-AdRiver-
Ifikl написал полтора часа назад к игре Brass. Бирмингем: # Ясно, так и преполагал. А еще вопрос - правильно ли мы поняли, что для...
Ifikl написал 2 часа назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # Теперь и я ставлю но более 300 коробок. Может и 400, но это предел.
Ifikl написал 2 часа назад к игре Gloomhaven: # Да уже полгода говорят, что у нас.
jet800 написал 2 часа назад к игре Чартерстоун: # Что мешает самим туда ходить? :)
Ifikl написал 2 часа назад к игре Gloomhaven: # Второй акт - сколько будет РРЦ? РРЦ каркассона кельтского (к стати, ка...
С миру по нитке [17.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прист...
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 

IvTuzovsky

Лилипуты против пигмеев: обзор «Tiny Epic Kingdoms»

24 октября 2016

Информация

добавить
игры Крошечные Эпические Королевства
Дата: 24 октября 2016
Оценка пользователей
8.1031
-

ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

 

К «Маленьким эпичным королевствам» я питаю особую, трепетную любовь. А всё дело в том, что в прошлом году об их существовании я не знал и на «Граниконе-2015» представлял нашу с Антоном Худяковым разработку под рабочим названием «Маленькая великая империя» («A Little Great Empire», причём неопределённый артикль был употреблён вполне сознательно). В общем, информация о таком совпадении названий вызвала у меня чувства сродни испытанным влюблённым сыном турецкоподданного: «И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика! А?» Украсть мою игру ещё до того, как я закончил её разработку! Потом, впрочем, выяснилось, что механики игр совершенно разные, да и название «Маленькой империи» стало соответствовать ей как подводной лодке «Малютка» в «Особенностях национальной рыбалки».

 

Ну да речь не о ней. Историю эту я рассказал лишь затем, чтобы объяснить, почему «Крошечные эпичные королевства» уже заочно вызывали у меня бурю иррациональных и противоречивых переживаний.

 

 

КОМПОНЕНТЫ

 

Итак, давайте вскрывать пациента. Игра, набравшая силами почти 9 000 бакеров почти 3 сотни тысяч оленьих шкурок на «Кикстартере», помещается в небольшой коробке. Внутри — бумажный органайзер. Он был бы удобен, если бы не отверстия по бокам. Я не люблю хранить деревянные компоненты в кучке зиплоков — это навевает на меня воспоминания о луке в колготах (но для тех, кому это нравится, GaGa заботливо положила их в достаточном количестве). Поэтому органайзер пришлось убрать, ибо древесина, естественно, канула в этих «карманах».

 

К исполнению деревянных компонентов претензий нет. А вот «картон» мог бы быть и потолще, уж больно бумажны планшеты рас, карты «вотчин», а также планшеты действий и строительства башни.

 

Синий мипл решил сбежать из общей свалки. Пока что далеко не вышло. Но пара энергичных движений коробкой — и он успешно осуществит свой побег из Литтл-Шоушенка.

 

Правила свёрстаны хорошо. Но вот их содержание... Ну, претензии к игровой терминологии — это вкусовщина. Просто «внутренний историк» протестует против сочетания в пределах одного текста таких слов как королевство и вотчина. Ну там домен, туда-сюда. Но вотчина?

 

Впрочем, повторюсь, это вкусовщина. А вот отсутствие пояснений некоторых терминов удручает больше, например, возникающая из ниоткуда «книга заклинаний» сперва ставит в тупик.

 

Разъяснение некоторых игровых ситуаций так и не было мной найдено (что происходит, если провинцией с «городом» в конце игры владеют 2 игрока?), описание свойства «Дракона» просто отвратительно. Ко второй партии мы готовились уже с чтением англоязычной технической литературы.

 

Претензия, очевидно, не к российскому локализатору, а к материнскому издательству, но осадочек остался.

 

 

ПЕРЕБОР ДВИЖКА

 

Механика претендует на звание «4X-евро»: eXpand, eXplore, eXploit, eXterminate. То есть подразумевается комплексность, лаконичность и абстрактность. Ну и изящество.

