-AdRiver-
Justik написал 16 минут назад к игре MTG взгляд 10 лет спустя: # MTG: Arena весьма и весьма неплоха. Рекомендую.
Ravnos написал полчаса назад к новости «Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic: # Все хорошие люди уже в предзаказ вписались) ну или оно им не надо)
Mathias написал полчаса назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # Полиморфом в белочку?
yus написал полтора часа назад к игре Настольные игрища №2: # А вторая нетленка у Лэнга - это какая?
SCIV написал 3 часа назад к игре Robo Rally (2016): # Правила новой версии будут?
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 

mouaren

Кровь и Ужас

18 сентября 2013

Информация

добавить
игры DreadBall
Blood Bowl
Дата: 18 сентября 2013
Оценка пользователей
9.1042
-

Кровь и ужас.

 

Или чем же всё-таки различаются спортивные игры Blood Bowl и Dreadball.

 

No Guts — No Glory, девиз, справедливый для обеих игр

 

Прошлая статья про Blood Bowl вызвала бурное обсуждение преимуществ и недостатков этой игры по сравнению с другими фэнтезийными видами спорта, в процессе которого родилась идея поиграть в разные системы и по впечатлениям составить вот такую статью-сравнение и выяснить наконец, чем же эти игры — Blood Bowl и Dreadball — принципиально отличаются друг от друга. Сказано — сделано. Объединив усилия с Никитой "DrNik" Старцевым, была организована импровизированная игротека, где удалось в живую сравнить обе системы и написать данный обзор. Статья, правда, получилась несколько более объёмной, чем планировалось, но уж больно о многом хотелось рассказать.

 

Стоит заметить, конечно, что у меня довольно несимметричный опыт в обеих дисциплинах, поскольку в ББ мною сыграно свыше трёхсот матчей в общей сложности, а в ДБ всего одна партия, и то не до конца, поэтому некоторые выводы относительно последнего будут строиться на предположениях, прочитанных правилах и отзывах других игроков, что, надеюсь, не помешает данному сравнению остаться беспристрастным и осветить максимум важных деталей геймплея.

 

Здесь и далее, для удобства, я позволю себе использовать сокращения ББ, что означает Blood Bowl и ДБ — Dreadball.

 

Итак начнем.

 

Прототипы

 

Первое и, наверное, самое главное, это то, что две игры абсолютно про разное. Всё их сходство в том, что и там, и тут есть орки, мяч и кубики, дальше оба продукта принципиально расходятся в разные стороны. 

 

ББ имитирует американский футбол, со всеми присущими этому виду спорта особенностями: позиционные расстановки, деления на роли (квотербек, лайнмен, ресивер, ранинбэк и т.п.), командные взаимодействия. Комплексность и загруженность деталями правил ББ происходит в том числе и от идейного родителя, правила американского футбола занесены в книгу рекордов Гинесса как самые сложные и запутанные среди командных видов спорта, что, впрочем, не мешает этой игре оставаться одной из самых популярных и зрелищных. Даже у нас в стране, где АФ существует исключительно на любительском уровне, многие представляют масштабы такого явления как «суперкубок», по крайней мере по фильмам и сериалам.

 

Те, кто жалуются на толкучку в ББ, просто не видели прототипа игры

 

ДБ — это что-то среднее между лакроссом и баскетболом с тремя кольцами. Ваша задача тут не просто прорваться через оборону соперника и добежать до зачётной зоны, но и метко забросить мяч. Если в «Бладболе» своевременный прорыв оборонительной позиции, скорее всего, закончится тачдауном (голом), то забегание страйкера (нападающего) на позицию для броска ещё не означает получения очков командой, придётся покидать немного кубиков. 

 

В лакроссе мяч носят специнвентарём, совсем как в ДБ

 

Поле

 

Поле в ББ больше, 26 на 15 клеток, в ДБ — 23 на 11 гексов. В масштабе, при разнице в количестве игроков на поле (11 в ББ  против 6 в ДБ) размер стадиона не кажется слишком тесным или свободным, есть простор для манёвра, есть где ставить заслоны, и там, и там вся команда может довольно надёжно перекрыть всю площадку по ширине, но в этом случае игроков может не хватить для обороны в случае внезапного прорыва игрока с мячом. 

 

Стартерное поле ББ

 

Гексагональная конфигурация «Дридбола», с одной стороны, даёт более равномерное распределение зоны движения (в прямоугольной системе координат ББ движение по диагонали равно движению по горизонтали и вертикали, соответственно и зона возможного движения игрока квадратная), с другой стороны, игроков не поставить в ровную стенку поперёк стадиона, обязательно найдётся вариант ударить вашего защитника вдвоём-втроём без поддержки со стороны товарищей.

