-AdRiver-
Meerple написал 3 минуты назад к новости С миру по нитке [16.11.2018]: # Нам в пятый раз пытаются продать Кросмастер? :/
zlobno написал 6 минут назад к мысли на тему Гранд-Отель Австрия как индикатор "зажратости": # Ууууу... а еще Тесеу обозвали уголком пенсионеров.
MiltoLab написал 14 минут назад к мысли на тему Гранд-Отель Австрия как индикатор "зажратости": # в цифровом варианте только тетрис интереснее для меня :)
Wulkuw написал 15 минут назад к игре Баталия: # https://boardgamegeek.com/filepage/8306/battlelinesdoc
zlobno написал 16 минут назад к мысли на тему Гранд-Отель Австрия как индикатор "зажратости": # Я в детстве в шахматный клуб ходил, приходилось тащится в другой конец...
С миру по нитке [16.11.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» вып...
Портал в мир приключений [15.11.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
Добро пожаловать в город Рейкхольт!
«Лавка игр» объявила соревнования исландских фермеров открытыми!
Голосуем кошельком [15.11.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Истории осаждённого города». Предзаказ
Долгожданное дополнение к игре «Это моя война» уже на сайте Crowd Games.

Slim_Slam_Snaga

До новой встречи в Порт-Котон. Обзор настольной игры Carthago: Merchants & Guilds

06 февраля 2018

Информация

добавить
игры Carthago: Merchants & Guilds
персоны Bernd Eisenstein
Дата: 06 февраля 2018
Оценка пользователей
8.9850
-

 

      «Мы снова увидимся в Порт-Котон», — поёт французская певица ZAZ. Любители Клода Моне и просто знатоки географии без запинки скажут вам, что Порт-Котон находится на острове Белль-Иль (тот, что раньше назывался островом Жозефины), который в Бискайском заливе, и известен по книгам Дюма, крепости Вобана и прочая, и прочая. Однако ж заявлен обзор игры на тему Карфагена. Связь? Дело в том, что «котон» — это ещё и вид искусственной внутренней гавани круглой формы (как сосуд-непроливайка для масла), что в городе царицы Дидоны использовалась в военных целях.

 

      Забегая вперёд отмечу, что тема котона авторами полностью и соблюдена, и выражена доступными способами —комплектация игры содержит мини-планшет военной гавани, планшет действий представляет собой рондель, из центра которого выдавливается круглый жетон первого игрока (резиденция суффета, что наблюдал за порядком в карфагенской гавани). Мелочь? Безусловно, но именно такие мелочи создают атмосферу, позволяют оценить внимание авторов к деталям и нюансам, уверенно говорить о наличии темы в подобных играх европейской (немецкой) школы.

 

 

      Именно визуальная составляющая заставила в своё время внести игру в свой вишлист. Уверен, что многие со мной не согласятся и скажут о весьма посредственном арте («то ли дело Менцель!»), но для меня Carthago практически идеальная игра с точки зрения оформления (не зря в каждой коробке лежит визитка бюро, ответственного за художественную часть проекта) — это и правильные иллюстрации, и тона, и пиктограммы. Всё на своем месте, нужные акценты сделаны. При этом арт на коробке сделан Odysseas Stamoglou (Among the Stars, Teotihuacan: City of Gods  и др.) — из глубины веков открывается «окно» и мы можем видеть Карфаген, гавань, богатого торговца (или того самого суффета?). Понятный «месседж» и ещё один плюс создателям настольной игры. Внутреннее оформление — это заслуга Christian Opperer, австрийского иллюстратора, что большинству настольщиков толком и незнаком (знатоки с трудом вспомнят Cafe Melange да наклейки для миплов Spielmaterial). Итог такого скрупулёзного подхода — это самое «верю!», это явственное ощущение самого себя героем «Саламбо», написанного Флобером полторы сотни лет назад. (Отличный вопрос для ЧГК получился бы: «Что объединяет Альфонса Муху, Филиппа Дрюлье и Модеста Петровича Мусоргского?») Меня такие вещи вдохновляют, заставляют искать информацию по данной тематике, узнавать что-то новое. Особенно, если это блайндбай, который берёшь на удачу, а случай с Carthago именно такой.  

