| Две необычные игры на любой случай | |
| Друзья, а у нас уже вовсю продаются две небольшие и весьма необычные игры | |
| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| Метод - игра по сериалу на CrowdRepublic | |
| Кооперативный детектив по культовому сериалу "Метод" от Юрия Ямщикова, Сергея Го... | |
| игры |
Слишком много костей
The Elder Scrolls: Betrayal of the Second Era |
| компании |
Chip Theory Games
|
| Дата: | 03 ноября 2025 |
| Источник: | Маньяк на кофеине |
![]() |
| 7.5018 |
![]() |
- |

The elder scrolls: Betrayal of the second era или просто "Свитки" - одна из самых крутых игр, что я пробовал в этом году - не из тех, что "Ну хорошая игра", а того порядка, что, как пишут в ванильных пабликах "начинаешь скучать по ней даже когда рядом". Очень большой и серьёзный претендент на игру года по моим меркам, и вот почему.
Скажем без обиняков - я очень люблю вселенную. Я, конечно, не пробовал первые две части, но нормально так наиграл в Морровинд, шарился по храму Вивека, заболевал ликантропией на Солтсхейме, а в школьные годы провел какое-то безумное количество часов в Обливион и, кажется, излазил там каждый уголок, закрыл каждый побочный квест и перепробовал все выходившие моды. В Скайрим я, конечно, играл поменьше (и купил его не по заветам Тодда Говарда, кажется, всего лишь раз), но ещё раз - для меня свитки это невероятное чувство ностальгии, воспоминаний о школьных и немного студенческих годах, поэтому вопрос, играть или нет, для меня даже не стоял. Плюс, как я писал ранее, мне понравился ТМБ, а, как пишут в этих ваших интернетах, в новой игре Чипы сделали шаг вперед.

Игра вышла в 2025 году, и вот коробочки начали то тут, то там всплывать в рознице - где-то кусками, где-то в фулфарше стоимостью полторы-две почки. И желание познакомиться с игрулечкой начало жечь все сильнее - особенно в условиях фантомной локализации (все все понимают, что Лавка Игр, которая работает с чипами, скорее всего, когда-нибудь доберется до проекта, ВОПРОС - КОГДА).
Но хвала Никите Климойцу, который уже разжился немного немало, а ВСЕМ имеющимся контентом по свиткам (игровым*) - и, не щадя себя, припер все это показать нам, мне не пришлось тянуть коробку чисто ради попробовать из Китая. Мы сыграли (и не раз), и вот теперь желание обзавестись своими Свитками многократно усилилось (и, к слову, не у меня одного).
Так что что держите свои кошелечки покрепче - сейчас я буду рассказывать, что это за игра, как она устроена, в чем ее сходства и различия с другими играми ЧТГ, как проходили наши партии, ну и по минусам и плюсам, конечно, пробегусь.

Казалось бы, играть в "Свитки" просто. Но нет
Правила здесь двоякие. С 1 стороны, достаточно просто объяснить геймфлоу на пальцах: здесь ходим, здесь стукаем, выполнили цель - победили. С другой стороны, игра изобилует таким дичайшим количеством нюансов, отдельных механик, исключений, есть разные типы контактов внутри сценария и в зависимости от региона, которые срабатывают по своим приколюхам и так далее, и тому подобное, и чтобы понимать, как и что работает, вам придётся прочитать не много, не мало, а книгу правил толщиной в 100 страниц.
Это сейчас не шутки, и это НЕ ВСЕ правила, что вам пригодятся в игре. Поэтому даже на то, чтобы худо-бедно объяснить, как работает игра, уйдёт полотнище текста размером с 2-3 моих средних обзора. Так что я не буду вдаваться в нюансы - расскажу, как обстоит геймплей в Свитках, что называется, в двух словах.
В начале игры вы выбираете регион, куда отправитесь. Здесь представлен почти весь Тамриэль: здесь Сиродиил, знакомый вам по Обливиону, здесь Скайрим и Морровинд, Блэкмарш, - все, что вы докупите из дополнений. Также вы выбираете гильдию, под крылом которых у вас будут какие-то контакты и побочные квесты. Конечно же, есть гильдия воров, гильдия убийц, - гильдия всех, кого только вы не встречали в видеоиграх. От региона зависит, как вы могли догадаться, также часть квестов, заданий, всяких монстров, которые там присутствуют и какие-то свои приколюшечки с механиками. Например, в Скайриме периодически всякая нечисть начинает осаждать города, что затрудняет вам путешествие, и вам приходится пробиваться в населённые пункты, чтобы там пойти прокутить все заработанное в таверне, разучить новые навыки, взять новые квесты и так далее, и тому подобное.

