AlexBelan написал 5 часов назад к игре Великая стена: # Если отряд орды не побеждён, то с воинами на карте отряда ничего не пр...
Razorvi_KapbITo написал 11 часов назад к статье Максимум Апокалипсис: # Bad_Elvis, да вкусовщина это всё на самом-то деле. Если у игры нет яв...
Krapiva написал полдня назад к игре Кладовая дракона: # Играем вдвоём. Выкладываю две четвёрки. Оппонент, если ничем не ответи...
Angvat написал полдня назад к новости С миру по нитке [22.04.2024]: # Да всяко Хобики цену сбивают, чтобы потом купить задешево и всех крити...
Yury_R написал полдня назад к игре Билет на поезд: Европа: # ух ты, неожиданно))) надо попробовать! откуда задумка, если не секрет ...
Обзорная башня [23.04.2024]
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г.
С миру по нитке [23.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а...
С миру по нитке [22.04.2024]
О том, что происходит с сайтом и на рынке.
С миру по нитке [18.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В предзаказе: «Д...
С миру по нитке [17.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: RollinGames изда...

Uninvited_Host

Fortress Berlin на русском

13 мая 2021

Информация

добавить
Дата: 13 мая 2021
Оценка пользователей
9.0636
-

 

Источник: https://vk.com/public180402201.

 

 

В этой статье я расскажу про особенности игры и отличия от большинства варгеймов. Я не затрону сам журнал, о нём уже рассказывал. Просто прикреплю ссылку на статью о журнале: https://vk.com/public180402201?w=wall-180402201_57.

 

 

Последний бой Третьего Рейха

 

 

20 апреля 1945 года.

 

Берлин. Бункер в центре разрушенного города.

 

09:57 утра. В комнате совещаний над картой склонился ОН, человек который впишет своё имя в летописи человечества. Сегодня утром первые артиллерийские снаряды упали на улицы Берлина. Русские пушки на расстоянии выстрела от центра города. Этот факт собрал верхушку Третьего Рейха. Присутствующие слушали Фюрера о планах защиты города. Страх висел в комнате и мешал дышать; как сказать главнокомандующему, что армии, которые должны прийти на помощь обречённому городу, существуют только на его картах и в его голове.

 

Скрип бронированной двери отвлёк присутствующих от карты, в комнату вошёл генерал-майор.

 

— Монке, Вы пришли.

 

— Мой фюрер, — правая рука подкинута вверх в приветствии, звонкий щелчок каблуков прокатился эхом по пустым коридорам бункера.

 

Сегодня я обьявил план «Клаузевиц». Отныне линия фронта проходит через Берлин. Я поручаю вам оборону правительственного квартала.

 

— Мой Фюрер, раз уж война пришла в Берлин, мы будем биться до последнего человека, но в городе осталось три миллиона гражданских, их надлежит эвакуировать.

 

— Я понимаю ход ваших мыслей. Но мы должны быть хладнокровны. Сейчас не время думать о так называемых гражданских.

 

— Мой Фюрер, при всём моём уважении, что станет с женщинами и детьми? И с тысячами раненых со стариками?

 

— На такой войне не бывает гражданских лиц.

 

Город готовился к последней схватке.

 

 

 

Адольф Гитлер, апрель 1945 г.

 

 

 

Вильгельм Монке, бригадефюрер и генерал-майор войск СС.

 

 

Начало

 

 

20 апреля 1945 года. С этой даты начинается трек ходов под цифрой 0, на котором соперники будут отслеживать очерёдность ходов, приближающих играющих к победе. 20 числа, прорвав оборону Гитлеровских частей на Зиеловских высотах и отрезав, не дав защищающимся отступить в город на последнюю линию обороны, советские части 1 Белорусского фронта под руководством маршала Г. Жукова отметились залпом из орудий, дав понять, что русских отделяют 13 километров от заветной победы. Последние 13 км Третьего Рейха за 15 ходов окунут играющих в финальное сражение Великой Отечественной войны. На этом же треке отмечены пополнения сторон, трек победных очков, отмечаемых двумя фишками.

 

 

 

Маркеры хода и победных очков.

 

 

 

Трек хода и победных очков.

