Предзаказ на FateForge: Летописи Эаны | |
РПГ по миру Fateforge. | |
С миру по нитке [04.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Подорожание на... | |
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. | |
С миру по нитке [27.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже Горо... | |
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями | |
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник? |
9.0759 |
- |
Всем привет! Относительно недавно я имел честь участвовать в Первом Уральском игровом кемпе (УИК) и сыграть там в настольную игру Maria. По этому поводу спешу как поделиться описанием самой партии в эту игру, так и ознакомить с общими правилами и немного рассказать о впечатлениях. Надеюсь, кому-то будет полезен мой опус.
Также, если кому-то интересно во что и как я играл на вышеупомянутом кемпе, то милости прошу сюда.
Обычно когда я описываю какую-либо игру, то делаю это безо всяких прелюдий. То есть опускаю подробности, связанные с сеттингом, правилами и общим описанием, и сразу перехожу к впечатлениям.
Но с «Марией» всё немного по-другому. Это не еврогейм, где можно забить на сеттинг и правила, а сразу рассказывать, кто какие ресурсы менял на ПО. Здесь женщина. А с женщиной без прелюдии никак. Здесь всё серьёзно, я бы даже сказал — интимно. Суровый варгейм и довольно специфический.
Поэтому расскажу в подробностях и деталях о самой сути игры, описании партии и впечатлениях. Всё в комплексе.
А теперь — к игре!
Но сначала предыстория:
В октябре 1740 умер Карл VI, Император Германии и глава государства Австрия. Власть перешла по наследству его старшей дочери, 23-летней Марии Терезе. Однако по закону Империи и традициям женщина не может занять Имперский трон.
Несмотря на то, что другие государства Европы согласились с правом наследования Марией Терезой трона, что всего лишь несколько лет назад было закреплено в Прагматической санкции, её враги сейчас смотрят на Австрию, как на лёгкую добычу. Бавария и Саксония претендуют на большие участки земель Габсбургов. При поддержке Франции, Бавария заявила свои права на титул Императора. Что может быть легче? Австрия изолирована — и правит там молодая, неопытная и, несомненно, слабая женщина.
В декабре 1740 Война за Австрийское Наследство началась. Фридрих II Прусский, который сам стал королём всего 6 месяцев назад, вторгается в австрийскую провинцию Силезию, ведомый жаждой славы и могущества. Напав внезапно, Пруссия заняла Силезию почти без боя.
Весной 1741 года Бавария, Саксония и Франция также взялись за оружие. Казалось, что под такой волной нападений Австрия обречена.
Однако атакующие недооценили Марию Терезу, её силу и характер и её твердую волю. Несмотря на советы своих министров, она не готова отказаться даже от малой части наследства…
Итак. Игра как бы рассчитана на троих игроков. На двоих требуются «костыли». При игре на четверых четвёртый практически остаётся не у дел, управляя одной лишь Прагматической армией. Сразу скажу, что Прагматическая армия — это такой своеобразный английский экспедиционный корпус, вперемежку с голландцами и ганноверцами. Ганноверцами? А они там как? В те времена все были вперемежку.
Состав игроков: я, Андрей и Антон.
Один участник играет за Францию (красный) и её союзницу Баварию (оранжевый) против Австрии (белый).
Второй участник играет за Пруссию (синий) и её союзницу Саксонию (зелёный), тоже против Австрии. В отличие от Баварии, которая верна Франции всю игру, Саксония может достаточно легко стать нейтральной страной, а то и вовсе переметнуться к Австрии. Но это отдельная история.
Эти участники между собой не воюют. Они в союзе. Но так как в игре всего один победитель, то союзнички они так себе. Стараются друг друга сдерживать и науськивать на Австрию, дабы ослабить соперника. И в этом одна из фишек игры. Вроде как надо задавить Австрию, но лучше чужими руками.
А ещё игрок за Пруссию с Саксонией руководит и Прагматической армией (серый). Нюанс в том, что Прагматическая армия — союзник Австрии. Как же так получается? Игрок за Пруссию, воюющий против Австрии, одновременно и её союзник? Совершенно верно. Выглядит шизофренично, но это так. В правилах, кстати, это слово запротоколировано. Но это на самом деле нормально. Дальше по повествованию это будет понятно.
