Оценка пользователей
7.9051
Оценить:
-

Почему можно любить Клеменца Франца или наслаждение наивным

 

Работы Клеменца Франца называют любительскими, однообразными или просто уродливыми. Он не умеет рисовать персонажей, использует блеклые цвета и в принципе скучно оформляет игровые компоненты. Это повсеместная оценка, которую легко найти на тематических форумах и в комментариях. Но на этот раз я хотел бы написать не о том, что ещё и почему он делает "некачественно" или "халтурно", что он уже всем надоел и "опять он на коробке", но о том, что же он, всё-таки, производит всей той своей кричащей заурядностью и наивностью художественных средств лично для меня и, возможно, для кого-то ещё. А если взять немного шире, то я хотел бы написать короткую оду невзрачности, "сухости", консервативности, несерьёзности и детскости в оформлении настольных игр и о том, что это может значить для самой культуры настольных игр. С моей точки зрения, естественно, ведь пишу я сейчас в своём "дневнике".





Перебирая свежие кикстартерные новинки и будущие проекты игровых издательств, меня постоянно не покидает ощущение некой "прозрачности" большей части этих игр. Нет, нынче у многих игр насыщенное оформление, броские арты персонажей, оригинальный выбор тематики и профессиональная реализация. Но именно всё это и делает их для меня хоть и яркими, но незаметными, растворяющимися и быстро затухающими на фоне большой культуры вспышками актуальных тенденций этой самой культуры. Будто настольная индустрия, мчась на своём локомотиве прогресса, стремится доказать себе и растущей аудитории потребителей, что эти игры не стыдно иметь на полке, что они гармонично впишутся в вашу коллекцию блюрей-дисков с научной фантастикой, напомнят вам о ваших любимых комиксах и сериалах , а также составят серьёзную конкуренцию компьютерным играм из вашей библиотеки в Стиме. Кто-то, может быть, однажды даже гордо демонстрировал друзьям коробку Серпа, намекая, что и это тоже... искусство? Короче, а настольные игры-то, это вам не хухры-мухры!

В такие моменты я срочно ищу взглядом где-то на полках худоватенькую коробку Нотр-Дама или, например, бледное ребро Мадейры. Наконец-то, аппетитная плотность настольной крови и плоти, непуганая современным рынком дичь. Гости из времени, когда настольные игры были всего-навсего настольными играми, местечковым ремеслом одних и вечерним досугом других, не столько страстью и частью интернациональной инфосферы и гонки настольных вооружений, сколько легкомысленным развлечением с таким же легкомысленным касанием между спокойной темой и цепляющей игровой механикой. Тихая гавань, покой в приглушенных тонах - вот какие мыслеощущения ко мне приходят тогда. Визуальность, которая намекает, что "это лишь игра и ничего более", но я задней мыслью уже готов влюбиться в эту детскость, а точнее в ностальгию по собственному детству. Возвращаясь к Францу и переходя к центральной сентенции этого текста, хочется сказать, что оформление Агриколы или Гавра непосредственно в своей кажущейся посредственности. Эта наивность или некоторая условность репрезентации сеттинга, простота и доходчивость форм, всё это создает ту искомую "настолочность", которая меня влечет. Она мягко приглашает меня к этой партии, без водоворота эмоций и визуальных восклицаний, но с теплотой и непринужденностью.




Нечто, что может вам напомнить иллюстрации к детским энциклопедиям или рисунки из школьных учебников по истории. Книжность. Простые деревянные игрушки. Тайное очарование "домашности" или "семейности" (что не всегда точно коррелирует с возможной глубиной игрового процесса...). Конечно, здесь в контексте легко просматривается определенная школа игрового дизайна, её специфичные особенности и исторические корни. Я вовсе не хотел бы, чтобы все настольные игры были такими. Однако я очень хотел бы, чтобы работы Франца продолжали появляться на коробках, чтобы Локхаузен и Менцель далее вносили ощущение спокойной доброты в миры игр лаконичностью своих стилей. Забавно, но можно сказать, что я пополняю свою коллекцию евро-играми по большей части благодаря и во имя их визуальной "скучности", консервативности реализации и исполнения, а это странным образом определяет мой вкус в самих настольных играх.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Exxento написал 6 лет назад: #

Я лично выбираю Франса против вычурности. Но и Менцель тоже неплох в своей яркой наивности. Какая может быть речь о реализме и спецэффектах в настолках? Это все от уныния, господа.

GeniusGray написал 6 лет назад: # скрыть ответы
Notre Dame

Artist - Harald Lieske

Вы точно именно Францем любуетесь? :)

dimsoul написал 6 лет назад: # скрыть ответы

По ходу текста можно заметить, что заметка посвящена не столько самому Францу, сколько определенной стилистике в оформлении игр, где Notre Dame (и в том же месте упомянутая Madeira) приходится в тему.

GeniusGray написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Эээ, нееет. Так не пойдет. :)

Либо мы именно о Франце, либо об общей концепции примитивизма в оформлении настолок. Потому что и на Нотр-Дам и на Мадейру можно смотреть, приличное оформление, и люди в них хоть и нарисованы "топорно", но, не знаю, "терпимо". В Нотр-Дам на портретах видны и нюансы, и эмоции лиц персонажей.

Мазня Франца даже не пытается в такое. Губы - это всегда просто черточка. Нос - всегда картошкой. Даже у животных. :)

Специально проверил - профиль крестьянина на обложке в Агриколе один в один с моряком в Гавре. Мало того мадмуазель из Австрия Отеля в фас практически похожа на Лоренцо из одноименной игры. И это Клеменс еще приложил усилия, так как это лучшие его портреты, с обложек настолок. На картах же и планшетах - вообще тихий ужас..

