Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
игры |
011 - An Adventure with Therion
|
компании |
Pandora's Box Studio
|
Дата: | 28 февраля 2012 |
8.3321 |
- |
Здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию небольшой обзор настольной игры «011» — новинки от Марко Валтриани, итальянского гейм-дизайнера. Игра создавалась в сотрудничестве с группой «Therion» (шведские старички-металлисты, играют аж с 1987 года, любят мифологические темы и с удовольствием добавляют симфоническое звучание), что уже может привлечь внимание; ну а солидная порция стимпанк-стилистики (там есть ШЕСТЕРЁНКИ!!!), которой щедро приправлена настолка, и подавно вызывает вопрос: ядерная смесь, или бессмысленный китч? Попробуем разобраться.
Для начала — о сюжете. Действие происходит в 19 веке: некий учёный, разбирая неизвестную поэму известного скандинавского скальда Снорри Стурлусона, обнаружил, что ровно через 12 часов (!) начнётся не что иное, как Рагнарек (да, скандинавский конец света!), но его можно предотвратить, если найти некоего Избранного и особый артефакт — некий Орган (музыкальный инструмент такой), на котором этот Избранный должен исполнить особое музыкальное произведение — Песнь Сотворения; эту Песнь ещё тоже предстоит сочинить. Ах да, а действие-то происходит в итальянском городе Турине... Так что от сюжета сразу повеяло клиникой: Снорри Стурлусон мог что-то знать об органе? Музыку, предотвращающую Рагнарек, сразу понятно, как сочинять? Рагнарек разразится через 12 часов после прочтения рукописи... и всё это в Турине??? Понятно, откуда тут музыка (и кто бы против), понятно, откуда скандинавские мотивы, даже понятно, откуда в игре Турин — но всё это вместе взрывает мозг. Ну и ладно. Завязка даёт представление о том, что надо сделать, большего от неё не требуется. Проехали.
Собственно, уже в этом месте можно сделать небольшое пояснение. «011» — это евроигра в чистом виде (за исключением одного момента, о котором позже). Т.е., как и в случае с любой евроигрой, её можно перенести в любой сеттинг, и от этого механика ничуть не изменится. Например, действие могло бы происходить в далёком будущем, учёный расшифровал бы послание со звёзд о внеземном вторжении, и мы бы искали Пятый элемент, попутно собирая части супер-пушки, которая бы остановила вторжение. Было бы так же... ммм... логично.
Теперь поговорим о механике. Нет-нет, я не собираюсь излагать полностью правила (кстати, они небольшие и вполне усваиваются с первого раза), просто коротко обрисую то, что происходит во время игры, а также подчеркну показавшиеся мне нестандартные моменты.
Итак, есть поле, которое представляет собой карту Турина, поделённую на кварталы — по ним можно перемещаться как угодно, никаких расчерченных дорожек. Есть 8 персонажей, которые перемещаются по полю. И есть от 3 до 6 игроков — это НЕ персонажи игры, они играют... ну, скажем, сами за себя. Т.е., здесь первая неожиданность: игроков на поле нет, все персонажи игры — пешки в руках игрока, и он может влиять на каждого из них. Но именно игроки, «невидимые кукловоды», сочиняют Песнь, ищут Орган и Избранного и собирают их вместе — с помощью персонажей на поле.
В игре 11 ходов, отмечаемых часами, каждый ход поделён на фазы, каждую фазу игроки проходят по очереди. Порядок хода устанавливается на каждый ход заново с помощью аукциона. В качестве «валюты» в игре используется главная ценность — время: в начале игры каждый игрок имеет 45 условных единиц действий (или времени), которые расходует на все действия в игре: передвижение, торговлю за порядок хода и т.д. В игре есть способы экономить время: транспорт может облегчить передвижение, а один из персонажей может даже понемножку его восстанавливать.
