С миру по нитке (Зарубежье) [12.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Гвинт в физич... | |
Предзаказ на «Нуклеум» | |
Евро стратегия в необычном сеттинге ядерного 19 века. | |
Предзаказ на «Judgement: Бессмертные воины» | |
Фэнтезийная скирмиш-арена. | |
Предзаказ на «Петлю трагедии» | |
Дедуктивная сценарная игра с петлями времени в формате «1 против всех» | |
Начинается «Обольщение» | |
Борьба за репутацию поместья и знатных гостей в викторианской Англии. |
Статья от паблика «Олег об играх»
Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана» (Wanderer above the Sea of Fog).
В силу увлечения этим хобби я встречал много отзывов, видеоблогов и форумных веток со спорами и обсуждением причин, почему люди играют в настольные игры в одиночку. Разве игры не обязаны быть социальными? Разве не лучше поиграть на компьютере? Эти и другие вопросы, как я надеюсь, будут освещены ниже по тексту.
Думаю, что получилась самая большая и исчерпывающая статья по этой теме. Информация, можно сказать, из первых рук. От человека, который в это непосредственно погружён, следит за сферой и иногда общается с единомышленниками по соло-играм. Безусловно, я не могу говорить за каждого лично. Поэтому выписал большой список основных доводов, а потом постарался скомпилировать похожие вместе, пока не осталось 10 пунктов. Так как пересказывать я их буду в своей интерпретации, то приведу описание распространённых мнений, а потом личный опыт с данным аспектом. Но подчеркну: это не идеи, которые я взял из головы, это мнения сотен, если не тысяч людей по всему миру.
На десятом месте наименее приоритетная для меня причина, а на первом — наиболее. Порядок авторский, но помните, что для каждого отдельного взятого человека совершенно любой из этих пунктов может быть на первостепенном месте.
Если ваша вечеринка не похожа на вот это, даже не думайте меня звать!
Регулярно вижу истории, что у людей есть немного спокойного времени после укладывания детей спать или хочется посидеть в тишине после тяжёлого трудового дня. Особенно в сегодняшнем инфопотоке актуален повод отлипнуть от экранов своих гаджетов и мониторов. Часто в этом ключе упоминается раскладывание несложных пасьянсов или мелких филлеров, но тут кто на что горазд. Твой отдых, твой выбор.
На вопрос, почему бы просто не почитать книгу или посмотреть кино, есть самый логичный довод: в играх есть интерактивность. Это главное отличие игровой формы искусства, когда самому можно принять участие вместо пассивного созерцания. Как обоюдно повзаимодействовать с произведением, так и просто пошевелить руками, потрогать компоненты, отрешиться от мира в своём занятии.
Встречал даже мнения людей, которых не напрягает часовая раскладка того же Voidfall. Мол, для многих это недостаток, а им нормально не спеша потеребить жетончики и всё разложить по местам. Кинестетики в восторге. Опять же, какая-нибудь вышивка крестиком или поклейка миниатюр. Скучное нудное занятие? А почему, кто сказал? Для некоторых нет. Так и здесь.
Для меня это наименее актуальная причина. Я редко использую настольные игры именно как медитацию и больше, наоборот, как активное занятие. Для медитации у меня есть рисование.
Для этой игры наверняка есть соло-режимы, а они фигнёй страдают.
При игре в одиночку некому тебя осуждать по каким бы то ни было причинам. Некоторым хочется пробовать сомнительные стратегии или просто дурные ходы ради прикола. В кооперативе это точно приведёт к испорченной для других людей партии, а в соло главное, чтоб самому было интересно. Или придумывать любые домашние правила, без нужды одобрения сопартийцев. Хоть на ходу партии всё перевернуть.
Ну, а читерить или исправлять забытые правила — вообще святое дело. Сделал серьёзную ошибку? Можешь хоть целый раунд откатить, хоть целую партию. А можешь забить и доигрывать как есть. Или докинуть-отнять произвольную компенсацию. Твой выбор. Есть люди, которые за каждую мелочь в правилах или один забытый ресурс готовы тебе плешь проедать или устроить парад нытья, что партия испорчена. Или шахматные душнилы с их «взялся — ходи», и никаких откатов. Мне с такими неприятно общаться. Я, вот, ненавижу турниры и любые серьёзные нервозные мероприятия, из-за которых потом люди ссорятся. А если в одиночку тильтуешь или нервничаешь? Да пофигу, отдохни. Хоть переверни все кубики на шестёрки. Или вообще сложи обратно в коробку посреди партии. Никакого напряга, никакой обязаловки.
