![]() |
С миру по предзаказу |
Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
![]() |
Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться |
Друзья, мы открываем предзаказ на кооперативное детективное приключение «Винни-П... | |
![]() |
Идут сборы на BattleForge: Berserker |
Кооперативные битвы с искаженными скандинавскими боссами и монстрами с помощью р... | |
![]() |
Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game |
Тактическая карточная дуэль по "Героям меча и магии" | |
![]() |
Идёт предзаказ «Ла-Гранхи»! Пора вернуться на солнечную Майорку |
Предзаказ «Ла-Гранхи» открыт! Пора вернуться на солнечную Майорку crowdgames.ru/... |
И вот они подошли — две недели, неразрывно связанные с ёлкой, подарками, настольными играми и т.п., от католического/протестантского Рождества через Новый год и прибытие волхвов на 12-й день католического рождества до православного Рождества. И, разумеется, настольная индустрия не могла пройти мимо такой темы. Игр на тему рождества бесконечное множество. И, похоже, что из-за небольшого числа узнаваемых брендов праздника, на одно название приходится по несколько игр. Так что с самого начала пропущу всю ту кучу игр, выпущенных под названием The Christmas Game. Тем более что под незатейливым названием обычно прячется и незатейливая механика кинь-двинь. Впрочем, она же — и самая популярная среди рождественских игр. Похоже, игры, заточенные на продажу в тот период, когда из магазинов всё сметают, изначально обречены были быть не очень интересными.
А начну с конца 19 века, рождественских игр, выпущенных тогдашними двумя грандами индустрии.
В 1889 году вышла игра издательства «Маклафлин Бразерс» The Christmas Stocking Game. К сожалению, из-за того, что издательства уже давно нет, правила игры не сохранились. Единственное, что можно сказать — это была карточная игра. Состав колоды: 32 карты подарков, 11 карт рождества, 1 карта Санта Клауса.
«Паркер Бразерс» немного подождали и ответили целым залпом игр. The Game of Merry Christmas — это ходилка, но со своей изюминкой. Каждый игрок получал на старте деньги и список подарков к празднику. Поле представляло собой деревню, на разных улицах которой располагались различные магазины. Перемещаясь с помощью кубика, надо было попадать в эти магазины и приобретать товары из списка. А собрав все подарки — первым вывести фишку с поля.
Ещё несколько игр от братьев Паркеров на рубеже столетий были попроще. Вышеприведённая, 1896 года — простая бродилка. А «Санта Клаус» 1900 года сильно похож на детскую карточную игру «Акулина» или «Ведьма». Все карты в игре парные, кроме карты с Санта Клаусом. Игрок тянет случайную карту у соседа. Если есть пара, она сбрасывается. Если карт на руке не осталось, игрок выбывает. Кто остался последним с картой Санты — тот и выиграл.
«Олень Рудольф Красноносый» — пример классического неудачника, которому однажды улыбнулась фортуна. В 1939 году один из американских супермаркетов решил сэкономить на предрождественских тратах и «вырастить Бабу-Ягу в своём коллективе». В период распродаж всем покупателям принято было дарить книжечки со сказками на рождественскую тематику. И руководство супермаркета решило не заказывать книжки на стороне, а сделать самим. Новогоднюю историю поручено было придумать сотруднику компании Роберту Мэю. Дочка его любила оленей — так и появился на свет Рудольф. Над которым все смеются, семья отворачивается от него, даже Санта плохо с ним обращается. Но оказывается, что, если Санте оказать неоценимую услугу — то он не такой уж и плохой старикан. Сначала произведение было завёрнуто по причине того, что красный нос мог вызвать ассоциации не с семейным праздником, а с алкоголизмом. Но потом руководство рискнуло. И больше 2 миллионов книжек разлетелись по читателям. Из-за войны переиздания поэмы пришлось ждать до 1946 года. А в 1947 году родственник Мэя положил поэму на музыку. В общем, «Паркер Бразерс» выбрали удачный момент, выпустив в 1948 году одноимённую игру. Потом игра (другая) с таким названием была выпущена в 1977 году. А в 1995 году вышла игра «Настоящий Рудольф Красноносый». Впрочем, в настольных играх Рудольф остался неудачником — все игры на механике кинь-двинь.
В 1960 году в Великобритании была выпущена игра, отсылающая не к Рождеству, а к Новому году. Правда, вынесенное в название пожелание Happy New Year является и условием победы. Игра по большому счёту является перепевом «Игры в жизнь», только смаштабирована со всей жизни до одного года. Есть общее для всех поле, перемещения осуществляются не броском кубика, а выбором карты обычной игральной колоды с руки (туз — 1, король — 13). И разные клетки дают разный эффект, где-то деньги прибывают, где-то убывают. Для победы необходимо сыграть карту, приводящую точно на клетку «31 декабря», и иметь денег не меньше, чем на начало партии.
Любителям варгеймов в Рождество можно выбирать из двух игр под названием Red Christmas. Более ранняя игра, 1992 года, посвящена вторжению русского spetsnaz в США. У игрока за США меньше сил, они слабее, но находятся в укреплении и должны продержаться определённое число ходов. После чего считается, что прибыло подкрепление.
