Я лично выбираю Франса против вычурности. Но и Менцель тоже неплох в своей яркой наивности. Какая может быть речь о реализме и спецэффектах в настолках? Это все от уныния, господа.
По ходу текста можно заметить, что заметка посвящена не столько самому Францу, сколько определенной стилистике в оформлении игр, где Notre Dame (и в том же месте упомянутая Madeira) приходится в тему.
Либо мы именно о Франце, либо об общей концепции примитивизма в оформлении настолок. Потому что и на Нотр-Дам и на Мадейру можно смотреть, приличное оформление, и люди в них хоть и нарисованы "топорно", но, не знаю, "терпимо". В Нотр-Дам на портретах видны и нюансы, и эмоции лиц персонажей.
Мазня Франца даже не пытается в такое. Губы - это всегда просто черточка. Нос - всегда картошкой. Даже у животных. :)
Специально проверил - профиль крестьянина на обложке в Агриколе один в один с моряком в Гавре. Мало того мадмуазель из Австрия Отеля в фас практически похожа на Лоренцо из одноименной игры. И это Клеменс еще приложил усилия, так как это лучшие его портреты, с обложек настолок. На картах же и планшетах - вообще тихий ужас..
Не портрет а оформление, ага.. Вот пусть бы он оформлением и занимался. А остальное оставил бы тому художнику, который может.
Лучшая игра с оформлением а-ля "от Франца" - это Замки Бургундии. Я серьезно. Там приятная иллюстрация на коробке от одного художника (Жульен Дельваль), а компоненты игры в примитивном стиле от другого, а-ля Франц (а именно упомянутоый выше с Нотр-Дамом - Харальд Лиске).
Имхо, идеальное сочетание. Но привлекая Франца к оформлению, прям чувствуется - издательство экономит на оформлении. Платить сразу двум художникам? Расточительство!
Посмотрим, как отразится эпоха повального оверпродакшена на Франце.. :)
Уже в самом начале текста я упоминаю о "невзрачности, "сухости", консервативности, несерьёзности и детскости в оформлении настольных игр", то есть об ассоциативной цепочке, объединенной скорее так называемым фамильным сходством, чем единой "концепцией". Понимаю, что смешение в одном месте оформления Нотр-Дама и Агриколы может, на ваш взгляд, показаться неуместным, но я, всё-таки, взялся описывать буквально личные чувства, которые вызывает во мне эта совокупность игр именно вместе, а не только по отдельности. Так что я не совсем понимаю, почему "мы" должны именно о том или об этом и зачем кто-то решает на что можно смотреть, а что уже "мазня". Это просто субъективные переживания, которыми хотелось бы делиться и без наставления друг другу рожек в духе "а вот у Франца губы черточкой".
"Это повсеместная оценка, которую легко найти на тематических форумах и в комментариях". Что ещё раз доказывает, что не стоит на чьи-либо комментарии смотреть как на истину в последней инстанции. И те, кто склонны к огульным обобщениям и позиционированием своего мнения как общепринятого (привет, бургундохейтеры) - их высказывания как правило стоит сразу пропускать мимо ушей.
Хорошая статья как гимн убогости оформления). У меня всегда, когда вижу что-то нарочито "винтажное", наивное и СПЕЦИАЛЬНО стилизованное "под старину" - начинает пригорать)), и я никак не могу увидеть за этими попытками ничего, кроме либо реального неумения сделать хорошо, либо попытки выехать "на тренде". И это касается множества на первый взгляд не связанных между собой вещей, например: - пиксельной графики в компьютерных играх. Не, ну я понимаю, раньше просто НЕ БЫЛО возможности делать игры иначе, я жил в те времена и вдоволь наелся квадратиков еще тогда, нафига сейчас-то?.. - стиля лофт в оформлении жилых помещений. Вся вот эта эстетика бомжацкого подвала "кирпичи наружу". Ах, это так свежо и непосредственно... - да тех же дырявых джинсов)). Вот ей богу, недавно хотел купить себе нормальную классику, а кругом - сплошь "тренд", чтобы, ска, хоть где-нибудь, но маленькая рвань была).. Да если я захочу иметь рваные джинсы, я ведь сам смогу их порвать как заблагорассудится, не нужно уж настолько обо мне заботиться... Не так давно я здесь уже комментировал оформление Замков Бургундии, не будем подымать заново). Радует то, что подобные вопросы к их оформлению возникают не у меня одного и здесь, и на бгг - значит, вопрос не надуманный, а реально имеет место быть.
На фоне современного тренда на "милотень" даже менцелевское оформление Брюгге с "двести из ларца, одинаковых с лица" воспринимается, как нейтральное.
Надо ли делать фотореалистичные тайлы в Каркассоне? Много ли дало переофомление Кингсбургу? Станет ли играбельнее Тигр и Евфрат, если заменить тайлы на плитки из Азула? Будет ли приятнее играть в Замки Бургундии, если надо будет выискивать инфографику на фоне вырвиглазных картинок? На мой взгляд, для стратегий, которые расчитывают появляться часто на столе, оформление должно быть "фоновой музыкой", нейтральным и ненавязчивым. А еще лучше - универсальным, чтобы к игре можно было без раздражения вернуться, когда прошло увлечение сеттингом: ктулхами, зомбями, дженерик-дарк-зоо-фентези и др.
А сейчас не сразу угадаешь, кто целевая аудитория Корней и Эвердейла, если гипертрофированное семейно-детское оформление натягивают на механики +14. Чтобы женщины, пытающиеся выглядеть инфантильными, запищали от восторга, когда их "МЧ" принес им такое? Чтобы бородатым гикам казалось, что они эпатируют окружающих, играя в кроликов посреди игротеки или кафе?
Наверно, надо было в другую тему про Эвердейл. Но раз зашла речь о фломастерах..