И наконец, третий участник играет за Австрию. Против Франции с Баварией и Пруссии с Саксонией. Тяжко австрийцам, но шо поделать.
Обратимся теперь к игровому полю. Сразу бросается в глаза, что карта разделена на две части: Фландрию и Богемию. Это сделано неслучайно.
Во-первых, это нужно для того, чтобы изолировать Прагматическую армию от Пруссии с Саксонией. Дабы у игрока за Пруссию не возникал когнитивный диссонанс. Ну и вообще, для баланса и игровой логики это есть хорошо.
Во-вторых, это необходимо ради географических и логистических оптимизаций игрового процесса. Если бы автор оставил сплошную карту, то игровое поле было бы размером с разложенный диван, по которому неделю можно ползать кверху задом, чтобы доиграть партию. Оно вам надо? Мне нет.
Так что кастрация лишнего куска Священной Римской империи и располовинивание карты на две части считаю вполне правданным.
А что это за чёрточки с кружочками?
А это «кровеносная система игры». Чёрточки — это дороги, а кружочки — города. Чёрточки пожирнее — главные дороги.
А вон на некоторых городах графика как будто роза ветров — это что? А это главные крепости и обычные. Вот вражеские крепости как раз и нужно захватывать армиями, они же генералы (круглые диски). У каждого игрока есть свой пул с жетонами победных очков. У каждой стороны своё определённое количество жетонов. Выкладывая их на поле, игрок приближается к победе. В этом и цель игры. Побеждает тот, у кого не останется в пуле ни одного жетона ПО, либо останется меньше всех жетонов при наступлении зимы 1744 года.
На игровое поле нанесена меридианная сетка, образующая квадраты с мастями игральных карт. Что это значит? А вот в этих квадратах и происходят битвы между армиями.
Крепости просто так не захватываются. Даже если пройти своей армией через вражескую крепость, жетон сразу не выкладывается. Быть может, она защищена армией, расположенной на расстоянии в 1, 2 или 3 кружочка (города) от крепости. Чтобы захватить чужую защищённую крепость, необходимо подойти своей армией/армиями к вражеской и разбить её. И вот тут как раз и важно, в каком квадрате определённой масти находятся армии.
В фазу боя игроки должны разыгрывать карты масти, соответствующей квадратам, где находятся воюющие армии. Карты разыгрываются по принципу «больше-меньше» до тех пор, пока не закончится нужная масть или сам игрок не прекратит выкладывать карты при отрицательной разнице очков с них. Но перед этим каждый игрок объявляет, сколько отрядов у него в армии, и уже потом суммирует значение отрядов со значением на картах.
Например, атакующий выкладывает семёрку пик, и у него в армии шесть отрядов. Это значит, что у обороняющегося, у которого в отряде пять отрядов, выходит минус восемь. Он выкладывает девятку пик. Теперь у атакующего минус один. Он может выложить карту или объявить своё поражение. Игрок решает выложить четвёрку пик. У обороняющегося теперь минус три. Но у него закончились пики. Он проигрывает бой с минусом три. Это значит, что его армия теряет три отряда (в армиях диапазон от 1 до 8 отрядов) и отступает на три города, как можно дальше от победителя. Победивший сам передвигает поверженную армию. При этом победившая армия остаётся на месте и ничего не теряет. В похожем примере, если нужно отнять три отряда, а в армии столько нет, то армия считается разбитой и удаляется из игры. Вот такая вот боёвка. Весьма оригинальная.
Кстати. Жетоны ПО выкладываются не только на вражеские крепости, но и за победы в боях. Но только если уничтожено в бою не менее трёх отрядов — или, если меньше трёх отрядов, то армия должна быть разбитой. Но на победах сильно не разгонишься. Игрок может выложить максимум два жетона за каждые три разбитых отряда. Более того. Если игрок терпит поражение, то он вынужден снимать свои жетоны с ячеек побед, так же за каждые три отряда. А Пруссия при этом может постепенно потерять в качестве союзника — Саксонию.
