-AdRiver-
Slim_Slam_Snaga написал минуту назад к новости С миру по нитке [23.10.2018]: # А задел для допов??
sintenced написал полторы минуты назад к статье Arkham Horror: The Card Game. Ошибки новичков: # В чем же отличие "модифицированного значения" и "итогового значения" в...
sintenced написал 5 минут назад к новости С миру по нитке [23.10.2018]: # Не, ну что же еще могут обсуждать в теме с новостями о настольных игра...
SerJay87 написал 20 минут назад к новости С миру по нитке [23.10.2018]: # спасибо!
Probubnist написал 21 минуту назад к новости С миру по нитке [23.10.2018]: # Почему в данной настольной игре учтено существование только двух генде...
С миру по нитке [23.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...
На экранах [23.10.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Новый проект — «Издатель.Игровед»
Новый проект «Издатель.Игровед» — краудфандинговая площадка сети «Игровед».   ...
Обзорная башня [22.10.2018]
В этом выпуске: обзоры игр «Клинок и колдовство» и «Во славу Одина», история игр...
Портал в мир приключений [18.10.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...

vladdrak

Дедушки варгейма

Игры-История-Культура. Выпуск №5, 10 ноября 2011

Информация

добавить
проекты Игры-История-Культура
Дата: 10 ноября 2011
Оценка пользователей
9.5836
-

С некоторым волнением я начинаю рассказ про историю такого жанра настольных игр, как варгеймы. Т.к. знаю, как ревностно относятся поклонники этих игр к чужакам на своей территории, и как густо могут засыпать путь моего рассказа минами системы «Нэ так всё било». Тем более, что в моём рассказе будет два героя. Что означает, что я как минимум покушаюсь на разделение жанра на два поджанра. И не ради каких высоких целей, а лишь по логике рассказа. Обозначу эти поджанры условно «деревяшками» и «оловяшками».

 

Как известно, игра в солдатики древна, как мир. Солдатиков находили в раскопках аж Древнего Египта. В Средние века выпуск солдатиков был поставлен на промышленную основу. Для простого люда были оловянные солдатики (кстати, в те времена мастера миниатюры не отдавали предпочтения военным сюжетам перед остальными, были и оловянные животные, и оловянные рождественские сюжеты, но солдатик всех победил), для императоров ювелирных дел мастера изготавливали коллекции миниатюрных воинов из серебра. Известно, что большие коллекции солдатиков были у Наполеона и Николая Второго. А вот Николаю Первому очень не повезло. Когда ему было уже за полтинник, он сделал большой заказ прусским мастерам — набор солдатиков всех (!) частей русской гвардии, да ещё и в нестандартном масштабе (тогда основным был масштаб 30 мм, а Николай Павлович захотел 60 мм). Но такой большой заказ выполняли три года. За это время Николай умер, а его наследник Александр коллекцией не заинтересовался. И судьба её неизвестна.

 

Тестю же Николая Павловича повезло намного больше. Но тут вернёмся чуть-чуть назад. С середины 18-го века в моду в штабах входит моделирование сражений на столе с использованием миниатюр войск и имитации на том же столе ландшафта. Т.е. именно тогда кто-то додумался, что один солдатик на столе не обязательно должен изображать одного солдатика на поле боя, а может обозначать отряд. Именно эта мысль стала отправной точкой в истории варгеймов. И, наверно, можно говорить в этом случае о немецкой ментальности, раз именно в Пруссии зародилась мысль дополнительно убрать из этих штабных игр всю прочую красоту, кроме красоты войны.

 

В 1800 прусак Георг Витуриус (Viturius) придумал «Новую военную игру» (Neues Kriegsspiel). Правда, неизвестно, удалось ли кому-нибудь сыграть в неё хоть одну партию. Игровое поле состояло из 3600 квадратов и изображало франко-прусскую границу, к нему прилагалось 2500 фишек и правила на несколько десятков страниц. Витуриус попытался максимально точно перенести в игру реалии, поэтому в правилах описывались слабые и сильные стороны отдельных частей.

 

А вот в 1812 году ко двору уже упомянутого тестя Фридриха Вильгельма Третьего была представлена разработка прусского офицера Борана Георга Леопольда Райсвица (Reiswitz) под названием «Тактическая военная игра» (Taktisсhes Kriegsspiel). О да! Это был прорыв. Ну, во-первых, надо показать упаковку игры, которая тоже часть игры. Я бы и сейчас, через 200 лет от такой себе домой не отказался.

 

 

А вот так оно в процессе игры:

 

 

Кажется, ещё чуть-чуть, и «Каркассон» тоже бы имел гораздо более давнюю историю :)

 

Но и так новаторство Райсвица невозможно переоценить. У игры был более поздний вариант правил — 1824 года, который Райсвиц разработал вместе с сыном. Не знаю, в чём разница, поэтому буду перечислять новшества Кригшпиля без деления на редакции:

 

  • Сражаются синие и красные. Именно в этой игре появилось привычное для более поздних игр такое деление условных противников. До этого как-то было принято связывать игровые элементы с конкретными армиями.
  • Как видно — моделируемое поле. Можно менять по своему усмотрению. И к тому же 3D :)
  • Таймер. Песочные часы ведь можно так назвать? Две минуты на одного игрока, после — переход хода.
  • Деревяшки, те самые, которыми я весь поджанр и обозвал. Впрочем, назову это новшество по-другому — стандартизация. Здесь есть фишка «уланы», а не «7й уланский полк под командованием полковника Имярека».
  • Как следствие из предыдущего — в этой игре впервые появляются параметры отрядов: атака, защита, хит-пойнты и передвижение.
  • Кубики. И не надо морщиться! Тут не 5-6 — попал, остальное промах. Кубики использовались для конкретной цели. Отряд попадал по другому отряду. А вот сколько хит-пойнтов сносил — определялось по стандартному выстрелу плюс отклонению от него, которое выбрасывалось на кубиках.
  • Ну и более мелкие детали. Например, часть может переместиться на расстояние, большее её передвижения, но в следующий ход её нельзя двигать. Или обмен сообщениями между частями невозможен, если они не в прямой видимости.