А поздняя, 2008 года, как видно по надписи на коробке — это изданное фанатское дополнение к ASL. И посвящена декабрьскому контрнаступлению Красной Армии под Москвой.
Начало этого века характеризуется большим количеством игр, посвящённых рождественской теме, но, к сожалению, клонов других игр. Издатели не хотят рисковать. Возьмите знакомую игру, но в праздничной тематике, и не требуйте большего.
Christmas-in-a-Box (2004) и Monopoly: Rudolph Red-nosed Reindeer(2005) — клоны «Монополии».
Halli-Galli Xmas (2003) — клон, как легко догадаться, «Халли-Галли».
Christmas Tree (2004) — чуть изменённый, но всё равно угадываемый «Сет».
Black Stories Christmas Edition (2011) — под «чёрными историями» скрываются хорошо знакомые нам «Данетки». Это тематический выпуск, с историями про то, как кто-то убил Деда Мороза. Так что может и не совсем корректно было занести это издание в список клонов.
Ну и нельзя забывать Стива Джексона, который, похоже, испытывает какое-то особое удовольствие, бесконечно клонируя свои собственные игры. SJGames за последние годы выпустили: специальное рождественское издание «Манчкина» (в нём впервые были цветные карты), «Манчкин: В ожидании Санты», «Манчкин: Месть Санты», «Манчкин: Северный олень», футболки «Манчкин Рождество» и «Манчкин Санта», ёлочную игрушку «Манчкин» в двух редакциях... и т.д.
Маленький подарок читателям. Зачем покупать за 7 долларов эту ёлочную игрушку? Ведь можно сманчкинить и представить, что она висит на ёлке. И играть по вводимому ей в игру правилу — при игре в комнате с ёлкой любой манчкин, вырастающий до 5-го уровня, берёт в открытую одну карту из колоды сокровищ. Да, если он из-за непотребства теряет уровни, то выйдя опять на 5-й — снова получит сокровище. Нет, если он упал до 5-го с большего, то сокровища он не получает.
И ещё пара свежих игр, хоть и найдены на BGG, но с отнесением их к жанру настолок есть некоторые проблемы. Пожалуй, основным побудительным мотивом вставить их в статью является для меня возможность похвастаться тем, что пару лет назад удалось пообщаться про настольные игры с выдающимся геймдизайнером Алексеем Пажитновым. Тогда он поделился одной очень запомнившейся мне мыслью. Количество игр растёт быстрыми темпами. Количество в среднем сыгранных партий в один экземпляр какой-либо игры соответственно падает. И стоит ожидать от издателей, что они начнут прикидывать это среднее число партий. И появятся игры с, например, одноразовыми компонентами. В рассчитанном количестве.
И вот я вижу две свеженькие игры, которые называются настолками, продаются как настолки, да и стоят как настолки. И можно было бы заявить, что это новый жанр —одноразовые настолки. Но дело в том, что это всё же не настолки.
«Ночь перед Рождеством» (The Night before Christmas). 24 декабря 1948 года приглашённые праздновать Рождество в гости к светской львице Браун гости, а также слуги, оказываются отрезанными от цивилизации снегопадом. И тут на кухне находят мёртвого слугу... От 12 до 15 игроков (расширяемо бесплатным дополнением до 20), но с жёстко заданными гендерными ролями, желательно, чтобы игроков было приблизительно поровну.
«Санта Клаус» (The Santa Claus). Действие происходит в наши дни на корпоративе юридической фирмы «Лги, обманывай, кради» (не смогу адекватно передать каламбур, это не призыв к действию, а фамилии партнёров). Господин Лги (Lie) собрался уходить на пенсию в наступающем году. Но первый кандидат на должность партнёра был найден мёртвым в костюме Санта Клауса. Корпоратив же проплачен, поэтому смерть не может отменить веселье, тем более что на вечеринку приглашены и разные важные люди. А на самой вечеринке происходит ещё одно убийство... От 8 до 20 игроков (расширяемо платными дополнениями до 40).
Надеюсь, что по описаниям и числу игроков самые догадливые уже поняли, что речь идёт о ролевых модулях. И лично я бы определил жанр, как кабинетку без мастера. С которым, честно говоря, раньше не сталкивался. В каждой коробке содержится всё необходимое, чтобы какая-нибудь компания с азартом в течение нескольких часов разгадывала детективную загадку. Бейджики с именами персонажей, карты оружия, денег и шмота, брошюра с известными всем событиями и конверты с индивидуальной информацией для игроков. А также награды за лучший отыгрыш, лучший детективный ум и т.д., и т.п.
Соответственно, если не рассчитывать на то, что все забудут сюжет игры (при этом, чтобы игру покупали, она должна быть интересной и незабываемой), то в одной компании в неё можно сыграть один раз. Не уверен, что это очень уж удачная идея с точки зрения коммерческой выгоды, но раз в последнее время обнаружился некий дрейф организаторов полигонок и городских квестов в авторы настольных игр, то, может, эта идея будет для них полезна.
И на этом обзор рождественских игр подошёл к концу. Желаю и читателям, и себе самому хорошо провести новогодние праздники и от души поиграть в настольные игры.