 

Сама игра вроде пытается влезть в прокрустово ложе «микрогейма», и если бы не несколько десятков деревянных компонентов, то ей, возможно, это бы и удалось.

 

Давайте разберёмся, как играть.

 

Основная цель игры — зарабатывать ПО. Пойнты капризной и своенравной Виктории игроки получат в конце игры за выставленные армии, высоту отстроенной башни (ага, все настольщики любят мериться высотой своих башен, это ещё с «Дженьги» пошло, видимо), глубину постижения магических наук, доминирование в «столичных» областях, а также за некоторые жетоны находок.

 

Башня, символизирующая альфа-игрока, выглядит самую малость по-фрейдистски. В аспекте сравнительных размеров, разумеется.

 

Каждый игровой раунд делится на 5 ходов. Активный игрок выбирает доступный пункт на карте действий и отмечает свой выбор специальным маркером. Затем, начиная с него, все игроки либо выполняют это действие, либо собирают ресурсы с оккупированных территорий. Потом следующий игрок выбирает следующее действие. Потом ещё и ещё, пока «у кролика совсем ничего не осталось». После этого карта действий расчищается и процесс начинается заново. Какие действия? Извольте!

 

1. Патрулирование. Означает, что вы можете переместить армию в пределах одной «вотчины» — игровой карты, на которой нарисована карта географическая. Ограничения есть, но тут уж лучше правила читать.

 

2. Поход. Армия с одной вотчины отправляется на окраинную территорию другой.

 

3. Строительство. Расходуем руду, строим башню. Каждый этаж башни, напомню, в конце игры принесёт всё возрастающее количество ПО.

 

4. Исследование — это, как ни странно, занятия богопротивным колдовством, а по сути — апгрейд расовых возможностей. Их пять на каждый крошечный народец и, по-моему, они явно дисбалансированны. Как по крутотенюшке самих возможностей, так и по размещению их на уровнях «книги заклинаний». (Агаааа! Книга заклинаний — это, оказывается, вот это вот поле слева на расовом планшете!) На прокачку хоббичьих умений варить эль, орочьих умений варить хоббитов и людских умений навариваться на всех инородцах расходуется, кстати, мана.

 

5. Мобилизация. Кормишь расовых подданных кукурузой — получаешь новую армию. Расходы возрастают линейно: за третью армию — 3 початка (игроки начинают с двумя армиями), за четвёртую — 4, и т.д.

 

6. Торговля. Обычно баш на баш и ресурс на ресурс. Объём торгов на бирже не ограничен правилами Центробанка, но проводить можно одну сделку зараз.

 

Вот они — «книги заклинаний». Миль пардон за правую фотографию.

 

Сбор ресурсов является общедоступным действием. Области бывают сельскохозяйственные, горные, ну и таинственно-магические леса, дающие ману (ПАЧИМУ?!). Есть ещё руины, где вы можете получить любой ресурс на выбор, но у них свои минусы и довольно ощутимые. Ресурсы приносят области, где стоят ваши армии. То есть 2 армии в одной горной области всё равно добудут только 1 руду. Да-да, генералы тут не только заставляют солдат строить дачи, но ещё и в штольнях ковырять землицу, и на полях ковырять землицу, и, видимо, в лесах ковырять землицу в поисках зелёных звёзд, которые символизируют местную магическую энергию.

 

Приблизительно вот так игра может выглядеть перед началом партии на 4 игроков. Впрочем, для простоты иллюстрации я не стал включать сюда планшеты рас ещё 3 игроков и перевернул большинство жетонов находок: в ходе игры они переворачиваются только после входа армии любого игрока в соответствующую область.

 

На этом правила заканчиваются и начинаются костыли. На самом деле многие из них представляют довольно изящные решения, но от этого степень абстрактности и очевидной добавленности этих решений исключительно во имя бога баланса и эквилибриума не уменьшается.

 

Так, например, нельзя ходить куда-то, где уже стоят 2 армии. «Мужчина, мест нет! Проходите дальше».

 

Ну, или, например, армия проигравшего отступает, если есть куда отступать. Оно и понятно, потеря армии в войне ужасна для этой игры. На новую надо же будет скопить зерна, мобилизовать и куда-то переместить, чтобы она начала приносить доход.