В своих партиях при выборе откатов пытаюсь разделять игровые ошибки и банальную невнимательность, но стараюсь откатывать пореже, чтобы сохранить весомость своих решений. Или просто забиваю на пропущенное правило и стараюсь, чтоб оно не испортило настроение (привет, FFG). Хотя временами психую и могу переиначить что угодно. Потому что кому какое дело? Но вообще довольно распространённый подход: если не целенаправленно жульничаешь, а просто забыл, то в соло-игре вообще разницы нет, забей.
Зато он пройдёт «Грааль» до конца, а вы опять не смогли собраться.
Я встречал мнение, что сейчас каждый сможет найти с кем играть, тем более в людном городе. И отчасти это так. Но, наверно, люди обитают не только в Москве, да? Кто-то может хоть за полярным кругом на вахте сидеть, хоть в любом отдалённом селе жить. Например, в месте проживания человека в радиусе километров только несколько пожилых семей, которые вряд ли захотят играть в Kingdom Death: Monster. А как вам такая история: человек заботится о матери-инвалиде на домашнем содержании и пишет, что если бы не одиночные игры, он бы сошёл с ума.
В конце концов есть просто стесняшки, и им совершенно некомфортно общаться с посторонними людьми вне близкого круга, который может и не разделять их увлечение. Или даже коллекционеры, храни их Господь, которые покупают коробки просто потому, что те красивые или по любимой франшизе, а не потому что они настольщики или есть компания для этого. А потом оказывается, что в эти цветные картонки можно даже успешно сыграть и одному.
В этом же ключе иногда упоминается возможность разложить пробную партию, чтобы разобраться в правилах, если под рукой нет готовых желающих. Для меня это неактуально, но некоторые указывают как единственную возможную причину, по которой они могут так низко пасть, чтобы снизойти до соло-режима.
Вот насколько я замкнутый интроверт-одиночка, но даже я иногда выхожу из дома, честно! Как-то умудряюсь социализироваться. Достаточно очень изредка пойти на риск знакомства с новыми непонятными людьми, и вот меня уже сами зовут поиграть. Может, не такой я и ужасный?.. Да ну, бред, скорее зовут, чтобы поглумиться за спиной. Так что с годами именно отсутствие компании стало более редким поводом, но ниже есть поводы повесомее.
Хватит трындеть, просто сделай уже ход.
При игре в одиночку всегда твой ход! Никаких ожиданий даунтаймеров, никаких споров, никаких недостатков в жанре солитёрных огородов без взаимодействия. Даже когда замечтался о горячей шаурме или завис в телефоне, всё ещё твой ход! Никто тебя не поторопит и не перед кем стыдиться своей медлительности. Не твой ход, только когда занимаешься обслуживанием игры, вроде поиска правил или долгих физических манипуляций с компонентами. Но здесь уж кто какие любит, есть и коробки, не подверженные таким недостаткам.
Устал? Остановись. Хочешь перерыв на полчаса? Легко! На день? На неделю? Без проблем. Иногда встречал рассказы, что люди раскладывают какую-то большую коробку вроде огромного исторического варгейма и раз в день делают ход, а потом идут дальше по своим делам. Мне так тяжело сохранять вовлечённость, но бывало на пару-тройку дней партию в «Рыцаря-мага» оставлял лежать. Бывало, с вечера разложу что-то, чтобы назавтра не тратить время, а потом неохота играть. Она полежит, а через пару дней и руки дойдут. Но для такого нужен постоянный свободный стол, это да.
Для меня тяжелы и сомнительны любые мероприятия дольше 4 часов без смены деятельности. Единичные игры для меня стоят бо́льших временных затрат. И в текстах я часто ною про даунтайм. Обычно хочется уже прекратить мучение и ехать домой. Но в одиночку с перерывами и отдыхом гораздо легче даётся. «Рыцаря-мага», к сожалению, я очень редко могу в один присест одолеть.
Если вы не видите вот это, когда считаете победные очки за овечек, то у вас нет души.
Для некоторых людей соло-игры — это творческий побег. Довольно тонкая материя и едва уловимые эмоции. Хорошо, если компания разделяет трепетное отношение. А если нет? Столько видел страсти по сюжетным играм, а на игротеках, когда кто-то зачитывает сюжетную карточку, некоторые отвлекаются, трындят, ржут и вообще не слушают. Чем больше людей, тем тяжелее воспринимаются все сюжетные приключения. Дома можно хоть по комнате бегать и по ролям декламировать, хоть перечитать всё заново с самого начала, если забыл. Кто на что горазд. По мне, так почти все сюжетные или приключенческие игры будто созданы для одиночного погружения.
