danceandfight написал 10 минут назад к новости Игнорируйте комментарии плохих мальчиков в Google Chrome!: # Ну, похоже хороший вариант
Siar написал полчаса назад к статье Впечатления от прохождения кампании Middara: # Дополнил статью пропущенными фотографиями и заметками по кампании (ран...
Siar написал полчаса назад к статье Впечатления от «Странствий в Средиземье»: # Добавлен большой фрагмент про заключительную часть кампании, а также в...
MatiasGray написал полтора часа назад к игре Зачарованная: # На пляже я нашёл только ноты, а вот что означает "Мира"?
ThunderWolf написал 2 часа назад к игре Слишком много воздуха, господа!: # В Питерском Игроведе лежал некомплектный Терминатор с органайзером: бы...
С миру по нитке [16.06.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Очеведное и не...
Игнорируйте комментарии плохих мальчиков в Google Chrome!
Одна из важнейших функций в любой соц сети – возможность игнорировать контент, к...
Предзаказ на SAS. В тылу врага
Стелс кооп про помогающих освободить Европу британских коммандос. 
CMON распродает свои активы
Специализирующаяся на америтреше компания CMON Limited распродает права на свои ...
С миру по нитке [05.06.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Возвращение ле...

BooLEan

Затерянная долина. Обзор игры Lost Valley

Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2014», 15 апреля 2014

Информация

добавить
игры Lost Valley
Дата: 15 апреля 2014
Оценка пользователей
9.1664
-

Раритетная коробка

 

Получив на обзор настольную игру Lost Valley, я слегка удивился — при достаточной обширности моей коллекции (мы не говорим об экстремальных вариантах с несколькими сотнями коробок у настольных коллекционеров :) я ожидал, что спросят, про что-то другое, а не про игру 2004 г., находящуюся на 689 месте в рейтинге BGG. Но всё основательно взвесив, я сделал вывод, что выбор на самом деле отличный. :)

 

Во-первых, несмотря на то, что игре почти 10 лет, на неё практически нет обзоров в Рунете. Я нашёл только две заметки в блоге уважаемого Жёлтого мипла, и то достаточно краткие, и один дневник на «Тесере» плюс мой отчёт. А игра неординарная, и это упущение следует исправить.

 

Во-вторых, в октябре 2012 года успешно прошла кампания на Kickstarter второго издания игры, собравшая больше чем в три раза требуемой суммы в 30 000$. По состоянию на середину марта издатели ожидают прохождение таможни напечатанного тиража, т.е. скоро игра появится в продаже. Поэтому узнать, что это за зверь, возможно, будет интересно потенциальным покупателям, так как игра того стоит. Что касается меня, кикстартерную кампанию я прозевал, уж не помню, чем был занят осенью 2012 года, но про сбор средств на переиздание я узнал уже после окончания кампании и коробку не заказал.

 

В-третьих, из моего отчёта по данной игре, (кто пропустил, может посмотреть здесь http://tesera.ru/game_event/185175/) можно узнать, что, на мой взгляд, игра отлично подходит для игр с детьми и приобщению их к настольным развлечениям. Не каждая взрослая настолка может таким похвастаться. Поэтому ещё раз напомнить о данной игре и рассказать про неё для общего представления не помешает, глядишь пополнятся ряды её поклонников. :)

 

Итак, что это за игра.

 

Тема

 

Вот за таких персонажей и предстоит играть

 

Все слышали ставшее нарицательным слово «клондайк» — место с несметными сокровищами? Так вот это игра как раз про Клондайк, приток реки Юкон на северо-западе Канады, где в 90-х годах 19-го века началась знаменитая Золотая лихорадка, описанная во множестве романов и фильмов.

 

Пожалуй, один из самых знаменитых золотоискателей всех времён и народов

 

Люди со всех концов света, бросив всё, стремились попасть в затерянную долину для поисков золота, мечтая сказочно разбогатеть. По прибытии они жили в тяжёлых условиях, впроголодь, работали как проклятые, претерпевая всяческие лишения. В роль одного из таких золотоискателей и предстоит вжиться игрокам. Им придётся исследовать новую территорию, добывать себе материалы и припасы и, конечно же, искать золото: мыть в реке речное или в горах разрабатывать шахты для добычи горного.