В первую фазу «ходит игра»: вытягивается некое событие (которое, кстати, никаким событием и не является — просто слегка изменяются правила на этот ход, например, запрещено брать конкретного персонажа или другой персонаж получает бонусы при активации). Во вторую фазу происходит аукцион за порядок хода (тут можно торговаться не обязательно за первое место — часто игра предоставляет бонусы, например, третьему или даже последнему по счёту игроку). В третью фазу — собственно сами действия: игрок выбирает персонажа, помощью которого хочет воспользоваться, и ходит им. Все 8 персонажей имеют свои свойства: кто-то сочиняет музыку, кто-то быстрей ходит, кто-то помогает найти Избранного; если персонажа перехватил другой игрок, то в этот ход задействовать его уже нельзя. Помимо свойств персонажей, игрок задействует также возможности текущего хода — они определяются с помощью шестерёнок, которыми уже, можно сказать, прославилась игра (да, там есть ШЕСТЕРЁНКИ!!! Три шестерни, скреплённые между собой и прикрученные к полю, которые каждый игрок обязан вращать во время своих действий; шестерни разные по размеру и выдают поэтому разные комбинации каждый раз. Стимпанкеры тают от счастья))).
Собственно, из нюансов механики хотелось бы отметить пару моментов. Во-первых, поиск Избранного. Дело в том, что избранным является один из 8 персонажей на поле. В начале игры каждому игроку даётся по 1 карте персонажей — это точно НЕ избранные (т.е., получив карту на руки, вы уже можете исключить из поисков 1 персонажа). Одна из оставшихся карт кладётся под доску — это как раз и будет Избранный. Далее, на руках у каждого игрока также есть по 4 карты «супердействий» — карт, которые дают особые преимущества в ходу; так вот, их рубашка идентична картам персонажей. Если игра или персонаж позволяют, игрок может вытащить наугад несколько карт у другого игрока из руки и посмотреть их — так он может вычислить ещё одного «неИзбранного». Казалось бы, а почему всем не раскрыться в начале игры и таким образом поскорее предотвратить Рагнарек? А дело в том, дорогие любители «Аркхэма», что в европейском апокалипсисе каждый играет за себя, и выигравший может быть только один (такие правила))). Собственно, в этом и интерес: раньше всех вычислить Избранного, довести его до Органа и протрубить победу.
Второй момент — поиск Органа. На поле есть особые, «мистические» локации, в небольшом количестве; и время от времени игроки тянут особые тайлы, которые обычно дают некоторые бонусы, а могут и обозначать просто данные локации. Если вы ходите последним, то имеете право выложить такой тайл на специальное место на доске, чтобы обозначить, в какой части города относительно данной локации находится Орган (вам за это ещё и бонусов дадут). Т.е., с каждым выложенным тайлом локации место Органа на карте уточняется, и с последним тайлом вы просто выставляете Орган (а для него есть специальная фигурка) на какой-либо квартал в получившейся зоне.
Наконец, когда всё уже вроде понятно, и игроки настроились на обычное вроде для еврогеймов соревнование (перехватываем друг у друга инициативу и нужных персонажей, экономим ресурс, идём к победе), игра выкидывает коленце, достойное Battlestar Galactica. На исходе 5 часа в игре появляется Фенрир.
Фенрир, если что — это такой мифический волк, который с началом Рагнарека начнёт пожирать всё в мире. Так вот, один из персонажей в игре становится одержимым Фенриром — тот стремится обрести своё воплощение, а для этого ему нужно, как ни странно, сочинить свою Песнь (покороче), поймать Избранного и, видимо, сожрать его)). Кто из персонажей Фенрир — знает только игрок, которому досталась особая карта (эта карта раздаётся в конце 5 хода, до этого игрок играет как все). Теперь для игрока, который знает о Фенрире, задача меняется: он должен, сочинив Песнь, довести «одержимого» персонажа до Избранного. Учитывая, что персонажей любой игрок двигает как хочет (зачастую ориентируясь на бонусы, которые они предоставляют), охота представляет собой далеко не лёгкое дело.
Самое интересное, конечно, состоит в том, что если до 12 часа никто из игроков не успел довести своё дело до конца, то проигрывают все — и Фенрир, поскольку не успел воплотиться до начала Рагнарека.