 

Для сравнения поле ДБ на том же столе

 

Конфигурация и размеры поля оказывают ещё одно воздействие на динамику. В ДБ даже самый распоследний гном может за ход пробежать от середины стадиона до дальнего конца, не особо напрягаясь, в ББ эта опция доступна только особо одарённым спортсменам, специально тренированным для подобных трюков, и даже они не смогут сделать этого без бросков кубиков. Впрочем, в ДБ подобная скорость на старте вовсе необязательна, чтобы прийти в ближайшую зону броска с середины поля, нужно пройти всего три клетки, скорость тут больше требуется для маневрирования на флангах и ввода резервов, которые начинают игру от своего края.

 

По ощущениям поле в ББ, несмотря на его размеры, используется более полно, поскольку конечная цель находится на самой дальней от центра линии, поэтому тактические задачи приходится решать на всей протяжённости стадиона, и тачзона — это последний рубеж, на котором зачастую происходят самые драматичные события. Что заставит бежать игроков в ДБ на противоположный конец стадиона за зоны броска, не очень понятно, разве что в случаях препятствования замены игроков или перехвата подкреплений противника, или гипотетической ситуации, когда вся защита сидит в своей трёхочковой зоне, и выгоднее выбивать их сзади, но затрудняюсь сказать, насколько часто возникает такая потребность. В целом же, мне показалось, что поле ДБ могло быть короче на пару клеток без особого вреда для геймплея.

 

Характеристики игроков


           

Каточек

 

Идейно похожи (сила, движение броня, ловкость), но в ДБ разделили ловкость на две составляющие: скорость (speed) отвечает за всякие увороты, дополнительные клетки бега, т.е. всё, что касается самого игрока, а умение (skill) — за работу с мячом. Это очень интересное дополнение, поскольку позволяет разнообразить шаблоны спортсменов. В «Бладболе» игрок не может плохо уворачиваться, но при этом отлично обращаться с мячом, и наоборот, а в «Дридболе» подобные паттерны вполне обычная ситуация. С другой стороны, в ББ разделены по разным ролям пасующие и принимающие, с разными ветками умений при прокачке, а в ДБ и за пас, и за приём отвечает один параметр. 

 

Границы изменений характеристик игроков шире в ББ, там значения параметров игроков могут колебаться от 1 до 10, впрочем, крайние значения используются очень редко и, как правило, на исключительных игроках, наиболее часто встречаются параметры +/-2 единицы от среднего.

 

Альтернативные миниатюры для ББ порой принимают довольно гротескные формы

 

В ДБ всего пять градаций, от 2+ до 6+, причём 2+ доступен только для некоторых звёзд, а 6+ получается только после неудачного оживления травмированного насмерть спортсмена. Для обычных игроков есть по сути три значения, от 3+ до 5+, что даёт меньшее разнообразие, чем в «Бладболе», но не так критично, на самом деле, учитывая разницу в масштабе и системе тестов. При этом в пределах одной команды ДБ характеристики, как правило, одинаковые или близкие друг к другу, тогда как в ББ, даже в пределах одной команды, разница в параметрах может доходить до 4-5 единиц.

 

 

Покрашенные фигурки ДБ выглядят гораздо круче, чем если их просто достать из коробки

 

Что касается дополнительных навыков и умений, то у ДБ совсем немного разнообразия. В первом сезоне из четырёх команд только у защитников Forge Fathers (гномов) есть встроенный навык, во втором уже больше, но всё равно в сравнении с ББ, где пара навыков на позиционном игроке — обычное дело, а большие парни имеют со старта штук пять-шесть, маловато. Стоит, правда, заметить, что часть модификаторов, за которые в ББ отвечают именно навыки, в ДБ включены в специализацию самих игроков. Так, например, навык block в ББ даёт владельцу больше шансов в драке, тогда как в ДБ защитники получают бонусы к драке просто потому, что они защитники. 

 

О специализации игроков в ДБ стоит поговорить отдельно, поскольку это существенная особенность механики. Так, например, Защитник не может поднимать мяч вообще, даже ход не заканчивается, когда такой игрок приходит в клетку с мячом. В то же время Нападающий (striker) совсем не умеет драться. Если говорить о ББ, то там нет ограничений на действия игроков вне зависимости от их стартовой позиции, троверы и кетчеры вполне могут участвовать в массовых драках (причём вполне успешно, особенно, если наберут нужных умений), а даже самый матёрый силовик вполне способен схватить мяч и занести тачдаун, есть даже целые стратегии, когда заносят именно силовые парни, из-за того, что мяч у них отобрать бывает сложнее. В ББ, правда, тоже есть игроки, которые носить мяч не могут, но их всего двое — это гном на асфальтоукладчике, у него руки рычагами заняты, и безумный гоблин-фанатик с гигантским металлическим шаром.

 

С одной стороны такое жёсткое разделение по ролям в ДБ ограничивает разнообразие возможностей каждого отдельного игрока на поле, с другой, за счёт меньшего разброса по действиям игра идёт более динамично.

 

Команды


Типов команд в ББ, конечно, больше, однако если «Мантик» продолжит в том же темпе, то через пару лет обе системы сравняются в этом параметре, поэтому не сказал бы, что у старичка здесь такое уж серьёзное преимущество, но вот в способах набора составов имеются существенные различия.