Можно разговаривать вслух самому с собой. Художественно описывать происходящее или просто бубнить всякую ерунду. В одиночку я ругаюсь как тварь, вам лучше не слышать. Либо от радости, когда убиваю кого-то, либо от горя, когда общаюсь с правилами FFG.
Любую желаемую атмосферу можно организовать самому. Дома я вообще всегда играю под музыку или хотя бы «10 часов звуков фермы» и иже. Причём не случайную или нейтральную, а строго выбранную конкретно под каждую игру. Отношусь к этому трепетно и могу переключать несколько раз за партию, пока не найду то самое. У меня очень плохой вкус, и большинство музыки в кафе для меня в лучшем случае терпимо, а в худшем бесит. А так, могу 2 часа слушать какую-нибудь омерзительную ацтекскую дудку, и мне нормально. Надо бы, кстати, возобновить в блоге музыкальную рубрику из соло-посиделок. Также, например, обожаю настольные лампы вместо верхнего света. Для меня это +100% к уюту, даже если видимость страдает. А на игротеке с людьми строго наоборот: в приоритете хорошая видимость, низкий уровень шума и простор. Поэтому и не люблю в случайных кафе сидеть. Играть в «Ужас Аркхэма» под мутным освещением под русский рэп такое себе удовольствие, скажу я вам.
В этот же пункт я решил отнести то, что не нашёл как назвать, кроме как «варгеймерским соло». Для наших широт менее распространено, а вот в Штатах, с их долгой богатой родословной таких игр, вполне. Не так уж редко я видел отзывы дедов, раскладывающих варгеймы и управляющих сразу обеими сторонами. Для них гораздо важнее достоверно и с чувством отыграть какой-нибудь исторический конфликт, чем победить. Чем не сюжетный эскапизм?
Я пробовал это не в соло, просто не понимаю, зачем.
Этот пункт во многом перекликается с предыдущими, но я решил вынести его отдельно. Я очень большой проповедник садиться оптимальными составами! Голоса за количество игроков на BoardGameGeek почти всегда адекватны, и иногда лучшее — это один человек. И ты уверен, что все за твоим соло-столом погружены в процесс и всем интересно. Для разных ситуаций разные коробки. То, что на них указано до 6–8 игроков, не значит, что это сулит хороший игровой опыт. Чаще просто маркетинговая уловка. Для себя я выделил три категории проектов, которым вредны большие составы:
а) Кооператив с альфа-игроком. Часто это почти соло-игра с формальным разделением персонажей. Иногда и без такового. В итоге всё сводится к тому, что либо самый увлечённый, либо самый опытный всеми командует, а те просто присутствуют. Да, есть слаженные компании без альфы. Есть даже такие, которые и в чистые соло-игры могут комфортно играть вдвоём, никаких возражений. Проблема это дизайна или проблема игроков? Я считаю, что строго и то, и другое, но эти споры бесконечны и нерешаемы. Альфа-игрокам бесполезно что-то объяснять, они не могут по-другому. Поэтому почему бы просто не играть одному?
б) Планшетная огородная головоломка с минимальным взаимодействием. Куча жалоб на такие игры, особенно после партий вчетвером. Я считаю, что они просто не поняты народом. Да, это игры не про общение и максимальные составы, а про сессию одновременного пасьянса. И интерес здесь в расковыривании механизмов конкретной игры. Я делаю своё, ты своё, и все счастливы. Вы же не трындите безостановочно во время просмотра фильма (если не мудак). После титров обсудите. Взаимодействие здесь редкое и опосредованное, другие люди часто выступают просто генератором случайных событий. А в соло-режиме автома почти идеально имитирует угон случайной карточки с рынка. Неоднократно бывало, что я плевался от партий на троих-четверых, но потом оказывалось, что это интересная игра для одного, если убрать бешеный даунтайм и длительность.
в) Сюжетные приключения и песочницы. По проблемам даунтайма и взаимодействия перекликаются с предыдущим, но завязаны на личные мини-истории или фантазию. Чем больше людей и шума, тем сложнее в это полностью погрузиться, что описано в предыдущем пункте. Как в «Ведьмаке» или Xia столько времени ход ждут, что можно на соседнем столе успеть что-то сыграть (реальный пример из жизни). И смысл толпой в это садиться? А дома можно и музыку включить, и комфортный темп задать, и не надо садящимся голосом вслух зачитывать страницы текста.
