С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
6.1644 |
- |
Как ни возьмусь за статью, всё получаются отсылки к гастрономии. Очевидно, сказывается сожранное за новогодние каникулы. Кстати, Новый год в России традиционно считается семейным праздником. Вот и речь у нас сегодня пойдёт про семейную (и зимнюю) игру от издательства MVP — «Искатели. Тайна Гималайских гор». Вы спросите, как связаны Гималаи, Аркхэм и пельмешки? Эмм. Читайте, в общем.
Красивая коробочка. И внутри тоже всё красивое.
Все семейные игры, в которые мне доводилось играть до сих пор, так или иначе имеют уклон либо в детскую сторону (когда зевают взрослые), либо во взрослую (когда наоборот). Чем больше уклон, тем сильнее зевота. «Искатели» на 100 % эту проблему не решают, но стремятся к этому, что похвально.
По сюжету игры, путешественники высаживаются с вертолёта посреди Гималаев, чтобы добыть древние сокровища: золотые статуэтки дракона и горного козла, китайский бумажный фонарик с алиэкспресса и тарелку пельмешек. Смешно, но логично — часть Гималаев действительно находится на территории Китая (обзовём пельмешки вонтонами). Несмотря на мирный внешний вид путешественников, все они, включая бабушку с лыжами, являются людьми ушлыми и хотят только одного — быстрее собрать все ценности и в одиночку свалить на вертолёте в закат, оставив конкурентов с носом и с йети. Йети тем временем не прочь пожрать чужих пельмешек, но в общем он на порядок миролюбивее самих игроков. Играет за йети его величество Рандом.
Пельменииии, милые моиии!!!
В коробке с игрой мы найдём красивый прозрачный кубик, две пачки разноразмерных карт (из квадратных составляется игровое поле, прямоугольными оперируют в ходе партии игроки), памятки, правила и фишки героев и йети. Про выгибающиеся по диагонали карты я уже писал в обзоре на «Кренделей». Других нареканий к качеству компонентов нет и здесь. Отдельно стоит сказать про фишки; это не тупо разноцветные миплы, как обычно бывает, каждая фишка соответствует карте игрока не только по цвету, но и по очертаниям — и симпатично, и перепутать будет тяжело. Дочери двух и семи лет были от них в восторге, а я потом разыскивал фишки по всей квартире.
Содержимое коробки
Хоровод вокруг йети
А вот к правилам у меня имеется ряд вопросов. В отличие от «Кренделей», где всё было подробно иллюстрировано, в «Искателях» их оформитель руководствовался принципом: «И так сойдёт». В результате вместо картинок с картами мы видим только схематичные квадратики и пиктограммы, которые с большой натяжкой можно сопоставить с самими игровыми компонентами.
Минимализм в действии
Фраза: «Поставьте фигурку йети на карту местности со значком йети», — до сих пор повергает меня в смятение, ибо если значок йети, это вот это:
... То я их нашёл сразу два, и непонятно, на какой из них ставить фигурку. А если не это, тогда я его до сих пор не нашёл, слепой лошара. В общем, если игра будет переиздаваться, правила надо переделать.
Фух, переходим к самому процессу игры. Из квадратных карточек составляется карта местности. Видов местности здесь два — либо это нычки предыдущих путешественников, в которых можно найти ледорубы и дельтапланы, либо это пещеры, в которых могут лежать сокровища, а, может быть, шиш с маслом. Правда, этот самый шиш позволяет поменять местами две никем не занятые карты местности. Пещеры, естественно, выкладываются своей начинкой вниз, и игроки до поры до времени не знают, что в них скрыто.
Нычки предыдущих путешественников
Слева — шиш. Справа — пельмешки.
Каждый игрок получает карточку игрока и соответствующую фишку. И, о чудо, эти карточки асимметричны — у каждого героя есть свои изначальные возможности перемещения.
Вот она, асимметрия. Мелочь — а приятно.
Рядом с получившимся полем выкладываются лицом вверх четыре стопки карт с сокровищами и — вверх рубашкой — колода карт со снаряжением, из которой открываются пять карт. Фишки игроков ставятся на карточку местности с вертолётной площадкой, фишка йети — вы знаете, куда. Можно начинать!