 

В ДБ у каждой команды есть фиксированный состав, менять его никак не получится, можно добирать звёздных игроков и всякий стафф, но базовый ростер всегда один и тот же. В ББ есть стартовый капитал, на который уже покупаются игроки и прочие штуки, причём, как правило, выкупить сразу всех со старта не получится — денег не хватит, поэтому приходится серьёзно выбирать, что даёт приличную вариативность даже в пределах одной расы. Стартовый состав команды подбирается из личных предпочтений тренера, стратегии развития и вероятных соперников, ДБ таких возможностей по кастомизации, к сожалению, лишён, зато и на подготовку команды к матчу уходит в разы меньше сил и времени.

 

Про разнообразие позиций внутри команды уже упоминалось выше, в ДБ максимум три роли (на самом деле четыре, о чём как-то неохотно говорится в правилах, там один Защитник при прокачке может стать Хранителем (Keeper, такой немного вратарь, по смыслу, может поднимать и выбрасывать мяч со своей половины, но остаётся по-прежнему жёстким парнем)), причём даже в первом сезоне по три типа игроков есть только у людей и гномов. Во втором и третьем сезонах есть команды вообще с одним типом игроков, то есть в стартовом составе игроки не будут отличаться вообще никак. Для сравнения, в ББ команда орков имеет шесть разных позиций, против всего двух у ДБ.

 

Стартерные орки 93 года выпуска

 

О разнообразии самих команд хочется рассказать ещё вот в таком ключе. ББ плотно засел корнями во вселенной Warhammer FB и вряд ли сможет двигаться куда-то в сторону от неё, не факт, что это сильно нужно системе, саму вселенную можно разрабатывать и разрабатывать ещё очень долго, но вот появления команды гигантских муравьев или, скажем, ходячих рыб весьма маловероятно (хотя в старом беке по WHFB вроде были рыболюди, если мне не изменяет память). «Мантики» же очень грамотно сделали шаг в сторону от стандартных «орков-в-космосе» своей же системы "Warpath" к весьма самобытным и перспективным в плане игры и бекграунда расам, одни трансформирующиеся каждый ход роботы чего стоят. В этом аспекте мне видится очень хороший потенциал у системы ДБ, надеюсь фантазия и вдохновение разработчиков не оставят.

 

Механика тестов

 

Абсолютно разная в этих двух играх, при том что и там, и там используются одни и те же кубики, по сути. ББ использует классическую систему от Games Workshop, где каждому значению параметра соответствует необходимое для успеха значение кубика, тесты проходят, как правило, на одном дайсе, выпавшее число модифицируется полезными свойствами и штрафами. Итоговое значение сравнивается с таблицей (на самом деле это не так страшно, как звучит, все нужные значения запоминаются в течение пары ходов), причём единица до или после модификаторов — всегда провал, а шестёрка — всегда успех, а сам кубик почти всегда есть возможность перекинуть в критичный момент. Таким образом, все броски ББ, не связанные друг с другом, не соревнующиеся и лежат в равномерном поле распределения вероятностей, минимальный шанс провалить любое действие, даже самым тренированным игроком, равно шансу выбросить 1-1, т.е. 1/36.

 

В ДБ всё совсем по-другому. Нужное значение сразу прописано в профиле и никаким образом не модифицируется, все штрафы и бонусы вместо этого идут на количество бросаемых кубов. В нормальных условиях это три куба, которые можно разогнать до пяти или уменьшить до одного. Перебрасывать нельзя, что выкинул, то и выкинул (во втором сезоне добавили специальный навык, позволяющий перебросы), но можно добавлять дополнительные тренерские кубики. 

 

Это не из игры кубики, не пугайтесь

 

Есть общие броски: когда два игрока задумали вздуть друг дружку, атакующий и защитник кидают одновременно кубы и меряются успехами, у кого больше (чтобы хорошо подраться, нужно, чтобы было больше чем в два раза), тот и молодец. Есть броски с повышающейся сложностью, когда каждый следующий аналогичный бросок меньше на один куб, чем предыдущий, т.е. первый на трёх, второй на двух, последний на одном кубе, при этом есть так называемые "exploding six", когда за шестёрку засчитывается успех и кидается ещё кубик, так пока шестёрки не закончатся. 

 

Достаточно навороченная система на самом деле получается, при том что нужно помнить модификаторы за сами действия, модификаторы за роли игроков, за зоны контроля, которые зависят от того, в какую сторону смотрит игрок, возможные реакции, которые тоже зависят от фэйсинга, и т.д. В целом, система тестов «Дридбола» мне показалась сложнее, чем в ББ, но зато и более реалистична и ближе к нормальному распределению вероятности. 

