| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
Сегодня у нас в гостях imurseev, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
- Илья, привет! Вкратце расскажи о себе для тех, кто с тобой не знаком.
- Привет, друзья, меня зовут Илья, и я веду видео-блог «OMGames». Отличительной чертой моих роликов, самыми популярными из которых являются новости из мира настольных игр, является особенный юмор и, как говорят зрители, излучающийся позитив в каждом ролике. Кроме мнения о «Lumen Fidei». :))

37-й выпуск новостей
- Расскажи историю происхождения твоего ника?
- Сейчас у меня нормальный, понятный ник - imurseev, то бишь Илья Мурсеев. Я стараюсь его везде использовать. Правда, с ним также связана шутка-аналогия на iPhone.
Я попросил поменять ник у админа «Тесеры» Саши Булгакова, поскольку раньше им было немецкое слово «rein» (чт. «райн»), и с ним связана давняя глупенькая история.
У «Rammstein» есть песня «Rein Raus» (чт. «райн раус») - одна из моих любимых, и когда-то давно мы с Наташей [жена Ильи] придумали, что я возьму в качестве псевдонима первую часть названия песни, а она вторую. Так и повелось. У нас однажды даже была собственная репетиционная база под названием «Raus Johnson» - это был полный псевдоним Наташи. Ну, что сказать - дурачились.
Кстати, ник Rein до сих пор остаётся на BGG с ужасно глупой и неловкой припиской - boardgamer, но я тоже думаю обратиться к админам и поменять его. Со временем мне опостылели всякие никнеймы в Интернете, и я перестал «скрываться» - к чему это?

Наш первый концерт RAMMSTEIN
- Зачем ты играешь в настольные игры?
- Я коплю впечатления, испытываю эмоции, провожу время вместе с интересными и важными для меня людьми - друзьями, коллегами, родителями. Настольные игры - это просто здорово! А ещё я слышал, что это отличная профилактика болезни Альцгеймера, маразма и прочих старческих болезней.
С этими парнями мы вечно ржём :)
- Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
- Сейчас мы собираемся с друзьями у кого-то дома, да. Но по началу своего увлечения я ходил на ежемесячные большие игротеки в библиотеке, которые проводил первый магазин настольных игр в нашем городе.
Потом у нас открылся один клуб "D12", он организовал екатеринбургский Настолкемп, который я с удовольствием посетил и вообще влюбился в подобные мероприятия, а потом этот клуб, к несчастью, закрылся.
Сейчас у нас в городе почти нет клубов, где играют в настольные игры. Только «QB», в котором лишь ролёвки в чести, "Таверна Игрик", не особо раскрученная, к сожалению, и ещё существует отделение BGC. У нас, конечно, в городе есть ещё пара клубов, но там играют в МТГ, в основном.
Игротека в клубе D12
- Насколько развито настольное сообщество Екатеринбурга, на твой взгляд? Чего ему больше всего не хватает для дальнейшего развития: магазинов/клубов/настолкэмпов или чего-то другого?
- Да ни хрена не развито. После закрытия клуба «D12», который проводил и ежедневные игротеки, и турниры, и настолкэмпы, в настолки стало играть практически негде. Магазины игротеки почти не проводят; один магазин и клуб упоролись в MTG; в QB свои большие субботние игротеки я сейчас не успеваю проводить, есть и второй ведущий настольщик, но ролевые игры в этом клубе куда популярнее. Положение частично спасают игровые вечера BGC, но на них почему-то не приходит много народу.
Я всё хочу как-то активизировать настольщиков, придумать что-то; мы с Дэном даже думали провести настолкэмп, как-то организовать движуху, но у меня пока не хватает на это времени и сил. Как разгребу дела с блогом - возьмусь за игротеки в Екатеринбурге. Есть пара идей. Как всегда. :)

Игровой вечер BGC Екатеринбург
- А что случилось с клубом «D12»? Вроде сейчас наше хобби неплохо развивается и клубы чаще открываются, чем наоборот.
- Это элементарно, Глеб – у них не стало денег. Всё в этом мире решают деньги, и у ребят не осталось возможности существовать в том формате, в каком они хотели. Откровенно говоря, и у QB дела обстоят не сильно лучше, хотя есть постоянные посетители. Нужно открывать магазин – без него клубу трудно прожить.
- Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия чтобы победить в партии?
- Для того, чтобы напролом идти к победе, в нашей компании есть cyril2012. :)) Я не считаю себя сильным игроком, поэтому, выходит, играю ради удовольствия. :)) Не скрою, что бывают обидные проигрыши, когда сметаю игру со стола. Вообще, я считаю, что настольные игры учат смирению, и вместо разъярённых криков и жалоб ты со временем вместо этого анализируешь игровые ситуации, итоги и улучшаешь свои результаты в следующий раз. Учиться на ошибках и брать пример с победителей - вот что нам говорят настолки.

