Сплошь достойные представители. Но конкретно что-то посоветовать (отсоветовать) можно лишь поняв, почему были исключения Цолкин и Мистика (на мой взгляд, две противоположности в мире евро).
А если смотреть в сторону не совсем евро, а так сказать, "реальной экономики", Вам подобное подойдет? Всякие там Brass, Automobile и иже с ними...Чего-чего, а косвенного взаимодействия (и тех самых элементов, как повышение цены, регулировка предложения и т.д.) в перечисленных играх хоть отбавляй. Та же Brass по идее подходит по всем критериям, перечисленным Вами, только оформление аскетичное и правила, конечно, далеко не семейного уровня:) Automobile будет и покрасивше, и в целом поэлегантнее в части правил, и по времени короче, однако по последнему пункту ("в процессе игры расширяем доступные игровые сущности, причем каждый может пойти своим путем") может не подойти. Т.к. в ней, как и в той же Энергосети, у всех одна и ровно одна цель(выпускать и сбывать как можно больше автомобилей), и последовательность действий не меняется от раунда к раунду на первый взгляд. Зато на пути к этой цели конкуренция и просчет правильной реализации действий (который правда во многом сводится к мозговыносящей устной математике - Энергосеть делает затяжку в далеком углу:)) не отпустят до конца партии.
Тогда уж Steam посмотрите; про нее есть мнение. что это недо-Брасс, но нам нравится. Правила элементарные, но процесс неглупый и с возможностью делать подлянки ;-)
Мне кажется Летопись в вашем случае оптимальный вариант.Золотая середина. Не сильно сложная,красивая,достаточно быстрое время партии.ИМХО- хорошо играется любым составом. Еще очень рекомендую Замки Бургундии. Внешне не блещет.Но, под невзрачной оберткой скрывается шедевр.Тоже несложная, хороша любым составом.Для евро отличная реиграбельность.
Да замки тоже есть в вишлисте, но не в этот раз. Сейчас хочется прям самые сливки в жанре выбрать, так сказать для приобщения. То есть и красивую и интересную
Спасибо за поднятую тему! С большим интересом прочитала комментарии и отзывы о разных евро-играх. Сама тоже идеальное евро ищу. Для себя после этой темы сделала вывод, что евро-сливок просто нет - у каждого свой вкус, кто-то советует одно, кто-то другое. Надо ориентироваться на свои пристрастия, изучать правила и обзоры. Пошла заниматься :-)
Можно сказать, что Замки уже являются теми самыми "сливками". Совсем-совсем рядом с золотой десяткой БГГ как никак:) Другое дело, что никакими производственными цепочками и обменом "шила на мыло, а мыла на очки" там не пахнет. Элегантное, завершенное, вариативное, отлично масштабируемое и очень реиграбельное тайлостроение с грамотным использованием дайсов (куда более грамотным, чем в том же Кингсбурге:))
я бы предложил обратить внимание на Keyflower, Le Havre и Imperial Settlers
Archipelago единственная торговая в стиле компьютерной колонизации с динамическими ценами, однако излишняя возьня с миплами все портит и слегка поломана тем, что плохо мотивирует игроков на преодоление кризисов (в некоторых группах вообще невозможно играть). Из-за карточки бунтовщика кажется слегка сломанной
Каменный век рекомендую просто как отличную игру, ни производственных цепочек, ни динамики цены там нет. Очень семейная
Если копать в сторону постоянной меновой торговли по динамическому курсу (3 овцы за 2 дерева) - Settlers of Catan и аналог от Влада Хватила про викингов Graenland что-ли (см бгг тут нет)
Очень-очень про производственные цепочки Le Havre. Обмена между игроками и как следствие, торговли - там нет. Однако во-первых, постоянное толкание локтями, частые ходы, ходы только в общем пространстве. Она очень конкурентна, хоть и без прямых конфликтов, при полном отсутствии дипломатии и торговли. Менее кризисна чем Агрикола - рекомендую одним словом. 12 место в общем рейтинге БГГ
http://boardgamegeek.com/boardgamecategory/1088/industry-manufacturing основываясь на этом запросе, с механикой trading и сортировкой по рейтингу - советую обратить внимание на Wealth of Nations
http://boardgamegeek.com/boardgame/32666/wealth-nations Игра на 666 месте БГГ, что не слишком круто, однако судя по описанию похожа на то что Вы ищете
если не играли на компьютере, советую компьютерную Colonization от Сида Мейера
она очень похожа на Цивилизацию, однако там есть производственные цепочки (обычно 2 этапа, но есть и 3-4), транспортировка товаров, торговля, изменение цены общего рынка (Европы, поселений индейцев)
было 2 версии - Dos и на движке Civ4. Так как ремейк почти не меняли играть в него почти так же интересно как в старую, досовскую
Le Havre - любопытна, но что-то не появилось желания брать, да и на компонентах есть текст на не русском, что как бы не очень способствует комфортной игре с товарищами и женой
Если есть возможность - можно попробовать на айпаде Le Havre и Caylus по 169р, Agricola, Lords of Waterdeep, StoneAge по 229р - каждая. Это здорово сэкономит нервы и деньги (есть и pc-версии первых двух, но айпад гораздо лучше)
К Wealth of Nations я почитал отзывы и правила - он очень абстрактный, но торговля там как в Archipelago. Забавно то, что пару лет назад мне досталась коробка с ним и я его ни разу не раскладывал, теперь узнав правила планирую на эти выходные :)
есть, мало того эти карты взакрытую на руку приходят и неудобно спрашивать: "а это что, а это что", кроме того мало значков и это карты действий (все описывается словами)
В Le Havre нет закрытой информации и здания общедоступны, из них все выбирают, снабжены значками и они приходят по 3 - вполне можно запомнить что есть что и почему, и действия похожи, меняются чаще типы ресурсов
Текст на басурманском действительно есть... но даже школьного уровня вполне достаточно, чтобы его читать и понимать.
Если же все-таки совсем ничего не понятно, то существует шпаргалка (тут даже выложена вроде) с переводом всех карт интриг и квестов на русский, поэтому можно не спрашивать у конкурента, а заглянуть в неё.