 

Для меня лично непривычно сложной оказалась оценка вероятностей. Поясню, что имеется ввиду: в ББ любое действие имеет легко подсчитываемую вероятность успеха или неудачи, например, обычный человеческий игрок поднимает мяч с земли с вероятностью 2/3, а облажается соответственно на 1/3. Человеческий квотербек облажается при подъёме уже с шансом 1/9, поскольку имеет рерол броска, и т.д. То есть тренеру не составляет особого труда все возможные действия выстроить в порядке увеличения шанса провалить тест и действовать от самого надёжного к самому рискованному. У бладболистов есть даже такая старинная забава, как «задачи по ББ»: рисуется ситуация на поле и предлагается найти самое надёжное решение, или решение за меньшее число ходов, или с минимальными рисками для игроков. В ДБ оценить успех соревновательного броска гораздо сложнее, неизвестно, какую реакцию выберет противник, добавит ли он себе кубик из тренерского пула, сколько накидает шестёрок и т.д. Если кидается пять кубиков на 3+ против трёх на 4+, то, скорее всего, первый парень победит, если не будет каких-то сюрпризов в виде дополнительного кубика в рукаве, или какой-нибудь карты, или пары внезапных шестёрок, но вот с какой вероятностью, и не лучше ли сначала активировать другого игрока, чтобы сделать другое, более успешное действие, с ходу определить затруднительно, хотя не исключаю, что это просто дело привычки.

 

Опять же, по сравнению с «Бладболом», где ход прерывается при любом падении своего игрока, в «Дридболе» цена ошибки гораздо меньше (при падении на дополнительном движении даже броня не пробивается, в тот же ход  игрок может встать и бежать дальше), и можно позволить себе действовать более рискованно, почти всегда будет возможность исправить ситуацию следующей активацией.

 

По картинкам можно подумать что это футбол, но в ДБ чтобы носить мяч, нужно иметь специальную перчатку

 

В целом, действия по уворотам и работе с мячом в ДБ более надёжны, например, человеческий полузащитник не поднимает мяч с земли с вероятностью 1/8, 1/16, если использовать добавочный кубик (аналог рерола ББ) против 1/3 и 1/9 соответственно в ББ, примерно то же самое с уворотами и пасами. Неудачные драки, при том, что они дают больший разброс вероятностей в ДБ (в ББ шанс быть побитым на своей атаке, как правило, равен 1/36, даже при равенстве сил это обычно 1/6 при условной 1/2 в ДБ), не штрафуются, так же, как увороты и движение сверх характеристики, если, конечно, падение не приводит к потере мяча.

 

Механика матча

 

Поскольку ноги у этих двух игр растут из разных видов спорта, то и механика матча естественным образом различна. В ДБ нужно закидать побольше мячей в корзину, чтобы получить очки, в ББ нужно дотащить мяч то тачзоны. В ДБ матч заканчивается не только по времени, но и когда разница в очках достигнет цифры семь, в ББ только по окончанию всех ходов. 

 

Компьютерная реализация ББ дала новый импульс развитию сообщества. Найти себе товарища по игре стало значительно легче.

 

Кстати, о ходах: если мерить ДБ бладболовскими мерками, то игра длится всего семь ходов, уже только благодаря этому матч в ДБ играется значительно быстрее.

 

В ББ каждый игрок может выполнить какое-то действие только один раз за ход, при этом при любом падении своего игрока или потере мяча ход заканчивается. В ДБ есть 5 жетонов активации плюс карты и свободные действия, при этом на одного игрока можно потратить максимум два жетона и карту, а свободные действия не лимитированы. Это может привести к достаточно кривым ситуациям, когда, например, два страйкера могут бесконечно бегать, перебрасывая друг другу мяч, поскольку пройти перед броском для него свободное действие, а если удачно поймал пас, то получает дополнительное действие, которое можно использовать опять же на бросок, предварительно побегав. Пока вам везёт на кубиках, можно издеваться над соперником до бесконечности.

 

А вот перехватывать пасы в ДБ нельзя, возможно, в последующих редакциях подобное правило введут, но пока мяч можно безопасно кидать через любые клетки, зато этим тяжёлым снарядом можно намеренно запустить в голову неприятелю, подвигав или даже покалечив последнего.

 

В целом, действия соперника в ДБ гораздо сложнее предугадать: будет ли он двигать своих игроков равномерно или вложит все жетоны и карты в двоих-троих спортсменов. Сам геймплей больше ориентирован на индивидуальных игроков: если в ББ опасный боевик может ударить только одного за ход, то в ДБ троих, причём всех троих можно бить, предварительно подвигавшись, в отличие от ББ, где возможность ударить во время движения есть всего у одного игрока в ход. Сами игроки могут оказаться где угодно, поскольку бегать можно на двойной мув и по два-три раза.

