Aviraen написал 5 минут назад к игре Lords of Waterdeep: # Вот казалось бы мне очень нравятся Лорды и мне очень нравится колодост...
vadmedz написал 6 минут назад к статье Петля трагедии – что я поменял в игре: # Все карты в коробке! Просто в одной карточке допущена ошибка Подробне...
vadmedz написал 7 минут назад к статье Петля трагедии – что я поменял в игре: # Будем знать!
BBP написал 27 минут назад к игре Ascension Tactics: Инферно: # К сожалению минек для первой коробки у меня нет, хотя коробку базы куп...
Archy написал полчаса назад к игре Karak II: Chaos: # Добавил ссылку на видеообзор. Первый раз промахнулся, просьба удалить...
Башня анонсов (часть 3)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Самые ожидаемые игры 2026 года
Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News.
Идут сборы на Goblin Party
Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям.
Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss
Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ...
С миру по предзаказу (23.11-05.12)
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.

Siar

Mansions of Madness 2e. Видовые особняки безумия

14 мая 2024

Информация

добавить
игры Особняки безумия (второе издание)
компании Hobby World
Fantasy Flight Games
Дата: 14 мая 2024
Источник: Board Game Community<br>(BGC)
Оценка пользователей
7.8621
-

Обзор от Board Game Community

Автор: Серёжа В

Редактор: Алина Коваль (BGC Минск)

 

 

Запись в дневнике: «Я опять теряю ум!

Снова в голове появился странный шум!

Но сегодня я начал звуки различать.

Это чей-то зов, мне пред ним не устоять».


«Король и Шут», «Дагон»

 

Да, об одном из Древних есть песня. : )

 

 

Почему она?

 

 

 

Знаете, за что я люблю «Особняки безумия»? Играя в них, я невольно погружаюсь в тот самый мир, о котором поётся у группы «Король и Шут», уж простите. : )

 

Я не ищу азарта войны или умиления от мира, раскладывая «Особняки безумия». Здесь всё происходит в отдельном доме, саду, гостинице. Место действия сужается до конкретной территории, по сравнению с которой ты не чувствуешь себя маленьким. И от этого весь ужас происходящего ощущается ещё лучше. В такую роль проще вжиться, нежели в роль моряка, который в «Древнем ужасе» за одно действие добирается до Антарктиды.

 

Мне просто ужасно хочется разобраться в том, что происходит, и из последних сил унести оттуда ноги.

 

 

Здесь есть сюжет?

 

И да, и нет. Игра представляет собой несколько не связанных между собой сценариев, которые вам предлагает планшет.

 

 

Приложение предложит сценарий, заботливо обратив внимание и на его сложность, и на его продолжительность. Ох, мне такого часто не хватает в играх!

 

 

 

 

Вы скажете, что без единого сюжета играть неинтересно? Я лично ни разу не почувствовал в нём необходимости. Когда редко собираешься с друзьями, наоборот, забываешь о том, что было в прошлый раз.

 

Мне нравится, что отдельный сценарий — это полноценная история. Действительно полноценная, ты не чувствуешь недосказанности. Лучше отличная повесть, чем растянутый роман, где даже толком персонажей, выбранных в начале, не сменить (эх, купить всё же «Мрачную гавань», что ли?).

 

 

Приложение или оверлорд?

 

С Mansions of Madness / «Особняками безумия» первой редакции я познакомился несколько лет назад. Тогда, будучи поклонником «Древнего ужаса», я был поражён тем, что вы не знаете замысла зла, не понимаете, чего оно добивается. Но сыграть довелось тогда только один сценарий.

 

Прошло несколько лет — и передо мной оказалось второе издание. Я помню, сколько скепсиса было у коллег по цеху, они были уверены, что не передаст приложение загадочность, которую даёт оверлорд (в первой редакции за силы зла играл отдельный игрок). Что ж, они были правы — ощущения не те. Лучше.

 

Если кратко, то атмосфера ощущается сильнее, когда ты играешь не против злого гения, дёргающего за ниточки, а против самого зла. У него много лиц, а оттого нет лица вовсе. Его не понять, не разжалобить. С ним не пошушукаться и не пошутить. Ему всё равно на вас, вы лишь мелкие сошки в этом городе, а город — это его царство. Кроме вас здесь нет никого, кто ещё не сошёл с ума, и винить в этом некого — надо просто выбираться.

 

 

Как в это играть?

 

Вы выбираете сыщиков, получаете стартовое снаряжение, а планшет/телефон/компьютер зачитывает вам предысторию того, как и зачем вы здесь оказались. Будь то письмо от напуганного дворецкого или загадочное сообщение в газетах о собрании астрономического общества.