 

 

Этот варгейм стратегического уровня погрузит игроков в атмосферу последних боёв за столицу Гитлеровской Германии. Фишки — батальон. Гекс — 500 ярдов. Подразделения в игре историчны, что позволяет смоделировать большинство эпизодов сражения. Таблицы местности, решения боя, подкрепления — всё как всегда. Но я поставлю эту игру особняком. Сразу не припомнишь варгейм на данную тематику в таких подробностях, масштабе и, конечно, с вариантами игры. Знай «Битву за Берлин», и коробка расскажет историю подробно. Ты сам решишь, закидали ли Берлин трупами, и ответишь на вопрос: «А что если?», — а в конце статьи постараюсь удивить, лично сам этого не знал и в школе об этом не говорили, и на вряд ли скажут.

 

… Итак, особенности.

 

 

Карта

 

 

В стиле фото-аэросъёмки на чёрно-белую пленку. Город Берлин изображён близко к оригиналу. Проспекты, улицы, мосты, каналы и реки тщательно прорисованы. Некоторые части города напоминают лунный грунт — авиация союзников. Руины привносят колорит в игру, дающий бонус к защите. Не весь город разрушен, но советская дальняя артиллерия и авиация жилую застройку спокойно превращают в руины, после чего помечаются специальным маркером. Важные здания в городе и пункты помечены ярко-жёлтым цветом, выделяяся на сером фоне. В центральной части города оборонительный периметр, последняя линия обороны, взломать которую — первая задача советского игрока. На это уходит время — союзник Германии.

 

 

 

Карта Берлина (игровое поле).

 

 

 

Периметр-опорные пункты, Олимпиаштадион, лунный грунт.

 

 

 

Аэропорт Темпельхоф.

 

 

 

Зоны входа (выхода) на (с) карты.

 

 

 

Олимпиаштадион.

 

 

 

Аэропорт Темпельхоф — ключевая точка. Именно сюда Дениц отправит на помощь осаждённому городу морских пехотинцев, пока это будет ещё возможно. В случае утери контроля над аэропортом по улицам Берлина провести их будет довольно сложно.

 

 

Фишки

 

 

Исполнены нестандартно, что первое время вводит игроков в ступор. Первая отличительная черта — переворот фишки не через бок, а через фейс, олдскульно. Информация на фишках. У части два режима.

 

Режим манёвра: разрешает подразделению быстро передвигаться, но так оно слабо в атаке и уязвимо; зона контроля — передние 3 гекса, риск фланговой атаки или окружения.

 

Режим боя: подразделение развёрнуто и готово к бою, скорость движения минимальна, только в этом режиме допустимо прочёсывать руины; зона контроля — вокруг.

 

Повреждения помечаются маркером.

 

Сложность, с которой сталкиваешься в первое время — это различение частей и подразделений на армии и дивизии. Тоненькая цветная полосочка, маркер отличия/принадлежности подразделения разделяет основной цвет стороны и диагональные линии развёртывания (режима). Большинство времени тратишь на пополнение и расстановку, ковыряясь пинцетом в каунтер-трее (штатном игронайзере). После первой партии принято решение разделить подкрепления согласно штатному расписанию по зиплокам.

 

 

 

Правая сторона — цвет нации, Германия — бежево-серый, СССР — терракотовый. Левая сторона — армия. Цветная ленточка между — дивизия. Правая сторона: цвет нации с диагональными полосками — режим манёвра, сплошной цвет — режим боя.

 

 

 

Эта таблица сократит время расстановки втрое. Жаль, что у нас её не было.

 

После двух полных ходов проблемы с фишками отступают, и игрок больше не обращает внимания на эти мелочи.

 

 

Таблицы

 

 

Не стану описывать процесс работы с таблицами, это что-то новое. Такого не встречал, на результат влияет оружие подразделения. Авианалёт, артобстрел, смешанный обстрел, огонь прямой наводкой, ближний бой — в этом разнообразии атак поможет разобраться таблица разрешения боя. Разнообразие решает проблему штурмов укрепрайонов, размягчая оборону бомбардировками с последующим ближним боем, имитирует уличные бои на коротких дистанциях брони против пехоты, заставляя игрока продумывать, отправлять ли танки в переулок без поддержки пехоты. Штурмы проводятся в радиусе командования штаба, непосредственно армий, дивизий — что делает штаб целью № 1. У немцев ещё сложнее: части в радиусе штабов армий, штабы — в радиусе штаба обороны Берлина.

 

 

 

Таблица разрешения боя (ТРБ).

 

 

 

Эффекты боя.

 

 

 

Таблица влияния местности (ТВМ).

 

 

О что тебя ждёт впереди, игровой процесс и атмосфера — х-м-м-м… Снимаю шляпу.

