-AdRiver-
RouslanKo написал 26 минут назад к игре Феод: # Хотелось бы поскорее увидеть сборы на локализацию допов, желательно вс...
Sonic21 написал полчаса назад к игре Sorcerer & Stones: # Комплектация: 44 Magic Cards 14 Artifact Cards 7 Objective Cards 4 Ref...
MiltoLab написал час назад к игре Viticulture: Visit from the Rhine Valley: # Выложил распаковку - как будет время, начну переводить карты гостей
catch_22 написал час назад к мысли на тему Заметки начинающего настольщика: Каркассон: # >>Может позже, когда захочется разнообразия. Именно так) Собирать ко...
Fleeck написал полтора часа назад к игре Брюгге: Город на Звине: # ИМХО доп вообще не мастхэвный, очень спорные впечатления после него. Д...
С миру по нитке [21.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games возьм...
На экранах [21.08.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [20.08.2018]
В этом выпуске: перевод анонса игры Discover: Lands Unknown, второе превью игры ...
Юбилейное издание Pandemic
Специальное издание базовой игры Pandemic («Пандемия») в честь 10-летия. Новое о...
С миру по нитке [17.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прист...

Ksedih

Обзор Arboretum

15 июня 2017

Информация

добавить
игры Дендрарий
персоны Dan Cassar
Дата: 15 июня 2017
Оценка пользователей
8.9278
-

Есть у меня пара мелких коробочек от малоизвестного, но, тем не менее, интересного геймдизайнера Дэна Кассара. Вторая игра появилась относительно недавно, но, как и Arboretum – с которым познакомимся в нижеследующем тексте – оказалась весьма оригинальной и необычной разработкой, с эдаким, что называется, особым стилем автора. Из колоды карт с циферками, этот разработчик делает какие-то волшебно-необычные штуки. Информацией о них и хотелось бы поделиться сегодня.  

 

Всего у Дэна Кассара в портфолио три настольные игры. Опробованы пока две, и в третью уже хочется поиграть исключительно из-за имени автора – настолько впечатлили оригинальностью первые две – что же он там опять такого выдумал интересно в очередной раз? Ведь обе зацененные игрушки отличаются такими простыми, но… неклассическими, что ли, механиками, что становится понятно – автор ходит своими, неведомыми тропам геймдизайна. А это с точки зрения любителя настольных игр, как минимум, познавательно.  Итак, Arboretum.

 

 

 

О чём это?


Каждый игрок высаживает перед собой на столе дендрарий из карт с изображением различных деревьев. В нём могут оказаться деревца десяти различных видов (мастей) с разным номиналом. И вот тут, казалось бы, можно пролистывать обзор дальше, так как ничего интересного от коробок с подобным наполнением бывалый настольщик ждать не может – ну, серьёзно, просто десять мастей с циферками. Однако, Arboretum Кассара сможет удивить. Конечно, игра проста как три копейки, но некоторыми своими нюансами сумеет изумить бывалого настолкомана, привыкшего к чему-то более стандартному.

 

Хотя, по-честному сказать, нюанс тут один – подсчёта очков. Необычный и вводящий в ступор адептов при первом знакомстве. Но перед разбором этой оригинальной механики давайте посмотрим на компоненты.

 

 

 

Что в коробке?

 

Восемьдесят карточек десяти мастей, от единицы до восьмёрки в каждой. Всё. Вот так неоригинально и примитивно. Что может быть в этом захватывающего, правда? Разве что иллюстрации деревьев – необычайно красивые. Художники постарались на славу, рассматривать свой парк и каждое дерево в отдельности, да даже листья на них – одно удовольствие.     

 

 

А, ещё блокнотик для записи очков забыл. И да, в локализациях разных стран виды деревьев названы по-своему. Например, в немецкой дубы – это Eiche, во французской – Chêne. В этом, конечно, ничего необычного нет, но радует всех безумно, как будто школьников, впервые начавших изучать иностранный язык и узнающих свои первые слова, в данном случае называния деревьев. 

