Всем привет!
Обойдусь без всяких никому ненужных прелюдий о том, как я в детстве любил детективы, в подростковом возрасте играл в компуктерные квесты, а потом пришла взрослая жизнь. Ближе к делу…
До настольных детективов руки всё как-то не доходили – «всегда успею, есть более интересные коробки, которые хочется опробовать». Но вот на прошлогоднем маттрейде я получил несколько коробочек с квестами и детективами, некоторые из которых мы с женой взяли с собой в прошлогоднюю майскую поездку, чтобы чем-то развлечь себя в поезде. Так началось наше знакомство с настолками жанра «детективные игры». За последующий год мы (преимущественно вдвоём) отыграли значительное (для нас) количество «детективных» коробок, воспользовавшись безумными скидками на маркетплейсах, которые позволили нам прикупить по сути одноразовые игры по хорошим ценам. В этом кратком обзоре поделюсь общими впечатлениями о сериях сыгранных нами игр за год. Авось кому будет полезен этот субъективный взгляд.
Из этой серии мы сыграли в две игры:
«Ограбение в Венеции». По сути это не детектив и не квест, а набор карточек с головоломками, неуклюже и примитивно собранных в кучу якобы сюжетом. А внедрённые в игру персонажи игроков просто дают подсказки для каких-то отдельных головоломок, чтобы каждый игрок мог отгадать хоть что-то, ведь только у него будет ключ к какой-то определенной головоломке. Ничего особо оригинального отметить не могу, в целом рядовые головоломки.
В гостях удалось сыграть в командный КвестМастер – «Пиратский остров». Особенность этой игры – соревновательный командный подход к решению головоломок. По этой причине игра ещё более унылая, чем «Венеция», т.к. головоломки проще (ибо рассчитаны на скоростное решение, а не в принципе возможность их решить), и их намного меньше в игре (большинство карт по сути дублируют задания для двух команд, часть карт вообще пустышки – монеты (победные очки), которые забирают команды в качестве приза за решение загадки).
В общем, спасибо, но такие «квесты» нам не надо.
-
Из этой серии удалось отыграть две полноценные коробки:
«Убийство в Париже» и «Ночной выстрел». Дополнительно поиграно промодело «A Dirty Objective».
Эту серию смело можно назвать «детективами». В каждой коробочке пятьдесят с лишним карт (демо-дело всего 38 карт), которые вы будете раскрывать по ходу проведения расследования. Фишкой игры является то, что в игре из карт можно составить несколько сцен (как начальную сцену места преступления, так и отдельных локаций, которые игрок посещает по ходу расследования), которые вы как бы осматриваете на предмет улик. Сама игра имеет сетевую основу, когда открыв какую-то карту вы получаете возможность открыть следующую, как бы осуществляя расследование. Процесс разнообразен – и текст почитать, и картинки рассмотреть. Не сказать что дела очень сложные, но они логичные, последовательные и дают ощущения пространства/масштаба, когда вы посещаете различные места в городе, ища улики, опрашивая персонажей и используя экспертизу найденных предметов. Ни в одном деле у нас не было ясности кто же преступник на начальном этапе партии, поэтому игра с интересом раскладывалась почти до конца (но верная догадка утверждалась нашим семейным детективным бюро с наличием нескольких нераскрытых карт на руке). В общем, классная задумка со сценами, хорошо проработан размах и разноплановость улик, но может быть хотелось бы чуть-чуть больше сложности/глубины. Эта серия в нашей семейной игровой ячейке получила статус «одобрено» и если будут новые локализации игр серии (насколько мне известно, в оригинале их 5 наименований), мы их обязательно приобретём.
З.Ы. Промо дело несколько простовато в виду малого количества карт и по игровому процессу местами чувствуется использование идей полноценных коробок.