 

В ДБ очень яркий футуристический сеттинг, глаз радуется

 

Тачдаун в ББ перезапускает мач, то есть всех убирают с доски, все, кто может на ногах стоять, снова расставляются на поле, и идёт вбрасывание. В ДБ забитый страйк всего лишь означает переход хода и новый мяч на центральной линии. Это различие тоже существенно сказывается на динамике и планировании перемещений, мне было очень непривычно сначала, но освоился довольно быстро. Резервы в ББ можно выводить только на расстановке, в ДБ они выбегают на поле со своей скамейки запасных на поле за активацию. Это правило замен, на мой вкус, выглядит несколько неестественно. Если в «Бладболе» некоторые команды предпочитают вообще иметь разных игроков на ключевых позициях в атаке и в обороне, соответственно оставшиеся сидят на скамейке запасных и ждут новой расстановки, где их уже используют в заранее подготовленных тренерских схемах, то в «Дридболе», поскольку матч не останавливается, то чтобы просто заменить игрока, нужно потратить минимум два жетона активации из пяти, один на то, чтобы забежать в раздевалку, один на то, чтобы выбежать. Это не говоря уже о том, что заменяемый игрок должен находиться недалеко от выхода резервной зоны, чтобы успеть добраться до единственного гекса выхода за один приказ. Что характерно, раненые игроки, как ни странно, испаряются с поля автоматически, а не ковыляют до раздевалки своим ходом. Получается, что выгоднее всего выпускать замены, когда вашего парня выносят в больничку, иначе просто потратите половину пула приказов зазря.

 

Механика фолов, т.е. умышленных нарушений правил, присутствует в обеих играх, однако в ДБ значительно разнообразнее. Когда в ББ можно только наступать на лежачего игрока, и только один раз в ход, в ДБ можно ещё выводить лишних парней на поле, отвлекать судью, который, кстати, в отличие от виртуального присутствия в ББ, тут вполне реально перемащается по поляне, занимает клетку, мешая движению игроков и следя за исполнением правил

 

Судья — это вам не шутки, глаза имеет на затылке

 

В итоге ДБ в целом быстрее, динамичнее, но зато имеет значительно более хаотичный, аркадный, если хотите, геймплей, который сложнее просчитывается. ББ же иногда достаточно хардкорно заставляет подвисать минут по пять перед тем как двинуть первую фигурку, решая вероятностную задачу, за счёт чего съедает гораздо больше времени на матч. Игроки, хорошо знакомые с правилами и умеющие ходить максимально быстро, наверное, смогли бы сыграть одну игру за полтора часа, а вот новички или даже достаточно маститые тренеры в непростом матче, требующем нетривиальных решений, провозятся как минимум часа три, в то время, как партию в ДБ без закипания мозга вполне реально отыграть меньше чем за час, даже тем, кто видит игру первый раз в жизни.

 

Чемпионаты и развитие игроков


Как я уже рассказывал в статье про ББ, эта игра не имеет особенного смысла вне контекста мультиплеерных чемпионатов и лиг, поскольку изначально ориентирована именно на такой формат игры. В ДБ тоже не оставили без внимания этот режим. Игроки получают опыт за успешные страйки и травмы соперников, накопив достаточное количество повышается уровень и кидается один кубик по таблице из шести улучшений. Улучшения разные, в зависимости от специализации игрока, причём в этих шести вариантах есть как и навыки, так и бонусы для базовых характеристик. Есть ещё более крутая четвёртая таблица, для броска по которой нужно пожертвовать тренерский кубик, но зато и награда там зачастую приятнее. Прокачка в целом получается довольно рандомной, в отличие от ББ, где игроку при повышении уровня в зависимости от броска дают доступ к определённым секциям навыков, из которых можно выбирать без ограничений. В ДБ приходится подстраивать стратегию под полученные навыки, а не наоборот, брать нужные навыки под определённые роли, что впрочем не сильно мешает, поскольку все навыки довольно универсальные и подогнаны под специализации, взять совсем уж бесполезную вещь просто не получится, а повышения характеристик всегда хороши. Ещё одно отличие, кстати, в ББ очень редко предоставляется возможность повысить характеристику игроку, повышение силы — это 6-6 на броске, а повышение ловкости 5-6, 1/36 и 1/18, в отличие от 1/3 (всегда есть ещё пункт «выберите любое в таблице») для ДБ.

Кубки в ББ обладают разными магическими свойствами

 

Во втором сезоне в ДБ ввели новые умения и новый набор таблиц, теперь можно перед броском выбрать, по какой системе улучшаться, по первой или по второй, говорят немного подтянуло баланс для тех же гномов, которые, если играть чемпионат только по первой книжке, самая слабая и хрупкая команда.

 

Тренерский штаб и чирлидерши и там, и там выполняют похожие функции, но в ДБ разнообразнее механики этих элементов.

 

ББ гораздо более кровожадный спорт, здесь смерть или травма ценного игрока окончательна и бесповоротна, даже командный фельдшер не даёт гарантии избежать её, максимум, что светит усопшему — это игра в качестве бесправного зомби в некромантской команде. ДБ же значительно циничнее в этом отношении, умершего игрока можно воскресить за полную стоимость (подозреваю, что команды всегда держат в кассе НЗ для своих звёзд), либо оживить подешевле, с понижением какой-нибудь характеристики или «забыванием» навыка, либо продать на органы, получив немного кредитов на командные нужды.