 

 

      Игра Carthago: Merchants & Guilds вышла в прошлом году и была представлена на выставке в Эссене. Официально является модифицированной версией Porto Carthago 2010 года. Вы что-то знаете об этой игре? Я вот тоже… Между прочим, автором первой версии единолично считается Бернд Айзенштайн  (Alea Iacta Est, «Грузи и вези», «Пелопоннес» и т.д.). Судя по всему, игра явно не взлетела — и спустя почти десять лет вышла вторая версия, которая несомненно лучше во всех отношениях (мои персональные благодарности Ralph Bienert, второму номинальному автору Carthago). На фотографиях прототип лаконично и точно называется Cardthago; вторая версия — это прежде всего карточная игра, построенная на использовании мультифункциональных карт.

 

 

      На данный момент у игры рейтинг БГГ 7,2. при 55 оценках. Причём мнения варьируются от «зашкварный шлак без темы и полный рандом» до почти джобсовского «эмэйзинх!». Многие недовольны качеством, и это сущая правда — карты тонковаты, а планшеты игроков кривоваты, кто-то лютует относительно арта (сорян, бро, «Серп» в другом треде), но есть и те, что судят об игре по геймплею, закрывая глаза на недочёты. Я в числе последних, хотя процесс надевания протекторов на почти 150 игровых карт Carthago не принёс мне никакого удовольствия. Per aspera ad…

 

 

      Завязка игры достаточно проста: игроки выступают в роли карфагенских купцов, что борются за влияние в «Новгороде» пунов. Для победы требуется набрать максимальное количество победных очков за 15 раундов, сгруппированных в три «декады». Не обольщайтесь, это очень и очень мало, так как в один раунд игрок зачастую совершает лишь одно действие и в редких случаях два-три. Игра от вас требует чёткого планирования на всю декаду с несколькими запасными вариантами развития. Ошибка и просчёт в этой игре стоят дорого — неправильный выбор действий, и пару раундов вы можете просто отбывать свой номер, не имея возможности серьёзно повлиять на ситуацию на поле и дожидаясь новой декады.

 

 

      При таком темпе авторы совершенно правильно оставили только финальный скоринг. Он достаточно любопытен: игрок получает очки как за полученные достижения (тут и сет-коллекшен товаров и кораблей, и просто победные очки, и награды за развитие резиденции, и т.д.), так и за суммарное влияние, которое образуется в результате перемножения количества кораблей в личной флотилии на места в торговой гильдии (есть на личном планшете а-ля «Ганза Тевтоника», и на специальном планшете, куда ставим свои фишки за деньги). Приличный игровой счёт начинается от 30 победных очков, мой максимум — 64 очка, из которых 36 пришлось на влияние (шесть кораблей, помноженные на шесть мест в гильдии). Максимальный счёт, о котором я слышал от авторов, — более 70! Поверьте, огромная цифра в этой игре.

 

 

      Игровой процесс сводится к выбору действий на «ронделе» путём розыгрыша карт из руки. Их два вида — базовые, что содержат лишь пиктограмму действия, и торговые карты, которые служат и товаром, и деньгами, и могут использоваться для выбора действий.

 

      Всего в игре пять действий:

  • рынок: получаем карты товаров с рынка;
  • резиденция: за сброс карт с руки снимаем диск с одного из трёх столбцов, прокачивая свою военную мощь или получая места в гильдии (полученные диски используются для размещения в порту или гильдии, а полностью пустой столбец — это ещё одно место в гильдии);
  • торговый порт: размещаем диск в торговой гавани;
  • военный порт: размещаем диск в военной гавани;
  • доставка в порт: совершение действий в порту.

 

 

      Помимо фишек игроков (или NPC, что мешают жить и заставляют тратить дополнительную карту при выборе действий) на «ронделе» размещены две фишки гильдии, которые позволяют сделать дополнительное действие — за деньги (то бишь сброс карт из руки) можно занять место в торговой гильдии или встать на одно из доступных мест достижений этой декады. Для этого используются те самые диски с личного планшета, которых на всё не хватает. Carthago в этом плане весьма кризисная игра — вам вечно нужны то карты, то жетоны, то время, и как только игрок почувствовал вкус игры, более или менее развился, то закончился пятнадцатый раунд. Увы!

 

 

      Самый смак игры — это всё-таки порт; здесь размещены торговые корабли, что можно «зафрахтовать» в свою личную флотилию, здесь же можно пуститься в рискованную военную экспедицию и испытать свою удачу.

 

      Каждая карта корабля содержит:

  • пиктограмму товара, что вы тратите, когда его нанимаете;
  • эффект, который можно использовать на протяжении игры;
  • уровень опасности (важен для сражений);
  • «грузоподъёмность» (сколько товаров принесёт вам корабль, если вы его наймёте или захватите).