После того, как проиграл на всероссийском турнире по «Каркассону», я отыгрался на местном
- В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?
- Я участвовал в турнирах по играм «Каркассон», «Колонизаторы», «Билет на поезд» и «Покорение Марса» и повторил бы это у довольствием. А ещё я бы поучаствовал в турнире по «Серпу».

Третье место на одном из этапов местного чемпионата по «Покорению Марса»
- Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?
- Хороший вопрос, на который я никогда не могу ответить. :)) Давай в этот раз вспомним, как я проводил турнир по «Колонизаторам» от лица «Hobby World», когда подставил и себя, и компанию, и ребят.
В течение турнира я и подумать не мог о том, что ребята засчитывают очки с нераскрытых карт развития в конце игры - чётких указаний на этот счёт не было. Было это давно, поэтому не помню, как это было учтено в регламенте.
Так вот вскрылись эти махинации лишь в последней игре, и я разрешил зачесть эти очки. По-хорошему, нужно было всё пересчитывать (но кто помнит, что он засчитывал за три игры, а что нет), либо переигрывать с начала - но кто на это согласится. Из-за этих очков один парень на меня так взъелся, дескать, он мог накопить очков больше и поехать в Москву - там действительно одно очко решило его судьбу, кажется. Ну, что-то в этом духе.
Я давай его успокаивать, извиняться, а он всё пуще злился и обвинял меня уже чуть ли не во всех неудачах своей жизни, ну, и я не выдержал, ответил ему уже по-другому. Разругались, в общем, и осадок неприятный до сих пор во мне остался.
Интересно, что через год-два-три мы снова встретились на городском турнире, так он и там нос от меня воротил, и я чувствовал, как тот парень ненавидит меня всеми фибрами души.
А первые места в обоих турнирах занял другой, но один и тот же человек. :))

Это фотография с другого турнира, а те кадры куда-то исчезли...
- Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
- Ловлю себя на мысли, что люблю экономические и градостроительные игры, аукционы и даже викторины (из последних очень понравилась игра «I Know» и хочется попробовать «Ноль Семь»), а в видео «Топ-10 любимых настольных игр» мы с Дэном (второй ведущий) решили, что я еврогеймер. Хотя это не так. :)) Я люблю ролевые разговорные игры, большие стратегические игры («TI4», «Forbidden Stars», «Battlelore»), игры от «Stonemaier Games» и с механикой «Наследие» от Роба Давьо, а также классику семейных игр - «Каркассон», «Билет на поезд» и «7 чудес».
- Изменился ли твой топ-10 с момента выпуска о нем видео, если да то расскажи об этих изменениях?
- Да, топ изменился, и изложить его по-новому меня подтолкнул Бородатый блог в своём интервью. Я немного пересмотрел свои взгляды, опробовал новые игры и решил оставить в топе игры более долговечные во всех отношениях. Что, прям писать?
10 - я решил оставить «Билет на поезд». Всё-таки это универсальная игра, которая подарила мне множество эмоций, которую я всегда советую новичкам, и одна из тех в моей коллекции, к которой я хочу приобрести все возможные дополнения. Даже карточную версию хочу купить.
9 - «7 чудес». Игра, которая нравится не только мне, но и практически всем игрокам во всех наших игровых кампаниях. К ней я тоже стремлюсь заполучить все дополнения и промо. «7 чудес» - всегда интересная, разная и стройная игра-цивилизация, в которую я играю с живым интересом раз от раза.
8 - «Каркассон» - настолка, в которую я готов играть всегда и везде даже без дополнений, мне достаточно классики. Универсальная и всегда по-новому складывающаяся игра.
7 - «Субурбия». Обожаю градостроение - это одна из моих любимых тем в играх, хоть и пробовал я мало подобных игр. «Субурбия» напоминает мне «Sim City», за которой я потратил уйму часов, где необходимо строить здания так, чтобы их свойства приносили максимальную выгоду. Но больше получения очков мне нравится сам процесс созидания. Кстати, к нему прилагается потрясающий экономический движок.
6 - «Серп» - самая обсуждаемая и спорная игра 2016 года, получившая еще множество титулов и наград, которая в первой партии не понравилась мне совершенно, но в которую после покупки (странно, да?) я долгое время играл практически беспрерывно и с неиссякаемым удовольствием. Любовь к играм компании Stonemaier Games началась ещё с «Виноделия», а «Серп» сделал её сильнее.
5 - «Виноделие». Вот, кстати, и оно. Влюбился в него с первой партии, когда проиграл 5-21. Атмосфера тёплой тосканской осени буквально вырывается из коробки, а необычные компоненты усилили это впечатление. Кстати, показал мне игру Stassido, который учил пользоваться приложением BGG :))
4 - «Сезоны», которые сейчас локализуют Crowd Games, чему я несказанно рад. Рад, что и у меня, и у других игроков появится возможность играть в эту потрясающую игру на русском языке - это существенно облегчит понимание игры, снизит порог вхождения и, возможно, немного сократит партии. Игра «Лорды Ксидита», действие которой разворачивается в той же вселенной, мне тоже очень нравится.
3 - «Twilight Imperium»-4. Как раз в моём старом топ-10 значилось третье издание этой космической стратегии, но меня никак не покидало ощущение, что я использовал «Twilight Imperium 3» для выпендрежа. Но когда я сыграл в «Twilight Imperium 4», все сомнения о нахождении игры в топе разрушились. Я писал статью о своих впечатлениях , из которой следует вывод, что «Сумерки Империи 4», наконец, получили по-новому собранный игровой процесс, который выглядит вполне современно и вкупе с захватывающей легендой выводит стратегию в лидеры своего жанра.
2 - «Сквозь века». Ну, тут всё понятно - лучшая игра-цивилизация со всеми атрибутами - развитие от античности до современности да по нескольким трекам, поражающая взаимосвязь твоих действий в прошлом и настоящем, присутствие чудес и известных лидеров, меняющих твою стратегию. Просто невероятная, глубокая и разнообразная стратегия.
1 - «Маленький мир». А вот тут, я думаю, не всё понятно :)). Многие упрекают игру в повторении однообразных ходов от раунда к раунду - захватил территории, распределил войска, получил монеты. На мой взгляд, положение дел спасают забавно представленные фэнтезийные расы, которые каждую партию случайным образом комбинируются со специальными умениями - это раз. А два - игра, которая происходит между игроками как бы над полем. Это блеф и хитрость, с которыми ты убеждаешь противников в своей бедности и бессмысленности уничтожения войск, а также натравливание соперников друг на друга. Чем изощреннее игроки спасаются от агрессии противников, тем задорнее проходит партия. За счет этого «Маленький мир» всё же обладает колоссальной реиграбельностью, и в него хочется играть снова и снова.