Мне Клеменс нравится в играх Розенберга. Очень органично. Игры розенберга без него выглядят уныло - гляньте на стеклянную дорогу хотя бы. А вот в каком нибудь Лоренцо Великолепном он совсем не смотриться. У Менцеля зашло оформление Андора...жаль, игра не зашла. А то же Рококо безликое какое-то и однообразное. Все сводится к уместности художника, мне кажется. Вопрос не в художнике. Он так 20 лет рисует, его не переделать. Вопрос в дизайнере или кто там окончательный вид утверждает. Один и тот же инструмент не подойдет для всего. Это как футуриста Малевича пригласить оформить детский утреник и удивляться, почему дети не понимают, что конус из жести - это елка.
В Лоренцо велик контраст между исполнением декоративного орнамента и головой самого Лоренцо. Из Франца портретист... не очень)) Все, что внутри коробки, оформлено вполне гармонично и, надо признать, стандартно для художника. Ну, ещё миниатюры на карточках попадаются любопытные.
А вы видели бюст Лоренцо де Медичи? Картинку на крышке коробки не напоминает? По-моему Франц очень хорошо ухватывает суть изображаемого. Вспоминая Орлеан, хочется отметить стиль Манесского Кодекса, который представлен на новый лад иронично, легко, светло. В дополнении Вторжение наблюдается множество отсылок, которые конечно поймут немногие. В Клеменсе мне нравится позитивное настроение, которое он создает своими иллюстрациями, а также то как он относится с юмором к себе и своим работам (гости в Гранд Отеле Австрия). Идеальный художник для настольных игр.
Это художник Lamberto Azzariti. Стоит отметить, что у него и Upon a salty ocean и Rio de la plato красиво оформлены. Правда, последняя достаточно сложная для изысков.
Мне нравится этот художник-оформитель игр, он узнаваем, а это уже немало, его спокойный, несколько мультяшный стиль не отвлекает от игры. У меня его Гавр, Орлеан и Австрия...Гики его не любят почему-то(((
Не гики, а тем кому нравится оформление персонажей в Брюгге и не нравится оформление тех же персонажей в Орлеане (хотя в Альти как раз Франц совсем неуместен). Причина проста - народ тянется к простому и понятному, а вот эти заигрывания со средневековой миниатюрой, оммажи манускриптам...ну право это же смешно;)
Вот как раз "Орлеан" со стилизацией под средневековье вышел отлично. А квадратные лица и бурые тона — этого просто слишком много. И многие его игры выглядит не как стилизация, наив или "благородная сдержанность", а как серийная штамповка "слеплю по-быстрому по накатанному шаблону".
Забавно, но усталость от Клеменца тоже чувствую, но Альтиплано мне как раз нравится в оформлении. Впрочем и к Орлеану нет претензий, действительно очень органично получилось. Ну или вот возьмем например Остров Скай и Кланы Каледонии. Кланы субъективно смотрятся куда лучше, хотя вроде тема одна.
У Менцеля имхо хорошо выходят изометрические панорамы. Столпы Земли это имхо его шедевр. Неплохо смотрятся Каменный век и площадь Брюгге (протерты персонажей в расчет не берем). Андор - это конечно бенефис Менцеля.
И почти всегда эти разговоры ведутся вокруг нескольких фамилий самых работоспособных и востребованных художников - Франц, Лохаузен, Менцель, Дютре. Но благо полно и других игр с другими художниками.
Первый тираж второго издания Ужаса Аркхема выглядит достаточно неряшливо для "просто настольной игры", но при этом все еще достаточно приятно для глаза. Все аргументы за Франца в этом тексте связаны со сравнением с другими играми; видимо, потому что любить этот отвратительный стиль в вакууме невозможно.
Имхо оформление игр очень утилитарный жанр. Я бы себе на стену ни Коибмру, ни Дютре в любом случае не повесил. Хотя вон у ребят из No Pun Included на стене висит поле из Терра Мистики (Деннис Лохаузен).
С другой стороны в музеях висит Пиросмани, Ларионов, Руссо. Не то чтобы я сравнивал с ними Клеменса Франца, но если говорить о примитивизме, то некоторым очень нравится.
С другой стороны в музеях висит Пиросмани, Ларионов, Руссо. Не то чтобы я сравнивал с ними Клеменса Франца, но если говорить о примитивизме, то некоторым очень нравится
Именно от позиции, что оформление, в конце-концов, есть лишь "утилитарная функция" внутри такой повседневной вещи как настольные игры, я и отталкивался при написании этой заметки. Я не пытаюсь поднять ценность конкретного художника на воображаемой шкале "достойного и интересного" и поэтому не предлагаю начать его уважать как "художника" (и к тому же спекулировать на тему, старается ли он, специально ли так выводит или халтурит). Я пытался рассуждать в целом о той самой утилитарности, простоте и несерьёзности в оформлении настольных игр, а Франц оказался самым наглядным примером этой простоты. Это лишь небольшое признание в любви к очарованию вещичек, к повседневной утилитарности разных объектов внутри наших домов, что мы не часто рассматриваем в контексте "высокой" эстетики и ведь именно поэтому такие вещи могут обладать своей аурой или атмосферой, не совсем связанной с привычным "красивым". Нечто близкое к известному японскому чувству "моно но аварэ", возможно.
Так и люди по большому счету ругают Клеменса уже просто из-за его вездесущности. ;) И уж тем более здорово что ваша заметка подняла эту тему и тут теперь люди отмечают и других хороших художников. Интересный же вроде разговор в комментариях.
Дютре, Лоухаузен тоже вездесущи - но никто их не ругает. Франца ругают именно за мазню, а в частности за безалаберное изображение людей и особенно лиц.
Пейзажи у него хоть еще как-то и где-то выглядят прилично, предметы, иногда животные. С иконографикой и дизайном именно настольного оформления он вообще толково справляется. Но вот люди... ни на одной игре у него нет вразумительного портрета. Уж лучше бы он за них вообще не брался, и ограничился рисованием заборчиков да овечек, имхо.
А вот интересно было бы почитать мнения о любимых художниках (не только о Франце). Сейчас вот вроде Коимбру на каждом углу хвалят. Дань моде или действительно мастер?
