| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
Тяжела жизнь русского настольщика.
Вот живёт себе рядовой американский гик, назовём его Томом, скажем, где-нибудь в Данвиче штат Массачусетс. Читает BGG и ждёт выхода какой-нибудь клёвой новинки с возбуждающей темой, например, доставка колониальных товаров и наикрутейшей механикой, предположим, мипл-плейсинг. И вот оно выходит. Восхищённые обзоры, стремительный взлёт в топе BGG, видео от Драккенстрайка – всё говорит о том, что надо брать. И что делает наш американский друг? Он идёт за угол в ближайший FLGS (Friendly Local Game Store) к старому знакомому Толстому Джеку и покупает у него эту игру. Всё. Тем же вечером Том играет пару партий, пишет "Обзор после пары партий", ставит 9 баллов в рейтинг и счастливый засыпает.
Тем временем в заснеженной России рядовой русский гик (раз уж мы взялись всех тут называть, назовём его Василием), тоже начитавшись и насмотревшись, грезит великолепной новой настолкой. Вот тут-то и начинаются трудности и невзгоды. Во-первых, за углом у Василия магазин "24 часа", в котором вовсе не настолки, а пиво и чипсы. Во-вторых, даже если Василию повезло и он живёт в Москве или Питере, новинка в местных магазинах появится ещё не скоро (если вообще появится). Бывают, конечно, "добрые" люди, которые привезут свежак из-за границы в чемодане. Но, как вы догадываетесь, стоить он будет уже хорошо, если в два раза дороже RRP. В-третьих, можно, конечно, подождать пару-тройку лет возможной локализации, но наш Василий не из таких, он ведь гик всё-таки. Что делать? Заказывать из-за бугра, ясен пень.
Как это сделать? Тут Василию приходят на помощь зубры настольного движения:
ZoRDoK рассказывает о том, как сделать заказ на amazon.de и советует, что заказать. Но, предположим, что объект вожделения Василия содержит кучу текста на карточках, а играть, вооружившись немецко-русским словарём, ему совершенно не хочется.
Не беда, Юрий Тапилин выручает нас своей статьёй "Как покупать игры в американских интернет-магазинах". Казалось бы, всё понятно, но тут опять поджидает подстава: доставка одной игры из США обойдётся очень дорого, ну просто очень. Даже у "доброго" барыги будет дешевле. Поэтому, Василий может собрать толпу единомышленников из родного города, совместно с которыми заказать большущую коробку, набитую играми. Или он может залезть в свой виш-лист (а у каждого гика должен быть виш-лист) и попытаться самостоятельно заказать все эти хотелки в интернет-магазине. Вот об этом-то и будет наша статья.
Спросите, зачем писать статью на такую несложную, казалось бы, тему? А затем, что, оказывается, найти всё, что хочется, в одном месте и в одно время (а ещё желательно, чтобы это время было прямо сейчас) – практически невозможно. Здесь мы оставим несчастного Василия в покое и перейдём к примеру из жизни.
Итак, трое решили сделать заказ. Список пожеланий был следующим:
Galaxy Trucker: The Big Expansion
И кучку протекторов для 7 Wonders и Dominion.
Конечно, первым делом, мы пошли, по старой памяти, на Boards and Bits, где нас ждала удручающая картина: более половины нужных нам игр находятся в состоянии "Unavailable" или, в лучшем случае, "Pre-Order". Что, как вы понимаете, не могло нас устроить. Было принято решение покупать где-то ещё, потому что ждать, пока B&B завезут всё, никаких сил не было. Сходили на Troll and Toad, потом на Thought Hammer: что-то есть, чего-то нет, запутались. Поискали на BGG ещё магазинов, нашли парочку, доставляющих в Россию, запутались окончательно. Одного магазина, в котором были бы все игры, просто нет. Сочетания имеющегося в наличии - самые разные, цены тоже отличаются. Что же делать? Где покупать?
Первое решение было очевидным – делаем табличку в экселе, заполняем её данными по магазинам, сравниваем, вуаля!