Ну и какая армия без снабжения, верно? Армиям в боевых походах нужно как-то снабжаться. Боеприпасы там провиант. Поэтому в игре предусмотрены обозы (кубики). Если армия находится на родной территории или территории непосредственного союзника, то снабжение не нужно. Но как только армия вторгается на территорию противника, тогда нужен обоз. Он снабжает армии на максимальном расстоянии в шесть городов. Если в фазу снабжения армия не получает снабжение обозом (находится дальше шести городов или снабжение перекрыто армиями или обозами противника), тогда армия переворачивается, а игрок теряет один отряд. Но самое плачевное: армия без снабжения не может захватывать крепости.
Передвигаются обозы по дорогам, максимум на два города за ход, по главным дорогам — на три. Сами армии ходят соответственно на один город дальше, чем обозы. К тому же армии при определённых условиях могут совершать марш-броски, перемещаясь сразу до восьми городов, но при этом не могут захватывать крепости.
Структура раундов разбита по годам. Всего в «Марии» четыре игровых года. Каждый год делится на четыре сезона-раунда. В первых трёх сезонах каждого года проходят обычные игровые раунды, а в четвёртом (зимнем) только найм отрядов, возвращение на поле разбитых армий и обозов (хотя обозы можно возвращать и во время обычных раундов). Если наступает зима 1744, то победитель определяется по так называемым зимним очкам (у кого меньше было жетонов ПО в пуле в зимних раундах, тот и молодец).
А ещё в игре есть фаза политики, дипломатия, перемирия, субсидии, курфюрсты, гусары, захват Силезии, выборы императора, косвенное влияние России и Италии и... ладно, не буду утомлять. Приступаем уже к самой партии.
Так как я играл с новичками, то логично, что я выбрал Австрию. За неё побеждать вроде как труднее всего. Андрей изъявил желание играть за Францию и Баварию (я перед этим намекнул, что за Францию играется легче всего). Антону досталась Пруссия, Саксония и Прагматическая армия.
В этой игре в начале каждого раунда всегда первым ходит играющий за Францию и Баварию. Но перед этим, как обычно, фаза политики. Там на самом деле ничего сложного. Открываются две карты политики. Далее игроки взакрытую по очереди кладут по одной тактической карте (они самые, с мастями) на специальный планшет политики и вскрывают. У кого больше число, тот решает первым, какую карту разыгрывать или сбросить. Обычно там на выбор сдвиг маркеров на треках Италии, России и Саксонии. Трек России влияет на Пруссию. Например, игрок может лишиться одной тактической карты в раунд в фазу дохода и/или наконец-то ввести в игру армию, лежащую в отдельной ячейке. Примерно то же самое Италия. Но она уже влияет на Францию и Австрию.
Простая, но довольно важная составляющая игры. Но подробности фаз политики я опущу, дабы ещё больше не перегружать читателя. Скажу лишь, что к концу партии, из-за увеличенного влияния Италии на Францию, Андрею пришлось вывести 5-ю армию из игры, разместив её в специальной ячейке на поле. Эта ячейка как бы олицетворяет собой участие страны в иностранных походах. Например, у Пруссии по-умолчанию, с самого начала игры, 4-я прусская армия находится в такой ячейке. А так, во время этой партии политическая фаза больше особо ни на кого не повлияла.
Итак. Андрей начал ходить. Стандартное начало. Франция выводит свои 4-ю и 5-ю армии к границам Нидерланд, а 2-я французская и 1-я баварская совместно с 3-й французской армиями (в одном стеке) вторглись на территорию Австрии. Караул! Грабют!!!
Антон тоже совершил стандартные перемещения. 1-я и 2-я армии захватили столицу Силезии — Бреслау, а 3-я продвинулась ещё дальше вглубь Силезии и направилась к Глатцу, который контролировался 5-й австрийской армией.
Армии Прагматиков он вывел в Австрийские Нидерланды и на этом завершил свой ход.
А я решил совершить марш-бросок 2-й армией и не куда-нибудь, а прямиком к франко-баварскому стеку из двух армий. Уверенности мне придавали девятка и десятка бубен. Рассчитывал в следующем раунде прогнать оккупантов. На севере, напротив, осторожничал. Опыт предыдущих партий подсказывал, что австрийцам в Силезию лучше особо не лезть, да и вообще не геройствовать перед пруссаками. Лучше маневрировать и избегать сражений, но и стараться не терять контроль над крепостями. Что я и начал делать, подтянув 5-ю армию. Во Фландрии я решил бросить 6-ю армию под командованием Аренберга в Люксенбург, нацеливаясь на курфюрст Триер. Правда, там рядом была французская 5-я армия. Но мы были на червах и, имея на руках несколько карт этой масти, я не сильно опасался сражений.