 

 

Опциональные правила

 

 

День рождения

 

 

Высокопоставленные чины отмечают 56 год рождения Фюрера Адольфа Гитлера, разрывы снарядов в центре города обрывают праздник, и гости разбегаются, пытаясь спасти жизни. Опциональное правило «17.4.9. День рождения Гитлера (предигровой ход 0)» — отголосок фильма «Бункер» 2004 г. В игре присутствуют фишки лидеров Третьего Рейха; по этому правилу, фишки необходимо поместить в непрозрачную ёмкость и вытянуть 6 лидеров, разместив согласно стартовому гексу на обороте, остальные благополучно покидают осаждённый Берлин (идут в коробку).

 

 

«О-о-о, этот Адольф!» (игра персонажей)

 

 

Опциональное правило 17.4 приносит в варгейм закулисные интриги свиты в последние дни войны. Эти лидеры, за исключением самого Гитлера, который не видел выхода из ситуации, имели такие альтернативы, как попытка бежать из Берлина, попытка выслужиться перед Советами или самоубийство. И это правило вносит колорит, не свойственный варгеймам. В начале каждого немецкого хода игрок делает по желанию одну попытку для одного лидера бежать из Берлина. Кроме того, начиная с хода, следующего за ходом, когда советский игрок впервые захватывает гекс с опорным пунктом, немецкий игрок может попытаться заставить одного лидера покончить с собой. Третий вариант развития событий — это переход на сторону Советов. Некоторые результаты штурма гекса, в котором ожидает участи лидер верхушки Третьего Рейха (по правилам лидеры не покидают стартовые позиции), заставит переметнуться на сторону противника: в этом случае фишка переворачивается и приобретает цвет советской стороны — красно-оранжевый. Эти действия приносят победные очки стороне.

 

 

 

Персонажи игры.

 

 

 

Обратная сторона — ранг в иерархии, стартовый гекс.

 

 

 

На мой взгляд, особенно удалась дизайнеру эта фишка.

 

 

 

Лидеры вживую.

 

 

Игра трёх

 

 

Приятно удивило правило игры на троих. Не притянутое… не, не так говорят настольщики, нн «натянутое на глобус», а полноценное правило, привносящее соревновательный или даже элемент гонки между советской стороной. Делятся игроки следующим образом: один игрок — за немцев, один Советский игрок берёт роль Жукова Георгия Константиновича, второй — Конев Иван Степанович.

 

Делят армии.

 

Жуков: части 1-я гвардейская танковая армия, 2-я гвардейская танковоая армия, 3-я ударная армия, 5-я ударная армия, 8-я гвардейскоая армия, 47-я армия.

 

Конев: Польская Армия, 3-й гвардейская танковая армия, 4-й гвардейская танковая армия, 28-я армия.

 

Оба игрока действуют совместно во время советских фаз. Силы советских игроков не складываются вместе, армиям Жукова и Конева запрещён совместный огонь прямой наводкой или ближний бой против одного и того же гекса, что отражает сложности командования и несогласованности штабов. Тем самым образовываются тонкие места на стыке армий для контрударов немецких частей. Победа советской стороны достаётся игроку, чьи войска захватили Гитлера или гексагон Рейхстага (5015).

 

 

 

Жуков Георгий Константинович.

 

 

 

Конев Иван Степанович.

 

 

Добавляем игроков

 

 

Ещё больше игроков (до шести) могут играть в Fortress Berlin. Дополнительные игроки, кроме трёх, закреплены за немецкой стороной, имитируя перекрывающиеся командные юрисдикции и неразбериху, которую пережили защитники Берлина.

 

Игра вчетвером: два советских игрока, как указано выше, плюс два немецких игрока. Игроки за немецкую сторону разделены следующим образом:

 

1) Игрок за Гитлера контролирует все СС, Фольксштурм, Гитлерюгент, боевые части защиты заводов, полевую жандармерию, полицию и отряды личной охраны Фюрера.

 

2) Игрок за Вермахт контролирует армию, флот, наземные подразделения Люфтваффе, артиллерию и зенитные части (плюс полученные авиаудары).

 

Так при увеличении числа людей в игре немецкие части дробятся между игроками. Появляются такие роли как:

 

3) СС-игрок.

 

4) Гражданский игрок

 

И т. д.

