Предзаказ на «Петлю трагедии» | |
Дедуктивная сценарная игра с петлями времени в формате «1 против всех» | |
Предзаказ на «Хаос в Старом Свете» | |
Фанатская печать классического ареа контроля. | |
Предзаказ на Forbidden Stars + Forgotten Worlds + Forsaken Voids | |
Фанатская печать эпической космической стратегии и больших допов к ней. | |
Начинается «Обольщение» | |
Борьба за репутацию поместья и знатных гостей в викторианской Англии. | |
С миру по нитке [10.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе В... |
Дорогие друзья!
На протяжении всего существования канала PROиграем мы старались регулярно публиковать небольшие заметки с разъяснениями сложных настольных терминов. Чтобы эти записи не затерялись, мы собрали их в единую статью. Мы планируем и дальше пополнять её, собирая целый словарь!
На текущий момент вы можете узнать:
- Что такое евро?
- Что такое «рейтинг BGG»?
- Что такое «америтреш»?
- Кто такой мипл?
- Что такое «колодострой»?
- Что такое «летсплеи»?
- Что такое «ЖКИ»?
- Что такое «ролл-энд-райт»?
- Что такое «абстракты»?
- Что такое «протекторы» и «органайзеры»?
- Что такое «даунтайм» и почему это плохо?
- Что такое «кингмейкинг» и почему настольщики его не любят?
- Что такое «Dungeon crawler»?
- Что такое «ареа-контроль»?
- Что такое «механика Наследия»?
- Что такое «игры со скрытым перемещением»?
Какие ещё непонятные слова вы встречали в настольных играх? Пишите в комментариях, а мы постараемся продолжить нашу просветительскую деятельность!
Нет, мы не имеем ввиду валюту стран Евросоюза. Мы говорим об одном из самых распространённых жанров настольных игр. Он начал развиваться в Германии, поэтому синоним слова «еврогейм» - «игры немецкой школы».
Итак, основные признаки настольного евро:
- Игра ведётся за абстрактные «победные очки», которые считаются в конце партии. Участники получают их за различные действия, выполненные в ходе партии: где-то надо строить города, где-то – развивать свою ферму, где-то – целую цивилизацию. Созидательная тематика – ещё один частый признак еврогеймов.
- У игроков мало возможностей влиять друг на друга: чаще всего каждый копошится в своём планшете или выкладывает карты в своей игровой зоне. Максимум, чем можно «насолить» сопернику – увести из-под носа полезные ресурсы или первым занять возможность выполнить особенно полезное действие.
- В «евро» мало рандома, то есть случайных событий, зависящих, например, от бросков кубиков или вытягивания карт из разных колод. В правильном «евро» нельзя в конце партии сказать, что кто-то выиграл только потому, что ему больше везло – почти все действия можно просчитать и повлиять на них.
- Игроки не могут выбыть до конца игры.
- Вы получите удовольствие от евро-настолок, если вам нравится серьёзный поединок умов между игроками. Просчёт лучшей стратегии и составление самой выгодной цепочки действий – вот секрет победы.
Яркие представители жанра: «Агрикола», «Покорение Марса», «Эверделл», «Руины острова Арнак», «Брасс».
Замечали ли вы, что большинство описаний настольных игр сопровождается припиской о «рейтинге на BGG»? Что это за загадочная аббревиатура и почему этот параметр столь важен для игроков?
Главному порталу о настольных играх https://boardgamegeek.com/ уже больше 20 лет. В 2000 году его основали два американца: Скотт Олден и Дерк Солко. Начиналось все просто как база данных – зарегистрированные пользователи могли заполнять информацией карточки игр, выставлять им оценки, общаться с единомышленниками. Постепенно сайт приобретал все большую и большую популярность, привлекая игроков в настольные игры со всего мира. На сегодняшний день, кажется, не существует настолки, которая не была бы занесена в базу сайта!
На BGG можно:
- почитать статьи о жанрах, механиках и основных игровых терминах;
- заполнить собственный «гик-лист», добавив в него все игры из своей коллекции (каждую можно оценить – это влияет на тот самый знаменитый рейтинг);
- выложить собственные фотографии игровых компонентов и описания своих партий;
- найти новые «хотелки» благодаря разделу «фанатам этой игры также понравятся…»;
- завести новые знакомства, обмениваясь с единомышленниками личными сообщениями, а ещё можно увидеть пользователей, живущих неподалёку;
- принять участие в традиционных активностей (например, «Тайном Санте»).