Любой иноязычный текст на компонентах отпугивает половину потенциальных игроков, как формулы в научно-популярной литературе:) Если это текст на "секретных" картах - тем более. В Субурбии текста - кот наплакал, но все равно это мешает людям играть, по моему опыту.
Вот это вы зря. В Le Havre знание языка нужно не более 5 минут в каждой партии. Я обычно если вижу, что в игре без знания языка не обойтись - прибегаю к пачке протекторов и вставки в них всех карт с вкладышами (последние локализовывал Imperial settlers, ROTW, доп. к Агриколе)... Le Havre совершенно не из этой категории. За всю игру в переводе нуждается около 10 карт, не больше. Тем более они всем видны, и как только появляются на столе нужно один раз вслух озвучить их действие, и все.
По пунктам: Caverna - игра безусловно отличная, но специфическая. Она большая, массивная, с множеством компонентов и компонентиков. Этакий еврогеймерский "Ужасть Аркхема". У нее своеобразное течение партии и общее ощущение основательности и помпезности. Заканчивается все обустроенной luxury-фермой с собственным рудником. Я бы порекомендовал сперва попробовать, пощупать, понять - оно или не оно. Розенберг делает великолепные игры, но, кмк, они не такие уж универсальные. Даже не во всех еврогеймерских компаниях "заходит" Агрикола, а это еще более специфическая ее версия.
Лорды - я бы скорее сказал, что они как раз аскетичны в исполнении, но оформлены с душой и игра отличная. Нравится вообще всем. Но есть нюансы: а) игра становится сильно лучше с дополнением; и б) в ней нет такого глобального развития на протяжении партии, это игра про тактические решения, "игру "от руки".
"Летопись" - хорошая, но совершенно необязательная игра. Она интересная, она работает. Но про нее не пишут статьи о стратегиях развития, по поводу нее не ведутся срачи. Она как бы есть и есть. Если ее купить наудачу как "еще один еврогейм" - то будет приятный сюрприз, но жемчужиной коллекции вряд ли станет. Хотя, повторюсь, игра хорошая.
Archipelago - судя по обзорам, очень специфическая и громоздкая игра. Себе бы брать не стал без пробы.
Стотыщ лет - отличная игра, с красивой, хотя и достаточно рандомной механикой. Развитие тут не основная черта.
Dungeon Petz - не брать без пробы, ни в коем случае. Это Хватил и с ним шансы всегда 50/50 - либо попрет, либо ни в какую. По личному опыту - излишне громоздкая, нарезанная на кучу этапов и подэтапчиков, каждый со своим набором правил, злая евроигра. Как правильно про нее говорит Павел - не прощает ошибок. Один косяк может стоить партии. Очень на любителя.
От себя под запрос посоветую: 7 Wonders - выглядит роскошно, языконезависимая, прогресс нагляднее некуда, играется хорошо, момент с "подгадить оппоненту" реализован.
Alien Frontiers - игра неидеальная, с неприятной концовкой и отдельными перекосами, но тем не менее играется хорошо, и под запрос (развитие, подлянки оппоненту, эффектность) подходит как влитая.
Инновация - ее сперва все хвалили, потом синхронно забыли, а игра в принципе актуальная до сих пор. С роскошеством, правда, не очень, зато все остальное наглядно и ощутимо: и растущие на глазах стопки карт, и подставы соперникам, и реиграбельность приличная.
В "Инновации" не нравится спонтанная концовка и наличие в последних эпохах карточек типа "Вы выиграли". Играешь-играешь полтора часа - что-то там строишь, развиваешь, защищаешься... а в 9-10 эпохе такое начинается, к чему всё ранее сделанное никакого отношения и не имеет как бэ... и выиграть может тот, кто на победу и не претендовал вобчем-то - просто так удачно совпало. Может я чего-то не понимаю конечно, но у нас постоянно так получается :)
Давно уже не играл, но там насколько помню может сложиться ситуация, что у 3-х игроков по 3 влияния и они бьются за победу, а у одного 1 очко, и ему тут раз и карточка пришла, что мол если у вас это есть, то вы выиграли... а оно как раз есть. Или если все дошли до 9-10 эпохи примерно наравне, то там такой разнос начинается, что проще ИМХО кубик кинуть, на того кто выиграл - быстрее как-то получится :) потому как тем, что начинает происходить рулить практически невозможно.
Присоединюсь к отзыву "Aganov" - вобчем-то лучше и полнее написать сложно. От себя добавлю личные впечатления:
1. Caverna/Агрикола - довольно кризисные игры - постоянно чего-то не хватает. Если готовы к такому, то можно брать.
2. Лорды - отличное и довольно простое евро с очень качественными и красивыми компонентами. Не кризисное... не удалось получить в этом раунде, получишь в следующем и вобчем-то ничего не потеряешь. С допами становится сильно лучше, особенно доп с черепами - он несколько меняет игру - приходится балансировать, что довольно интересно. Игра легко хоумрулится - на БГГ есть куча вариантов. Вобчем я б рекомендовал.
3. Летопись - игра из тех "чтобы было", потому как соотношение цена/качество очень радует. Она легкая, интересная и время партии относительно небольшое. Периодически достаем с полки и играем, но так, чтоб до дыр затереть - это не про нее.
4. Archipelago - увы не играл.
5. Стотыщ лет - ну тут если сам играл, то и сказать нечего. Все вроде понятно со второго хода. Игра ИМХО для настольщика из серии "Мust have". Ну и доп ней тоже вполне себе ничего.
6. Dungeon Petz - у нас как-то не пошла... Сильно замороченная, при том ИМХО не по делу. Вот Dungeon Lords идет на ура, при всей ее замороченности, а вот Petz увы... хотя это конечно разные игры по своей сути.
Чтобы еще мог порекомендовать:
1. Dungeon Lords - сложная, но очень интересная. Критична к ошибкам, которые практически всегда возникают у всех игроков - что-нить да забудешь :) Но в ней по отличаю от Петсов нет высасонной из пальца замороченности, а та, что есть вобчем-то вся по делу.
