![]() |
Выходные данные [23.09.2023] |
Пока админ отдыхает, улыбнитесь мему и пообщайтесь. | |
![]() |
С миру по нитке [22.09.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже: «Unfol... | |
![]() |
Голосуем кошельком [21.09.2023] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
«Доминирующие виды: Мировой океан» |
Предзаказ стартовал! Игра приедет ориентировочно в декабре 2023 года. | |
![]() |
С миру по нитке [21.09.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games запуст... |
игры |
Взаперти
|
персоны |
Стэн Кордонский
|
компании |
Thunderworks Games
Hobby World |
Дата: | 21 ноября 2020 |
![]() |
8.9673 |
![]() |
- |
Игра, о существовании которой я узнал исключительно из анонса локализации от «Мира хобби». Практически ноунэйм-коробка, которую, однако, я стал ждать просто потому, что она смогла меня подкупить темой, необычной и в чём-то забавной в имеющихся декорациях. Тюрьма-подземелье, где сидят банды различных фэнтезийных рас и борются за уважуху среди себе подобных.
В сегодняшнем безграничном потоке выходящих коробок как-то упустил игру из виду в момент издания на Западе, хотя сейчас вспоминаю, что да, мелькало что-то такое, и тогда глаз тоже зацепился. Но, видимо, недостаточно крепко. В общем, стал ждать, когда появится игра, чтобы опробовать её с компанией, отмотать, так сказать, срок за игровым полем.
Оформлена игра в стиле «Пути героя» и «Картографов» — история, вроде как, происходит в одном с ними мире, и такая схожесть связана с тем, что художники у игры были одни и те же. Но по большому счёту никакой связи, кроме визуальной, у игр нет. В целом, тёмная лошадка для меня, которую в итоге попробовал и затем всячески испытал в своих игровых компаниях.
Одна из самых необычных тем, которые я когда-либо встречал в настолках, одновременно подкупившая на старте. Игроки управляют бандами разных рас, сидящих в тюрьме и соревнующихся в накопление барахла, типа заточек и дубинок, зубных щёток и прочего, а также — в наборе в свою банду полезных членов тюремного сообщества, чтобы пацаны зауважали.
Победа достигается вербовкой всяческих наёмников, с которыми мы договариваемся в общей столовой, подгоняя им ништяков, а также изготовлением всякого полезного барахла из хлебных мякишей :D (Ладно-ладно, не из хлеба, а из ресурсов четырёх видов.) В общем, тематичненько, забавно, при этом без налёта грязи и негатива, который, по идее, должна вызывать подобная тема. Говорю это как нелюбитель подобного антуража.
И насколько плохо лично я ни относился бы к подобной теме, фэнтезийность, карикатурность и забавность персонажей, а также условная цель игры — сбежать из тюрьмы (набрав больше всех победных очков) — показались настолько привлекательно-дурацкими, что начал ждать выхода игрушки на русском, как только узнал о её локализации. А ещё оформление достаточно красочное, что также скрашивает впечатление.
Наполнение среднестатистическое. Основной замес составляют всякие разные карточки, как то:
Карты наёмников, ребят, которых мы будем нанимать в свою банду, чтобы получить очки за всякие сеты.
Карты предметов являются практически главным способом набора очков, так как именно за них будет разгораться основная грызня на игровом поле.
Карты книг с различными действиями, описанными в них.
Карты достижений дадут в конце партии дополнительные очки тем, кто выполнит их условия.
Карты черт разнообразят начало партии.
Гора деревянных и пластиковых кубиков ресурсов.
Жетоны банд, являющиеся основным инструментов взаимодействия в игре.
Планшеты банд, по одной на игрока.
Пластиковые подставки (они же в терминах игры «казематы»), выполненные в стиле прикольных решёток, из-за которых глядят несчастные сидельцы.
Большое двустороннее поле под разное количество игроков.
Ну, и остальное всякое разное, типа фишек для подсчёта очков, маркеров раунда и первого игрока, а также набор карточек для соло-игры.
Итак, перед нами лежит общее игровое поле в виде карты тюрьмы, где нам придётся отсидеть шесть раундов, а на руках (вернее, на подставке) у нас шесть жетонов банды, скрытых от глаз противников. Плюс планшет.