Судите сами: Маленький мир, 7 чудес, Киклады. Имхо очень достойный. Во всех играх яркое оформление, но которое не забивает функциональность и читаемость. У Лохаузена, например, с этим проблемы бывают.
1. Catherine Hamilton 2. Igor Wolski 3. Naiade (Xavier Gueniffey Durin) 4. Heiko Günther 5. Josh Cappel 6. Marie Cardouat 7. Ian O’Toole 8. Kwanchai Moriya 9. Vincent Dutrait 10. Luis Francisco 11. Adrian Smith 12. Doris Matthäus 13. Xavier Collette 14. Clément Masson 15. The Mico 16. Chris Quilliams 17. Christian Opperer 18. Odysseas Stamoglou 19. Mike Atkinson 20. François Bruel 21. Alexandre Roche
Вот про O'Toole думал как раз. Мне очень даже. С цветами хорошо работает, чистенько и графично.
Интересовался Moriya. Но он как-то в одном и том же мультяшном стиле работает (Catacombs вот это вот всё). А Dinosaur Island как будто и не его совсем.
Я бы к списку c осторожностью добавил Weberson Santiago. Иллюстрации к Красной таверне офигенные.
Я никогда не питал неприязни к его иллюстрациям, арт меня устраивал и к интерфейсу претензий не было. Но когда услышал негативное мнение людей о его работах, спросил у двух знакомых художников что им больше нравится Франц или Лохаузен (показал 2 коробки для примера) они ответили, что Франц лучше. Точный ответ на мой вопрос «чем?», я уже не вспомню, но, смысл был в том, что Персонажи у Франца более живые они вызывают эмоции, а у того же Лохаузена с «правильной» анатомией и тенями персонажи хоть и красивы, но безлики. С момента изобретения фотографии реализмом никого не удивишь, и современные художники идут другим путем.
Лохаузену благодарен за Ганзу с очаровательными моментами на карте (манера изображения ландшафта, истоки рек как кувшины), Деревню (Летопись), ну и Терра Мистику и примкнувшему к ней Проекту Гайа. Отдельное спасибо за Путешествия Марко Поло. Оформление везде приятное и соответствует духу игры.
Очень громоздко написано. Я понимаю, что это ваше мнение, на чем вы так уверенно стоите, но позвольте всё же как читатель, так и как опытный в написании текстов человек дать небольшой совет. Не надо так усложнять текст. Есть очень большое заблуждение касательно изложения мыслей, которое живет в головах большинства людей: если написать сложно, то это покажет ум, образованность и сложность автора. Поверьте, я сам таким страдал и до сих пор борюсь. И если в этом месте у вас проснется негодование из разряда "это мой стиль", то здесь все просто: если речь идет о художественной литературе, то да, там это может быть аргументом, но для статей, пусть даже и в дневнике (вы же написали и опубликовали для других, а не себя, верно?), такое не прокатит.
Наибольшим бичом в такой тяге к сложности написания выступают заимствованные слова, которые можно заменить понятными. Одно дело, когда нет аналогов (например, на смартфон не говорят "умное устройство общения на расстоянии"), другое, когда этими словами пытаются нагнать "умности". Как правило, авторы сами спотыкаются на этих словах, не удосужившись погуглить их истинное значение (например, сегодня сплошь и рядом все используют "априори" в качестве "определенно, конечно", что, конечно же, в корне неверно).
Так вот, как читателю мне было крайне сложно уловить мысль в вашем тексте, точнее, ваш мнение. Сложно пробираться через надуманные и завернутые фразы, которые на деле оказываются ошибочными из-за того, что я написал выше.
"...оформление Агриколы или Гавра непосредственно в своей кажущейся посредственности." Здесь вы захотели обыграть слово "посредственность", это понятно, вот только само слово "непосредственный" означает либо "следующий сразу за кем-либо...без промежуточных звеньев", либо "говорящий или действующий без раздумий и сомнений". Синонимы: бесхитростный, прямолинейный. Как я понял вашу мысль, вы стоите интересности, занимательности, скрытой сложности творчества Франца, которая прячется за визуальной простотой, так? Но решив поупражняться в словесных конструкциях, вы только указали на прямолинейность его работ.
К чему я это все накатал. Тема интересная, мнение, которое противоречит уже сложившемуся канону "Франц = говно" (я утрирую), тоже интересное, но хотелось бы, чтобы его можно было хотя бы разглядеть за неудобными для чтения словесами.
Абзац про слова-замены должен был предназначаться к другому предложению с "условностью репрезентации сеттинга", но мне лень его расписывать. Я понимаю, о чем вы и да, само понятие "репрезентация" шире по смыслу, чем слово "представление", но все равно уже для этого одного слова несведущий в психологии или философии человек споткнется. И вряд ли полезет гуглить, что оно значит.
"Синонимы: бесхитростный, прямолинейный. Как я понял вашу мысль, вы стоите интересности, занимательности, скрытой сложности творчества Франца, которая прячется за визуальной простотой, так? Но решив поупражняться в словесных конструкциях, вы только указали на прямолинейность его работ".
Нет, "непосредственность" была употреблена именно в этом "словарном" смысле, ближайшая знаковая ассоциация - "детская непосредственность". Никакого двойного дна в творчестве Франца я не вижу и рассказываю именно об удовольствии от визуальной бесхитростности вещей, где внешний вид не привлекает особого внимания сам по себе, не поражает деталями и продуманностью, но создает особое настроение как часть настольной игры у вас дома.
А по поводу самого стиля письма - я привык так писать и уже думаю такими оборотами, если взять ту же "репрезентацию", например. Естественно, это можно назвать графоманией, потому что мне, в конце концов, нравится писать и это обычный симптом. Я ничего не имею против, если кому-то это будет видеться излишним, вычурным, неуместным и так далее. Читать никого не заставляю - лишь приглашаю.
