-AdRiver-
Brahman написал полторы минуты назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # За 9 я потом с рук возьму, все ОК)
Brahman написал 3 минуты назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # За 9 я потом с рук возьму, все ОК)
vladdrak написал 6 минут назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # Вот с моей колокольни не понимают КР специфику своего продукта. Сказал...
DareDevil написал 15 минут назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # прям так и со всеми скидками? У них бывают такие лоты на которых русск...
DareDevil написал 18 минут назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # сколько ждали, еще 1 день подождём. Уже не решает. Ориентир уже есть -...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
На экранах [14.08.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...

balury

Обзор второго издания «Эволюции» (2015)

15 июля 2015

(Прим. ред. — Перед вами перевод статьи «Dale Yu: Review of Evolution (NorthStar Games)», опубликованной 20 мая 2015 на сайте opinionatedgamers.com.)

  • Разработчики: Доминик Крапушетт, Дмитрий Кнорре, Сергей Мачин

  • Издатель: «NorthStar Games»

  • Число игроков: 2–6

  • Возраст: от 10 лет

  • Длительность: 60 минут

  • Количество сыгранных партий: 10, игра для обзора предоставлена издательством «NorthStar Games»

Впервые я написал об «Эволюции» в 2011 году, это была самая первая версия игры, изданная русским издательством «Правильные игры». Вскоре издатель продал права за рубеж, и их приобрела компания «NorthStar Games». После этого Доминик Крапушетт проделал гигантскую работу по доработке игры, и за это я снимаю перед ним шляпу. Доминик внёс множество кардинальных изменений, достаточных, на мой взгляд, чтобы считать их итоговый результат совершенно другой игрой по сравнению с оригиналом. Несколько месяцев назад я написал новый обзор «Эволюции» — обзор переработанной версии игры. А это, получается, уже третий обзор, в нём речь пойдёт об обновлённом издании игры.

 

Новая иллюстрация на коробке

 

Коробка издания 2014 года

 

В «Эволюции» вы создаёте и развиваете особи, стараясь, чтобы каждый раунд они не только выживали, но и преуспевали. Игра симулирует механизмы эволюции, благодаря которым животные менялись и приспосабливались к новым условиям окружающей среды. Это карточная игра, в её составе 129 карт свойств. Каждый участник начинает игру с одной особью. Особь — деревянное поле с двумя счётчиками: один отвечает за размер особи, другой — за размер её популяции.

 

Два поля особей и карты над ними

 

В начале каждого раунда игроки берут из колоды по 3 карты, ещё 1 дополнительную карту приносит игроку каждое имеющееся у него поле особи. Если колода заканчивается, из сброса делается новая колода, поэтому карт хватает на всех, однако раунд, в котором это произошло, становится последним.

 

Получив карты, игроки в закрытую выкладывают по одной карте перед собой, эти выложенные карты определят кормовую базу текущего раунда (в нижнем правом углу каждой карты свойства указано определённое число еды) и будут использованы в фазу питания. А пока участников ждёт фаза розыгрыша карт.

 

Начиная с первого игрока и по часовой стрелке, каждый игрок разыгрывает с руки столько карт свойств, сколько хочет.

 

Карты свойств можно играть на своих особей, в этом случае карты выкладываются в закрытую чуть выше выбранных особей. Есть ограничение: у одной особи не может быть больше 3 свойств. Также нельзя играть на особь свойство, которое у неё уже есть.

 

Некоторые карты свойств, позволяющие питаться эффективнее

 

Карты свойств можно сбрасывать, чтобы создавать новых особей. В этом случае из запаса берётся новое поле особи и кладётся справа или слева от имеющихся особей (но никогда между ними), на первые деления счётчика размера особи и популяции кладутся деревянные маркеры.

 

Наконец, карты свойств можно сбрасывать, чтобы увеличить размер или популяцию одной особи на 1. Увеличить какую-либо из этих характеристик больше 6 не получится — у поля особи не предусмотрено других отверстий.

 

Игроки вольны сбрасывать/играть любое число карт. Все не потраченные карты остаются на руке, их можно использовать в следующих раундах. После того как первый игрок сбросил/сыграл все желаемые карты, то же самое делает следующий по очереди участник и так далее. В конце фазы игроки переворачивают все сыгранные на особей карты свойств.

 

Дальше начинается фаза питания. Игроки открывают выложенные в начале раунда карты, суммируют указанные на них количества еды и кладут соответствующее число маркеров еды на поле водопоя — это кормовая база текущего раунда. Сначала еду получают особи со свойством эффективного питания (определяется по чёрному листку в правом верхнем углу карты), затем наступает этап «обычного» питания.