Планшет выступает в роли склада, где мы отмечаем уровень своей силы, подозрительности охранников относительно нашей банды и складываем ресурсы в ограниченные слоты — всё это отмечается разноцветным кубами.
Наша основная цель — стать самым модным пацаном в тюрьме, наделав классных штук типа:
Всё это барахло делается из подручных средств, в роли которых в игре выступают четыре ресурса: зелья, железо, мусор и самое редкое золото. Сбором этих ресурсов мы и будем заниматься основную часть игры, именно их менеджмент является одним из базисов «Взаперти».
Основная же механика представляет из себя своеобразный аукцион за то, чья банда в отдельном раунде будет главной в определённом помещении тюрьмы и поимеет с неё максимальный профит. В свой ход игрок выкладывает в одну любую выбранную комнату сколько угодно своих фишек банды. Затем другой делает то же самое, и так до тех пор, пока у всех не кончатся на руках (на подставках) жетоны. После чего начинается подсчёт силы банды в каждой отдельной комнате, а следовательно, подсчёт собранного там добра. В каждой из восьми комнат можно получить что-то определённое:
В канализации можно набрать всякого мусора (зелёный куб), в лазарете — выпросить зелий (синий куб), в кузнице — припрятать за пазуху металла (серый куб), в лавке — получить или выменять золотишко (жёлтый куб), в столовой — заручиться поддержкой наёмников, в камерах — создавать из собранного ранее барахла предметы, это по факту самое важное действие, так как именно предметы приносят репутацию (победные очки) в тюрьме.
Из собранного в камерах на досуге мы и мастерим полезные предметы. У каждого предмета есть своя цена, за раунд можно смастерить лишь один, поэтому все хотят получить доступ к самым ценным и многоочковым. Для чего нужно собирать подходящие «ингредиенты».
Определить, кто в какой комнате «хозяин» в текущем раунде, помогает сила каждой банды. Она складывается из суммы значений ваших жетонов в комнате. При этом «качок» (жетон с кулаком вместо цифры) может быть в начале партии самым задохликом, но потом, потягав железо в качалке, сумеет один побить нескольких.
Тратя ресурсы, мы создаём предметы и получаем за это очки. Также иногда можно получить книжки в библиотеке — куда отправляют всяческих лохов-ботаников, не получивших в течение раунда плюшек от комнат. Пользуясь книжками, можно немного подкрутить ход игры в свою пользу — выступают они тут карточками действий.
Ещё есть механика подозрительности охраны; это когда самый борзый игрок в одной из комнат (набравший самую сильную банду) получает так называемые жетоны подозрений, которые впоследствии могут сыграть с ним злую шутку. Охрана придёт разбираться с представителями этой банды и отнимет у них от 4 до 8 очков, что при среднем счёте ~100 очков весьма ощутимо, так как обычно опытные игроки оказываются в финале достаточно близко друг к другу на победном треке.
Игра, привлёкшая нелепо-смешной тематикой, оказалась на удивление бодренькой на компанию не тру-гиков. Чего ждал я? Да ничего, даже правила перед стартом не читал, что невероятно необычно для меня.
С первой же партии стало всё понятно и очевидно — «Взаперти» играет на поле развлекалова настольщиков любого формата, начиная от гиканов и заканчивая новичками. Правила настолько просты, что объясняются очень быстро, но в игру доброшена горка всяческих нюансов, таких как:
В общем по чуть-чуть там, по чуть-чуть здесь — и вот перед нами совершенно несложная игра, в которую, благодаря целой пачке классических механик и элементов, достаточно приятно играть настольщику любого формата, ведь «Взаперти» ощущается хоть и лёгкой, но в достаточной мере насыщенной игрой. Другими словами, за неё интересно и приятно садиться посоревноваться, немного подумать. А с учётом того, что правила объяснить можно быстро даже ребёнку, коробка со всех позиций выигрышная. Ну, хотя, если вы собираетесь три+ гикана, то, конечно, что-то другое лучше раскладывать.