Однако вернемся к главному: все-таки чаще всего сайт boardgamegeek посещают для того, чтобы посмотреть рейтинг игры. Топы BGG уже много лет являются самым авторитетным аргументом в обсуждениях, какая игра лучше, и именно этой цифрой обычно завлекают нас российские издатели, когда анонсируют новые локализации. Считается, что на игру стоит обратить внимание, если она входит в первую сотню общего топа, а уж чем ближе она к вершине, тем лучшие продажи ее ждут!
Его точная формула держится в секрете, чтобы избежать искусственных накруток. Точно известно только то, что рейтинг зависит не только от поставленных оценок, но и от их количества: игра, оцененная высоко, но сотней-другой игроков, никогда не сможет обогнать игру, которую в среднем оценили пониже, зато проголосовавших были тысячи. И, конечно, главное правило: каждый пользователь может оценить игру только один раз.
На данный момент десятка лучших игр по версии сайта Board Game Geek выглядит так:
1. Брасс: Бирмингем.
2. Пандемия: Наследие. Сезон 1.
3. Мрачная Гавань.
4. Ark Nova.
5. Сумерки Империи: четвёртое издание.
6. Дюна: Империя.
7. Покорение Марса.
8. Война Кольца: второе издание.
9. Звёздные войны: Восстание.
10. Мрачная Гавань: Челюсти Льва.
Кажется, этот термин звучит малость уничижительно? Изначально так и было: этим термином обозначали жанр настольных игр, который диаметрально противоположен жанру «евро», о котором мы уже писали.
Проще говоря: в среде настольных снобов считается, что евро – для умных людей, любящих подумать, а америтреш – для… не таких умных игроков, которые хотят поприключаться и от души покидать кубы. В названии смешали слово «Америка», где, в противовес европейской школе, быстро развивался этот жанр, и, сами понимаете, слово «треш».
Итак, основные признаки жанра «америтреш»:
- Тема игры очень сильно связана с механиками. Для евро можно нарисовать другое оформление: и игра про ферму легко станет стратегией о развитии цивилизации. В америтреше, если вы исследуете космический корабль, переделать его под ферму будет весьма затруднительно!
- Никаких абстрактных «победных очков», определяющих победителя! У игры есть чёткое условие окончания: победить главного босса, долететь до пункта назначения, найти артефакт и так далее.
- Здесь очень много рандома и бросков кубов! На атаку, на защиту, на передвижение… Также часто тянутся карты с описанием случайных событий. И да, здесь легко можно проиграть просто потому, что не повезло.
- Часто эти игры шикарно оформлены. Большое количество детальных пластиковых миниатюр давно стали поводом для многочисленных шуток о том, что очередная игра – это просто «набор минек, к которым забыли приложить правила». Зато их покрас вполне может стать вашим отдельным хобби!
- В этих играх гораздо лучше прописаны мир игры и сюжет. Часто партии играются по сценариям, в которых с помощью художественного текста создаётся нужная атмосфера: мрачного хоррора, высокого фэнтези или научной фантастики.
Яркие представители жанра: «Особняки Безумия», «Древний Ужас», «Немезида», «Descent», «Ктулху: Смерть может умереть», «Зомбицид», «Рунбаунд».
Миплами игроки в настольные игры называют разноцветных деревянных человечков, которые принадлежат определённому игроку. Слово "meeple" является сокращением от словосочетания "my people" ("мои люди").
Считается, что этот термин закрепился за фишками из популярного семейного хита "Каркассон", в котором человечки могут стать рыцарями, крестьянами, разбойниками или монахами (в зависимости от того, куда положит фишку игрок). Однако термин "мипл" не был придуман авторами игры (в правилах деревянные человечки называются "поддаными").