1-й раунд прошёл ожидаемо спокойно. Пока что всё на стадии войсковых потягушек, передислокаций и выбора для направления главного удара.
Вот тут уже интересный доширак заварился. Андрей принял мой вызов и подтянул франко-баварский стек в сектор с бубнами прямо под мою 2-ю армию. Свою 2-ю армию он отправил в сторону Праги. Во Фландрии тоже назревал бой между Аренбергом и Ноайем. 4-ю армию он сместил немного восточнее, ближе к Прагматикам.
Первое сражение. Сразу две армии обрушились на мою 2-ю армию. Девятка мне не помогла, но выручила десятка. И я вышел победителем, разбив три отряда. Я заработал первое победное очко, и именно в битве, причём оборонительной. Это уже воодушевляет. Я не стал гнать поражённые армии назад в Баварию, а отогнал их севернее, оставив в бубновом секторе. Благо бубны ещё были на руках. Но мне не повезло во Фландрии. 5-я армия Ноайя нанесла поражение Аренбергу, и 6-й армии пришлось отступить, а Андрей получил за разбитые три отряда тоже 1 ПО. Разменялись.
Антон решил тоже поучаствовать в баталиях и напал своим стеком из 1-й и 2-й армий на мою 5-ю армию. Но произошёл довольно таки редкий случай. Ничья. Армии остались на месте при своих. Уже неплохо для меня. 3-я прусская армия забуксовала в Силезии, и у меня был шанс, подтянув 1-ю армию, удержать подольше австрийские крепости в Силезии. Главное протянуть время.
Саксонская армия вместо Праги свернула на запад в сторону Эгера. Видимо, уступая захват Праги Андрею.
Прагматики так и остались в Австрийских Нидерландах, подойдя вплотную к Франции.
В целом для меня второй раунд прошёл неплохо, а в Силезии так очень даже хорошо. Я потерял лишь Бреслау, и на душе затеплилась надежда, что «вывезу».
Одно только омрачало: из-за частых сражений уже во втором раунде у меня вылетело большинство карт. Оставалось пара бубнушек и крестушка. Кисловато.
На своём ходу я подтянул 1-ю армию ещё ближе к Силезии. Стек из 3-й и 4-й армий я направил на помощь 2-й армии, только что одержавшей победу. Во Фландрии я перегруппировался и подбитую 6-ю армию направил с северо-востока в обход к Триеру. Совершил тактический манёвр, сменив червы на трефы.
Этот раунд оказался самым «кровавым» и очень агрессивным со стороны Франции. Андрей все свои стеки и отдельные армии бросил в атаку на мои армии и одну Прагматическую. В результате произошло четыре битвы. В трёх из них Андрей одержал победу, и, соответственно, в трёх битвах потерпела поражение Австрия. Я тогда подумал, что всё, конец Марии. Стек из 1-й Баварской и 3-й Французской нанесли поражение 2-й австрийской, разбив целых пять отрядов. 2-я французская одержала победу над 5-й австрийской, но с минимальным результатом в два отряда. Вот только отступила моя армия в аккурат под пруссаков. Андрей просто отфутболил её к Антону на добивание.
Во Фландрии 1-я и 5-я французские армии, объединившись в стек, вновь дали прикурить 6-й армии Аренберга, но лишь убрав один отряд. А вот четвёртая битва обернулась для французов поражением. Только что выложенный жетон за победу над австрийцами Андрею пришлось убрать, а Антону — добавить к Прагматикам. 3-я Прагматическая армия нанесла такое сокрушительное поражение, что 4-я французская армия оказалась полностью разбитой и её фишка была удалена из игры. Путь во Францию для Прагматиков полностью открыт.
Антон, воспользовавшись тем, что Андрей подбросил ему мою потрёпанную 5-ю армию, добил её стеком из 1-й и 2-й. Всё. Ещё одна полностью разбитая армия в игре. На сей раз 5-я австрийская. Вот и Пруссия добавила пару жетонов за битвы.