 

Так же, как и в ББ, в ДБ можно приглашать на матч звёздных игроков, которые обладают лучшими характеристиками и навыками, но стоят достаточно недёшево, хотя и сравнимо со стоимостью обычных спортсменов. Мне кажется, что учитывая особенности геймплея и большую роль конкретного игрока на поле, вложение в MVP (в ББ они называются Star Players) должно себя неплохо оправдывать.

 

Даже после смерти нет отдыха спортсменам

 

На данный момент в плане разнообразия и осмысленности выбора в развитии команды интереснее выглядит именно ББ, из-за количества доступных навыков и их влияния на игровой процесс, однако ДБ совсем не стоит на месте, вторая книга серьёзно расширила варианты роста, если в следующей будет, например, ещё один набор таблиц с новыми умениями, или как-то переработана система выбора, то в сумме будет уже значительно веселее, единственный недостаток — нужно будет покупать все три книжки.

 

Внешний вид и миниатюры


Очень добротные и симпатичные миниатюры в «Дридболе», не новый ГВшный пластик, конечно, но получше даже чем у FFG. Материал похоже что полиэтилен, то есть к покраске нужно подготовиться тщательно, обезжирить, пользоваться деликатным грунтом, чтобы краска не облезала или не испортилась форма. То, что одинаковые позиционные имеют одинаковые фигурки, не большая беда на самом деле, поскольку даже без покраса позволяет быстро опознавать роли игроков на поле (хотя я пару раз путал человечьих джеков и гардов, а у соперника были некоторые проблемы с отличием простых гоблинов от звёздного игрока). Самый большой плюс конечно в том, что и правила, и миниатюры, и аксессуары продаются в одном месте, и нет никаких проблем с покупкой, а также никаких споров про то, как выглядит тот или иной персонаж.

 

«Бладбол» всё же ближе к варгеймам в этом плане, здесь покрас команды может быть обязательным критерием допуска на турнир, а сами фигурки существуют во многих воплощениях. Тут и масштаб побольше, и детализация повыше, но зато и усилий по сборке и приведению в красивый вид требуется больше. Изготовление и покраска миниатюр для «Бладбола» — отдельная статья хобби, здесь нет возможности просто достать фигурки из коробки, поставить на подставки и играть.

 

Ещё немного альтернативных команд для ББ

 

С другой стороны, ББ значительно дешевле. Правила в свободном доступе, компоненты можно распечатать самому, даже фигурки есть в виде картонных маркеров, при желании всё можно легко сделать своими руками. В «Дридболе» же в свободном доступе есть только базовые правила, без лиг и чемпионатов, без команд и только по первой книжке, поскольку сама система ещё не так популярна, альтернативных миниатюр никто не производит и самиздатовские поля или аналоги фигурок тоже найти не удалось. Повторюсь, всё необходимое легко можно приобрести у производителя, и, если уж честно говорить, парни вполне заслужили того, чтобы их систему поддержали кошельком, но если вы думаете поиграть в ДБ бесплатно, то, скорее всего, у вас ничего не получится.

 

Можно играть и командой из картона

 

 

Баланс


В «Бладболе» баланс местами провисает: грубо говоря, все команды условно поделены на группы в зависимости от их успешности на поле, есть наиболее сильные, например, андеды, орки, скавены, есть команды, которые показывают менее стабильный результат, но при грамотной прокачке способны выбраться на первые места, это команды хаоса, всяких эльфов, а есть команды неудачники, вроде хоббитов или вампиров, процент побед которых крайне низок из-за врожденных слабостей и негативных свойств их более разнообразного геймплея. Ими тоже можно вполне успешно выступать в турнирах, но для этого нужно быть либо на голову сильнее оппонентов в стратегии, либо по-настоящему удачливым рисковым парнем. 

 

Несмотря на то, что более компактные правила должны были бы привести к лучшей балансировке, «Дридбол» тоже не лишён проблем в этой области. Если играть по первой книжке, то гномы, например, самые слабые ребята, как по мячам, так и по травмам, на некоторых турнирах им, как и оркам, выдают бонусные очки, чтобы компенсировать хоть как-то большую сложность игры за эти команды. Пацифисты Джудваны из второй книги вообще не умеют драться, поэтому максимум, на что они могут рассчитывать в плане прокачки — это 7 очков опыта за игру, при условии, что забивать будут каждый ход, по сравнению с остальными командами, которые могут набивать опыт травмами, развиваться они будут очень медленно. Из-за рандомной прокачки гораздо сложнее подстраиваться под противников в чемпионате, если в ББ слабые стороны команды можно осмысленно исправлять с ростом опыта, то в ДБ нужного повышения навыка можно ждать довольно долго. Скорее всего, в лигах ДБ будет наблюдаться большее расслоение по позициям у разных рас, чем в ББ, топ таблиц результатов турниров, которые удалось нарыть в сети, надёжно оккупировали спортсмены корпорации.