2. Bora-Bora. Игра Фельда с применением кубиков. Оченя ма красивая... ну прям ваще :) куча всяких плашечек, карточек, фишечек и т.д. Интересные стратегии, можно даже иногда попробовать ухватить всё и сразу - редко, но получается : ) Тоже бы рекомендовал к ознакомлению и даже к покупке, потому как цена/качество у этой игры тоже радует. Я в свое время выхватил за 24 евро с распродажи.
3. "Терра мистика" жеж... как же про нее забыли то. Хорошее евро... есть всего по немногу. Про компоненты вобче молчу, всё качественно, красиво и его много :) Куча расс, каждая со своей фишечкой. Щас еще и доп вышел. Вобчем тоже рекомендую.
спасибо, ваш комментарий очень полезен, насчет предложенных игр: - Dungeon Lords - насколько я знаю режим игры на двоих не предусмотрен, поэтому играть будем не так часто, это и останавливает от покупки - Bora-Bora - есть в вишлисте, оформление нрвыится, но слишком мало обзоров по игре и складывается ощущение что игры из моего списка более востребованы, так как о них намного чаще пишут - Терра мистика - не знаю, пока нет желания, что-то не цепляет, хочется пока пообменивать ресурсы на деньги/победные очки =)
Dungeon Lords - режимы на 2-х и 3-х предусмотрены, но они "обрезанные", т.е. с "ботом". Некоторые играют, но я нахожу их мало интересными, поэтому, рекомендовать можно DL, действительно, только на 4-х.
Если хочется "пообменивать", то Lords of Waterdeep из всех перечисленных самое оно - там этих обменов как гуталину :) Лучше конечно брать с допом, хотя и база сама по себе крайне достойна. Лордов кстати можно попробовать на iPad, если имеется... там вроде даже с допом.
То, что на Bora-Bora обзоров мало, эта да... но если будет возможность попробовать, то рекомендую не отказываться - она только на первый взгляд кажется сложной, но уже после пары кругов все становится понятным.
Терра мистика, конечно не легкая прогулка, но евро добротное. Я уже несколько раз сыграл, но до сих пор не могу понять как это правильно делать :) То выигрываю с отрывом, то сливаю в хлам :)
Dungeon Lords да, только на 4-х нормально играется... меньше уже нет.
Вроде ж мы как-то пытались разложить... там насколько я помню виртуальные игроки тупо рандомно выкладывают цели (локая поля)и все. Т.е. их просчитать нельзя... Или я что-то путаю ? Мне-то и так сойдет, я к рандому норм отношусь - сам знаешь, а другим такие костыли могут и не понравится.
на айпаде даже с двумя допами, тот который с коррупцией - очень интересный, конечно
В целом, LoW очень абстрактная,ощущения что это вот воин, а это вот вор - нет вообще. Часто игроки во время партии просят "дай мне еще 2 беленьких", или "вот мои 5 черных, 2 рыжих, я выполняю квест". От девушек за игрой можно услышать что она про фруктовый салат (или овощной), порезанный кубиками
Обмена ресурсами там много по разным курсам. Развитие есть, за счет того что каждый ход игроки строят новые здания, а кроме того растет количество агентов (ходов за раунд) один раз за игру + возможность получить 2 дополнительных агентов + возможность переставить своего агента с помощью некоторых зданий
Т.е. развитие которое автор искал - есть, но оно общее, а не частное
Еще вроде бы в айпад версии нет художественных описаний на квестах, в настольной версии есть
По построению производственных цепочек очень хорошо играется агрикола, она хорошо идет на двоих. Кризисная, но мне очень нравится. Сухость разбавляется картами улучшений и профессий, что делает игру интересней, богатая комплектация.
почему-то все советуют агриколу, хотя по идее каверна же, насколько я понял - это развитие идей агриколы + компоненты богаче/красивее. Я поэтому и не рассматриваю агриколу, а сразу каверну
Судя по отзывам, Каверна не кризисная, т.е. развитие идет от "у нас и так все хорошо" до "у нас все шикарно", а не от Агрикольских "мы все умрем" до "у нас все хорошо".
Под все Ваши требования (буквально по каждому пункту), однозначно, подходит Keyflower. Он ещё и масштабируется отлично и партии не затянутые получаются.
в Keyflower нет цепочек ресурсов, там только инструменты дают ресурсы (примерно как в Village, если правильно помню) и всего 4 ресурса - какие уж тут цепочки
Для сравнения в Le Havre 16 ресурсов, с максимальной длиной производственной цепочки = 3 (корова -> шкура -> кожа)
Кроме того, в Keyflower вообще нет денежной торговли между игроками и изменения цены
1) А разве постройка или использование своих или чужих зданий, для производства определенных ресурсов, которые позволят улучшить свои здания и заработать ПО и/или, в последствии, позволят удовлетворить условия зимних построек и заработать много ПО - не есть построение производственных цепочек? (о чем собственно и спрашивал автор, а не о цепочках ресурсов) 2) и разве торги за тайлы-постройки, пусть и не деньгами, а живой силой - миплами - не являются взаимодействием с противниками в виде повышения цены и как следствие не возмоности противником осуществить свои планы? (о чем опять же и спрашивалось)
http://my.docs.ws/pages/Стратегия:_производственные_цепочки Т.е. законченный цикл производства от сырья до конечного продукта. Получение ПО или золота это уже сбыт, а не производство, на мой взгляд. Что имел ввиду автор лучше у него уточнить :)
Торги миплами вообще вещь странная и абстрактная. Думаю можно так интерпретировать. Но я все-таки подумал про повышение цен на ресурсы в стиле Power Grid и стратегию запирания игрока по ресурсам именно таким образом, а не на базе аукционной системы
Так по вашей логике и Старкрафт соответствует: хотел захватить планету, а там настроили войск и повысили цену победы, все - невозможно осуществить свои планы
Зачем уточнять :-) Автор перечислил, что ему понравилось в Spyrium, а потом уточнил, что теперь хочется ВСЕГО ТОГО ЖЕ, но не в такой аскетичной комплектации. И тут Keyflower очень близок (даже косвенно в плане расстановки миплов вокруг карт/тайлов), но, как по мне, глубже и интереснее.