Наконец, от вас требуется выбрать расу персонажа - и здесь присутствуют все известные вам Никита, Стас, Гена, Турбо и Дюша Метелкин: эльфы всех видов - высшие, лесные и тёмные, норды, для которых Скайрим, колдующие бретоны, машущие оружием редгарды, орки, хаджиты, аргониане, в общем, вся шайка- лейка, каждая со своими приколюхами. Норды любят складировать у себя в рюкзаке дохренища оружия и кидаться им в процессе схватки. Ящеры за счёт природных устойчивостей могут заблокировать получаемый урон. Хаджиты (НЕ ВИНОВАТ!) лихо вскрывают замки и так далее, и тому подобное.
От расы/биологического вида будут также зависеть ваши стартовые характеристики: здоровье, и этим все сказано, базовая ловкость (определяет дальность вашего перемещения, а также то, сколько кубиков вы кидаете в бою и влияет на дальность стрельбы), магия (условно - ловкость для чародеев), базовый навык драчки (определяет, сколько обычных боевых кубиков есть у вас в распоряжении) и параметр перезарядки кубиков.
Да, здесь большинство применяемых способностей - что вы использовали в бою, как махали топором или же прыгали через головы ничего не подозревающих разбойников - все уходит на перезарядку и в начале хода вы из кулдауна какое-то количество кубиков восстанавливаете. Естественно, не все так гладко: есть кубики усталости и "сверхусталости", которые мусорят вам добор и делают вас менее эффективными - усталость вы можете получать, атакуя несколько раз в свой ход или по каким-то неприятным эффектам, которые накидывают, например, на вас противники.
Наконец, у всех персонажей есть для заполнения трек опыта и запас упорства (если вы играли в тмб, можете знать его как "запасной план").

Собственно, после того, как вы определились со своей расой, нужно выбрать какой-то стартовый класс - местный аналог "запасного плана". Их масса: некромантия, стрельба из лука и прочее, прочее, прочее.. важно, что эта штука с вами на всю игру. При выполнении каких-то определённых условий она прокачается и вы сможете расходовать её эффективнее, появятся более дешёвые способности и так далее, и тому подобное.
Базово она работает так: накидали какое-то количество промахов - продвинули трек упорства и какое-то количество из накопленных очков тратите на применение способности. Например, для лучника она может увеличивать радиус стрельбы, а некромант может за нанесение урона и складирование в запасе фишек некроза игнорировать броню соперников. Улучшается эта способность не абы как - лучнику надо пристрелить цель, которая находится от него не менее чем в 6 гексах, а некроманту - накопить энное количество зарядов некроза и сдохнуть в бою, что достаточно тематично и забавно.
Наконец, на старте вы получаете 1 школу навыков - направление прокачки, и к ней - кубики для активаций. Дальний бой, тяжёлые доспехи, школа магии иллюзии, красноречие, торговля, акробатика - всего до черта. "Метку"-токен этого класса вы вставляете в планшет - и теперь можете качать его, получая все новые и новые способности.

А теперь пора выдвигаться в путь-дорогу! Если вы играли в предыдущие игры чипов, а особенно в тмб, "Слишком много костей", для все будет много знакомого. Я бы даже сказал (разумеется, натягивая сову на глобус), что "Свитки" - это ТМБ 2,0, что называется, издание улучшенное и дополненное. Со времён первых игр Чипов много воды утекло, они сильно перекроили систему, какие-то моменты вылизали, в каких-то - придумали что-то новенькое, более интересное, но очень многие штуки в играх перекликаются. Я буду очень часто сравнивать эти две игры, вы уж простите, но подробнее чем две эти настолки различаются, какие кардинальные отличия в них есть - расскажу чуть позже.
Далее все проходит примерно по одному лекалу. У вас есть карта региона - вы на ней отмечаетесь небольшим токеном. У вас есть глобальная задача - "прийти туда, найти того, победить там и сделать что-то хорошее здесь", а также побочные цели, которые тоже хотелось бы выполнять, чтобы упростить себе финальные схватки.

