| «Комитет»: не то, чем кажется на первый взгляд | |
| При первом знакомстве с описанием настольной игры «Комитет» может сложиться впеч... | |
| Идут сборы на Bantam West | |
| Соревновательное/кооперативное вестерн - РПГ приключение в открытом мире. | |
| Идут сборы на Restless | |
| Приключение с большим открытым миром, генерирующим истории. | |
| С миру по предзаказу (06.11-22.11) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| Идут сборы на The Game Makers | |
| Настольная игра про выпуск своих настольных игр. | |
| игры |
Столкновение цивилизаций. Монументальное издание
|
| Дата: | 23 ноября 2025 |
| Источник: | Настолки под углом |
![]() |
| 9.0521 |
![]() |
- |
Так сложилось, что я очень редко пишу о своих любимых играх. Мне всегда кажется, что у меня не получится правильно выразить свои мысли, корректно рассказать о преимуществах и недостатках, достойно, в конце концов, похвалить игру. Сыграв свою первую партию в 2022, я оставил коммент на Тесере и обещал вернуться. Кажется, время пришло.

Перед тем как мы перейдем к моим впечатлениям и мыслям я немного расскажу об игре и правилах.
Игровой процесс
Перед нами типичная 4х игра-цивилизация, в которой каждый из игроков возглавит один из древних народов и попробует привести его к победе. Основные правила достаточно просты, но обладают рядом нюансов. В свой ход игрок может переместить отряды, изучить технологию (тут они называются достижениями) или активировать город. Активируя город, можно создать в нём постройку, нанять отряды или собрать ресурсы. Это не всё возможные действия, но самые частые. Таким образом, раунд за раундом, игроки расширяют и развивают свои цивилизации, чтобы в конце игры посчитать победные очки. Подсчет очков прост: большую часть ПО приносят личные игровые цели, которые добираются в конце раунда, города и технологии.

Однако не стоит обманываться и думать, что победные очки являются индикатором "евровости" процесса. Отстроенные города могут захватить, лидеров уничтожить, да что там говорить, вся ваша цивилизация может быть стерта с лица земли. Однако, если вам не по душе агрессивные игры, Столкновение цивилизаций вполне может предоставить вам возможность мирного развития и сосуществования. Дело в том, что каждая карта игровой цели разделена на две части: условно "мирную" и "военную". Поэтому совершенно необязательно бежать вперед и аннигилировать соперников. Но разве не за этим мы играем в подобные игры?
Взгляд в прошлое
Пока искал на Тесере свой старый коммент, обнаружил, что на самом деле я уже дважды писал об игре. Получается, у нас будет три обзора в одном. Итак, мои первые впечатления:

И за ними вторые:

Минуло три года. Как бы хотелось мне написать, что я уже наиграл кучу партий в Клеш, однако суровая реальность игры в настольные игры на столе не позволяет сделать этого. На данный момент BGStats показывает мне цифру в 17 партий. Цитируя известного персонажа: "в половину меньше, чем хотелось бы". Однако, игра занимает почетное место на полке и в сердце, поэтому спешу поделиться своими мыслями в третий раз. Очень удобно, что я из прошлого разбил все по пунктам, чтобы сейчас мне из будущего было легче структурировать текст.

Правила
Мы научились играть без косяков, это радует. А вообще, судя по моему достаточно краткому описанию в начале статьи, можно понять, что правила действительно не очень сложные. Да, есть много мелочей из-за технологий или эффектов карт, но сама база игры проста. Главные проблемы обычно возникают с перемещением: эти отряды переместились и не могут больше двигаться; эти могут двигаться, но не могут начать бой; эти уже сражались и больше ходить не будут. Никаких жетонов-индикаторов для состояний таких отрядов нет, да и не нужны они. Нужно просто держать это в голове во время своего хода, просто иногда ваш ход будет занимать много времени.
Время партии
Столкновение цивилизаций - долгая игра и наша компания так и не научилась играть в неё быстро. Да, были бодрые партии и тогда казалось, что вот-вот сейчас мы поняли как не даунтаймить, но следующая партия жутко растягивалась по времени. Дипломатия, разрешенная в игре на уровне правил, тоже не способствует скорости и динамичности, поэтому, если рассматриваете игру к приобретению, то имейте в виду её длительность.
Уникальность цивилизаций
Да, после первой партии я сильно ошибался. Разные цивилизации несут под собой различный игровой стиль, а некоторые действительно имеют несколько путей развития. Разнообразия фракций в коробке хватит на огромное количество партий. Главное, не забудьте забанить викингов :)
Дерево технологий
Каждый раз садясь играть в Клеш я думаю, что уж сейчас то я правильно раскачаюсь, найду тот самый оптимальный путь развития. И каждый раз приходится прокачивать "Тактику" раньше времени, потому что у тебя появился слишком агрессивный сосед или выпадает цель на изучение всех достижений категории "Традиции". И каждый раз тот самый "оптимальный путь" идет коту под хвост. Недавно я читал автора игры на BGG, где он писал примерное следующее: "Игра задумывалась так, чтобы не существовало однозначно правильного выбора развития достижений во избежание построения билдов, которым нужно неукоснительно следовать". Как мне кажется, это идеально реализовано в Клеше. Новая партия - новая головоломка, в которой нужно развить свою цивилизацию так, чтобы выполнить цели и выжать из выбранных достижений максимум. Что касается каких-то билдов, то мы придумали пару стартовых ходов, но не думаю, что открыли где-то Америку. После пары этих ходов каждая игра начинает идти по своему уникальному сценарию, благодаря случайным событиям, картам и целям игроков.