Если понравилась Stone Age, то должна понравиться и Ninjato. Там цепочки развития очень похожи, но более вариативны, да и тема другая. Достать её правда сейчас довольно сложно, но ещё можно. На тесере есть правила на русском.
да, одно время была в вишлисте, но потом как-то забылась, мне кажется что есть более достойные игры, да и восточная тематика не вызывает особого восторга
Прикол, две самых лучших из упомянутых, не рассматриваются:) Из оставшихся я бы выбрал Летопись. Из неупомянутых в статье: Imperial Settlers или Keyflower.
Tzolk'in не нравится внешне, ну то есть в stone age когда мы посылаем рабочего добывать дерево это выглядит логично со всех точек зрения, определенная зона и т.д., в этой же игре мне этого не хватает.
Terra Mystica - опять же судя по видеообзору Братца Ву - игра не для нашей ячейки, сложно описать конкретнее
"Тря", она же Troyes под запрос не подходит. В "Труа" нет развития/прокачки, игрок там из раунда в раунд реагирует на сложившуюся ситуацию. Ну и роскошества компонентов в ней нет и в помине. Тогда уж "Замки Бургундии" Фельда или переиздание Alien Frontiers.
А насчет Helvetia, кстати, не думали? Обламывать других там не очень предусмотрено, но взаимодействие достаточно активное и производственные цепочки интеерсные
И кстати, если сомневаетесь, Stone Age, а также некоторые другие игры, из тех, что насоветовали есть на BGA, можно он-лайн опробовать с друзьями, а там уже решить.
Caverna: есть англ.текст, но немного; более критична к участию игроков, склонных к даунтайму. Меня лично немного фрустрирует эта куча комнат. Чтобы играть осознанно, требуется играть достаточно часто.
Stone Age: очень хорошая, но очень легкая. Хотя все равно врем от времени с удовольствием раскладываем дома.
Летопись: на мой взгляд, под заданные критерии - самое оно под озвученные критерии, в меру сложное, в меру оригинальное. Как ни странно детям нравится больше, чем Stone Age, жизнь деревни, все такое... Правда есть такой минус, я люблю убивать своих миплов, т.е. к концу игры у меня всегда пять умерших. А вот жена с сыном не любят убивать людей и всё:( Lords of Waterdeep - понравилась, но, кажется, при небольшом количестве игроков будет не очень.
Lords of Waterdeep - действительно на небольшое количество игроков не очень. Элемент развития там небольшой есть , играется живенько, но чем дальше - тем больше ощущение, что она играет в тебя
На двоих хорошо играется At the GAtes of Loyang, RftG (если кажется, что не совсем евро, попробуйте Puerto Rico, но тогда все же лучше втроем). Из относительно нового Lewis&Clark играли вдвоем немного, вроде, тоже неплохо, втроем-вчетвером - вообще отлично.
просто она сложнее и большинства евроигр, и более комплексна
Действия в ней не столь очевидны как в той же Агриколе, требуют статистического подсчета и планирования. Если в Агриколе только еды к концу хода не хватает, то тут как минимум 4 потребности + удовлетворения требований выставки и покупателя, а также нужно держать в уме развитие партии и будущие ходы. Но при этом кризисность более мягкая, последствия не тут же дают -ПО, а сначала накапливаются мутациями и неудовольствием
DP наказывает гиков за попытку все просчитать и сравнивает их с детьми и женами. ты по прежнему можешь счиатть, но должен выбрать - что именно. Поэтому я люблю эту игру, в отличие от большинства евроигр в ней мы играем на равных
Сплошь достойные представители. Но конкретно что-то посоветовать (отсоветовать) можно лишь поняв, почему были исключения Цолкин и Мистика (на мой взгляд, две противоположности в мире евро).
А если смотреть в сторону не совсем евро, а так сказать, "реальной экономики", Вам подобное подойдет? Всякие там Brass, Automobile и иже с ними...Чего-чего, а косвенного взаимодействия (и тех самых элементов, как повышение цены, регулировка предложения и т.д.) в перечисленных играх хоть отбавляй. Та же Brass по идее подходит по всем критериям, перечисленным Вами, только оформление аскетичное и правила, конечно, далеко не семейного уровня:) Automobile будет и покрасивше, и в целом поэлегантнее в части правил, и по времени короче, однако по последнему пункту ("в процессе игры расширяем доступные игровые сущности, причем каждый может пойти своим путем") может не подойти. Т.к. в ней, как и в той же Энергосети, у всех одна и ровно одна цель(выпускать и сбывать как можно больше автомобилей), и последовательность действий не меняется от раунда к раунду на первый взгляд. Зато на пути к этой цели конкуренция и просчет правильной реализации действий (который правда во многом сводится к мозговыносящей устной математике - Энергосеть делает затяжку в далеком углу:)) не отпустят до конца партии.
Спасибо за предложенные варианты
я рассматривал когда-то Brass, но оформление отпугнуло.
Automobile как-то не зацепило.
Тогда уж Steam посмотрите; про нее есть мнение. что это недо-Брасс, но нам нравится. Правила элементарные, но процесс неглупый и с возможностью делать подлянки ;-)
Мне кажется Летопись в вашем случае оптимальный вариант.Золотая середина. Не сильно сложная,красивая,достаточно быстрое время партии.ИМХО- хорошо играется любым составом.
Еще очень рекомендую Замки Бургундии. Внешне не блещет.Но, под невзрачной оберткой скрывается шедевр.Тоже несложная, хороша любым составом.Для евро отличная реиграбельность.