В это время 1-я саксонская армия наконец-то захватила первый трофей — крепость Эгер — и остановилась на западной окраине Австрии.
Для Прагматической армии настал звёздный час. Разбив 4-ю французскую армию, образовал огромную брешь, в которую и покатились диски Прагматической армии. Пока с ходу удалось захватить пару французских крепостей, но это было только начало. У Франции дела во Фландрии стали резко плохи. И всё из-за одной единственной отсутствующей фишки армии.
Немного оправившись от разгрома и посмотрев на поле, я пришёл к выводу, что, оказывается, не всё так уж и плохо для меня складывается. Силезия всё ещё не оккупирована Пруссией. Единственная моя армия в том регионе так удачно расположилась, что контролировала в нём сразу четыре крепости. 2-я армия хоть и откатилась далеко в тыл, но сохранила боеспособность, а на юге всё ещё выдвигались в стеке 3-я и 4-я армии. Во Фландрии Аренберг, чертяка этакий, всё ещё держался и даже сохранил захваченный курфюрст Триер. А ещё сковывал французскую группировку. Тристаспартанистая 6-я армия — зайки вы мои!
На своём ходу я даже решился на авантюру и направил Аренберга вглубь Франции, рискуя остаться без снабжения. Но открытая всем ветрам провинция Шампань так к себе манила...
Да, французы захватили у меня четыре крепости, и ещё одна была под вопросом времени. Даже саксонцы там исподтишка крайнюю крепость сцапали. Но в «Марии» главное не удержать территории, а выложить свои победные маркеры. Пускай хоть полстраны захватят, лишь бы поскорее избавиться от жетонов. Утешало ещё и то, что Австрия дожила до зимы 1741 г. Значит, можно вернуть разбитую армию, подкинуть подкреплений и продолжать борьбу. И я успокоился.
И тут же расстроился. Из-за тотальной нехватки карт я не смог толком нанять новые отряды. А они ведь набираются за тактические карты (по 4 очка с карт за 1 новый отряд). Смог только ввести в строй разбитую 5-ю армию, пополнив её всего на два отряда (армия выходит на поле бесплатно, но ей необходим хотя бы один отряд). Зато армия появилась весьма удачно. Так как армии могут появляться только в главных крепостях родной страны или страны непосредственного союзника, а в одной из них уже находилась 2-я армия, то я решил восстановленную 5-ю армию добавить туда же, объединив их в стек.
Зато Андрей с Антоном разгулялись от души. Особенно Антон. Насколько я помню, он вроде бы нанял аж под 30 новых отряда в совокупности по всем управляемым им державам, или что-то около того. Я могу ошибаться, но он реально много нанял отрядов. Да и у Андрея тоже было неплохо с пополнением. Я опять впал в уныние. Подумал, что уж в 1742 году к Марии точно придёт белый пушной зверёк. Но отчаиваться рано. Вперёд, в новый бой!
К весне 1742 года по жетонам лидировала Австрия и Прагматическая Армия (по 4 жетона). У Франции и Пруссии было на тот момент соответственно по шесть и семь жетонов. Андрею и Антону нужно было что-то делать, иначе проигрыш. И они делали.
Но здесь следуют вспомнить про политические события. А они в 5-м раунде значительно повлияли на расклад сил. Саксония стала нейтральной. А это значит, что её армия с обозом должны отступить на свои стартовые позиции и в дальнейшем не принимать активного участия в игре. У Пруссии и так было всё не ахти, а тут ещё саксонцы подвели своим уходом. У Франции дела тоже ухудшились. Из-за политических событий в Италии Андрею пришлось отправить туда 5-ю армию, а я выложил победный жетон на клетку «Италия». Политическая фаза в начале 5-го раунда весьма облегчила жизнь Австрии и Прагматической армии. Но вернёмся непосредственно к фазе действий.
Андрей снова набросился своим франко-баварским стеком, только не на 2-ю армию, а на вновь прибывшую группировку из 3-й и 4-й, и... разбил обе армии. Всё. Оборона в глубоком тылу вокруг Вены рухнула. При этом Андрей зачем-то оттянул на юг 2-ю армию, освобождая дорогу Антону. На карте Фландрии он совершил манёвры своими двумя оставшимися армиями — и на этом действия Франции закончились.