Рандом
Тут ничего не меняется, либо вы принимаете игру такой, какая она есть, либо не играете в подобного рода игры. Мне с опытом даже начало казаться, что не так уж тут и много случайности. Сильные негативные игровые события стараются дать вам какой то противовес, а слабые могут существенно помешать лишь на самом старте.
Динамика
Всё зависит от вашей компании. Я играл и "военные", и "экономические", и "смешанные" игры в Клеш. Прелесть этой игры в том, что она даст вам то, что вы хотите. Проблема может быть только лишь в том, что вы хотите мирно пасти барашков на лугу, а ваш сосед хочет сделать из этих барашков шашлык. В таком случае...игра будет динамичной :)
У меня сложилось впечатление, что в прошлых отзывах под динамикой я предполагал уровень взаимодействия между игроками. Если говорить об этом, то тут всё в порядке. Даже в сухой партии с минимумом войны у вас будут возможности наладить торговые пути, поделить города варваров или обменяться ресурсами или картами.
Если всё же говорить о динамике, как о "ритме" игры, то он неизменно начинает проседать к середине партии: игроки делают более долгие ходы, начинаются сражения, заговоры, уговоры и прочее. В некоторых наших играх это было большой проблемой.
Дипломатия
Из дипломатических механик в игре разрешен обмен ресурсами и картами. Конечно же, никто не отменял любые устные договоренности. И даже с такими вводными дипломатия здесь прекрасна. Можно договориться практически обо всем: обмен целями, подкуп ради нападений на другого игрока, пакты о взаимной поддержке. В общем, насколько вашей фантазии хватит. А если не нравится болтать во время игр, то никто и не заставляет. Мне нравится, поэтому очень надеюсь, что в будущих дополнениях будет полноценный дипломатический модуль, который привнесет что-то типа голосований в Сумерках.
Подсчет очков
Про это уже написал в введении, добавить нечего, с подсчетом всё просто и прозрачно.
Бой
Странно, что в обоих своих отзывах ранее я ничего не рассказал про сражение между игроками. В игре есть несколько типов военных юнитов: пехота, кавалерия, слоны и корабли. В бою игроки могут разыграть карты и кидают кубики по количеству своих отрядов и наносят урон за каждую пятерку в сумме выпавших чисел на гранях. Это справедливее, на мой взгляд, чем система попаданий в Войне кольца или Сумерках, например. Помимо этого, на кубах есть еще и символы отрядов, которые активируются, если в сражении участвует отряд этого типа. Тут, мне кажется, эффекты у пехоты и кавалерии могли быть и поинтереснее, чем +1 и +2 к броску, но, буду надеяться, что в дополнениях это дело как-нибудь модифицируют. В целом, сражение не перегружено нюансами и дает насладиться швырянием кубиков, однако это не самая сильная сторона игры: какого то глубокого улучшения или прокачки отрядов здесь нет.

Итоги
Если вам нравятся 4х и вы еще не попробовали Столкновение цивилизаций, то обязательно сделайте это. Если вам еще и нравятся игры в жанре развития цивилизации, то почему вы еще не сыграли? Если вы все-таки сыграли и вам не понравилось, то в мире буду расстроен один я, но так бывает, ничего страшного.
Для меня и моей компании Столкновение цивилизаций стало культовой игрой. Да, она требует много времени, но каждая партия - это событие, которое приносит очень много эмоций и воспоминаний. Огромное разнообразие цивилизаций, число которых обещают удвоить в дополнениях, помноженное на количество карт событий и действий в итоге дает бесконечную реиграбельность и постоянную заинтересованность в процессе.
Мой третий обзор на Столкновение цивилизаций подходит к концу, буду рад обсудить в комментариях какие то игровые моменты или стратегии, да и вообще что угодно, касающееся этой игры.
Хороших всем игр и до новых встреч!
Другие мои обзоры и мысли: канал в Телеграме "Настолки под углом"