Честно говоря, я никогда не придираюсь к оформлению игр (ну ладно, кроме новой коробки Конкордии, но это уже за гранью добра и зла). Но одна коробка заставляла мои глаза кровоточить больше других - это Port Royal. И я подумал: "слава всем богам, этого парня больше не допустят до оформления коробок". Потом я увидел его арт ещё где-то и подумал: "как? разве им мало Порта Рояль? Почему этот человек ещё при делах?". А потом ещё... И ещё... И вот теперь, после вашей статьи и фотки с "Вратами Лояна" я полез проверять на БГГ - тот ли это чувак, который осквернил Порт Рояль? Точняк! Клеменц Франц...
Не хочу задеть тех, кому эти кособокие персонажи со стрёмными лицами показались милыми. На вкус и цвет... Но представьте себе, что вашу любимую игру мог бы проиллюстрировать не Клеменц Франц, а, скажем, Винсент Дютре. Как вы считаете, выиграла бы она от этого или проиграла?
Ну и раз тут уже столько раз упомянули "уместность", то хочу заметить, что мне видение уместности кажется в подавляющем количестве случаев столь же субъективной сущностью, как и любой другой вкус в чем-то. Слишком многое тут зависит от собственного опыта, знаний в каких-либо сферах, просто от потенциальных ассоциативных цепочек, которые сугубо индивидуальны у каждого благодаря нашим уникальным биографиям.
Не смотря на то, что при обсуждении таких игр бытует мнение о необязательности темы (о её притянутости, сухости, о том, что на месте этого сеттинга мог быть n-й), я склонен считать, что даже в самой абстрактной евро-игре тема и её визуализация играют первостепенное значение и могут определять отношение игрока к игре в целом (вообще, человеческое внимание в когнитивном отношении устроено так, что периферия может ощутимо редактировать то, что находится или должно находиться в фокусе ваших ощущений и впечатлений). А так как репрезентация темы в "сухой" игре во многом зависит именно от художника, то мне кажется, что "не Клеменц Франц, а, скажем, Винсент Дютре" просто создал бы для меня другую игру, хоть и с абсолютно всеми теми же механиками. Она не выиграет от этого и не проиграет, она просто станет другой, притягивая одних и отталкивая от себя других людей иначе, чем она это делала с Францом.
В целом мне как раз и нравится примитив, лубок и наив. Но Франц, во-первых, надоел (хоть он местами и правда в кассу). Но главное не нравится этот фотошопный стиль рисования на планшете (Wacom), результат работы на котором часто выглядит непроработанным и неживым (пример обложка Отеля, который смотрится хорошо только в миниатюре, но при увеличении до размера А4 смотрится дёшево и сердито). Для сравнения хочу предложить другого прекрасного иллюстратора Дорис Маттеус (Urland, Санкт-Петербург, Elfenland, El Grande, Каркассон), работающую в похожем наивном стиле, но с использованием акварели и гелевой ручки (рапидографа). Рисунки Маттеус хочется рассматривать в деталях, наслаждаясь каждой линией, чего нельзя сказать об иллюстрациях Франца.
Ох не знаю, мне, например, Маттеус вообще никак. Франц 50 на 50: с ним, как и в случае с Менцелем, если не вглядываться в детали, то нормально) Из тех, кто рисует руками, Дютре наше все, из фотошопных Найаде. Выбор конечно попсовый, но эти имеют свой узнаваемый стиль, а у большинства иллюстрации и вовсе не вызывают интереса посмотреть, кто автор.
Во Франце плохо не то, что он Франц, а то что его много. Реально много. Он всюду, паскуда эдакая. У меня едва ли не на КАЖДОЙ полке есть игра, которая им оформлена. =_=
Лично я за разнообразие во всем, в том числе оформлении.
А так вполне годный оформитель настольных игр. На стенку не повешу, но молодец. Вопрос в том, что его стиль не всегда уместен. И если в Орлеане он на 150% обоснован, то в Порт Рояле вообще не к месту (однако это вопрос к издателю, а не художнику)
Поддержу в вопросе уместности: как бы не был «хорош» или «плох» стиль художника, не всегда он органичен в данной игре. Будь то Франц или Менцель :) У меня к играм Франца еще одна «претензия». Не знаю, совпадение или он сам к этому руку приложил. Но удивительным образом все оформленные им игры имеют странный дизайн полей и планшетов, какие-то не продуманные или лишние плашки имхо.
Я лично выбираю Франса против вычурности. Но и Менцель тоже неплох в своей яркой наивности. Какая может быть речь о реализме и спецэффектах в настолках? Это все от уныния, господа.
Artist - Harald Lieske
Вы точно именно Францем любуетесь? :)
По ходу текста можно заметить, что заметка посвящена не столько самому Францу, сколько определенной стилистике в оформлении игр, где Notre Dame (и в том же месте упомянутая Madeira) приходится в тему.
Эээ, нееет. Так не пойдет. :)
Либо мы именно о Франце, либо об общей концепции примитивизма в оформлении настолок. Потому что и на Нотр-Дам и на Мадейру можно смотреть, приличное оформление, и люди в них хоть и нарисованы "топорно", но, не знаю, "терпимо". В Нотр-Дам на портретах видны и нюансы, и эмоции лиц персонажей.
Мазня Франца даже не пытается в такое. Губы - это всегда просто черточка. Нос - всегда картошкой. Даже у животных. :)
Специально проверил - профиль крестьянина на обложке в Агриколе один в один с моряком в Гавре. Мало того мадмуазель из Австрия Отеля в фас практически похожа на Лоренцо из одноименной игры. И это Клеменс еще приложил усилия, так как это лучшие его портреты, с обложек настолок. На картах же и планшетах - вообще тихий ужас..
Так что не валите всех художников в кучу. :)
Ох, Женя, ему ж не портрет заказывали. Посмотри на иллюстрации к летописям и тд, там вообще война клонов в большинстве случаев
Да и мастерство художника это не фотогеничность или достоверность портрета
Не портрет а оформление, ага.. Вот пусть бы он оформлением и занимался. А остальное оставил бы тому художнику, который может.
Лучшая игра с оформлением а-ля "от Франца" - это Замки Бургундии. Я серьезно.