 

Добавлю пару слов, как играли. Верхняя крышка на первой картинке раскладывалась, давая поле из квадратов размером 15х18. Игра в современных терминах была для 3-11 игроков. Минимальное количество — это два полководца и третий игрок, который выполнял одновременно функции посредника на учениях и гейммастера в современных играх. Т.е. следил за правильностью игры соперников и мог давать новые вводные. («Суворов, Ваш отряд полез в Альпы? Сейчас кинем кубик, насколько успешно они перейдут через горы.»)

 

Также правила позволяли с каждой из сторон участвовать до 5 игроков с разными иерархиями между ними.

 

Авторы прожили после итоговой редакции правил недолго. Сын застрелился в 1827 году, а отец умер двумя годами позже. А игру ждала более долгая жизнь. Известно, что Фридрих Вильгельм с сыновьями и придворными часто нарущал режим, играя всю ночь напролёт. А некоторое время спустя главнокомандующий прусской армией граф Мольтке, придававший большое значение воспитанию офицеров, ввёл обязательное использование этой игры в офицерских училищах. Оттуда игра расползлась по домам аристократов. А успехи прусской армии сделали игру популярной и в других странах.

 

А намного позже появились и издательства Avalon Hill и GMT, и, конечно же, Ричард Борг.

 

К концу 19-го века началось обратное движение в сторону сражений с солдатиками. И тут, безусловно, основную роль сыграл известный английский писатель Герберт Уэллс. И его вышедшая в 1913 году книга «Маленькие войны» (Little Wars).

 

 

Текст книги я нашел в сети вот тут.

 

А пересказывать считаю делом неправильным. Т.к. книга хороша ещё и тем, что в ней описывается путь, приведший к таким правилам. Думаю, это стоит читать даже тем, кто не собирается становиться разработчиками настольных игр. А я только кратко перечислю основные черты игры Уэллса (как пишет он сам: «Королевская игра для простых людей, подходящая для мальчиков от 12 до 150 лет и лучших из девочек»):

 

  • Набор армий на оговоренное число очков.
  • Ландшафт тоже реалистичный. Как строить здания и т.п. автор рассказал в предыдущей книге Floor Games.
  • Использование линейки для перемещений.
  • В приложении мелькает идея использовать шаблон поражения для артиллерийского огня.
  • Различные сценарии, отличающиеся условиями победы.
  • Фраги. Самый первый сценарий книги учитывает уничтоженные войска противника как победные очки.
  • Разная скорость передвижения одного отряда по дороге/без неё и в походном/боевом порядке.
  • Один игрок расставляет поле, второй выбирает сторону, с которой начать. Перед первым ходом все войска стоят по границе игровой зоны.

 

Надо ещё отметить чем-то схожую, но всё же во многом отличающуюся (например, результат рукопашной решается с помощью кубиков) игровую систему, в которую много лет играли когда-то дети, а ныне главный герольд России Вилинбахов и художник Попов. Последний тоже написал в 80-е книжку об игре в солдатики — «Кораблики и солдатики». Так же, как легко догадаться, часть книжки была посвящена моделированию морских сражений.

 

Может, я ошибаюсь, но судя по моему окружению, самая популярная ныне игра этого поджанра — это «Вархаммер».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо, статья очень хорошая. А про Николая откуда инфа?

vladdrak написал 6 лет назад: #

По первой же ссылке "история оловянного солдатика" мне выдало статью с этой информацией:
http://antyc.ucoz.ru/load/olovjannye_soldatiki_istorija/1-1-0-42

UncleL написал 6 лет назад: # скрыть ответы

за исключинием глупости по пром. производству солдатиков в средние века, статье плюс.Про немцев прочитал с удовольствием, за фото коробки отдельное данке шён. Не помешали бы в конце ссылки на первоисточники, так сказать для углубления познания

vladdrak написал 6 лет назад: #

Ну тут вопрос, в котором сами историки не могут разобраться - что считать концом средних веков? Разброс от падения Константинополя до Французской революции. Первая версия более распространенная, а по второй - у меня всё верно:)
Вот такая длинная ссылка, не знаю, как дать лучше, там на стр. 16-17 даты. Дескать, игрушки-миниатюры начали делать с конца 16го века, а доступны не только аристократии они стали с середины 18го:
http://books.google.ru/books?id=IIh7TSazQLoC&printsec=frontcover&dq=Kids%27+Stuff:+Toys+and+the+Changing+World&hl=ru&ei=AV29ToKDPafb4QTg8MW0BA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CDMQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false

Ссылка на Уэллса в тексте есть. А по Кригшпилю основным первоисточником служила английская википедия по слову Kriegsspiel

Steve написал 6 лет назад: #

супер статья!

Mezhdu_Prochim написала 6 лет назад: #

Да уж, упаковочка у Taktisсhes Kriegsspiel очень даже! Спасибо за статью, прочла с упоением

Valenox написал 6 лет назад: #

Жму руку!