Да, Замки тоже хороши, но (как и отличная Troyes), если пока пугает "сухость", можно и подождать немного:)
Да замки тоже есть в вишлисте, но не в этот раз. Сейчас хочется прям самые сливки в жанре выбрать, так сказать для приобщения. То есть и красивую и интересную
Спасибо за поднятую тему! С большим интересом прочитала комментарии и отзывы о разных евро-играх. Сама тоже идеальное евро ищу. Для себя после этой темы сделала вывод, что евро-сливок просто нет - у каждого свой вкус, кто-то советует одно, кто-то другое. Надо ориентироваться на свои пристрастия, изучать правила и обзоры. Пошла заниматься :-)
Можно сказать, что Замки уже являются теми самыми "сливками". Совсем-совсем рядом с золотой десяткой БГГ как никак:) Другое дело, что никакими производственными цепочками и обменом "шила на мыло, а мыла на очки" там не пахнет. Элегантное, завершенное, вариативное, отлично масштабируемое и очень реиграбельное тайлостроение с грамотным использованием дайсов (куда более грамотным, чем в том же Кингсбурге:))
Ну и по красоте да, все же проседает немного игрушка (Замки). Но зато и цена вкусняшка))
"Замки" не подходят как минимум по 2 из 4 заявленных топикстартером критериям. Увы
я бы предложил обратить внимание на Keyflower, Le Havre и Imperial Settlers
Archipelago единственная торговая в стиле компьютерной колонизации с динамическими ценами, однако излишняя возьня с миплами все портит и слегка поломана тем, что плохо мотивирует игроков на преодоление кризисов (в некоторых группах вообще невозможно играть). Из-за карточки бунтовщика кажется слегка сломанной
Каменный век рекомендую просто как отличную игру, ни производственных цепочек, ни динамики цены там нет. Очень семейная
Если копать в сторону постоянной меновой торговли по динамическому курсу (3 овцы за 2 дерева) - Settlers of Catan и аналог от Влада Хватила про викингов Graenland что-ли (см бгг тут нет)
Очень-очень про производственные цепочки Le Havre. Обмена между игроками и как следствие, торговли - там нет. Однако во-первых, постоянное толкание локтями, частые ходы, ходы только в общем пространстве. Она очень конкурентна, хоть и без прямых конфликтов, при полном отсутствии дипломатии и торговли. Менее кризисна чем Агрикола - рекомендую одним словом. 12 место в общем рейтинге БГГ
http://boardgamegeek.com/boardgamecategory/1088/industry-manufacturing
основываясь на этом запросе, с механикой trading и сортировкой по рейтингу - советую обратить внимание на Wealth of Nations
http://boardgamegeek.com/boardgame/32666/wealth-nations
Игра на 666 месте БГГ, что не слишком круто, однако судя по описанию похожа на то что Вы ищете
http://tesera.ru/game/Wealth_of_Nations/
спасибо большое, очень полезно , пойду поитаю про Le Havre
если не играли на компьютере, советую компьютерную Colonization от Сида Мейера
она очень похожа на Цивилизацию, однако там есть производственные цепочки (обычно 2 этапа, но есть и 3-4), транспортировка товаров, торговля, изменение цены общего рынка (Европы, поселений индейцев)
было 2 версии - Dos и на движке Civ4. Так как ремейк почти не меняли играть в него почти так же интересно как в старую, досовскую
Le Havre - любопытна, но что-то не появилось желания брать, да и на компонентах есть текст на не русском, что как бы не очень способствует комфортной игре с товарищами и женой
Если есть возможность - можно попробовать на айпаде Le Havre и Caylus по 169р, Agricola, Lords of Waterdeep, StoneAge по 229р - каждая. Это здорово сэкономит нервы и деньги (есть и pc-версии первых двух, но айпад гораздо лучше)
К Wealth of Nations я почитал отзывы и правила - он очень абстрактный, но торговля там как в Archipelago. Забавно то, что пару лет назад мне досталась коробка с ним и я его ни разу не раскладывал, теперь узнав правила планирую на эти выходные :)
А на картах LoW разве нет текста небольшого? На картах интриг, кажется.
есть, мало того эти карты взакрытую на руку приходят и неудобно спрашивать: "а это что, а это что", кроме того мало значков и это карты действий (все описывается словами)
В Le Havre нет закрытой информации и здания общедоступны, из них все выбирают, снабжены значками и они приходят по 3 - вполне можно запомнить что есть что и почему, и действия похожи, меняются чаще типы ресурсов
Текст на басурманском действительно есть... но даже школьного уровня вполне достаточно, чтобы его читать и понимать.
Если же все-таки совсем ничего не понятно, то существует шпаргалка (тут даже выложена вроде) с переводом всех карт интриг и квестов на русский, поэтому можно не спрашивать у конкурента, а заглянуть в неё.
Любой иноязычный текст на компонентах отпугивает половину потенциальных игроков, как формулы в научно-популярной литературе:)
Если это текст на "секретных" картах - тем более. В Субурбии текста - кот наплакал, но все равно это мешает людям играть, по моему опыту.
Вот это вы зря. В Le Havre знание языка нужно не более 5 минут в каждой партии. Я обычно если вижу, что в игре без знания языка не обойтись - прибегаю к пачке протекторов и вставки в них всех карт с вкладышами (последние локализовывал Imperial settlers, ROTW, доп. к Агриколе)... Le Havre совершенно не из этой категории. За всю игру в переводе нуждается около 10 карт, не больше. Тем более они всем видны, и как только появляются на столе нужно один раз вслух озвучить их действие, и все.
По пунктам:
Caverna - игра безусловно отличная, но специфическая. Она большая, массивная, с множеством компонентов и компонентиков. Этакий еврогеймерский "Ужасть Аркхема". У нее своеобразное течение партии и общее ощущение основательности и помпезности. Заканчивается все обустроенной luxury-фермой с собственным рудником. Я бы порекомендовал сперва попробовать, пощупать, понять - оно или не оно. Розенберг делает великолепные игры, но, кмк, они не такие уж универсальные. Даже не во всех еврогеймерских компаниях "заходит" Агрикола, а это еще более специфическая ее версия.
Лорды - я бы скорее сказал, что они как раз аскетичны в исполнении, но оформлены с душой и игра отличная. Нравится вообще всем. Но есть нюансы: а) игра становится сильно лучше с дополнением; и б) в ней нет такого глобального развития на протяжении партии, это игра про тактические решения, "игру "от руки".
