Ksedih написал полчаса назад к игре Warhammer: Invasion LCG: # Вот упоминаемая статья. https://tesera.ru/article/ccg-in-retrospect/
Ksedih написал полчаса назад к игре Сумерки империи. Четвёртая редакция: Пророчество королей: # Если у вас они полностью идентичны, то значит у вас базовая коробка уж...
Crazy_Murloc написал 4 часа назад к игре Рюрик: # Средневесовой контроль территории, вобравший в себя черты многих други...
NotGeek написал 5 часов назад к новости Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться: # Да я бы не сказал :)) Но если вам нравится, то ладно.
Akine написал 5 часов назад к игре Белый Замок: Матча: # Подскажите пожалуйста, при подсчёте победных очков за гейш, которые в ...
С миру по предзаказу
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.
Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться
Друзья, мы открываем предзаказ на кооперативное детективное приключение «Винни-П...
Идут сборы на BattleForge: Berserker
Кооперативные битвы с искаженными скандинавскими боссами и монстрами с помощью р...
Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game
Тактическая карточная дуэль по "Героям меча и магии"
Идёт предзаказ «Ла-Гранхи»! Пора вернуться на солнечную Майорку
Предзаказ «Ла-Гранхи» открыт! Пора вернуться на солнечную Майорку crowdgames.ru/...

Siar

Mansions of Madness 2e. Видовые особняки безумия

14 мая 2024

Информация

добавить
игры Особняки безумия (второе издание)
компании Hobby World
Fantasy Flight Games
Дата: 14 мая 2024
Источник: Board Game Community<br>(BGC)
Оценка пользователей
7.8621
-

Обзор от Board Game Community

Автор: Серёжа В

Редактор: Алина Коваль (BGC Минск)

 

 

Запись в дневнике: «Я опять теряю ум!

Снова в голове появился странный шум!

Но сегодня я начал звуки различать.

Это чей-то зов, мне пред ним не устоять».


«Король и Шут», «Дагон»

 

Да, об одном из Древних есть песня. : )

 

 

Почему она?

 

 

 

Знаете, за что я люблю «Особняки безумия»? Играя в них, я невольно погружаюсь в тот самый мир, о котором поётся у группы «Король и Шут», уж простите. : )

 

Я не ищу азарта войны или умиления от мира, раскладывая «Особняки безумия». Здесь всё происходит в отдельном доме, саду, гостинице. Место действия сужается до конкретной территории, по сравнению с которой ты не чувствуешь себя маленьким. И от этого весь ужас происходящего ощущается ещё лучше. В такую роль проще вжиться, нежели в роль моряка, который в «Древнем ужасе» за одно действие добирается до Антарктиды.

 

Мне просто ужасно хочется разобраться в том, что происходит, и из последних сил унести оттуда ноги.

 

 

Здесь есть сюжет?

 

И да, и нет. Игра представляет собой несколько не связанных между собой сценариев, которые вам предлагает планшет.

 

 

Приложение предложит сценарий, заботливо обратив внимание и на его сложность, и на его продолжительность. Ох, мне такого часто не хватает в играх!

 

 

 

 

Вы скажете, что без единого сюжета играть неинтересно? Я лично ни разу не почувствовал в нём необходимости. Когда редко собираешься с друзьями, наоборот, забываешь о том, что было в прошлый раз.

 

Мне нравится, что отдельный сценарий — это полноценная история. Действительно полноценная, ты не чувствуешь недосказанности. Лучше отличная повесть, чем растянутый роман, где даже толком персонажей, выбранных в начале, не сменить (эх, купить всё же «Мрачную гавань», что ли?).

 

 

Приложение или оверлорд?

 

С Mansions of Madness / «Особняками безумия» первой редакции я познакомился несколько лет назад. Тогда, будучи поклонником «Древнего ужаса», я был поражён тем, что вы не знаете замысла зла, не понимаете, чего оно добивается. Но сыграть довелось тогда только один сценарий.

 

Прошло несколько лет — и передо мной оказалось второе издание. Я помню, сколько скепсиса было у коллег по цеху, они были уверены, что не передаст приложение загадочность, которую даёт оверлорд (в первой редакции за силы зла играл отдельный игрок). Что ж, они были правы — ощущения не те. Лучше.

 

Если кратко, то атмосфера ощущается сильнее, когда ты играешь не против злого гения, дёргающего за ниточки, а против самого зла. У него много лиц, а оттого нет лица вовсе. Его не понять, не разжалобить. С ним не пошушукаться и не пошутить. Ему всё равно на вас, вы лишь мелкие сошки в этом городе, а город — это его царство. Кроме вас здесь нет никого, кто ещё не сошёл с ума, и винить в этом некого — надо просто выбираться.

 

 

Как в это играть?

 

Вы выбираете сыщиков, получаете стартовое снаряжение, а планшет/телефон/компьютер зачитывает вам предысторию того, как и зачем вы здесь оказались. Будь то письмо от напуганного дворецкого или загадочное сообщение в газетах о собрании астрономического общества.