 

Происходящее на игровом поле я бы охарактеризовал, как заключение пари между золотоискателями, кто окажется более умелым и удачливым в поисках золота. Количество найденных самородков определит победителя. Часть найденного золота можно потратить на вещи и приспособления, помогающие быстрее добыть больше золота, а можно и сэкономить, обходясь собственными силами без применения дополнительных средств, быстрее накапливая самородки для победы. Какой стратегии придерживаться, где и как вести разработку, эта задача и стоит перед игроками.

 

Одно из основных действий игрока


Жанр


Игра очень самобытна и непохожа ни на какую из настольных игр, с которыми я сталкивался до и после этого. Её, наверное, можно охарактеризовать, как «евротреш», т.е. как атмосферную тематическую игру из Европы. Здесь всё привязано к теме: река с неизвестными верховьями, сулящими богатства, куда стремятся золотоискатели, ловля рыбы из реки и озёр, золото, найденное на отмелях, утёсы и скалы с залежами благородного металла, охота на диких зверей, различные ситуации, мимо которых можно пройти, избежав неизвестности, а можно потратить время и ресурсы и получить какой-то бонус.

 

Я для себя не представляю данной игры в другом антураже. Кроме этого, все знакомые с игрой отмечают присутствие у героев инвентаря, как в классических RPG, ограничения и манипуляции с ним связанные, ставят отдельную задачи в игровом процессе. «Мне нужна еда, но если у меня сейчас получится застрелить зверя, мне некуда будет сложить мясо, поэтому, или придётся не брать его всё, или выкинуть инструмент или так нужное мне для шахты дерево. Пожалуй, я не буду терять время на охоту, а поймаю лучше рыбу, а после постройки шахты вернусь к охоте» — один из вариантов рассуждений игрока. Это также добавляет атмосферы.

 

Компоненты

 

Коробка с компонентами

 

Комплектация у игры солидная. Один огромный картонный начальный тайл с торговым постом, откуда начинают приключения игроки, больше пятидесяти ромбических и треугольных тайлов местности, почти две сотни круглых и прямоугольных картонных жетонов, 20 деревянных палочек — ресурсов дерева, 4 деревянные фишки-кегли золотоискателей, деревянный цилиндр глыбы льда, один деревянный кубик D6, четыре двухсторонние картонные карточки игрока с инвентарём, четыре двухсторонние картонные подсказки по ценам товаров/действий, правила игры, подсказка по игре. Качество у компонентов хорошее, всё приятно держать в руках. Цвета не кричащие, сдержанные, отдают «ретро».

 

 

Карточки персонажей (одна из сторон) с инвентарём и подсказки по ценам товаров и действий (на трёх языках)

 

Органайзер для жетонов настоятельно рекомендуется, иначе на сортировку будет уходить большое количество времени. Мне предыдущий хозяин коробки придарил GMT-шный «каунтерохранитель» :), сюда он подошёл идеально.

 

Множество жетонов для игры

 

Игровая механика

 

Основной момент — это, конечно, выкладывание тайлов при разведке территории. Тайлов множество, они разных форм и типов, основные — ромбические с рекой, лесом, тундрой, горами, треугольные с истоком, озёрами, пещерами самогонщиков, звериными логовами и другими различными бонусными местами. Каждый раз местность получается абсолютно разной, и невозможно вначале даже предсказать, вправо или влево будут выкладываться тайлы местности, что способствует реиграбельности игры. Следующий аспект механики — это собирание коллекций для обмена на победные очки, в данном случае это коллекции ресурсов: нужно прийти на тайл, где сделать действие, чтобы получить ресурс, перейти на следующий за другим ресурсом, и т.д., и в итоге поменять набор ресурсов на жетоны золота — мерило победы. Однако, на этом цепочка не оканчивается. Как уже отмечал ранее, можно обменять победные очки — золото — на приспособления и предметы, которые помогут облегчить последующую добычу золота. Но принесёт это пользу или вред, успеет ли игрок применить купленные приспособы или впустую потратит ПО на бесполезный хлам, зависит, как от ситуации на поле (расположения мест добычи, источников ресурсов, положения соперников), так и от стратегии игрока (пока другие раскачиваются, быстро собрать минимум золота, необходимый для окончания игры, и объявить победу или вложиться в оборудование, и пока соперники ковыряют крохи, развернуть добычу промышленных масштабов и оставить соперников далеко позади по добытым самородкам, или выбрать какой-то промежуточный путь развития — золотую середину).

