Приветствую любителей настольных игр. Меня зовут Алексей. Я счастливый отец двух прекрасных малышей, одному из которых уже стукнуло пять лет, и он с огромным удовольствием разделяет моё хобби – увлекается настольными играми. В своей первой статье я рассказал о том, как мне удалось помочь сыну Валентину разобраться в классическом колодострое "Звёздные империи". Я не мог оставить без внимания просьбу одного из комментирующих рассказать об адаптации "Крыльев" к игре с ребёнком в нашей семье. Хочу отметить сразу: я не пытался объяснить ему правила оригинальной игры, так как считаю их довольно непростыми для понимания в столь юном возрасте. Зато адаптация их под относительно новый геймплей оказалась отличной идеей. Обо всех шагах к успешной партии в "Маленькие Крылья" далее в статье.
Немного о личном
"Крылья" стали одной из первых семейных игр в коллекции. Впервые мне довелось попробовать эту ныне любимую всем сердцем игру в стиме. Электронная версия показалась сначала сложной и запутанной, но со временем удалось успешно разобраться в механиках, подсадить на игру жену и рубиться по вечерам за одним компьютером. А вот эстетическая сторона исполнения оригинальной настолки стала ключевым фактором в решении её приобрести. Я, когда увидел впервые кормушку и компоненты, влюбился в это всё, что передумать было уже нельзя. В итоге одним зимним вечером супруга сделала мне подарок, который по-прежнему достается с полок, причем не только для игры друг с другом, но и для адаптированной детской версии досуга.
Стоит сразу оговориться, что "Крылья" для ребёнка задействовали от кор-геймплея минимальное количество элементов. По сути мы вроде бы так же кормим птичек, располагаем их в ареалах, делая всё это ради набора очков, но с совершенно другими сопутствующими механиками. Активные свойства на картах остались для взрослых посиделок, зато адаптированная нами версия учит счёту, распределению ресурсов и, что неожиданно, умению находить общие черты у птичек, участвующих в игре (и это не просто так, а вполне себе весомая геймплейная особенность). Да и от соревновательного момента здесь ничего не осталось. Новый геймплей "птичек" направлен на созидание, развитие творческого и логического мышления, умение планировать и распределять ресурсы.
Прикосновение к прекрасному
Вы брали в руки "Крылья"? Коробку, правила, планшеты, карты, компоненты? Они тактильно доставляют невероятное удовольствие будто бы от чего-то очень люксового, но при этом по-домашнему уютного. Ребёнок вряд ли это понимает, но красоту чувствует очень хорошо. Порой можно просто сидеть и разглядывать птичек, или играть с маленькими яичками, или даже просто наслаждаться звуком кубов, вываливающихся из кормушки. Эстетика скрывается и в самой теме игры, ведь мы имеем дело с природой. Живой мир вокруг нас, а мы его часть, которая взаимодействует с локациями и их обитателями. Так же мы выступает в роли исследователя, ведь любознательному маленькому игроку интересно слушать о разных птичках факты, которые авторами были любезно оставлены прямо после описания эффекта карты.
В рассказе о том, как удалось привлечь к игре сына, мне захотелось начать именно с эстетического момента, ведь исключительно потрясающие по своему исполнению и красоте игровые элементы привлекли внимание юного настольщика. Умение видеть и осязать прекрасное в столь юном возрасте – важнейшая часть общего развития ребёнка.
Вкусное начало партии
Раскрыв перед собой игровой планшет, мы начинаем путь по нашему заповеднику. По классическим правилам "Крыльев" на старте игры мы участвуем в небольшом драфте: набираем в количестве пяти штук суммарно карты и корм. Здесь же я раздаю пять карт птичек и пять разных видов корма. Моему сыну необходимо распределить полученный корм по тем птичкам, которых он хотел бы покормить и выпустить на планшет. Да, к сожалению еды хватит не на всех, но эту ситуацию мы ещё постараемся исправить. Настало время выпускать птенцов на волю.
В этот момент включается развитие ребёнка в вопросе ориентирования по довольно непростому интерфейсу карточки. Ему приходится запоминать, где располагаются требования по пище, где находится значок ареала, ведь нам важно выпустить птичку в правильное место, а также оценить количество вероятных яичек, которые можно будет положить на карту, не говоря уж о победных очках. И важно не только помнить это, но и умело анализировать.
В любом случае, первые обитатели заповедника на своих местах! Еды не осталось, зато в руку мы добрали карты до пяти в сумме. И вот у нас снова целый набор из разноцветных пернатых, жаждущих хорошенько покушать и отправиться бороздить бескрайние просторы планшета. И в этот момент в игру включается любимая мною кормушка и восемь оригинальных маленьких кубиков отсчёта ходов на раунд. В нашем случае они являются лимитом на переброс кубов в кормушке. Если там не зарандомилась нужная еда, то тратим кубик и смотрим на новую еду. По итогу игра подойдет к концу, когда кубиков не останется вообще.