Хотя с "Каркассоном" история слова действительно связана. Дело в том, что в 2000-х годах в американском штате Массачусетс сложилось общество любителей настольных игр, члены которого активно выкладывали отчёты о своих партиях в интернет. И, так как они часто раскладывали "Каркассон", одно из описаний партий содержало историю о том, как одна из девушек начала называть своих подданых очаровательным словом "миплы". Сокращение так понравилось её сопартийцам, что и они стали активно пользоваться этим термином. А дальше слово пошло
гулять по сленгу настольщиков разных городов и стран. Спустя несколько лет "мипл" так вошёл в обиход терминологии настольного хобби, что в 2015 году даже был внесён в Оксфордский словарь (в его специальную версию, содержащую современные популярные слова).
Сегодня мы называем миплами любые фигурки, изображающие человечков в настольных играх: деревянные и пластиковые, с картинками и без, разноцветные и однотонные. Только не путайте миплов с миньками! Это - уже совсем другая история.
Колодостроение - это популярная в карточных настольных играх механика, при которой игроки в ходе партии формируют собственную колоду, самостоятельно выбирая, какие карты с общего рынка в неё добавить. Любители настольных игр по всему миру уважают эту механику за её вариативность: в хорошо сбалансированной колодостроительной игре можно создать очень разные, но при этом сильные комбинации карт.
Создатель этой механики - итальянец Дональд Ваккарино, который в 2008 году выпустил первую в мире чисто колодостроительную игру "Доминион". По рассказам геймдизайнера, до того как он пришёл со своей идеей в издательство Rio Grande Games он много тестировал игру на собственных друзьях - и после пары партий в детище Дональда они уже не хотели играть ни во что другое.
"Доминион" пришёлся по вкусу игрокам во всём мире - после выхода он быстро набрал популярность. Простая и элегантная система даже в базе давала большое разнообразие стратегий, а быстрые партии так и подмывали после подсчёта очков начать заново и попробовать сделать упор
на другие карты.
Все игроки в "Доминионе" начинают с одинаковой стартовой колодой, а карты на общем рынке доступны сразу все. Некоторые из них дают возможность делать дополнительные действия, другие - тратить больше золотых монет, третьи приносят заветные победные очки. Есть "вредные" для соперников карты и карты, позволяющие защититься от таких "вредностей". И, конечно, есть карты, позволяющие быстрее "прокручивать" свою колоду. В результате первые несколько раундов проходят стремительно: в основном игроки разыгрывают пару карт и покупают новую. Но буквально несколько ходов спустя карты в колоде начинают составлять целые цепочки комбинаций, и грамотно составляющий колоду игрок может извлечь из одного своего хода гораздо больше пользы чем тот, кто скупает все карты подряд.
Геймплей по набору победных очков был практически абстрактным, хотя оформлен "Доминион" в средневековом сеттинге: игроки выступают в роли средневековых феодалов, увеличивающих свои владения. Впоследствии за рубежом вышло множество дополнений (в России, кроме базы, было локализовано лишь самое первое).После грандиозного успеха "Доминиона" по миру прокатилась волна изданий игр в жанре "колодострой". Самыми известными "подражателями&q
uot; стали серии "Ascension" и "Громовой камень". В них сеттинг чувствуется уже гораздо больше.
Однако постепенно публика подустала от игр, которые ничего не могли предложить, кроме одной-единственной механики. И колодостроение начало трансформироваться и встраиваться в другие жанры. Сегодня во многих топовых стратегиях есть элемент колодостроя - но он далеко не единственный. Например, в "Дюне. Империя" игрок собирает собственную колоду, параллельно отправляя работников на Арракис и выставляя войска на поле битвы.
В "Руинах острова Арнак" можно закупить в личную колоду карт снаряжения, хотя основные победные очки идут за исследование затерянного храма.
А в "Тиранах Подземья" с помощью розыгрыша карт, собранной в ходе партии, идёт война за влияние в подземных городах тёмных эльфов.
«Летсплей» - это транскрипция английского выражения «let’s play» («давай сыграем»). Этим словом называют видео, на которых заснят непосредственно игровой процесс. В нём обычно нет описания правил или мнения игроков по поводу достоинств и недостатков данной игры: лишь игровая партия, от начала до конца.