 

Обновлённое поле для кормовой базы

 

Поле для кормовой базы предыдущего издания

 

Начиная с первого игрока, каждый игрок по очереди кормит ОДНУ из своих голодных особей. Особь считается голодной, если жетонов еды на её поле меньше, чем размер её популяции. В игре есть 2 типа особей: травоядные и хищники — для каждого типа свои правила питания.

 

Травоядные просто потребляют еду из кормовой базы. Обычно за один раз вы берёте 1 жетон еды из водоёма и кладёте его на поле голодной особи — на самый левый свободный кружок над маркерами популяции. Особь не может есть больше, чем составляет размер её популяции. Некоторые свойства особей влияют на число жетонов еды, некоторые позволяют кормить ещё и соседние особи.

 

Хищники предпочитают есть мясо — мясо других особей. Хищник может напасть на любую особь в игре, даже если она принадлежит владельцу этого хищника. Хищник обязан нападать и съедать другие особи, если он в состоянии сделать это, а напасть он может, только если его размер больше размера потенциальной жертвы И у этой жертвы нет защитных свойств, которые разрешили бы ей не становиться добычей хищника. Если нападение успешно, хищник берёт столько жетонов еды из запаса, сколько составлял размер жертвы, а жертва уменьшает размер популяции на 1. Если популяция сокращается до 0, особь прекращает существовать: её поле и карты свойств сбрасываются. При этом владелец вымершей особи получает компенсацию: берёт столько новых карт из колоды, сколько карт свойств было у особи на момент её гибели.

 

Некоторые «хищные» карты

 

Фаза питания заканчивается, либо когда все особи наедаются (число их жетонов еды становится равным их популяциям), либо когда у голодных особей не остаётся возможности наесться. Если особь остаётся голодной, её популяция сокращается на 1 за каждый не хватающий жетон еды. Соответственно, если особь вообще не смогла поесть, её популяция падает до 0 и она перестаёт существовать. Её поле и свойства сбрасываются, а её владелец получает по новой карте за каждое сброшенное свойство. После этого игроки откладывают любые собранные в текущем раунде жетоны еды в свои мешочки. Если у какого-то игрока не остаётся живых особей, он берёт новое поле особи из запаса. В завершении раунда первым игроком становится следующий участник по часовой стрелке.

 

Как уже было сказано, игра заканчивается после раунда, в котором в фазе получения карт игроки вынуждены были обновить закончившуюся колоду. Игроки подсчитывают победные очки. Очки даются за три вещи:

  • По 1 очку приносит каждый жетон еды в мешочке игрока.

  • Игрок получает столько очков, сколько составляют размеры популяции его выживших особей.

  • Игрок получает столько очков, сколько свойств имеется у его особей.

  • В случае ничьей побеждает претендент с наибольшим числом карт свойств.

Мои мысли об игре

 

Прежде всего, надо сказать, что по сравнению с оригинальной версией эта новая версия играется гораздо лучше — от начала до конца. Если выбирать между двумя версиями, то я бы выбирал издание от «NorthStar» в 9 случаях из 10. Самое большое отличие касается получения очков, в версии «Правильных игр» вы зарабатывали очки только в конце игры, получая по 1 очку за особь и карту свойства особи. Ничто другое не имело значения. В итоге игра представляла собой 30–40-е наращивание сил с надеждой на удачу в последнем раунде. В новой версии очки начисляются с самого начала, и, на мой взгляд, это очень важное улучшение. Однако я полагаю, большинство из вас и в глаза не видело версию «Эволюции» от «Правильных игр», поэтому все оставшиеся комментарии будут относиться к новой версии игры.

 

Симпатичные тканевые мешочки для хранения съеденной еды

 

«Эволюция» — это хорошо проработанная игра, нацеленная на среднего «еврогеймера». Я говорю это не в плохом смысле, просто такова особенность компании «NorthStar». Я не раз общался с Домом и Сатишем из «NorthStar» и знаю, что они стараются выпускать игры, доступные «широкой публике». Предыдущие игры компании, такие, как «Держи пари» («Wits and Wagers»), сделали скачок к «мейнтстримовому» направлению, но в то же время компания старается заинтересовать и более продвинутого игрока. «NorthStar» собирается поддержать продажи «Эволюции» серией турниров и даже будет пытаться включить её в список игр «WBC» («World Boardgaming Championships» — «Международный чемпионат по настольным играм», ежегодный американский конвент. — Прим. пер.), но не уверен, что у них получится.

 

Основу «Эволюции» составляют управление комбинациями различных навыков и стратегическое планирование лучшего времени для розыгрыша карт. Вам приходится постоянно следить за особями соперников, чтобы просчитывать, какие свойства будут наиболее ценны в каждый момент времени, и эта относительная ценность свойств будет неуклонно меняться по мере эволюции особей.