"Летопись" - хорошая, но совершенно необязательная игра. Она интересная, она работает. Но про нее не пишут статьи о стратегиях развития, по поводу нее не ведутся срачи. Она как бы есть и есть. Если ее купить наудачу как "еще один еврогейм" - то будет приятный сюрприз, но жемчужиной коллекции вряд ли станет. Хотя, повторюсь, игра хорошая.
Archipelago - судя по обзорам, очень специфическая и громоздкая игра. Себе бы брать не стал без пробы.
Стотыщ лет - отличная игра, с красивой, хотя и достаточно рандомной механикой. Развитие тут не основная черта.
Dungeon Petz - не брать без пробы, ни в коем случае. Это Хватил и с ним шансы всегда 50/50 - либо попрет, либо ни в какую. По личному опыту - излишне громоздкая, нарезанная на кучу этапов и подэтапчиков, каждый со своим набором правил, злая евроигра. Как правильно про нее говорит Павел - не прощает ошибок. Один косяк может стоить партии. Очень на любителя.
спасибо, очень полезен сравнительный отзыв от человека который играл во все эти игры
От себя под запрос посоветую:
7 Wonders - выглядит роскошно, языконезависимая, прогресс нагляднее некуда, играется хорошо, момент с "подгадить оппоненту" реализован.
Alien Frontiers - игра неидеальная, с неприятной концовкой и отдельными перекосами, но тем не менее играется хорошо, и под запрос (развитие, подлянки оппоненту, эффектность) подходит как влитая.
Инновация - ее сперва все хвалили, потом синхронно забыли, а игра в принципе актуальная до сих пор. С роскошеством, правда, не очень, зато все остальное наглядно и ощутимо: и растущие на глазах стопки карт, и подставы соперникам, и реиграбельность приличная.
В "Инновации" не нравится спонтанная концовка и наличие в последних эпохах карточек типа "Вы выиграли". Играешь-играешь полтора часа - что-то там строишь, развиваешь, защищаешься... а в 9-10 эпохе такое начинается, к чему всё ранее сделанное никакого отношения и не имеет как бэ... и выиграть может тот, кто на победу и не претендовал вобчем-то - просто так удачно совпало. Может я чего-то не понимаю конечно, но у нас постоянно так получается :)
Не знаю, кажется, чтобы выполнить условие "Вы выиграли", надо опираться на свои достижения за всю партию. Как-то случайно выиграть не получится.
Может "случайно" - не получится, но неожиданно - бывает:)
Вообще игра на любителя и к евро не очень относится, как мне кажется.
Давно уже не играл, но там насколько помню может сложиться ситуация, что у 3-х игроков по 3 влияния и они бьются за победу, а у одного 1 очко, и ему тут раз и карточка пришла, что мол если у вас это есть, то вы выиграли... а оно как раз есть.
Или если все дошли до 9-10 эпохи примерно наравне, то там такой разнос начинается, что проще ИМХО кубик кинуть, на того кто выиграл - быстрее как-то получится :) потому как тем, что начинает происходить рулить практически невозможно.
Бывает и случайно. Инновация вообще не "евро" по ощущениям, там все зло и часто рандомно
Как бэ да... Инновация не евро вобчем-то, это мы тут так - офтопим малёха :)
Присоединюсь к отзыву "Aganov" - вобчем-то лучше и полнее написать сложно. От себя добавлю личные впечатления:
1. Caverna/Агрикола - довольно кризисные игры - постоянно чего-то не хватает. Если готовы к такому, то можно брать.
2. Лорды - отличное и довольно простое евро с очень качественными и красивыми компонентами. Не кризисное... не удалось получить в этом раунде, получишь в следующем и вобчем-то ничего не потеряешь. С допами становится сильно лучше, особенно доп с черепами - он несколько меняет игру - приходится балансировать, что довольно интересно. Игра легко хоумрулится - на БГГ есть куча вариантов. Вобчем я б рекомендовал.
3. Летопись - игра из тех "чтобы было", потому как соотношение цена/качество очень радует. Она легкая, интересная и время партии относительно небольшое. Периодически достаем с полки и играем, но так, чтоб до дыр затереть - это не про нее.
4. Archipelago - увы не играл.
5. Стотыщ лет - ну тут если сам играл, то и сказать нечего. Все вроде понятно со второго хода. Игра ИМХО для настольщика из серии "Мust have". Ну и доп ней тоже вполне себе ничего.
6. Dungeon Petz - у нас как-то не пошла... Сильно замороченная, при том ИМХО не по делу. Вот Dungeon Lords идет на ура, при всей ее замороченности, а вот Petz увы... хотя это конечно разные игры по своей сути.
Чтобы еще мог порекомендовать:
1. Dungeon Lords - сложная, но очень интересная. Критична к ошибкам, которые практически всегда возникают у всех игроков - что-нить да забудешь :) Но в ней по отличаю от Петсов нет высасонной из пальца замороченности, а та, что есть вобчем-то вся по делу.
2. Bora-Bora. Игра Фельда с применением кубиков. Оченя ма красивая... ну прям ваще :) куча всяких плашечек, карточек, фишечек и т.д. Интересные стратегии, можно даже иногда попробовать ухватить всё и сразу - редко, но получается : ) Тоже бы рекомендовал к ознакомлению и даже к покупке, потому как цена/качество у этой игры тоже радует. Я в свое время выхватил за 24 евро с распродажи.
3. "Терра мистика" жеж... как же про нее забыли то. Хорошее евро... есть всего по немногу. Про компоненты вобче молчу, всё качественно, красиво и его много :) Куча расс, каждая со своей фишечкой. Щас еще и доп вышел. Вобчем тоже рекомендую.
спасибо, ваш комментарий очень полезен, насчет предложенных игр:
- Dungeon Lords - насколько я знаю режим игры на двоих не предусмотрен, поэтому играть будем не так часто, это и останавливает от покупки
- Bora-Bora - есть в вишлисте, оформление нрвыится, но слишком мало обзоров по игре и складывается ощущение что игры из моего списка более востребованы, так как о них намного чаще пишут
- Терра мистика - не знаю, пока нет желания, что-то не цепляет, хочется пока пообменивать ресурсы на деньги/победные очки =)
Dungeon Lords - режимы на 2-х и 3-х предусмотрены, но они "обрезанные", т.е. с "ботом". Некоторые играют, но я нахожу их мало интересными, поэтому, рекомендовать можно DL, действительно, только на 4-х.