В настольной сфере летсплеи очень популярны. Если для тех, кто смотрит на Ютубе записи прохождения видеоигр они – способ ознакомиться с игрой, в которую геймеры по каким-то причинам не могут сыграть сами (компьютер не тянет или нет подходящей консоли), то настольщики в основном смотрят летсплеи для того, чтобы увидеть непосредственно геймплей и решить для себя, хотят ли они приобретать коробку в свою коллекцию. В летсплеях очень хорошо видно: какие действия можно совершать на своём ходу, сколько времени надо тратить на передвижение компонентов, напряжённое ли выходит противостояние, долго ли приходится ждать своего хода. Поэтому видео с летсплеями набирают большое количество просмотров, а многие настольные блогеры изначально затачивают свои каналы в основном под съёмки именно игровых партий.
Кстати, мы тоже снимаем летсплеи! Вы можете найти их в группе нашего канала "В контакте" в разделе «Видео». Приятного просмотра!
"ЖКИ" ("Живая карточная игра") - подвид ККИ, Коллекционных Карточных Игр (самый известный пример - «Magic: the Gathering»), для которого авторы на протяжении длительного времени выпускают дополнительные бустеры, то есть наборы новых карт, развивающих механики и сюжет игры. Термин «ЖКИ» придумала компания «Fantasy Flight Games» для группы собственных карточных игр. «Живые» от «коллекционных» отличаются тем, что все дополнительные наборы для них фиксированы: все покупатели обнаружат внутри новых коробочек одни и те же карты.
Это проще объяснить на примере: самый успешный представитель жанра ЖКИ на российском рынке - "Ужас Аркхэма: карточная игра". Покупая базовую коробку, вы, по сути, лишь знакомитесь с правилами игры и её механиками. Три сценария и куцый набор карт, из которых игроки могут собрать личные колоды своих сыщиков, призваны заманить вас в сети этого интереснейшего творения Fantasy Flight Games. Вы увидите, как развивается в партиях сюжет, как проходят исследования локаций и сражения с монстрами, а также чем отличаются друг от друга разные классы сыщиков.
Если геймплей пришёлся вам по душе и вы жаждете продолжить - вот тогда вам и откроются истинные просторы ЖКИ. К карточному "Ужасу Аркхэма" выпущено уже несколько сюжетных линеек, включающих в себя коробки сценариев и новых карт сыщиков. Все они основаны на творчестве культового писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, но истории не повторяют, а продолжают сюжеты его произведений. В одной арке вы отправитесь в знаменитую деревеньку Данвич, в другой - в древние храмы, затерянные в джунглях, в третьей - в скованный ледяным пленом город пришельцев.
Помимо разных приключений, каждое дополнение обладает набором уникальных игровых механик, что постоянно поддерживает интерес к игре. Партии в разные сценарии действительно отличаются друг от друга. При этом набор карт в каждой коробке строго фиксирован: это не тот жанр, где вы гоняетесь за редкими, особо сильными картами.
Так что игра в ЖКИ очень похожа на просмотры сезонов любимого сериала - основа остаётся неизменной, но благодаря различным "изюминкам" от процесса прохождения невозможно оторваться. Создатели это, конечно, понимают, так что, скорее всего, дополнения будут выходить до тех пор, пока будут показывать высокие продажи. В этом кроется и главное коварство жанра ЖКИ - если вы подсядете на эту иглу и захотите приобрести весь выходящий контент, итоговая сумма может выйти страшнее самого Ктулху, а простая карточная игра (даже без минек!) станет самым дорогим экземпляром в вашей коллекции.
Помимо карточного "Ужаса Аркхэма" в мире есть и другие успешные представители жанра ЖКИ - например, по франшизам "Игра Престолов" или "Властелину Колец".
«Ролл-энд-райт» (от англ. «roll-and-writе» - «кинь-и-напиши») – это жанр настольных игр, основанный на механике записей результатов бросков кубиков на специальном листе бумаги.
Если пытаться найти истоки жанра, то в середине ХХ века мы обнаружим популярную в то время японскую забаву Yahtzee – своеобразный покер на кубах, в котором выпавшие на пяти кубиках комбинации записывались в таблицу.