Все это время вы вольны делать что хотите (конечно же, у вас есть дедлайн условно до 8-10 дня вы должны подготовиться и подойти к битве с главным злодеем): у вас есть 3 очка перемещения, которые вы можете тратить, чтобы бегать по населенным пунктам/точкам интереса, плюс можете увеличивать своё перемещение за счёт усталости, которая накидывается всем в запас. Приходя в какие-то мирные локации, вы вступаете в контакты, приходя в какие-то агрессивные, опасные данжи, понятное дело, дерётесь с местной фауной (а может быть, и флорой - вспоминаем спригганов и прочую нечисть).
Ну а в городах вы можете поделать всякое-разное: для каких-то есть свои приколюхи, так, например, впервые посетив один из населённых пунктов Морровинда, вам придётся заполнить бумаги и зарегистрировать своё нахождение на территории провинции. Это забавно, потому что если в вашей пате есть темный эльф, то вам это будет сделать проще - в противном случае вы пропустите часть городских действий, стоя в очередях и занимаясь бюрократией. Вы можете пойти в таверну, покутить там, естественно, восстановив здоровье и сняв усталость, вы можете закупиться какими-то предметами в лавках: среди предметов есть всякие разные расходники - сладкие рулеты, наборы всевозможных сыров, эльсвейрский фондю, выпивка Шеогората, могут быть всякие оружия, доспехи, глифы зачарования, всякие прочие артефакты, которые значительно упрощают вашу жизнь.
Наконец, вы можете принять участие в каком-то городском событии, - чего только с вами может не произойти. До кучи можно изучить новую школу навыков - открываете себе новую линейку, например, школы разрушения, чтоб было, чем максимально постукать оппонента, школы восстановления, чтоб иметь план спасения команды, акробатику, красноречие...

Ну, прокачка это, конечно, хорошо, однако мы все здесь собрались затем, чтобы побивать всяких скрибов и грязекрабов, а потом, может быть, и задать жару (если вы понимаете, о чем я) атронаху-другой! Опять-таки, если вы играли хоть в одну из игр СTG, вы представляете, как происходит игровой процесс: приходите в локацию, вам открывается какое-то поле - это может быть либо небольшая небольшой участок для битвы, либо это может быть подземелье, которое надо исследовать и постепенно из кусочков неопреновых матов вы будете выстраивать локацию, где будут появляться новые враги и новые ящики, которые можно облутать.
Ящики, к слову, абы как не подбираются - их нужно ещё взломать: у них на рубашке нарисованы числовые значения, которые вам нужно выбросить на кубиках в попытках взлома, при этом кубики вы можете подкручивать за усталость.

Вы выкладываете на поле по определённым правилам противников (определяете суммарный опыт, который накопила команда), и так понимаете, существа которого уровня от 1 до 20 могут появиться в этом бою (как вы помните, в oblivion-skyrim было то же самое, когда можно было выйти из подземелий тюрьмы настолько прокачанным, что за всю игру вы не встретите даже захудалого скампа).
У каждого противника есть ряд характеристик - здоровье, встроенная броня, которая нивелирует ваши атаки, количество Кубиков, которые он кидает в атаке, и от 1 до нескольких способностей. Кого-то нельзя просто так добить одним ударом - предварительно нужно опустить здоровье как до единицы, кто-то регенерирует кто-то вас обмораживает, накладывая усталость.... список всяких разных пассивных умений занимает большую памятку формата А4, расписанную с 2 сторон не особо крупным шрифтом. Ваша задача, естественно, забороть все враждебное вам на этом участке местности. Иногда, конечно, добавляются и усложнения: например, на поле может появиться куча каких-то минералов, которые добывают в пещере - до тех пор, пока вы не сломаете накопленные запасы, ваши противники будут хилиться.

В свой ход вы восстанавливаете кубик из запаса в зависимости от того, насколько прокачана у вас эта возможность, после этого можете переместиться в зависимости от вашей ловкости, выбрать стойку - это ещё 1 нововведение: стойки есть защитная, для одноручного оружия, для двуручного оружия, для стрельбы и для магии. Они необходимы для совершения тех или иных активаций, таким образом, у вас не получится в свой ход одновременно и кидать фаерболы и ещё кубики на защиту кидать. Если вы хотите действовать больше, чем 1 раз, то есть стукать 2 врагов, до кучи ещё защититься или, наоборот, применить магию, будьте добры, накиньте себе усталости в запас.
Господи, какие сложности! Кубики-то когда швырять начнем? А вот сейчас - выбираете кубики, что хотите бросить - соответственно вашим базовым атакам, имеющимся способностям, а их, напомню, мильён вагонов и маленьких тележек - и совершаете ваши действия по очереди, Сходили все герои, наступает черёд врагов, от наиболее опасных до пушечного мяса. Так раунд за раундом до тех пор, пока все не лягут костьми.