Если хочется "пообменивать", то Lords of Waterdeep из всех перечисленных самое оно - там этих обменов как гуталину :) Лучше конечно брать с допом, хотя и база сама по себе крайне достойна. Лордов кстати можно попробовать на iPad, если имеется... там вроде даже с допом.
То, что на Bora-Bora обзоров мало, эта да... но если будет возможность попробовать, то рекомендую не отказываться - она только на первый взгляд кажется сложной, но уже после пары кругов все становится понятным.
Терра мистика, конечно не легкая прогулка, но евро добротное. Я уже несколько раз сыграл, но до сих пор не могу понять как это правильно делать :) То выигрываю с отрывом, то сливаю в хлам :)
Dungeon Lords да, только на 4-х нормально играется... меньше уже нет.
Ты ведь не пробовал.
Вроде ж мы как-то пытались разложить... там насколько я помню виртуальные игроки тупо рандомно выкладывают цели (локая поля)и все. Т.е. их просчитать нельзя... Или я что-то путаю ? Мне-то и так сойдет, я к рандому норм отношусь - сам знаешь, а другим такие костыли могут и не понравится.
Когда играешь на двоих, каждый игрок выбирает приказы за игрока бота.
на айпаде даже с двумя допами, тот который с коррупцией - очень интересный, конечно
В целом, LoW очень абстрактная,ощущения что это вот воин, а это вот вор - нет вообще. Часто игроки во время партии просят "дай мне еще 2 беленьких", или "вот мои 5 черных, 2 рыжих, я выполняю квест". От девушек за игрой можно услышать что она про фруктовый салат (или овощной), порезанный кубиками
Обмена ресурсами там много по разным курсам. Развитие есть, за счет того что каждый ход игроки строят новые здания, а кроме того растет количество агентов (ходов за раунд) один раз за игру + возможность получить 2 дополнительных агентов + возможность переставить своего агента с помощью некоторых зданий
Т.е. развитие которое автор искал - есть, но оно общее, а не частное
Еще вроде бы в айпад версии нет художественных описаний на квестах, в настольной версии есть
По построению производственных цепочек очень хорошо играется агрикола, она хорошо идет на двоих. Кризисная, но мне очень нравится. Сухость разбавляется картами улучшений и профессий, что делает игру интересней, богатая комплектация.
скопирую сюда комментарий что писал ниже:
почему-то все советуют агриколу, хотя по идее каверна же, насколько я понял - это развитие идей агриколы + компоненты богаче/красивее. Я поэтому и не рассматриваю агриколу, а сразу каверну
Проверена временем:)))
А еще переведена, не такой большой выбор улучшений, что меньше путает.
Но и у Каверны есть свои плюсы:)
Просто в Агриколу многие играли, а в Каверну еще нет... а т.к. везде написано, что игры похожи, то поэтому на базе Агриколы и делают выводы.
Судя по отзывам, Каверна не кризисная, т.е. развитие идет от "у нас и так все хорошо" до "у нас все шикарно", а не от Агрикольских "мы все умрем" до "у нас все хорошо".
Да, тоже хотел сказать. Ощущение не "куда бежать", а "что бы еще такого сделать".
Только вместо рынка схематичная война на разрушение одной какой-нибудь постройки у противника.
А почему не рассматриваете Пуэрто-рико? Соответствует всем заявленным условиям:)
Под все Ваши требования (буквально по каждому пункту), однозначно, подходит Keyflower.
Он ещё и масштабируется отлично и партии не затянутые получаются.
в Keyflower нет цепочек ресурсов, там только инструменты дают ресурсы (примерно как в Village, если правильно помню) и всего 4 ресурса - какие уж тут цепочки
Для сравнения в Le Havre 16 ресурсов, с максимальной длиной производственной цепочки = 3 (корова -> шкура -> кожа)
Кроме того, в Keyflower вообще нет денежной торговли между игроками и изменения цены
2 и 4 пункт присущи почти всем евроиграм
1) А разве постройка или использование своих или чужих зданий, для производства определенных ресурсов, которые позволят улучшить свои здания и заработать ПО и/или, в последствии, позволят удовлетворить условия зимних построек и заработать много ПО - не есть построение производственных цепочек? (о чем собственно и спрашивал автор, а не о цепочках ресурсов)
2) и разве торги за тайлы-постройки, пусть и не деньгами, а живой силой - миплами - не являются
взаимодействием с противниками в виде повышения цены и как следствие не возмоности противником осуществить свои планы? (о чем опять же и спрашивалось)
http://my.docs.ws/pages/Стратегия:_производственные_цепочки
Т.е. законченный цикл производства от сырья до конечного продукта. Получение ПО или золота это уже сбыт, а не производство, на мой взгляд. Что имел ввиду автор лучше у него уточнить :)
Торги миплами вообще вещь странная и абстрактная. Думаю можно так интерпретировать. Но я все-таки подумал про повышение цен на ресурсы в стиле Power Grid и стратегию запирания игрока по ресурсам именно таким образом, а не на базе аукционной системы
Так по вашей логике и Старкрафт соответствует: хотел захватить планету, а там настроили войск и повысили цену победы, все - невозможно осуществить свои планы
Зачем уточнять :-)
Автор перечислил, что ему понравилось в Spyrium, а потом уточнил, что теперь хочется ВСЕГО ТОГО ЖЕ, но не в такой аскетичной комплектации.
И тут Keyflower очень близок (даже косвенно в плане расстановки миплов вокруг карт/тайлов), но, как по мне, глубже и интереснее.
Keyflower думал но точно не в этом заказе, я бы ее оформление тоже назвал весьма аскетичным, уж очень стойкие ассоциации с каркассоном.