+
Мы сыграли только в первую коробку «Следствие. Ведёт клер Харпер», в которой содержится три дела. По официальной розничной цене получается, что одно дело «Следствия» и «Crime Zoom» сопоставимы по стоимости. Ну что же, посмотрим на качество:
Следствие - ещё одна серия детективов с сетевой структурой на карточках, где открывая одну карту, игрок получает возможность открыть другие. Помимо карт к каждому делу приложены небольшие дополнительные материалы (например, план здания). В отличии от серии Crime Zoom, Следствие даёт чуть меньше ощущения размаха происходящего (тут тебе ни полицейских досье, ни экспертизы улик), но больше глубины/сложности самого места преступления (больше мелких деталей/улик). Достигнуто это не большим количеством карт, а количеством текста на самих картах. И хотя различной информации много, до конца прохождения дел у нас не было чёткой ясности по ответам на предлагаемые в конце вопросы, хотя все карты были раскрыты. После ознакомления с разгадками дел было некоторое разочарование. Авторы перемудрили: сюжет, конечно, закручен лихо, но чтобы его "собрать" самому не хватает доказательств. С таким же успехом на имеющихся в делах уликах можно "придумать" историю с другим подозреваемыми и сделать их виновными. Т.е. просто взять имеющиеся улики и нафантазировать другую развязку/историю. По одному делу мы с женой сильно негодовали, т.к. наша версия была более изящна и больше вписывалась в предлагаемые улики, чем авторская :) Более того, какие-то как бы улики могут вообще вводить в заблуждение в части конечной фантазии авторов, т.е. типа в игру введена механика, а потом вам говорят "ну и что, что нет результата проверки, это не отменяет улику". При том, что в аналогичной механике в другом случае проверка работает и это обосновывается как доказательство. Ну… с таким подходом можно далеко уехать, но это же как бы детектив, а не имаджинариум. Что мешает тогда включать "не совпадает" и для других улик и "накручивать" другую историю на основе бурной фантазии играющих? Но с этим можно было бы жить, если бы остальные улики однозначно указывали на исход дела, однако, повторюсь, главный недостаток дел именно в том, что для выстраивания конечной верной цепочки отдельного дела в игре банально нет улик для таких умозаключений, какие даются в разгадке. В суде бы такое точно не проканало))) В общем, играть может и интересно до самого конца, но итог разочаровывает.
По совокупности ощущений от игры, эту серию мы вычеркнули из списка игр, которые будет приобретать в дальнейшем. Не одобрено).
З.Ы. после написания этих строк при разговоре с женой я упомянул, что вышла новая коробка и по отзывам вроде как разгадки там менее абсурдные, на что жена мне сказала, что можно тогда попробовать, т.к. сам нарратив в игре ей нравился. Получается, что вычеркиваем, но не совсем :)
-
Сыграли в следующие коробки в следующей последовательности:
EXIT-КВЕСТ. Ограбление на Миссисипи
EXIT-КВЕСТ. Врата между Мирами
EXIT-КВЕСТ. Секретная лаборатория
Серию EXIT точно нельзя назвать детективной, и она находится где-то посредине между квестами и головоломками. По ходу игры вам нужно будет искать ответы на загадки, и у каких-то разгадки очевидны и надо лишь решить головоломку, ну а у каких-то нужно и подумать над разгадкой/ключом. Каждая коробка заточена на то, чтобы игровые компоненты были испорчены, и иногда совершенно очевидно, что загадка вставлена только ради этого, т.к. не представляет никакой сложности в плане ключа (решение очевидно любому), а сама головоломка решается буквально за секунды, после того, как вы извандалили игру (например, разрезали страницу на кусочки и сложили из них простейшую картинку). Но есть и оригинальные решения вандализма, тут нужно отдать авторам должное в изобретательности. Ещё одна уникальная особенность/механика серии в том, что к каждой игре прилагается диск-декодер, с помощью которого можно проверять предполагаемые ответы. Каждый ответ состоит из трёх чисел (символов), которые вам и нужно ввести на диске для разгадки. Сами игры стоят на натянутом сюжете, но иногда он настолько скуден, что даже подкупает своей честностью – «открой сундук ради того, чтобы его открыть».