Там приятная иллюстрация на коробке от одного художника (Жульен Дельваль), а компоненты игры в примитивном стиле от другого, а-ля Франц (а именно упомянутоый выше с Нотр-Дамом - Харальд Лиске).
Имхо, идеальное сочетание. Но привлекая Франца к оформлению, прям чувствуется - издательство экономит на оформлении.
Платить сразу двум художникам? Расточительство!
Посмотрим, как отразится эпоха повального оверпродакшена на Франце.. :)
Орлеан офигенский по оформлению. Очень хорошая и тематичная работа. Как в Ганзе Т
Орлеан - исключение, увы.
Уже в самом начале текста я упоминаю о "невзрачности, "сухости", консервативности, несерьёзности и детскости в оформлении настольных игр", то есть об ассоциативной цепочке, объединенной скорее так называемым фамильным сходством, чем единой "концепцией". Понимаю, что смешение в одном месте оформления Нотр-Дама и Агриколы может, на ваш взгляд, показаться неуместным, но я, всё-таки, взялся описывать буквально личные чувства, которые вызывает во мне эта совокупность игр именно вместе, а не только по отдельности. Так что я не совсем понимаю, почему "мы" должны именно о том или об этом и зачем кто-то решает на что можно смотреть, а что уже "мазня". Это просто субъективные переживания, которыми хотелось бы делиться и без наставления друг другу рожек в духе "а вот у Франца губы черточкой".
"Это повсеместная оценка, которую легко найти на тематических форумах и в комментариях". Что ещё раз доказывает, что не стоит на чьи-либо комментарии смотреть как на истину в последней инстанции. И те, кто склонны к огульным обобщениям и позиционированием своего мнения как общепринятого (привет, бургундохейтеры) - их высказывания как правило стоит сразу пропускать мимо ушей.
*позиционированию
Хорошая статья как гимн убогости оформления). У меня всегда, когда вижу что-то нарочито "винтажное", наивное и СПЕЦИАЛЬНО стилизованное "под старину" - начинает пригорать)), и я никак не могу увидеть за этими попытками ничего, кроме либо реального неумения сделать хорошо, либо попытки выехать "на тренде". И это касается множества на первый взгляд не связанных между собой вещей, например:
- пиксельной графики в компьютерных играх. Не, ну я понимаю, раньше просто НЕ БЫЛО возможности делать игры иначе, я жил в те времена и вдоволь наелся квадратиков еще тогда, нафига сейчас-то?..
- стиля лофт в оформлении жилых помещений. Вся вот эта эстетика бомжацкого подвала "кирпичи наружу". Ах, это так свежо и непосредственно...
- да тех же дырявых джинсов)). Вот ей богу, недавно хотел купить себе нормальную классику, а кругом - сплошь "тренд", чтобы, ска, хоть где-нибудь, но маленькая рвань была).. Да если я захочу иметь рваные джинсы, я ведь сам смогу их порвать как заблагорассудится, не нужно уж настолько обо мне заботиться...
Не так давно я здесь уже комментировал оформление Замков Бургундии, не будем подымать заново). Радует то, что подобные вопросы к их оформлению возникают не у меня одного и здесь, и на бгг - значит, вопрос не надуманный, а реально имеет место быть.
Вот он праведный гнев трудового народа!
Да какой я трудовой народ, упаси боже) Перевирая старый анекдот, "отнюдь, такое же интеллигентское быдло, как и вы")))
На фоне современного тренда на "милотень" даже менцелевское оформление Брюгге с "двести из ларца, одинаковых с лица" воспринимается, как нейтральное.
Надо ли делать фотореалистичные тайлы в Каркассоне? Много ли дало переофомление Кингсбургу? Станет ли играбельнее Тигр и Евфрат, если заменить тайлы на плитки из Азула? Будет ли приятнее играть в Замки Бургундии, если надо будет выискивать инфографику на фоне вырвиглазных картинок? На мой взгляд, для стратегий, которые расчитывают появляться часто на столе, оформление должно быть "фоновой музыкой", нейтральным и ненавязчивым. А еще лучше - универсальным, чтобы к игре можно было без раздражения вернуться, когда прошло увлечение сеттингом: ктулхами, зомбями, дженерик-дарк-зоо-фентези и др.
А сейчас не сразу угадаешь, кто целевая аудитория Корней и Эвердейла, если гипертрофированное семейно-детское оформление натягивают на механики +14. Чтобы женщины, пытающиеся выглядеть инфантильными, запищали от восторга, когда их "МЧ" принес им такое? Чтобы бородатым гикам казалось, что они эпатируют окружающих, играя в кроликов посреди игротеки или кафе?
Наверно, надо было в другую тему про Эвердейл. Но раз зашла речь о фломастерах..
Мне Клеменс нравится в играх Розенберга. Очень органично. Игры розенберга без него выглядят уныло - гляньте на стеклянную дорогу хотя бы. А вот в каком нибудь Лоренцо Великолепном он совсем не смотриться.
У Менцеля зашло оформление Андора...жаль, игра не зашла. А то же Рококо безликое какое-то и однообразное.
Все сводится к уместности художника, мне кажется. Вопрос не в художнике. Он так 20 лет рисует, его не переделать. Вопрос в дизайнере или кто там окончательный вид утверждает. Один и тот же инструмент не подойдет для всего. Это как футуриста Малевича пригласить оформить детский утреник и удивляться, почему дети не понимают, что конус из жести - это елка.
В Лоренцо велик контраст между исполнением декоративного орнамента и головой самого Лоренцо. Из Франца портретист... не очень))
Все, что внутри коробки, оформлено вполне гармонично и, надо признать, стандартно для художника. Ну, ещё миниатюры на карточках попадаются любопытные.
А вы видели бюст Лоренцо де Медичи? Картинку на крышке коробки не напоминает? По-моему Франц очень хорошо ухватывает суть изображаемого. Вспоминая Орлеан, хочется отметить стиль Манесского Кодекса, который представлен на новый лад иронично, легко, светло. В дополнении Вторжение наблюдается множество отсылок, которые конечно поймут немногие. В Клеменсе мне нравится позитивное настроение, которое он создает своими иллюстрациями, а также то как он относится с юмором к себе и своим работам (гости в Гранд Отеле Австрия). Идеальный художник для настольных игр.