Наш будущий топ-10 кооперативных игр
- Какая игра, на твой взгляд, больше всего заслуживает быть на первом месте топа BGG?
- Сложный вопрос. Я ещё и не так много игр знаю, чтобы точно ответить на него. Но, скорее всего, это должно быть евро, потому что они более нейтральны по тематикам, ближе к семейному кругу общения и вообще, наверное, больше распространены внутри настольного сообщества. Евро - это своего рода универсальная игрушка. Утрируя, скажу, что, пожалуй, не в каждой семье захотят мочить монстров, но выстраивать в ряд поезда - почему бы и нет?
И тут мне пришло в голову «Виноделие» - вполне себе мирная игра с тёплой и уютной атмосферой, обычным выставлением рабочих, заработком денег и очков на вине. А ещё в ней есть мама и папа - что может быть лучше?

Когда в Екатеринбург приехала локализация «Виноделия»
- Что должно произойти, чтобы ты сел играть в варгейм?
- У меня должно освободиться время, и я должен прийти к нам в клуб QB – там есть люди, которые научат. Но я знаю, что если и начну, то играть буду непостоянно, а копить свои армии вообще вряд ли буду - денег не напасёшься.

Беру интервью про Malifaux на новосибирском фестивале Popcorn
- Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?
- Болезненный вопрос. Вообще, коллекция в базовом своём значении подразумевает сбор всего подряд, но тогда у игр должны быть какие-то особые свойства, значения, наверное. Как, например, вот эта игра - раритет, эта - одна из немногих изданных на русском языке, а эта - вообще первая настолка на нашем родном. Вот эту мне подарили в 10 лет, когда я начал собирать игры, а эту мне подарил автор. Примерно в таком ключе - так можно придать значимость и смысл хранения любому экземпляру. Эту настолку я купил за 1 день, до того как мы расстались с девушкой, а эту - на следующий и всё такое. Коллекция хранит твои воспоминания, моменты из жизни.
Если говорить об игровой значимости, то… я никогда не думал над нужным количеством. Нередко я слышу число в 50 базовых игр, то есть дополнения в это число не входят. Я бы оставил штук 100, учитывая, сколько прекрасных экземпляров есть на Земле.
В последнее время я всё чаще задумываюсь над тотальной распродажей - избавиться от игр, в которые ну совсем не играем, пусть даже это раритет или просто офигенная игра. Но вот так возьмёшь их в руки, откроешь, взглянешь - и жалко.

Моя текущая коллекция (ещё без всего «Кодекса»)
- Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
- В последнее время, конечно, я покупал игры на сайтах предзаказов. Количество покупок резко снизилось, в том числе, из-за цен, но ещё и из-за ухудшения моего финансового положения в целом.
Насчёт тщательности выбора я во всех интервью отвечаю так: если бы у меня были деньги, я бы покупал всё! Даже филлеры и сомнительные евро просто ради того, чтобы попробовать что-то новое и, возможно, найти очередную любимую механику или тему.

