War кажется более глубокой игрой по сравнению с «Ни шагу назад!». В игре много долгоиграющих событий, которые будут влиять на игру длительное время (например, «Эвакуация советской промышленности» или «Гитлер принимает командование»). 

 

Чтобы отразить особенности конфликта, обоим авторам пришлось взяться за напильник и обточить базовые правила различными исключениями. В Stalin's War исключений ощутимо больше. Особенно их много в первые четыре хода. Это и правило советской мобилизации, и первая зима Вермахта, и повышенная мобильность немецких танковых корпусов летом 41 года. Нельзя сказать, что все исключения удобно отражены на треке ходов. Нам, чтобы комфортно играть, пришлось выписать их все на отдельный лист. Все эти правила одного-двух ходов интересны и оправданы и создают для игроков условия, максимально приближенные к историческим.

 

 

 

 

У немцев есть четыре способа закончить партию досрочно, у СССР — пять. Если до конца 18 хода досрочной победы не случается, побеждает игрок за Германию. В игре есть несколько развилок, которые надо пройти игрокам. Например, игроку за немцев до конца 4 хода нужно пересечь линию Паулюса, иначе — досрочное поражение. Эти стимулирует «немца» стремительно лететь к Москве. И порой в этой гонке он вынужден разыгрывать ценные карты событий (например, «Зимнее обмундирование») за очки операций.

 

По времени партии: 4 стартовых хода мы отыгрывали за 2,5 часа. Всего в игре 18 ходов. Так что полная кампания займет целый день, что не так уж и долго для подобных игр. Stalin's War — отличный симулятор Великой Отечественной войны, чуть более сложный, но при этом более логичный и понятный, чем «Ни шагу назад!».

 

Оригинал материала: «Уютные настолочки»

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
kazak742 написал год назад: # скрыть ответы

Смысл приобретать игру, если в неё вживую скорее всего никогда от начала до конца не сыграть? Какая бы она не была крутая, логичная и комплексная.
Разве что в ТТСе катать, но это совсем другие ощущения.

SadyRom написал год назад: # скрыть ответы

Я сам, начиная путь настольщика, расстраивался, когда случались досрочные поражения или даже победы. Казалось, если уж сели за настолку, то надо пройти всю до конца иначе чего вообще расселись. А потом как-то отпустило, ощутил кайф от процесса, а не от результата и понял, что не всё требует обязательного логического завершения))
Есть, кажется, какое-то схожее состояние в психологии, когда человеку всё необходимо завершать (что-то не нашел в гугле характеристики). В какой-то серии "Теории большого взрыва" Пенни даже мучила Шелдона, не давая ему завершить свои "ритуалы" ))
Честно говоря, мне стало легче играть, когда у меня ушло это состояние необходимости, чтобы всё завершалось как надо)

Ludo_princeps написал год назад: #

Аутизм напоминает

kazak742 написал год назад: #

Ну если вам и вашему оппоненту норм раз за разом не доигрывать игру до конца, то вопросов нет.
Я даже не буду ставить диагнозы, как комментатор выше.
Мир-труд-май-варгеймы!

Guautemock написал год назад: # скрыть ответы

Почему в живую от начала до конца не сыграть-то? Из-за триггеров окончания игры? У меня в активе три партии: пока все досрочно, да. Но, во-первых, процесс все равно крутой. Во-вторых, это не отменяет того, что развилки можно проходить и дальше играть. От умения игроков зависит.

kazak742 написал год назад: # скрыть ответы

Океюшки. Сыграли вы три партии до 42го года, понравилось. А пять? А на в десятый раз вам и, главное, оппоненту так же будет интересно доходить до 1942го, ну, может, с учётом возрастающего опыта, до 1943го, потратив на это весь день?

Guautemock написал год назад: #

Эммм, да, интересно.

Lysyy написал год назад: # скрыть ответы

Не играл в Пути Славы и Сталин Вар, но позволю себе сказать пару слов в защиту НШН.
Мне правила НШН не понравились, они плохо структурированы и с этим надо жить и это, признаюсь, бросило тень на саму игру. Что касается самой игры после освоения правил, то НШН понравились прежде всего своей игровой логичностью и насыщенностью важными решениями. Есть эффект погружения в войну и атмосферу это то, что мне кажется в первую очередь должны давать любые настолки.