Научно доказано, что соло-игроки на 14345% умнее патигеймеров, и с этим нельзя спорить.
Некоторые люди любят разгадывать головоломки или решать интересные задачи просто для своего удовольствия. Разобрать и понять фракцию, особенно в играх с сильной асимметрией. Сразить каждого игрового противника. Попробовать одолеть-таки игру на максимальной сложности или побить собственный рекорд по очкам. Видел отчёты игроков, которые создают целые турнирные сетки, чтобы победить каждым персонажем каждого босса.
Некоторые авторы специально делают максимально замороченные дизайны, будто издеваясь над нами. Это уже в гонку превратилось. А мы и рады, да? Иногда изучение и понимание игры даёт большее удовольствие, чем непосредственно сам процесс. А людям вроде меня очень интересно поковыряться во всех гейм-дизайнерских шестерёнках и понять, почему и зачем здесь так всё работает и что за что тянет. Людям постарше позволяет сохранять активность мозга, а людям помладше — не всё время отупевать в соцсетях и сериалах. Не буду здесь затирать про профилактику болезни Альцгеймера, но, если уж пазлы или шахматы рекомендуются, то и «Остров духов» вряд ли окажется бесполезен.
У меня в силу специфики профессии очень редко есть интеллектуальное напряжение, но очень много эмоционального. Я даже предполагаю, что это прямая причина того, что для одиночной игры я выбираю именно сложные механические головоломки, дающие честный и прозрачный вызов. И бешусь от тех, которые стращают нечестным рандомом во имя драмы. Интеллектуальные потребности есть, а утолять их негде, вот и нашёл такой своеобразный выход. А мог бы вдохновляться Унабомбером и прийти к успеху, но увы.
Людей, вон, Dark Souls от депрессии спасает. Преодоление безумных сложностей даёт удовлетворение и уверенность в своих силах. Несмотря на то, что видео по ссылке про компьютерные игры, у меня оно очень сильно отозвалось, будто про мою любовь к настольному хардкору.
Девушка явно думает: «Сейчас бы Fields of Fire разложить, а не вот это вот всё».
Есть, например, профессии, где люди целый день общаются с клиентами, и по приходе домой хочется просто отдохнуть и отрешиться от этой суеты. Есть такие как я, которым после двух дней плотных игротек нужна неделя-другая перезарядки и чтобы никого не видеть. А порой просто неохота разговаривать, и всё тут, а посидеть одному в тишине.
Иногда, чтобы поиграть в некоторые игры, придётся контактировать с не самыми близкими тебе людьми. Или чтобы поиграть со своими друзьями, придётся терпеть нелюбимые тобой коробки. Во всех есть то, что раздражает: кто-то капризуля по выбору игры, кто-то долго ходит, кто-то сидит в телефоне, кто-то с пятого раза не может запомнить простое правило, кто-то может психовать посреди партии, кто-то начинает менять планы сбора в час ночи перед утренней игротекой (как вы бесите). Всегда стараюсь быть терпимым и идти навстречу, но не всегда на это есть силы. Почему я постоянно под всех подстраиваюсь, а не они? Уверен, что меня тоже многие ненавидят, только мне не рассказывают. Ещё я живу в немаленьком городе, и порой просто западло тратить 2 часа на дорогу туда и обратно с пересадками, чтобы сыграть одну небольшую партию.
Ну, и не надо рассказывать правила, ведь все за столом их уже знают! Для меня это прямо большое облегчение. Никто не будет жаловаться на сложность или переспрашивать по десять раз. Учитывая, какие тяжёлые и замороченные проекты я выбираю для соло. Смотри следующий пункт.
Пасьянс про 4 цвета от Леманна всё ещё ван лав, даже спустя 127 партий.
Играешь в то, что хочешь сам. Хоть 100 партий. В любой день. Посреди ночи. На любой сложности, с любыми хоумрулами, любыми персонажами. Семья признаёт только «Каркассон», а ты хочешь Ласерду? Лежит пыльная коробка, которая собирается реже раза в год? Соло-режим решает эту проблему. Никто, кроме тебя, не хочет в это играть вообще никогда? Соло-режим спешит на помощь. Нужно потестировать анонсированную новинку, которую никто не ждёт? Читаешь одиночные правила и запускаешь Tabletop Simulator.
