С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
[Прим. пер. — это перевод древней (июль 2003) статьи автора Mario T. Lanza из архива давно закрытого The Games Journal. Вряд ли она произведёт какую-то революцию в умах пользователей «Тесеры», но вполне может дополнить другие статьи про объяснение правил настольных игр и дать почву для размышлений тем, кто во время игры думает не только о собственном удовольствии. Отдельно благодарю человека, который помог мне в процессе перевода статьи разобраться с правилами «Пуэрто-Рико», в которую, к своему стыду, до сих пор не играл.]
Взрослые люди испытывают от настольных игр поистине детское удовольствие. Этот вид удовольствия составляет основу игр и не может быть получен в большинстве других взрослых хобби. Наличие такого особенного удовольствия — это то, что удерживает в хобби и рождает стремление пробовать новые игры. Тем не менее, несмотря на веселье, царящее за большинством столов, некоторым игрокам не хватает одного навыка, который необходим для того, чтобы этот опыт был интересным и приятным. Это умение объяснять правила. Потому что всегда будут новые игры и новые правила, которые нужно будет объяснять. [И новые игроки! — прим.пер.]
Все мы играем в новые игры. Иногда мы сами рассказываем правила, иногда мы их слушаем. Объяснение правил — это навык, который вы можете улучшить в любое время, когда играете в новую игру. Слишком многие игроки, даже геймеры-ветераны, могут взорвать мозг и испугать свою аудиторию неэффективным и неорганизованным подходом к объяснению правил. Уверен, что вы, как и я, были в такой ситуации, и согласитесь, что плохое объяснение правил ухудшает игровой опыт. [По собственному опыту могу сказать, что особенно остро это чувствуется начинающими игроками: при росте игрового опыта даже не самые лучшие объяснения понимаются проще, т.к. часто можно подобрать аналогии с знакомыми играми — прим.пер.]
Позвольте мне рассказать о своём опыте. Однажды на игротеке меня учил правилам «Тигра и Евфрата» один джентльмен, назовём его Фрэнком. Фрэнк был явно увлечённым настольщиком. Он был настолько взволнован, что сломал крышку игры перед тем, как её разложить. Довольно быстро он объяснил правила, используя своего рода подход «йо-йо»: «В игре есть это и то, теперь вернёмся назад к тому, а теперь вернёмся к этому». Как бы я не изображал это сейчас, тогда его объяснения звучали ещё более непонятно. К концу я был полностью запутан. После начала игры каждый игрок задал по несколько вопросов, чтобы уточнить своё понимание. Фрэнк, видимо, сам не до конца знал все правила, поэтому нам неоднократно пришлось обращаться к своду правил. Он удобно ввёл несколько правил в процессе игры, когда ему нужно было ими воспользоваться. Было ясно, что на протяжении игры только Фрэнк понимал что-либо в происходящем. Хуже всего было то, что он был настолько погружён в своё собственное удовольствие, что не заботился обо всех остальных. Излишне говорить о том, что Фрэнк выиграл с огромным отрывом, тогда как остальные игроки стали понимать хоть что-то в правилах — не говоря уже про любую тактику! — только к середине игры.
Когда в тот день Фрэнк предложил сыграть в «Тигр и Евфрат», я обрадовался — у меня в шкафу лежала запечатанная копия игры. К концу партии у меня пропало всякое желание играть. Я почти продал её. Только почти год спустя моё отвращение к «Тигру и Евфрату» исчезло настолько, чтобы я потрудился сам изучить правила и дать игре ещё один шанс. И я рад, что сделал это! «Тигр и Евфрат» — глубокая, увлекательная игра, которая стала одной из моих любимых. И я никогда бы не узнал об этом, если бы ограничился первым впечатлением.
Эта история учит нас тому, что подходя к объяснению правил неподготовленным, можно сильно испортить впечатление тех, кто играет с вами. По этой причине предлагаю всем относиться к объяснению правил как к умению, которое, вдобавок ко всему, требует практики.
Если ваш подход к объяснению правил доказал свою эффективность — отлично, поздравляю! В этом случае дальше можете читать только из любопытства. Если же ваш подход недостаточно эффективен, то прошу вас прочитать статью ради того, чтобы ваши партнёры могли получать полноценное удовольствие от игры.
