| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| игры |
Осквернённый Грааль. Кампании «Эпоха легенд» и «Последний рыцарь»
|
| компании |
Crowd Games
Awaken Realms |
| Дата: | 11 апреля 2024 |
| Источник: | Nastolio |
![]() |
| 7.5441 |
![]() |
- |
Впечатления после полного прохождения всей трилогии.

Если вкратце, то геймплейно намного менее душная за счёт встроенной возможности гулять по миру без менгиров. Как результат, и фарм ресурсов отъехжает на второй план относительно самого путешествия — знай себе еду добывай, магию, да грейся иногда. Механика озноба накладывает свои ограничения, но сделана намно-о-о-о-ого изящнее упомянутого бесконечного фарма ресурсов из базы. Новые противники, дипломатия, да и сами встречи разнообразнее и бодрее за счёт увеличившегося количества свойств у мобов, новых карт, которые являют собой просто какое-то событие с разными последствиями, и общего разнообразия. Теперь вам не обязательно выпадет монстр в лесу (вы просто можете уйти под лёд). История до 8 главы более сфокусированная и линейная — есть чёткие цели, до которых не так долго добираться (небольшой СПОЙЛЕР: но и весь остров перед вами с самого начала тоже не открыт), а также наличиствуют вполне себе личные второстепенные квесты у каждого персонажа (как их выполнить — тоже плюс-минус понятно).
Как верно кто-то подметил, структурно игра стала больше походить на метроидванию или соулслайк — часть путей закрыта и открывается по ходу приобретения новых шмоток или подсказок. Хотя тут есть и минус — настоящий сюжет у вас начинается главы с 4, 5: до этого персонажи пытаются решить локальные и личные проблемы, по сути, случайно натыкаясь на главных действующих лиц дополнения (они все вам знакомы). Сеттинг с ледяным постапокалипсисом достаточно интересный сам по себе, хотя художественно карта в базе нравилась больше, тут всё белым-бело (но по-прежнему красиво).
В общем, пока что сюжетно говорить что-то рано, но как будто бы история более линейная (это не минус, если что, развилки всё равно есть, однако пока таких вольностей, как завязка истории «Падения Авалона» с тремя разными ветками сюжета, игра себе не позволяла). Геймплейно игра намного приятнее и хотя бы даёт подышать, не сильно подгоняя трёхглазым ублюдком вперёд (зависит от главы, между тем). UPD: две трети кампании позади. Игра ещё больше структурно стала похожа на метроидванию/соулслайк — добавили возможность путешествовать через почти всю карту между определёнными локациями. Сюжетно всё тоже разогналось, но как-то чуствуется, что у нас нет какого-то глобального замеса между несколькими сторонами. Тут скорее больше про мир и конкретную сюжетную ветку с парой важных персонажей.
Геймплейно же всё радужнее базы, опять же. Во-первых, авторы не стали падать в самоповторы в паре мест (кто играл, тот поймёт), во-вторых, всё-таки игра прям даёт подышать — необязательность менгиров огромный плюс, позволяющий сполна насладиться открытым миром. В открытый мир меж тем стратегически завезли локаций, в которых можно и нужно весьма приятно отдыхать — во всех частях карты есть локация, в которой можно похилиться / скинуть ужас. Вообще игра намного менее кризисная, чем база, за исколючением пары мест, что не может не радовать, но челлендж всё так же есть, однако тут он не сводится к бесконечному планированию фарма ресурсов, всё как-то разнообразнее.