В последующие десятилетия подобные игры появлялись время от времени, однако не могли завоевать массовую популярность. Лишь в последние годы жанр проложил путь в сердца любителей настольных игр: все благодаря тому, что в игровой процесс добавили интересный сеттинг и приятное оформление.
Теперь, кидая кубы и отмечая их результаты в листочке, вы не просто копите победные очки. Вы отправляете отважных героев на исследование наводнённых чудовищами пещер («Бумажные подземелья»), возделываете ферму («Три сестры») или управляете автомобильным заводом («Город моторов»).
Схожие принципы и у игр смежного жанра «флип-энд-райт» («flip-and-writе» - «переверни-и-напиши): разница между ними лишь в том, что записи делаются не после броска кубов, а после раскрытия карт из специальных колод. Самые яркие представители этой механики – «Добро пожаловать на Луну», «Картографы» и «Тропы Туканы».
Обычно настольные «флип» и «ролл-энд-райты» прекрасно подходят для семейной игры или затягивания новых игроков в хобби. Они несложные по правилам, не конфликтные, симпатичные и созидательные. Так что даже в коллекции любителей самых сложных стратегий, скорее всего, уже давно затесалась парочка «роллов».
«Абстрактами» называют такие настольные игры, в которых главное – механика. Ведь само слово «абстракция» происходит от латинского слова «abstractio» - «отвлечение». Эти игры действительно предлагают отвлечься от всего лишнего, не придумывать в качестве обёртки для игры никаких историй про орков и гномов или космос и звездолёты, и просто отдаться игровому процессу и постараться победить.
Абстракт – ещё и самый древний жанр настольных игр. Шахматы, нарды, го древнеегипетский сенет и африканская манкала – всё это примеры абстрактов.
В современных настольных играх даже абстрактам обычно добавляют какое-то ненавязчивое оформление и краткое объяснение того, что происходит на игровом столе. Однако здесь сеттинг существует практически отдельно от механик и легко может быть перенесён в любую другую сферу.
На самом авторитетном портале о настольных играх Board Game Geek существует отдельный топ абстрактных игр. На данный момент его вершина выглядит так:
1 место. «Каскадия». Игра, в которой участники создают ареалы обитания для животных, выкладывая фишки с их изображениями на тайлы местности.
2 место. «Азул». Здесь победные очки начисляются за удачно расположенные фишки, сделанные в виде плиток для дворца короля Португалии.
3 место. «Инш». Никой истории: просто кладите фишки вашего цвета в кольца, лежащие на поле, и перемещайте эти кольца, делая это лучше своего соперника.
4 место. «Гармония». Вновь «природная» тематика: ландшафты, животные и необходимость подключать 3Д-мышление.
5 место. «Пэчворк». Гениальный в своей простоте настольный тетрис, оформленный в виде шитья одеял из кусочков разноцветной ткани.
Если вы увлеклись настольным хобби недавно, то наверняка для вас коробочка с игрой - это готовый продукт, который, так сказать, "готов к употреблению" сразу после покупки.
У бывалых настольщиков всё сложнее. Самые хрупкие компоненты игры следует обязательно защитить, а все остальные - удобно разложить в коробке по отдельным отсекам. Именно поэтому многие отказываются раскладывать игру до того, как наденут на все карты протекторы и/или приобретут органайзер, разработанный профессионалами специально для этой настолки.
Протекторы (от англ. "protect" - "защищать") - это специальные "кармашки", созданные для сохранения внешнего вида карт. Они могут быть полностью прозрачными или содержать на "рубашке" какую-то картинку. Также протекторы отличаются по толщине (более плотные относятся к категории "премиум") и, конечно, по размеру. Прежде чем вы решитесь прикупить "одёжку" картам из вашей любимый игры, обязательно проверьте, нужный ли размер вы берёте! Для этого, например, создан удобный сайт https://www.sleeveyourgames.com/(названия игр на нём необходимо вводить на английском языке).
Скажем откровенно - в некоторых настолках протекторы совершенно необязательны, но, например, в колодостроях, где карты постоянно замешиваются, они необходимы, иначе уже после нескольких партий карты начнут "махриться" и обтрёпываться по краям.