Иногда в привычный ход вещей вмешиваются квесты: так, например, мы встречались с ошалевшим хаджитом, который мнил себя супергероем и который пошёл с нами зачищать локацию, и в процессе тоже ходил и стукал всех NPC, КАЧАЛСЯ ПРИ ЭТОМ - и впоследствии возомнил себя чересчур сильным и кинулся на нас. Где-то вас просят поймать угонщиков скота: вам нужно не забивать насмерть всех NPC, но опускать их здоровье до единички и захватывать в плен, - чем больше вы таких найдёте, тем больше опыта вы заработаете в рамках этого квеста.
Как мы боролись с черными копателями и забарывали атронахов.
Мы играли в регионах Морровинда и Скайрима (для нордов!) - для каждой придумана своя мини-кампания из 3 сценариев ,которые как говорит Никита, не то чтобы отличаются прям связным, нажористым общим сюжетом, но в целом он немного посочнее, нежели в ТМБ.

Сюжет этот, при этом, может лихо вас телепортировать - сперва вы расследуете кражи ресурсов из шахт Морровинда, исполняя волю гильдии воров, а потом БАХ - переноситесь в Сиродиил, потому что следы грабителей исчезают там. Прогресс, естественно, сохраняется, и со временем ваши персонажи становятся все круче и круче.
Первый раз я решил скучать по теплым пескам Эльсвейра и, не мудрствуя лукаво, собрал хаджита-акробата, стреляющего из лука. Пока аргонианин с тяжелым доспехом прикрывал подходы к моей худенькой тушке, я лихо расстреливал супостатов через полкарты, прикарманивая себе лут из сундуков, которые по расовой абилке я вскрывал по щелчку пальцев - а убегать от внезапно материализовавшихся гуаров или же скальных наездников мне удавалось, отпрыгивая от них, как кенгуру. Благо, на те случаи меня прикрывал темный эльф с иллюзиями, так, что откидываться в мир иной мне не пришлось.

Вторую партию мы провели в Скайриме - тут была своя уникальная механика: города периодически осаждали всякие твари и прежде чем войти в населенный пункт, нужно было проходить испытания. В этот раз наша весёлая шайка-лейка состояла из норда-разбойницы с мечом и щитом, хаджита-барда с двуручным оружием и навыком дипломатии, а также Высшего эльфа-некроманта, владеющего школой иллюзий. Веселый котан Игоря помешался на еде и все, что он делал - собирал с лавок расходку типа сыров, сиродильских колбасок, фондю из эльсвейра, а найденное зелье позволяло ему не расходовать эти предметы, а прятать в туесок, накармливая всю пати. Рога обмазывалась вооружением, каким только возможно, а я усиленно копил трупы в загашнике, чтобы в финальном бою наплодить живых бомб и просто закидать врагов мясом - так, что в финальной схватке вампир и ледяной атронах даже не успели и глазом моргнуть, как отправились в мир иной.
Понятное дело, куда без сравнений с ТМБ. Поэтому пройдемся четко по различиям.

В ТМБ система промахов работает так: вы складываете кубики в "запасной план", где они лежат и ждут своего часа. Понятное дело, этих кубиков вы пока лишены, и в конце боя они вернутся, обнулив ваш запас. В "Свитках" вы заполняете шкалу tenacity - упорства/стойкости, выбрасывая промахи. Она не заставляет вас хранить в запасе кубики и не сбрасывается между битвами.
Прокачка вашей классовой абилки (В ТМБ) и класса (в Свитках) проходит также по разным правилам. В первом случае нужно накопить 5 кубиков в запасном плане и получить шестой. Во втором - выполнить конкретную цель вашего класса, например, для лучника - порази цель в минимум 6 гексах от вас, для некроманта - набери определенное количество некротической энергии и откинься в бою.
Опять-таки "запасной план" у каждого персонажа конкретный, и никак не может быть изменен. А классовую абилку вы можете выбирать, какую душеньке угодно: сделать хаджита-некроманта, орка-барда и так далее и тому подобное. При прокачке в ТМБ вы получаете минорный (как правило) бафф ульты, а в Свитках снижается стоимость скиллов в "упорстве", и многие перки могут стать бесплатными/пассивными.

За тренировки в ТМБ вы платите 1к1 опыт к кубику. Опыт не накапливается между боями. При этом есть "push your luck" в части прокачки атаки/защиты. В "Свитках" опыт сохраняется, но и цена у всех атрибутов, а также новых прокачек растет.
В ТМБ у вас готовый архетип, от которого вы не отступите ни на шаг. Вот, например, Бумер - одна линия - сбор ингредиентов для гранат, вторая - перки для использования гранат, третья - редкие штуки для создания святой ручной гранаты и более продвинутый поиск. В Свитках у тебя есть базовые статы, стартовая ветка навыков, условно "бой с щитом и мечом" - и далее по ходу игры, в рамках посещения городов можно разучивать все, что попадется - акробатику, школу магии разрушения, красноречие, стрельбу из лука.... Конечно, место у вас на планшете (ковре) ограничено, но помимо этого ограничения, изощряться/извращаться в мультиклассовости ничего не мешает. Хоть взять по одному кубичку навыка в каждом из классов, чисто по приколу, а весь остальной опыт забить в перезарядку и базовые ловкость/хп/атаку.