Кидаю деньги на «Серп» в монитор
- Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки?
- О, сегодня, когда можно купить «Ярость Дракулы 3» за 2790 рублей, моя покупка второго издания на барахолке одновременно и самая удачная, и самая неудачная. Когда я заприметил «ЯД-2» за 2500, надежды на выпуск третьего издания из-за разрыва отношений «FFG» и «Games Workshop» не было, и я решился на покупку. Оказалось, что продавец был мои зрителем, поэтому доставку сделал за свой счёт - это было очень приятно. Из всех повреждений игры - только потёртая коробка, но на это я вообще не обращаю внимания, внутри же игра как новая, да ещё и карты в протекторах.
Однако на следующий день после покупки объявили сногсшибательную новость – «HW» договорились с «GW» о локализации «Ярости Дракулы-3». Это был удар ниже пояса, а когда недавно объявили цену, я чуть в обморок не упал. Жаль, конечно, но ведь и прелесть жизни в том, что не знаешь будущего. :)
- Сейчас, когда игры стали дороже, возникла система обмена играми - «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам? Какие видишь способы улучшить «Маттрейд» и избежать ситуаций с участниками, которые не выполняют свои обязательства?
- Ах - всё никак не сяду за отчёт о последнем обмене. Это потрясающая вещь. Я пропустил один или два первых, но сейчас участвую постоянно. Здорово, что можно поменять надоевшую или неподходящую тебе игру на другую - это даёт возможность познакомиться с новыми или наконец-то сыграть в старые настолки, среди которых множество занятных экземпляров.
Насчёт защиты - ребята постоянно придумывают что-то новое, чтобы застраховать нас от негодяев. Но и враги не дремлют - с ними всегда сложно. Может, придумать какую-нибудь фоторегистрацию для подтверждения личности или обозначить стоимость участия. Сейчас любой желающий может скинуть организаторам денег за проведённый обмен в качестве пожертвования, но, может, стоит обсудить какую-то обязательную квоту?

Подарок на последнем матобмене, который приехал ко мне вместе с «Ужасом Аркхэма»
- Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?
- В разочарованиях накопилось три игры - «Чудовище Джио-джанга», «Кровь и ярость» и «Lumen Fidei», а в обрадовавших играх - «Билет на поезд».
Я везде отвечаю, что «КЯ» - это минькофапство, и оформление не соответствует процессу. Это тупое собирание очков, зачем-то замаскированное под войну, боевых викингов и Рагнарёк. Зачем делать будоражащее ум военное оформление в игре, где часто можно тупо отсидеться в уголке или ещё лучше - подставиться под удары врагов, чтобы заработать больше очков? И это славная гибель для викингов? Бред!
«Чудовище Джио-джанга» - тот ещё игродел. Определили её как легендарную при перевыпуске, но то ли правила так написаны, то ли взаправду игра такая бессмысленная. Ходи сколько хочешь, собирай непонятно что и зачем, и заканчивай игру, когда вздумается. Серьёзно - судя по правилам, можно выйти на охоту, подобрать дорогое ожерелье и побыстрее смотаться, чтобы соперники и опомниться не успели, как ты уже в дамках.
«Lumen Fidei» - первое дополнение к «Агентству ВРЕМЯ», которое появилось на русском языке, и обдало нашу компанию таким контрастом по сравнению с базовым квестом, что я сразу записал новый сценарий в худшие. На моей памяти это самый нудный сценарий и единственный, который хотелось поскорее закончить и сложить обратно в коробку.
А вот с «Билетом на поезд» произошла очень интересная история. Впервые я открыл коробку с игрой давно, когда был молодым и неопытным настольщиком. Мы сели играть на карте Америки. Читали, разбирались, но плюнули на это и окрестили игру непонятной неинтересной устаревшей штуковиной. Ну, а сегодня эта игра в моём топ-10, и я старательно покупаю к ней дополнения. Вот такое превращение из фигни в любимую настолку.

