С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Я очень люблю цирк. Помню, в детстве родители часто нас с братом водили на представления, и хоть я и был ещё совсем маленьким, но помню несколько номеров с тех времён. В семейном архиве, кстати, до сих пор хранится фотография, где мама с папой участвовали в номере одного из клоунов :) А уж сейчас, когда у самого родился сын, так и вовсе стараемся ходить на большинство программ, приезжающих к нам в город.
А в прошлом году на выставке в Эссене одним из главных хитов стала игра «Грандиозное представление», в которой игроки руководят бродячими цирками. Игра из одного моего хобби посвящена другому хобби — как вы понимаете, такое пропускать было ну никак нельзя!
В игре мы управляем бродячим цирком, который кочует с места на место, ставит свой лагерь, вывешивает афиши и, конечно же, даёт цирковое представление! Как же определить, какой цирк более успешен? А очень просто! По количеству проданных билетов и довольных зрителей! Каждый билет в нашей игре даёт победное очко. У кого очков будет больше — тот и станет самым успешным циркачом и, соответственно, одержит победу.
Игра идёт три раунда, и в каждом из раундов каждый игрок совершит ровно четыре действия.
А знаете, для чего на поле так много кубиков? Дело в том, что выполнять действия мы будем с их помощью. В этой игре можно делать действия трёх видов — путешествие, строительство и представление. А вот их «сила», а точнее, польза от них, определяется очками действий.
В начале каждого раунда первый игрок бросает все кубики и аккуратно, не переворачивая, выкладывает их на главный шатёр — это наш запас очков действий на этот раунд. Каждый игрок по очереди в свой ход берёт один из кубиков и получает столько очков действий, сколько указано на кубике. Затем то же самое делает следующий игрок, и так далее по кругу.
В начале партии.
Но самое интересное начинается тогда, когда очередь делать свой ход снова дойдёт до первого игрока! Как вы могли заметить, на поле лежат кубики трёх цветов плюс несколько прозрачных. Если игрок возьмёт кубик другого цвета, нежели тот, что он брал в первый раз, то он получит свои законные очки действий на этом кубике и сможет их потратить, как посчитает нужным. А вот если он возьмёт кубик того же цвета, что и в первый раз, то очки действия будут определяться не только тем кубиком, что он взял только что, но и тем, что был взят в предыдущий ход. Количество очков действий будет равно сумме всех чисел на всех кубиках того же цвета, что и только что взятый! Комбинируя кубики одного и того же цвета, к концу раунда можно совершать действия стоимостью 20 и больше очков действий!
Прозрачные же кубики могут быть объявлены кубиками любого цвета и суммироваться с цветными, но только в тот ход, когда действие выполняется именно с помощью этого кубика. Во всех последующих ходах этот кубик учитываться уже не будет.
Казалось бы, при таком подходе в игре велико влияние рандома, и игроки, ходящие первыми, имеют очень большое преимущество. Однако это не так. Мы берём кубики не просто так, а выставляем их на карты импресарио.
Каждая такая карта даёт некий модификатор хода. Одни карты добавляют 2 очка действий, если на них выложить кубик определённого цвета, другие просто позволяют положить кубик любой стороной, как посчитаем нужным. Есть импресарио, которые могут копировать эффект других импресарио игрока, а есть те, что никаких очков действий не производят, но позволяют взять из запаса монеты, нанять ассистентов или получить кристаллы.
Кстати, о кристаллах. В игре присутствует и такой полезный ресурс. Причём, как и кубики, в четырёх цветах. Они нужны будут для некоторых представлений и финального подсчёта очков, но ими также можно расплатиться за очки действий. Сбрасываешь кристаллы того же цвета, что и кубик, или же прозрачные — и за каждый получаешь 2 очка действий (далее ОД).
А ещё в свой ход можно воспользоваться жетонами ассистентов. Ставишь своего ассистента на соответствующий жетон — и вуаля! В зависимости от жетона у тебя есть ещё несколько очков действий, удвоение каких-нибудь бонусов и прочие полезные в хозяйстве вещи!
Как видите, рандом здесь вполне успешно компенсируется несколькими способами, и все игроки находятся во вполне равных условиях.
Теперь, когда мы разобрались, за счёт чего мы будем совершать действия, давайте посмотрим, как мы будем это делать.
Чтобы путешествовать, мы берём один из кубиков, применяем к нему все модификаторы за счёт наших импресарио, кристаллов и ассистентов, суммируем полученные ОД с очками действий на уже выложенных кубиках того же цвета и ищем нужную кибитку.
Как нетрудно догадаться, путешествовать мы будем в совпадающей по цвету с кубиком кибитке и ездить мы будем по кругу. Игрок получает все кристаллы и все карты афиш, мимо которых проедет наш фургон.