Общие впечатления с первой партии и до восьмой у меня не изменились вообще ни на йоту: в каждой партии цель нашей банды — создать несколько вещей. Обычно удаётся что-то около 3–5, и на это нужны ресурсы, которые каждый раунд, в зависимости от доступных предметов «на рынке», мы стараемся подобрать в различных комнатах.
На этапе распределения членов банды по комнатам тюрьмы присутствует самое долгое планирование, так как просчитать, кто куда пойдёт и кому что нужно, достаточно несложно (ведь вся информация открыта — и предметы на рынке, за самые топовые из которых постоянно ведётся борьба, и наёмники, которые тоже известно кому пригодятся больше), но вот элемент блефа, оттягивания своего важного хода-выставления фишки сильного бандита… В этом, на самом деле, и есть основной сок «Взаперти». Автор сию фишку несомненно понимал (он же её придумал =) ), и для того, чтобы сделать сок сочнее, имеется правило о том, что за раунд можно добавить в комнаты 2 фишки бандитов в закрытую, что ещё больше добавляет интриги и вычислений «кто куда пойдёт и как с этим бороться».
После расставления жетонов банды начинается уже техническая часть, когда ресурсы распределяются между «выигравшими» их игроками. И это хоть и увлекательно, однако, основной цимес и ощущения игра дарит участникам именно в той части, когда они пытаются заареаконтролить комнаты. Вся борьба происходит на переигрывании в этом контроле, дабы получить нужные ресурсы и вложить их в самые «дорогие» предметы.
Чем ещё, да и вообще развлекает «Взаперти»? По сути, игра прикольна следующими фишками:
‣ Сбор сетов, это всегда весело. Помимо того, что нужно подбирать правильные наборы ресурсов-кубиков для создания предметов, можно уйти в наём бандитов — карточек, дающих очки вариативными способами. Например, есть просто бандиты с парой очков, а есть длинные сеты дворфов, которых чем больше накопите к концу игры, тем больше очков получите, а ещё есть бандиты, которые дают очки в зависимости от силы вашего качка в финале.
Я, кстати, как начал с первой партии упирать именно в стратегию наёмников, так её и придерживаюсь, и причина тому одна — обычно все бросаются создавать предметы, благодаря чему столовая (поле наёма бандитов) более просто окучивается. Ведь когда они никому не нужны, на тех же дворфах вполне несложно набрать 25–30 очков, а это больше, чем даже два хороших или полтора супер-крутых предмета.
Но тут тоже не всё так просто, ведь нанимать захочет не только тот, кто собирает наёмников, но и остальные игроки, ведь многие карточки наёмников предоставляют единовременный бонус, например, самый редкий ресурс — золото.
‣ Механика подозрительности охраны тюрьмы. Опять-таки, как и вышеописанный сбор сетов, не представляет чего-то сверхоригинального, но достаточно забавно пытаться спихнуть чёрные кубики своим оппонентам. Ведь тот, кто собирает много подозрений, будет наказан охраной. Причём тут палка о двух концах — вы и первое место хотите занять в определённых комнатах, и подозрений хотите избежать, которое так же выдаётся за первое место. Так что приходится вертеться.
А вертеться можно при помощи члена банда, имеющегося в наборе жетонов у каждого игрока в одном экземпляре. Мы его «шнырём» называем. Он позволяет избегать кубиков подозрений — договаривается с охраной, то бишь. А также есть немало карт наёмников, предметов и карточек-книг, манипулирующих чёрными кубиками подозрений.
В целом тоже ничего сверхъестественного, просто приятная маленькая механика подстав и рисков с постепенным нагнетанием обстановки. Классно, что охрана минусует как самого подозрительного, так и находящегося за ним, на втором месте, игрока. Это добавляет азарта и стараний избежать нежелательных кубов.
‣ Третье и последнее, оно же главное — это уже описанный выше «аукцион» за комнаты. Именно про это «Взаперти». Про находить «правильные» комнаты каждый раунд, где можно стать первым, получив большой куш и не получив подозрений. Этап размышлений, куда поставить свои жетоны, самый даунтаймский в игре. Именно тут игроки залипают порой на минуту-другую, чтобы просчитать куда ставить жетоны и попытаться обмануть остальных.