 

Попахивает костылями и от решения, что 2 армии на территории приносят ресурсов столько же, сколь и одна — понятно, что это подталкивает игрока к территориальной экспансии, но в целом смотрится, скорее, нелогично, чем изящно. Хотя если заморочиться, то обоснование придумать можно.

 

Кстати, о войне. Она в маленьких эпичных королевствах весьма условна и проходит в форме аукциона. Игроки берут 2d12 и, выбрав, каким количеством ресурсов они готовы поступиться, показывают цену конфликта. У кого больше, тот и Фрейд. Платят, увы, и победитель, и побеждённый. При этом на войну расходуется на самом деле безымянный военный ресурс (почему бы не окрестить его военкоматий или стратагемий?), который игроки приобретают по оригинальному курсу: 1 мана = 2 военкоматия, 1 руда = 1 военкоматий, 1 початок = 0 военкоматиев (но по-прежнему позволяет призывать армии и нужен только для этого; очередной привет инвентарю, необходимому людям с переломами или нарушениями фазомоторики?).

 

Игроки могут сачкануть от войны и выбросить белые флаги. Мальчишки-разносчики газет в этом случае радостно кричат: «Эльфы Бредердиля заключили альянс с Нежитью из Морандрея! Ящеры Фионарррии уже заявили свой протест на экстренной сессии Крошечного совета эпичной безопасности Организации Объединённых Рас!» Правда, разрушить альянс легко (если ваш соперник не хоббит), но стоит ли? Можно, по крайней мере, подождать до финала.

 

Сколь зрелищна война в этой игре! Кричали женщины «ура» и в воздух чепчики бросали!

 

Игра заканчивается, если кто-то ввёл в процесс все семь копательно-добывательных батальонов, построил пятиэтажную хрущевку aka «Башня» или исследовал книгу заклинаний аналогично до 5 уровня. Игроки ещё могут подрыгать верхними конечностями до тех пор, пока все 5 маркеров действий не займут свои места на соответствующей карточке, но потом наступает неотвратимый зе энд.

 

Можно, конечно, ещё рассказывать о правилах, но зачем? Они недлинные, проще один раз самому прочитать.

 

 

ТЕСТ-ДРАЙВ

 

Итак, каковы общие впечатления? После первой партии игра оставила чертовски странное послевкусие.

 

Мы сидели и не знали, что сказать. Кроме нюансов, правила ясны, играли бодро и почти без перекуров, партия не затянулась, конфликты присутствовали. Чего же не хватало? Фана... Этот трудноуловимый в объективы корреспондентов NatGeoWild зверёк упорно не желал подкрадываться как знаменитый дроздовский песец. Он мигрировал куда-то в сторону других свежеприобретённых коробок и тяфкал там: давай наконец откроем Ares Project, отложите уже это занудство!

 

У игры есть некоторый ароматический шлейф похожести на другие уже снискавшие себе славу настольные продукты.

 

Во-первых, мне она напомнила чем-то, с одной стороны, «Сан-Хуан» и Race for the Galaxy (не обольщайтесь, напряжением, динамикой и вариативностью последней здесь и не пахнет), а с другой — «Терра Мистику». Увы, сложность и комплексность последней тоже были принесены в жертву богу Микрогейминга. Возможно, получи игроки карты действий как в RftG (+ шестая фаза «Сбор ресурсов») с базовой и дополнительной возможностью (последняя для того, кто выбрал данную фазу) — и игра пошла бы более резво, напряжённо и конфликтно. Да и решения перестали бы быть такими прозрачными. Но это уже остаётся из серии «хочу-хочу-хочу» безо всяких надежд на успех. Если считаете, что стоит заморочиться и нахоумрулить, то я могу попробовать и потом отписаться в дневниках, как оно пошло. Но пилить чужой «кикстартер-хит» за авторов совершенно не хочется. Тем более, что в линейке маленьких и эпичных, как я понимаю, уже давно не только эта игра.

 

Краснокожий индеец в Квебеке. В ролях Теренса и Филиппа — Бильбо и Сэмуайз.