Кубики в ТМБ, как правило, истощаются - и уходят до конца боя. В "Свитках" же есть так называемый "кулдаун" - полоса, куда уходят кубы на перезарядку. Какие-то, понятное дело, можно использовать раз в бою, но базовые атаки, кубики 1-х уровней в ветках классов отправляются "на отдых" - а если вы по каким-либо причинам получаете кубики усталости - они забивают вам перезарядку, из-за чего кубики, которыми вы могли бы швыряться в противников, возвращаются к вам не так быстро, как хотелось бы. НО! - есть перки, например, в акробатике, которые работают, пока находятся в перезарядке - и тогда баффают вам что-то, как в случае с акробатикой - возможность ходить сквозь союзников/противников.
Бои в ТМБ проходят на сетке 4х4, как, я люблю сравнивать, в Disciples - вы иной раз валите супостатов, даже не сходя с места. В Свитках же, зачастую, бои проходят в подземельях, которые еще надо в процессе исследовать (нет сиродиильских флэшбеков?) - и перемещаться и позиционироваться, в случае чего потребуется немало - так как у скиллов есть ренжа, и лупить огненным дождем через всю карту не выйдет. А даже если и не в подземельях - то даже маленькие локации существенно больше размеров в ТМБ.
В ТМБ ход крайне простой - подвигались, кинули кубики по количеству ловкости, и все. В Свитках же вы вправе совершать множественные "столкновения" (читай, атаки) - но при условии добавления кубиков усталости в кулдаун. В ТМБ все ваши перемещения+броски зависят от ловкости, не иначе. В Свитках примерно также, но .... Ловкость определяет также радиус поражения стрелковым оружием. А навык магии - дальность колдовства и количество кидаемых магических кубов. Плюс передвижение не входит в лимит кубов. В ТМБ ты либо рукопашник, либо стрелок. Не иначе. В Свитках - есть выбор стоек, которые выбираются перед "столкновением" - защитная, рукопашная одноручная, рукопашная двуручная, стрелковая, колдунская.

В ТМБ пул злодеев собирается путем умножения дня. В Свитках же роляет опыт, что успела заработать группа.
В ТМБ, чтобы определить порядок ходов, вы кидаете кубики инициативы. Как говорится, больше рандома богу рандома! А вот в свитках сперва обязательно походят игроки - решите, с кого начать, и далее по часовой. За вами будут действовать монстры - начиная с высокоуровневых и до пушечного мяса.
В ТМБ злодеи кидают кубики защиты - но только в свой черед. В свитках у всех есть статичное число защиты, которое работает всегда.
Плюсы, минусы и неоднозначные моменты
Говоря о плюсах и минусах игры, я бы предпочёл сперва начать с ложки дёгтя. Конечно, редко какая игра обходится без недостатков - все люди взрослые, все всё понимаем, как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные и идеальных игр, увы, так и не придумали. Думаю, что для кого-то минусы будут незначительны, для кого-то наоборот, плюсы покажутся сомнительными, но как есть!

Начнём с простого. Свитки - это охренительно дорого. Вот положа руку на сердце, игры чипов - далеко не бюджетное удовольствие. Я разговаривал с Никитой, спрашивал, сколько он отдал за полностью игровой, что называется, набор безо всяких артбуков и не относящихся к геймплею приколюх - и в текущих реалиях это более 40к. Это база, все выходившие допы, премиум фишки здоровья.... (это, к сожалению, не баловство, хотя на 1 взгляд может показаться каким-то лол-кек-чебуреком: вы покупаете дорогущую настолку с премиум-делюкс-компонентами, но, пожалуйста, приобретите компоненты ещё более премиум-делюкс-лакшери уровня, чтоб было удобнее....
Посмотрите внимательно на фотографии, обратите внимание, какие башни из жетонов вам придётся постоянно перемещать по полю, и скажу вам честно - я играл с обычными чипами в гопломахе, обычные фишки будут рассыпаться и создавать хаос.... так что придётся раскошелиться) А также.... ребят, можете обвинять меня во всех смертных грехах, но эти кожаные (может, и псевдокожаные) книжечки, в которые будете прятать неиспользуемые предметы, в которые будете вставлять плашку вашего персонажа, а также его классовую абилку, куда будете вставлять памятки по всем выученным линейкам навыков - вот это абсолютно маст хэв, необходимо, даже не думайте без этого обойтись. Во-первых, это красиво, это приятно, это здорово, но во-вторых, это невероятно удобно и самое главное, позволяет сильно сэкономить место на столе и удобно организовать рабочее пространство и держать ворох данных под рукой в каждый момент партии. Да, это стоит денег, и, подозреваю, тоже немалых, но это необходимая вещь.
Еще раз. Полный комплект всего этого добра с учётом доставки из за рубежа со всеми имеющимися на данный момент дополнениями, - это набор регионов со своими квестами, со своими монстрами, со своими линейками сюжетными и прочее - больше 40 000 ₽. А на горизонте чипы собираются запускать очередной предзаказ на ещё более новые дополнения с новыми регионами и, соответственно, с новым контентом. Подозреваю, что его будет никак не меньше, как с ТМБ и его двумя-тремя-семью волнами. И там тоже будет еще сундук, как в ТМБ.