 

 

 

Фаза сыщиков

 

Появляетесь вы на крохотном клочке карты (это может быть всего лишь один тайл), всё остальное окружено мраком. Вы не видите просто ничего, зато иногда слышите. : )

 

Дальше всё довольно просто. В свой ход каждый сыщик выполняет по 2 действия в любой комбинации:

  • перемещение;
  • взаимодействие с жетонами предметов / дверей / нейтральных персонажей;
  • атака или попытка увернуться и сбежать от монстра (порой последнее эффективней).

Кажется, что перед нами «Зомбицид», да? Э, нет, главное — в мелочах. Например, в перемещении. Если в его процессе вы оказываетесь на тайле, на котором лежат вот такие жетоны:

 

 

Вот этот жетон, в правом нижнем углу

 

 

— это значит, что соседний тайл свободно сообщается с вашим и вы можете открыть часть карты. Кажется, так себе? А каково это для атмосферы, когда из входной двери вам видна только маленькая часть дворика, а когда вы выходите на него — открывается обзор на всю улицу? Весьма жизненно.

 

Дальше поговорим о взаимодействии с жетонами. Начиная от попытки выведать что-то у местного старожила и заканчивая подбором предметов. Ну, тут всё в лучших традициях: можно попытаться убедить местного, а можно и припугнуть. Правда, вы заранее не знаете, проверки на какие навыки вам придётся проходить — можете только предположить из логики ситуации. К примеру, если перед вами холодильник в цепях, то очевидно, что придётся приложить какие-то усилия, чтобы его открыть. : ) А из шкафов можно делать баррикады, да!

 

 

Вот и баррикады слева, и что-то валяется на полу справа…

 

 

Помните, как легко было в «Древнем ужасе»? Сразу понятно, что будет при провале, на что проверка... Жизнь не даёт такой информации. В «Особняках» вы сначала примете решение — а потом планшет поможет узнать, в чём вам нужно преуспеть, да к чему это привело.

 

 

Choose your destiny!

 

 

Такими нехитрыми способами простое поднятие предметов и жетонов становится очень атмосферным. Картон оживает. Всегда есть место сюрпризу, ты никогда не уверен в успехе. А уж чего стоят различные головоломки! Бывает, возьмёшь обрывки газет и пытаешься на планшете их соединить. Или открыть шкатулку с кодом. Космос. Люблю такие игры внутри игры.

 

 

Вот самая простенькая головоломка. Значение навыка внимательности определяет, сколько есть у вас движений блоков в ходе одной попытки.

 

 

Перемещение со взаимодействием разобрали. Ну и куда же без атаки? Появившиеся на карте отродья будут вам всячески мешать. Тут тоже, казалось бы, всё должно быть просто... Прокинул себе кубики для проверки силы — и всё. Да не тут-то было! Для начала выберите, каким оружием атакуете: острым, тупым, огнестрельным... А может, заклинанием или даже голыми руками?

 

Для каждого типа оружия предусмотрен свой текст проверки. Действительно текст (с абзац!), где указано, как разворачивается бой. Если в «Древнем ужасе» боевой контакт сопряжён исключительно с пробросом кубиков, то здесь каждый бой — мини-история.

 

Выбрали тупое оружие и думаете, теперь будет проверка на силу? Необязательно. В бою бывает столько неожиданностей. : ) Иногда, чтобы ударить отродье кувалдой, нужна недюжинная ловкость — оно же может неожиданно увернуться! ; ) Я даже вам больше скажу — не выкинув достаточного количества успехов, вы можете и сами себе урон нанести.

 

 

 

Но рандом здесь, к слову, совсем не раздражает, — он неплохо контролируется. За улики (лупы, выпавшие на кубиках) можно поменять провалы на успехи.

 

 

Фаза Мифа

 

И вот сыщики закончили ходить. Наступает черёд Тьмы:

  • планшет рассказывает, что произошло;
  • появляются противники;
  • сыщики проходят проверку ужаса;
  • противники перемещаются и атакуют.

Начну с последнего. Опять разыгрывается мини-битва с описанием того, что хочет сотворить культист или глубоководный. И, в отличие от «Древнего ужаса», вы не просто получаете урон — у вас есть возможность его избежать. Дело в том, что планшет скажет вам, например, что противник пытается прочесть заклинание, и вам потребуется вся воля, чтобы избежать погружения в бездну. Выкинув пару успехов, вы получите одну развязку, провалив — другую. Бой стал реалистичней.

 

Появившиеся противники приводят вас в ужас. Увидел глубоководного (да, если он далеко за углом, то не испугаешься) — изволь проверить, не двинулся ли ты часом.

