Очень добрый день вам.
Я внезапно осознал, что меня хлебом не корми, а хочется поделиться знаменитыми 10 заповедями принципами Го.
Это не правила. Это принципы, на которые можно забить, но если их соблюдать, то они помогают выигрывать. Не только в Го, а вообще, в разных играх, в основном, на территорию. Поскольку сама Го – игра на территорию.
В разных играх разные механики создают весьма жесткие рельсы. Которые побуждают играть каким-то конкретным способом. В таких случаях данные принципы настолько очевидны, что и говорить о них нет смыла. Но когда рельсы не очевидны, когда глубина и вариативность в игре настолько большие, что теряешься и неясно какой ход лучше сделать и какое решение принять – тогда эти 10 принципов спешат на помощь. Чип и Дейл во плоти.
Признаться, мне импонирует то, что эти принципы сформулированы в виде коротких емких фраз с отпечатком восточной мудрости (теряется при переводе). Они не дают конкретного совета в конкретной ситуации, но направляют мышление игрока, что, как по мне, куда важнее.
В Го такая глубина, что человеческий мозг просто не способен просчитывать вперед настолько далеко, чтобы однозначно выявлять лучший ход. Потому и спасают эти принципы, позволяющие определять оптимальный ход (который вернее всех приведет к победе) без глубокого просчета.
Поехали.
1. Слишком стремящийся к победе не победит.
Бывают моменты, когда мы настолько увлечены гонкой, настолько хотим победить, что азарт и эмоции берут верх над разумом, не дают трезво оценивать ситуацию. Затуманивают способность адекватно видеть и анализировать.
Хочешь победить – держи эмоции под контролем, чтобы самому не пасть их жертвой. Другими словами, залог победы – холодный ум и трезвый расчет.
2. Если вторгся в сферу влияния противника, будь внимательнее и аккуратнее.
Легко принимать решения, когда враг не дышит в затылок, когда соперник сидит на другом краю поля. Играешь на расслабоне. Сюда бы еще шезлонг и блондинку.
Но когда враг на расстоянии вытянутого мизинца, надо учитывать любые возможные подлянки с его стороны. В том же Forbidden Stars, соперник, который по соседству, может вообще все твои приказы обломать, положив всего один свой сверху.
Данная тема весьма обманчива в Серпе. Кажется, что карта большая и все друг от друга далеко. На деле же все на одинаковом расстоянии от «метро». А некоторые так вообще могут телепортироваться через озера. Да, внезапно набигать и грабить ничего не ожидающего врага в Серпе – самое оно. Бди, чтобы самому не оказаться этим врагом, на которого набигают.
3. Прежде чем атаковать, убедись, что тебе ничего не угрожает.
Держи тылы защищенными, чего уж там.
4. Отдав камень, борись дальше.
В Го игра механически сводится к выставлению камней на доску и поеданию их.
Так вот, не сдавайся, потеряв камень, юнита, очки, планету, фабрику, рудник. Воспользуйся ситуацией: если соперник сконцентрировал свои силы на том, чтобы отобрать у тебя камень, значит в другом месте его силы ослабли. Пользуйся.
В Го кроме камней и территории есть еще один (самый) важный ресурс – инициатива. А данный принцип переводят на русский язык еще и другим способом: «Брось медяк, завладей инициативой».
5. Отдав малое, возьми большое.
Данный принцип тоже может иметь другой перевод: «Откажись от мелкого».
Гошники любят говорить, что надо делать большие и широкие ходы, играть по крупному. Делать в первую очередь стратегические ходы, которые оказывают влияние на всю партию.
Один гошник у нас таким одним приемом часто выигрывает в Восходящее солнце:
Он каждому игроку в партии на каждом ходу (в свой и не свой) предлагает сделки. Сделки такого типа – он обещает другому игроку дать хороший такой бонус в обмен на маленькую выгоду себе (например, отдает 2 территории, а себе просит только одну или уговаривает на сбор, который даст ему всего 2 монеты, а другому – 5 монет). Сделки очень выгодные, нет причин отказывать.
В итоге каждый получает хороший бонус. И все думают, что наш Главный Герой получает очень мало. На деле же каждый игрок получает какой-то бонус 1 раз, а наш ГГ получает очень много мелких бонусов, которые, если просуммировать, превращаются в гигантский буст. Этот буст выливается в такой отрыв по очкам, что догнать его практически никому не под силу. Этому парню набрать 250 ПО за партию в Восходящее солнце – не проблема.
С его точки зрения, все получают по чуть-чуть, а он получает очень много.
Забавно, что новички и середнячки в упор не замечают, как кингмейкят этого перса – все настолько сосредоточены на чем-то своем. Ведь с их точки зрения – они дали ему маленький бонус. А то, что он получил большой куш по итогу – это проблемы других игроков. И так думает каждый.
Вспоминается фраза: «Что я могу сделать один, если таких как я – миллионы».
6. Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.
Не всегда есть смысл тратить силы на сохранение чего-либо, если эти же силы ты можешь потратить на захват чего-то бОльшего. Не стоит увязать в войне, которая не приведет к победе.
7. Воздержись, не разбрасывайся.
В Го (как и в многих других играх) можно делать «быстрые и рискованные» ходы, либо «медленные и надежные». Поставить камень рядом со своим уже стоящим – это сыграть надежно (вместе веселее надежней), но захватить новые территории с такой скоростью вряд ли успеешь.
В любом случае надо стремиться к тому, чтобы не тупо гоняться за «соблазнительными угощениями», а извлекать наибольшую выгоду из каждого хода.