"Органайзеры" - это специальные системы хранения, которые чаще всего покупателю необходимо собирать самостоятельно с помощью клея ПВА из МДФ-деталей (хотя существуют и фирмы, разрабатывающие пластиковые органайзеры). Получившиеся коробочки разного размера удобно укладываются в коробку из-под игры, а в них удобно укладываются различные компоненты. С таким органайзером каждый вид жетонов, карт, фигурок или ресурсов удобно лежит в отдельном мини-хранилище, и на стол их можно выставить лёгким движением руки. Процесс подготовки и сбора игры после партии сокращается в разы. Главный недостаток - стоимость такого органайзера может сравняться или даже превысить стоимость самой настольной игры.
"А в этой игре большой даунтайм?" - часто спрашивают друг у друга опытные любители настольных игр при обсуждении новинки. И если в ответ слышат "Да" - обычно презрительно морщатся и отвечают, что в таком случае пробовать её не горят желанием. Что же означает этот термин и почему сей показатель может стать решающим при выборе очередной покупки?
Вообще-то термин "даунтайм" (от английского "downtime" - "время простоя") пришёл из сферы IT. Так называют период, который наступает в результате сбоя в работе веб-сайта или какой-либо системы. В это время пользователи не могут получить доступ к сайту, сервису, совершить покупку или посмотреть стрим. Но это слово прекрасно подошло и к описанию некоторых моментов, возникающих в ходе игры в настолку. "Время простоя" - это те минуты, когда вы ожидаете своего хода и при этом никак не можете повлиять на действия других игроков или принять в них участия. Попросту говоря, те периоды, когда вы просто сидите и наблюдаете.
Конечно, большинству игроков не нравится высокий даунтайм. Ждать своего хода по 3, 5, а в некоторых играх - и по 10 минут невероятно скучно. Особенно этим славятся евростратегии с высоким уровнем сложности. Пока соперники выставляют своих рабочих, разыгрывают карты, собирают и тратят ресурсы, остальным остаётся лишь наблюдать за этим со стороны. Ведь низкий уровень конфликтности - один из признаков жанра евро. Хотя и америтреш часто страдает этим недугом. Чужие герои ходят по карте, выполняют квесты, долго сражаются с монстрами - а вы лишь взираете на это со своей стороны поля.
«Кингмейкинг» (от англ. «king making» - «делать короля») – игровая ситуация, в которой один из игроков, видя, что уже не сможет победить в партии, начинает совершать действия, явно идущие на пользу другому игроку, тем самым помогая ему выбиться в лидеры.
Естественно, прочим игрокам подобные действия кажутся нечестными и недопустимыми в настольной игре. Обидно проиграть не потому, что кто-то другой играл лучше, а потому, что кому-то откровенно подыгрывали. Причины для того, чтобы заняться «кингмейкингом» могут быть разными: некоторые пытаются помочь жене/мужу/брату/свату, другие – не дать победить сильному игроку, который и так часто выигрывает. В любом случае, опытные настольщики не уважают тех, кто не даже не пытается играть в полную силу за себя до самого конца партии.
Кстати, авторы настольных игр, естественно, знают об этой проблеме и часто продумывают особые правила для борьбы с ней. Например, если где-то правила предписывают держать жетоны или карты с победными очками взакрытую – это сделано именно для того, чтобы лидера в ходе партии было сложно выявить. И, конечно же, «делать короля» невозможно в дуэльных играх.
Играйте в настольные игры честно и не занимайтесь кингмейкингом!
«Dungeon crawler» — это жанр настольных и видеоигр, название которого дословно переводится как «ползущий по подземелью». В таких играх герои ищут путь в лабиринте (чаще всего оформленном именно как подземелье), сражаются с различными монстрами, избегают ловушек, разгадывают головоломки и собирают различные сокровища на своем пути.
В современных настольных играх яркими представителями жанра данжн кроулера являются «Десцент», «Клинок и колдовство», «Кромешная тьма». Здесь всё по классике: каждая партия – это действительно путешествие героев по мрачным подземным туннелям и комнатам, напичканных чудовищами и ловушками. Персонажам игроков предстоит много сражаться, собирать «лут» (то есть добычу) и прокачивать новые навыки.