 

Все треугольные тайлы с «плюшками»

 

Состав их в правилах не указан, опишу здесь. Сверху вниз, слева направо:

  1. тайл источника;
  2. тайлы торговых постов, где можно так же приобрести товары, как и в начальной точке;
  3. тайл озера с золотом и двумя событиями;
  4. тайл озера с рыбой и двумя событиями;
  5. два тайла винокурень, где можно выменять виски и два события;
  6. два тайла гор с уже построенной шахтой, с одним жетоном золота и двумя событиями;
  7. пещера со зверями и двумя событиями.

Игровой процесс

 

Я напишу кратко, как проходит игра, понимая, что обычно эта часть обзоров у многих игроков вызывает скуку — «всё это можно прочитать в правилах». Однако я обнаружил, что хотя игре уж почти как 10 лет, правил на русском для неё не делали. Я решил исправить это и попробовать силы в переводе правил и вёрстке, впервые для себя, благо там всего четыре страницы текста. Я сверстал русскоязычный перевод правил на основе оригинального буклета, добавил их в карточку игры, будет бонусом для заинтересовавшихся. :) (Кстати, при переводе обнаружил, что в паре мест играю уже два года как неправильно, при тщательном разборе оказалось, что переводил до этого не совсем корректно).

 

Ситуация на поле после первого раунда

 

Итак, правила очень простые, ход игрока состоит из двух фаз: движение и выполнение действия (действие можно делать как до движения, так и после, но не во время).

 

При движении ходим вдоль краёв тайлов, как по тропинкам, при достижении неисследованной территории следует закончить движение и провести исследование: выложить вокруг себя тайлы. Нормы перемещения зависят от типа местности и используемого транспорта: вдоль берега реки идти легче, можно пройти два тайла, по суше только один, лошадь скачет везде на два, а на лодке по реке можно плавать на три и пересекать реку.

 

Действия можно сделать такие: добыть золото на реке или в шахте, пережить событие, поймать рыбу, поохотиться на зверя, срубить дерево, построить шахту/лесопилку/ловушку для рыбы, приобрести товары на торговом посту. Действие можно сделать, находясь на углу тайла, где оно возможно.

 

Бывают действия с затратой ресурсов, бывают бесплатные. Например, срубить дерево в лесу ничего не стоит, сразу берём из запаса деревяшку. Чтобы построить шахту, нужно потратить инструмент (три инструмента дают в начале игры, потом можно выменять на что угодно на торговом посту), дерево и еду, ставим на тайл шахту. Чтобы добыть из шахты, нужно укрепить её бревном и поесть (сбросить дерево и еду) — всё, после этого жетон горного золота у нас.

 

Удочка и топор помогают получить больше ресурсов, ружьё увеличивает шанс убить зверя. Если строим стационарный объект, такой, как лесопилку или ловушку для рыбы, то в именно в этом месте увеличиваем число добываемых материалов, и т.д. Т.е. ходим, собираем ресурсы, строим, если надо сооружения, добываем золото и, если хотим, бегаем на торговый пост за приспособами (удочка, ружьё, топор и т.п.), которые выкупаем за добытое золото, затем опять направляемся в долину за новым золотом. Собственно, всё.

 

Победителем в игре становится самый богатый игрок. Игроки, борясь с собственной жадностью, сами определяют, когда остановить игру — счёта раундов нет, но установлена некоторая защита от... жадин. :) На случай, если все гребут золото вёдрами, но меряться в достижениях не хотят.

 

Ситация на поле за три хода до окончания игры: игру закончит зелёный, вернувшись на торговый пост с 10-ю жетонами золота, победит красный по количеству самородков

 

Если, увлёкшись добычей богатств, золотоискатели задерживаются в долине надолго (исследуют все доступные тайлы суши), то наступают холода. В один прекрасный момент игроки обнаруживают, что река постепенно начинает замерзать, спустя некоторое время, условия становятся настолько суровыми, что летний торговый пост закрывается, и золотоискателям поневоле приходится окончить добычу и сравнить результаты, кто преуспел в этом золотоискании лучше.