 

Неожиданная механика для варгейма, когда немецких игроков больше двух. Гитлер-игрок номинально считается старшим партнёром немецкой стороны. Если нынешний Гитлер-игрок чувствует, что игрок вооружённых сил подводит, Гитлер может расстрелять игрока вооружённых сил в начале хода любого немецкого игрока. Это приводит к тому, что Гитлер-игрок и игрок вооружённых сил меняются ролями. Советская сторона получает 1 ПО каждый раз, когда такое случается. Новый игрок Гитлера может впоследствии (т. е. в начале любого последующего хода немецкого игрока) расстрелять игрока вооружённых сил и снова поменяться ролями (снова давая Советам 1 ПО).

 

Оба немецких игрока проводят операции совместно в своих фазах. В отличие от советских игроков, каждый немецкий игрок может свободно использовать свои отряды. Складывайтесь, атакуйте и защищайтесь вместе с отрядами другого немецкого игрока. Немецкие подразделения не могут нападать друг на друга. Условия победы изменены: если немецкая сторона выигрывает по очкам, текущий гитлеровский игрок автоматически проигрывает (или если Гитлер совершает самоубийство), а игрок вооружённых сил объявляется единственным победителем.

 

… Неотъемлемый вариант — СОЛО. В журнале целая таблица с алгоритмом игры. Не переводил за ненадобностью, пока.

 

 

 

Гитлерюгенд.

 

 

 

Фольксштурм.

 

 

 

Батальоны защиты заводов.

 

 

Используя метро

 

 

Некоторые немецкие подразделения могут использовать особый тип быстрого передвижения, используя U-Bahn (Берлинский метрополитен). Движение по метро U-Bahn происходит во время сегмента движения. Советские подразделения не могут пользоваться метро. Однако советские пехотные части (и только) могут заходить на станции метро, блокируя проезд по маршруту.

 

Вход можно сделать только на станциях UBahn, которые представляют собой круги с синей буквой «U», которые попадаются вдоль линий метро. Для подземного передвижения по метро подразделение помечается маркером U-Bahn.

 

 

 

Метро-продвижение батальона Фольксштурма по ветке метро.

 

 

 

Метро Берлина.

 

 

 

Контролёры.

 

 

 

Безбилетники.

 

 

Reichstag Flak Tower

 

 

В 1941 году Гитлер всерьёз рассматривал возможность сноса сгоревшего немецкого здания Рейхстага (парламента) и строительства на его месте четвёртой зенитной башни. А если бы он это сделал? Этот вариант игры позволяет установить дополнительную зенитную башню на гекс с Рейхстагом 5015. Эта зенитная башня функционирует точно так же, как и остальные три на карте. При использовании этого варианта советский игрок должен захватить гекс 5018 (Бранденбургские ворота), чтобы закончить игру.

 

 

 

Правило 16.1 Победный гекс «Бранденбургские ворота».

 

 

 

Правило 16.1 Замена Рейхстага зенитной башней.

 

 

 

Зенитная башня.

 

 

Латыши придут

 

 

Один потерянный латышский батальон 15-й дивизии СС вошёл в Берлин и участвовал в защите города. 3 мая 1945 года последние бойцы разведывательного батальона покинули позиции в министерстве авиации, до того покинув рейхстаг, как последняя часть, его оборонявшая. Боевая группа, в состав которой входило это подразделение, имела приказ идти на Берлин, но ослушалась. Этот вариант предполагает, что латыши выполнили приказ и пришли на помощь обречённому городу.

 

 

 

15-й батальон СС рвётся в центр города.

 

 

 

Бои за город.

 

 

Panzer Corps LVI

 

 

В какой-то момент, незадолго до прихода в Берлин, LVI танковый корпус имел под своим командованием 156-ю пехотную дивизию. В реальности 156-й отступил, а не остался под командованием формирования, которое шло на Берлин. Этот вариант предполагает, что 156-я дивизия осталась с LVI танковым корпусом.

 

 

 

56-й танковый корпус.

 

 

 

56-й корпус на марше.

 

 

 

Эмблема 156-й резервной пехотной дивизии.

