«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
Идут сборы на Deep Rock Galactic с допами | |
Космические шахтеры отбивают ценные минералы у насекомоподобных инопланетян. | |
Идут сборы на Kingdoms Forlorn: Dragons, Devils and Kings | |
Гримдарковый данжен кроулер/приключение от авторов Aeon Trespass Odyssey. | |
Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. | |
Идут сборы на Earth Under Siege: Flashpoint | |
Фантастический данжен кроулер с фокусом на стелсе. |
8.2365 |
- |
Сегодня у нас в гостях Inquisitor, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
— Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.
— Меня зовут Верещагин Максим, 88-го года рождения, прописка Московская, вредных привычек целый ворох. Женат, детей — 2 шт., кошка — 1 шт., собака — 1 шт. На данном этапе всё время посвящаю семье и настольным играм. Работаю в «Cosmodrome Games».
— Когда ты познакомился с настольными играми? Какие были периоды увлечения? Как долго длится современный период и какие настолки стали в нём первыми?
— Да очень просто. Волна «моноплагиата» не обошла и мой дом. В закоулках однокомнатной квартиры нашёлся очередной «Коммерсант-Бизнес-100500». Но найдя в нём много недостатков — я нарисовал свою «Монополию» с блэкджеком, разными путями заработка денег и огромной стопкой событий.
Но этот период быстро закончился. В детской появились такие игры, как «Чужой», «Пираты. Сокровища Темпоры» и другие. Как сейчас помню, они стоили по 35 руб. Правда, мы с братом никогда не могли разобраться в правилах, обрывками понимая смысл. Так что это всегда были хоумрулы.
Потом конец 90-х, у друзей появились компьютеры. Почти каждый день, как к себе домой, я шёл в сторону мониторов с завораживающей картинкой. Мне такое чудо техники было недоступно, поэтому, просидев полгода по левые руки друзей перед «Героями III», я нарисовал своих «Героев». После трёх-четырёх итераций родились «Герои. Властелин колец» с полем на два ватмана А1, 350-ми карточками артефактов и целой горой компонентов. По сути эта была примитивная ходилка без кубика, с возможностью ходить в любую сторону, и примитивной прокачкой героя. Но моя гордость не знала границ, так как все друзья, забросив старваркрафты, потянулись ко мне. Бывало, мы проводили партии по 9 часов, которые заканчивались ничьей. Так как из-за дичайшего дисбаланса герои сходились в битве, имея 16 рук с мечами, суммарный урон которых исчислялся трёхзначными цифрами. Плюс, всякие перебросы кубика, бессмертие на несколько ходов и т.д. и т.п. И да, калькулятор шёл в комплекте.
Потом был книжный период. Азимовы, Стругацкие, Брэдбери и Толкины захватили мой неокрепший мозг, и все новые самодельные игры я начал снабжать историями, книгами и рассказами. Важность механики упала, зато подскочило оформление и атмосфера. У меня до сих пор лежит папка с описанием разных миров. Религия, политика, флора, фауна, история, быт — всё имело значение. Если бы я знал о книгах-играх, я бы сейчас работал в книжном издательстве.
После большого перерыва (выпускной, армия, женитьба, институт) я наткнулся на «Активити» — и тут понеслось: «80 дней вокруг света», «Затерянные города», «Пандемия», «Каркассон»... Устроился в компанию «Звезда» промоутером, изучил весь ассортимент. Занимался обучением продавцов. Потом перешёл в маркетинг, стал начальником отдела. 4,5 года как корова языком! Это был очень насыщенный и интересный период. Я познакомился с массой игр и людьми из индустрии.
В мае 2015 я перешёл в «Оригами» — занимался подготовкой к производству и придумывал детские игры 3+. Некоторые даже удались))) В конце 2015-го перешёл в «Cosmodrome Games».
Мой современный период начался где-то 2,5 года назад. Я евро-игрок.
— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
— Большинство своих партий (80 %) я провожу на работе, если выдаётся свободная минутка. Игротеки посещаю, иногда прихожу в «Случайное место», иногда получается играть с родными, но только в «семейки» или «пати-геймы».
— Как сейчас на твой взгляд обстоят дела с настольными играми в Зеленограде и окрестностях? Ощущается ли приток новых игроков или число практически не меняется?
— Эм... никак. В 2010 году я открыл клуб в Зеленограде. Его стабильно посещало 10–15 человек. Но сейчас клуб распался, никто не ходит. При этом в Зеленограде отлично себя чувствует магазин «Мосигры» и другие магазины, торгующие настолками.
— Как к тебе пришла идея создать настольный клуб и какие усилия для этого понадобились? Почему, как ты считаешь, он распался, ведь у многих основная проблема найти единомышленников и место для игры, а клуб — это всё это вместе, плюс, наличие игр?