 

Каждый раунд вам необходимо решать, как распорядиться имеющимися картами наилучшим образом. Вы можете потратить их на ограниченное число особей, стараясь сделать их настолько сильнее и удачнее, насколько возможно. Или вы можете потратить карты на приобретение новых особей — они легко могут стать закуской для хищников, но если выживут, то каждый раунд вы будете получать больше карт, а, возможно, когда-нибудь и они превратятся в сильных и удачных особей.

 

Чувствуется, что карты свойств хорошо сбалансированы, вы не найдёте свойство, которое было бы чересчур мощным на фоне других. А ещё в зависимости от других разыгранных свойств каждое свойство показывает себя по-разному — прямо как в реальной жизни.

 

Некоторые защитные карты

 

Ещё одно решение, которое вам приходится принимать — в какой момент превратить особь в хищника (и нужно ли это делать). Подобное превращение делается розыгрышем карты свойства «Хищник». Хищник перестаёт быть привязанным к жетонам еды из водоёма, но вы должны быть уверены, что он не останется без еды.

 

В игре очень приятная графика, иллюстрации на картах особенно хороши. Часть карт перерисована по сравнению с предыдущей версией. Также в предыдущей версии был крайне неудобный водоём, на котором сложно было различить жетоны еды, и это был, наверное, единственный недостаток графического дизайна версии 2014 года. Для его устранения в наши первые игры мы попросту не доставали это поле водоёма, а выкладывали жетоны прямо на стол. Теперь в игре новый водоём с менее пёстрым оформлением, и жетоны еды видны на нём совершенно отчётливо.

 

 

Деревянные поля особей добавляют игре особый шарм... и вес. Я не уверен, что они существенно дороже, чем обычные картонные поля, но в любом случае их приятно держать в руках и играть ими, так что никаких жалоб на этот счёт.

 

Памятка с описанием различных свойств

 

В целом, я бы сказал, что стратегическая составляющая игры находится где-то на среднем уровне, возможно, даже чуть ниже среднего, но, опять же, именно этого и стоит ждать от игры, нацеленной на массового потребителя. Конечно, игра сложнее, чем то, во что привыкли играть любители «Монополии», но для тех из них, кто ищет чего-то другого, она может стать отличной входной точкой в мир игр, существующих за гранью «кинь-двинь». Я был приятно удивлён глубине игры, и она не наскучила мне даже после 10 игр. Двоим моим сыновьям она тоже пришлась по вкусу (вот почему я отыграл целых 10 партий).

 

Мысли других «ворчливых игроков» (о версии 2014 года)

 

Грег Шлёссер. Эта переделанная, обновлённая «Эволюция», без сомнения, гораздо лучше предшественника. В оригинальной игре особи появлялись так же быстро, как исчезали, поскольку в ней не было никакого механизма увеличения их популяции. Тебя атаковали — ты убит. В новой же версии мир стал более стабильным местом. Также в оригинальной игре победные очки зарабатывались только в последнем раунде, а всё происходящее до этого было своеобразным подготовительным этапом. Игра была куда более хаотична, но эта неконтролируемость поворотов судьбы могла бы быть менее заметна, происходи получение очков чаще. В новой версии игроки получают очки всякий раз, когда съедают корм, а срок жизни особей несравнимо выше.

 

Компоненты и художественное оформление претерпели кардинальное изменение. Иллюстрации выше всяких похвал. Жетоны, поля особей и тряпичные мешочки для хранения съеденной еды — всё это очень хорошего качества.

 

Процесс игры слажен, и сама игра проходит довольно забавно. Однако имеются и некоторые проблемы. Еды слишком много. В оригинальной игре количество корма определялось броском кубиков, то есть каждый раз было совершенно случайно, непредсказуемо и исключало возможность планирования. Пересмотренный метод определения запасов еды, при котором игроки выкладывают по карте, куда интереснее, но работает только в теории, а на практике еды получается в избытке. Её станет мало, только если каждый игрок выложит маленькую карту, а для этого особи игроков должны найти альтернативные или более сытые способы пропитания (что может случиться только ближе к концу игры, а может и не случиться вовсе). Все хотят, чтобы их особи выжили, поэтому каждый обычно кладёт карту, дающую много еды. Конечно, можно было бы вырастить стадо хищников, это позволило бы саботировать отчисления в общую кормушку, но обычно найти пропитание для хищников не так просто из-за защитных свойств, развившихся у других особей. Иными словами, делать ставку на хищников довольно рискованно.

 

Другая проблема связана с быстрым концом игры. Только вам кажется, что вы собрали идеальные комбинации взаимодополняющих свойств, как раз — и заканчивается колода. В игре с 5–6 участниками это происходит чересчур быстро, поэтому получается, что лучше играть втроём-вчетвером. Вообще, это довольно необычная ситуация, когда с увеличением числа участников уменьшается длительность партии. Более объёмная колода или хотя бы возможность отыграть обычную колоду второй раз добавили бы игрокам больше времени на эволюцию особей.

