| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
Эта статья является переводом части статьи с boardgamegeek.com под названием Matrix Quick Start Guide to Cry Havoc, созданной пользователем Cedric Chong (maxixe).
Оговорка: эта статья предназначена помочь новичкам. Я сыграл всего 9 партий в игру на дату написания статьи. Я не буду удивлён, если в ближайшие недели кто-то придумает лучшие советы и стратегии. Я не буду удивлён, если окажусь неправ. Надеюсь, что кто-то сочтёт этот раздел полезным.
| Маневренность Найм Стройка Подкрепления Управление колодой Получение ПО Сила нападения Простота игры |
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ [♦ ♦ с Veteran Forces/Recon Forces] ♦ ♦ ♦ ♦ [♦ ♦ ♦ ♦ ♦ со Scouting] ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ |

Среди четырёх фракций Людьми легче всего играть. Их преимущества прямолинейны. Во-первых, Люди могут использовать свою стартовую способность, чтобы сбросить одну карту из руки и получить ПО за каждый жетон контроля Людей на поле. Во-вторых, Люди — единственная фракция, которая может получить контроль над территорией без боя (использование Аэродрома позволяет получать контроль над территорией, даже если там лежит жетон боевого отряда Трогов — прим. переводчика).
Люди и Троги, как правило, сильнее в начале игры. Для сравнения, они могут проводить экспансию быстрее, чем Машины и Пилигримы.
В моих партиях Люди, как правило, становились слабее с ходом игры. Особенно, когда вы встречаетесь границами с другими игроками, Машины и Троги способны бросить вызов Людям.
Один из самых больших недостатков Людей — невозможность выставлять подкрепления на карту нигде, кроме штаба. У Машин есть Фабрика (Factory), у Пилигримов Силовая Сфера (Power Orb), чтобы вводить отряды прямо на поле, используя действие строительства. Троги могут легко двигаться по всей карте, используя тоннели, а также добавлять отряды Бассейнами размножения (Brooding Pool), могут увеличить дальнейшее восстановление отрядов своей первоначальной способностью и могут рождать дополнительные отряды, когда кто-то входит в регион с жетонами боевых отрядов Трогов.
С другой стороны, Людям нужно потратить 2 действия и хотя бы 2 карты (а чаще 3 или 4), чтобы нанять отряды в штабе и подвигать их в следующий ход.
Из-за этого иногда более выгодно захватывать заложника и убивать отряды, когда вы сражаетесь против Людей, даже если вы могли бы выиграть контроль над территорией. Особенно, когда в этот ход не будет подсчёта очков. Убивая большое количество отрядов Людей, вы заставите их тратить 2 хода в следующих раундах, чтобы нанять отряды и подвигать их. Даже если Люди получают контроль в этой битве, если вы не потеряете отряды, вы можете легко отбить потерянный регион в следующем раунде.
Например, у Людей есть 3 отряда. Вы захватываете одного в заложники и убиваете одного. Люди получат 2 очка за получение контроля над территорией. Однако вы тоже получите 2 очка в этом раунде. И кроме того, Людям нужно будет потратить 2 очка, если они захотят спасти заложника. И в следующем раунде вы можете атаковать и легко победить оставшийся отряд Людей, получив ещё 2 очка. Также вы можете захватить оставшийся отряд Людей в заложники.
Следовательно, хотя Люди могут быстро развиваться, бои далеко от штаба могут им дорого стоить.
Из-за этой слабости для Людей особую ценность представляет карта местности с Поддержкой с воздуха (Air Support). Это сильная карта, на мой взгляд, самая сильная из всех. Она представлена во всех 4 колодах карт местности. Их можно тянуть только случайно (тянешь 2, оставляешь 1). Если Люди получат 1 или 2 карты Поддержки с воздуха в колоду, это, однозначно, поможет им исправить свой недостаток.
Другая карта местности, которая может быть полезной для Людей — это Смена приоритетов (Shifted Priorities). Она позволяет выполнять бой в обратном порядке, снизу-вверх, сначала выполняя убийства. Используйте это в бою с маркерами Артиллерии. Это может застать противника врасплох и привести к его полному уничтожению. В определённых случаях это может помочь Людям выиграть контроль и получить очки за убийства.
Люди получают значительное преимущество, если находятся первыми на треке инициативы.
Во-первых, Люди (и Троги) — это быстро развивающаяся фракция, они получают много ПО от ранних подсчётов очков. Если они ходят раньше, то это повышает их шанс запустить подсчёт очков прежде других игроков.
Во-вторых, сооружения Людей Артиллерия и Дозорная башня могут быть активированы только превентивно. Они могут добавлять жетоны только в небоевые регионы. Чтобы сделать это, нужно быть первым на треке инициативы.
Играйте мудро, Люди достаточно гибкие. Эта фракция прощает ошибки. Люди отлично подходят для новичков.