В точку
Мне очень понравилось оформление De Vulgari Eloquentia
О да, стильная вещица.
Все никак с Нувелем не сыграем в нее
Это художник Lamberto Azzariti. Стоит отметить, что у него и Upon a salty ocean и Rio de la plato красиво оформлены. Правда, последняя достаточно сложная для изысков.
Как обладатель Salty Ocean подтверждаю, но вроде больше у него проектов не было, поэтому не стал включать в список
А, будьте добры, напишите статью или заметку в дневнике. С удовольствием бы прочитал.
А еще его иконографика проста и хорошо читается.
Мне нравится этот художник-оформитель игр, он узнаваем, а это уже немало, его спокойный, несколько мультяшный стиль не отвлекает от игры. У меня его Гавр, Орлеан и Австрия...Гики его не любят почему-то(((
Не гики, а тем кому нравится оформление персонажей в Брюгге и не нравится оформление тех же персонажей в Орлеане (хотя в Альти как раз Франц совсем неуместен). Причина проста - народ тянется к простому и понятному, а вот эти заигрывания со средневековой миниатюрой, оммажи манускриптам...ну право это же смешно;)
А по мне Альтиплано вышла весьма забавной. И легкомысленное оформление игры настраивает на непринужденный лад семейной настолки.
Вот как раз "Орлеан" со стилизацией под средневековье вышел отлично. А квадратные лица и бурые тона — этого просто слишком много. И многие его игры выглядит не как стилизация, наив или "благородная сдержанность", а как серийная штамповка "слеплю по-быстрому по накатанному шаблону".
Труа?
Рош?
Понятно, что Рош. Труа в смысле - тоже оммаж манускриптам и заигрывания со средневековой миниатюрой.
Забавно, но усталость от Клеменца тоже чувствую, но Альтиплано мне как раз нравится в оформлении. Впрочем и к Орлеану нет претензий, действительно очень органично получилось.
Ну или вот возьмем например Остров Скай и Кланы Каледонии. Кланы субъективно смотрятся куда лучше, хотя вроде тема одна.
У Менцеля имхо хорошо выходят изометрические панорамы. Столпы Земли это имхо его шедевр. Неплохо смотрятся Каменный век и площадь Брюгге (протерты персонажей в расчет не берем). Андор - это конечно бенефис Менцеля.
И почти всегда эти разговоры ведутся вокруг нескольких фамилий самых работоспособных и востребованных художников - Франц, Лохаузен, Менцель, Дютре. Но благо полно и других игр с другими художниками.
Плюс-плюс и за панорамы Менцеля, и за пул оформителей, которых знают настольщики
Первый тираж второго издания Ужаса Аркхема выглядит достаточно неряшливо для "просто настольной игры", но при этом все еще достаточно приятно для глаза.
Все аргументы за Франца в этом тексте связаны со сравнением с другими играми; видимо, потому что любить этот отвратительный стиль в вакууме невозможно.
Имхо оформление игр очень утилитарный жанр. Я бы себе на стену ни Коибмру, ни Дютре в любом случае не повесил. Хотя вон у ребят из No Pun Included на стене висит поле из Терра Мистики (Деннис Лохаузен).
С другой стороны в музеях висит Пиросмани, Ларионов, Руссо. Не то чтобы я сравнивал с ними Клеменса Франца, но если говорить о примитивизме, то некоторым очень нравится.
С другой стороны в музеях висит Пиросмани, Ларионов, Руссо. Не то чтобы я сравнивал с ними Клеменса Франца, но если говорить о примитивизме, то некоторым очень нравится
а вот это лол)))
Было бы, наверное, забавно, если бы я хвалил одного из этих художников за то, что он делал картины попроще и топорнее, чем после него.
Именно от позиции, что оформление, в конце-концов, есть лишь "утилитарная функция" внутри такой повседневной вещи как настольные игры, я и отталкивался при написании этой заметки. Я не пытаюсь поднять ценность конкретного художника на воображаемой шкале "достойного и интересного" и поэтому не предлагаю начать его уважать как "художника" (и к тому же спекулировать на тему, старается ли он, специально ли так выводит или халтурит). Я пытался рассуждать в целом о той самой утилитарности, простоте и несерьёзности в оформлении настольных игр, а Франц оказался самым наглядным примером этой простоты. Это лишь небольшое признание в любви к очарованию вещичек, к повседневной утилитарности разных объектов внутри наших домов, что мы не часто рассматриваем в контексте "высокой" эстетики и ведь именно поэтому такие вещи могут обладать своей аурой или атмосферой, не совсем связанной с привычным "красивым". Нечто близкое к известному японскому чувству "моно но аварэ", возможно.
Так и люди по большому счету ругают Клеменса уже просто из-за его вездесущности. ;) И уж тем более здорово что ваша заметка подняла эту тему и тут теперь люди отмечают и других хороших художников. Интересный же вроде разговор в комментариях.
Дютре, Лоухаузен тоже вездесущи - но никто их не ругает. Франца ругают именно за мазню, а в частности за безалаберное изображение людей и особенно лиц.
Пейзажи у него хоть еще как-то и где-то выглядят прилично, предметы, иногда животные. С иконографикой и дизайном именно настольного оформления он вообще толково справляется.
Но вот люди... ни на одной игре у него нет вразумительного портрета. Уж лучше бы он за них вообще не брался, и ограничился рисованием заборчиков да овечек, имхо.
Вспомнилось:
https://shakko-kitsune.livejournal.com/1109534.html
PS у него есть фирменный стиль, который уже не изменить. В одних играх он подходит к теме, а в других выбивается из общей колеи.
Дютре тоже можно поругать. Он мне до одури нравится в играх с античной темой, нормален в Льюисе и бесит яркостью в острове сокровищ
Мы это уже обсуждали. Из-за своего стиля и тяги к теплым тонам Дютре "не умеет" делать брутальные темные образы.