Главный, на мой взгляд, Минус НШН в том, что сначала просто непонятно, где лежит область решений, где те значимые точки, на которые надо давить, чтобы победить, где ошибки или удачные решения, поэтому игра раскрывается не сразу. Но после пары партий начинаешь понимать, как всё это работает и игра доставляет удовольствие своей сбалансированностью и стримлайновостью. Во-вторых, НШН крута тем, что её движок почти не позволяет сойти с исторических рельсов, в ней я пока не видел совсем абсурдных ситуаций и ухода в альтернативную историю, кроме хаоса с восстановлением армий где попало. Именно этого эффекта приближенности к историчности добивался Карл Паради и мне кажется, у него это неплохо получилось.

Теперь мечтаю сыграть всю кампанию в НШН, чтобы проникнуться игрой. Говорят, что только в таком варианте она работает на полную, но это где-то десять часов игрового времени если без разгромов одной из сторон. Видимо, будем играть с сейвами)

Leto написал год назад: # скрыть ответы

На мой взгляд в НШН слишком много фиддлинга и сравнительно большого времени партии, учитывая уровень абстрактности игры.

Последний раз играл два года назад, несколько раз наткнулись на странные поломные моменты (автор не смог, или не захотел дать ответа на вопрос), и после этого я задвинул ее. Не спорю, может быть я неправильно понял правила (хотя локализатор сказал, что я все делал верно), но осадочек остался.

Сейчас есть гораздо больше игр на эту тему, которые дают вам гораздо больше эмоций и заставляют принимать больше решений за меньшее время, либо за немногим большее - зато выглядят на порядок солиднее, больше внимания к деталям.

Что касается Stalin's War - сам не играл, но наслышан из разных источников, что у игры есть определенные проблемы. Одна из самых неудачных игр Теда Рейсера.

Учитывая, что сейчас выбор ОТЛИЧНЫХ игр на тему Восточного Фронта (Великой Отечественной) более чем обширный, странно играть что в НШН, что в Stalin's War. Ну только если ради энциклопедического интереса.

Lysyy написал год назад: # скрыть ответы

Я не особо в тренде варгеймов, более того я стараюсь их избегать. Назовите эти ОТЛИЧНЫЕ тайтлы. Обязательно приму во внимание.

DieBlutGrafin написал год назад: # скрыть ответы

Вначале стоит определится с масштабом игры(тактическая, оперативная, стратегическая) или с периодом/операцией/сражением.

Lysyy написал год назад: #

Да, без разницы.
Единственный мой варгейм кроме НШН,
это Nuklear Winter 68, почти прошли всю кампанию в нём. Треш, угар, СССР в НАТО, группа Вымпел, зомби, драконы, мутанты, фашистские летающие тарелки и весь этот цирк на конной тяге сделан на абсолютно серьёзных щах. Мне понравилось.

Leto написал год назад: # скрыть ответы

Иду сугубо по стратегическим, и которые есть в продаже:

- The Russian Campaign: Deluxe 5th Edition - последняя итерация от GMT, модно, молодежно, и без свистелок;
- Russia Besieged: Deluxe Edition - ответвление Russian Campaign, олдскульно, но со свистелками и хромом;
- EastFront: The War in Russia 1941-45 – Second Edition - олдскул, блоки, но одна из топовых игр на тему, при желании можно состекать с другой игрой, WestFront, и получить всю Европу;
- Thunder in the East - вроде есть нюансы в виде эрраты и каких-то проблем с печатью, но тоже один из столпов, скоро переиздание в новой редакции;
- Black Swan - модно и молодежно, но блоки, и вся Европа... но есть сценарии на Восточный фронт; и мультплеер;
- Proud Monster Deluxe - просто, олдскульно, монструозно, но отчего-то играется легко и быстро;

Это только стратегические игры, оперативного уровня еще больше, но там масштаб не тот. В любую из них можно играть месяцами.