Так что не валите всех художников в кучу. :)

Slim_Slam_Snaga написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Ох, Женя, ему ж не портрет заказывали. Посмотри на иллюстрации к летописям и тд, там вообще война клонов в большинстве случаев

Да и мастерство художника это не фотогеничность или достоверность портрета

GeniusGray написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Не портрет а оформление, ага.. Вот пусть бы он оформлением и занимался. А остальное оставил бы тому художнику, который может.

Лучшая игра с оформлением а-ля "от Франца" - это Замки Бургундии. Я серьезно.
Там приятная иллюстрация на коробке от одного художника (Жульен Дельваль), а компоненты игры в примитивном стиле от другого, а-ля Франц (а именно упомянутоый выше с Нотр-Дамом - Харальд Лиске).

Имхо, идеальное сочетание. Но привлекая Франца к оформлению, прям чувствуется - издательство экономит на оформлении.
Платить сразу двум художникам? Расточительство!

Посмотрим, как отразится эпоха повального оверпродакшена на Франце.. :)

Slim_Slam_Snaga написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Орлеан офигенский по оформлению. Очень хорошая и тематичная работа. Как в Ганзе Т

GeniusGray написал 6 лет назад: #

Орлеан - исключение, увы.

dimsoul написал 6 лет назад: #

Уже в самом начале текста я упоминаю о "невзрачности, "сухости", консервативности, несерьёзности и детскости в оформлении настольных игр", то есть об ассоциативной цепочке, объединенной скорее так называемым фамильным сходством, чем единой "концепцией". Понимаю, что смешение в одном месте оформления Нотр-Дама и Агриколы может, на ваш взгляд, показаться неуместным, но я, всё-таки, взялся описывать буквально личные чувства, которые вызывает во мне эта совокупность игр именно вместе, а не только по отдельности. Так что я не совсем понимаю, почему "мы" должны именно о том или об этом и зачем кто-то решает на что можно смотреть, а что уже "мазня". Это просто субъективные переживания, которыми хотелось бы делиться и без наставления друг другу рожек в духе "а вот у Франца губы черточкой".

igelkott написал 6 лет назад: # скрыть ответы

"Это повсеместная оценка, которую легко найти на тематических форумах и в комментариях". Что ещё раз доказывает, что не стоит на чьи-либо комментарии смотреть как на истину в последней инстанции. И те, кто склонны к огульным обобщениям и позиционированием своего мнения как общепринятого (привет, бургундохейтеры) - их высказывания как правило стоит сразу пропускать мимо ушей.

igelkott написал 6 лет назад: #

*позиционированию

Karn написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Хорошая статья как гимн убогости оформления). У меня всегда, когда вижу что-то нарочито "винтажное", наивное и СПЕЦИАЛЬНО стилизованное "под старину" - начинает пригорать)), и я никак не могу увидеть за этими попытками ничего, кроме либо реального неумения сделать хорошо, либо попытки выехать "на тренде". И это касается множества на первый взгляд не связанных между собой вещей, например:
- пиксельной графики в компьютерных играх. Не, ну я понимаю, раньше просто НЕ БЫЛО возможности делать игры иначе, я жил в те времена и вдоволь наелся квадратиков еще тогда, нафига сейчас-то?..
- стиля лофт в оформлении жилых помещений. Вся вот эта эстетика бомжацкого подвала "кирпичи наружу". Ах, это так свежо и непосредственно...
- да тех же дырявых джинсов)). Вот ей богу, недавно хотел купить себе нормальную классику, а кругом - сплошь "тренд", чтобы, ска, хоть где-нибудь, но маленькая рвань была).. Да если я захочу иметь рваные джинсы, я ведь сам смогу их порвать как заблагорассудится, не нужно уж настолько обо мне заботиться...
Не так давно я здесь уже комментировал оформление Замков Бургундии, не будем подымать заново). Радует то, что подобные вопросы к их оформлению возникают не у меня одного и здесь, и на бгг - значит, вопрос не надуманный, а реально имеет место быть.

Slim_Slam_Snaga написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Вот он праведный гнев трудового народа!

Karn написал 6 лет назад: #

Да какой я трудовой народ, упаси боже) Перевирая старый анекдот, "отнюдь, такое же интеллигентское быдло, как и вы")))

catch_22 написал 6 лет назад: #

На фоне современного тренда на "милотень" даже менцелевское оформление Брюгге с "двести из ларца, одинаковых с лица" воспринимается, как нейтральное.

Надо ли делать фотореалистичные тайлы в Каркассоне? Много ли дало переофомление Кингсбургу? Станет ли играбельнее Тигр и Евфрат, если заменить тайлы на плитки из Азула? Будет ли приятнее играть в Замки Бургундии, если надо будет выискивать инфографику на фоне вырвиглазных картинок? На мой взгляд, для стратегий, которые расчитывают появляться часто на столе, оформление должно быть "фоновой музыкой", нейтральным и ненавязчивым. А еще лучше - универсальным, чтобы к игре можно было без раздражения вернуться, когда прошло увлечение сеттингом: ктулхами, зомбями, дженерик-дарк-зоо-фентези и др.

А сейчас не сразу угадаешь, кто целевая аудитория Корней и Эвердейла, если гипертрофированное семейно-детское оформление натягивают на механики +14. Чтобы женщины, пытающиеся выглядеть инфантильными, запищали от восторга, когда их "МЧ" принес им такое? Чтобы бородатым гикам казалось, что они эпатируют окружающих, играя в кроликов посреди игротеки или кафе?

Наверно, надо было в другую тему про Эвердейл. Но раз зашла речь о фломастерах..