 

 

Как в это играть?


Итак, определимся сразу – Arboretum это филлер. Партия занимает буквально 20 минут для 2-4 игроков. Думать тут действительно есть где, но решения принимаются быстро, основываясь на опыте сыгранных партий, хотя поначалу затупы будут случаться непременно, так как система начисления очков хитро закрученная, и в неё надо въехать. Обычно это происходит со второй партии, так как в первой все машут рукой, пуская освоение нюансов на самотёк: «Ладно, в конце разберёмся», – ведь задумка Кассара на самом деле нестандартна и не укладывается в привычные нам шаблоны, поэтому даже искушённым настольщикам проще один раз сыграть и сразу на практике понять, как же тут всё подсчитывается.

 

Правила же самой игры  Arboretum умещаются в одном абзаце: всем раздают по семь карт, в свой ход тянем две карты из общей колоды, затем одну любую выкладываем на стол ортогонально к уже выложенным (у каждого свой садик с деревьями) и ещё одну сбрасываем. Итого, на конец хода у нас на руках всегда остаётся семь карточек . Нюанс тут такой – у каждого игрока свой сброс и когда начинается ваш ход, вы можете тянуть карты не только с верха общей колоды, но и из любого сброса. 

 

Постепенно наш дендрарий разрастается и превращается в нечто подобное:

 

 

Игроки продолжают по кругу совершать описанные выше действия до тех пор, пока колода не закончится, после чего сразу же начинается подсчёт очков. И вот это самый интригующий момент в партии.

 

Обычно удаётся сделать около десяти ходов пред окончанием игры (в зависимости от того как активно игроки разбирают карточки из сбросов) и дендрарии разрастаются в подобные парки:

 

 

Счёт ведётся так: за каждый вид (цвет) деревьев в своём саду игроки получают победные очки по следующему принципу – ищется «дорожка» от дерева одного цвета с минимальным значением, до дерева с тем же цветом с максимальным значением. «Дорожка» – это по возрастанию ортогонально расположенные карты. Сколько деревьев в этой дорожке столько очков вы и получаете. И так по каждому цвету.

 

Но есть одна закавыка – засчитывает цвет только тот игрок, у кого на руках остались карты соответствующего цвета с максимальной суммой номиналов. То есть, получается, что нужно не только дорожку выкладывать, необходимо ещё и позаботиться о том, чтобы к концу партии на руках было чем «защитить» свой цвет.

 

 

Такая вот необычная система. Причём есть ещё несколько нюансов, которые в сумме дают не такие простые правила, типа, за восьмёрку в дорожке +2 очка, за единицу +1 очко, если дорожка состоит из одного цвета, очки удваиваются. При «защите» своего цвета картами с руки единица обнуляет восьмёрку, другими словами, если у вас на руках восьмёрка, а у противника семёрка, то очки за цвет получаете вы, а если у вас восьмёрка, а у оппонента единица, то он.  

 

Минимализм со «стандартной» колодой из циферок в несколько мастей, а сколько оригинальности, а? Не увидели её? Тогда переходим к впечатлениям.

 

 

Впечатления


Самое первое – это красиво, коробочку можно взять просто в качестве набора чудных открыток. Рассматривать деревца одно удовольствие. Обложка и рубашки карт оформлены таким зелёным, пыльно-энциклопедическим цветом, будто старую библиотечную книгу по ботанике держишь в руках, с золотым тиснением. И хотя визуальные впечатления обычно со временем смазываются, фон от них остаётся в любой игре. Вот и в Arboretum после пары партий замечать картинки в течение партии уже не приходится, однако, нет-нет, да зацепится взгляд за необычную форму кроны или за чудную расцветку листьев. В общем, благодарность иллюстраторам и дизайнерам от игроков должна быть ничуть не меньше, чем автору настолки.