 

 

Контратака Штайнера

 

 

Одной из двух несбыточных мечт Гитлера и его окружения было то, что Генерал СС Феликс Штайнер с войсками и III танковыим корпусом СС освободит Берлин атакой с севера. Штайнер предпринял попытку выполнить приказ, но потерпел неудачу. Понимая, что дальнейшие попытки обрекают его наспех сформированную группу на гибель, Штайнер самовольно начал отвод подчинённых частей на запад. Также Штайнер не подчинился приказам генерал-фельдмаршала Кейтеля, генерал-полковника Йодля, начальника генерального штаба генерала Кребса вновь направить свои войска в сторону Берлина. Немецкий журналист Хайнц Хёне изложил подробности разговора: ««Штайнер, речь идёт о вашем фюрере, который требует нанести этот удар для своего спасения!» — воскликнул генерал-полковник Хейнрици, которого в действительности волновал лишь вопрос удержания фронта. Кейтель угрожал своим маршальским жезлом, но Штайнер остался непоколебимым, ответив: «Нет, этого я делать не буду. Контрудар — безумие и тысячи новых смертей». 27 апреля 1945 года Гитлер за неповиновение отстранил Штайнера от командования группой, но тот вновь не подчинился и продолжил отход, а 3 мая 1945 вместе со своей группой сдался американским войскам в районе Эльбы.

 

Это вариант — «А если бы…».

 

 

 

III танковый корпус Штайнера.

 

 

 

7-я бронетанковая дивизия на марше.

 

 

 

7-я бронетанковая дивизия на марше.

 

 

Венк идёт!

 

 

Другой любимой мечтой Гитлера было то, что силы генерала Вальтера Венка и Двенадцатая армия, противостоящая американцам вдоль Эльбы, должны выйти из боя и двинуться на восток, чтобы присоединиться к 9-й армии генерала Буссе, а затем пройти мимо Берлина на юг. Обе армии соединяются, затем разворачиваются и двигаются на северо-восток к городу через Потсдам. Венк действительно двигался в направлении Берлина, но большинство наблюдателей приходят к выводу, что сделал он это в первую очередь для того, чтобы позволить солдатам и гражданскому населению не оказаться в ловушке и бежать в тыл советских войск. Под командованием Венка собраны крупные силы. Силы Венка были бы намного сильнее, если бы германское верховное командование остановило железнодорожное движение 10-й танковой дивизией СС («Фрундсберг») и бригады сопровождения фюрера (Führerbegleitbrigade) из этого района.

 

Этот вариант предполагает, что действие армии генерала Венка подошли бы к Берлину по правому берегу реки Гавел и через Потсдам, усилив 20-ю моторизированную дивизию, сражающуюся на этом форпосте Берлина. При выборе этой опции любые части 20-й моторизированной дивизии, ранее снятые с игры, будет возможно вернуть снова в игру.

 

 

 

Генерал Венк, последняя надежда Фюрера.

 

 

 

10-я танковая армия СС в городе.

 

 

 

Fuehrer Begleit (FB), дивизия СС.

 

 

На Берлин!

 

 

Это тот сюрприз, о котором говорил выше. Об этой операции я узнал из этой игры и журнала. Операция союзников «Эклипс».

 

В апреле 1945 года Берлин, всё ещё бьющееся сердце Рейха, яростно сопротивлялся. Советские войска общей численностью два с половиной миллиона человек рвутся к столице Третьего Рейха. Но за месяц до этого Западные союзники планировали захватить paper hanger’s hide-out (убежище бумажной вешалки) с помощью пяти десантных дивизий! Узнайте, как с On to Berlin!; модуль расширения для Fortress Berlin, содержащий правила и дополнительные фишки, необходимые для игры в это захватывающее «А что, если?», доступны отдельно в грядущем номере журнала Paper Wars (выпускается Omega Games).

 

В комплекте идёт 82-я десантная.

 

 

 

82-я десантная дивизия США.

 

 

 

Правила к дополнению.

 

 

Дьявол кроется в деталях

 

 

Детали поражают! Насколько гейм-дизайнер игры Джон Прадос — в первый раз за статью называю имя гения — уделил времени мелочам. Детали создают отличительную черту сражения, делают сражение за Берлин индивидуальным. Самоубийство Гитлера, Гитлерюгент не двигается, пока части СС в первый раз не столкнутся в бою, Фольксштурм прибывает каждый раз в начале игры и выбирается рандомно из массы, что моделирует разнообразность подразделения, и появляется где угодно в городе, может случиться, что дрогнет подразделение, и игроку придётся удалить фишку в отбой. Фольксштурм слабый, но многочисленный юнит в игре, не бесконечный. Свернув зенитное орудие, удалив из игры, появляется фольксштурм на призывных участках — дополнительное вне фазы пополнение. Подразделения охраны заводов: немцы собрали аварийные подразделения из стариков, мальчиков и всех, кого ещё можно было собрать; с тем оружием, которое осталось после того, как вооружили Фольксштурм, для защиты важных зданий и заводов в Берлине. Эти силы имели минимальную сплочённость. При появлении в двух гексах советских частей могут дрогнуть и покинуть позиции. Попытка прорыва 11-й дивизии СС «Нордланд»...