Le Havre - любопытно, но на картах есть текст, так что может потом как-то
спасибо за ваши мнения, очень интересно узнавать о нюансах игр к которым присматривался и присматриваюсь
Это кажется по картинкам, что похож на каркассон. Вживую игра выглядит на порядок лучше, а еще есть хороший доп с животинками)
Проект: Манхэттен
Цепочки - есть
Последовательности - есть
Взаимодействие - есть
Развитие - есть
Выглядит правда на любителя, зато атмосферно.
есть в вишлисте, но мне кается что есть более достойные игры в жанре
"Агрикола" и "Лорды Уотердипа" с допом.
кстати да, думаю о таком выборе, но почему Агрикола, если насколько я понял Caverna - это развитие идей агриколы, да и комплектация побогаче/красивее
Если понравилась Stone Age, то должна понравиться и Ninjato. Там цепочки развития очень похожи, но более вариативны, да и тема другая. Достать её правда сейчас довольно сложно, но ещё можно. На тесере есть правила на русском.
да, одно время была в вишлисте, но потом как-то забылась, мне кажется что есть более достойные игры, да и восточная тематика не вызывает особого восторга
А что вы думаете о Seasons?
Хочется, есть в вишлисте, только не сейчас.
Прикол, две самых лучших из упомянутых, не рассматриваются:)
Из оставшихся я бы выбрал Летопись. Из неупомянутых в статье: Imperial Settlers или Keyflower.
По поводу Terra Mystica, Tzolk'in - тоже первое, что подумал - почему их отбросили?
Tzolk'in не нравится внешне, ну то есть в stone age когда мы посылаем рабочего добывать дерево это выглядит логично со всех точек зрения, определенная зона и т.д., в этой же игре мне этого не хватает.
Terra Mystica - опять же судя по видеообзору Братца Ву - игра не для нашей ячейки, сложно описать конкретнее
Терра все же не очень семейная это раз, и более чем аскетичная, это два. Видимо поэтому.
Да и Тцолкин не больно семейный. Меня кстати, когда они вышли, отталкивала тематика. В силу полного неприятия всевозможной эзотерики:)))
А еще в свежем deus есть все предложенное, цепоки с элементом развития даже поинтереснее будут.
еще поддержу Djema с tournay - trya
"Тря", она же Troyes под запрос не подходит. В "Труа" нет развития/прокачки, игрок там из раунда в раунд реагирует на сложившуюся ситуацию. Ну и роскошества компонентов в ней нет и в помине. Тогда уж "Замки Бургундии" Фельда или переиздание Alien Frontiers.
я думал о ней, но к hyperborea я как-то более неравнодушен из новинок, но это потом может как-то
это я про deus
А насчет Helvetia, кстати, не думали? Обламывать других там не очень предусмотрено, но взаимодействие достаточно активное и производственные цепочки интеерсные
очень понравилась, я бы взял но в ассортиментах инет магазинов где собирался сделать заказ этой игры нет =( даже на кулстафе ее не нашел
Из всего этого я бы выбрал gj порядке приоритета:
1)Village
2)Caverna
3)Lords of Waterdeep
4)Dungeon Petz
5)Stone Age
6)Archipelago
И кстати, если сомневаетесь, Stone Age, а также некоторые другие игры, из тех, что насоветовали есть на BGA, можно он-лайн опробовать с друзьями, а там уже решить.
power grid (deluxe)
Puerto Rico
San Juan
Race for the Galaxy
Tournay
Troyes
Hansa Teutonica
Il Vecchio
А зачем делюкс? Он чем-то сильно отличается?
Красивее на мой взгляд.
А на сколько игроков?
По играм, в которые играл:
Caverna: есть англ.текст, но немного; более критична к участию игроков, склонных к даунтайму. Меня лично немного фрустрирует эта куча комнат. Чтобы играть осознанно, требуется играть достаточно часто.
Stone Age: очень хорошая, но очень легкая. Хотя все равно врем от времени с удовольствием раскладываем дома.
Летопись: на мой взгляд, под заданные критерии - самое оно под озвученные критерии, в меру сложное, в меру оригинальное. Как ни странно детям нравится больше, чем Stone Age, жизнь деревни, все такое... Правда есть такой минус, я люблю убивать своих миплов, т.е. к концу игры у меня всегда пять умерших. А вот жена с сыном не любят убивать людей и всё:(
Lords of Waterdeep - понравилась, но, кажется, при небольшом количестве игроков будет не очень.
Lords of Waterdeep - действительно на небольшое количество игроков не очень. Элемент развития там небольшой есть , играется живенько, но чем дальше - тем больше ощущение, что она играет в тебя
На 4х - отлично.
4 - это уже много:)))
Летопись и даже SA именно хорошо играются на троих, и вполне играбельны на двоих.
На двоих хорошо играется At the GAtes of Loyang, RftG (если кажется, что не совсем евро, попробуйте Puerto Rico, но тогда все же лучше втроем). Из относительно нового Lewis&Clark играли вдвоем немного, вроде, тоже неплохо, втроем-вчетвером - вообще отлично.
Согласен, у каждого свое понимание небольшого количества игроков)
Для компании 4-5 человек "LoW с допом" идеальный вариант.
DP не берите.
это не игра.
это мучение.
паралич анализа во всём.
сетап жуткий.
нас хватило на 2-3 партии всего.
Каверну сам бы попробовал, т.к. Агриколу в свое время заиграли до дыр.
просто она сложнее и большинства евроигр, и более комплексна
Действия в ней не столь очевидны как в той же Агриколе, требуют статистического подсчета и планирования. Если в Агриколе только еды к концу хода не хватает, то тут как минимум 4 потребности + удовлетворения требований выставки и покупателя, а также нужно держать в уме развитие партии и будущие ходы. Но при этом кризисность более мягкая, последствия не тут же дают -ПО, а сначала накапливаются мутациями и неудовольствием
DP наказывает гиков за попытку все просчитать и сравнивает их с детьми и женами. ты по прежнему можешь счиатть, но должен выбрать - что именно. Поэтому я люблю эту игру, в отличие от большинства евроигр в ней мы играем на равных
спасибо за развернутый ответ, полезно
Простите за кучу ошибок, всё впопыхах:)))