Из этого вытекает второй нюанс: это игра и сейчас не самая легкая для транспортировки, а в полном фарше будет чисто домашним вариантом. Я тягал в антикафе фулфарш замков Бургундии с пластиковыми зданиями, и хочу сказать, что это надо быть сильно любящим своих друзей и сильно готовым ради них обрывать себе руки и плечи такими игрульками... Конечно, как и в случае с ТМБ, вы можете заранее договориться, что вы припрете конкретных персонажей, будете играть в конкретном регионе... но сильно это погоды не сделает. Увы, скорее всего вот Свитки - это история чисто для домашних сборищ.
Наконец, все это вам придётся где-то это хранить, и это где-то будет занимать хренову гору места. Потому что, ребят, подобные игры берутся не для того, чтобы разложить их один-два раза. Это, простите, не те деньги, не те объёмы. В такое надо играть много, в такое ХОЧЕТСЯ играть чаще, а потому, простите, надо брать все - абсолютно весь контент, который выходит (ну таково моё мнение, что если тебе игра нравится, для неё нужно брать весь контент, до которого ты можешь дотянуться - другого варианта ну не дано.

Наконец, свитки занимают очень много места. ОЧЕНЬ. Даже с органайзерами, книжечками, даже если вы играете не вчетвером. Вам понадобится очень большой стол. Потому что надо разместить свой планшет, рядом книжку с навыками, рядом - готовые к использованию предметы, несколько органайзеров с кубиками, дайстрей, чтобы это все бросать, не сбивая башни из чипов, постоянно расширяющееся подземелье, планшет региона....
Не могу не сказать и о временных затратах на партии. 2 часа плюс 30 минут на каждого игрока — это много времени для сессии, а для прохождения кампании нужно сыграть три сценария. Партии вчетвером - это надолго.
Я понимаю, что для кого-то провести целый игровой вечер за одной игрой - не в тягость, но я наслышан о несчастных людях, что играют в Ведьмака по десять часов (постоянно играем составом вчетвером, и ни разу вся партия ВМЕСТЕ с раскладкой и правилами не длилась больше 3-4 часов) - и кто играет в Легенды морей по 4 часа, и кто в Арк Нову крутит что-то часов по пять... Поэтому да, свитки- не быстрая забава. Партии вчетвером будут достаточно долгие, но опять же, смотря с чем сравнивать. У меня был опыт несколько забегов только в первые сценарии и на троих мы управлялись часа за три. Долго ли это для игры с таким обилием нюансов, для игры на иностранном языке? Как будто нет, но, как говорит хозяин коробки, партии на четверых будут существенно дольше, так что под партию в свитке по хорошему собираться в выходной день. Да, вряд ли сценарий займёт прям от рассвета до заката, но приготовьтесь к тому, что собраться после работы и разложить свитки на четверых будет проблематично.

Еще один весомый недостаток игры - это, конечно же, правила. Понятное дело, с годами чипы учатся, они пишут правила понятнее, они лучше структурируют, они проводят работу над ошибками, они не раскидывают их на разные буклеты, как это было в первых итерациях тмб. Но, простите меня, рулбук на 100 страниц, а это общие правила! - у каждого региона дополнительно свои приколюхи, у монстров памятка по их эффектам, и это отдельные листы, плюс отдельные буклетики по каждой школе навыков и прочее, и прочее.... дохрена чего нужно изучать, все эти правила нужно знать и быть готовым объяснять их своим сопартийцам. Если вы не готовы к таким подвигам - простите, игра не для вас.
Рассмотрим также спорные моменты.
Не могу назвать их прям минусами, но это 1 из факторов, по которым вы можете не захотеть сломя голову бежать и покупать коробку прямо сейчас.
Рандом. Как и в любой игре на Кубиков вы можете кидаться хоть 50 костями, но есть определённая вероятность, что успеха не будет ни на 1. В то же время враги будут вас бить нещадно, и все будет идти прахом, если вы неудачливы. Это, как говорится, условности жанра. Может быть такое, что ваши сопартийцы могут тащить катку на своих плечах, а вы будете плестись балластом, мечтая завалить хоть завалящего грязекраба, но бравые раскачанные орки и норды будут зачищать каждый данж прежде, чем вы что-то предпримете. Я прекрасно понимаю, многие заносят рандом в плюсы, потому что фактор случайности вносит в игру разнообразие, он позволяет творить события, которые вы будете припоминать, тем более, в коопе он делает все, чтобы жизнь медом не казалась, и прочее, прочее. Но досадные промахи и неудачи иной раз могут выбить из колеи, а триумфальная удача порой не так сильно воодушевляет.