Идеальной ситуацией является та, когда вы уже играли в игру до того, как объяснять правила, но такое не всегда возможно. Рано или поздно каждый купит игру, в которую не играли в вашей компании. Для того, чтобы разобраться с игрой, нужно как минимум открыть коробку, проверить компоненты и прочитать правила.
Когда вы планируете объяснять правила новой игры, позаботьтесь о том, чтобы самому понять и освоиться с ними. Если нужно, перечитайте правила, ознакомьтесь с компонентами и проверьте веб-контент. Не переусердствуйте — для некоторых игр, таких как «Trans America», правила достаточно прочитать один раз. Для достижения наилучших результатов читайте правила новой игры не ранее, чем за несколько дней до первой партии.
Избегайте объяснений путём чтения правил. Я пробовал — это пустая трата времени для всех. Кроме того, знающий человек объяснит правила быстрее и проще.
Если вы объясняете правила игры, которые уже объясняли вам, используйте прошлый опыт. Вспомните, какие вещи ввели вас в заблуждение или были непонятными, а потом улучшите эти места. Точно так же после своего объяснения правил обратите внимание, что из приёмов работает, а что нет, и подумайте, что можно улучшить. На основе своего опыта я собрал некоторые из моих идей для обучения некоторым аспектам игры.
У вас должен быть организованный подход к объяснению правилам игры, когда такой день наступит. Я научился эффективно объяснять правила, читая книгу о фокусах. Сначала автор объяснял на верхнем уровне, как добиться цели, прежде чем переходил к тонкостям, в которых он добавлял специальные детали относительно улучшения ловкости рук или общей презентации трюка. Это было исключительно полезно, и в конечном счёте я решил, что такой поэтапный стиль рассказа подходит для объяснения правил.
Используя поэтапный подход, вы начинаете с общих вещей и быстро добираетесь до конца, объясняя лишь основы, а не детали. После рассмотрения основ вы начинаете рассказывать про тонкости. Большинство людей не способны долго слушать и впитывать подробный хронологический рассказ. Вот почему на курсах скорочтения предлагают просматривать главы до начала чтения, чтобы увидеть всю картину целиком.
Если коротко, мой поэтапный подход состоит из следующих этапов:
Теперь рассмотрим этапы подробнее:
1. Всегда раскладывайте поле и компоненты в первую очередь — вы будете использовать их постоянно. Обратите внимание, как вы их размещаете — правильное расположение улучшит чёткость вашего объяснения. Например, в «The Princes of Florence», разместив компоненты, используемые в фазе аукциона, слева от доски, а компоненты, используемые в фазе действий, справа от доски, вам будет легче объяснить структуру игры. Это станет особенно очевидным, когда вы упомянете, что «все эти предметы (показав на компоненты слева) будут участвовать в фазе аукциона», а «все эти предметы (показав на компоненты справа) приобретаются во время фазы действий».
2. Используя несколько предложений, расскажите, что и почему. В одной статье про объяснение правил автор под «что» понимает «что я делаю в свой ход», а под «почему» — влияние этого на подсчёт очков. Иными словами, «основные принципы игры» и «их влияние на победу».
В Голливуде выходящие фильмы снабжаются короткой аннотацией — рекламным «слоганом». Лучшее в нём то, что он может быть кратким, но информативным. Воспользуйтесь слоганом, чтобы представить идею игры новым игрокам. Убедитесь, что ваш слоган верно иллюстрирует мысли, которые вы хотите донести до них. Как только вы начнёте думать о том, какую роль играет полезный слоган, вы окажитесь на верном пути при объяснении правил.
Вот слоган, который вы могли бы использовать для представления «Тигра и Евфрата»:
«Каждый из нас будет строить цивилизацию, размещая лидеров и тайлы на поле. Между лидерами неизбежно возникнут конфликты. Размещение тайлов и победы в конфликтах с участием ваших лидеров будут приносить вам победные очки».
Обратите внимание, что наиболее важная информация — механика игры и способ добывания победных очков — описана. Заметьте и то, сколько деталей не было учтено. Не упомянуты памятники, катастрофы, а так же то, как побеждать в конфликтах — эти тонкости будут раскрыты далее.
3. Дайте краткий обзор игры, вплоть до её основных правил и механик. Ваш обзор должен нарисовать картину игры от начала и до конца. Опуская сложные детали, вы сможете быстро ознакомить с задачами, которые встанут перед игроками. На первом плане должна быть связь между действиями игрока и достижением победы. Опять же, объясняйте только основные аспекты, детали оставьте на потом.