 

 

 

Фаза сыщиков

 

Появляетесь вы на крохотном клочке карты (это может быть всего лишь один тайл), всё остальное окружено мраком. Вы не видите просто ничего, зато иногда слышите. : )

 

Дальше всё довольно просто. В свой ход каждый сыщик выполняет по 2 действия в любой комбинации:

  • перемещение;
  • взаимодействие с жетонами предметов / дверей / нейтральных персонажей;
  • атака или попытка увернуться и сбежать от монстра (порой последнее эффективней).

Кажется, что перед нами «Зомбицид», да? Э, нет, главное — в мелочах. Например, в перемещении. Если в его процессе вы оказываетесь на тайле, на котором лежат вот такие жетоны:

 

 

Вот этот жетон, в правом нижнем углу

 

 

— это значит, что соседний тайл свободно сообщается с вашим и вы можете открыть часть карты. Кажется, так себе? А каково это для атмосферы, когда из входной двери вам видна только маленькая часть дворика, а когда вы выходите на него — открывается обзор на всю улицу? Весьма жизненно.

 

Дальше поговорим о взаимодействии с жетонами. Начиная от попытки выведать что-то у местного старожила и заканчивая подбором предметов. Ну, тут всё в лучших традициях: можно попытаться убедить местного, а можно и припугнуть. Правда, вы заранее не знаете, проверки на какие навыки вам придётся проходить — можете только предположить из логики ситуации. К примеру, если перед вами холодильник в цепях, то очевидно, что придётся приложить какие-то усилия, чтобы его открыть. : ) А из шкафов можно делать баррикады, да!

 

 

Вот и баррикады слева, и что-то валяется на полу справа…

 

 

Помните, как легко было в «Древнем ужасе»? Сразу понятно, что будет при провале, на что проверка... Жизнь не даёт такой информации. В «Особняках» вы сначала примете решение — а потом планшет поможет узнать, в чём вам нужно преуспеть, да к чему это привело.

 

 

Choose your destiny!

 

 

Такими нехитрыми способами простое поднятие предметов и жетонов становится очень атмосферным. Картон оживает. Всегда есть место сюрпризу, ты никогда не уверен в успехе. А уж чего стоят различные головоломки! Бывает, возьмёшь обрывки газет и пытаешься на планшете их соединить. Или открыть шкатулку с кодом. Космос. Люблю такие игры внутри игры.

 

 

Вот самая простенькая головоломка. Значение навыка внимательности определяет, сколько есть у вас движений блоков в ходе одной попытки.

 

 

Перемещение со взаимодействием разобрали. Ну и куда же без атаки? Появившиеся на карте отродья будут вам всячески мешать. Тут тоже, казалось бы, всё должно быть просто... Прокинул себе кубики для проверки силы — и всё. Да не тут-то было! Для начала выберите, каким оружием атакуете: острым, тупым, огнестрельным... А может, заклинанием или даже голыми руками?

 

Для каждого типа оружия предусмотрен свой текст проверки. Действительно текст (с абзац!), где указано, как разворачивается бой. Если в «Древнем ужасе» боевой контакт сопряжён исключительно с пробросом кубиков, то здесь каждый бой — мини-история.

 

Выбрали тупое оружие и думаете, теперь будет проверка на силу? Необязательно. В бою бывает столько неожиданностей. : ) Иногда, чтобы ударить отродье кувалдой, нужна недюжинная ловкость — оно же может неожиданно увернуться! ; ) Я даже вам больше скажу — не выкинув достаточного количества успехов, вы можете и сами себе урон нанести.

 

 

 

Но рандом здесь, к слову, совсем не раздражает, — он неплохо контролируется. За улики (лупы, выпавшие на кубиках) можно поменять провалы на успехи.

 

 

Фаза Мифа

 

И вот сыщики закончили ходить. Наступает черёд Тьмы:

  • планшет рассказывает, что произошло;
  • появляются противники;
  • сыщики проходят проверку ужаса;
  • противники перемещаются и атакуют.

Начну с последнего. Опять разыгрывается мини-битва с описанием того, что хочет сотворить культист или глубоководный. И, в отличие от «Древнего ужаса», вы не просто получаете урон — у вас есть возможность его избежать. Дело в том, что планшет скажет вам, например, что противник пытается прочесть заклинание, и вам потребуется вся воля, чтобы избежать погружения в бездну. Выкинув пару успехов, вы получите одну развязку, провалив — другую. Бой стал реалистичней.

 

Появившиеся противники приводят вас в ужас. Увидел глубоководного (да, если он далеко за углом, то не испугаешься) — изволь проверить, не двинулся ли ты часом.