У Антона дела с Пруссией ещё больше ухудшились. Решив наконец-то использовать 3-ю армию и напав на мою 1-ю, он оказался разбит — и армия отступила в Польшу. А я выложил жетон на ячейку военных побед и, следовательно, ещё больше укрепился в Силезии. Обречённо махнув рукой, Антон подвинул стек из оставшихся двух армий к Праге, чтобы захватить Нимбург.
Куда успешнее у него дела пошли с Прагматиками. Не встречая никакого сопротивления во Франции, Прагматическая армия вышла на оперативный простор и захватила ещё одну крепость.
Опьянев от побед в Силезии, я двинул 1-ю армию в глубь. То, что французы уже дошли до Вены и чувствовали себя безнаказанно в тылу, меня беспокоило конечно, но я рвался к победе любой ценой. Оставалось выложить всего два жетона. Вернее, уже один. Во Фландрии верный Аренберг со своей 6-й армией захватил Седан и ловко вышел из под удара французской 1-й армии. Следующей целью стал Мабёж.
Удивительно, но этот раунд оказался весьма пассивным. Даже боёв не было. И да, он был последним. Летом 1742 года французы совместно с баварцами захватили Вену. И вот тут-то моё сердечко затроило. У Франции в пуле оставался, как и у меня, всего лишь один жетон. Победа была уже почти в руках. Но в чьих?
Помимо захвата Вены Андрей направил 2-ю армию в крепость Мельк, но не успевал её захватить. Остановка армии на вражеской крепости не считается захватом, даже если крепость не контролируется. До победы не дотянул совсем чуть-чуть. Ещё бы одно лишнее очко движения — и Андрей бы победил.
Во Фландрии он собрал свои армии в один стек, и на этом все его действия закончились.
Антон направил стек из двух армий в тыл моей 1-й армии в Силезии, а 3-я вообще осталась в Польше без снабжения и ровным счётом никак себя не проявила в этом раунде.
Прагматики захватили очередную крепость в глубоком тылу Франции, и у них осталось в пуле два жетона.
Ну а мой верный Аренберг прошёл через Мабёж — и я выложил последний жетон. Победа! Урааа!!!
Уууф!
Получилась увлекательная партия, хоть и весьма скоротечная. За Австрию я уже сыграл во второй раз и во второй раз одержал победу. Есть мнение, что выигрывать за эту страну тяжело. Несмотря на победы, я склонен с этим мнением согласиться. За Австрию действительно тяжело побеждать. В тоже время играть за неё нетрудно и главное — интересно.
У Австрии армий больше, чем у других. Они могут передвигаться между Фландрией и Богемией. А ещё только у неё есть гусары. Про них я вообще не упоминал. Но они на самом деле влияют очень опосредованно. Гусары не передвигаются (а только выставляются в определённой фазе), не воюют, даже не уничтожают вражеские обозы. Любая фишка может их выбить. Даже отступающая разбитая армия.
Какая тогда у них функция? Они могут только лишь блокировать снабжение армий неприятеля, да и то даже если снабжение гусарами перекрыто, то фишка армии не переворачивается на не снабжённую. Просто игрок отделывается штрафом в виде очков с тактических карт. На столько, каково значение перекрытого пути от обоза до армии. В этой партии мне гусарами получилось перекрыть один или два раза снабжение пруссакам, и на этом все их действия. Правда, я их немного странно применял. Всю игру пытался блокировать прусские армии и ни разу французские. Антон под конец даже с досадой спросил: «А почему только на меня гусар натравливаешь?» И действительно, почему?
Вообще, если проанализировать партию, то станет ясно, что победа австрийцам досталась за счёт пассивности Пруссии. Антону прежде всего необходимо было во что бы то ни стало захватывать Силезию и при плохом раскладе предлагать мне перемирие. Но он направил основную группировку в Австрию, где успеха не добился. 3-я армия в Силезии тоже как-то топталась на месте ни шатко ни валко.
Или можно было быстрее забить на Пруссию и сосредоточиться на Прагматической армии, раз у них действия были куда успешнее. Так или иначе, получилось что получилось.