Наконец, в игре прям много языка и он достаточно непростой. Не лишним считаю напомнить, что я английский знаю достаточно неплохо, я могу читать и переводить с листа, но иной раз какие-то формулировочки, какие-то эвфемизмы, какие-то выражения меня вгоняли в ступор, а для квестов, для игровых ситуаций иногда бывает важно понять оттенки смыслов. Кроме того, как я уже говорил, в игре 100500 правил и уточнений, нюансов, весьма узких, различающихся толкований, которые тоже нужно читать и понимать.
И ладно, если ВЫ лично готовы потратить энное время на то, чтобы усвоить правила самостоятельно и доносить их сопартийцам, которые не так хорошо знают язык по каждому чиху и зову.... то вот тем, кто сел с вами играть, может быть не так комфортно. Понятное дело, понять, трактовать смысл каких-то перков типа dodge, evade, regenerate, native - не так сложно, это можно выучить. Но вот читать квесты и развернутые описания применения скиллов - будет сложнее. Понятное дело, этот фактор не будет иметь абсолютно никакого значения для локализованных коробок - но тут мы возвращаемся к нюансу, что даже анонса русской локализации до сих пор нет. Bethesda как часть microsoft не очень горит желанием работать в России и, несмотря на то, что наш отечественный мастодонт "Лавка игр" плотно сотрудничает с непосредственно разработчиком Свитков - Chip theory games, все-таки в вопросах издания её на российский рынок есть некоторые сложности. Ясно как день, что отечественный бизнес славится умом и сообразительностью, которая позволяет ему обходить все эти уязвимые места, санкции и ограничения. Нет даже смысла говорить, что лавка, если и будет локализовать свитки, будет пытаться сделать это в рамках мирового тиража (а я напоминаю, что чипы скоров выходят на кикстартер с новыми дополнениями, а это значит скорая печать нового тиража, и как следствие, возможно где-то там впишутся и некоторое количество коробок, что называется, на русском языке, но не для продажи России - МОГУТ появиться), а потому лично не тороплюсь брать игру на английском.
Наконец, бочка меда. Почему играть в "Свитки" - кайф

Плюс в игре, на мой скромный взгляд, масса.
Начнём с очевидного. Свитки - это Too many bones 2.0. Все, кто играл, соглашается, что если вам нравятся "Кости", то "Свитки" скорее всего, вам зайдут. Если же тмб по каким-то причинам вы не очень любите, то есть шанс, наоборот, что "Свитки" будут лучше. Да, кардинально они не отличаются: игра она практически том же движке, на тех же принципах, в таком же, что называется, исполнении с чипами, кубиками и плейматами, но многие вопросы здесь сделаны местами лучше, местами проработанней, местами сильно тюнингованнее. Конечно, если вот вы прям хейтер кооперативов, если вас раздражает в играх заниматься швырянием кубов, особенно больших горстей, если вам не нравится полагаться на удачу, если вы прям не любите вселенную - ну тут пардон, нет таких вещей, что заставят вас пересмотреть свои взгляды.

Также сходу, плюс "Свитков" - уникальность (хе-хе) сеттинга и раскрытие Вселенной. Да, я понимаю, что выдуманные с нуля гирлоки могут показаться кому-то прикольными и оригинальными, но для меня стилистика ТМБ - не самая притягательная. Мне, как я уже писал ранее, вселенная Свитков очень близка, я очень много наиграл в разные части видеоигр с дополнениями, с модами и с прочим, и у меня в настольной итерации очень много узнаваемого, вызывающего слезы умиления и ностальгии. Я знаю, что очень мало на свете людей, которые не играли хотя бы в 1 часть из серии и я более чем уверен, что большинство знакомо с какими-то приколюхами elder scrolls.
И этот антураж здесь, что называется, не просто для галочки, не в виде гиммика или не в виде скина прикручен - вы узнаете очень многие квестовые предметы, там присутствует тот самый сладкий рулет из всех игр Bethesda, который встречается вам в момент подбора класса, здесь есть квесты с навязчивым фанатом, которые проходили, я думаю, все игроки, предметы, антураж локаций со своими тематическими приколюхами, в игре все это есть, и вам будет в кайф искать отсылочки пасхалочки. И действительно, вы чувствуете, что играете не в какую-то абстрактную фэнтезийную игру, а именно в настолку по знакомой вам вселенной.