 

Люди круче всех, в ББ им куда тяжелее приходится

 

Работа в сторону балансировки в студии «Мантик» ведётся, по мнению зарубежных игроков, дополнительные таблицы скилов немного исправляют ситуацию со слабостью команд из первой книги, в третьей, судя по толщине, тоже будет что-то новенькое, одни большие монстры чего стоят, так что есть надежда, что со временем ситуация с балансом улучшится, и турнирный «Дридбол» станет более разнообразным, в конце концов ББ тоже не сразу приобрёл современный вид (видели бы вы рулбук второй редакции), а для балансировки своей системы ГВ использовало огромные базы статистики наигранных матчей и очень активную поддержку сообщества.

 

Заключение

 

Подведем итоги.

 

Blood Bowl — это хардкорная игра, требующая значительно больше сил на подготовку и времени на проведение матчей, и, как следствие, лиг и чемпионатов. Взамен она предлагает более упорядоченные правила и большую фанатскую базу игроков, турниров, тактик и статистики. В ББ, при желании, можно играть совершенно бесплатно, однако в любом случае, даже если вы покупаете все компоненты, фигурки вам придётся собрать и покрасить самостоятельно. Геймплей лучше всего описывает сравнение, которое я услышал на трансляции по компьютерному «Бладболу» и всегда привожу в пример, когда нужно в одной фразе объяснить суть игры: «Бладбол» — это смесь «Героев меча и магии» и покера».  Я бы рекомендовал эту игру прежде всего тем, кто серьёзно настроен на участие в чемпионатах, как настольная игра для двоих игроков, ББ, скорее всего, вас разочарует. Однако если вам нравится вселенная, вы готовы тратить своё время на изучение тонкостей геймплея, покраску и сборку индивидуальных миниатюр и в некоторых случаях и стадиона вместе с остальным реквизитом, а также способны выдержать три часа борьбы с вероятностями и геометрическими построениями каждый матч, то эта игра станет вашим хорошим хобби на долгие годы, особенно если рядом есть такие же безумные единомышленники. 

 

Это тоже миниатюра для ББ, там есть и мужики, честно, просто не попадается приличных фотографий

 

Dreadball — перспективная, быстро развивающаяся система. Язык не повернется назвать её «казуальной», поскольку геймплей достаточно глубокий и выходит далеко за рамки старого движка «Бладбола», но многие вещи сознательно были сокращены авторами для того, чтобы сделать игру удобнее. Механики смотрятся свежее: разные типы движения, множественные активации, карты, фэйсинг и многое другое дают массу вариантов действий на поле и хорошо держат динамику. Сам игровой процесс гораздо более хаотичен, однако у бладбольной просчитываемости есть и оборотная сторона — в сложных игровых ситуациях, когда имеется сильное преимущество у одной из сторон, исход матча может быть предрешён, и доигрывать его имеет смысл разве что ради опыта игрокам. Насколько часто такая ситуация возникает в ДБ, по опыту не скажу, но англоязычное сообщество утверждает, что реже, чем в ББ.

 

«Дридбол» — это всё же в первую очередь настольная игра, а не хоббийная секция, требует минимума подготовки и неплохо играется сразу из коробки, все компоненты приобретаются в одном месте, не требуют дополнительной сборки и красятся сугубо по желанию. Время партии 60-90 минут, говорят, особые стратеги способны играть два часа, но это предел. Подготовка к матчу тоже минимальна, командный ростер уже готов, расставляйся и вперёд, к новым победам, поэтому для нерегулярных товарищеских матчей, или для тех, кого пугают трёхчасовые затяжные игры в ББ, но тема фантастического спорта не даёт спать спокойно, эта система подойдёт идеально. 

 

Тем, кто не привык ждать своей очереди на стадион, наверняка придётся по вкусу новый режим игры

 

Опять же, для больших компаний обещают режим игры вшестером, а куда будет развиваться система дальше и какие сюрпризы готовят разработчики в будущем, предугадать сложно. Игра хороша в режиме одиночных матчей, и, судя по отзывам, очень неплохо показывает себя в турнирном формате. По крайней мере небольшой турнир в ДБ реально отыграть за выходные, в отличие от ББ, где для этого потребуются недели, поскольку больше двух матчей в день играть очень тяжело. С балансом есть некоторые проблемы, но, во-первых, проявляться они будут только после того, как оба игрока будут достаточно неплохо понимать игровой процесс, а, во-вторых, достаточно часто выходят новые правила, и с развитием игры и ростом числа фанатов ситуация должна меняться в лучшую сторону.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
igorigorevichvlg написал 4 года назад: #

шикарная статья

tolya21 написал 4 года назад: # скрыть ответы
!

Кто владеет настольным Blood Bowl в Москве? Сыграл бы пару партий.