— Клуб вырос из кружка «Игродел», где мы играли и придумывали настольные игры. Первыми участниками были я, мой брат и его друзья. Но веселье было недолгим. Сложно конкурировать с занятиями по английскому языку, музыке и танцам. Так что мы быстро съехали и объявили себя клубом. В голосовании на название клуба выиграли «Рыцари игрового стола» (РИС). После пары переездов осели в каком-то странном месте, про которое я знал только то, что это гос. учреждение, и нам, раз в неделю, бесплатно выделяют квартиру... Называлось это ГБУ «Славяне». Мне в первый день вручили ключи, оформили как волонтера и лишь пару раз звали на субботник за три года (!). Будешь смеяться, но больше об этой организации я ничего не знаю.
Потом у меня родился ребёнок, стало не до игротек. Причина развала клуба — лень. Мы его не рекламировали, мало участвовали в турнирах, не проводили активностей в городе. Короче, не занимались. Оказалось, иметь просто место недостаточно. Его нужно развивать.
— Насколько тебе самому удается привлекать кого-то к своему хобби? Какие игры ты для этого используешь?
— Привлекать своих знакомых удаётся редко. Времени не хватает. Приходится метаться между семьёй и работой. Но у меня всегда лежат дома «Активити», «Имаджинариум», «Тик, так... Бум» и «Ticket to Ride» — их и использую, если собираются друзья.
— Какие жанры ты сейчас предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
— Евро и только евро. Любимой тематики нет. Главное — механика!
— На какие моменты больше всего обращаешь внимания при выборе новой игры?
— Каждая игра проходит определённый отбор: отзывы — механика — оформление. Если по трём пунктам «ок», я отправляю её в список «хочу сыграть». После первой партии я либо отказываю в покупке, либо отправляю в список «хочу купить». Несмотря на мои усилия, оба списка только пополняются новинками.
— Какова сейчас пятёрка самых играемых/любимых игр?
— Скорее, интересных мне на данный момент. Игры, в которые я бы сыграл сейчас: «Stone Age», «Elysium», «Траян», «Контейнер», «Dominant Species».
Кстати, раз уж вспомнили «Stone Age». С ней связана забавная история. В офисе «Звезды» долгое время в отделе маркетинга лежала коробка «Stone Age», которую мы растаскивали на брак. Когда в 2013 году «Звезда» прекратила выпуск игры, шутки ради мы с Денисом Басыровым торжественно похоронили эту коробку в цехе литьевых машин. Там как раз шёл ремонт, разруха, мы положили коробку в дырку возле кирпичной колонны, поставили картонное надгробие и сделали фото, а потом решили запрятать её под колонну и прижали кирпичом. Сверху строители положили плиты и залили бетоном. Коробка вполне могла сохраниться. Если будете в «Звезде», запоминайте: малый склад пресс-форм, дверь на склад, первая колонна справа.
— Ты назвал пятёрку самых играемых сейчас игр, а можешь назвать ещё пятерку своих игр на все времена (те, которые взял бы сейчас с собой на необитаемый остров)?
— На необитаемый остров я бы взял книги, но раз уж я уже на острове, и в сундуке, который выкинуло на берег, находятся настольные игры, то я бы хотел, чтобы там были: «Контейнер», «Wildcatters», «Dominant Species», «Плоский мир. Анк-Морпорк», шахматы.
— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
— Покупаю в разных местах, в основном это случайная покупка. Потому что, когда включаешь голову и переводишь стоимость коробки на кол-во упаковок подгузника — остываешь. Так что беру сразу, как только появляется желание.
— Сейчас, когда игры стали дороже возникла, система обмена играми — «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам?
— Нет, не участвовал. И не буду. Для меня ценна любая игра. Мне просто жалко отдавать ту или иную коробку. Каждая игра покупается по определённым причинам. Про каждую я могу рассказать небольшую историю. В этом смысле я барахольщик.
— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
— Регулярно читаю «Тесеру», благо на это есть расширение для браузера. Плюс, мои ленты в «ВКонтакте» и «Фейсбуке» настроены на сбор информации по настольному миру. Часто черпаю оттуда. Для меня важно мнение не блоггеров (при всём моём уважении), а игроков. Под любым обзором я больше читаю комментарии, чем сам обзор. Поправка на национальное «всёненависничество» — и вот готовое мнение об игре.
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?
— Да. Это настольная игра, которую я продюсирую в «Cosmodrome Games».
А если про личные хотелки, то у меня такой большой виш-лист... Поиграть бы в позапрошлогодние игры! О каких ожиданиях может идти речь!