 

 

Но помимо оформления в любом филлере должен быть достойный потраченного вами получаса процесс, иначе раскладывать подобную игру никогда не захочется. Так вот Arboretum редкий пример того, что в филлер хочется играть не только из-за того, что он быстрый, а из-за того, что тут есть, как и у других отличных коробок этой категории – геймплей, требующий от игрока размышлений и выборов. Быстрые, относительно просто просчитываемые и вариативные, то бишь, правильные «ответы» на вопрос «как сходить», в Арборетуме есть, но всегда имеются альтернативы с перспективами.

 

Это очень здорово для любой настолки, тут же игрок находится в перманентном состоянии растерянности – что оставить на руках для защиты, а что сбросить сейчас, так, чтобы не помочь сопернику, который может прийти рыться в вашу «мусорную корзину». Иногда очень ловко можно сбрасывать карты под свой следующий ход, но этому нужно научиться. Не скажу, что это сложно, но всяческие трюки с откладыванием карт понимаются не с первого раза (ладно, может, со второго и становятся очевидны =) ).

 

 

Очень здорово пытаться выстроить нужные дорожки, вплетая в них другие, отличающегося цвета, чтобы попутно получать очки и за них. Собственно, это и есть суть игры – высадить свой дендрарий так, чтобы в конце партии ухватить победные баллы со всех деревьев. Фишкой Arboretum’а также, по-моему, является сочетание двух составляющих механики: подсчёт за тропинки и сбор мини-сетов на руке, для защиты тех самых тропинок – эдакое разбитие сетколлекшен на две взаимопереплетённые составляющих. Вы и выстроить пытаетесь что-то в саду, но одновременно с этим балансируете распределение карт между столом и рукой.     

 

Раскладывать игрушку хочется не только потому, что она быстрая и подпадает под категорию филлеров, способных отвлечь вас на короткое время и занять перед партиями во что-то серьёзное. Не без этого, но главная причина, почему берётся с полки эта зелёная коробочка – хочется снова и снова выкладывать на столе свой маленький садик из десятка деревьев, выстраивающихся рядами от цифры к цифре. Хочется правильно подсчитывать выгоды и не ошибиться с выбором того, что же оставить на руке, а что скинуть в мусор. Подумать, как правильнее начать свой сад, как запутать оппонента, чтобы он скинул то, что вам необходимо. В общем, всякие тонкости, видимые только играющему достаточно часто в Arboretum

 

 

Не универсальный (и от этого её более притягательный) и не для всех, наверное, филлер, но уникальный, что важно для пресыщенной публики, заевшейся вылизанными мини-играми. Меня, в частности, увлекает своей неординарностью, ради которой и играется. Если же судить строго по какой-то единой шкале идеальности, то настолка достойна своего 350-ого места на BGG. Для филлера так вообще сверхдостойный показатель.  

 

 

Зачем в это играть?


Затем же, зачем играем во все филлеры. Плюсами Arboretum’а являются необычность геймплея, наряду с неглупым процессом, и очень красивое оформление. На полку любителю настольных игр, может, и не обязательна эта маленькая коробочка, но почитатель хороших филлеров, определённо, должен заиметь копию. Это действительно редкий экземпляр для коллекции. И под редким я понимаю не «тяжело приобрести», а «отличная штука».   

 

 

Доставать игру вы периодически будете. Вовсе не потому, что она гениальна и безумно хороша, а потому, что вызывает мысли, типа: «Во что бы такое поиграть быстрое интересное? О, Arboretum»! Мозг цепляется за эту коробочку, выделяя её среди прочих, благодаря незаурядности. Так что её приобретение совершенно точно отобьётся игро-часами.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
shy_ric написал год назад: # скрыть ответы
правила

Вопрос: А можно ли прерывать дорожку при подсчете? например ряд 1-2-3-4-5 одного цвета - это 11 очков, а 1-2-3-4-5--6--7, где 6-ка другой цвет и это 8 очков.