Подводя итог по механике, хотелось бы заметить следующее: перед нами евроигра, в которой ставится нетипичная для остальных евроигр задача. Обычно мы просто набираем очки — кто больше, тот и молодец; здесь же либо выиграл, либо проиграл, никаких вам вторых мест. Занятно.
Пару слов о компонентах. Всё выполнено на высшем уровне — плотный картон, отличный арт, очень точно выдержанный стимпанк-стиль. Даже пресловутые шестерёнки крепятся к полю не пластиковыми втулками, как, например, стрелки в Runewars, а латунными винтами на резьбе! А поле с прикреплёнными к нему шестернями складывается так, чтобы они оказались снаружи и отлично легли в коробку. Пластиковые фигурки персонажей и Органа выполнены хорошо — на подставках даже есть руны, которыми обозначается каждый персонаж на картах, чтобы не перепутать; правда, мы пришли к выводу, что руны хорошо бы покрасить поярче, чтобы не вглядываться каждый раз. Наконец, сами персонажи представлены на картах в виде фотографий — для них позировали участники группы «Therion».
Большим плюсом игры для нашей аудитории также будет тот факт, что игра полностью языконезависима. В игре нет ни одной надписи — всё обозначено пиктограммами, пиктограммы выучиваются после пары ходов — вспоминаем «Борьбу за Галактику».
Минусом можно назвать довольно большой даунтайм. Вроде бы и действий игроку отведено немного, а вот поди ты — как начнёт планировать, да так ещё и каждый, так полкомпании и уходит на перекур. Причём эта проблема почти нерешаема: меньше чем вчетвером играть вообще не так интересно (в этом случае нет Фенрира!!!), а планировать свои действия во время хода других игроков не всегда удаётся — неизвестно ведь, на кого из персонажей можно будет рассчитывать.
Наконец, для самых терпеливых скажу пару слов о стимпанк-составляющей игры. Наш товарищ, который игру приобрёл, взял её именно по причине «стимпанковости» — причём оценивал эту составляющую чисто визуально, о самой игре мы тогда мало что знали. Так вот, чисто визуально с точки зрения стимпанка игра выглядит на твердую «5». Костюмы персонажей, эпоха, поле, транспорт — дирижабли, железная дорога, трамвай, арт на картах, ШЕСТЕРЁНКИ!.. Но следует честно признать, что, кроме визуальной составляющей, стимпанка в игре не чувствуется. И, как мне кажется, это не беда данной игры — это проблема евроигр вообще. В них механика универсальна — это прекрасно, но она же не даёт никакой привязки к сеттингу, никакого погружения в атмосферу. Насколько хороша «Борьба за галактику» в смысле механики, настолько же она безлика в самой сути — после пяти игр уже просто сидишь и вычисляешь комбинации, глядя на иконки, а не борешься за галактику. Даже игроки, честно отыгрывающие атмосферу просто ради удовольствия, после нескольких партий приходят к тому же самому. Ещё раз подчеркну: это не минус евроигр, и «011» в частности, это их особенность, которую нужно иметь в виду.
Пока что мы сыграли всего раз, и мне сложно говорить о балансе в игре (кому легче выиграть — Фенриру или простым игрокам?). На первый взгляд игра очень сбалансирована и обладает рядом нестандартных механик (ШЕСТЕРЁНКИ!!!). Знать Избранного примерно к 6 часу — не проблема, если только уж совсем не везёт; далее начинается жуткая гонка на аукционах и сказывается правильный менеджмент оставшегося времени. Довольно жёсткий подход к игрокам (неправильно определил Избранного? Вон из игры. Кончился запас времени? Прочь с поля!) может доставить неприятные минуты тем, кому иногда хватает и второго места. Отлично выдержанный стиль оформления радует глаз; однако если вы хотели именно стимпанковского геймплея — скажем, изобретения, конструирование, добыча и переработка ресурсов, пираты на дирижаблях и сражения с помощью паровых гаубиц, — то этого здесь не ищите. На данный момент я бы оценил игру в 8 баллов из 10 — за стиль, качество и собственные находки.
Все фото взяты с сайта boardgamegeek.com.