Что касается самих головоломок/квестов, то как я уже упоминал, некоторые из них простейшие до безобразия, а некоторые ключи настолько сложные, что мы даже после прочтения разгадки вопрошали к изощрённости авторов, как до такой логики можно в принципе самостоятельно додуматься. И всё бы ничего, если бы вы знали при проверке ключа, какое именно число не корректно. А то бывает, что трёхзначный ключ состоит из трёх различных загадок, где на каждую приходится по одному числу. Так, решив эти загадки, вы получили три отдельных числа, но итоговое трёхзначное число не подходит. Какую из трёх загадок вы решили неверно и вообще решили ли верно хоть одну? При проверке ключа этого узнать не дано. И бывает такое, что по мере того, как вы разгадываете загадки, выходит карточка, которая вам говорит: «а вот замените-ка карту 1 для загадки А, на вот эту карту 2». Т.е. представьте, вы как бы решили загадку и уверены в алгоритме подбора одной цифры к ключу, а вот других двух цифр - не очень. Но ключ целиком не подходит. Значит, скорее всего, ошибка где-то в двух других, и вот вы пыхтите-кряхтите над ними и всё безуспешно. А потом берёте подсказку и вам говорят, что для решения разгадки нужны карты 1,2,3,4. А игра вам ещё не сказала взять карту 2. При том, что карта 2 тупо меняет значение карты 1, и нигде из логики игры не следует, что для ключа в карте 1 что-то не в порядке (т.е. загадка решается без конфликта в методике). Вы потратили кучу времени просто потому что потому и всё. От этого нас жутко бомбило. Впоследствии при игре в «Экситы» для нас стало уже нормой вскрывать первую подсказку и смотреть, все ли карты у нас есть для разгадок, просто чтобы впустую не тратить время на поиск заведомо нерешаемых на данный момент загадок.
Толи так совпало (играли мы в игры не в порядке их хронологического выпуска), толи уже приедалось, но каждая последующая игра серии была всё хуже и хуже (загадки в коробках поляризовались в сторону простоты или наоборот шизоидной сложности). По итогу достойными к одобрению я бы назвал только первые две наши коробки (EXIT-КВЕСТ. Заброшенный дом, EXIT-КВЕСТ. Ограбление на Миссисипи), но у второй есть косяки в решении загадок на уровне производства компонентов Звездой. С этими коробками нам искренне было интересно возиться. Последующие 2 отыгранные коробки (Остров, Врата) уже не рекомендовал бы, они ниже точки отсечения рекомендаций. «Лаборатория» показалось очень простой, с неинтересными головоломками, но зато логичными (толи мы уже на этой серии руку набили, толи авторы выдыхались уже (лаборатория – одна из ранних игр серии), а потом просто пошли уже в вышеупомянутые «шизоидные» темы… В общем, не знаю, будем ли мы играть ещё в коробки данной серии, мне кажется, для нас она отыграна. Но кто знает, кто знает...
-
Это серия маленьких детективов со странной механикой «реши, нужна ли тебе карта в качестве улики».
Поиграно:
Элементарно! Выстрелы на рассвете
Элементарно! Смерть дворецкого
Элементарно! Гробовое молчание
Элементарно! Секреты миллионера
Каждое дело состоит из трёх с половиной десятка карт, скудных на текст, но разнообразных по своей сути (улики, показания, досье). С таким малым количеством карт, да ещё и со скудным содержанием, не приходится говорить о глубокой истории/расследовании, но нужно отметить, что во многих игр серии хорошо удаётся передать атмосферу происходящего. Но всё же, дела простоваты и плосковаты, и в каких-то коробочках они в целом удачные, а в каких-то совсем нет. Часто вы отвечаете правильно на вопрос, просто потому что такая информация встречалась на карте, но причинно-следственной связи по-хорошему и нет, просто ничего другого на эту тему в деле и не было. Поэтому некоторые коробки прямо «анти-клер Харпер» получаются :) (но повторюсь, такая поломка игрового процесса происходит в виду малого количество карт в одном деле).
