-AdRiver-
Rainbird написал 3 минуты назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Минутка русофобии на Тесере.
Siar написал полчаса назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # По-моему, вы ошиблись форумом, такие вбросы принято делать на совсем и...
Rodgall написал полчаса назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # А ещё его надо проверить на оскорбление чувств верующих, пропоганду го...
Sologame написал час назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Действительно нужно останавливаться сразу как понимаешь, что провалива...
Rodgall написал полтора часа назад к игре Ужас Аркхэма: Карточная игра: # В целом все верно, не зашло - не надо дальше мучаться. Концепция игры...
С миру по нитке [22.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Магеллан» выпуст...
Портал в мир приключений [21.06.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
С миру по нитке [20.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» даст ...
Голосуем кошельком [20.06.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Фабрика игр» переводит Keyflower в предзаказ
«Фабрика игр» объявила о возможности всех бэкеров получить англозычную версию до...

pegasoff

Геймдизайн: Первоначальная расстановка

22 июля 2013

Информация

добавить
игры A Game of Thrones: The Board Game
Колонизаторы
персоны Николай Пегасов
Дата: 22 июля 2013
Источник: Дневник Н.Пегасова
Оценка пользователей
4.3330
-

В стратегических играх с развитием «надела» игроки начинают с того, что каким-либо образом занимают свои стартовые позиции (поселения, замки или домики). По существу, есть два базовых метода, как определить стартовые локации:

  1. разрешить игрокам занимать произвольные позиции,
  2. сделать несколько фиксированных стартовых позиций и разрешить игрокам выбирать из них.

Что лучше и в каком случае? 

 

Первый вариант — ставьтесь куда угодно — может быть работоспособным в играх с наборным, случайно формирующимся полем. Самый известный пример — «Колонизаторы».

 

 

У этого варианта есть существенная проблема. Если ты неудачно поставился в начале игры, например, не угадал с подбором ресурсов или тебя со всех сторон «заперли» соперники, то ты, скорее всего, уже не станешь победителем. Не очень интересно играть, когда с первого хода партии всем очевидно, что ты в пролёте.

 

В «Колонизаторах» удачно поставиться — одна из главных задач игры. Именно поэтому в «Колонизаторах» случайная расстановка более-менее работает (хотя многие обижаются, если у них нет нормального варианта для того, чтобы поставить второе стартовое поселение). Кроме того, партия в «Колонизаторы» достаточно коротка, и проиграть с самого начала — ещё как-то терпимо (в отличие от игр, где партия идёт два часа и дольше). Ну и ещё существенный момент: роль рандома в этой игре очень велика, и иногда можно выиграть из очевидно проигрышной расстановки. Ветераны «Колонизаторов» меня поймут: восьмёрки и шестёрки никому ничего не обязаны. :)

 

Чтобы тебя не могли сразу запереть и чтобы набор ресурсов был сбалансирован, применяется второй вариант расстановки: стартовые позиции фиксированы, и игроки по очереди выбирают, откуда начать завоевание мира. Подобный вариант возможен и для игр с наборным полем, и для игр с асимметричным фиксированным полем. Но во втором случае, при фиксированном асимметричном игровом поле, заданная расстановка, пожалуй, единственный верный вариант, иначе вырастает вероятность того, что часть игроков на старте получат заведомо худшую позицию, чем оппоненты.

 

Очевидный минус заданной расстановки — меньшая гибкость и реиграбельность, чем при случайной расстановке.

 

В заданной расстановке есть и плюсы. Например, можно привязать к каждой фиксированной позиции определённую «нацию» с уникальными спецспособностями. Таким образом, все стороны конфликта в игре будут уникальными, несимметричными. А это улучшает реиграбельность.

 

В фиксированной расстановке очень важен точный баланс: все позиции и нации должны быть одинаково сильны, несмотря на свои различия. В качестве примера приведу «Игру престолов».

 

 

Если бы не популярный сеттинг, «Игра престолов» была бы заурядным средним коробочным варгеймом, немного клоном «Дипломатии», немного — «Риска», с минимальной экономикой. Но у «Игры престолов» есть одна очень сильная черта, которая выделяет эту настолку из себе подобных. Поскольку «Игра» разрабатывалась группой штатных разработчиков Fantasy Flight Games (наверное, сильнейший штатный коллектив в настольно-игровой индустрии) и у них были ресурсы в виде опыта и рабочего времени, в игре получился практически идеально выверенный баланс. Все фракции (династии из книг Мартина) почти равноценны, и если посмотреть статистику сыгранных партий на BGG, то выяснится, что разрыв между «лучшей» и «худшей» фракциями не очень высок:

 

ПОБЕДЫ В ПАРТИЯХ НА 6 ЧЕЛОВЕК

  • STARK: 12
  • BARATHEON: 15
  • TYRELL: 13
  • MARTELL: 10
  • GREYJOY: 11
  • LANNISTER: 9

Соотношение 15/9 у лучшей/худшей из шести — это, на самом деле, очень хороший результат для игры с несимметричной расстановкой/способностями наций. 

 

Таким образом, главное для игр с заданной начальной расстановкой — это идеально сбалансировать все «нации».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
mouaren написал 4 года назад: #
Несколько упрощенно на самом деле.