Но на пути кибитки встречаются ещё и жетоны шатров. Через них, конечно, можно просто проехать. Но лучше остановиться и забрать жетон себе. Ведь именно такие жетоны дадут возможность разыграть больше афиш, а следовательно, продать больше билетов и получить больше победных очков и монет.
Если городишко, через который мы проезжаем, нам понравится, то тут вполне можно остановиться и заняться строительством лагеря. Мы опять берём кубик, производим все математические вычисления и получаем очки действий. А вот потратить мы их можем согласно памятке, размещённой на личном планшете.
В этой памятке малый квадрат означает малый жетон строительства, а большой квадрат — большой. Как видите, за 3 ОД мы сможем разместить только 1 малый жетон, а за 18 ОД вполне можно построить два больших шатра и на сдачу ещё и малый.
Цвет жетонов, как многие уже догадались, совпадает с цветом кубика. Но это ещё полбеды. А вот по-настоящему важно то, что все 6 возможных жетонов имеют разную форму!
А теперь прибавьте сюда правило, что каждый новый жетон должен соприкасаться с уже выложенным, а в самой области лагеря разбросаны разные бонусы, закрыв которые, можно получить на руки ценный ресурс или даже победные очки, и поймёте, что тетрис тут порой занимательнее, чем в каком-нибудь «Пэчворке» или «Пире во славу Одина» (а уж я-то знаю:) ).
Ах да! Эти жетоны в лагере мы размещаем отнюдь не для красоты! В этих шатрах живут наши цирковые артисты, номера которых мы разместили на наших афишах, рекламируя наши представления.
Как видите, чтобы наш артист смог показать свой номер, нужно удовлетворить его райдер — выделить в лагере шатры, где бы он мог репетировать и хранить свой инвентарь.
Также для некоторых номеров могут понадобиться расходные материалы — за них придётся расплатиться кристаллами. Всё для любимого артиста и уникального номера!
Ну и наконец, наступает время самого выступления! Как и для всех прочих действий, берём кубик, выставляем, крутим, вертим, суммируем, копируем и так далее. Цвет кубика тут неважен, важно только количество ОД. Ведь грандиозность нашего представления определяется именно ими. А точнее, шкалой, на которой указано, сколько афиш и за сколько очков действий мы сможем разыграть — сколько номеров будет содержать наше шоу.
Важно также помнить, что можно разыгрывать только те афиши, которые находятся над выставленными жетонами шатров. Есть афиша, но нет шатра? Увы! Но с этим номером придётся повременить. Есть шатёр, но без афиши? Смотри предыдущее предложение!
Таким образом, выбрав кубик и получив ОД, мы выставляем шляпу на шкалу и определяем количество афиш, которое мы вправе сыграть, проверяем наличие жетонов шатров под афишами, сверяемся с требованием артистов к структуре лагеря, платим кристаллы и только после этого играем афиши! Если все эти условия выполнены, мы получаем победные очки и монеты как за сыгранную афишу, так и за шатёр, над которым она находилась.
Можно сыграть лишь 2 афиши.
Так, комбинируя действия и их последовательность с разноцветными кубиками, картами импресарио, кристаллами и ассистентами, мы и прокладываем путь к успеху на протяжении трёх раундов.
После того, как все игроки совершили по 4 действия, наступает, как нетрудно догадаться, конец раунда.
За всё хорошее в этой жизни нужно платить. Поэтому каждый считает по отдельности сумму очков действий по цветам и отдаёт в банк количество монет, равное наибольшей сумме. Также мы платим и за все очки действий на прозрачных кубиках.
Если монет не хватает, то придётся расстаться с частью победных очков, согласно таблице — я бы на вашем месте до такого доводить не стал.
После того, как налоги уплачены и все спят спокойно, переходим к приятной части процедуры:) Все игроки оставляют только одну верхнюю шляпу на шкале представлений и смотрят порядок оставшихся головных уборов. Начиная с владельца самой верхней шляпы и далее по нисходящей, каждый игрок выбирает себе 1 набор из нового импресарио и лежащего рядом с ним жетона ассистента. Жетон мы кладём в область личных ассистентов, а импресарио — к четырём остальным картам.
Наступает время получения дополнительных победных очков. Настал черёд нижней части карт импресарио. Смотрим, за что там дают победные очки, и получаем эти очки за одну из карт, попутно сбрасывая её.
После этого все шляпы смещаются в самый низ шкалы, и в следующем раунде игроки начнут совершать действия в новом порядке.
В конце же третьего, последнего, раунда мы всё так же берём лишнего импресарио, получаем очки за одну из карт, но в дополнение к этому мы получаем половину победных очков за оставшиеся 4 карты.