Андрей правильно начал партию, но уж слишком увлёкся походом в Австрию. Не заметил, как у него под боком начали пожирать одну крепость за другой. А ещё он не стал заморачиваться борьбой за курфюрсты.
Что ещё за курфюрсты? Есть такие крепости, при захвате которых выкладываются специальные жетоны. Курфюрсты находятся в нейтральной Священной Римской Империи, и за них борется Франция с Австрией/Прагматической армией. У кого больше курфюрстов, тот выкладывает жетон ПО на специальную ячейку (выкладывает Франция или Прагматическая армия). Ещё курфюрсты участвуют в королевских выборах.
Каких ещё выборах?
В колоде политических карт за 1742 год есть карта королевских выборов. Когда она выпадает в фазу политики, то в конце раунда игроки проводят выборы. И вот здесь-то курфюрсты и нужны. Помимо них под контролем Франции и Австрии/Прагматической армии есть один курфюрст у Саксонии (Дрезден) и у Пруссии (Берлин). Игрок за Пруссию сам решает, кому отдать голос: за Францию или Австрию. Если у него под контролем Саксония, то он также решает, кому отдать саксонский голос. Если Саксония нейтральная на момент выборов, тогда её голос автоматом считается за Австрию. В выборах участвуют кандидаты Карл Альберт Баварский (за Францию) и Франц Стефан Лотарингский (муж Марии Терезии). Так вот, у кого пять голосов, тот и побеждает. Игрок за Францию или Австрию выкладывает жетон ПО на специальную ячейку с изображённой короной.
У нас в этой партии были выборы, но мы допустили ошибку. Саксония была нейтральной, но посчитали, что раз она нейтральная, то и голос не может отдать. А голосов было как раз поровну. Ошибочно не засчитали ПО Австрии. Про этот нюанс я уже узнал сейчас, когда вновь перечитывал правила.
И раз я упомянул про ошибку в партии, то здесь же упомяну, что в 5-м раунде после поражения прусской 3-й армии не был убран жетон с ячейки военных побед Пруссии за разбитые 3 отряда. На результаты это никоим образом не повлияло, но тем не менее. Ошибка обнаружилась уже дома, при просмотре фотографий с партии.
Ну а мне в этой партии, считаю, сильно повезло с удачным стечением обстоятельств. Пруссия не выбила мои крепости в Силезии. Удачно заработанное победное очко за Италию. Очень успешные боевые действия 6-й армии под командованием Аренберга. Справедливости ради, я очень старательно продумывал маневрирование армий и старался на рожон не лезть. Это меня и спасло от полного разгрома. И это ещё на фоне постоянной нехватки тактических карт. Сам себя не похвалишь, кто похвалит? ;-)
По итогам: Сергей Сухарев (белый) — победа.
Андрей Зайнуров (красный) — поражение.
Антон Шилов (синий) — поражение.
Так-с. Перейдём к впечатлениям.
Впечатления только положительные. Ещё когда натыкался на записи и статьи на «Тесере» по этой игре, меня очень заинтересовала механика боя на мастях игральных карт. Этим летом наконец-то удалось приобрести игру, и после первой же сыгранной партии — полный восторг.
Чем же так зацепила игра? Ведь в ней так мало компонентов и такое аскетичное оформление. Вот этот минимализм и подкупил своей изящной простотой. Вот тебе несколько армий и один-два обоза. Всё. Иди, завоёвывай победу. И ты идёшь и думаешь именно о том, как победить. Ты не думаешь о нагромождениях правил, исключениях и взаимоисключениях, не перебираешь гору ресурсов и жетонов и не думаешь — как что куда пристроить и в какую очередь разыграть. Полная концентрация на самой игре. Чистый геймплей, не замусоренный всякими условностями и компонентами. Просто перемещаешь по полю армии с обозами и выкладываешь жетоны ПО.
Тут может возникнуть вопрос. Если всё такое простое, то значит и сама игра примитивная? Вовсе нет. В «Марии» как раз присутствует и глубокое погружение мозга в цистерну с дофамином, и широта взглядов «куда ходить и что делать». Игрок передвигает армии не бездумно куда захочется, а в определённые сектора, отталкиваясь от тактических карт у него на руках. И следить приходится сразу по двум разным частям игрового поля. Особенно тому, кто играет за Пруссию и Прагматическую Армию.