Сами же детективы играются по принципу «держи три карты в руке, выкладывай одну – добери руку», и какие-то карты нужно выкладывать в игровую зону, а какие-то отправлять в сброс, как мусорные. Принцип несколько идиотский, т.к. перед игрой колоду нужно перемешать, таким образом вначале могут выходить какие-то карты, которые вообще не понятно, нужны для расследования или нет, т.к. ничего ещё не ясно: полезная ли для расследования информация на карте или нет, как тут решить куда её отправить: в сброс или на стол? Потом принцип подсчёта очков за мусорные карты тоже не понятен, бывали случаи, когда нам снимали баллы за карты, которые мы считали жизненно необходимыми для решения дела, прям ключевыми даже. Один раз скинули просто дофига карт, большинство действительно были мусор, как показал итог, но очков мы за это особо не набрали. В общем, подытоживая впечатления скажу следующее: это самая дешёвая серия из «поигранных», два дела Элементарно по цене дела Crime Zoom. По соотношению цена/качество нормально, но я бы предпочёл один раз сыграть в Crime Zoom, чем два раза в Элементарно. Худшая игра серии – «Последний шанс», её бы не рекомендовал, из того с чего начать – выбрал бы «Смерть дворецкого» или «Выстрелы на рассвете». Скорее всего, коробки этой серии больше покупать не будем, только если не очередные безумные скидки на маркетплейсах.
-
Забегая вперёд скажу, что эта серия – жемчужина нашей детективной деятельности. В каждой коробке (а их локализовано всего две, из вроде как четырёх) 10 дел. По цене за дело получается что-то среднее между «Элементарно» и Crime Zoom.
Нами отыграны все 10 дел из коробки Шерлок Холмс, детектив-консультант. Убийства на Темзе. Открыли и пощупали коробку «Джек-потрошитель и вест-эндские приключения» (но пока не проходили).
Данная серия отличается от всех вышеперечисленных тем, что это не карточная игра. Карта здесь одна – и это карта Лондона. Ещё мы имеем справочник Лондона и для каждого дела есть отдельная книжица и газета. Каждое дело начинается с некоторой вводной в гостиной Шерлока Холмса, получив исходные данные вы начинаете ходить по локациям. Зачастую поход в одну локацию даёт вам информацию, которая вносит свой кирпичик в общую картину дела и даёт зацепки о других локациях, куда нужно сходить. Все эти локации пробиваются через справочник. Например, придя в дом жертвы вы поговорили с экономкой, которая сказала, что вчера жертва в таком-то ресторане встречалась с таким-то персонажем. Через справочник вы смотрите месторасположение ресторана и домашний адрес персонажа и находите соответствующие разделы по этим адресам в книжице дела. Идёте в «открывшиеся» локации и так далее. Бывает, что нужно и по карте поискать нужный адрес, и в газете подсказки вычитать (причем иногда помогает пролистать подшивку из предыдущих дел). В общем, прям ведёте такое настоящее расследование, бегая по разным адресам и собирая по крупицам информацию. В конце отвечаете на вопросы дела. Должен сказать, что дела прекрасно написаны, с юмором, раскрытием персонажей, на протяжении дел могут попадаться тут и там знакомые личности, сюжеты различны и сами по себе сбитые, связанные. Бывали некоторые вопросы к отгадкам, но откровенно не понравилось нам только одно дело (дело №6 из убийства на Темзе), оно какое-то халтурное (как в плане количества текста, так и в плане причинно-следственных связей разгадки), но остальные дела на уровне. Якорное дело первой коробки (само убийство на Темзе) так вообще мы 3,5 часа проходили, такое оно объёмное. Из минусов конечно стоит отметить структуру книги. Мы всячески старались не смотреть на те разделы (локации), которые мы в данный момент не ищем, но всё равно глаз тут или там может что-то зацепить. Это прям единичные случаи, но всё же они несколько подпортили общее впечатление. Мне кажется, нужно было сделать книжицу меньшего формата (чтобы увеличить количество страниц и снизить количество локаций на одном развороте) и может быть сделать вырубки на страницах по районам (как в бумажных телефонных книгах, где каждая буква имеет свою вырубку), что бы в принципе меньше листать книжицу дела. Тогда это прям была бы идеальная реализация. Ещё может быть, хотелось бы ещё чуть больше иллюстрированных зацепок (в основном игра текстовая). При этом в правилах написано, что иллюстрации ничего не значат, они только для оформления, но на самом деле какие-то иллюстрации очень даже значат (типа найденных записок и т.п.), правда появляется такое не в первых делах, может когда писали правила ориентировались на первые дела… Но это так, мелочи, в целом игра великолепна. По соотношению цена/качество за 1 дело - лучшее из всей подборки в данном обзоре.