Ругаю «Lumen Fidei»
- В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация – очень хочется, но получается совсем редко или не получается?
- Насчёт редкости, это определённо «Twilight Imperium 4» - с ним вопрос всегда обстоял остро. Невероятная космическая стратегия, процесс которой доставляет мне огромное удовольствие, но из-за масштабности и продолжительности которого же собраться на партию удаётся отнюдь не часто.
А насчёт того, во что хотелось бы играть реже - это пати-геймы. Мне хочется играть больше в стратегические, серьёзные игры, от которых мозги пухнут. Взять в пример «Кодовые имена» - за 2016, кажется, год, или уже 2017 мы отыграли почти 70 партий, не считая остальных увеселительных настолок. Это перебор. :)
- Кстати, как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведешь ли ты ее сам и если да, то насколько скрупулезно?
- Да, выше я уже обмолвился. Для учёта не только коллекции, но и сыгранных партий я использую приложение BGG, с которого советовал бы взять пример при создании приложения «Тесеры 2.0». Причём, приложение постоянно получает полезные обновления, что делает его удобнее и функциональнее раз от раза.
В BGG можно создать несколько вариантов учёта коллекци - базовые игры, дополнения и промо, проданные и ожидаемые. Можно ранжировать игры по-разному - от личных оценок до уплаченной за коробку цены.
Не меньше удобства и в записи партий - ты можешь создавать «места», где проходят партии, и игроков, которые синхронизируются с «местом» и в будущем предлагаются автоматически.
В играх с уникальными расами («Серп», «Сумерки Империй») или просто разными цветами игроков можно присваивать эти атрибуты игрокам, которые также синхронизируются с этой игрой и потом предлагаются автоматически. Это просто огонь-приложение. Получается соблюдать определённый уровень скрупулёзности и делать это быстро - одним нажатием. Так учёт партий превращается в отдельное удовольствие.
Моё задротство в этом плане дошло до того уровня, что время от времени я вспоминаю, как с кем-то играл в какую-либо настолку когда-то давно, и регистрирую «пустую» партию просто для счёта.
Кстати, очень важно заметить, что я учитываю лишь партии с живыми соперниками, а партии с ИИ - нет. Недавно вот всё же решил записать партии с Board Game Arena, ведь там тоже живые люди. Даже переписывались во время партии.
За этот способ учёта партий в приложении BGG я должен быть благодарен моему другу Стасу Stassido, который мне всё показал и объяснил, и чьи знания я теперь передаю другим интересующимся.

Пример записанной партии в приложении BGG
- Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждешь?
- Ой, слушай, их так много сейчас локализуют, что я теряюсь. Определённо есть что-то… Хм… А! «Шерлок Холмс - Консалтинг Детектив» очень сильно жду. Жду, когда в моих руках окажется «Клинок и колдовство» - дам ещё один шанс данжен-кроулерам. «Сумеречную борьбу». «Mage Knight». «Модерн Арт». Эти я и то подсмотрел. Игр анонсировано так много, что я вполне мог что-то и забыть.
- Самая недооцененная и переоцененная игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?
- Самая переоценённая - «Блад Рейдж», недооценённая, как мне кажется - «Большой пожар» - потрясающая вариативная кооперативная игра, отчего-то не пользующаяся в России большой популярностью.
- Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть или моменты, которых бы обязательно избежал?
- Моменты - определённо. Многих ссор из-за поражений, порчи компонентов по неаккуратности (я бы с самого начала купил отдельный столик для чая), необдуманных покупок. Но я бы с удовольствием повторил партию в каждую игру, в которую сыграл - это были особенные впечатления и приобретённый опыт в каждом случае. Это очень ценные воспоминания и эмоции, от которых я бы не хотел отказываться.

Вот уж действительно ценные эмоции, воспоминания и опыт — наш кот Кубик
- Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твое к ним отношение?
- Что ты имеешь в виду? Видео-обзоры? Ну, бывает, да. Ведь обзоры - это отличное современное средство получения информации об играх. Общего представления о них, скажем так. Как они выглядят, как именно двигаются фигуры и фишки, какие эмоции вызывает эта игра. Но в конечном итоге я всегда предпочитаю читать правила в буклетах.
- Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.
- Назову даже четыре: «Война миров», «Тайны Тёмного владыки», «Чудесные башни» и «Взлёт разрешён».
- С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чем поговорить?
- Я встретился со многими разработчиками настольных игр на «Игрокон-2017» и «Граникон-2018». А если говорить про западных мастеров, то у меня один вопрос и к Владе Хватилу, и Уве Розенбергу, и многим другим - «КАК вы это делаете?! Как вы создаёте такие глубокие, продуманные, захватывающие и потрясающие игры? Это почти то же, что написать песню, которая трогает слушателя до глубины души!»
- Какие в итоге впечатления от посещения «Граникона-2018»?
- По Граникону есть видео-впечатления, записанные сразу после поездки, а также выйдет полноценный видео-отчёт со множеством интервью. Если коротко, я в восторге от мероприятия, увидел множество хороших российских разработок и создал свой первый прототип настольной игры вместе с ребятами на геймджеме.