 

Похолодало — конец игры

 

Сложность

 

 

При большом количестве компонентов, а здесь много всего, в освоении игра достаточно лёгкая, для искушённых настольщиков с богатым игровым опытом может показаться даже слишком. Всё-таки  с момента выхода прошло десятилетие, развитие настолок на месте не стояло, и по сравнению с современными  бестселлерами, тут всё достаточно просто: переместился, выложил тайлы, сделал действие. Однако в игре есть место и стратегии, и тактическим уловкам, можно ходить за соперниками и пользоваться их плодами трудов, можно попытаться отдалиться от всех, чтобы никто не мешал. В своём жанре игра очень популярна и востребована, её активно хвалит Том Вэсел, и об этом свидетельствует успешная кампания по переизданию на «Кикстартере». Игра отлично подойдёт, как гейтвэй-игра для привлечения новичков в настольную вселенную, и как семейная игра, для скрашивания семейного досуга, а гикам советовать её не могу.

 

Длительность

 

 

В правилах указана длительность 60-80 минут, на практике на троих с ребёнком и выходило где-то часа полтора. Если ребёнок маленький или компания не любит длительные партии, и это время кажется чрезмерным, то для сокращения времени партии можно ввести следующий хоумрул: убрать в закрытую несколько тайлов реки и суши. Уменьшение числа тайлов позволит раньше наступить оледенению реки и соответственно раньше вызовет итоговый подсчёт результатов. Варьируя количество убираемых тайлов, можно регулировать длительность партии. Кстати, это также может ещё более разнообразить партии, так как неизвестно, какие именно тайлы будут использоваться в текущей игре.

 

Даунтайм

 

 

Движение — действие, движение — действие, если особенно не страдать параличом анализа, а продумывать свои действия заранее, всё происходит очень бодро и игра не стопорится. Но к моему удивлению, супруга отметила, что у неё за игру сложилось впечатление, что сделал мелочь и ждёшь свой ход, маленький шажок к цели и опять ждёшь свой ход, она ощущала, что из-за одного действия в коротком ходе как бы топчешься на месте. Мне было удивительно это слышать, у меня такого ощущения не возникло, но решил упомянуть, для объективности, возможно, кто-то также отметит этот момент и это может не понравиться.

 

Рандом

 

 

Имеется в достатке, как в нормальной атмосферной игре, что может не понравиться противникам рандома:

  • «Мне не попадаются нужные тайлы.» Ну, бежим к везучим соперникам и «помогаем» им.
  • «Уже десять ходов я охочусь на брутальную мышь, которая никак не ловится.» Ну, надо учитывать, что охота вещь непредсказуемая, хотим бить дичь наверняка, покупаем ружьё, нет, ловим рыбу и не тратим ходы зря.
  • «При охоте соперники валят медведей, а у меня только мыши.» Смотрим пункт выше, ваша стихия — медитативная рыбалка, удочка, ловушки и 100%-я отдача от деятельности.
  • «События мне попадаются дурацкие.» Тогда не тратьте время на них — это лотерея, попробуйте сосредоточиться на добыче золота — это залог победы.

Рандом здесь можно обуздать, я считаю его вполне вменяемым.

 

Количество игроков

 

В правилах обозначено от 3-х до 4-х, но я не могу найти причину, почему в неё нельзя играть вдвоём. Компоненты, участвующие в игре, от числа игроков не зависят, видимо, при игре втроём начинается конкуренция за товары на торговом посту (только две тележки, два ящика динамита и т.п.), а когда вдвоём, всем всегда всего хватает, наверное, дело в этом. Мы хоумрулили с дочкой и часто раскладывали партии на двоих, на игровом процессе не сказывалось, мы редко когда вообще покупали товары и уж тем более один и тот же.

 

Все ромбические тайлы в игре: так компактно тайлы реки располагаются очень редко...

 

Выводы

 

Плюсы:

+ Простые правила, простое освоение.

+ Ярко выраженная тематичность.

+ Идеальна для семейных посиделок и игры с детьми.

+ Короткий ход: одно движение, одно действие. Малый даунтайм.

+ Языконезависимая: нет текста на компонентах, можно играть в версию на любом языке, текст только в памятке и правилах, которые переведены на русский.

 

Минусы:

- Требуется достаточно большое пространство на столе для игры, территория долины может получиться большой.

- Рандомна, есть кубик и если бездумно полагаться на удачу, может сильно «обломать».