Michael написал 4 года назад: # скрыть ответы

Толя, тебе же от DreadBall плохо было... зачем так мучиться? :)

tolya21 написал 4 года назад: #

Я этого не говорил. В BB я хоть на компе играл немного. Что-то понимаю. А DB слишком шустрый для меня. Очень уж там много заносов.

DrNik написал 4 года назад: # скрыть ответы

"При этом в пределах одной команды ДБ характеристики как правило одинаковые или близкие друг к другу" - просто ты играл людьми, они все одинаковые. Те же Марадёры очень разные.

"Что касается дополнительных навыков и умений, то у ДБ совсем немного разнообразия." - в начале их немного, каждая редакция правил добавляет новые абилки, у звёзд их обычно от 1 до 4.

"Так, например, Защитник на может поднимать мяч вообще" - есть спецуха, которая позволяет им это делать.

"В ДБ у каждой команды есть фиксированный состав, менять его никак не получится, можно добирать звездных игроков и всякий стафф, но базовый ростер всегда один и тот же." - это, на самом деле не так. У игроков есть цена и они тоже набираются на определённую сумму, просто для первой игры я не забивал тебе этим голову, да и решает это больше в лиге.

"В нормальных условиях это три куба, которые можно разогнать до пяти или уменьшить до одного." - до нуля.

"во втором сезоне добавили специальный навык, позволяющий перебросы" - в первом уже есть.

"В целом система тестов Дридбола мне показалась сложнее чем в ББ" - могу тебе сказать, что для меня, даже после компьютерного БладБоул, запомнить все нюансы было сложновато, кто там кого держит или не держит и т.д.

mouaren написал 4 года назад: # скрыть ответы

В Бладболе у звезд тоже очень большие грядки скилов, причем зачастую таких, каких обычным игрокам на прокачке никак не взять, тем они и ценны.

Про киперов, которые мяч могут выбрасывать я писал, это уже не совсем гард, четвертый класс игрока, с усиленной броней и прочим, интересный момент геймплея.

В ДБ разве можно состав набирать самому? Там же даже в лигах стартуешь базовым ростером, а уже потом можешь добирать игроков?

Навык Lucky/Really Lucky из второй же книжки, если не ошибаюсь, я его имел ввиду, когда говорил про перебросы, там еще есть какой вариант?

С ассистами в ББ самая беда для понимания наверное, сам довольно долго разбирался, поскольку есть еще навыки, которые влияют на поддержку, это сложный момент, согласен, но необходимый для успешной игры.

DrNik написал 4 года назад: #

В ДБ у звёзд типичные навыки у всех, но зато их сразу много и есть 2+ у некоторых.

Кипер - тот же гард, вроде как, который может выносить мяч при необходимости.

Состав команды формируется в зависимости от условий лиги. Если память не изменяет, изначально нужно определиться с суммой, а потом уже каждый игрок может набирать себе состав. Фишка в том, что игроки, карты и доп кубы все покупаются за эти деньги. Ты играл просто рекомендованным стартером.

Lucky/Really Lucky из первого сезона.

Bazuk написал 4 года назад: # скрыть ответы

Благодарю за сравнение, очень наглядно и доступно изложено.
Позволю себе несколько комментариев по теме.
В разделе "Поле" Вы отметили необычайную скорость гнома, но смею Вас заверить, что это не всегда так. Действительно, скорость гнома при спринте возрастает до 8 гексов по прямой, но за каждый поворот при таком действии надо платить. Сделали 2 поворота и скорость уже 6 гексов.
Как было отмечено, сброс нового мяча не прерывает игру. Вот здесь важно не только подобрать мяч, но и донести его до очковой зоны противника. Здесь важна скорость и длинные маневры. Поле действительно могло бы быть короче, но быстрые команды потеряли бы преимущество.
В игру играть можно и не покупая ее. В интернете можно найти поле ПнП, а игроками могут служить фигурки из других игр. Есть сложности с ролями и фейсингом, но это не проблема для настольщика. На сайте Юры есть мой вариант игры без компонентов. Да, не будет колоды карт и судьи, но играть можно и без них.

MisteriG написал 4 года назад: #

Да и вообще можно играть без всего. В мозгу. Надо только тренировать его.

P.S. Ногами не бить, буду кусаться.

mouaren написал 4 года назад: # скрыть ответы

Когда я писал по "короче" я имел ввиду самые последние линии гексов, я не знаю насколько часто игроки оказываются там по своей воле, но мне кажется что не часто.

Про скорость да, 8 клеток для гнома спринтом, не считая поворотов, но этот спринт он может делать два раза за жетоны и еще раз за карту, так что в сумме получается 16-24 клетки по прямой.

mouaren написал 4 года назад: #

В бб еще компьютерная версия очень много опыта дает, кстати, многие игроки приходят к настолке именно через цифровую игру. Русскоязычное сообщество довольно активное и постоянно развивается

Michael написал 4 года назад: #

Спасибо за статью! Интересно!