UPD 2. После прохождения кампании «Последний рыцарь». Геймплейно намного ровнее и менее душная, чем база. В некоторых местах прям уже предвкушаешь, как будешь ещё час бродить туда-сюда, но авторы благородно дают выбор: хочешь — броди, а хочешь — мы тебя перенесём прямо к следующей сюжетной локации, ведь весь остров ты и так исходил вдоль и поперёк. Вообще система фаст-тревела, озноба и встроенная возможность перемещаться без менгиров — прям многое добавили игре. Внезапно это намного более приятный опыт. Стоит отметить также и отсутствие миссий «иди туда не знаю куда». Вам всегда прямо говорят, как, что и где, либо дают очень прозрачные намёки. В итоге бесцельные шатания по острову происходят только по желанию игрока.
Сюжетно напоминает второй «Фоллаут» — тут больше про то, как люди в миру живут, да герои определяют будущее острова. Конечно, некоторые сюжетные ветки скорее разочаровали (почему кампания называется так, как называется, тоже не очень понятно) в силу того, что закончились ничем, но возможно, тут подвязки к «Красной смерти» и «Эпохе легенд». Короче, «Последний рыцарь» очень хороший, хотелось, чтобы и в базу как-то интегрировали его фишки с более свободным перемещением и существенно снизившимся количеством гринда.
По «Эпохе легенд». После 6 пройденных глав впечатления ещё более положительные — вовсе убраны душные механики, наконец-то найдено толковое применение славы, есть чёткие простенькие сайд-квесты с неплохими наградами, которые в дальнейшем ещё и облегчают жизнь (дают точки фаст-тревела, улучшают абилки локаций и т. д.). Да, кампания более линейная, особенно в начале (там буквально идём по дорожке), но затем, в принципе, вам дают армию, деняк и отпускают помогать королю. Новая механика с армиями и сражениями понравилась — простенько, но заставляет прикинуть ещё пару переменных. Сюжетно всё качественно — сразу есть интрига, задел на интересного антагониста (хоть какого-то), королевские разборки, в общем, берегите себя и своих близких. Ну и самое главное — у нас наконец-то просто огромная карта, которая не «уходит» в искажение. Менгиры не заканчиваются — жить стало лучше, жить стало веселее.
UPD. После 10 глав, на начало 11. Пожалуй, самый удобный и действительно открытый мир в трилогии — практически нет преград к его исследованию, а те, что есть, легко обходятся, особенно если в пати есть определённые персонажи. Общий сюжет весьма неплох, особенно отмечу большое количество взаимодействия непосредственно с Артуром, который раскрывается, как неоднозначный такой персонаж. Как минус выделю филлерные миссии, коих в кампании может быть до 5 штук (обязательных 3) — как правило, вас отправляют через полкарты выполнять не всегда интересный квест во славу короля. Радует, что их можно по-разному разрешить, да и некоторые из них всё же занятные. Ну и в сюжете есть немало ностальгических кивков в сторону прошлых кампаний, а также всё глубже раскрывается местный лор. Геймплейно всё круто и более сбалансированно, чем в оригинале, — новые уровни монстров позволили обойтись без выдачи постоянных дебаффов для поддержания баланса.
Также крутая 10 глава — именно то, чего я хотел от миссии про крупный файт; надеюсь, в финале будет что-то подобное (по аналогии походящего на финал второго «Масс Эффекта»). UPD после прохождения. Наиболее плотная, насыщенная и наименее душная из всех частей. Квесты интересные, ресурсы есть куда сливать, возможность скипать битвы за счёт армий — прям хорошо + у кампании внятная структура со вступлением с длинным путешествием на другой конец острова, основной частью кампании, где перемешаны сторонние задания, рассказывающие больше про мир игры и персонажей, и развитие основной истории про Артура, и годной кульминацией.

Концовка тут, на мой взгляд, вообще самая правильная из всех кампаний — наваливают лора, истории и событий, причём событий действительно весьма эпичных и достойных финала такой истории, внятно отвечают на почти все вопросы, ну и дают понастальгировать по самому начала этого гигантского приключения, которое началось в маленькой деревне, из которй ушёл и не вернулся отряд, так и не сумевший спасти Авалон. Появилась даже некая идея относительно самой истории, которая является и комментарием к самой себе (данный постмодернизм мы авторам простим). Ну и концово́чка, которая отправляет изрядно натерпевшихся за тысячу лет героев на заслуженный покой — небольшое, но приятное дополнение. Всё это, однако, содержится в условно секретной концовке, которую можно легко не получить, если невнимательно проходить «Падение Авалона», так что имейте в виду. Наверное, самая сильная кампания из трёх, которая соединила в себе всё лучшее из мира Авалона.
Ну а сама трилогия получает 10/10 на кончиках пальцев, несмотря на все минусы и духоту отдельных её частей. Незабываемое приключение на сотни часов с великолепным артом и атмосферой, интересным сюжетом и просто потрясающей тематичностью. Ну и количество всякого разного удивительного, найденного на туманном острове, куда короля позвал кто-то давно потерянный, просто поражает.