Ну и куда же без тумана войны. Он здесь присутствует в виде скрытых отрядов в армиях. Само количество отрядов записывается в индивидуальный листок с таблицей и озвучивается только непосредственно перед битвой. Хоть информация по количеству отрядов в каждой армии не разглашается, но любой игрок вправе узнать, каково общее количество всех отрядов у оппонента.
С этими листками есть один неоднозначный момент. Они безусловно необходимы в данной игровой механике и удобны. Всё лучше, чем использовать ширмы (терпеть их не могу в играх). Неоднозначность в том, что недобросовестному игроку здесь есть повод жульничать. Можно (и даже нужно) записывать количество вскрытых отрядов в армии во время боёв, но в зимнем раунде становится вообще непонятно, сколько отрядов в какую армию добавил оппонент. И тут возможны неотслеживаемые манипуляции. Я надеюсь, что нечестных настольщиков, тем более варгеймеров, нет на белом свете и все играют по правилам?
Помимо логистических изысков по перемещениям войск и обозов снабжения, мне ещё понравилась сама боёвка. Несмотря на простоту этой механики, здесь тоже есть где пораскинуть мозгами. Есть и блеф, и азарт, и тонкий расчёт. В какую очередь какую карту разыграть, чтобы и мощные карты по возможности сохранить, и одновременно с этим у оппонента побольше отрядов отнять. Тут всё на самом деле тонко и не без интеллектуального удовольствия от коктейля из азарта и просчёта. В боёвке много важных факторов, которые, на первый взгляд, не бросаются в глаза. Помимо выбора сектора с мастью, важно ещё следить, а куда оппоненты обычно ставят фишки? А если будет два-три боя и я атакую? В какой последовательности их разыгрывать и сколько, и какие карты тратить на тот или иной бой? А если я обороняюсь? Может, лучше не рисковать и отступить слегка побитым, но сохранить позиции? Или ударить со всей силы, тратя драгоценные карты здесь и сейчас? В боях тоже немало размышлений — и всё это увлекает.
Глобального азарта добавляют те самые жетоны ПО в пуле. Происходит этакое перетягивание канатов и балансирование сил. На стратегическом уровне очень важно держать равновесие по отношению к сопартийцам. Где-то в нужный момент поддержать союзника и даже оказать ему помощь в виде субсидий (передача тактических карт), а где-то, наоборот, надавить на него, ослабив натиск на врага. Словно ослабить поводок у вырывающего из рук пса.
А ведь есть ещё фаза политики. И там тоже взвешивание в голове. Какую карту отправлять? И отправлять ли вообще? Может, лучше сохранить для боёв или на следующую фазу политики? Тоже вопросы, тоже размышления.
И вот при кажущейся внешней простоте мы уже видим, что глубины в игре хватает, чтобы быть интересной и захватывающей. И она действительно захватывает. Подпитывают это вкусное блюдо и различные приправы. В виде дипломатии, временных договоров, субсидий, выборов, курфюрстов, гусар и прочей мелочёвки.
Довольно интересный и сеттинг у игры. Сама завязка. После ознакомления с «Марией» может проявиться интерес к данному историческому периоду и локациям. Мне, например, стала интересна биография и судьба командующих армиями. Конечно, автором игры — Ричардом Сивелем — были сделаны некоторые допущения и упрощения в угоду геймплея, но это данная необходимость, которая не сильно смазывает историческую подоплёку игры.
Правила несложные. Освоение происходит чуть ли не на лету. Время партии довольно сильно может варьироваться. Обычно уходит часа 2–3, но как-то была партия, где мы доиграли до зимы 1744 года и потратили на это пять часов.
Рекомендую «Марию» всем любителям варгеймов и тем, кто хочет попробовать что-то новенькое. Хоть игра довольно старенькая, но по механикам выглядит свежо и даже необычно. Вот такой вот парадокс.
P. S. Очень хочу сыграть во «Фридриха» (игру-предшественницу «Марии»), но всё никак не доберусь до правил. Как сыграю, напишу отчёт.
До новых встреч в новых записях. Всем спасибо и пока!