 

Из однозначных плюсов стоит отметить 5 минут на объяснение правил, почти всё понятно, играется бодро, конфликтные ситуации присутствуют, выбор у игрока всегда есть...

 

И тут же снова минус: но для каждого игрока этот выбор почти всегда так очевиден, что...

 

Войну мы не распробовали совершенно. Начиная с того, что она реализована в виде аукциона, заканчивая тем, что оставляет простор для кингмейкерства (особенно, под конец партии) такой, что Великая Степь сохнет от зависти до размеров одной маленькой Калмыкии. В нашем случае один из игроков оценил прелесть парафраза христианской ценности «да убоится муж жены своей»: за мелкую подлость в начале партии в конце её он поплатился лидерством.

 

Постоянно присутствует ощущение, что хочется чего-то ещё. В этой микро-4X-евро слишком много евро и слишком мало 4X. Развитие, как таковое, к сожалению, не ощущается.

 

Теперь то, что касается вариативности. У неё хороший потенциал: 13 карт рас, 8 двусторонних карт территорий. Но всё упирается в то, что, свойства книги заклинаний вашей расы выглядят, скорее, бонусами, чем особенностями, которые определяют стиль игры и стратегические и тактические решения. Простите за вульгарность, но для меня образцом area control (а это важная составляющая Tiny Epic Kingdoms) с расовыми особенностями является Small World. Игра за хоббитов или скелетов отличается друг от друга настолько, что складывается ощущение, будто это вообще две разные игры! (И да, при этом Small World — ну совершенное занудство по рутинности и однообразности игрового процесса) В крошечных королевствах этим, увы, и не пахнет.

 

Арт в игре на любителя. У некоторых может вызвать слезы ностальгии, но мне показался чересчур «наивным».

 

И под конец неожиданный вывод, и можете считать, что GaGa заплатила мне денег (эх, мечты, мечты...). После 4 сыгранных партий Tiny Epic Kingdoms мне по-прежнему любопытна. Я ценю изящество игровых решений / костылей и у меня упорно сохраняется ощущение, что я не раскрыл для себя весь потенциал стратегичности этой игры. (Она слишком евроооо-о-о! Случайности — корень квадратный из минус единицы! Поэтому я и считаю, что в ней есть некая убер-стратегия для каждой макроситуации в игре.)

 

В общем, если вы хотите, не утруждая правое полушарие, получить 4X-фана, то проходите мимо (правда, левое утруждать придётся — без логических решений, анализа и планирования это будет просто не 4X). Если же для вас eXplore — это не только открытие новой технологии или территории, но и исследование самой игры на предмет её возможностей, то Tiny Epic Kingdoms однозначно must have. Но на итоговые оценки это никак не повлияет:

 

Арт и дизайн: 7 из 10.

Качество издания: 7 из 10.

Абстрактность: 5 из 10 (всё можно притянуть за уши к теме и сеттингу, но иногда не очень-то и хочется).

Простота освоения: 8 из 10.

Быстрота партии: 8 из 10.

Динамичность: 3 из 10.

Глубина: Fx(з).

Игровой фан: 4 из 10.

Вариативность: 7 (?) из 10 (я просто не уверен, что такие «разные расы» действительно что-то глубоко меняют в каждой партии).

 

Вот и всё, ребята!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Gavzi написал полтора года назад: # скрыть ответы

Интересный обзор, который подметил особенности игры. Однако, как и во многих других обзорах Крошечных эпических королевств, складывается ощущение, что игра игралась пару раз. Понимаю, что игру можно не за хотеть пробовать дальше, но если сделать ещё пару шагов навстречу крошечным королевствам, то игра раскрывается совсем по-другому.

Крошечные эпические королевства оказались не такими очевидными, как казались в первой и даже второй партиях.

Отдельно отмечу, что механика ведения войны великолепна: самостоятельное выставление количества ресурсов, которое ты готов потратить на войну - это отличное решение сделать сражения весьма непредсказуемыми. Конечно, если ты богач и пошёл на бедняка, у которого ни гроша в кармане, то у последнего шансов не будет.