И, наконец, если у нас остались кристаллы, их можно разместить в области нашего лагеря с тем расчётом, что за каждый полностью закрытый жетонами и кристаллами прямоугольник, отмеченный там, мы получим дополнительные 4 очка.
Считаем сумму ПО и поздравляем победителя!
Одно могу сказать наверняка — не зря «Грандиозное представление» стало одним из главных хитов выставки настольных игр в Эссене. Давненько мне настолько сильно нравилась вновь сыгранная игра.
Признаюсь честно — первую партию, когда ещё правила были плохо изучены и всё время приходилось уточнять некоторые моменты, было достаточно сложно, и удовольствия я тогда от партии практически не получил. Но теперь, полностью в них разобравшись, с каждой партией эта игра мне нравится всё больше и больше!
Некоторые говорят, что сова натянута на глобус и тема очень слабо переплетается с механикой. Но, если вы прочитали предыдущие части статьи, сами видите, что логику авторов и тематику игры вполне можно отследить. Уж любителям евро-игр так точно не составит труда провести параллели.
Тем более, что игра красивая:) Как говорится, для машины стильно смотрится любой цвет, если этот цвет чёрный. Здесь у нас такой же случай. Поле, личные планшеты, карты и жетоны — всё красивое. А уж разноцветные кубики и, конечно же, кристаллы... В общем, стильно, модно, молодёжно!
Механика тоже не подкачала! Казалось бы, всего три вида действий — мало же и простора нет. Но на деле, с цветными кубиками, импресарио, ассистентами, порядком и силой действий можно крутить та-а-акие комбо…
А уж насколько хорошо взаимосвязаны все три вида действий, я вообще молчу. Когда и какой кибиткой ехать, чтоб хапнуть побольше кристаллов и новый жетон шатра? Какие карты афиш брать? А лагерь строить под выбранные афиши или, может, афиши брать под лагерь? Да и строить лагерь как? Чтобы побольше бонусов сейчас собрать или же выполнить условия для получения очков импресарио? А представление дать сейчас двумя афишами или повременить, отстроить лагерь и получить сразу большую награду? А монет-то у меня хватит расплатиться в конце раунда?
И это только часть вопросов, которые проносятся в голове при каждом ходе. Каждый раз приходится балансировать на грани, чтобы и действия совершить с максимальной эффективностью, но при этом и не доиграться до того, что в конце раунда придётся расплачиваться не монетами, а ПО.
Хотя, конечно, не обошлось без некоторых минусов. Точнее одного, но существенного. Нашего старого доброго паралича анализа. Я обычно играю в игры, где нужно совершать действия по очереди, по принципу «Пофиг! На месте разберёмся!». Нет, я конечно придерживаюсь некой общей стратегии, но достаточно легко подстраиваюсь, если соперник подрезает меня в некоторых местах. Так вот, в этой игре я стал за собой замечать, что порой я безбожно даунтаймлю! Вроде понимаешь, что вот сейчас надо строиться, но при этом никак не можешь посчитать, какой кубик нужно для этого взять, куда отправить ассистентов или как правильно выложить жетоны. При этом гоняешь все вышеперечисленные вопросы по кругу и никак не можешь найти самый эффективный ответ.
В общем, если ваши соперники склонны к чрезмерному анализу, то вам остаётся только запастись терпением…
Ну и последнее, о чём следует упомянуть — это дичайшая реиграбельность. Кубики, карты импресарио, жетоны ассистентов, афиши — в общем, вы никогда не повторите сыгранные ранее партии. Каждый раз придётся подстраиваться под новые условия, рандом и соперников, которые так и норовят взять самый нужный кубик.
Чёрные победили с отрывом 2 очка)))
Вписываясь в предзаказ на эту игру, я повёлся на положительные отзывы, даже не читая правила. Нет, я, конечно, знал, что это евро-игра, которые я и моя игровая ячейка весьма уважаем, но как конкретно она играется и какие механики там используются, я тогда не знал.
Но мне повезло:) Игра полностью оправдала мои ожидания и даже больше! Я с чистой совестью могу рекомендовать всем эту игру. Конечно, позиции моего любимого «Одина» остались незыблемы, но вот в моём топе-10 игр явно произошли некоторые изменения… А если учесть, что время партии вполне себе демократичное — в районе полутора-двух часов, — думаю игра вполне заслуживает, чтобы попробовать партейку-другую.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Тем более, когда речь идёт про цирк! Поэтому мы с Инной подготовили для вас летсплей этой интереснейшей игры.
Как обычно, объяснение правил, напряжённая партия и финальный подсчёт очков!
Приятного просмотра!