Но на самом деле игра в этом жанре не обязана быть оформлена именно под исследования подземелий. Например, «Особняки безумия» - тоже классический данжн кроулер. И пусть сыщики там исследуют не сырые темницы, а шикарные поместья, все прочие атрибуты жанра на месте, так что их тоже можно по праву назвать «ползущими по подземельям».
В настольных играх жанра «ареа-контроль» (или, в переводе на русский, «контроль территорий») поле поделено на районы или участки, а игроки в ходе партии сражаются за превосходство в них. Обычно в конце победные очки за каждую область даются только тому игроку, у которого есть в ней «войска» (либо их больше, чем у соперников).
Ареа-контроли могут быть очень разными: для начинающих и для продвинутых, для большой компании или не очень, смешанные с другими жанрами или нет. Общее в них, наверное, только одно: борьба за территории всегда означает открытое агрессивное противостояние. Если вы предпочитаете настолки, в которых каждый тихо и мирно копается в собственном огородике, то ареа-контроли точно не для вас! Здесь ваши армии будут уничтожаться соперниками, области – постоянно переходить из рук в руки, а тщательно выстроенные планы – рушиться прямо на глазах! Однако попробуйте – вдруг окажется, что всё это время в вас скрывался искусный стратег, на лету просчитывающий тактику соперников?
Вот 5 ареа-контролей, которые мы советуем:
1. «Маленький мир» - для знакомства с жанром. Милое оформление, простые правила, быстрые партии и чистый контроль территорий.
2. «Тираны Подземья» - искусная смесь ареа-контроля с колодостроением: все действия на поле совершаются только через разыгрывание карт, которые вы сами собираете в собственную колоду.
3. «Игра Престолов» - классика жанра, в которую можно играть компанией до 6 (а с дополнением – до 8 игроков), сталкивая на поле Великие Дома Вестероса.
4. «Восходящее солнце» - ареа-контроль в японском стиле с шикарными миниатюрами.
5. «Серп» - смесь ареа-контроля, экономической стратегии, менеджмента ресурсов и сражений огромных боевых роботов.
Само название механики наследия (в оригинале – Legasy), намекает на то, что в таких играх действия игроков будут иметь далеко идущие и необратимые последствия. И это касается не только игрового процесса. «Наследием» нельзя назвать игру со стандартной кампанией, в которой, к примеру, игрок развивает собственного персонажа, прокачивая его умения и навыки, и от сценария к сценарию делает сюжетные выборы, получая в итоге какую-то концовку всей истории. Да, его решения влияют на прохождение, однако если после окончания игры все компоненты можно разложить по своим местам, героя «разобрать» и начать всю историю с чистого листа – это не «наследие».
А вот если перед началом первой игры вы придумываете персонажу имя, подписывая его маркером на планшете, в процессе прокачки что-то наклеиваете или пишете на картах, навсегда сохраняя прогресс, отмечаете пройденные локации прямо на игровом поле, вскрываете коробочки с новыми компонентами и правилами, при этом безжалостно уничтожая старые – вот это будет настоящее «наследие». Тогда после прохождения ваша коробка изменится до неузнаваемости, и будет не похожа на коробку друга, прошедшего ту же игру другим путем. Ее не получится «откатить» к самому началу и большой вопрос, будете ли вы играть в нее хоть раз после завершения.
Первой настольной игрой с механикой «наследия» стала вышедшая в 2011 году Risk Legasy», однако большой популярности она не снискала. Но её создатель Роб Давио не отчаялся, и его следующая легаси-игра «Пандемия. Наследие» произвела в настольном хобби эффект разорвавшейся бомбы! Семейная игра с незамысловатым игровым процессом внезапно взлетела на первое место самого уважаемого топа настольных игр сайта Board Game Geek и не отдавала первенство несколько лет (на данный момент она опустилась всего лишь до второй строчки)! Тиражи заканчивались в магазинах многих стран, а интернет заполнился восторженными отзывами игроков, рассказывающих об уникальном игровом опыте, который они не могли получить прежде ни от одной настольной игры.