Lysyy написал год назад: #

Спасибо. Сохранил себе список. После того как наиграемся в НШН, буду искать.
Я играю сейчас с школьниками в клубе. Изучаем историю и играем. Детям нравится, я не знаю чему их там учат в школе, но при игре в Ни шагу назад, они по их отзывам о ВОВ они узнали больше чем на уроках истории...

SadyRom написал год назад: # скрыть ответы

Читаю про игры Теды Рейсера, смотрю на эти прекрасные поля сражений с многочисленными фишками и треками, скрупулезными правилами и душой понимаю, что вот они - игры моей мечты. Широкие фронты, постепенное перетягивание каната, множество армий на детальном поле, нет моментов резко переворачивающих игру в одну сторону (как мне кажется).
В то же время не люблю, когда партия заканчивается досрочно (хотя ещё хуже, если всё идет к проигрышу, но вынужден мучительно доигрывать до конца).
Судя по описанию автора, Stalin's War не теряя в детальности геймплея приобретает динамику и, пожалуй, это пока наиболее подходящая мне игра ))
Ждём с супругой "Красные" - это будет мой первый опыт игр от Теда и прям уже не не терпится попробовать.
Хотелось бы поинтересоваться у людей, хорошо знакомых с творчеством Теда Рейсера:
1). Какое место (по описанию игры) занимают "Красные" среди его игр? Это некая облегчённая версия других его игр? С какой его игрой она ближе всего по механике?
2). Какая игра Теда Рейсера наиболее подошла бы для вхождения во "вселенную" его игр?

Guautemock написал год назад: # скрыть ответы

У этого автора я играл только в "Пути славы" и непосредственно "СталинсВар". Могу сказать, что обе игры дались довольно легко. Сложность освоение, как мне кажется, средняя. Но, да. Полную кампанию ни разу не отыгрывали ни в "Пути славы", ни в "СталинсВар". Все время были досрочные победы. Хотя один раз в "Пути" доиграли до предпоследнего хода. Также жду Красных с предзаказа.)

SadyRom написал год назад: #

Guautemock, ну правила никогда не отпугивали, мне наоборот всегда хочется размять мозги новыми задачками))
Предполагаю, что даже при досрочных победах там вполне себе хватало времени насладиться тщательностью процесса, а я как раз из таких, кому больше в удовольствие процесс, а результат скорее сопутствующий бонус))

Seylorpeg написал год назад: # скрыть ответы

Приветствую.

Играл у Теда в Barbarossa to Berlin (аналог Путей Славы на тему ВМВ), Dark Valley (непосредственно ВОВ, делал обзор в дневниках), Dark Summer (Нормандия, лето 44)

Тоже жду Красных с предзаказа.

Во всех вышеперечисленных играх есть свои изюминки, делающие игры увлекательными. Тед очень крут в плане продумывания победных условий для сторон, играть интересно даже если один из противников заведомо слабее.
Красные имеют ряд особенностей и не входят в серии игр типа Dark или Путей Славы. Есть элементы которые перекочевали в другие игры, есть такие что не получили дальнейшего развития.
Тед отразил массу мелких, но характерных моментов, делающих эту войну узнаваемой на игровом столе.
Некоторые считают игру не слишком удачной, якобы слишком сильный перекос в пользу красных.
На мой взгляд это продукт пусть и не самый глобальный/успешный, но в нем заметен авторский почерк и в ней есть все то, что я ценю в его играх.

SadyRom написал год назад: #

Спасибо за детальный ответ, позволяющий ощутить "вкусноту и годноту" игр Теда )) Особенно в части про "играть интересно даже если один из противников слабее". Не всем нужно почти недостижимое "вселенское равенство", а хочется достоверно погрузиться в процесс игры с головой + мне, например, часто даже интереснее начинать игру за сторону слабее ибо возрастает ответственность решений и кризисность.
Мы, например, с супругой сыграли 5 партий в "Уотергейт" и возникло ощущение, что Никсон сильнее. 4-1 в пользу Никсона, пока что. Может это и не так, потому что партий сыграно мало, но даже если перекос есть, нас это не отпугивает))
С волнением жду "Красных", которые откроют мне мир игр Теда))