С Юрием Ямщиковым и Тимофеем Никулиным на «Граникон-2018»
- Ты работал в магазине «Хобби Геймз», расскажи как ты туда попал, о своем опыте работы там и по каким причинам ты закончил там работать (если не секрет).
- Больная тема, на самом деле. Как говорят гости Дудю - но у нас же искреннее интервью. В момент, когда знакомый позвал меня работать к Хоббикам, у меня была нормальная должность водителя самоходной техники в одном из магазинов строительных материалов в нашем городе. Средняя белая зарплата, отличные условия труда (страховки, льготы, отпуска, мероприятия, кружки внутри магазина) и такой же отличный коллектив. Но меня всегда манило хобби, и я хотел как-то связать с ним свою жизнь.
Вот однажды и подвернулся такой случай, который я решил не упускать. Но проработав в магазине два месяца или около того, меня уволили. Должен сказать, что сотрудничество не заладилось с самого начала - всё оказалось не так сказочно, как я себе представлял. Так вот на момент увольнения у меня даже не был подписан никакой трудовой договор, то есть, по сути, у меня не было никаких обязательств перед магазином - всё на честном слове.
Через два месяца после начала работы я ушёл в учебный отпуск, о чём договаривался до устройства на работу - дали добро. И вдруг вызывают помочь с инвентаризацией. Говорю - хорошо, помогу. Пришёл, посчитал, и тут сотрудник из Москвы (уж не помню имя, простите) при всех говорит мне, что московское руководство приняло решение распрощаться со мной. Я опешил. Стоял как истукан и ничего понять не мог - за что, почему? Собственно, и не объяснили ничего - просто выставили за дверь. Так я оказался без работы в течение 6 месяцев или года.
Позже я понял, что меня уволили вот из-за этого обзора на игру «Бастион» . Но поскольку у нас с Hobby Games не было договора, я как-то не подумал, что сотрудникам, тем более не устроенным в компанию, категорически запрещается давать оценку играм производства этой компании.

С Владимиром Шахриным из «Чайф»
- Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
- Ну, самое хорошее во всём этом то, что шумиха с локализациями активизировала компании в конкурентной среде, и сейчас появится много классных игр на русском языке от разных издателей и, я уверен, они будут следить и улучшать качество продукта.
Однако, для меня следствием локализации игры всегда было её появление на полках магазинов, то есть то, что делали «Hobby World», «Игровед», «Мосигра» раньше. Сейчас же эта тенденция сохранилась лишь частично - игры раздают по предзаказам, и они заранее становятся русскими раритетами, а это уже напрягает. Понятное дело, игры могут оказаться на барахолках, а в лучшем случае, часть тиража, часто единственного в своём роде, всё же попадёт в розницу, но эта ситуация уже не так прозрачна и ясна, как прежде.
Насчёт личных покупок скажу так - я перестал покупать западные издания игр. Конечно, в первую очередь это связано с моим финансовым положением, но сегодня складывается такое ощущение, что в погоне за клиентом наши компании готовы заключать любые контракты и подписывать локализацию чего угодно.
На последнюю часть вопроса ответить сложнее. Давно это могли быть, например, «Twilight Imperium» или «Eclipse», но сегодня… Слушай, а вот «Seafall» и «Mansions of Madness 2» хотя бы!
- Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
- Что ж, я бы вложился в тот же «Seafall», мне интересен «7 континент» и ещё я очень хочу «Snow Tales».
- В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?
- Я пока не готов ответить на этот вопрос — это как статус отношений Вконтакте - «всё сложно». :)
- Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?
- Меня сейчас многие заклюют, но я бы локализовал игры с механикой «Наследие», и начал бы с «Риска». Помидоры ещё не летят? Многие мои знакомые, да даже все, единогласны во мнении, что игра осталась тем же «Риском» с дурацким и невнятным процессом, но я придерживаюсь абсолютно диаметрального мнения. В игре появился сюжет, различные события, которые сделали игру ярче, осмысленнее и жёстче, и кое-что ещё, но это уже спойлеры. Следом была бы «Seafall»:))

Кубик локализует «Риск Наследие»
- Есть ли ЖКИ, полноценное издание которой у нас ты бы приветствовал?
- Поскольку мне неинтересен этот жанр, то таких игр нет. Из коллекционных buh мне мил, разве что, «X-Wing», и тот не удаётся собирать. Мне понравился «Codex», а ещё страсть как хочется попробовать «Star Wars Destiny», потрогать эти кубики. Но это ведь ККИ. :-)
- Как тебе кажется, смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?
- Это нужно было делать давно, когда были ещё карточные «Star Wars» и «Игра престолов», например. Мне этот жанр не по нутру, но у него определённо есть поклонники. В мире существует множество ЖКИ, которые можно взяться локализовать, но подходить к этому делу нужно ответственно. Помимо выпусков новых бустеров и сетов, этим играм нужна турнирная поддержка - вот что могло бы держать ЖКИ на плаву.

Стрим по «Кодексу» у GaGaGames
- Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
- Регулярно, пожалуй, только «Тесеру». От огромного объёма информации на BGG я просто балдею, хотя активно пользуюсь этим сайтом и приложением для учёта коллекции и сыгранных партий.
Да, я слышал, что у читателей и зрителей блогов нередко устанавливается ментальная связь с авторами оных, но у меня никогда такого не было. Единственное, в чём могу признаться - на моё мнение об игре может повлиять случайно увиденное или услышанное мнение абсолютного любого человека, порой даже в обычном комментарии. Это плохая привычка, от которой нужно избавляться. :)
- Какие впечатления на тебя произвело посещение «Игрокона»? Что бы ты хотел изменить/добавить в это мероприятие?
- У меня есть видео-впечатления о посещении «Игрокона-2017», но я не устаю повторять, что это потрясающе, круто, и меня переполняют эмоции от встреч и знакомств. Поиграть так и не удалось нормально. :)) Я не знаю, что можно ещё изменить в этом прекрасном фестивале - мне всё очень понравилось. Даже туалеты были чистые - просто чудеса. Хочется обратиться к самим посетителям — НЕ ВОРУЙТЕ ИГРЫ!