По итогу: После прохождения первой коробки мы оставим её в коллекции. Это любимый наш детектив, возможно, спустя годы, когда всё забудется, мы захотим пройти его снова (а если и нет - такие коробки просто приятно держать на полке – и смотрятся стильно, и воспоминания приятные). Уверен, что и вторая коробка подарит нам положительные эмоции, толщина книжечек с делами не разочаровывает. И, конечно же, мы приобретём третью коробку, которую анонсировали Краудгеймз.
+
***
Ещё была куплена игра «Тайны и Клады» (от «Правильные игры») но, к сожалению, к моменту написания данных строк опробовать её не успели, только распаковали. Это соревновательный детектив с картой (локациями) и солидными книжками дела (по одной книжке на каждую команду). Надеюсь, игра не разочарует, пока выглядит интересно.
?
***
Вот такой у нас получился «Год детектива»: серию «Шерлок Холмс детектив-консультант», серию «Crime Zoom» и отдельно «EXIT-КВЕСТ. Заброшенный дом» – смело рекомендую.
С учётом того, что серии «КвестМастер» и «Элементарно!» нам более не интересны, а Crime Zoom полностью отыгран, у нас встаёт вопрос в компактных детективах в дорогу или разложить вечерком на час максимум. К чему следуюет присмотреться? Буду рад вашим рекомендациям.
Всем спасибо за уделённое время!)
У Гаги появилась мини-серия "Вечер убийства".
Пока не довелось пощупать, ждут своего часа.
Стоит попробовать только одну коробку из двух. И скорее всего синюю. Потому что дела абсолютно одинаковы. Да, сюжет разный, но все подвыверты одинаковы. Причем в розовой еще и посредине игры раскрывают все ваши секреты, которые вы должны сохранить. Меня в итоге серия разочаровала. Сделано хорошо.
Из отечественного могу рекомендовать "однажды в чикаго 1930" (именно вторую коробку серии). По механике -- как "Шерлок Холмс", но попроще.
Ну а в целом, опыт не будет полным без "Детектива" -- прям топовая игра.
Спасибо, присмотрюсь к Детективу. По Чикаго решу после прохождения "Тайн и Кладов" (их как раз взял благодаря хорошим отзывам о Чикаого, того же автора игра).
Из компактного и недолгого - серия "Детективные хроники" (на данный момент выпущено шесть самостоятельных коробочек). Трилогию "Карманный детектив" еще можно попробовать, если до этого не играли.
Спасибо ,взял на заметку
1. Тайны Аркхэма.
Тот же Шерлок, только во вселенной Лафкрафта. Местами лучше, местами хуже.
2. Мортум
Очень добротная игра на несколько игровых вечеров.
За Мортум люто плюсую, но автор запросил компактные или на час максимум, а он все же подольше играется, и лучше не прерывать сессию посередине партии.
Спасибо, Мортум может быть когда-то возьму, но мне не нравится сеттинг, плюс вроде как у Лавки вот-вот выйдет новая игра в развитие идей Мортума - её планирую взять. Но это не маленькие коробочки в дорогу / коротенькие дела на час.