| Идут сборы на Dice Commandos | |
| Кубиковая головоломка про коммандос в джунглях в духе Вьетнамской войны. | |
| Заканчиваются сборы на Wonderland's War Duel | |
| Дуэльная версия мешкостроительного ареа контроля в Стране чудес. | |
| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| игры |
Спящие боги
|
| компании |
Лавка игр
Red Raven Games |
| Дата: | 07 июля 2025 |
| Источник: | CatGeek |
![]() |
| 6.2421 |
![]() |
- |
«Спящие боги».

Привет, котогик. Сегодня у меня рассказ об игре от Райана Локета, автора и художника «Выше и Ниже», «Ближе и Дальше», и многих других игр.

Спящие боги — кооперативная исследовательская песочница для максимум четверых игроков. Вы берёте на себя роль капитана и членов экипажа судна «Мантикора», волей богов перенесённых из нашего мира в другой. Боги этого мира усыплены и жаждут проснуться, для этого им нужны люди из иного мира, которые найдут тотемы, чтобы пробудить богов в обмен на дорогу домой. В игре девять персонажей, капитан Софи Одесса — общий, им может управлять каждый в свой ход, остальные восемь делятся поровну между игроками. Каждый персонаж имеет свой набор навыков, пару способностей (обо всем этом позже) и предысторию, которая и привела его сначала на борт «Мантикоры», а потом и… А куда кстати? Мир спящих богов — архипелаг посреди бесконечного моря. Вот только названия ни у моря-океана, ни у архипелага нет.
Острова плотно заселены различными разумными антропоморфными (и нет) жителями. А также другими счастливчиками, закинутыми сюда из нашего мира ранее, которые забили на поиски тотемов и осели на островах. Магистрального сюжета в игре как бы нет, основная мотивация персонажей — свалить домой. На старте дают пару миссий, которые примерно указывают направление к ближайшему тотему. Дальше — типичная песочница, плыви куда хочешь, исследуй что хочешь, однако помни, что через пятьдесят четыре хода (или быстрее, если вы получили «поражение») игра закончится. Сначала тебя попробует на зуб Великий Змей, а затем настанет время возвращаться к Омлют, которая вас сюда и затащила. Количество ходов, отмеренных игрой, не меняется в зависимости от количества игроков.

Итак, что же в коробке?
Журнал-карта, книга приключений, она же судовой журнал, девять планшетов персонажей, планшет корабля, россыпь деревянных жетонов, чуть меньше картонных жетонов и гора карточек, буквально целая куча: миссии, карты приключений (артефакты, попутчики и прочее, не подходящее под «обычные предметы»), карты событий, карты предметов, карты противников и самое главное — колода судьбы.
Все проверки, которые вы будете проходить, например, попытка кого-то обмануть или поднять на борт ящик со взрывчаткой, болтающийся по волнам, — это «проверка судьбы», тянем верхнюю карту из соответствующей колоды и смотрим на значение судьбы — число от одного до шести. Добавляем значение навыков с планшета и назначенных карт, если получили равное число, то мы молодцы и прошли проверку, если не хватает — можно сбросить с руки карты, чтоб попробовать добрать до нужного значения. Некоторые карты приключений добавляют возможность получить прибавку к навыку за специальный жетон приказа.
Кроме того, колода судьбы — это ещё и возможность улучшить навыки персонажей. В игре пять навыков, представленных картинками на планшетах персонажей, например: якорь — смекалка, бицуха — сила, и тому подобное. Заплатив обозначенное на карте количество жетонов приказов можно «назначить» карту любому персонажу, тем самым увеличив его навык. Так же, кроме навыков, на карте часто присутствует дополнительная способность, например увеличивающая здоровье, дающая бонус к точности или излечивающая персонажа при назначении карты.
Инвентарь и карты приключений.
В ходе путешествия персонажи будут обрастать «барахлишком», находя его во время исследований или приобретая на рынке. Все карты можно поделить на две большие группы: «инвентарь» и оружие. Вещи из инвентаря — рецепты, тотемы, наборы инструментов и даже пассажиры — общие, любой игрок может потратить приказ, чтобы воспользоваться бонусами с такой карты. Оружие назначается персонажу в любой момент, кроме боя, ну и что оно делает, я думаю, понятно. Применение вещи из инвентаря требует жетона приказа (реже двух), однако, в отличии от назначения карты персонажу, жетоны не сбрасываются обратно в запас, а помещаются на карту инвентаря, что делает её повторное использование невозможным. Такая же схема со способностями персонажа — использовав одну, блокируешь возможность использовать вторую.
Ход игрока состоит из трёх этапов: действие на корабле, событие и собственно взаимодействие с миром.
Действие на корабле — это выбор на планшете корабля отсека, в который помещается фигурка члена экипажа в этот ход. Каждый отсек даёт игроку некоторое количество жетонов приказов и какие-то бонусы: лазарет лечит, камбуз скидывает усталость, а мостик позволяет сбросить жетоны приказов с карт инвентаря и способностей персонажа обратно в запас, ещё большая часть отсеков даёт возможность добрать карту из колоды судьбы на руку. А ещё тут можно «копать» палубу и найти там еды, заодно продырявив своё собственное судно.
Жетоны приказов — важнейший «ресурс» в игре. За них назначаются карты навыков, активируется способности персонажей и карты приключений. А самое главное, за них можно подключать к проверке одного из своих персонажей не в свой ход.
Событие — тут все просто, тянем карту из колоды событий, зачитываем что произошло, опционально проходим проверку навыка, затем радуемся или страдаем. Если колода закончилась — переходим к одному из трех сюжетных якорей.