А вот интересно было бы почитать мнения о любимых художниках (не только о Франце). Сейчас вот вроде Коимбру на каждом углу хвалят. Дань моде или действительно мастер?
Судите сами: Маленький мир, 7 чудес, Киклады. Имхо очень достойный.
Во всех играх яркое оформление, но которое не забивает функциональность и читаемость. У Лохаузена, например, с этим проблемы бывают.
> Маленький мир, 7 чудес, Киклады
Список игр с самым блевотным оформлением. Брр. Не знал, что это один и тот же художник. Теперь ужасаюсь.
на кого стоит обратить внимание
1. Catherine Hamilton
2. Igor Wolski
3. Naiade (Xavier Gueniffey Durin)
4. Heiko Günther
5. Josh Cappel
6. Marie Cardouat
7. Ian O’Toole
8. Kwanchai Moriya
9. Vincent Dutrait
10. Luis Francisco
11. Adrian Smith
12. Doris Matthäus
13. Xavier Collette
14. Clément Masson
15. The Mico
16. Chris Quilliams
17. Christian Opperer
18. Odysseas Stamoglou
19. Mike Atkinson
20. François Bruel
21. Alexandre Roche
Ну и Tignous вне категории…
Вот про O'Toole думал как раз. Мне очень даже. С цветами хорошо работает, чистенько и графично.
Интересовался Moriya. Но он как-то в одном и том же мультяшном стиле работает (Catacombs вот это вот всё). А Dinosaur Island как будто и не его совсем.
Я бы к списку c осторожностью добавил Weberson Santiago. Иллюстрации к Красной таверне офигенные.
Да, визуально Таверна отлична
Причем я написал десятый номер (Luis Francisco) именно из-за Таверны)))
Точно, про Мико забыл совсем. Очень импонирует мне его стиль.
я бы добавил Cyrille Daujean :)
...+ ещё Mathieu Leyssenne хорош!)
Я никогда не питал неприязни к его иллюстрациям, арт меня устраивал и к интерфейсу претензий не было. Но когда услышал негативное мнение людей о его работах, спросил у двух знакомых художников что им больше нравится Франц или Лохаузен (показал 2 коробки для примера) они ответили, что Франц лучше. Точный ответ на мой вопрос «чем?», я уже не вспомню, но, смысл был в том, что Персонажи у Франца более живые они вызывают эмоции, а у того же Лохаузена с «правильной» анатомией и тенями персонажи хоть и красивы, но безлики. С момента изобретения фотографии реализмом никого не удивишь, и современные художники идут другим путем.
Не будь как Лохаузен, будь хотя бы как Франс. ;)
Лохаузену благодарен за Ганзу с очаровательными моментами на карте (манера изображения ландшафта, истоки рек как кувшины), Деревню (Летопись), ну и Терра Мистику и примкнувшему к ней Проекту Гайа. Отдельное спасибо за Путешествия Марко Поло. Оформление везде приятное и соответствует духу игры.
> Персонажи у Франца более живые они вызывают эмоции <
Согласен, отвращение - это тоже эмоция. :)
Извините, не удержался :)
Очень громоздко написано. Я понимаю, что это ваше мнение, на чем вы так уверенно стоите, но позвольте всё же как читатель, так и как опытный в написании текстов человек дать небольшой совет. Не надо так усложнять текст. Есть очень большое заблуждение касательно изложения мыслей, которое живет в головах большинства людей: если написать сложно, то это покажет ум, образованность и сложность автора. Поверьте, я сам таким страдал и до сих пор борюсь. И если в этом месте у вас проснется негодование из разряда "это мой стиль", то здесь все просто: если речь идет о художественной литературе, то да, там это может быть аргументом, но для статей, пусть даже и в дневнике (вы же написали и опубликовали для других, а не себя, верно?), такое не прокатит.
Наибольшим бичом в такой тяге к сложности написания выступают заимствованные слова, которые можно заменить понятными. Одно дело, когда нет аналогов (например, на смартфон не говорят "умное устройство общения на расстоянии"), другое, когда этими словами пытаются нагнать "умности". Как правило, авторы сами спотыкаются на этих словах, не удосужившись погуглить их истинное значение (например, сегодня сплошь и рядом все используют "априори" в качестве "определенно, конечно", что, конечно же, в корне неверно).
Так вот, как читателю мне было крайне сложно уловить мысль в вашем тексте, точнее, ваш мнение. Сложно пробираться через надуманные и завернутые фразы, которые на деле оказываются ошибочными из-за того, что я написал выше.
"...оформление Агриколы или Гавра непосредственно в своей кажущейся посредственности."
Здесь вы захотели обыграть слово "посредственность", это понятно, вот только само слово "непосредственный" означает либо "следующий сразу за кем-либо...без промежуточных звеньев", либо "говорящий или действующий без раздумий и сомнений". Синонимы: бесхитростный, прямолинейный. Как я понял вашу мысль, вы стоите интересности, занимательности, скрытой сложности творчества Франца, которая прячется за визуальной простотой, так? Но решив поупражняться в словесных конструкциях, вы только указали на прямолинейность его работ.
К чему я это все накатал. Тема интересная, мнение, которое противоречит уже сложившемуся канону "Франц = говно" (я утрирую), тоже интересное, но хотелось бы, чтобы его можно было хотя бы разглядеть за неудобными для чтения словесами.
Абзац про слова-замены должен был предназначаться к другому предложению с "условностью репрезентации сеттинга", но мне лень его расписывать. Я понимаю, о чем вы и да, само понятие "репрезентация" шире по смыслу, чем слово "представление", но все равно уже для этого одного слова несведущий в психологии или философии человек споткнется. И вряд ли полезет гуглить, что оно значит.
"Синонимы: бесхитростный, прямолинейный. Как я понял вашу мысль, вы стоите интересности, занимательности, скрытой сложности творчества Франца, которая прячется за визуальной простотой, так? Но решив поупражняться в словесных конструкциях, вы только указали на прямолинейность его работ".