 

 

В особняке твой «мяу» никто не услышит…

 

 

Отдельного упоминания заслуживает механика урона. При неудачном исходе вы кладёте лицом вниз карты ужаса/повреждений. Затем особо злобные монстры заставляют вас настолько испугаться (или ударят вас столь сильно), что заставят брать карту в открытую или вскрыть уже выложенные. А там... получи ещё по голове, вырони все предметы. Ну, полный букет. Получается, травмы, полученные раньше, окажут свой эффект на вас позже. Атмосфера detected. : )

 

 

Тематичные названия карт : )

 

 

 

И, наконец, события. Каждый раунд планшет говорит вам, где заскрипела половица, как холод охватил священника, а, может быть, из-под земли появились руки... : ) И с течением времени потусторонние силы только усиливаются. Если сначала вы можете предотвратить получение ужаса, то, мешкая с прохождением сценария, вы будете просто сходить ума. Без всяких «но». Тьма не будет вас ждать. Это, опять-таки, добавляет атмосферы происходящему: нужно успеть, нужно просто успеть...

 

К слову, я крайне не люблю фактор времени в играх. Те же «Космические дальнобойщики» мне не заходят совсем. Но с «Особняками» всё по-другому. Здесь нет ощущения, что вас подгоняют, фактор времени здесь не раздражает. Тем более что партия идёт 2–3 часа.

 

 

Да или нет?

 

Всё-таки постараюсь кратко выделить плюсы и минусы игры. Справедливости ради, минусы у игры есть. И они целиком на совести издателя…

 

 

Плюсы

 

‣ Безумно тематична. Атмосфера зашкаливает. Всё время вспоминаю, как наш колдун вылез на причал через окно в уборной и метнул через плечо тварям в окно файрбол! Ух, круто!

 

‣ Гибкий состав игроков. Хорошо идёт от 2 до 4 точно.

 

‣ Низкий порог вхождения. Правила просты и лаконичны.

 

 

Минусы

 

‣ Ужасные миниатюры за деньги зарубежной редакции. Низкая детализация, неудачный цвет пластика. Культисты выглядят как куски глины. Особенно в базе. В дополнениях хоть получше монстры. Но ребята, ну ведь ценник немаленький! Почему так?! Поэтому ещё раз спасибо Crowdrepublic и Hobby World, снизившим цену до разумной. Это действительно важно.

 

 

Этих ребят ничего не спасёт. Нет, это просто провал...

 

 

 

 

‣ Бессмысленные и отталкивающие подставки для монстров. Ладно, в первой редакции у них был смысл (смотрели на дне характеристики монстра), но тут-то зачем? Мой друг сделал прозрачные на заказ. Просто сравните с подставками и без них. Уж лучше бы их вовсе не было. Ну, или вот акрил на заказ.

 

 

Листаем и плачем

 

 

 

 

‣ Один саундтрек во всём приложении. Он хороший, но начинает надоедать. Право, могли бы и тройку дорожек приложить. Решается ютубом.

 

‣ Тонна жетонов. Задумайтесь о минимальном органайзере, чтобы игру не прерывать в поисках каких-то конкретных.

 

‣ Альфа-игрок, как и в любых кооперативах. Тут не как в «Острове духов», в котором невозможно одному всё посчитать. Но такие вопросы решаются не игрой, а ячейкой.

 

 

Плюс/минус

 

‣ Некоторые устают читать много текста. = \ Тут либо да, либо нет.

 

‣ Нет сквозного сюжета. Но мне это как раз нравится.

 

За собой тащил свою мокрую тетрадь,

Из последних сил что-то пробовал писать…

 

 

Вместо резюме

 

В общем и целом «Особняки безумия» для меня были и остаются самой тематичной, атмосферной игрой. Самой-самой. Ничего лучше я не видел. Никогда ещё я так не переживал. Эх, хочется стереть себе память, чтобы сыграть в некоторые сценарии заново. И это просто мой любимый кооператив. Да, здесь миниатюры не как в играх CMON. Но поверьте, игра стоит того.

 

P. S. Картиночки взяты с сайта BoardGameGeek.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Kromm_Kruah написал полтора года назад: # скрыть ответы

Не берут за 10.000 коробку? И правильно делают. А то, что в эпиграф вынесены слова песни маргинальной группы еще и показательно. И объяснимы сравнения внутри с "Древним ужасом", так как его вроде ругают, но и хвалят, вроде. И он все еще продается, в отличие от УА2.

Siar написал полтора года назад: #

Какая странная теория заговора) Игра вполне себе популярна и отлично расходится

hickname написал полтора года назад: #

"КиШ" - маргинальная группа? Спасибо, посмеялся. Аффтар пеши исчо.

Siar написал полтора года назад: #
Имхо

Лично меня сюжет совсем не впечатлил, а механики они очень простенькие, даже примитивные, и сами по себе совершенно не притягивают. Вдобавок реиграбельность низкая, т.к. каждый раз лишь незначительно меняется расположение комнат. Понятно почему Особняки популярны - для многих это атмосферный данжен кроулер без типичной для жанра кучи фидлинга, но, как по мне, Древний Ужас рассказывает куда более интересную историю, причем гораздо реиграбельнее и не требует, чтобы кто-то сидел уткнувшись в планшет.