Взаимодействие с миром.
Мир в игре представлен картой-журналом и книгой приключений. Архипелаг поделён на сектора, которые представлены на развороте журнала, сектора поделены на зоны, в зонах расставлены пронумерованные «точки интереса». При взаимодействии с точкой интереса открываем книгу приключений и узнаем «а что случилось». В девяти из десяти случаев вам предстоит пройти проверку какого-либо навыка.
Навыки я уже описал, каждый персонаж (кроме капитанши) обладает какими-то двумя навыками, а всего их пять. Практически в каждой точке интереса будет проверка навыка со средней сложностью шесть. Значение судьбы на картах варьируется от одного до шести, единиц и шестёрок меньше в два раза чем всех остальных. В среднем чтоб пройти одну проверку стоит задействовать двух-трех персонажей, активный игрок может задействовать своих «просто так», устав (положив жетон усталости) на тех, кого он хочет задействовать, не активному игроку чтобы присоединиться к проверке надо и устать, и сбросить по одному жетону приказа за каждого персонажа, которого хочется задействовать. Провал в большинстве случаев означает получение ран и/или негативных состояний, да ещё и блокирует продвижение «по сюжету». Каждый персонаж может иметь на себе всего два жетона усталости, после чего теряет возможность участвовать в проверках и хуже дерётся. Снять усталость можно выполнив действие «камбуз» на корабле или использовав «рецепт».
Рецепты, так же как и остальная экипировка, доступны для использования любому игроку в любой момент хода кроме боя. Рецепты в этой игре — это важно, так как персонажи будут ПОСТОЯННО уставать, найти рецепт, который будет эффективно снимать усталость куда приятней, чем найти «крутой ствол», вот и получается, что персонажи бегают за тотемами богов и рецептом супчика с пряностями.
Вторая активность при исследовании локаций окружающего мира — бой. Под сотню разных врагов от «совсем простых», до «готовь жопу» представлены на карточках. Подробности механики сражения я опущу.
Ещё в качестве взаимодействия с миром есть действие «порт», доступное в локации с иконкой порта, действие «рынок», в локации с иконкой рынка, и «путешествие», передвигающее корабль на определённое количество локаций в зависимости от проверки навыка «техника».

Общие ощущения от игры
Все кооперативные игры, про которые я пишу, проходятся на максимально доступном количестве игроков: «Осквернённый грааль» и «Отголоски» — на четверых, «Странствия в Средиземье» и «Дилемма Короля» — на пятерых. И довольно часто это очень печально отражается на игровом балансе. В Богах этого нет, играете вы вчетвером, или ты решил один попутешествовать, сложность останется одинаковой, такова механика игры. И это ИМХО огромный плюс, потому что тот же Грааль искусственно усложнял игру вчетвером.
Отсутствие явного магистрального сюжета с лихвой компенсируется обширным открытым миром, за одно прохождение нормально исследовать получится, если повезёт, лишь одну пятую часть. На листе компании обозначено тринадцать разных концовок, что намекает на несколько прохождений. У нас пока было три проходки, и все они не похожи друг на друга. Вообще могу сказать, что «Боги» пока самый приятный, во всех отношениях, сюжетный кооператив, в который мне приходилось играть.

Но и куда же без ложки дёгтя. Судя по всему автора (или издателя) покусали Параходы (Paradox Inc), или какие-нибудь EA, потому что часть контента из базовой игры вырезана и продаётся как дополнение. Этот пэйволл может вызвать лютый бугурт, ведь на карте, лежащей в базовой коробке, нарисована общая карта архипелага, треть(!) из которого недоступна без покупки дополнения.
Второй, куда менее значительный минус — объем игры на столе. Журнал, персонажи, инвентарь, миссии — всё это занимает очень много места. Порой уследить за тем какие миссии есть и что лежит в инвентаре становится очень трудно, держать это всё в памяти — вообще не реально. Не Война Кольца, но очень к этому стремится.
В моем личном рейтинге Боги заняли топ-1 кооперативных игр.
За сим откланиваюсь. Хороших историй, котогик!