Ksedih написал год назад: # скрыть ответы

Не совсем понял вопрос.
Если 1,2,3,4,5,7 - одного цвета, а 6 - другого, то в приведённом примере вы получите 11 очков (за непрерывную линию из цветных карт), то есть вы не будете засчитывать цвет два раза (ещё и за семёрку).

Если же вопрос в том, будете ли вы засчитывать с единицы по семёрку цвет, если он прерывается, то, конечно, да. То есть, если вы поставили дуб-единицу, за ним кучу всяких деревьев других, а в конце этой аллеи дуб-восьмёрку, то получите 11 очков (8 очков за количество карт, 1 очко за единицу дубовую и 2 очка за восьмёрку дубовую). Иначе в игре просто не выстроить дорожек - один цвет непрерывно собрать весьма непросто. В среднем за партию игроки набирают около 10-20 очков.

shy_ric написал год назад: # скрыть ответы

Если 1,2,3,4,5,7 - одного цвета, а 6 - другого, то в приведённом примере вы получите 11 очков - КАК? 1чка 1 очка и ряд из 7 карт.. итого8.. Почему 11?
из правил: Одно дополнительное очко за каждую карту, если тропинку составляют минимум 4-ре, и все они одного цвета (ВЫДЕЛЕНО ЖИРНЫМ)

Ksedih написал год назад: # скрыть ответы

Имею в виду, что если есть два варианта как посчитать цвет - в данном случае С семёркой, или БЕЗ неё - то выбирается лучший, два раз цвет не засчитывается. А лучший вариант здесь - это от единицы до пятёрки одного цвета.

shy_ric написал год назад: #

а ну вот теперь понятно! т.е. "прервать" дорожку можно в любом месте. это и хотел узнать ;)

shy_ric написал год назад: #

благодарю

Tanion написал год назад: # скрыть ответы

Сыграл на Лавкакэмпе, занятная игра, чем-то напоминает Затерянные города, но на большое число людей (да, я знаю про Кельтис, но Arboretum мне понравился гораздо больше).

Ksedih написал год назад: # скрыть ответы

Филлеры Книциа бесспорно хороши, но лично у меня новый фаворит - Дэн Кассар. У него игр-то всего три, но зашли отлично, для своего уровня (филлероты), конечно.

hackch написал год назад: #

Спасибо за обзор. Добавил игру в виш-лист.

Dimazgetman написал год назад: # скрыть ответы

Люблю Затерянные города, не нравится Кельтис, так вот для меня Arboretum - это Затерянные города +.
Плюс не только в плане того, что можно играть и в 3ём и в 4ом, а плюс ещё и в плане игровых решений.
Хорошая игрушка, действительно всегда, когда глаза натыкаются на неё на полке возникает желание разложить.

Ksedih написал год назад: #

Кстати, да, сравнение с Lost Cities неплохое. В них решений тоже немало, но Arboretum кажется позабористие, планирование посложнее, всё из-за своего двухуровневого сбора сетов (рука+стол). Правда и играется тяжеловеснее.

IvTuzovsky написал год назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор!
ПнП, что ли, сделать?..

Ksedih написал год назад: #

Сделайте. Только качественное, арт шикарный. Вроде, тупо деревья - но какие!

NatThecat написала год назад: # скрыть ответы

Игра потрясающая, простая и глубокая, а именно это я в играх ценю превыше всего. Арт - отдельная песня, деревья нарисованы так, что вот-вот услышишь шелест ветвей. Показывала настольщику с большим опытом, он оценил с первой партии ее как идеальную дуэль - так зацепила, что сразу решил распечатать.
Но да, игра точно не для тех, кому трудно считать до восьми.
А у меня в коллекции любимых филлеров наряду с "Koryo".

ShadowAN написал год назад: #

А мне эта игра как раз в большим составом нравится. Хотя в качестве дуэли она тоже отлично играется.

Ksedih написал год назад: #

Может, не уровня безрандомных абстрактов, но вот на карточном уровне поборется со многими. А арт, безусловно, завораживающий.