То, что в каждой второй игре сегодня пихают соло-режим, является прямым следствием огромного потока новых проектов. Игр больше, чем людей, с которыми в них играть. И это в десятки раз усиливается с нишевыми коробками. Если бы каждый месяц выходили мастодонты вроде «Сумерек империи» с огромной длительностью, сложностью и шестью игроками, кто бы вообще в них смог собраться? Вот если б были не единственные Те Самые Сумерки, в которые все хотят, а 50 аналогов? Как бы делили, в какие кто согласен? Всех собрать, убедить играть именно в твою, час или два рассказывать правила, с каждым сюсюкать по нюансам. А потом уговаривать на вторую партию, хотя никто не впечатлился. Некоторые также и засилье сюжетных кампаний никогда до конца не проходят, потому что люди отваливаются. Я убеждён, что этот ненормальный вал гиперсложных или гипермасштабных и длинных игр адекватно играбелен только в одиночку, либо в очень, очень узкой прослойке максимально заряженных людей, которых даже при желании и умении трудно найти, не то что интроверту. А одного человека как-то полегче собрать, чем четверых.
Сейчас много вижу жалоб на комментаторов, которые везде требуют соло-режим, или они не купят. Я согласен, что далеко не каждой игре он нужен. Смотри пункт про разные составы для разных коробок. Но мне кажется, большинство из этих людей как раз хочет раскладывать купленный бигбокс с «Кикстартера» чаще, чем 1–2 раза в год, как и я. За жизнь у меня был богатый опыт навязывания к людям с самыми разными неразделяемыми хобби и интересами. И постепенно я пришёл к тому, что лучший выход — наслаждаться своими хобби на своих условиях, а не ждать чьего-то одобрения. Достаточно ненавязчиво транслировать их вовне, и единомысленники могут постепенно образоваться. Именно так и появился этот блог.
Для меня сбор партии — один из худших аспектов настольных игр. Закидываю предложение в чат и, если нет кворума, проще дома посидеть и одному поиграть, чем бегать, уговаривать и нянчиться с каждым. Ой, а я в это не хочу, хочу в своё, а я тогда не могу, а я буду троллить и оффтопить, мешая поиску желающих. Из моего условного топ-30 больше половины игр стали любимыми именно потому, что я смог нормально в них наиграться и нарадоваться благодаря соло-режимам, изредка благодаря цифровым версиям, а не ждать партии раз в тысячелетие.
У меня даже сформировалось как будто два разных подхобби: во что я поиграю дома или в TTS, а во что на игротеке. Само собой, есть пересечения с универсально работающими составами, но разделение этих двух сфер привело к тому, что игры без соло-режимов я почти не рассматриваю. В то, что хочется мне, я поиграю дома. А в то, что хотят другие, они и так сами приносят.
Nespithe — отвал башки какой альбом. Но и песню Work Bitch я обожаю.
В конце концов, это просто расширяет твои возможности, твои вкусы, твой кругозор. Как вы можете видеть, по личной важности это пункт номер один. Никогда не понимал, как можно зацикливаться только на единственном жанре музыки, или фильмов, или мультиков, или книг, или игр. Для меня это максимальная глупость: ограничивать себя на почве боязни, «а что пацаны во дворе подумают». Так что буду играть и соло, и в мультиплеере. По субъективным ощущениям, моё разделение партий в них примерно 50/50. Буду играть и в компьютерные, и в настольные. И в простые, и в сложные. Любые авторы, любые механики, любая длительность, любые мерзкие и не очень художники. Лучшие хиты или отвратительные неиграбельные поделки. Хочешь, один с четырёх рук в «18xx» играй. Хочешь, в никому неизвестное бутлегерское PnP с вырвиглазным дизайном. Просто что душеньке твоей возжелается! Бесконечность не предел! Далеко не все игры хороши в соло. Но многие хороши.
Но я-то и на компьютере аж с 90-х всегда играл синглы, а всякие «Доты», CS и ММО для меня — редкий нонсенс. Так что как раз мультиплеер — это опция для разнообразия и социализации, а не по-умолчанию. А игровая активность как таковая — изначально одиночное занятие.