Нет, "непосредственность" была употреблена именно в этом "словарном" смысле, ближайшая знаковая ассоциация - "детская непосредственность". Никакого двойного дна в творчестве Франца я не вижу и рассказываю именно об удовольствии от визуальной бесхитростности вещей, где внешний вид не привлекает особого внимания сам по себе, не поражает деталями и продуманностью, но создает особое настроение как часть настольной игры у вас дома.
А по поводу самого стиля письма - я привык так писать и уже думаю такими оборотами, если взять ту же "репрезентацию", например. Естественно, это можно назвать графоманией, потому что мне, в конце концов, нравится писать и это обычный симптом. Я ничего не имею против, если кому-то это будет видеться излишним, вычурным, неуместным и так далее. Читать никого не заставляю - лишь приглашаю.
Честно говоря, я никогда не придираюсь к оформлению игр (ну ладно, кроме новой коробки Конкордии, но это уже за гранью добра и зла). Но одна коробка заставляла мои глаза кровоточить больше других - это Port Royal. И я подумал: "слава всем богам, этого парня больше не допустят до оформления коробок". Потом я увидел его арт ещё где-то и подумал: "как? разве им мало Порта Рояль? Почему этот человек ещё при делах?". А потом ещё... И ещё... И вот теперь, после вашей статьи и фотки с "Вратами Лояна" я полез проверять на БГГ - тот ли это чувак, который осквернил Порт Рояль? Точняк! Клеменц Франц...
Не хочу задеть тех, кому эти кособокие персонажи со стрёмными лицами показались милыми. На вкус и цвет... Но представьте себе, что вашу любимую игру мог бы проиллюстрировать не Клеменц Франц, а, скажем, Винсент Дютре. Как вы считаете, выиграла бы она от этого или проиграла?
Дютре тоже не везде уместен
Ну и раз тут уже столько раз упомянули "уместность", то хочу заметить, что мне видение уместности кажется в подавляющем количестве случаев столь же субъективной сущностью, как и любой другой вкус в чем-то. Слишком многое тут зависит от собственного опыта, знаний в каких-либо сферах, просто от потенциальных ассоциативных цепочек, которые сугубо индивидуальны у каждого благодаря нашим уникальным биографиям.
И это как утверждать, что Robert Bliss это УГ, а вот Rebecca Guay - огонь
Не смотря на то, что при обсуждении таких игр бытует мнение о необязательности темы (о её притянутости, сухости, о том, что на месте этого сеттинга мог быть n-й), я склонен считать, что даже в самой абстрактной евро-игре тема и её визуализация играют первостепенное значение и могут определять отношение игрока к игре в целом (вообще, человеческое внимание в когнитивном отношении устроено так, что периферия может ощутимо редактировать то, что находится или должно находиться в фокусе ваших ощущений и впечатлений). А так как репрезентация темы в "сухой" игре во многом зависит именно от художника, то мне кажется, что "не Клеменц Франц, а, скажем, Винсент Дютре" просто создал бы для меня другую игру, хоть и с абсолютно всеми теми же механиками. Она не выиграет от этого и не проиграет, она просто станет другой, притягивая одних и отталкивая от себя других людей иначе, чем она это делала с Францом.
Клеменц Франц недавно оформил тоже Trick’n Trouble https://tesera.ru/game/1303018/
на кого также стоит обратить внимание?
1.Alexandre Roche (+1)
2.Lars-Arne “Maura” Kalusky
3.Franz Vohwinkel
4.Piero
5.Elise Plessis
Vohwinkel это такая классика, как и Тони М. Дитерлицци
В целом мне как раз и нравится примитив, лубок и наив. Но Франц, во-первых, надоел (хоть он местами и правда в кассу). Но главное не нравится этот фотошопный стиль рисования на планшете (Wacom), результат работы на котором часто выглядит непроработанным и неживым (пример обложка Отеля, который смотрится хорошо только в миниатюре, но при увеличении до размера А4 смотрится дёшево и сердито). Для сравнения хочу предложить другого прекрасного иллюстратора Дорис Маттеус (Urland, Санкт-Петербург, Elfenland, El Grande, Каркассон), работающую в похожем наивном стиле, но с использованием акварели и гелевой ручки (рапидографа). Рисунки Маттеус хочется рассматривать в деталях, наслаждаясь каждой линией, чего нельзя сказать об иллюстрациях Франца.
Ох не знаю, мне, например, Маттеус вообще никак. Франц 50 на 50: с ним, как и в случае с Менцелем, если не вглядываться в детали, то нормально) Из тех, кто рисует руками, Дютре наше все, из фотошопных Найаде. Выбор конечно попсовый, но эти имеют свой узнаваемый стиль, а у большинства иллюстрации и вовсе не вызывают интереса посмотреть, кто автор.
он Наяда, нимфа
Дорис была как Франц - везде. И она очень-очень хороша. Оформление Каркассона и Эль Гранде, например
Заголовок должен быть "Как я перестал беспокоиться и полюбил Клеменца Франца"
Во Франце плохо не то, что он Франц, а то что его много.
Реально много.
Он всюду, паскуда эдакая. У меня едва ли не на КАЖДОЙ полке есть игра, которая им оформлена. =_=
Лично я за разнообразие во всем, в том числе оформлении.
Из серии:
- был бы девушкой, был бы беременным всегда!
- это почему же?!
- да патамушта безотказный!!!
Надо было "привязать" статью к персоне...
А так вполне годный оформитель настольных игр. На стенку не повешу, но молодец.
Вопрос в том, что его стиль не всегда уместен. И если в Орлеане он на 150% обоснован, то в Порт Рояле вообще не к месту (однако это вопрос к издателю, а не художнику)
Поддержу в вопросе уместности: как бы не был «хорош» или «плох» стиль художника, не всегда он органичен в данной игре. Будь то Франц или Менцель :) У меня к играм Франца еще одна «претензия». Не знаю, совпадение или он сам к этому руку приложил. Но удивительным образом все оформленные им игры имеют странный дизайн полей и планшетов, какие-то не продуманные или лишние плашки имхо.