- Может показаться примитивной для гиков, избалованных более современными настолками.

 

Замечательная игра на исследования, которая разнообразит любую коллекцию настолок. Я очень доволен, что имею её в коллекции.

 

Героиня обзора на полке

 

Перед покупкой рекомендую где-то попробовать сыграть в данную игру, чтобы сформировать собственное мнение. Мне после первой партии сразу понравилась.

 

Моя оценка: 9 из 10. Могу назвать себя поклонником этой милой игры.

 

P.S. Информация по изменениям в кикстартерной версии 2014 г. относительно оригинала 2004 г.

 

Страница с Kickstarter

 

Количество игроков расширится с 3-4 до 3-6.

  1. Стоимость золота заново отбалансирована, значение речного вместо 1-2 самородков станет 2-3, горного — вместо 3-4 станет 4-5 самородков. Соответсвенно, будут откорректированы стоимости товаров на торговом посту.
  2. Облегчение прокладки каналов, за одно действие, вместо одного, можно будет построить два канала в соседних тайлах.
  3. Добавлено дополнение «Долина Юкон», может быть добавлено как в оригинальное, так и кикстартерное издание.
    1. Модуль «Делиться надо!». Для использования чужого сооружения (ловушки для рыбы, лесопилки или  шахты) соперник должен внести плату, одну какую-то вещь, хозяин сооружения может забрать плату, когда снова посетит это сооружение.
    2. Модуль «Опытный геолог». Игроки при строительстве сооружений, которые могут использовать соперники, получают единицу опыта. В свой ход золотоискатель может потратить две единицы опыта, чтобы приобрести спец. способность, например, пересекать реку без лодки, смотреть жетон события, прежде чем решить, брать его или нет, при исследование местности брать два тайла вместо одного и выбирать, какой выложить.
    3. Модуль «Охотник за сокровищами». Добавляет третий путь к победе, к существующем двум из оригинальной игры. Некоторые жетоны событий замещаются жетонами подсказок для поиска клада. На каждой подсказке находится тип местности. Найдя четыре подсказки, например, две речные, одну горную и одну лесную, на перекрёстке, где стыкуются два тайла реки с тайлом горы и леса, находится клад, придя на такой перекрёсток, вы получаете приз из золотых самородков.

Также в ходе кикстартерной кампании были открыты четыре дополнительные цели:

  • Картонный лист для сортировки и хранения в процессе игры товаров торгового поста аля Puerto Rico.
  • Кубик для ледяной проверки со спец. символами вместо обычного D6, специальная фишка глыбы льда вместо белого цилиндра.
  • Кубик со спец. символами для охоты с изменёнными правилами охоты.
  • Вместо простых фишек-кегль игроков деревянные миплы золотоискателей, плюс, миплы лошади и лодки для удобного отслеживания возможности перемещения игроков, их обладающими.

Таким образом и без того богатая комплектация игры ещё больше увеличится.

 

P.P.S. Спасибо за внимание и удачных игр!

 

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Kuroi написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо! Отличный обзор!

BooLEan написал 11 лет назад: #

Спасибо за отзыв!

terjul написала 11 лет назад: # скрыть ответы

Николай, спасибо! Отличный обзор. Эта коробка уже давно пылится у меня на полке. Теперь очень захотелось её оттуда достать ;)

BooLEan написал 11 лет назад: #

Спасибо, Юлия! :)

Slim_Slam_Snaga написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Я так понимаю, играбельный Кандамир?

BooLEan написал 11 лет назад: #

К сожалению не знаком с указанной игрой, судя по описанию не совсем похоже, две части поля, какие-то карточки путешествий, дальность хода, зависящаю от количества жизней, моментальный возврат в деревню, что-то как-то не об этом... Но полно сравнить не могу, не играл в Кандамир, возможно для игравших в обе игры, что-то и покажется схожим...

BooLEan написал 11 лет назад: #

Спасибо всем за положительные отклики, очень приятно. :)

AASever написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Это пять.

Вот отличный обзор, на мой взгляд.
Не пересказ, но обзор правил.
Обширные впечатления.
Дополнительный контент (перевод с кикстартера и буклета правил)
Хорошие фотографии.

Спасибо.

IvTuzovsky написал 11 лет назад: #

Это 10))))