Раскладочка на четверых
По краям каждой карты местности нарисованы различные символы — крюк, лыжи, ледоруб и дельтаплан. Такие же символы есть на картах игроков. В свой ход игрок может «использовать» один символ со своей карты и переместиться со своей карты местности на соседнюю в направлении этого символа. Пространственно-временной континуум в Гималаях не функционирует, поэтому, шагнув за край карты, игрок тут же появляется на её противоположном краю.
Если игрок остановился на карте с сундуком, он может взять себе одну из открытых карт снаряжения. Снаряжение бывает постоянное — его игрок сможет использовать каждый ход, и одноразовое — его придётся сбросить после использования. Снаряжение может дать игроку дополнительное перемещение, позволить повернуть карту местности, на которой он стоит, удвоить действие другого снаряжения и т. д.
Если же движение игрока закончилось на карте с пещерой, игрок переворачивает её. Попалось изображение сокровища — игрок берёт его себе из нужной стопки. Попалась пустая пещера — игрок меняет местами две свободные карты местности (эта механика мне лично напомнила «Каменный век Junior»: меняй пещеры с сокровищами, которые ты уже получил — после пяти-шести таких перемещений запутаются все).
После этого ход игрока в любом случае заканчивается. Полученное снаряжение можно будет использовать на следующем ходу, а пока нужно переместить йети. Для этого игрок кидает кубик. На картах местности, рядом с символами перемещения, нарисованы ещё и значения шестигранника. Вот по этим значениям и начинает топать йети. Но, в отличие от игроков, косматый перемещается не на один квадрат, а бродит до тех пор, пока либо не наткнётся на игрока, либо на тот квадрат, где он уже побывал (эта механика напоминает механику перемещения монстров в «Ужасе Аркхэма», а ещё больше – в «Манчкин Квесте»). При выпавшей пятёрке йети вращает свою карту местности, а при шестёрке — вот везуха — остаётся на месте. Ну а попавшийся в лапы йети игрок перемешивает все свои карты (персонажа, снаряжений и сокровищ), а его сосед выбирает из всех карт одну и отправляет её в сброс (персонаж сразу же возвращается назад — его нельзя потерять). Усё, ход передаётся следующему игроку, а все разыгранные карты ходивший забирает обратно в руку.
Слышь чё, пельмешки есть? А если найду?
После двух-трёх кругов игроки делают уже не по одному движению, а по несколько — за счёт карт снаряжения. Но решив остановиться на какой-то карте местности, игрок в любом случае заканчивает ход. Продолжаются эти побегушки до тех пор, пока один из игроков не насобирает четыре разных сокровища. Если ему удастся вернуться обратно к вертолёту, ничего не потеряв по пути, он и становится победителем.
Бабка затащила
Предусмотрен в игре и ещё более упрощённый режим, в котором карты снаряжения берутся из колоды случайным образом, а игрок, разыграв карту рубашкой вверх, может перемещаться по броску кубика на соседнюю карту местности. Но, на мой взгляд, для детей и обычные правила никакой сложности не представляют, ни к чему он здесь.
Как я уже говорил в начале статьи про уклон, здесь он однозначно в «детскую» сторону. Я не скажу, что мне было совсем неинтересно играть — запоминать пещеры с сокровищами в первый раз не особо просто, а двигать йети — достаточно забавно, но дети явно получат больше удовольствия от этой настолки. Хотя в подвыпившей компании «Искатели» могут зайти и взрослым, чего уж там.
Если рассматривать эту игру именно в концепции детской, а не семейной настолки — это ура, товарищи. В 7–10 лет, а возможно, даже чуть старше, это будет и отличный подарок на праздник, и просто способ на пару часов занять ораву путающейся под ногами мелюзги. Яркое и красочное оформление, мимимишные фигурки, простой и в меру непредсказуемый игровой процесс — что ещё нужно для щастья? Серьёзно, я совершенно искренне рад, что во время появления «Смартфонов» в России появляются вот такие, негиковские, незамороченные, но вместе с тем совершенно небанальные и свеженькие вещи. Спасибки MVP за предоставленные для обзоров игры, уверен, мы ещё не раз услышим про это начинающее издательство.