Конечно же, в плюс я также отнёс бы систему мультиклассовости, когда вы можете вылепить из своего персонажа. Все, что хотите! Орка-некроманта с красноречием? Пожалуйста. Хотите бегать похотливой аргонианской девой с двуручным оружием и магией иллюзий? Пожалуйста. Сочетайте любые навыки в зависимости от того, как вам хочется и как требует этого пати: можете бросить себе вызов таким образом и пройти игру абсолютно всратым билдом.
Система настолько гибкая, что вы можете даунгрейдить базовые параметры, например, магию, чтобы по максимуму качать другие какие-то новоприобретённые школы. В этих условиях у "Свитков" невиданное разнообразие - играть не переиграть. Помимо того, что у вас, конечно же, разные регионы, в них разные враги, разные квесты и прочее, все это будет протекать по-разному: каждый раз вы будете принимать отличающиеся решения, вам будут выходить разные противники, вы будете затариваться совершенно другими предметами, изучать новые и новые школы навыков, собирать отличающиеся друг от друга архетипы персонажей и прочее, и прочее, то есть "Свитки" - из тех игр, которые, что называется, можно брать с собой на необитаемый Остров (вспоминаем, что я говорил про грузонеподъемность, ага). Простора для изучения вагон и маленькая тележка.
Ну конечно же, нельзя не отметить большую свободу выбора. У вас не рельсовый забег -вас не ведут за ручку, а вы вольны делать все, что вам вздумается (в определённых рамках, конечно же, это вам не какие-нибудь спящие боги или рейнджеры), и вы вольны путешествовать по карте, как вам вздумается, вступать только в боевые контакты, всех на своём пути уничтожать и унижать или наоборот, забить на сбор какого-то крутого оружия, вместо этого словно маньяк, скупать все сыры, которые только будут предлагать к продаже в местных лавках. Можете вообще забить болт на главный сюжет, вместо этого бегать и разбираться со второстепенными заданиями, а под конец "ну будет и будет".

Опять-таки, положа руку на сердце, я не уверен, что кто-либо из людей будет проходить компанию нахрапом (нет, конечно, я бы с удовольствием сыграл бы и 2 партии Свитков подряд и я знаю, что ребята, с которыми мы играли, также с удовольствием повторили бы, не сходя с места); я скорее склоняюсь к тому, что вы будете играть с какими-то перерывами в сценарии и перемежать их партиями в другие настолки (сдаётся мне, так правильнее, чтобы не приедался процесс) - и здесь мы переходим сразу к плюсам системы, которую сделали.
Чипы Очень Грамотно организовали систему хранения игры: вот эти книжки - лишь её часть, вы, по сути, сохраняете полностью настроенного персонажа с его ветками прокачки с его улучшенным классом с изученными перками, с его инвентарём: у вас все хранится в книжечке, вы это достали и сразу готовы играть. Более того, ваш планшет / коврик с имеющимися выученными кубами, с выставленными значениями упорства, прокаченных навыков, с токенами, а также с уже полученными кубами прекрасно убирается в небольшой пластиковый органайзер-футляр и также перед началом партии достаётся из большой коробки, и вы сразу готовы играть. Все на столе у вас организовано едва ли не безупречно и удобно, все под рукой и сетапить игру, если вы знаете, что хотите, и в каком регионе вы будете играть, и персонажи у вас уже готовы, предметы у вас стартовые, все есть - начало партии происходит едва ли не по щелчку пальцев. И это невероятно круто, потому что избавляет вас от необходимости держать игру разложенной на столе или от партии к партии тратить время на подготовку.
Ну напоследок - я в кои то веки не буду говорить, что Свитки - супер-красивая игра, потому что давайте положим руку на сердце, игры чипов не блещут прям богатым художественным оформлением. Да, дорого, богато: плейматы, тяжёлые качественные покерные фишки, мильёны кастомных кубиков. Особенно круто выглядит игра с книжечками, которые выполняют роль вашего инвентаря и дневника. Да, действительно, свитки оформлены, на мой вкус, значительно лучше, чем тмб, (особенно иллюстрации!), но прям сногсшибательной красотой они не выделяются.