4. Рассказав основополагающие моменты, будьте готовы рассказывать о деталях. Расскажите слушателям про течение хода игры, описав все правила на самом полном уровне детализации. Прежде всего, расскажите про все доступные возможности, которые игрок получает в течение игры. Не просто расскажите, а покажите кусок игры. К концу вашего подробного объяснения вы должны изложить в деталях правила, продемонстрировав использование компонентов, показать, как зарабатываются очки, и объяснить, когда игра заканчивается. Единственные детали, которые вы не должны учесть во время этой части объяснения, это исключения, о которых расскажете в самом конце.
Вообще говоря, исключения — это вещи, которые нарушают основные правила. В «Пуэрто-Рико» исключения — это здания. В «Torres» — карты действий. В «Amon-Re» — карты силы. В «La Citta» — политические карты.
Важно помнить об исключениях, но объяснять правила нужно так, словно исключений не существует. Например, здание конторы в «Пуэрто-Рико» не позволяет сказать в отношении торгового дома: «Вы не можете торговать товаром в торговом доме, если такой товар в нём уже есть. Торговый дом принимает только товары, которых в нём ещё нет». Контора отменяет это правило, но об этом лучше не упоминать при объяснении. Это уже дополнительный уровень сложности: лучше не влезать сначала в детали, а оставить это на исключения. Если игроки опытные, то я могу сказать, что есть здание, которое позволит обойти это правило, но я вернусь к этому позже.
Когда вы закончили с этой частью вашего объяснения, у всех должно быть понимание основ игры. Когда вы смотрите на игроков, то часто можете определить, кто выглядит растерянным. Если такие есть, попробуйте помочь ему, прежде чем двигаться дальше.
5. Заключительный уровень сложности в объяснении правил покрывает исключения. Как я упомянул, исключения, нарушающие правила, или что-то ещё, что вы считаете достаточно сложным, вы оставляете на потом. Самым замечательным является то, что у вас есть свобода выбора, что считать исключениями. И это здравое решение.
Например, объясняя «Settlers of Catan», вы могли бы объяснить очки за самую многочисленную армию или за самую длинную дорогу в самом конце, как исключения. Или же, понимая, что эти два понятия достаточно просты, вы могли бы упомянуть их во время объяснения основных правил.
Принимая решение о том, что сделать исключением, вы должны хорошо знать ваших слушателей. Некоторые игроки могут справиться со сводом правил «Die Macher», а для некоторых нужно упростить. В целом я выношу в исключения любое правило, которое кажется мне слишком выделяющимся из общего ряда. Полагаю, что даже опытные игроки могут согласиться с тем, что поэтапный подход к объяснению правил воспринимается проще. Поскольку у игр немецкой школы (таких, как «Acquire» и «Trans America») часто простые правила, то вы можете и не использовать какие-либо исключения. Но напомню, что это исключительно ваше решение.
6. Расскажите про основные стратегии и предложите «честное предупреждение». Если вы играли в игру, вежливо будет предложить некоторые базовые стратегии, которые могут быть не очевидны для новичков. Разгромить новичка, потому что вы можете это сделать — это неспортивно, удовольствия в этом немного. Поскольку каждый хочет хорошо и весело провести время, потратьте минуту, чтобы предупредить о тех тактиках, которые вы или другие опытные игроки можете использовать.
Есть несколько полезных мыслей, которые нужно иметь в виду, объясняя правила, и которые должны улучшить вашу эффективность.
1. Вы, несомненно, должны быть готовы, что некоторые нетерпеливые слушатели будут вас перебивать. Знание того, на какие вопросы лучше ответить сразу, а какие лучше отложить, имеет первоочередное значение для объяснения правил. Если в конечном счёте ваш рассказ ответит на тот вопрос, то лучше вежливо ответить: «Мы доберёмся до этого через минуту». На вопросы, которые уточняют правило, которое вы уже объяснили, лучше отвечать сразу же.
Что бы вы ни делали, не стоит прерываться на каждый неуместный вопрос, так как это нарушает последовательность и структурированность объяснения. Хотя вы можете охватить все правила, но из-за многочисленных отступлений ваши слушатели могут труднее воспринимать их и вспоминать в ходе игры. Благодаря практике вы разовьёте ловкость для эффективного объяснения, даже предугадывания вопросов. Как правило, в большинстве случаев ответа «Мы дойдём до этого через пару минут» будет достаточно. Люди просто хотят знать, что на их вопрос действительно ответят. Только когда ваши слушатели полностью запутались или трудно воспринимают объяснения, тогда стоит пересмотреть свои методы. Обычно, если вы используете любой продуманный и организованный подход, таких проблем не возникает.