Есть еще такой вариант как формирование поля под локации расстановки, который так или иначе используется во многих интересных стратегических играх (если речь только про них)

Тот же упоминавшийся Старкрафт, Nexus, Twilight Imperium, Runewars. Везде игрок волен выбрать стартовую позицию, заранее подготовив ее с оглядкой на некоторый рандом и действия остальных игроков.

Такой вариант на мой взгляд наиболее интересен для игр не привязанных к жесткой неизменяемой карте в силу тематики, потому, что сам процесс расстановки выливается в отдельное соревнование.

Riedel написал 4 года назад: # скрыть ответы
И тем не менее...

Настольный "Стар Крафт". Также разрабатывался штатным коллективом "FF". Поле наборное, расстановка... не совсем случайная, но и совсем не фиксированная. Удачно расставиться в начале - так же, как и в "Колонизаторах", основная задача игры. Но, в отличие от "Колонизаторов", партия в "Стар Крафт" занимает 3-5 часов!

К чему я это написал? "Стар Крафт" сейчас снят с производства, по видимому, всё-таки не очень хорошо продавался. И тем не менее, тираж (даже русскоязычный) распродан, игра не прошла незамеченной и не канула в лету, как многие неудачные разработки, и до сих пор у неё достаточно высокий рейтинг на BGG. Так что в настоящем геймдизайне допустим и эксперимент, и новаторство; а для полноценной статьи двух примеров, всё-таки, маловато:-).

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

По мне, СК это одна из самых-самых игр FFG, причем дело даже не во вселенной, а именно механике. Стартовое расположение это ведь игра в игре, от которой зависит весь ваш потенциал. Многие уже на этом этапе ломают как себе всё что можно, так зачастую и партию, не понимая целей и задач игроков.

PS партия на двоих длится от 15 до 60 минут;)

Riedel написал 4 года назад: # скрыть ответы

Как по мне, "Стар Крафт" тоже если и не шедевр, то близок к нему. Но, как показывает объективная действительность, самые лучшие произведения не всегда самые популярные. Поэтому я и постарался дать этой игре более объективную, а не субъективную оценку.

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: #

Причин множество почему не топ-10 на БГГ

1. Тематика
2. Ожидаемая длительность партии
3. Стоимость игры

Тот же Хаос в Старом Свете один из лучших гибридов евро и америтреша, но и он не очень популярен.

Причем по отзывам хороших игроков в серьезные игры, как раз в ИП баланс никакой

DrNik написал 4 года назад: # скрыть ответы

всё банальней - лицензия закончилась

было бы неплохо на его механике заделать что-то на базе другой вселенной

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы


Уже как-то писал, что при наличии лицензии ГВ, это вдвойне странно.

ZavKaf написал 4 года назад: #

И назвать Dawn of War... oh shi..!

Riedel написал 4 года назад: # скрыть ответы

Простите, а это проверенная информация или ваши домыслы? Дело в том, что, насколько мне известно, "FF" разрабатывали игру то ли совместно, толи под контролем "Blizzard" (да и не в духе близзардов отдавать свою франшизу тем, кто может не разбираться во всех тонкостях их вселенной). А продление лицензии на продукт, который приносит прибыль, по-моему, вообще шаг очевидный.

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: #

Точно. Лицензия была на всю линейку от Бурана. Вова не пошел, вместе с ним убрали и Старца.

ZavKaf написал 4 года назад: #

Факты:

1. Лицензия на IP близзардов закончилась.

2. Лицензия была не только на SC, но и на варкрафт. Т.е. выгоду приобретения лицензии нужно рассматривать исходя из прибыльности всех продуктов по лицензии

3. За 5-10 лет FFG раскачал собственные миры и собственные разработки. Производить продукты без выплат за лицензию лучше, чем с выплатой за лицензию :)

Домыслы:

1. Возможно, сотрудничество было не самым приятным.
2. Возможно, стоимость лицензии выросла.
3. Возможно, другим партнёрам, которые гребут не меньшие деньги на лицензии близов на рынке настольных игр не очень понравилось, что им приходится конкурировать с FFG
4. После пропажи лицензии близов произошло приборетение лицензии на Star Wars. Вполне возможно они находились перед выбором - либо платить Котику, либо дедушке Лукасу.

gozik написал 4 года назад: #

кстати про баланс первоначальной растановки Игры престолов- хочется не согласиться. Он имхо не равноценен. Но фишка в том, что карта открыта, нет возможности заблокировать кого-то одного, и игроки имеют возможность дипломатией компенсировать недостатки начального сетапа.
Это как в лав леттер, первая партия рандомна, вторая тоже. Но стоит набрать 2 из 3 очков, как все стражницы начинают угадывать именно твою карту.

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

из-за угла выглянул капитан Очевидность

DrNik написал 4 года назад: #

ну типа...

В настольных играх бывает 2 вида кубиков: Д6 и другие. Д6, конечно баян, попса и анахронизм, но ничего лучше пока не придумали.

Занавес.

denis13 написал 4 года назад: # скрыть ответы

капитан ведь не просто так выглянул,
он еще и напомнил, что локализованные нашим замечательным издательством
"Игра Престолов" и "Колонизаторы" - игры очень хорошие, покупайти, кто не успел.

martinyman написал 4 года назад: #

И больше ничего не добавить! :-)

Journeyman написал 4 года назад: #

Похоже очередная статья из цикла "100 комментариев за сутки" норму не наберет