 

Но при всём при этом, разумеется, нельзя не отметить огромную заслугу «NorthStar Games» в том, что они взяли не лишённую хороших идей, но сырую игру, и значительно её улучшили. Новая версия вышла более сбалансированной и менее случайной. Определённо, это игра, за которой может проводить время большинство семей, хотя, если вы играете с детьми, нападения хищников могут их обидеть. Что до закалённых ветеранов, то им игра должна придтись по вкусу, однако, боюсь, у них возникнут те же претензии, что и у меня. Было бы здорово, если бы издатель добавил в игру одно или несколько решений, которые сделали бы еду более скудным ресурсом, и продлили время партии. С этими изменениями в качестве опций получилась бы игра для самого широкого диапазона игроков, а это всегда хорошо. Словно оправдывая своё название и тему, «Эволюция» могла бы продолжить эволюционировать дальше — в виде дополнений.

 

Митчел Томашоу. Это одна из немногих новых игр, в которые мне довелось сыграть. Мне всегда крайне интересны игры на тему эволюции и экологии, поэтому я был рад представившейся возможности. Однако игра меня разочаровала. Мы шесть раз сыграли вдвоём. На наш взгляд, в ней мало разнообразия, а смена факторов окружающей среды показана недостаточно чётко. На последнее можно было бы не обращать внимания, если бы образовательная сторона игры полностью затмевалась захватывающим игровым процессом. Но играть в «Эволюцию» скучно и однообразно. Возможно, она проходит динамичнее в компании с большим числом игроков. Я согласен с Грегом, что в решении озвученных им проблем могли бы помочь дополнения и более интересные и разнообразные карты.

свернуть все темы
GeniusGray написал 3 года назад: # скрыть ответы

Судя по описанному игровому процессу игра не сильно поменялась, разве что в лучшую сторону изменилась механика созданных существ, а точнее понимание популяции особей. В остальном же - все один в один. Даже карты (те что на фото) с теми же свойствами..
Это я к тому, что жаль, что нашим разрабам пришлось уступить первенство в списке авторства ради возможности выпустить игру зарубежом.

GingerBreadMan написал полтора года назад: # скрыть ответы

Зарубежный автор доработал игру и при чем очень значительно. Уступили там что-то не ради самой возможности.

GeniusGray написал полтора года назад: #

Комменту год. Сейчас, когда данная игра у меня уже в наличии, уже готов согласиться, что изменений в игре предостаточно. Особенно изменено условие победы - "корм в мешочках" гораздо больше влияет на процесс игры, чем выжившие на конец игры особи...
А вот карты, я по прежнему хочу заметить - все те же, что и были. :)

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

Мда. В то время как нортстар "взяли сырую игру, переработали, сбалансировали и сделали менее случайной" правильные игры делали её еще более хаотичной - Случайные мутации

GingerBreadMan написал полтора года назад: #

ПИ такие ПИ)

Maxim_AT написал 3 года назад: # скрыть ответы

"в левом правом углу"
Ай.

register50 написал полтора года назад: #

На прошедшей недавно PAX 2016 засветилась ее цифровая версия для IPad, видео прикрепил - https://www.youtube.com/watch?v=M5QWtew-Ouo

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

Мм.. так они её переработали. Жду локализацию.

rrv2005 написал 3 года назад: #

Сразу же было понятно, что переделают. Оригинальная не играбельна

VAV написал 3 года назад: # скрыть ответы

Однако я полагаю, большинство из вас и в глаза не видело версию «Эволюции» от «Правильных игр» - немного печально звучит.

Ardenis написал 3 года назад: # скрыть ответы

в чем печаль-то? а сколько игроков в наших широтах видело Инновацию от Asmadi Games, а не IELLO/Игрологии/Hobby World?

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

Я видел и играл. IELLO лучше, что бы не говорили снобы, которым тоже удалось сыграть.

Ardenis написал 3 года назад: # скрыть ответы

выборка из одного Зордока непрезентабельна) полагаю, большинство ограничилось одной версией просто потому что в продаже вот такая, и все.

Ardenis написал 3 года назад: # скрыть ответы

то есть, непрезентативна >_<

trent написал 3 года назад: # скрыть ответы

то есть нерепрезентативна ;-)

Ardenis написал 3 года назад: #

то есть ага) в выборку еще вышеупомянутых снобов можно было бы закинуть, но думаю, их все же не легион

korzhik написал 3 года назад: #

у IELLO хорошо все, кроме рубашки карт. она удобнее.

trent написал 3 года назад: #

Что печального в том, что большинство зарубежных игроков не видело первую русскую версию «Эволюции»? О_о