— Если это не секрет, расскажи поподробнее про игру, которую ты продюсируешь.
— Ничего секретного. Есть творческая группа авторов — «Трёхгранник». У них есть отличная игра «Города и деревни». Это сплав разных евро-механик с лавинообразным влиянием каждого хода на все последующие. Вот над этой игрой мы и работаем. Те, кто уже был знаком с игрой, будут приятно удивлены. «Трёхгранник» доработал механику, добавив по нашей просьбе индивидуальные планшеты, с помощью которых можно сильно влиять на игру. Также мы изменили сеттинг и добавили много уникальных новшеств. Это коснулось как оформления, так и устоявшихся штампов в евро-играх.
— Какие планы у «Cosmodrome Games», в какую сторону компания планирует развиваться? Если есть возможность, можешь дать какую-нибудь эксклюзивную информацию о планирующейся к выходу игре, о которой ещё никто не знает?
Cosmodrome Games — это 10 сотрудников и море позитива! Направленность — пати-геймы и семейные настолки. Раз в год мы планируем выпускать по одной игре для гиков. По планам издательства скажу кратко. Мы хотим сделать огромное количество настольных игр, но сделаем сколько успеем)) Четыре игры в этом году будут от отечественных авторов. Проще всего приложить слайд, который я показывал на Партизанской игротеке.
— Какую из своих разработок в компании «Оригами» ты считаешь наиболее удачной?
— Большинство игр, которые я делал в «Оригами», предназначались для детей от 3 лет. Так что, как говорил мне Герман Тихомиров на «Граниконе-2015»: «Нельзя придумать игру для детей этого возраста». И это правда. Дети 3+ вообще не воспринимают правила. Подсчёт очков, порядок хода и т.д. — всё это не важно. Эмоции и «рукомахание» — вот залог успеха!
Самая удачная игра, по моему мнению — «Свинка Пеппа. Эмоции». Суть в том, что ребёнок берёт случайный жетончик, на котором нарисована одна из эмоций Пеппы. Эта же эмоция есть на поле. Ребёнок изображает эмоцию, а остальные игроки должны быстрее всех положить ладошку на поле, закрыв нужную эмоцию. Я считал, что придумал «Активити» для детей 3-х лет. Представляешь моё удивление, когда вышли «Маски монстров»?!
— Разрабатываешь ли ты сейчас какие-нибудь настольные игры? Если да, то есть ли планы по их изданию?
— Да, у меня две игры, которые я показывал на осеннем «Игроконе». Одна — это «Полезные ископаемые». Сейчас она переживает активные изменения и тесты. Думаю успеть подготовить её к «Граникону». «Полезные ископаемые» — это несложное евро про добычу ресурсов. Особенность игры в выборе действий и бирже, на которой постоянно меняется стоимость ресурсов. Вторая пока проходит переосмысление. Планы по изданию у каждого автора есть, но это уж решать издателю.
— Чего на твой взгляд не хватает нашим разработчикам для создания игр мирового уровня? Или это проблема состояния дел на нашем рынке?
— Скорее, второе. Наши авторы растут семимильными шагами. Но рынок готов проглатывать N-е количество коробок. Ни больше — ни меньше. Именно поэтому каждая присланная в издательство игра проходит анализ на западо-пригодность.
— Ты побывал на различных выставках настольных игр, можешь рассказать свои впечатления о каждой из них (хотя бы вкратце)? Насколько это нужное мероприятие для популяризации настольных игр? Достаточно ли проходит подобных мероприятий в нашей стране или лучше, чтобы их было больше?
— «Игрокон» — шумное, разрекламированное мероприятие с особой концентраций «этокакмонополия?».
«МИПЛ» — фестиваль для школьников Красноярска.
«Ролекон» — своя тусовка в свои игры среди своих.
«Игросфера» — атмосферная тусовка гиков в толпе детей. Вернулся бы туда ещё раз!
«Граникон» или «Ямщикон» — авторская тусовка с чашкой кофе в одной руке и блокнотом в другой.
Такие мероприятия нужны. По-хорошему в каждом крупном регионе должен проходить такой фестиваль. Они должны быть объединены в одну турнирную сетку и не пересекаться. Кроме Питера. Там фестиваль не нужен. «Hobby World» знает почему.
— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
— Это практически дать оценку деятельности своей фирмы. Ведь мы тоже занимаемся локализациями: «Suburbia», «Гластонбери», «Ла-Тортуга»... Я думаю, что нельзя оценить деятельность компаний хорошо или плохо. Сколько покупается игр — столько делается локализаций. Сколько готовы платить российские игроки — столько будут стоить локализованные игры. Здесь нет магии, сухие цифры.
Конечно, локализация для меня приоритетней оригинала. Стараюсь брать.