Счастливчики, заполучившие себе экземпляр, обнаруживали внутри множество запечатанных коробочек, листы с наклейками и отрывными «окошками», а также стопку карт, в которые запрещено было подглядывать. Это все интриговало и настраивало на нужный лад с самого начала. Только первая партия, для знакомства с правилами, проходила как в обычной «Пандемии». Но после определенных неординарных событий игра велит игрокам вскрыть первую коробочку или конверт – и все начинает преображаться. Без лишних спойлеров скажем лишь о том, что спокойная и размеренная история про врачей и ученых превращалась практически в зомби-апокалипсис.
Такой успех новой механики не мог не породить волну подражателей и последователей. С переменным успехом геймдизайнеры стали пробовать применить наследие в играх самых разных жанров. Вот несколько примеров самых удачных представителей игр с механикой наследия:
- «Маракайбо» - стратегия о торговцах Карибского моря XVII века.
- «Мрачная Гавань» - эпичное фэнтези-приключение, когда-то сместившее «Пандемию. Наследие» с первой строчки топа BGG, среди многочисленных механик которого наследие тоже встречается.
- «Мой город» - строительство города из тетрисо-подобных фигурок на протяжении многих эпох.
- «Мачи Коро. Наследие» - пример того, что даже в маленьких и несложных играх может быть легаси.
- «Зомби в школе» - да, даже детские игры бывают с наклейками и секретными конвертиками.
«Hidden movement», или, в переводе с английского, «скрытное перемещение» - механика в настольных играх, при которых информация о том, в какую локацию поля передвигается один (или несколько) игроков, держится в тайне.
Первой настольной игрой, основанной на этой механике, стал вышедший в 1983 году «Скотланд-Ярд». В нём один из игроков брал на себя роль таинственного «мистера Икс», а все остальные становились детективами, чья цель – найти и поймать преступника. Мистер Икс отмечает свои перемещения на специальном листе бумаги, а детективы двигают фишки по полю, тратя для этого билеты на метро, автобусы и другие виды транспорта.
Затем о скрытых перемещениях практически забыли более чем на 20 лет – мы не можем назвать ни одной яркой игры с этой механикой до «Ярости Дракулы» 2006 года выпуска. Зато hidden movement с румынским графом в главной роли стал настоящим хитом! Он приобрёл множество поклонников и выдержал несколько переизданий (третью редакцию вы и сейчас можете приобрести на русском языке).
Принципы «Ярости Дракулы» очень похожи на «Скотланд-Ярд»: один игрок становится самым известным кровососом в мире, до 4 других – каноничными охотниками из книги Брэма Стокера. Дракула передвигается по Европе тайно, выкладывая взакрытую свой путь из карт с названиями городов. Его цель – наплодить достаточное количество вампиров, охотники же должны не просто поймать графа, но и, вступив с ним в схватку, снизить здоровье до 0. Сделать это не так-то просто, особенно в ночное время суток: Дракула может превращаться в летучую мышь, пускать в ход клыки и когти.
Но даже после такого успеха механика скрытых перемещений не стала «с триумфом шествовать по миру». Чистых представителей hidden movement можно пересчитать по пальцам одной руки, а по пальцам другой – те игры, в которых эта механика используется лишь как одна из многих. Тем не менее, у нас есть, что вам посоветовать:
- «Ярость Дракулы»
Классика скрытых перемещений, один из самых ярких представителей жанра.
- «Зверь»
Охотники преследуют по лесам и болотам крайне опасное чудовище, терроризирующее окрестные деревни. Только вот жертва и преследователи легко могут поменяться местами!
- “Mind MGMT. Управление «Разум»”
Один из участников становится представителем тайной организации, которому надо завербовать последователей, а остальные – командой агентов сопротивления.
- «Город Великой Машины»
Не совсем скрытые, а, скорее, программируемые перемещения. Здесь один игрок становится могущественным Искусственным Интеллектом, управляющим стимпанк-городом, а остальные – представители подпольной организации, планирующей поднять бунт среди местного населения.
- «Шёпот за стеной»
Настольный хоррор, в котором смертоносный маньяк в открытую передвигается по огромному особняку, пытаясь поймать ускользающих от него жертв.
Спасибо, что прочитали! Какие ещё непонятные слова вы встречали в настольных играх? Пишите в комментариях, а мы постараемся продолжить нашу просветительскую деятельность!