2. Основная цель, средства её достижения, правила подсчёта очков и условия завершения игры — ключевые моменты любой игры. Они вполне достойны повторения. Возвращайтесь к ним в процессе объяснения правил. Часто в процессе погружения слушатель понимает правила, изначально непонятные. Повторение, если оно немногословное и эффективное, улучшает ясность и понимание правил. Кроме того, это облегчает задачу слушателей не пропустить детали, когда их бомбардируют информацией.
3. Понимание того, как подсчитывается результат, заслуживает отдельного внимания. Подробнее и на примерах объясните различные способы зарабатывания очков. Подчеркните моменты, которые больше всего влияют на результат.
Например, в «Java» баллы начисляются за строительство и модернизацию дворцов, но ещё больше очков начисляется за те же дворцы в конце игры. Так как подсчёт очков в конце игры так важен, я всегда подчеркиваю важность этого момента задолго до конца игры.
4. Будьте логичны в порядке объяснения, чтобы не запутать игроков. Не объясняйте, как использовать карты силы в «Amon-Re», если вы не объяснили, как их приобрести. Это кажется очевидным, но я много раз был свидетелем того, как нарушение порядка объяснений сбивает с толку.
5. Быть ясным и чётким не значит быть многословным. Я когда-то играл в игру «Progress and Destiny», в которой объяснение правил и первый ход заняли по часу! Через два часа мы, по сути дела, только начали играть. Теперь же, сыграв в это, я убеждён, что объяснение правил можно было уместить не более чем, в 20 минут.
6. Больше энтузиазма! Как вы можете быть таким пассивным? Вы же собираетесь играть, в конце концов!
Наблюдайте за неопытными игроками. Иногда некоторые шаги будут казаться глупыми, и вы будете задаваться вопросом, знает ли игрок об особом правиле. Просто повторите правило и спросите игрока, знал ли он о нём. Даже внимательные слушатели могут быть перегружены большим количеством правил.
Будьте мягче, позволяя неопытным игрокам переходить, когда поняли, что они явно не в курсе тех или иных правил. Не спорьте о том, объясняли вы это правило или нет, просто объясните это сейчас и позвольте им переходить. Обычно я позволяю передумать и переходить до того момента, пока следующий игрок не начал свой ход.
Иногда игрок может понять свою ошибку в понимании только тогда, когда он замечает, что другой игрок делает что-то, что нарушает его понимание правил. В таком случае мы обычно спрашиваем, возражает ли активный игрок против того, чтобы предыдущий игрок переходил перед тем, как он сделает свой ход. Мы уважаем любое решение, однако большинство игроков в моей группе относится к этому с пониманием. Мы делаем финальное предупреждение относительно этого правила и даём вторую попытку. Люди часто отмечают, что, играя в игру первый раз, думаешь больше о её изучении, чем о победе. Если вы придерживаетесь такого же мнения, докажите это на деле!
Ссылаясь на свод правил в середине игры, можно выяснить, что группа забыла или пропустила какое-то правило. Если все не согласны с тем, чтобы переключиться на правильный вариант в этот момент, то лучше обратить внимание на это несоответствие в следующий раз, а сейчас продолжить играть, как начали. Помните, что пока у всех одинаковое понимание правил, игра более или менее справедлива для всех игроков.
Всегда неплохая идея — перечитать правила ещё раз. Возможно, вы пропустили какое-то правило или использовали его неверно. Не перечитав правила, можно сыграть неверно десятки раз, или, что ещё хуже, учить других играть неправильно. Этот неловкий момент, когда кто-то указывает вам на ошибку, когда вы многие годы играли не так [да, бывает и такое: сам столкнулся с этим в такой простой игре, как «Картахена» — прим.пер.].