Получив в своё распоряжение целую кормушку, ребёнок оценивает сложившуюся ситуацию, анализирует требования своих карт и решает, какая вкусняшка ему больше всего необходима. Сразу оговоримся, что тянуть из кормушки то, что не нужно ни одной из птичек, мы не будем. Брать лишнюю еду – тоже. Если вам пригождаются рыбки и червячки, но ни одной птичке не нужна ягодка, то её мы оставляем в кормушке. Если мы не можем прокормить птичку, то частично еду ей тоже не несём – пускай ждёт своего момента, ведь вскоре на руки может попасть карта, которой этого корма будет достаточно.
После обдумывания и взятия нужной пищи обращаемся вновь к нашему планшету и картам, которые удалось покормить. Здесь наступает не просто фаза размещения, а нечто очень милое и забавное, что мы выдумали вместе совершенно случайно и спонтанно.
Крылатые фразы, или кто как чик-чирикает
Думаю, многие замечали, что дети очень похожи на своих родителей. Внешне, характером, ещё какими-то особенностями. Первое же чаще всего бросается в глаза. А замечали ли вы, что среди птичек из "Крыльев" немало тех, кто тоже друг на друга очень похож. Как-то так у нас сложилось с сыном, что, если он видит какого-то маленького зверька, то называет его "малышом", а если рядом есть более крупный представитель этого же вида, то говорит, что это его мама или папа, причем неважно, так это или нет.
В "Крыльях" эта идея сопоставления родилась сама собой. Валентин начал показывать, что некоторые птички действительно схожи, а вот этот маленький птенчик является ребёнком вон того, что побольше. А за ними еще и "папа" сидит на ветке. И такая забавная идея переросла в ещё один геймплейный момент адаптированных "Крыльев": при размещении новых птичек Валентин пытается найти другую птицу на планшете, которая может быть его "мамой". Причем он не просто так тыкает пальцем в случайную, а пытается обосновать, почему это так. Я же слушаю его мнение, и, если оно вполне логично и обоснованно, кладу на каждую из птичек по яичку (чаще всего, так и случается). В ход идут любые аргументы, от схожего цвета оперения до формы клюва и позы сидения на ветке. Ура, мы заработали дополнительные очки! Но на этом ещё не всё. Сможет ли мой малыш вспомнить к концу игры, кого он назвал мамой и малышом? За правильные воспоминания можно наградить еще победными очками.
Цыплят по осени считают
Зачем в этой игре мы вообще считаем очки? Естественно, чтобы соревноваться с самими собой по их набору! Неплохая тренировка для ребёнка в вопросе правильного восприятия собственного результата. Если удалось превзойти самого себя, то это полнейший восторг! Если же по счёту не удалось вырваться вперёд, то стоит отметить удачные моменты этой партии и признать, что в прошлой всё сложилось очень удачно. Поражение самому себе здесь – не причина расстраиваться.
В конце игры учитываются очки с карточек птиц и полученные яички в ходе викторины "кто твоя мама?" вкупе с попытками сопоставить эти связи в конце партии. Предоставляем возможность посчитать итоговые очки ребёнку. Если сложно, то помогаем в сложении чисел. По крайней мере Валентину удается складывать некрупные числа, а также считать количество яичек на картах.
Вместо заключения
Как будто бы "Крылья" перестали быть собой в геймплейном плане. И я с этим соглашусь, однако останусь при мнении, что игра, обретя лёгкость для понимания со стороны пятилетнего ребёнка, раскрылась по-новому. Без строительства движка, без тонкого расчёта, без стремления к личным и раундным целям она всё равно остаётся похожа на саму себя и обретает несколько геймплейных хоумрулов, вписывающихся в концепцию и тему. И самое главное то, что это нравится ребёнку.
Он чувствует, что это тоже теперь одна из его игр, причем любимых и часто доставаемых с полки. Геймплейные идеи по развитию и добавлению новых особенностей могут быть безграничны. Мы как-то пробовали играть с картами игровых целей. Было довольно весело подбирать птичек по определенному размаху крыльев, благо с цифрами мы уже дружим, или же подыскивать новосёлов исключительно в определённую зону.
Я благодарен всем за уделённое этой статье время. Спасибо всем, кто разделяет наше стремление расширять игровой кругозор. Дети – наше будущее, поэтому прививать им любовь к прекрасному, доброму и увлекательному – лучшая цель, которую могут преследовать родители. Проводите больше времени за любимыми занятиями со своими сорванцами. Берите их под своё крыло и открывайте огромный волшебный мир настольных игр вместе.
Фотоматериалы к статье взяты из открытых источников.