А вот когда сталкиваются богачи и середнячки, то уже бой становится любопытной задачей: конечно же, богач может выкатить столько очков войны, сколько средний класс заплатить не сможет, но ведь и середнячок может в таком случае показать белый флаг. Тогда богача ждёт неприятный сюрприз: да, он победил, но бабло потрачено, а другие армии врага рядом и непременно на следующем (или даже на том же) круге ввалят агрессору почти забесплатно.

Вот это тонкое психологическое противостояние двух сражающихся людей (тех, которые понимают, что воевать невыгодно, но порой полезно) добавляет в игру дополнительный фан, который, увы, сложно обнаружить с наскока.

Именно этим и проигрывают Крошечные эпические королевства другим, более очевидно-фановым, играм. Однако если вы каким-то образом с самого начала оказались предрасположенными к этой несложной игре, то она раскроет много интересных нюансов для игроков, не жаждущих чего-то сложного, но и не пренебрегающих игровому разнообразию.

IvTuzovsky написал полтора года назад: # скрыть ответы

Я сыграл более десятка партий на момент публикации обзора и не скажу, чтобы мое мнение об игре изменилось.
Боевка... хм, она психологична, спору нет, но в результате ее "интересность" очень зависима от самих участников, а не от механики. А цена ошибки слишком велика, чтобы игроки могли позволить себе просто "рискнуть", если нет ощущения азарта... а оно зависит опять-таки от характера участников.
В общем, игра на любителя, по моему мнению.

Gavzi написал полтора года назад: #

Согласен с вами: от состава участников зависит очень многое, и несколько партий в одной компании могут получиться изумительными по напряжению и общению, а в иной компании даже первая партия может показаться скучной.

Мне, наверно, почти всё время везло с компаниями, которые собирались на эту игру. Лишь единожды собрались те, у кого осталось ощущение затянутости партии.

cgcccp написал полтора года назад: #
Графоманская водища

Кровь из глаз. Простите.

Malgrim написал полтора года назад: # скрыть ответы

Обзор хороший, но в игре явно сломана боёвка, даже фикс с башнями, которые можно ломать, из аддона не сильно помогает - воевать тут - только лить воду на мельницу игроков, не участвующих в конфликте. В принципе, отца русской демократии могла бы спасти система дипломатии, но она тут в состоянии противозачаточном - максимум можно договориться о совместном использовании какой нибудь вкусной территории, или сообразить пакт о ненападении, но и только. Расы тоже показались изрядно дисбалансными. А жаль, задумка очень интересная.

IvTuzovsky написал полтора года назад: # скрыть ответы

вроде следующие игры серии бодрее смотрятся. Вот и думаю, купить для коллекции или нафиг-нафиг?)))

hickname написал полтора года назад: #

Defenders ругают, их бы я не брал. Остальные по желанию.

Padmasambhava написал полтора года назад: #

Я делал обзор по серии. Скоро буду вторую часть пилить:
http://tesera.ru/user/Padmasambhava/journal/648064/

ivan111 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Буду краток:
1) Обзор отличный.
2) Игра скучная.

IvTuzovsky написал полтора года назад: # скрыть ответы

1) Спасибо:)
2) Увы, да, не хватает для фана чего-то еле уловимого... хоть толики нестабильности какой-нибудь, неприятной неожиданности, случайности. В общем, игра попыталась впрыгнуть в усохшую шкурку Терры Мистики, но потеряла при этом разнообразие. Хотя ооооочень старалась, как те два динозавра-самца на Ноевом ковчеге

ivan111 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Мы промучились 2 партии в ТЕК. С некоторой опаской раскладывали "Восьмиминутную империю", но игра оказалась очень бодрой (динамика, конфликты, стратегические решения, постоянный выбор между экономией денег и желанием купить только вышедшую (и потому дорогую) карточку! Всем теперь рекомендую в качестве микростратегии. В отличии от.

IvTuzovsky написал полтора года назад: #

Все не порекомендую. Лично знаю несколько человек, кого эта игра (EME) просто бесит=)

IvTuzovsky написал полтора года назад: #

пардон, сказано было в том смысле, что не порекомендую ВСЕМ. А так, да - отличный area-control с плюшками. Мне нра, думаю "Легенды" взять=)