 

… И многое другое.

 

 

 

Подбитая немецкая САУ StuG на Фридрихштрассе сразу за Вайдемдамским мостом.

 

 

 

Уничтоженая зенитная пушка FlaK 88 перед Рейхстагом.

 

 

 

Подбитый на улице Фридрихштрассе южнее Рейхсканцелярии бронетранспортер SdKfz 250/1 командира роты шведских добровольцев дивизии СС «Нордланд», гауптштурмфюрера Ханса-Геста Пехрссона. Машина подбита ночью с 1 на 2 мая 1945 г. при попытке вырваться из Берлин.

 

 

 

Адольф Гитлер в саду имперской канцелярии награждает юных членов Гитлерюгенда.

 

 

 

Советские танки на улице Берлина.

 

 

 

Ландвер-канал в Берлине и уцелевший мост.

 

 

Это всё вас ждёт в плоскости вашего стола.

 

 

P. S. Играйте в настольные варгеймы, это позволит вам самим понимать происходящее, а не ссылаться на мнения пропагандистов одной или другой стороны, принимая чужой взгляд на историю.

 

С уважением, Незваный HOST

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Spector_Us написал 2 года назад: # скрыть ответы

Так вот что значит "полный фарш")

Uninvited_Host написал 2 года назад: #

да она прекрасна

Pirx написал 2 года назад: # скрыть ответы

А в таблице расстановки фишки англичан и американских ВДВ - это для альтернативного фэнтези-сценария?
Не могу не отметить, что цветографическая схема просто ад. Я со своим контуженым цветоразличением в это играть точно не смогу :(

Uninvited_Host написал 2 года назад: #

1- ("Eclipse"-"Затмение"),кодовое название плана операции по захвату Берлина англо-американскими воздушно-десантными войсками в 1945 году.Цель-упредить Советскую Армию в случае,если фашистская Германия капитулирует раньше,чем советские войска выйдут к ее столице.Стремительное наступление Советской Армии,овладевшей Берлином,исключило применение "Эклипс".
источник:Военный Энциклопедический Словарь-Москва,военное издательство,1984 год.

2. Фишки действительно вызывают проблемы, но только в первые ходы. Таблица с градацией армий по цвету сильно облегчит жизнь. Совет- заранее разобрать фишки по ходам по зиплокам.

Lee написал 2 года назад: # скрыть ответы

Какая же потрясающая работа проведена! Блестяще.
Я и не мечтаю постичь эту игру, т.к. мне это сложновато.
Очень интересный рассказ, в особенности согласен с Р.S., это действительно так, мне довелось это понять с Axis/Allies. )))
Спасибо.

Uninvited_Host написал 2 года назад: #

привет, спасибо за комментарий, приятно что понравилось. Ни чего сложного в этой игре нет. Если вдруг у вас появится возможность сыграть или купить игру не пропустите. Советую посмотреть стрим историка Алексея Исаева"О штурме Берлина"и вы поймете насколько все рядом в этой игре.
https://www.youtube.com/watch?v=SR0B_7gZHQU

DINAMIT1111 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за рассказ и хорошие фотографии!
Дружеская критика:
1.Статью правильнее назвать: "Опциональные правила игры". В основном об этом речь и идёт. А так заявлено, что будет рассказано об отличиях от других варгеймов, но отличия в статье как раз не названы.
2.Смутил вывод. Варгеймы-подвид пропаганды. Играя в варгейм, можно перенять искажённое мнение автора о тех или иных событиях.

Uninvited_Host написал 2 года назад: #

Спасибо за дружественную критику. Здорово.1 имелось в виду что вообщем все как всегда-НО, дело в деталях, именно эти детали делают игру особенной, и раскрывает историю, я сделал ряд открытий для себя.
2.Про вывод, Ну мне пока попадались игры, дающие инструмент для осознания, где дизайнеры, историки, люди увлеченные историей создают эти возможности наделяя стороны своими историческими особенностями, играющий разыгрывает действо и сам понимает что и как было, сопоставляет с имеющими знаниями в своей голове и делает вывод. Случается так что вы покупаете игру о конфликте или историческом пласте о котором ни чего не знаете, вы начинаете штудировать источники, наполняя себя знаниями. Игра это заключительный штрих в большинстве случаев.
ну по крайней мере у меня так.