 

 

В особняке твой «мяу» никто не услышит…

 

 

Отдельного упоминания заслуживает механика урона. При неудачном исходе вы кладёте лицом вниз карты ужаса/повреждений. Затем особо злобные монстры заставляют вас настолько испугаться (или ударят вас столь сильно), что заставят брать карту в открытую или вскрыть уже выложенные. А там... получи ещё по голове, вырони все предметы. Ну, полный букет. Получается, травмы, полученные раньше, окажут свой эффект на вас позже. Атмосфера detected. : )

 

 

Тематичные названия карт : )

 

 

 

И, наконец, события. Каждый раунд планшет говорит вам, где заскрипела половица, как холод охватил священника, а, может быть, из-под земли появились руки... : ) И с течением времени потусторонние силы только усиливаются. Если сначала вы можете предотвратить получение ужаса, то, мешкая с прохождением сценария, вы будете просто сходить ума. Без всяких «но». Тьма не будет вас ждать. Это, опять-таки, добавляет атмосферы происходящему: нужно успеть, нужно просто успеть...

 

К слову, я крайне не люблю фактор времени в играх. Те же «Космические дальнобойщики» мне не заходят совсем. Но с «Особняками» всё по-другому. Здесь нет ощущения, что вас подгоняют, фактор времени здесь не раздражает. Тем более что партия идёт 2–3 часа.

 

 

Да или нет?

 

Всё-таки постараюсь кратко выделить плюсы и минусы игры. Справедливости ради, минусы у игры есть. И они целиком на совести издателя…

 

 

Плюсы

 

‣ Безумно тематична. Атмосфера зашкаливает. Всё время вспоминаю, как наш колдун вылез на причал через окно в уборной и метнул через плечо тварям в окно файрбол! Ух, круто!

 

‣ Гибкий состав игроков. Хорошо идёт от 2 до 4 точно.

 

‣ Низкий порог вхождения. Правила просты и лаконичны.

 

 

Минусы

 

‣ Ужасные миниатюры за деньги зарубежной редакции. Низкая детализация, неудачный цвет пластика. Культисты выглядят как куски глины. Особенно в базе. В дополнениях хоть получше монстры. Но ребята, ну ведь ценник немаленький! Почему так?! Поэтому ещё раз спасибо Crowdrepublic и Hobby World, снизившим цену до разумной. Это действительно важно.

 

 

Этих ребят ничего не спасёт. Нет, это просто провал...

 

 

 

 

‣ Бессмысленные и отталкивающие подставки для монстров. Ладно, в первой редакции у них был смысл (смотрели на дне характеристики монстра), но тут-то зачем? Мой друг сделал прозрачные на заказ. Просто сравните с подставками и без них. Уж лучше бы их вовсе не было. Ну, или вот акрил на заказ.

 

 

Листаем и плачем

 

 

 

 

‣ Один саундтрек во всём приложении. Он хороший, но начинает надоедать. Право, могли бы и тройку дорожек приложить. Решается ютубом.

 

‣ Тонна жетонов. Задумайтесь о минимальном органайзере, чтобы игру не прерывать в поисках каких-то конкретных.

 

‣ Альфа-игрок, как и в любых кооперативах. Тут не как в «Острове духов», в котором невозможно одному всё посчитать. Но такие вопросы решаются не игрой, а ячейкой.

 

 

Плюс/минус

 

‣ Некоторые устают читать много текста. = \ Тут либо да, либо нет.

 

‣ Нет сквозного сюжета. Но мне это как раз нравится.

 

За собой тащил свою мокрую тетрадь,

Из последних сил что-то пробовал писать…

 

 

Вместо резюме

 

В общем и целом «Особняки безумия» для меня были и остаются самой тематичной, атмосферной игрой. Самой-самой. Ничего лучше я не видел. Никогда ещё я так не переживал. Эх, хочется стереть себе память, чтобы сыграть в некоторые сценарии заново. И это просто мой любимый кооператив. Да, здесь миниатюры не как в играх CMON. Но поверьте, игра стоит того.

 

P. S. Картиночки взяты с сайта BoardGameGeek.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Kromm_Kruah написал год назад: # скрыть ответы

Не берут за 10.000 коробку? И правильно делают. А то, что в эпиграф вынесены слова песни маргинальной группы еще и показательно. И объяснимы сравнения внутри с "Древним ужасом", так как его вроде ругают, но и хвалят, вроде. И он все еще продается, в отличие от УА2.

Siar написал год назад: #

Какая странная теория заговора) Игра вполне себе популярна и отлично расходится

hickname написал год назад: #

"КиШ" - маргинальная группа? Спасибо, посмеялся. Аффтар пеши исчо.

Siar написал год назад: #
Имхо

Лично меня сюжет совсем не впечатлил, а механики они очень простенькие, даже примитивные, и сами по себе совершенно не притягивают. Вдобавок реиграбельность низкая, т.к. каждый раз лишь незначительно меняется расположение комнат. Понятно почему Особняки популярны - для многих это атмосферный данжен кроулер без типичной для жанра кучи фидлинга, но, как по мне, Древний Ужас рассказывает куда более интересную историю, причем гораздо реиграбельнее и не требует, чтобы кто-то сидел уткнувшись в планшет.