 

 

      Собственно с торговой гаванью всё просто: игрок выбирает место в доке, где стоит его фишка, сбрасывает нужный товар и забирает соответствующий корабль, а также товары с верха колоды на сумму, равную или больше грузоподъёмности (если на корабле нарисована «5»,  можно взять «3» и «2», а можно «2», «2», «2» или просто «6»).

 

      С войной чуть сложнее: игрок сбрасывает любой ресурс из руки и открывает верхнюю карту колоды кораблей, сравнивая уровень опасности корабля со своей военной мощью. Если равно или меньше, то победа — корабль захватывается игроком (только должен быть перевёрнут и будет неактивным какое-то время), а его груз достанется игроку (также вскрываем карты товаров с верха колоды). Если больше, поражение — игрок берёт только карту товара с верха соответствующей колоды.

 

      Однако независимо от результата сражения игрок может поставить свою фишку на доступное место достижений, заплатив соответствующую цену.

 

      Важным нюансом является то, что игрок может активировать обе гавани, выбрав порядок их активации. Так можно получить сначала нужный корабль среди торговых, а потом попытать удачу в пиратском набеге, или сначала пуститься в приключения, надеясь на успех или хотя бы пополнение руки, а затем уже гарантированно получить торговый корабль.

 

 

      Вот, собственно, и весь игровой процесс: планирование действий, прокачка личного планшета в духе «Ганзы», правильное размещение фишек в порту и гильдии, получение карт кораблей, что принесут вам победные очки и расширят возможности (тут и повышение военной мощи, и экономия ресурсов, изменение порядка кораблей в порту и многое другое). То же самое проделывают и ваши оппоненты, уводя из-под носа нужные корабли или заставляя тратить лишние карты при выборе действий. Прямого взаимодействия нет, но подлости делать можно (и нужно).

 

      Поначалу кажется, что военная сила предпочтительна и без неё победить невозможно, однако это не так. Пока один игрок будет развивать свою военную мощь, другой дважды сходит в торговую гавань и возьмёт себе лучшие корабли по грузоподъёмности или эффектам. Уйти сразу в торговлю, игнорируя котон? Если в стартовой руке есть кедр, а в гавани стоят нужные корабли, то имеет смысл уйти именно в силу, имея возможность за одно действие активировать обе гавани, занимая места с достижениями и покупая «кресла» в гильдии.

 

 

      «Вкусная» и безусловно интересная игра, но не для всех. Оформление очарует явно дизайнеров-профессионалов и «гиков-эстетов», а игровой процесс отсечёт широкие массы общественности. Carthago, повторюсь, не прощает ошибок, требует максимальной сосредоточенности на своих действиях и прогнозировании действий оппонентов, держит в постоянном ожидании наступления грядущего раунда. Не всем это понравится. Из чего-то похожего могу вспомнить только «Конкордию» — и то, если вы играете дуэль с человеком, что считает всё и вся, постоянно обрубая все ваши варианты развития. Уверен, что большинство упрекнут в излишней сухости и отсутствии темы («заменим корабли на космические шатлы!»). Всё это так, но позвольте напомнить, что сейчас не так много игр, что не ломаются после пятой партии или предлагают серьёзное состязание продолжительностью в час. Игра хорошо масштабируется на любое количество игроков, интересна после десятой и двадцатой партии, хотя и требовательна к игроку. Так что, если ищете что-то нестандартное и реиграбельное, обратите внимание!

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Alxndr1978 написал полгода назад: # скрыть ответы

10+. Информативно, умно и стильно. Снимаю шапку

ReadyGun написал полгода назад: # скрыть ответы

Поддерживаю, образец обзора! Как бы так научиться писать...

Alxndr1978 написал полгода назад: # скрыть ответы

Говорят, для этого нужно много читать качественных текстов

ReadyGun написал полгода назад: #

Я б почитал качественного

ludofan написал полгода назад: # скрыть ответы

Отличный обзор и замечательный арт у игры!

Slim_Slam_Snaga написал полгода назад: #

Спасибо за фото;)

Pandem написал полгода назад: # скрыть ответы

Прекрасный обзор! Не могу сказать, что игра интересна (моменты с правилами читал по диагонали), но стиль, подача и наполнение на отлично!

Pandem написал полгода назад: # скрыть ответы

P.S. Не хватает только выровненного по ширине текста :)

Slim_Slam_Snaga написал полгода назад: #

Да, с шириной текста беда...

oranged написал полгода назад: #

Говорят, местный главред ненавидит выравнивание по ширине... И заставляет выбирать: либо оно, либо отступы в начале абзацев.

P.S. А сам вообще не пользуется ни тем, ни другим.