Игра про плотное взаимодействие, вы не можете распланировать совершенно всё, всегда есть действия ваших противников, и они пытаются вас остановить, подрезать ваш сет из дворфов или хобгоблина важного не дать вам, ну, а про «вырвать из-под носа 20-очковую вещь» и говорить не приходится.
От других игр на размещение рабочих — а «Взаперти» очевидно принадлежит к этой категории — настолка отличается тем, что здесь есть прямая борьба за слоты действий, и «рабочие» у вас не просто идут в слот, а должны дать там по башке «рабочим» другого цвета, чтобы что-то получить. В результате чего в игре идёт беспрерывная борьба, подлянки и попытки надуть оппонентов, заманив их в другие комнаты, чтобы они не обращали внимания на важные для вас. Интересный концепт и неплохо передаётся дух и тема, можно сказать.
Из минусов могу вменить парочку: некоторый даунтайм, о котором говорил выше, когда каждый игрок пытается продумать, куда же ему отправлять свои жетоны «рабочих», и предугадать-переиграть действия оппонентов. Однако в этом и интерес тоже есть. И более конкретный минус — это цветовое решение поля / жетонов игроков. Всё красочно, рисунки отличные, поразглядывать даже можно комнатки (в переходе между качалкой и канализацией можно найти игральные кубики), однако, претензия возникала не в одной компании вот такая — некоторые жетоны банд плохо различимы на игровом поле и невнятно отличаются друг от друга. Даже я, обычно не обращающий на это внимания, заявляю, что да, различимо, но можно было бы сделать какие-то более дружелюбные и явные цвета.
Что же ещё вспомнить можно? В коробке неплохое разнообразие вещей, заданий, открывающихся по три на партию (из 15 возможных), наёмников, книжек с действиями, но... В каждой партии появляется мысль, что было бы неплохо досыпать их ещё побольше. Прямо напрашивается какой-то небольшой доп с этим добром. Нет, и без него прекрасно играется, просто человеку всегда хочется больше и больше. Вам ли не знать, господа настольщики.
Что ещё? Ах, да «Взаперти» также предлагает соло-режим, но это… по-моему, игра именно про взаимодействие, а не про случайные действия бота. Поэтому оставим решение играть в него соло-настольщикам. Слышал, что режим хорош, но даже не попробовал, благо желающие сыграть в коробку всегда имеются.
Игра довольно забавная и оказалась для меня именно тем, чем примерно и представлялась — очередной средне-лёгкой тяжести настолочкой для любой компании.
Не было ни одного человека в моём окружении, кому явно бы не зашло. Честно говоря, я удивлён сему факту, так как лично игру оцениваю как «ну, повыше «норм», но ничего необычного». Однако заявляют её как желаемое на столе достаточно часто, однако, не из-за какой-то неимоверной свежести и новизны, а как раз наоборот, потому, что механики «Взаперти» настолько просты и всем известны, что раскладывается всеми с удовольствием. Это не основное блюдо вечера абсолютно точно, ибо собираться нужно на серьёзное что-то, но как вариант разминки (определённо не филлерный), отлично подходит. У нас как раз сейчас так и просиходит — начало вечера «Взаперти», потом «Маракайбо» или «Подводные города» с «Анахронностью».
Ну, и да, она из тех игр, которые пока свеженькие-горячие, играются с большим удовольствием много-много партий, так как простая и весёлая. Но потом, со временем, она поднадоест, думаю, ведь глубоких стратегий вы не найдёте — чисто умное развлекалово.
P. S. Кстати, на коробке налеплена ачивка «Знак качества» от Dice Tower. Хотя я и отношусь ко всем наградам и прочей подобной чухне с максимальным недоверием (если не сказать больше), но здесь я прекрасно понял, за что Том Васел (Вэсел, кому как угодно) выдал эту ачивку. С годами настольщики начинают ценить и отличать различные простые игрушки от «очередной проходной фигни» на раз-два. Относительно «Взаперти» я полностью согласен с этим, несомненно, опытнейшим мужиком.