В оригинальной китайской трактовке данный принцип звучит как «Осторожность конфликтует с легкостью и скоростью». Но популярный перевод Шикшина меня вполне устраивает.
8. Когда противник атакует, непременно отвечай.
В Го атаки почти никогда не бывают внезапными. Атаковать здесь принято «издалека». Сначала сделать подготовительный ход для более надежной атаки. А значит, у тебя есть время (ход) для создания защиты.
Новички часто игнорируют намечающуюся атаку, т.к. сконцентрированы на том, чтобы отжать у соперника что-то в другом месте. И надеются, что смогут удержать свои позиции, которые в ближайшее время будут «под обстрелом».
Так они поступают потому что см. пункт 1 (Слишком стремящийся к победе не победит) и потому что недостаточно глубоко просчитывают свои ходы и ходы врага. Разумеется, свои позиции они в итоге не удерживают. Потому что реагируют слишком поздно, когда инициатива у соперника.
А сколько таких запоздавших провалившихся защит у меня было в Сумеречной борьбе – не сосчитать. Стыдно признавать, но и в Forbidden Stars я иногда грешу тем, что слишком поздно реагирую на действия соперников. У меня все еще самый большой винрейт в FS в нашем клубе, но 6 поражений подряд говорят, что все изменится в ближайшее время.
9. Если противник укрепился, укрепись и сам.
Этот пункт можно разбить на 2 подпункта:
1) Как говорил герой популярного сериала: «Вовремя – это поздно». Если противник отстраивает защиту, ты тоже можешь заняться своей защитой, чтобы не тратить время на нее потом. Во многих играх один из самых ключевых ресурсов – инициатива. Заранее сделанная защита позволит не тратить на нее время в будущем.
2) Нападать на врага стоит там, где он слаб, а не там, где он силен. Вот как этот пункт рассматривает мастер Го в своей книге:
«Если противник усилился, обезопась свое положение, сыграв надежно. К сильному сопернику близко не подходи.
Здравый смысл всяких ссор заключается в том, чтобы не подходить к сильному, а атаковать слабого. Это - и в мире политиков, и в детской ссоре... А поскольку и Го ведет свою родословную от военной игры, то основывается на политической силе. В игре Го нет демократического начала. Напротив, она представляет собой откровенную духовную борьбу, и поэтому в наш век обладает обворожительностью».
10. Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.
Если у тебя нет возможности атаковать, если скован по рукам и ногам, старайся выигрывать без войны. Как бы смешно это ни звучало.
В Го действительно можно выиграть без войны, не напав ни разу. Играть через захват территорий и оборону. Как в Инише и Кикладах, война – это только один из путей.
Вместо итога
Может показаться, что данные принципы – вода. Но нет. Это не тактические инструкции для конкретных ситуаций. Это общие стратегические советы, стратагемы, которые настраивают мозг в нужном направлении, увлекают в нужное русло.
Можно более подробно ознакомиться с этими 10 заповедями (кто-то их так и переводит, как заповеди) в книге Отаки Хедео: nikoraido.ru/files/Otake-Hideo-10-zapovedej-Go.pdf
Пожалуй, это все. Искренне надеюсь, что кому-нибудь было полезно и интересно. Спасибо, что прочли.
И, как сказал персонаж Рассела Кроу в фильме Ридли Скотта: «Победа – это еще не все. Победа – это УЖЕ все».
www.youtube.com/watch?v=pgncsVZ1i6E
Всем чмоки. Получайте удовольствие от умных игр.
P.S. Фоты взяты из Гугла. Гугл в помощь.
А я путаю, или инфографика устарела - вроде же компьютер сумел победить профессионала в го? ::)
Не путаете. Все верно, данный момент устарел, прост картинка красивая )
В 2016 году АльфаГо победил Ли Седоля.
Их решающую партию называли "Последней надеждой человечества".
Да, человек же определяется только умением анализировать доску го.
спасибо
с удовольствием прочел
Уважаемый автор, спасибо за статью, но есть небольшие замечания: возможно я чего то не понял и не прав, но слова в тексте "набигать" как режут глаз и слух. Всё-таки, если здесь имеет место быть орфографическая ошибка - поправьте пожалуйста. И да - эта опечатка встречается в нескольких словах с корнем "бег". :)
Ну что же вы так. Это ж классика.
http://lurkmore.to/Корованы
К Лурку не у всех есть доступ. Ну или не все знают, как это обойти.
Ойййй, ну вот подозревал, что что то не ладное)))
Не знал этот мем, спасибо, буду иметь в виду)
Это широко известный мем. Вот ознакомьтесь: http://wikireality.ru/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8B
Спасибо большое за ссылку, спасибо за ликбез))
Читая статью, вспомнила рассказ Семёна Альтова "Взятка"😀...
5. Отдав малое, возьми большое.
— А что, если... — Люся медленно поднялась с пола. — Все в конвертах дают? Так вот, сунь туда вместо денег сложенную газету, заклей и отдай конверт только после того, как получишь ордер! И беги! У тебя был второй разряд по лыжам? Вот и беги! Не станет он орать, что взятку ему недодали!
— Молодец, Людка! Соображаешь, когда не ревешь. Номер экстра-класса! За трехкомнатную — газета «Советский спорт»!
Большое спасибо за отличную статью и за фильм который захотелось посмотреть! ;-)
Приятно, что зашло.
Фильм, кстати, в том числе и про виноделие, тема которого так популярна среди настольщиков.