Просто великая фотка :))
- С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
- Узнать подробнее об игре, посмотреть и поставить ей оценку, почитать о ней комментарии или написать свой, если захочется. Хотя, в них лучше не соваться - засосёт. Изредка пишу дневники, читаю впечатления других авторов. Ну, и конечно же, слежу за новостями настольной индустрии.
- Твое мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
- Мне не хватает приложения с расширенным учётом коллекции и партий, как в BGG. Ребята могут даже слизать функционал :)), и тогда я точно перелезу на отечественную разработку.
- Если ты еще надеешься увидеть «Тесеру» 2.0, какой функционал ты бы туда обязательно добавил?
- Очень бы хотелось получать какие-нибудь уведомления, когда кто-то отвечает на твой комментарий или пишет в твоём игровом дневнике, как во «Вконтакте» - это очень удобно, и не было бы необходимости постоянно изучать всю ветку.
Можно сделать доступнее также комментирование фото и видео.
Вообще, из «Тесеры» с новым функционалом можно сделать клёвую социальную сеть, в которой было бы удобнее общаться и изучать материалы.
- Есть ли пользователь «Тесеры», интервью с которым ты бы обязательно хотел прочитать в этой рубрике?
- Я боюсь назвать тех, кто уже здесь был.
- У меня давно возникла идея брать повторные интервью у тех, кто перевалил за 2000 дней стажа, было бы тебе интересно такое почитать?
- Как показывает практика, у людей меняется жизнь, а с ней и взгляды, впечатления, иногда интересы. Посмотри - мой топ-10 вышел год назад и уже поменялся, можно сказать, кардинально, а это всего 365 дней. Конечно, узнать, что поменялось в жизни настольщика, будет очень интересно. К новому интервью, я думаю, стоит прикреплять ссылку на старое, а также задавать вопросы, которые позволят сравнить прошлое и настоящее. И я полагаю, такие люди уже есть?
- Да, такие люди уже есть. И даже уже получено одно согласие на такое интервью. Осталось найти время чтобы начать…
- Про время можешь не рассказывать – сам ищу дополнительные часы в сутках. Либо нужно принять его относительность и жить вне общих стандартов…

На съёмках очередного ролика
- Что сподвигло тебя заняться видеоблогерством? Есть ли видеоблогеры которые вдохновляют тебя своим творчеством, на которых ты хочешь равняться?
- В то время, когда я хотел нести свои идеи в массы, мне казалось, что специализированных на юморе каналов о настолках нет, по крайней мере, в русском Ютубе. Тогда я решил делать не то чтобы обзоры, но ролики, где высмеивались пороки и изъяны настольных игр. Сейчас, когда я смотрю на своё раннее творчество с настоящим опытом и знаниями, мне становится не по себе. Думаю, это нормально, и в этом, отчасти, заключается процесс взросления и профессионального роста.
С самого начала своей деятельности я просил совета и мнения у Лёши Зуйкова, беря с него пример во многих моментах, и это остаётся актуальным до сих пор.
Из зарубежного Ютуба мне очень импонируют ребята с канала «Inside the Box» – та ещё наркомания и ржака. Ну, как я люблю.
Хотя, конечно, больше я смотрю российских блогеров, чем зарубежных из-за проблем с языком. Я всё ещё плохо понимаю речь и не могу обходиться без субтитров, а заостряя внимание на них, я не могу нормально сосредоточиться на игре. Чем читать субтитры, лучше обратиться к текстовому обзору. :)
- Расскажи о своих целях и итогах поездки на «Граникон».
- О, а можно я издалека начну? Я ездил в Новосибирск на фестиваль «Popcorn» и в Питер на фестиваль «Граникон-2018», и об обоих мероприятиях сделал репортажи с интервью. На «Граниконе» даже удалось посидеть поиграть в авторские разработки и создать свою игру на гейм-джеме в соавторстве с ребятами.
- Ты делал запланированные интервью на «Граниконе» или действовал спонтанно? Как планируешь действовать на «Игрокон-2018»?
- У некоторых людей на «Граниконе», как, например, у Николая Пегасова и Юры Ямщикова, действовал по сценарию, а кого-то, как Яна Егорова, буквально выдёргивал из толпы и задавал вопросы. Не уверен, что удастся посетить «Игрокон» в этом году, но на нём хотел бы выдёргивать вообще случайных людей, посетителей из толпы и спрашивать обо всём. :) Конечно, пообщался бы с блогерами, авторами и издателями, зацепил бы и косплейщиков. Но не все 20-30 тысяч, конечно. :))