А вот и не вуаля. Данные есть, суммы есть, а что дальше – всё равно непонятно. Тут нам на помощь приходит наука. А точнее, алгоритм Харви Уолтерса*, помогающий сделать выбор из множества вариантов.
Вот его суть: составляем таблицу, в которую вносим принимаемые в рассмотрение факторы, каждому из которых присваиваем коэффициент важности от 0 до 10. Вот так:

С первой частью, наверное, всем всё понятно. Тут мы оценили субъективное желание конкретной игры (0 - не волнует, 10 - хочется аж чешется). Каждый магазин получит в соответствующий столбец десятку, если игра у него есть, и ноль, если её нет. Заполняем, перемножаем оценку на вес, суммируем и получаем:

Чем больше получившееся число "games total", тем лучше, конечно, и тем интереснее для нас тот или иной магазин.
Идём дальше. "GAMES TOTAL WEIGHT" помогает привести баллы из "games total" в привычный для этого алгоритма десятибалльный вид. Находим максимум, присваиваем ему 10 и находим отношения всех остальных к этому максимуму (естественно, они будут меньше десяти). Естественно, мы высоко оцениваем важность наличия желанных нами игр. Десятка.
"GAMES QUANTITY" - тут нужно вернуться к исходной таблице и оценить, общее количество игр из нашего виш-листа на складе магазина:

Здесь появляется строка "in stock weight", значение в которой могло бы быть 10, если бы все игры где-то были в наличии. Но это не наш случай, поэтому получаем распределение приблизительно от 3 до 6.
Возвращаемся к "GAMES QUANTITY". Чем больше игрушек мы купим - тем лучше, но качество, всё-таки важнее, чем количество, так что шестёрка.
"PRICE RANGE" и "SHIPPING COST". Как вы можете догадаться, это критерии, которые демонстрируют уровень цен и стоимость доставки наших кандидатов. Важность уровня цен мы оценили в 8, а стоимости доставки в 7 (не спрашивайте). Чтобы подсчитать оценки магазинов по этим критериям, мы снова обращаемся к первой таблице:

"price range" - это стоимость набора игр, цены которых известны всем четверым претендентам (независимо от наличия игр на складе). А "price range weight" - это уже знакомый нам коэффициент (правда, на этот раз 10 - это минимум, ведь чем дешевле - тем лучше, так?)
С доставкой всё сложнее, ведь рассчитывается она магазином уже после того, как товары сложены в корзину и выбрано место назначения посылки.
А сложить отсутствующий товар в корзину довольно сложно. Как же мы выкрутились? Мы нашли игру, которая была в наличии у всех. Причём в количестве, как минимум, пяти штук. Пяти, чтобы посылка была похожа на настоящую. А такая игра была всего одна. Это "Dominion: Prosperity" (вы можете заметить, что именно она выделена в таблице оптимистичным зелёным шрифтом). 5 коробок закидывались в корзину, мы проходили весь путь до финального расчёта и записывали в таблицу стоимость доставки. Это поле "5 x Dominion Prosperity sc". Ну и ставший уже традиционным весовой коэффициент "shipping cost weight".
Итак, заполненная таблица Харви Уолтерса*:

Давайте проанализируем, что же у нас тут получилось. А получился "GRAND TOTAL", являющийся суммой четырёх комплексных оценок, рассмотренных ранее. Победителем был объявлен Thought Hammer, набравший на 25 очков больше ближайшего конкурента – новичка Game Surplus. Любимчик публики Boards and Bits занял непочётное четвёртое место, но только по той причине, что склады на время нашего заказа у них были пусты. Очевидно, что столь низкая оценка B&B обусловлена первыми двумя комплексными оценками, которые говорят о наличии игр. Показатели, завязанные на стоимость товара и доставки – там одни из лучших, так что его популярность вполне обоснована. Хотелось бы также развеять бытующее среди некоторых настольщиков заблуждение о высокой стоимости доставки на Tought Hammer. Развеиваем. Это не так :)
Зачем мы написали эту статью? Главное, что нам хотелось донести до вас, коллеги – это то, что не стоит подходить к такому важному и приятному делу, как покупка наркотиков настолок, исходя из слухов и "инфы 100%", услышанных от других. Потратьте немного своего времени, проанализируйте предложения, и результат вас может удивить. Нас, например, удивил. Мы даже не сразу поверили, поиграли с важностью параметров и получили тот же самый результат.
Обратите внимание, что метод Харви Уолтерса* может пригодиться не только при покупке настольных игр, но и при смене работы или выборе поставщика оргтехники для офиса (хотя, использовать такой восхитительный метод для такой унылой задачи – преступление).
Наш Василий составил клёвую табличку, заказал коробку игрушек и с радостным нетерпением жмёт F5 на сайте "Почты России", в то время как бедолага Том лишён этих простых радостей и обыденно покупает очередную коробку у Толстого Джека, выслушивая в сотый раз его дурацкий анекдот про "Встретились как-то Воин, Клирик и Маг..."
Хороша жизнь русского настольщика!
* Понятия не имеем, как называется этот метод, но он точно есть!