Несколько месяцев назад я объяснял правила «Atlantic Star». Правила позволяют получить займ от 1000 до 10000 в зависимости от набранных очков. Мы сыграли в игру несколько раз, пока не узнали, что кредит ограничен суммой в 10000. В конце концов кто-то разработал тактику взятия полной стоимости займа вместо самого плавания и взял 43000! Чтобы совсем усугубить положение, мы не понимали, что карты, используемые в определённых рейсах, должны удаляться из игры, а мы возвращали их. С неограниченными кредитами и возвращающимися рейсами игроки быстро смекнули, что жизнеспособной тактикой является прокрутка колоды до подходящих вариантов. Геймплей без двух правил привёл к сумасшедшему варианту игры и её поломке. Уверяю вас, что игра стала намного лучше, когда мы стали играть в неё по правилам.
Урок усвоен — всегда перечитывайте правила после вашей первой игры. Даже обычный человек способен найти пропущенное или неверно понятое правило.
Я успешно использую поэтапный подход при объяснении правил моим друзьям. Думаю, что это работает хорошо по той причине, что он быстро показывает картину целиком, а затем добавляет детализацию. Аудитория не воспринимает сложные детали механики игры, о которой она не имеет никакого понятия и не понимает, как механика вписывается в тему. Несколько раз я сталкивался с детальным подходом, когда на игроков вываливают сразу все детали, и это было ужасно.
Поэтапный подход похож на изучение произведения искусства через объектив камеры, когда мы начинаем смотреть издалека и медленно увеличиваем масштаб. При детальном подходе мы начинаем с маленького куска крупным планом и затем отходим назад. Это запутанный и извилистый путь, лучше его не использовать. Большинство людей учится проще, когда у них есть понимание процесса на верхнем уровне — это даёт им основу, с которой они могут связать детали.
Когда я сидел и слушал детальное объяснение основных элементов, то после объяснения нужно было ретроспективно собрать полную картину по кусочкам. Цель поэтапного подхода — начать с картины целиком и затем рассказать про детали, чтобы не запутать слушателей. Позвольте вашей аудитории увидеть картину целиком по ходу рассказа, а не в конце, когда вы заканчиваете.
Поэтапный подход не требует длительной подготовки. Я редко трачу даже 30 секунд перед тем, как рассказать правила новой игры первый раз. После того, как у вас появится понимание идеи поэтапного подхода, главным станут навыки, которые легко применяются при объяснении правил любой игры.
Объяснение правил учит обычно не так, как пересказ свода правил. Поэтапный подход гораздо больше подходит тому, как работает и учится наш разум. Хотя написанные правила нужны и важны, но они, как правило, не структурированы для объяснения. Правила чаще всего написаны в хронологическом порядке, это удобнее для того, чтобы на них ссылаться. То, что правила пишутся профессионалами, не делает их лучше для всех возможных целей, особенно для объяснения. На самом деле некоторые игры, такие, как «Starship Catan» и «Entdecker» [из приходящих в голову лично мне примеров это «Dungeon Twister» или «Krosmaster Arena» — прим.пер.], теперь включают в себя руководства для обучения, которые специально предназначены для этого, чем не могут похвастаться своды правил.
Поэтапный подход хорош своей повторяемостью. Он охватывает и возвращает к наиболее важным моментам, необходимым для понимания игры. «Repetitio est mater studiorum», то есть «повторение — мать учения». Почему бы не использовать его?
По причине того, что это последовательный, закрепляющий и организованный подход, он очень понятен большинству. Если вы когда-либо были причиной путаницы, то вам будет полезно серьёзно попытаться рассмотреть его.
Поэтапный подход может быть подобен тому подходу, который вы уже используете, а может и кардинально отличаться. Он не является чем-то оригинальным, это просто объединение понятий, которые многие из вас уже используют.
Один пользователь на форуме так подвёл итог своего метода объяснения правил:
— Проще говоря, это то, где вы начинаете, где вы хотите оказаться и как вам попасть в пункт назначения, в таком порядке. Если вы расскажете кому-то, как им добраться до места прежде, чем объяснить, где начало маршрута, то они запутаются.
В то же время его подход может отличаться от моего или вашего. Он будет использовать те средства обучения, которые работают для него.
Вы можете оценить, работает ли ваш метод, только попробовав его в действии. Нет никакого «наилучшего способа» для объяснения правил: важно то, что у вас есть для этого, чтобы вы не просто беспомощно барахтались со сводом правил. Используйте поэтапный подход, настраивайте его под себя, а хотите — разработайте свой метод. Только благодаря практике с любым продуманным подходом вы станете мастером в объяснении правил. И вы так же будете уверены в том, что ваши коллеги по столу получат всё причитающееся им удовольствие от игры, как и полагается.