Почему же одному просто не поиграть в компьютер? Во-первых, смотри первый пункт про отлипание от экрана. Во-вторых, для меня на компьютере нет прямых аналогов моих любимых настольных игр. Я считаю, что именно ограничения настольного форм-фактора позволяют авторам проявлять креативность и удивлять гейм-дизайнерскими решениями, а не графоном или количеством штампованного контента. Но это разные сферы, которые я обе люблю. Для меня вне видеоигр экшены или шутеры нонсенс (Doom Eternal), а сюжеты пока находятся на совершенно недостижимом для настольных произведений уровне (SOMA). А вот по части головоломных механик или пошаговых стратегий как раз настольные дизайнеры далеко впереди компьютерных. И вот только не надо мне затирать, что аналоги «Рыцарю-магу» и «Анахронности» — это Skyrim и SimCity. Не беси́те, ей Богу!
Ещё раз подчеркну, что это доводы и мнения очень многих людей, пусть и в моём пересказе. Каждый из пунктов может быть на первом месте у конкретного человека. И теперь, пожалуй, надо бы для баланса и недостатки назвать, да? Конечно, 10 минусов я не перечислю, но вот несколько частых проблем:
Люди реально играют в игры в одиночку? Бедняги, им делать больше нечего? Сочувствую.
А люди реально играют в игры с другими людьми? Бедняги, им делать больше нечего? Могли бы посидеть, поговорить. Выпить водки, наблевать под стол. Как нормальные люди. А эти фрики свои картонки опять тащат? Сочувствую.
Но разве игры не должны быть социальными? Разве не для этого они задуманы?
Покажите долговую расписку, где написано, чего именно игры вам должны и в каком количестве. Ну, просто вам так кажется, что должны? А разве музыка не должна вызывать кровь из ушей гроулом и бластбитами? То есть Майкл Джексон не музыка вообще. Разве каждый фильм не должен содержать сцены расчленения бензопилой? «Гарри Поттер» не фильм. Разве все книги мира не должны существовать только для технической документации, а не для досужего развлечения? А все, прочитавшие этот абзац, должны мне по тыще рублей. Ну, просто мне так кажется, что должны. Чувствуете абсурдность?
Нужно просто иногда выходить из дома и говорить с живыми людьми, глядишь и соло-игры не понадобятся! Работайте над собой!
Если вы экстраверт-тусовщик, то не отчаивайтесь. У всех есть недостатки, нужно просто усиленно работать над собой. Выходите из зоны комфорта: завалите зявальник, посидите в тишине, останьтесь дома вместо шумной вечеринки. Продайте все свои патигеймы и купите несколько огородов с прокачкой планшета. Тогда у вас просто не будет другого выхода кроме как избавляться от вредных привычек. Откиньте костыли социализации — и, может быть, у вас получится научиться различать толстый сарказм.
Да это просто современная мода такая для снежинок, которые боятся общения! Вот в мои времена!..
Соло-игры изобрели не вчера и не позавчера. В поиске BGG я спокойно нашёл соло и двухсотлетней давности. Вот несколько старичков с опцией для одного игрока, которые иногда вспоминаются даже по сей день:
Мораль? Отцепитесь от людей и дайте им играть во что хочется. Я же не бегаю за фанатами «Спартака» и «Игры престолов» с криками, как я от них плевался. Мы сидим себе дома и играем потиху в удовольствие. Неудивительно, что 1 Player Guild на BoardGameGeek — чуть ли не самое приятное место, которое я встречал во всём Интернете. Ни срачей, ни войн, ни попыток кого-то принизить. Люди со всего земного шара с диаметрально противоположными вкусами мирно обмениваются впечатлениями и советами. Это не реклама, просто сравнительный пример. Рунет пока отстаёт в этом плане. Не потому, что светлоликий эльфийский Запад лучше Мордора, а банально потому, что у них гораздо богаче история этого хобби. Гляньте на даты проектов чуть выше. Но постепенно, с локализацией огромного количества новых коробок, ситуация нормализуется. И на месте отвратных снобов, пытающихся устыдить и посмеяться над одиночными игроками для собственного возвышения, возникает уже адекватная позиция «я этого не понимаю, ну да и ладно». А то, гляди, и попробуют. Первый раз не больно. А потом даже приятно.
Коль вам самим хотелось узнать эту сторону настольных игр, либо просто любопытна точка зрения соло-игроков, то добро пожаловать. Скиньте статью непонимающим друзьям. Надеюсь, что смог всесторонне ответить на ваш вопрос, «зачем люди играют в настольные игры в одиночку», если вам это было интересно.
Сейчас обозреваю голосование за топ 200 лучших соло-игр, захаживайте на огонёк.
Нелюдимый, грустный, жалкий, обделённый социопат-одиночка без друзей, Олег об играх