С ребятами из клуба «Два кота» на новосибирском фестивале «Popcorn»
- Расскажи как у тебя проходит процесс создания твоих роликов от идеи до воплощения. Сколько времени уходит на один эпизод? Помогает ли кто-то тебе в их производстве?
- А я всё надеялся обойти этот вопрос стороной :)). Этот процесс всегда ведом вдохновением – я цепляюсь за какой-либо момент или особенность игры, в голове рождается одна или несколько шуток, а затем они обрастают сюжетом. Бывает, целый ролик рождается по щелчку пальца, а иногда нужно всё тщательно, последовательно и долго прописывать, сопоставлять части сценария, чтобы сохранялась целостность, порядок и напряженность повествования.
После идеи и сценария я сталкиваюсь с материальным воплощением. До появления зелёного фона множество идей кануло в небытие. А когда он появился, я понял, что нужно больше света и пространства для качественного изображения, поэтому стараюсь использовать его реже) Вообще, конечно, ограниченность в технических ресурсах даёт о себе знать, но я стараюсь работать с тем, что имею. Кстати, у меня нет своей камеры даже. Я купил одну в 2014, но она сломалась через 2 года. Я её не починил, потому что Кирик предложил свою. Или я попросил. С тех пор я сапожник без сапог. Правда, сейчас мне очень помогает Саша, который задонатил сразу 2 веб-камеры.
Сегодня меня охватывает страх и вдохновение от того, что мне нужны большие масштабы для роликов. Взять хоть «Котэм Сити» и «Стальную арену», в которых я, кажется, впервые выбрался в город. В «Виноделии» я так вообще посетил Тоскану...
На мой первый ролик «Флакс» ушло, наверное несколько часов с учётом того, что в то время я только учился. Сегодня на ролик уходит 2-4 дня, и сейчас мне нужно учиться работать быстрее и эффективнее.
С самого начала я был не один. Кроме помощи Лёши, Фила и Дэна по интернету, мне всегда помогали близкие друзья. Это и мой первый оператор Ира, и актёры, которых я приглашал, а также мой постоянный технический советник и оснаститель Кирилл. Новости мы также делали с ним, а ещё активно подключились Дима и Лёня, которые засветились в кадре. Кстати, PPAP мы сняли с Кириком. Много друзей помогали и продолжают помогать, но главная помощь и поддержка всегда была от моей жены Наташи. Если бы не она – не было бы никакого «OMGames».

Это мы с Кириком снимаем обзор на «Роскошь»
- Есть ли еще какие-нибудь увлечения/хобби помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
- Да, я играл в рок-группе «ДЖИН» . В течение марта у нас был тур, и мы посетили 10 городов России, в которых я встретился со своими знакомыми настольщиками и зрителями - это были чудесные моменты неожиданности, радости и общения.
Фильмы, как и большинство, конечно, люблю смотреть, но киноманом себя не считаю. Жду экранизацию «451 градуса по Фаренгейту» - как раз недавно прочитал книгу.
А вот из книг, кстати, мне особенно понравились «1984» Джорджа Оруэлла и «Мы» Евгения Замятина - фантастические прежде всего в плане ощущений антиутопии.
Компьютерные игры практически исчезли из моего поля зрения после того, как я начал играть в настольные. :))
- Какую музыку играет твоя группа, на кого стараетесь равняться в музыкальном плане?
- Я ушёл из музыки, а вообще музыка группы «ДЖИН» - ну, просто рок) Сейчас модно говорить инди-рок :))
- По какой причине ты решил оставить музыку (если, конечно, хочешь об этом поговорить)?
- Да всё просто — меня не хватает на оба хобби. И то, и другое требует 200% отдачи 24 часа в сутки. Нетрудно посчитать, что нужно выбрать что-то одно. Дальше, даже если бы я остался в группе, у нас было бы всё больше туров, что означало бы затухание блога — меньше видео, постов и так далее. К сожалению, настало время выбрать что-то одно, и поскольку в OMGames есть хоть какой-то маломальский успех, а в музыке я его так и не добился — выбор стал очевиден.

Моя группа ДЖИН. Спасибо за богатые впечатления и опыт, спасибо за всё, ребята!
- Напоследок еще один совсем ненастольный вопрос: в твоем городе проходил только что завершившийся чемпионат мира по футболу тебя это как-то коснулось, удалось впитать хотя бы частичку атмосферы?
- Да, я в какой-то момент почувствовал гордость за свой город да и страну в целом. На матчи на стадионе не ходил, но болел в фан-зоне, баре и дома. Постоянно срывал горло) Это было феерично - я видел множество фанатов из разных стран. Правда, так и не решился ни с кем сфотографироваться, но праздник был просто повсюду!
- Ну и напоследок традиционное пожелание Тесеровцам.
- Ребята, давайте жить дружно. Настольщики — пожалуй, самое маленькое сообщество в современной российской поп-культуре, и все мы должны поддерживать друг друга. Глядя на грязь в комментариях и коммерческие войны невольно срывается с губ ленноновское «всем мир».