Я хочу увидеть локализацию «Контейнера». Чёрт, да я вообще хотел бы видеть игру на любом языке!
— В этом году набирает популярность издание игр с помощью систем софинансирования, как ты к этому относишься? Интересны ли тебе российские площадки софинансирования?
— А как к этому можно относиться? Плохо? Какие подлецы скинулись на новую игруху! Конечно, хорошо, за этим будущее. Российские площадки интересны, сроки бы выдерживали.
— Как ты относишься к «Кикстартеру»? Поддержал ли на нём какие-то проекты?
— Аналогично. Пока не поддерживал. Семейный бюджет — штука такая, семейный — значит, не твой.
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
— С целью формирования инфополя внутри сознания поверх будхического тела для повышения благостного состояния чакр.
— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
— «Булгаков, верни дизлайки!» (с). А если серьёзно, «Тесере» не хватает дружелюбного интерфейса для новичков. Это нам с вами всё понятно. А для новичка должна быть кнопка: «С чего начать?». Утрирую, конечно. Но если представить себя на месте человека, который случайно наткнулся на ресурс — это просто ад! Какие-то списки, колонки. Многое надо убрать и пересмотреть.
Лично я бы убрал лист «Покупаю» и заменил бы виш-листом или «Хотелки».
— Если запуск «Тесеры» 2.0 всё-таки состоится, что бы ты обязательно хотел увидеть в новой версии?
— Дружелюбный интерфейс.
— На твой взгляд, много ли способна «Тесера» дать новичку в мире настольных игр или тут не слишком дружелюбная обстановка, подходящая только для гиков?
— Обстановка как обстановка, не хуже, чем на любом русскоязычном форуме. Хоть мата нет — и то хорошо. «Тесера», в этом состоянии, пока даёт не больше специализированных интернет-магазинов. Потому что, ища отзывы по игре, новичок наткнётся на обсуждение механики или игровых нюансов, а иногда и просто ругань. Всё-таки «Тесере» нужно отделить отзывы об игре от обсуждений механики. Может, при выставлении оценки нужно обязательно написать отзыв, как в AppStore или на BGG? Это больше бы помогло новичку, чем: «А при разыгрывании заклинания «Плавятся мозги» варвар может использовать топор во второй фазе, если крит вышел на мага?».
— Есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
— На другие хобби не хватает времени. Скучаю по бильярду, сноуборду. Единственное, на что хватает время — это популярная наука. Утром закачиваю лекции — пока еду «на работу/с работы», слушаю. Заиграл бы во множество компьютерных игр: «Fallout 4», «Starсraft II». С ужасом думаю, что мимо меня может пройти «TES VI». Из фильмов предпочитаю научную фантастику.
Не знаю, относится ли это к хобби или нет. При работе на компанию «Оригами» приходилось часами пересматривать детские сериалы: «Фиксики», «Пороро», «Робокар», «Литл Пони», чтобы сформировать объективное предложение для лицензиара. И, конечно, чтобы настольная игра не была оторвана от идеи сериала. И вот еду я в метро, склонившись над экраном мобильника, досматриваю 5 сезон «My Little Pony». Поднимаю глаза, чтобы проверить станцию. А передо мной стоит старый друг из школы. Он переводит глаза от экрана на меня, потом обратно и не улыбаясь: «Девушка-то есть?».
— Играешь ли в планшетные/компьютерные версии настольных игр? Как ты к ним относишься?
— Да, стараюсь играть. Но никогда не покупаю. Исключением были «Колонизаторы». В 2013 году я впервые купил коробку «Колонизаторов» и принёс поиграть с родными. К моему удивлению, семья единогласно объявила, что игра скучная и не интересная. Я и сам понимал, что партия прошла вяло. До этого я ни разу в неё не играл. В попытках выяснить причину провала купил мобильную версию и пару месяцев провёл за игрой с ботами. Причина провала в семье оказалось в отсутствии обмена ресурсами. А это ключевой момент игры, о чём правила умолчали. Кстати, благодаря таким тренировкам я смог уделать Пегасова, Тапилина и Комарова в Красноярске на «МИПЛе». Чему несказанно рад))
Я думаю, что оцифровка настолок неизбежна. Это ещё один шажок к полному отказу от покупок физических коробок. Ещё десятилетие — и мы будем печатать настолки у себя дома на принтерах. Картон, пластик, дерево, металл — материал не будет иметь значение. Зашёл в браузер, выбрал игру, отдал пару долларов — и к вечеру у тебя лежит объёмный прототип шикарного качества.
— Напоследок какое-нибудь пожелание/обращение к тесеровцам.
— Друзья, желаю вам всегда находить время на наше прекрасное хобби — настольные игры!